Формирование функциональной грамотности

Хаврушина Лариса Валерьевна

На данной странице размещены задания по формированию функциональной грамотности на уроках  обществознания и истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_po_funktsionalnoy_gramotnosti_9_klass.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

Задания по формированию читательской грамотности

Сроки, в которые Россия победит пандемию, зависят от двух факторов: насколько быстро будут расти темпы вакцинации и насколько быстро пресекут в стране практику фальсифицирования сертификатов о вакцинации. Об этом сообщает rg.ru со ссылкой на вице-премьера правительства РФ Татьяну Голикову.
   «Для размыкания цепочки распространения коронавируса, в стране нужно наращивать вакцинацию и одновременно быстро пресекать любые попытки фальсифицировать сертификаты. Именно от этого зависят сроки окончания пандемии в России», — сообщила Голикова на заседании оперативного штаба по борьбе с распространением коронавируса.
Напомним, в России сейчас действует нерабочая неделя, цель которой — остановить рост заболеваемости коронавирусом. По окончании нерабочих дней все регионы сохранят ограничительные меры и требования о предъявлении QR-кодов вакцинированного или переболевшего.
   Как сообщила Татьяна Голиковой, сложнее всего обстановка с распространением коронавирусной инфекции сегодня в десяти субъектах России. Это Белгородская, Саратовская, Тюменская, Челябинская, Ярославская и Магаданская области, а также Красноярский край, Татарстан, Тыва и Чувашия.

ЗАДАНИЯ

1. Озаглавьте текст.

Как победить пандемию

2. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

1. Факторы победы над пандемией.

2. Что необходимо для остановки короновируса?

3. Регионы, со сложной обстановкой с распространением инфекции.  

3.Укажите цель нерабочей недели – остановить рост заболеваемости короновирусом.

4. Какие факторы победы над пандемией называет вице-премьер правительства РФ Т.Голикова?

1. Рост темпов вакцинации.

2. Пресечение в стране практики фальсифицирования сертификатов о вакцинации.

5. Выберите верные суждения по тексту.

1.  Сроки, в которые Россия победит пандемию, зависят от двух факторов: как быстро будут расти темпы вакцинации и насколько быстро пресекут в стране практику фальсифицирования сертификатов о вакцинации.

2. Цель нерабочей недели – осенние каникулы для всех.

3. Чтобы остановить короновирус, необходимо наращивать вакцинацию.

4. После нерабочих дней регионы сохранят ограничительные меры и требования.

5. Покупка сертификатов способствует улучшению обстановки в борьбе с пандемией.

Ответы: 134

6. Задание на исключение неправильных ответов

1. Сложная обстановка с распространением коронавирусной инфекции сегодня в десяти субъектах России.

2. Чтобы остановить короновирус необходимо отменить вакцинацию.

3. Цель нерабочей недели – осенние каникулы для всех.

4. По окончании нерабочих дней все регионы сохранят ограничительные меры и требования о предъявлении QR-кодов вакцинированного или переболевшего.
Ответы: 23

7. Верно ли следующее суждение, что после окончания нерабочей недели регионы отменят ограничительные меры? Аргументируйте с опорой на текст

Ответ: не верно. Все регионы сохранят ограничительные меры и требования о предъявлении QR-кодов вакцинированного или переболевшего.
8. Приведите в соответствие термин и определение:

Термины

Определения

А. Вакцинация

1. Респираторный вирус (возбудитель ОРВИ). Он передается главным образом воздушно-капельным путем. 

Б. Сертификат

2. Заражение живых организмов микроорганизмами (бактериями, грибами, простейшими)

В. Короновирус

3.Введение в организм человека медицинских иммунобиологических препаратов для создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням.

Г. Инфекция

4. Процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя и потребителя организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

Д. Пандемия

5. простейшая форма жизни, микроскопическая частица, представляющая собой молекулы нуклеиновых кислот (ДНК или РНК), заключенные в белковую оболочку (капсид) и способные инфицировать живые организмы.

6. Наиболее опасная форма, то есть эпидемия, охватывающая подавляющую часть мира.

А

Б

В

Г

Д

3

4

1

2

6

9. Составьте список мер, с опорой на текст и социальные знания, позволяющих победить пандемию ( не менее 3-х)

Ответ: вакцинация, пресечение практики фальсификации сертификатов о вакцинации, экспресс-тестирование, самоизоляция, санитарная обработка.

10. Конституция Российской Федерации содержит положения о ценностях здоровья и сохранения здоровой окружающей среды для граждан. На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения этой характеристики.

(Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.)

11.На основе текста и используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть тему «Действия органов государственной власти в условиях пандемии». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1.  Определение пандемии.

2. Государственные органы власти, ответственные за борьбу с пандемией.

а) Роспотребнадзор

б) федеральные министерства и ведомства

в) региональные министерства и ведомства

г) местные органы власти

3. Меры борьбы с пандемией.

а) вакцинация

б) масочный режим

в) санитарная обработка

Зад. 2. В этом году Путин не только вновь отменил прием, но и впервые на праздник прилетел из Сочи в Севастополь. Президент возложил цветы на мемориальном комплексе, открытом в апреле по его инициативе и посвященном окончанию Гражданской войны. Монумент представляет собой две мужские фигуры, олицетворяющие противоборствующие стороны, и возвышающуюся над ними статую — образ матери-России, призывающей к примирению своих сыновей.

В поздравительной речи Путин говорил про патриотизм, напомнил об истоках праздника — когда народ, объединившись в ополчение Минина и Пожарского, «отстоял родную землю», «избавился от интервентов, захватчиков и предателей», «восстановил сильную власть», «положил конец междоусобным склокам», «взял на себя ответственность за спасение страны и открыл дорогу для возрождения и укрепление России». Однако впервые президент уделил особое значение Гражданской войне.

«Были периоды, когда единство народа подтачивалось тяжелейшими историческими событиями и испытаниями. Такими, как революция 1917 года и новая страшная смута — Гражданская война. В 1920 году совсем недалеко отсюда отправлялись пароходы, увозившие тех, кто покидал родину, уходил в эмиграцию. Безусловно, большинство из них было патриотами России и искренне любило ее. Так же, как и те, кто остался, чтобы строить новую страну и, как они думали, лучшую жизнь», — отметил Путин.

По словам президента, крымская земля, «политая кровью русских солдат, хранит память и боль» тех событий. Она будет «вечным символом не только трагедии братоубийственного конфликта, но и, что особенно важно, последующего примирения, торжества исторической правды и справедливости».

Путин заявил, что сейчас страна «вновь обрела историческое единство». «Эту живую неразрывную связь особенно остро чувствуешь здесь, в Севастополе, Крыму. Они навсегда теперь с Россией, поскольку такова суверенная, свободная, непреклонная воля людей, всего нашего народа», — добавил президент и поздравил всех россиян с праздником.

Путин выбрал Крым местом для речи на День народного единства, чтобы показать, что надо закончить гражданскую войну в головах россиян

ЗАДАНИЯ

1. Озаглавьте текст.

День народного единства – окончание Гражданской войны

2. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

1. Посещение Президентом Севастополя.

2. Истоки праздника. 

3. Новая Смута – Гражданская война.

4. Историческое единство народа.

3. Назовите истоки праздника по тексту

1. Когда народ, объединившись в ополчение Минина и Пожарского, «отстоял родную землю», «избавился от интервентов, захватчиков и предателей», «восстановил сильную власть», «положил конец междоусобным склокам», «взял на себя ответственность за спасение страны и открыл дорогу для возрождения и укрепление России».

4. О каких тяжелейшие исторических событий и испытаний говорит В.В.Путин?

Революция 1917 года и новая страшная смута — Гражданская война.

5. Чем важна по словам Президента крымская земля?  -крымская земля, «политая кровью русских солдат, хранит память и боль» тех событий. Она будет «вечным символом не только трагедии братоубийственного конфликта, но и, что особенно важно, последующего примирения, торжества исторической правды и справедливости».

6. Выберите верные суждения по тексту.

1. День народного единства В.В.Путин отмечал в Москве.

2. Впервые президент уделил особое значение Гражданской войне.

3. Путин выбрал Крым местом для речи на День народного единства.

4. Праздник посвящен исторической дате. А именно тому, как в 1612 году народное ополчение во главе с земским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским (памятник им стоит возле храма Василия Блаженного на Красной площади) освободило Москву от польских оккупантов.

Ответ: 234

7. Задание на исключение неправильных ответов

1. Путин ради праздника прилетел из Сочи в Севастополь.

2. По словам президента, крымская земля не была «символом братоубийственной войны»

3. Те, кто покидал Родину, по словам Путина «не были патриотами России и не любили ее».

4. Путин заявил, что сейчас страна «вновь обрела историческое единство».

Ответ: 23

8. Приведите в соответствие термин и определение:

Термин

Определение

А. Смута

1. Наиболее острая форма разрешения накопившихся социальных противоречий внутри государства, которая проявляется в виде крупномасштабного вооружённого противостояния между организованными группами или, реже, между нациями, входившими в состав ранее единой страны.

Б. Гражданская война

2.Период в истории России с 1598 года по 1613 год, ознаменованный стихийными бедствиями, гражданской войной, русско-польской и русско-шведской войнами, тяжелейшими государственно-политическим и социально-экономическим кризисами

В. Патриотизм

3. Наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия

Г. Ополчение

4. Любовь к своей Родине, желание послужить своему народу и государству.

5. Одна из форм участия народных масс в вооружённой защите государства. 

А

Б

В

Г

2

1

4

5