Курсы в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения для учащихся 9,10,11 классов

Хаврушина Лариса Валерьевна

Курсы в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения для учащихся 9,10,11 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6» города Когалыма

(МАОУ «Средняя школа № 6»)

ПРИКАЗ

02.09.2019

№ 439

Об утверждении рабочих программ по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), программ элективных курсов, программ внеурочной деятельности и дополнительного образования в 2019-2020 учебном году

        С целью обеспечения достижений обучающимися результатов освоения Образовательной программы школы, утверждённой приказом директора МБОУ «Средняя школа № 6» от 22.09.2010 № 441, основной образовательной программы начального общего образования, утвержденной приказом директора МБОУ «Средняя школа № 6» от 05.11.2014 № 605, основной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом директора МАОУ «Средняя школа №6» от 22.06.2015 № 350,  на основании служебных записок заместителей директора Емчук Е.Н., Капитоновой Л.У., Романенко О.В., Ефановой В.П., Кобелевой С.В., Мамедовой С.А., Блонской Л.Х., Копачевой О.А.

ПРИКАЗЫВАЮ:

1.Утвердить рабочие программы по всем предметам учебного плана школы на 2019-2020 учебный год:

- русскому языку и литературе, родному (русскому) языку и родной (русской) литературе (приложение 1);

- иностранному языку (приложение 2);

- математике, информатике, физике, астрономии, (приложение 3);

- химии, биологии, экологии, географии (приложение 4);

- технологии, музыке, ИЗО (приложение 5);

- истории, обществознанию, экономике, праву, физической культуре, ОБЖ, ОЗОО (приложение 7);

- математике, русскому языку, литературному чтению, родному (русскому) языку, литературному чтению на родном (русском) языке, окружающему миру, ИЗО, технологии, ОБЖ (приложение 8).

2. Утвердить программы внеурочной деятельности (приложение 9).

3. Утвердить программы элективных курсов (приложение 10).

4. Утвердить программы индивидуального обучения на дому (приложение 11).

5.Контроль за прохождением программ возложить на заместителей директора Капитонову Л.У., Романенко О.В., Копачеву О.А.

Директор                                           О.И.Дзюба

Ознакомлены:

_______

Л.У.Капитонова

«____»  ____2019

_______

О.В.Романенко

«____»  ____2019

_______

О.А.Копачева

«____»  ____2019

Исполнитель                                    О.В.Романенко

Приложение № 1

к приказу МАОУ "Средняя школа № 6"

от 02.09.2019 № 439

Рабочие программы учителей – предметников

Ф.И.О. учителя

Предмет

Класс

Агеева Т.А.

Русский язык

Литература

6в,8г,9д,10а,11в

Бабич С.П.

Русский язык

Литература

7б,8д,9б,11б (с/г; х/б)

Дзюба О.И.

Русский язык

Литература

Зенина О.М,

Русский язык

Литература

5г,5д,7в

Капитонова Л.У.

Русский язык

Литература

8б (рус., родн. рус)

Иванова Ж.Н.

Русский язык

Литература

5в,8в,11в

Шарафиева Р.И.

Русский язык

Литература

6б (рус., родн. рус),7г,7д,9г

Парасотка О.В.

Русский язык

Литература

5а,7а,10б (х/б; с/г), 11а

Юричка М.Ю.

Русский язык

Литература

6г,6д,9в,10в

Шевич О.С.

Русский язык

Литература

5б,6б,8а

Приложение № 2

к приказу МАОУ "Средняя школа № 6"

от 02.09.2019 № 439

Рабочие программы учителей – предметников

ФИО учителя

Предмет

Класс

Пальчук А.Н.

Английский язык

2а,3б,3в,3д,4а,4б,4в,4г,

5б,5в,5д,6д,8д

Гранковская А.А.

Английский язык

7б,7в,8в,8д,9г,11а,11б,

11в

Верхотурцева Г.А.

Английский язык

2д,3а,4б,5а,6а,6г,7г,8а,

8б,9а,10а

Мисриханова Ж.М.

Английский язык

2в,3г,3д,4в,4г,5б,5г,7а,

7д,9б,9в,10б

Романенко О.В.

Английский язык

2б,3а,8б,8г,9а

Нагаева Г.М.

Английский язык

5а,6в,8в,9б,9в,9г

Обухова А.В.

Английский язык

2г,3б,3в,4а,5в,6г,7б,9д,

10б,10в,11а,11б

Конина К.И.

Английский язык

2а,2б,2в,2г,2д,3г,5г,6а,

6б,6д,8г,9д

Приложение № 3

к приказу МАОУ "Средняя школа № 6"

от 02.09.2019 № 439

Рабочие программы учителей – предметников

Ф.И.О. учителя

Предмет

Класс

Протасова С.Н.

Математика

6в, 8бгд, 11а

Лиц Л.Ю.

Математика

5а, 7ав, 9ав, 10а

Сидорова О.В.

Математика

6ад, 7б, 9б, 11бв

Сухарева Н.И.

Математика

5бг, 9гд, 10бв

Хайруллина Л.А.

Математика

6бг, 7гд, 8ав

Филимонова Н.В.

Информатика, математика

8абвгд, 9абвгд, 5вд

Афанасьева А.А.

Информатика

7абвгд, 8абвгд, 9абвгд, 10абв, 11абв

Емчук Е.Н.

Информатика

7абвгд, 10абв, 11аб

Приложение № 4

к приказу МАОУ "Средняя школа № 6"

от 02.09.2019 № 439

Рабочие программы учителей – предметников

ФИО учителя

       Предмет

Класс

Андрийченко И.В.

Биология

Экология

ОЗОО

6б,6в,6г,6д,7а,7в,7г,7д,10а,10б (х/б; с/г),10в,11а,11б (х/б; с/г),11в

10б,11б

10а,10б,10в

Мамедова С.А.

Биология

6а,7б,9а,9б,9в,9г,9д

Парулина В.Ю.

Биология

5а,5б,5в,5г,5д

Заремская Л.А.

Химия

7а,7б,7в,7г,7д,8а,8б,9а,9б,9в,9д,10а,10б(х/б; с/г),11а,11б(х/б; с/г),11в

Ерастова А.А.

Биология, химия

8а,8б,8в,8г,8д

8в,8г,8д,9г,10в

Галиева З.Х.

Физика

Астрономия

7а,7б,7в,7г,7д,8а,8б,8в,8г,8д,10а (и/т),11в,11а (и/т)

11а,11б,11в

Иняшева Е.В.

Физика

9а,9б,9в,9г,9д,10а (индустр.),10б,11а (индустр.),11б

Жердина Н.Н.

География

7а,б; 8а,б,в,г,д; 9а,б,в,г,д; 10 а,б,в; 11 а,б,в

Ахматова М.А.

География

5 а,б,в,г,д; 6 а,б,в,г,д; 7 в,д,г

Приложение № 5

 к приказу МАОУ "Средняя школа № 6"

от 02.09.2019 № 439

Рабочие программы учителей – предметников

ФИО учителя

       Предмет

Класс

Мищук В.Ю.

Технология (технический труд)

5а,5б,5в,5г,5д;6а,6б,6в,6г,6д; 7а,7б,7в,7г,7д;8а,8б,8в,8г,8д.

Соснова Е.А.

Технология

(обслуживающий труд)

5а,6а,7а,7б,8а,8в,8д

Цуркан Р.Б.

Технология

(обслуживающий труд)

5б,5в,5г,5д; 6б,6в,6г,6д; 7в,7г,7д; 8б,8г

Лащенко Т.В.

Музыка

1а,1б,1в,1г,1д; 2а,2в; 3а,3б,3в,3г,3д; 6а,6б.6в,6г,6д; 7а,7б,7в,7г,7д; 8а,8б,8в,8г,8д

Блонская Л.Х.

Музыка

2б,2г,2д; 4а,4б,4в,4г; 5а,5б,5в,5г,5д

Ельцина Ю.Н

Изобразительное искусство

3а; 5а,5б,5в,5г,5д; 6а,6б,6в,6г,6д;

7а,7б,7в,7г,7д

Технология

Черчение

9а,9б,9в,9г,9д

Приложение № 6

к приказу МАОУ "Средняя школа № 6"

от 02.09.2019 № 439

Рабочие программы учителей – предметников

Ф.И.О. учителя

Предмет

Класс

Колесников Е.Б.

История

Обществознание

11а,б,в; 6г,д; 5 б,в,г,д

11 а,б,в

Урбанович И.В.

История

Обществознание

Право

7 а,б; 9 а,б,в,д

7 а,б; 9 а,б,в,д

10 б, 11б

Хаврушина Л.В.

История

Обществознание

5а, 6а, 7в,г,10 а,б,в,9г

7в, 10 а,б,в,9г

Приходько В.И.

История

Обществознание

Экономика

8 а,б,в,г,д; 6 б,в

8 а,б,в,г,д

10б, 11б

Иванов А.С.

История

Обществознание

7 д

6 а,б,в,г,д; 7 г,д

Приложение № 7

 к приказу МАОУ "Средняя школа № 6"

02.09.2019 № 439

Рабочие программы учителей-предметников

Ф.И.О. учителя

Предмет

Класс

Махдиев Ш.Ч.

Физическая культура

9  а, б, в, д; 10  а, б, в; 11  а, б,в.

Самарин А.Н.

Физическая культура

3 – а, б, в, г; 5 – а, в; 7 – а, б, в.

Устимкин В.С.

Физическая культура

2а,б,в,г,д, 4а,б,г

Падерин А.А.

Физическая культура

1а,б,в,г,д, 3д

Сухарев М.С.

ОБЖ

физическая культура

ОЗОО

8 а, б, в, г, д; 9 а, б, в, г, д; 10 а, б, в; 11 а, б, в.

10 а,б,в

10 а,б,в

Сухарев А.С.

Физическая культура

4в; 5  б, г, д; 6 б, в, д; 11  а, б; 9 г

Приложение № 8

 к приказу МАОУ "Средняя школа № 6"

02.09.2019 № 439

ФИО учителя

Предмет

Класс

Анисимова Е.В.

Русский язык

Математика

Литературное чтение Окружающий мир

Родной (русский) язык

Литературное чтение на родном (русском) языке

3а  

3а  

3а  

Чепижко С.А.

Русский язык

Математика

Литературное чтение

Технология  

Окружающий мир

Изобразительное искусство

Родной (русский) язык

Литературное чтение на родном (русском) языке

1б, 3б

1б, 3б

1б, 3б

1б, 3б

Сабирова Н.Ш.

Русский язык

Математика

Литературное чтение

Технология

Окружающий мир

Изобразительное искусство

Родной (русский) язык

Литературное чтение на родном (русском) языке

ОРКСЭ (Основы светской этики)

1г      

1г  

 

4кл.

Назарова О.Н.

Русский язык

Математика

Литературное чтение

Технология

Окружающий мир

Изобразительное искусство

Родной (русский) язык

Литературное чтение на родном (русском) языке

ОРКСЭ (Основы православной культуры)

4кл.

Иващенко И.И.

Русский язык

Математика

Литературное чтение

Технология

Окружающий мир

Изобразительное искусство

ОРКСЭ (Основы религиозных культур)

4кл.

Назмиева Н.Ю.

Русский язык

Математика

Литературное чтение

Технология

Окружающий мир

Изобразительное искусство

Родной (русский) язык

Литературное чтение на родном (русском) языке

ОРКСЭ (Основы православной культуры)

4кл

Мордвинова Н.В.

Русский язык

Математика

Литературное чтение

Технология

Окружающий мир

Родной (русский) язык

Литературное чтение на родном (русском) языке

Вагнер Н.П.

Русский язык

Математика

Литературное чтение

Окружающий мир

Изобразительное искусство

Технология

Родной (русский) язык

Литературное чтение на родном (русском) языке

ОРКСЭ (Основы исламской культуры

4кл.

Юмагузина Г.М.

Русский язык

Математика

Литературное чтение

Технология

Окружающий мир

Изобразительное искусство

Родной (русский) язык

Литературное чтение на родном (русском) языке

3в, 1д

3в, 1д

3в, 1д

3в, 1д

3в, 1д

3в, 1д

3в, 1д

3в, 1д

Рахимова А.А.

Русский язык

Математика

Литературное чтение

Технология

Окружающий мир

Изобразительное искусство

Родной (русский) язык

Литературное чтение на родном (русском) языке

Копачева О.А.

Русский язык

Литературное чтение

Родной (русский) язык

Литературное чтение на родном (русском) языке

 

Серкина В.Л.

Русский язык

Математика

Литературное чтение

Технология  

Окружающий мир

Изобразительное искусство

Родной (русский) язык

Литературное чтение на родном (русском) языке

Танью О.В.

Русский язык

Математика

Литературное чтение

Технология

Окружающий мир

Изобразительное искусство

Родной (русский) язык

Литературное чтение на родном (русском) языке

Исакова Ж.М.

Русский язык

Математика

Литературное чтение

Технология

 Окружающий мир

Изобразительное искусство

Родной (русский) язык

Литературное чтение на родном (русском) языке

Магасумова Э.С.

Русский язык

Математика

Литературное чтение

Технология

Окружающий мир

Изобразительное

искусство

Родной (русский) язык

Литературное чтение на родном (русском) языке

 3д

 3д

 3д

 3д

 3д

 3д

 3д

 3д

Зулумханова З.К.

Русский язык

Математика

Литературное чтение

Технология

Окружающий мир

Изобразительное искусство

Родной (русский) язык

Литературное чтение на родном (русском) языке

Приложение № 9

к приказу МАОУ "Средняя школа № 6"

Приложение № 9

к приказу МАОУ "Средняя школа № 6"

02.09.2019 № 439

от 31.08.2017 № 375

Программы внеурочной деятельности в 1-4 классах

п/п

Ф.И.О.

учителя

Название программ

Класс

Зенина О.М.

Танцевально-спортивная студия «Ритмика»

1а,б,в,г,д,2а,б,в,г,д

Лащенко Т.В.

Хоровая студия

1а,б,в,г,д,2а,б,в,г,д

Магасумова Э.С.

Интеллектуальный клуб «Умники и умницы»

Исакова Ж.М.

Танью О.В

Серкина В.Л.

Бухтиярова И.В.

Анисимова Е.В.

Чепижко С.А.

Сабирова Н.Ш.

Зулумханова З.К.

Назарова О.Н.

Иващенко И.И.

Вагнер Н.П.

Ряполова И.С.

Назмиева Н.Ю.

Юмагузина Г.М.

3в,1д

Рахимова А.А.

Копачева О.А

Танью О.В.

Шахматный клуб

«Шахматы в начальной школе»

4а,4б,2б,2в,3в,3г

Назарова О.Н.

Мордвинова Н.В.

 2г

Иняшева Е.В.

3а,1б, 1в

Иващенко И.И.

2а, 3б, 1г,1д

Назмиева Н.Ю.

Исакова Ж.М.

4в, 4г

Магасумова Э.С.

Иващенко И.И.

Вагнер Н.П.

Ряполова И.С.

Мордвинова Н.В.

Назмиева Н.Ю.

Анисимова Е.В.

Рахимова А.А.

Юмагузина Г.М.

Копачева О.А.

Чепижко С.А.

Магасумова Э.С.

Сабирова Н.Ш.

Зулумханова З.К.

Назарова О.Н.

Социокультурные истоки

3в, 1д

 3б

Филологическая студия

Серкина В.Л.

Детская риторика

Танью О.В.

Магасумова Э.С.

Чепижко С.А.

Анисимова Е.В.

Исакова Ж.М.

Школа развития речи

Анисимова Е.В.

Занимательный русский язык

Мордвинова Н.В.

Скорочтение и развитие интеллекта

7.

Творческая мастерская

Магасумова Э.С.

Учусь создавать проект

 3д

Исакова Ж.М.

Танью О.В.

Серкина В.Л.

Бухтиярова И.В.

Чепижко С.А.

Сабирова Н.Ш.

Зулумханова З.К.

Назарова О.Н.

Иващенко И.И.

Вагнер Н.П.

Ряполова И. С.

Назмиева Н.Ю.

Юмагузина Г.М.

3в, 1д

Копачева О.А

Рахимова А.А.

Мордвинова Н.В.

Пластилинография

Ельцина Ю.Н.

Нетрадиционные техники рисования «Мы творцы»

8.

Клуб любителей здорового образа жизни

Рахимова А.А.

 

Азбука здоровья

Магасумова Э.С.

Юмагузина Г М.

Бухтиярова И.В.

Детский волейбол

Танью О.В.

4б,4а, 3б

Исакова Ж.М

Юмагузина Г М.

Программы внеурочной деятельности 5-9 классы

п/п

Ф.И.О.

Название программ

Класс

5 классы

Парасотка О.В.

Социокультурные истоки

Шевич О.С.

Социокультурные истоки

Иванова Ж.Н.

Социокультурные истоки

Зенина О.М.

Социокультурные истоки

5в,д

Приходько В.И.

Шахматы

5а,б,в,г,д

Лиц Л.Ю.

Занимательная математика

Сухарева Н.И.

Занимательная математика

Филимонова Н.В.

Занимательная математика

Сухарева Н.И.

Занимательная математика

Филимонова Н.В.

Занимательная математика

Соснова Е.А.

Хэнд-мэйд

Цуркан Р.Б.

Хэнд-мэйд

5 б, в, д

Парулина В.Ю.

Я принимаю вызов

5  г, д

Танью О.В.

Пионер бол

5 б,г

Самарин А.Н.

ОФП

5а,в

6 классы

Сидорова О.В.

Занимательная математика

6а,г

Протасова С.Н.

Занимательная математика

Хайруллина Л.А.

Занимательная математика

6б, д

 Польских Е.А.

Социокультурные истоки

Шарафиева Р.И.

Социокультурные истоки

Агеева Т.А.

Социокультурные исто

6 в

Юричка М.Ю.

Социокультурные истоки

6г,д

Соснова Е.А.

Шахматы

Хайруллина Л.А.

Шахматы

Агеева Т.А.

Шахматы

Обухова А.В.

Шахматы

Юричка М.Ю.

Шахматы

Цуркан Р.Б.

Хэнд-мэйд

6 б,в,г,д

Соснова Е.А.

Хэнд-мэйд

Зайкова О.М.

Я принимаю вызов

6 а,г

Сухарев А.С.

ОФП

6 б,в,д

7 классы

Лиц Л.Ю.

Занимательная математика

7а,в

Сидорова О.В.

Занимательная математика

Хайруллина Л.А.

Занимательная математика

7 г, д

Польских Е.А.

Социокультурные истоки

7 а, г

Бабич С.П.

Социокультурные истоки

Зенина О.М.

Социокультурные истоки

Шарафиева Р.И.

Социокультурные истоки

Цуркан Р.Б.

Хэнд-мэйд

7в,г,д

Соснова Е.А.

Хэнд-мэйд

7а,б

Усольцева Е.А.

Шахматы

7а,б,в,г,д

Андрийченко И.В.

Биологическая лаборатория

7а,в,г,д

Мамедова С.А.

Биологическая лаборатория

8 классы

Хайруллина Л.А.

«В мире финансовой математики»

8 в

Протасова С.Н.

«В мире финансовой математики»

Протасова С.Н.

«В мире финансовой математики»

Польских Е.А.

Социокультурные истоки

8 а, г

Капитонова Л.У.

Социокультурные истоки

8 б

Иванова Ж.К.

Социокультурные истоки

8 в

Бабич С.П.

Социокультурные истоки

8 д

Приходько В.И.

Шахматы

8

Жердина Н.Н.

Практическая география

8

9 класс

Лиц Л.Ю.

«Решение нестандартных задач»

9 в

Сухарева Н.И.

«Решение нестандартных задач»

9 г, д

Польских Е.А.

Социокультурные истоки

9 а, г

Бабич С.П.

Социокультурные истоки

9 б

Юричка М.Ю.

Социокультурные истоки

9 в

Агеева Т.А.

Социокультурные истоки

9 д

Иняшева Е.В.

Шахматы

9 а,б,в,г,д

Жердина Н.Н.

Практическая география

9 а,б,в,г,д

Программы внеурочной деятельности (профильная направленность) 8-9 классы

№ п/п

Название курса

Учитель

«Решение нестандартных задач»

Лиц Л.Ю.

«Занимательная физика»

Иняшева Е.В., Галиева З.Х.

«Химия»

Заремская Л.А.

«Основы медицины»

Мамедова С.А., Андрийченко И.В.

«Человек и общество»

Урбанович И.В., Приходько В.И.

«Избранные вопросы синтаксиса»

Агеева Т.А., Капитонова Л.У.

«Избранные вопросы математики»

Сидорова О.В., Протасова С.Н.

«Алгоритмика»

Афанасьева А.А., Емчук Е.Н.

Приложение № 10

к приказу МАОУ "Средняя школа № 6"

от 02.09.2019 № 439

Элективные курсы 10 класс

№ п/п

Название курса

Учитель

Методы решения физических задач

Иняшева Е.В.

Решение задач по химии

Заремская Л.А

Увлекательные уроки программирования

Афанасьева А.А.

Генетика и геномика человека

Андрийченко И.В.

Абсолютная грамотность

Агеева Т.А.

Уравнения: от простого к сложному

Лиц Л.Ю.

Избранные вопросы математики

Сухарева Н.И.

Актуальные вопросы обществознания

Хаврушина Л.В.

Учимся писать сочинение по литературе

Юричка М.Ю.

Стилистика в курсе русского языка

Парасотка О.В.

Элективные курсы 11 класс

№ п/п

Название курса

Учитель

Современные Web-технологии (и\т)

Емчук Е.Н.

Биология растений, грибов, лишайников

Андрийченко И.В.

Методы решения физических задач

Иняшева Е.В.

Решение расчетных задач по химии

Заремская Л.А.

Обществознание для поступающих в вуз

Урбанович И.В.

Трудные вопросы при подготовке к экзамену

Бабич С.П.

Абсолютная грамотность

Агеева Т.А.

Избранные вопросы математики

Протасова С.Н., Сидорова О.В.

Лингвистический практикум

Парасотка О.В.

Приложение № 11

к приказу МАОУ "Средняя школа № 6"

от 02.09.2019 № 439

Программы индивидуального обучения на дому

№ п\п

Ф.И. ученика

Ф.И.О. учителя

Предмет

Майорова Валерия

Анисимова Е.В.

Письмо и развитие речи, чтение и развитие речи

Танью О.В.

Математика

Андрийченко И.В.

Природоведение

Мордвинова Н.В.

Профессионально-трудовое обучение, социально-бытовая ориентировка



Предварительный просмотр:

Элективный курс " «Актуальные вопросы обществознания»

                                                       10 класс

Пояснительная записка

Обществознание — интегральная учебная дисциплина, цель которой состоит в том, чтобы, овладев основами социально-гуманитарных наук — наук о человеке и обществе, — учащиеся получили комплексное и целостное знание об обществе.

Этими науками являются философия, социология, социальная психология, социология, политология, правоведение, культурология, экономическая теория. Предмет обществознания чрезвычайно сложен и многомерен, требует неординарного поиска ответов на поставленные вопросы, оперирования понятиями всех перечисленных выше наук об обществе. Поэтому сдача  экзамена по обществознанию становится для многих учащихся серьезной проблемой, элективный курс поможет преодолеть  разрыв между требованиями и возможностями учеников.

Данный учебный курс предназначен для эффективной подготовки старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена по обществознанию, который по своему содержанию соответствует государственному стандарту среднего (полного) образования по предмету. Курс призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по модульным блокам: «Общество», «Духовная жизнь общества». «Человек. Познание», «Политика», «Экономика», «Социальные отношения», «Право».

Последовательность тем курса подчинена логике построения элементов кодификатора, что усиливает практическую направленность курса.

В процессе подготовки к экзамену по обществознанию очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения контроля. Поэтому после каждого модульного блока, учащиеся прорешивают практические задачи. Данные задания и работа с ними призваны сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по обществознанию, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках экзамена.

Важно отметить, что в зависимости от уровня подготовленности учащихся часы на прохождение той или иной темы, а также формы занятий и виды деятельности можно варьировать

Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся в рамках обществоведческого курса для более успешной сдачи обществознания  и  подготовки к поступлению в ВУЗ.        

Задачи курса:

  1. преобразование содержания теоретического материала в более доступную для восприятия форму;
  2. выявление существенных признаков социальных объектов и явлений;
  3. раскрытие и понимание сущности обществоведческих понятий разной степени сложности;
  4. применение социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач;
  5. формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений;
  6. воспитание социальной ответственности, трудолюбия и умения преодолевать трудности.

В процессе обучения происходит формирование основных знаний и умений, проверяемых в рамках экзамена:

  • биосоциальная сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  • особенности социально-гуманитарного познания;
  • распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;
  • сравнивать социальные объекты, выявлять их общие черты и различия;
  • соотносить обществоведческие знания с социальными реалиями, их отражающими;
  • оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
  • анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма);
  • распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее;
  • устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;
  • применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
  • различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
  • называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
  • перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т. п.;
  • раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций;
  • применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
  • осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных, неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
  • формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

Курс позволит преодолеть определенный психологический барьер перед экзаменом, связанный с незнанием большинства экзаменуемых, как им следует оформить результат выполненного задания.

Методы работы со старшеклассниками предполагает следующие формы и приемы работы:

  • лекции с последующим опросом;
  • лекции с обсуждением документов;
  • беседы;
  • практические занятия;
  • написание эссе;
  • анализ альтернативных ситуаций;
  • работа в парах, группах, индивидуально;
  • выполнение работ по заданному алгоритму.

Система оценивания и формы контроля: На протяжении всего курса обучения учащиеся выполняют задания различных уровней сложности. В конце изучения каждого модульного курса проводится контрольная письменная работа в рамках данной темы. В конце курса учащиеся пишут пробный экзамен.

Способы оценивания уровня достижений учащихся.

Текущая аттестация проводится в виде письменных контрольных (тестовых) работ. Выполнение проверочной работы предполагает решение нескольких предложенных задач по определенному разделу курса. В ходе выполнения курса планируется проводить обучающие и контрольные тесты, которые позволят закрепить и проконтролировать полученные знания. Оценка знаний и умений школьников проводится с учетом результатов выполненных практических работ, написания эссе. Оценивание производится по пятибалльной системе. Подведение итогов изучения настоящего элективного курса проводится в форме рейтингового тестирования в конце прохождения учебной программы с   использованием   5-балльной   системы   оценивания   с учетом   эффективности участия каждого учащегося в работе на семинарах.

Рекомендации к оцениванию контрольных работ.

Оценка «5»

- выполнил работу без ошибок и недочетов;

- допустил не более одного недочета.

Оценка «4»

- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

- или не более двух недочетов.

Оценка «3»

выполнил не менее половины работы или допустил:

-не более двух грубых ошибок;

- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

- или не более двух-трех негрубых ошибок;

- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

-или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «2»

- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена отметка "3";

- или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка «1»

ученик не приступил к решению задач или сделал только запись условия.

Рекомендации оценивания эссе

Оценка «5»

- сформулирована проблема, поднимаемую автором цитаты,

- раскрыта проблема на теоретическом уровне (в связях и с обоснованием) с использованием научной терминологии в контексте задания;

- представлена собственная точка зрения (позицию, отношение) при раскрытии проблемы;

- аргументирована своя позиция с опорой на факты общественной жизни или на социальный личный опыт;

- продемонстрированы базовые знания смежных предметных областей (география, биология, искусство и т.д.).

Оценка «4»

- осуществлен поиск социальной информации и извлечены знания по заданной теме;

- сформулирована идея, главная мысль текста;

- представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при ответе на вопросы текста;

- аргументирована своя позиция с опорой на теоретические знания базового курса;

- обнаружены затруднения в применении базовых знаний смежных предметных областей (естествознание, искусство и т.д.);

- не сумел интерпретировать полученную информацию и представить ее в различных знаковых системах.

Оценка «3»

не смог осуществил поиск социальной информации и извлечь необходимый объем знаний по заданной теме;

- увидел проблему, но не смог ее сформулировать;

- попытался раскрыть проблему при формальном использовании обществоведческих терминов на бытовом уровне;

- представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при раскрытии проблемы;

- аргументация слабо связана с раскрытием проблемы, хотя приведены аргументы с опорой на факты личного социального опыта.

Оценка «2»

- выполнил менее одной третьей части предлагаемых заданий;

- не увидел проблему, не смог определить основную идею, мысль текста;

- не раскрыл проблему;

- собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с мнением автора);

- аргументация отсутствует или информация дана не в контексте задания.

Предполагаемые результаты изучения курса:

  1. учащиеся систематизируют и обобщат знания курса обществознания;
  2. научатся успешно выполнять задания различных типов и уровней сложности;
  3. успешно подготовятся к сдаче материала по обществознанию.

Курс рассчитан для обучающихся 10--х классов на 34 часа.

Содержание изучаемого курса

Модульный блок. «Введение. Структура и содержание экзамена по обществознанию.»  (4 ч)

Организация и методика подготовки к экзамену по обществознанию. Требования к экзамену по обществознанию. Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических измерений 2019-2020. Стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развѐрнутым ответом. Заполнение бланков (входной контроль).  

Модульный блок «Общество» 8 часов

Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Понятие «общество» в узком и широком смысле. Функции общества. Общественные отношения. Общество – динамическая система. Сферы общественной жизни. Специфические черты общества.

Общество и природа. Понятие «природа» в узком и широком смысле. «Вторая природа». Взаимодействие общества и природы. Противоречия общества и природы. Представления о взаимосвязи общества и природы. Понятия «культура». Система взаимоотношений общества и культуры.

Взаимосвязь экономической, социальной, политической, и духовной сфер общества. Взаимосвязь сфер общественной жизни общества. Взаимовлияние сфер.

Социальные институты. Социальный институт. Основные комплексы социальных институтов. Функции социальных институтов.

Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Общественное развитие. Реформа и ее виды. Революция и ее виды. Модернизация. Традиционное общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества. Западная и восточная цивилизации.

Понятие общественного прогресса. Различные взгляды на направленность общественного развития. Сущность понятий «прогресс» и «регресс». Особенности прогресса и его критерии. Стагнация.

Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобализация. Основные направления глобализации. Последствия процесса глобализации. Единство современного мира. Основные факторы единства современного человечества.

Глобальные проблемы человечества. Термин «глобальные проблемы». Причины возникновения. Общие черты. Главные (приоритетные) глобальные проблемы. Основные направления разрешения глобальных проблем. Социальные прогнозы перспектив человечества.

 Практическое занятие по модульному блоку «Общество». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий, написание эссе.

Модульный блок «Духовная жизнь общества» 7 часов 

Культура и духовная жизнь. Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни. Понятие «культура». Материальная культура. Духовная культура. Основные функции культуры. Структура духовной жизни общества.

Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная; молодежная субкультура. Типология культур. Основные формы: элитарная, народная, массовая. Разновидности культуры: субкультура, контркультура. Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества.

Искусство, его формы, основные направления. Понятие «искусство». Теории происхождения искусства. Предмет искусства. Виды и жанры. Специфические черты искусства. Функции искусства.

Социальная и личностная значимость образования. Образование. Цель образования. Функции образования. Система образования в России. Сеть образовательных учреждений. Комплекс принципов, определяющих функционирование системы образования. Общие тенденции в развитии образования.

Религия и ее роль  в жизни общества. Мировые религии. Определение «религия». Происхождение религии. Религиозная вера. Культ. Атрибуты религиозного культа. Ранние формы религии: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия. Национально-государственные религии. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Основные функции религии.

Мораль. Нравственная культура. Понятие «мораль». Развитие норм морали: табу, обычай, традиция, моральные правила. Происхождение морали. Понятие «нравственность». Мораль и право: общее и различия. Важнейшие функции морали в обществе. Нравственная культура личности. Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности.

Тенденции духовной жизни современной России. Основные проблемы и тенденции современной культурной ситуации в России.

Практическое занятие по модульному блоку «Духовная жизнь общества». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение практических заданий.

Модульный блок «Человек. Познание» 6 часов. 

Человек как результат биологической и социальной эволюции. Бытие человека. Теории происхождения человека. Человек – биологическое существо. Основные отличия человека от животного. Человек – существо социальное. Бытие человека. Потребности и интересы человека.

Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Деятельность. Деятельность человека и активность животного. Основные компоненты деятельности. Виды действий. Игра как деятельность. Общение, структура общения. Функции общения. Учение. Труд. Основные классификации деятельности. Творческая деятельность. Мышление. Типы мышления.

Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Индивид. Индивидуальность. Личность. Структура личности. Социализация. Этапы социализации.

Самопознание. Свобода и ответственность личности. Самопознание. Самооценка. «Я»-концепция. Поведение. Виды социального поведения. Свобода и ответственность личности.

Познание мира. Формы познания. Познание. Процесс познания. Агностицизм, скептицизм, оптимизм. Чувственное познание: ощущение, восприятие, представление. Рациональное познание: понятие, суждение, умозаключение.

Истина и ее критерии. Относительность истины. Что есть истина? Относительная истина, абсолютная истина. Критерии истины. Функции практики в процессе познания.

Виды человеческих знаний. Научное познание. Знание. Виды знания. Формы знания. Научное познание. Уровни научного познания. Структура теории. Методы научного познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование, абстракция.

Социальные науки, их классификация. Социальные науки. Классификация социальных наук. Важнейшие социальные науки. Социальное познание. Особенности социального познания. Социальный факт.

Практическое занятие по модульному блоку «Человек. Познание». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме.

Модульный блок «Социальные отношения» 8 часов 

Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальная связь, виды. Типы социальных действий. Формы социального взаимодействия.

Социальные группы, их классификация. Социальная общность. Признаки социальной общности и ее виды. Виды социальных групп. Социальная структура общества. Квазигруппа. Организация. Малая группа.

Социальный статус. Социальная роль. Социальный статус. Статусный набор. Компоненты социального статуса. Престиж. Авторитет. Социальная роль.

Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальная дифференциация. Неравенство. Стратификация. Критерии стратификации. Исторические типы стратификационных систем. Социальная мобильность. Виды социальной мобильности.

Семья и брак как социальные институты. Семья. Функции семьи. Виды семьи. Брак, виды брака. Демографическая и семейная политика в Российской Федерации.

Этнические общности. Межнациональные отношения. Этническая общность. Подходы (теории) понимания сущности этносов, их происхождения. Виды этнических общностей. Межнациональные отношения. Способы мирного сотрудничества. Основные тенденции развития наций. Межнациональный конфликт. Причины и типы межнациональных конфликтов. Виды национализма. Пути разрешения межнациональных проблем. Национальная политика в Российской Федерации.

Социальный конфликт и пути его разрешения. Конфликт и его участники. Причины, повод, противоречия конфликта. Виды противоречий. Социальный конфликт и виды. Функции социальных конфликтов.

Практическое занятие по модульному блоку «Социальные отношения». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме.

Зачет. Подведение итогов, решение КИМов.

Список литературы для учителя

  1. П.А. Баранов. Обществознание в таблицах. 10-11 класс. Москва, Астрель, 2016.
  2. П.А. Баранов. Право. 10-11 классы. Москва, Вентана-Граф, 2015.
  3. Единый государственный экзамен 2019. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся. Москва, Интеллект-Центр, 2019.
  4. А.В. Клименко. Обществознание. Учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. Москва, Дрофа, 2016.
  5. Королькова Е.С. Обществознание: Тема «Право»: тестовые задания базового и повышенного уровня сложности А18 - А22. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.
  6. Г.Э. Королева. Экономика: 10-11 классы. Москва, Вентана-Граф, 2016.
  7. А.Ю. Лазебникова. ЕГЭ 2019. Обществознание. Типовые тестовые задания. Москва, Экзамен,  2019.
  8. А.Ю.Лазебникова. ЕГЭ 2019. Обществознание. Репетитор. Москва, Эксмо, 2019
  9. Обществознание. Школьный словарь. 10—11 классы./ Под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова

     Список  литературы для учащихся

  1. Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П. А. Баранов, А. В. Воронцов, С. В. Шевченко; под редакцией П. А. Баранова. – М.:АСТ: Астрель, 2015.
  2. Баранов П. А. Обществознание: 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ / П. А. Баранов, С. В. Щевченко; под ред. П. А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2018.
  3. Единственные реальные задания для подготовки к единому государственному экзамену. ЕГЭ-2019. Обществознание. – М.: Федеральный центр тестирования, 2018.
  4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2015: Обществознание / авт.-сост. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. – М.: Астрель, 2011. (Федеральный институт педагогических измерений)
  5. Школьный словарь по обществознанию: 10-11: пособие для учащихся / под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. – М.: Просвещение, 2007.
  6. А.В. Клименко. Обществознание. Учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. Москва, Дрофа, 2016.
  7. Королькова Е.С. Обществознание: Тема «Право»: тестовые задания базового и повышенного уровня сложности А18 - А22. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.
  8. П.А. Баранов. Обществознание. Право: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Москва, АСТ, 2016.



Предварительный просмотр:

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование тем курса

всего часов

Форма занятия

Форма контроля

                Модульный блок «Введение». Структура и содержание заданий 4 ч.

1

Введение. Специфика курса обществознание. Общая характеристика заданий.

1

Лекция

Решение задач

2

Анализ текста по обществознанию. Составление плана ответа.  

1

Лекция

Решение заданий

3

Эссе по обществознанию. Структура написания

1

Лекция

Составление структуры эссе

4

Эссе по обществознанию.

Структура написания

1

Практикум

Составление структуры эссе

                                    Модульный блок «Общество» 8 часов

5

Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Социальные институты

1

Лекция

Решение

практических заданий

6

Общество и природа. Общество и культура

1

Лекция

Решение практичес-ких заданий

7- 8  

Многовариантность общественного развития. Типология обществ.

2

Лекция

Решение практичес-ких заданий

9-10

Процессы глобализации и становление единого человечества.

2

Лекция

Решение практичес-ких заданий

11-12

Практическое занятие по модульному блоку «Общество»

2

Практикум.

Написание эссе

Модульный блок «Духовная жизнь общества» 7 часов

13

Формы и разновидности культуры.

1

Беседа

Решение практичес-ких заданий

14

Мировоззрение. Типы мировоззрения.

1

Лекция

Решение практичес-ких заданий

15-16

Наука и образование.

2

Лекция с элементами беседы

Решение практичес-ких заданий

17

Искусство, его формы, основные направления.

1

Лекция с элементами беседы

Решение практичес-ких заданий

18

Религия и ее роль в жизни общества. Мораль.

1

Практикум

Решение практичес-ких заданий

19

Практическое занятие по модульному блоку «Духовная жизнь общества»

1

Практикум

Решение практических заданий

Модульный блок «Человек. Познание»   6 часов

20-21

Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Потребности.

2

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий

22

Истина и ее критерии.

1

Лекция

23-24

Виды человеческих знаний. Научное познание

2

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий

25

Практическое занятие  по модульному блоку «Человек. Познание.»

1

Практикум

Решение практических заданий

Модульный блок «Социальные отношения» 8 часов

26

Социальное взаимодействие и общественные отношения

1

Лекция

Решение практичес-ких заданий

27

Социальный статус. Социальная роль

1

Лекция

Решение практичес-ких заданий

28

Семья и брак как социальные институты.

1

Лекция

Решение практичес-ких заданий

29-30

Этнические общности. Межнациональные отношения

2

Лекция

Решение практичес-ких заданий

31

Отклоняющееся поведение и его типы. Причины возникновения

1

Лекция

Решение практичес-ких заданий

32

Социальный конфликт и пути его разрешения

1

Лекция

Решение практичес-ких заданий

33

Практическое занятие по модульному блоку «Социальные отношения»

1

Практикум

Написание эссе

34

Зачет

1

Практикум

Решение заданий



Предварительный просмотр:

Элективный курс " «Актуальные вопросы обществознания»

10-11 класс

Пояснительная записка

Обществознание — интегральная учебная дисциплина, цель которой состоит в том, чтобы, овладев основами социально-гуманитарных наук — наук о человеке и обществе, — учащиеся получили комплексное и целостное знание об обществе.

Этими науками являются философия, социология, социальная психология, социология, политология, правоведение, культурология, экономическая теория. Предмет обществознания чрезвычайно сложен и многомерен, требует неординарного поиска ответов на поставленные вопросы, оперирования понятиями всех перечисленных выше наук об обществе. Поэтому сдача  экзамена по обществознанию становится для многих учащихся серьезной проблемой, элективный курс поможет преодолеть  разрыв между требованиями и возможностями учеников.

Данный учебный курс предназначен для эффективной подготовки старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена по обществознанию, который по своему содержанию соответствует государственному стандарту среднего (полного) образования по предмету. Курс призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по модульным блокам: «Общество», «Духовная жизнь общества». «Человек. Познание», «Политика», «Экономика», «Социальные отношения», «Право».

Последовательность тем курса подчинена логике построения элементов кодификатора, что усиливает практическую направленность курса.

В процессе подготовки к экзамену по обществознанию очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения контроля. Поэтому после каждого модульного блока, учащиеся прорешивают практические задачи. Данные задания и работа с ними призваны сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по обществознанию, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках экзамена.

Важно отметить, что в зависимости от уровня подготовленности учащихся часы на прохождение той или иной темы, а также формы занятий и виды деятельности можно варьировать

Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся в рамках обществоведческого курса для более успешной сдачи обществознания  и  подготовки к поступлению в ВУЗ.        

Задачи курса:

  1. преобразование содержания теоретического материала в более доступную для восприятия форму;
  2. выявление существенных признаков социальных объектов и явлений;
  3. раскрытие и понимание сущности обществоведческих понятий разной степени сложности;
  4. применение социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач;
  5. формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений;
  6. воспитание социальной ответственности, трудолюбия и умения преодолевать трудности.

В процессе обучения происходит формирование основных знаний и умений, проверяемых в рамках экзамена:

  • биосоциальная сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  • особенности социально-гуманитарного познания;
  • распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;
  • сравнивать социальные объекты, выявлять их общие черты и различия;
  • соотносить обществоведческие знания с социальными реалиями, их отражающими;
  • оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
  • анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма);
  • распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее;
  • устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;
  • применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
  • различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
  • называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
  • перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т. п.;
  • раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций;
  • применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
  • осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных, неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
  • формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

Курс позволит преодолеть определенный психологический барьер перед экзаменом, связанный с незнанием большинства экзаменуемых, как им следует оформить результат выполненного задания.

Методы работы со старшеклассниками предполагает следующие формы и приемы работы:

  • лекции с последующим опросом;
  • лекции с обсуждением документов;
  • беседы;
  • практические занятия;
  • написание эссе;
  • анализ альтернативных ситуаций;
  • работа в парах, группах, индивидуально;
  • выполнение работ по заданному алгоритму.

Система оценивания и формы контроля: На протяжении всего курса обучения учащиеся выполняют задания различных уровней сложности. В конце изучения каждого модульного курса проводится контрольная письменная работа в рамках данной темы. В конце курса учащиеся пишут пробный экзамен.

Предполагаемые результаты изучения курса:

  1. учащиеся систематизируют и обобщат знания курса обществознания;
  2. научатся успешно выполнять задания различных типов и уровней сложности;
  3. успешно подготовятся к сдаче материала по обществознанию.

Курс рассчитан для обучающихся 10-11-х классов и рассчитан на 68 часов.

10 класс -34 ч;  11 кл. – 34 ч.

Содержание изучаемого курса

Модульный блок. «Введение. Структура и содержание экзамена по обществознанию.»  (4 ч)

Организация и методика подготовки к экзамену по обществознанию. Требования к экзамену по обществознанию. Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических измерений 2019-2020. Стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развѐрнутым ответом. Заполнение бланков (входной контроль).  

Модульный блок «Общество» 8 часов

Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Понятие «общество» в узком и широком смысле. Функции общества. Общественные отношения. Общество – динамическая система. Сферы общественной жизни. Специфические черты общества.

Общество и природа. Понятие «природа» в узком и широком смысле. «Вторая природа». Взаимодействие общества и природы. Противоречия общества и природы. Представления о взаимосвязи общества и природы. Понятия «культура». Система взаимоотношений общества и культуры.

Взаимосвязь экономической, социальной, политической, и духовной сфер общества. Взаимосвязь сфер общественной жизни общества. Взаимовлияние сфер.

Социальные институты. Социальный институт. Основные комплексы социальных институтов. Функции социальных институтов.

Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Общественное развитие. Реформа и ее виды. Революция и ее виды. Модернизация. Традиционное общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества. Западная и восточная цивилизации.

Понятие общественного прогресса. Различные взгляды на направленность общественного развития. Сущность понятий «прогресс» и «регресс». Особенности прогресса и его критерии. Стагнация.

Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобализация. Основные направления глобализации. Последствия процесса глобализации. Единство современного мира. Основные факторы единства современного человечества.

Глобальные проблемы человечества. Термин «глобальные проблемы». Причины возникновения. Общие черты. Главные (приоритетные) глобальные проблемы. Основные направления разрешения глобальных проблем. Социальные прогнозы перспектив человечества.

 Практическое занятие по модульному блоку «Общество». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий, написание эссе.

Модульный блок «Духовная жизнь общества» 7 часов 

Культура и духовная жизнь. Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни. Понятие «культура». Материальная культура. Духовная культура. Основные функции культуры. Структура духовной жизни общества.

Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная; молодежная субкультура. Типология культур. Основные формы: элитарная, народная, массовая. Разновидности культуры: субкультура, контркультура. Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества.

Искусство, его формы, основные направления. Понятие «искусство». Теории происхождения искусства. Предмет искусства. Виды и жанры. Специфические черты искусства. Функции искусства.

Социальная и личностная значимость образования. Образование. Цель образования. Функции образования. Система образования в России. Сеть образовательных учреждений. Комплекс принципов, определяющих функционирование системы образования. Общие тенденции в развитии образования.

Религия и ее роль  в жизни общества. Мировые религии. Определение «религия». Происхождение религии. Религиозная вера. Культ. Атрибуты религиозного культа. Ранние формы религии: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия. Национально-государственные религии. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Основные функции религии.

Мораль. Нравственная культура. Понятие «мораль». Развитие норм морали: табу, обычай, традиция, моральные правила. Происхождение морали. Понятие «нравственность». Мораль и право: общее и различия. Важнейшие функции морали в обществе. Нравственная культура личности. Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности.

Тенденции духовной жизни современной России. Основные проблемы и тенденции современной культурной ситуации в России.

Практическое занятие по модульному блоку «Духовная жизнь общества». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение практических заданий.

Модульный блок «Человек. Познание» 6 часов. 

Человек как результат биологической и социальной эволюции. Бытие человека. Теории происхождения человека. Человек – биологическое существо. Основные отличия человека от животного. Человек – существо социальное. Бытие человека. Потребности и интересы человека.

Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Деятельность. Деятельность человека и активность животного. Основные компоненты деятельности. Виды действий. Игра как деятельность. Общение, структура общения. Функции общения. Учение. Труд. Основные классификации деятельности. Творческая деятельность. Мышление. Типы мышления.

Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Индивид. Индивидуальность. Личность. Структура личности. Социализация. Этапы социализации.

Самопознание. Свобода и ответственность личности. Самопознание. Самооценка. «Я»-концепция. Поведение. Виды социального поведения. Свобода и ответственность личности.

Познание мира. Формы познания. Познание. Процесс познания. Агностицизм, скептицизм, оптимизм. Чувственное познание: ощущение, восприятие, представление. Рациональное познание: понятие, суждение, умозаключение.

Истина и ее критерии. Относительность истины. Что есть истина? Относительная истина, абсолютная истина. Критерии истины. Функции практики в процессе познания.

Виды человеческих знаний. Научное познание. Знание. Виды знания. Формы знания. Научное познание. Уровни научного познания. Структура теории. Методы научного познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование, абстракция.

Социальные науки, их классификация. Социальные науки. Классификация социальных наук. Важнейшие социальные науки. Социальное познание. Особенности социального познания. Социальный факт.

Практическое занятие по модульному блоку «Человек. Познание». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме.

Модульный блок «Социальные отношения» 8 часов 

Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальная связь, виды. Типы социальных действий. Формы социального взаимодействия.

Социальные группы, их классификация. Социальная общность. Признаки социальной общности и ее виды. Виды социальных групп. Социальная структура общества. Квазигруппа. Организация. Малая группа.

Социальный статус. Социальная роль. Социальный статус. Статусный набор. Компоненты социального статуса. Престиж. Авторитет. Социальная роль.

Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальная дифференциация. Неравенство. Стратификация. Критерии стратификации. Исторические типы стратификационных систем. Социальная мобильность. Виды социальной мобильности.

Семья и брак как социальные институты. Семья. Функции семьи. Виды семьи. Брак, виды брака. Демографическая и семейная политика в Российской Федерации.

Этнические общности. Межнациональные отношения. Этническая общность. Подходы (теории) понимания сущности этносов, их происхождения. Виды этнических общностей. Межнациональные отношения. Способы мирного сотрудничества. Основные тенденции развития наций. Межнациональный конфликт. Причины и типы межнациональных конфликтов. Виды национализма. Пути разрешения межнациональных проблем. Национальная политика в Российской Федерации.

Социальный конфликт и пути его разрешения. Конфликт и его участники. Причины, повод, противоречия конфликта. Виды противоречий. Социальный конфликт и виды. Функции социальных конфликтов.

Практическое занятие по модульному блоку «Социальные отношения». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме.

Зачет. Подведение итогов, решение КИМов.

11 КЛАСС

Модульный блок. «Введение. Структура и содержание экзамена по обществознанию.»  (2 ч)

Организация и методика подготовки к экзамену по обществознанию. Требования к экзамену по обществознанию. Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических измерений 2019-2020. Стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развѐрнутым ответом. Заполнение бланков (входной контроль).  

Модульный блок «Политика» 14 часов.

Власть, ее происхождение и виды. Подходы к решению вопроса о природе власти. Компоненты власти. Классификации (типологии) власти. Политическая власть и ее признаки и разновидности. Типы политической власти. Государственная власть. Теория разделения властей.

Политическая система, ее структура и функции. Политическая система общества и ее структура. Структурные компоненты (подсистемы) политической системы общества. Функции политической системы. Основные теории происхождения государства. Государство. Признаки государства. Функции государства. Формы правления: монархия, республика. Формы государственно-территориального устройства: унитарное, федеративное, конфедерация. Политические режимы.

Политические партии и движения. Становление многопартийности в России. Избирательные системы. Политическая партия и ее черты Виды политических партий. Партийная система, типы партийных систем. Политические движения. Виды политических движений. Основные этапы становления многопартийности в России.

Политический режим. Типы политических режимов. Политический режим. Демократический , тоталитарный, авторитарный режимы.

Политическая идеология. Политическая идеология. Основные этапы формирования идеологии. Уровни политической идеологии и функции. Типы политических идеологий.

Политическая культура. Политическая культура. Компоненты политической культуры. Функции политической культуры.

Гражданское общество. Основные подходы к определению сущности гражданского общества. Соотношение государства и гражданского общества. Предпосылки гражданского общества. Структура и функции гражданского общества.

Правовое государство. Правовое государство. Признаки (принципы) правового государства. Предпосылки создания правового государства. Пути формирования правового государства.

Человек в политической жизни. Политическое участие. Содержание политической жизни. Политический статус личности. Политическая роль личности. Типы политических ролей. Политический лидер. Особенности политического лидерства. Классификация типов политических лидеров. Политическое участие. Виды политического участия. Основные типы политической деятельности.

Контрольная работа по модульному блоку «Политика». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С.

Модульный блок «Экономика» 8 часов

Экономика: наука и хозяйство. Термин «экономика». Экономика – это хозяйство. Производство, распределение, обмен, потребление. Факторы производства. Экономика как наука. Функции экономической теории. Макроэкономика. Микроэкономика.

Экономические системы. Экономическая система. Основные типы экономических систем: традиционная, централизованная, рыночная, смешанная. Многообразие рынков. Спрос, закон спроса. Предложение, закон предложения.

Экономическое содержание собственности. Собственность. Право собственности. Экономическое содержание собственности. Виды собственности.

Экономический цикл и экономический рост. Экономический цикл. Фазы экономического цикла. Причины циклического развития экономики. Виды кризисов. Экономический рост.

Экономика и государство. Роль государства в экономике. Правовое регулирование. Денежно-кредитная политика. Инфляция и ее виды. Банковская система. Налогово-бюджетная политика. Налоги, функции налогов. Государственный бюджет. Государственный долг.

Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Мировая экономика. Международное разделение труда (МРТ). Мировой рынок. Международная торговля. Типы экономической интеграции. Структура международной валютно-финансовой системы.

Экономика потребителя. Экономика производителя. Потребитель. Цель потребителя. Рациональное поведение потребителя. Доход потребителя. Уровень жизни. Бизнес, предпринимательство. Виды предпринимательства .Основные принципы, регулирующие предпринимательскую деятельность. Функции предпринимательства.

Контрольная работа по модульному блоку «Экономика». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме.

Модульный блок «Право» 7 часов.

Право в системе социальных норм. Социальные нормы: типы, функции. Норма права, признаки нормы права. Структура нормы права: гипотеза, диспозиция, санкция. Виды правовых норм. Право в системе социальных норм: особенности взаимодействия. Теории происхождения права, признаки и функции.

Система права: основные отрасли, институты, отношения. Система права институт права, подотрасль, отрасль права. Виды институтов права. Основные отрасли российского права.

Основные понятия и нормы административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права в Российской Федерации. Характеристика основных отраслей российского законодательства: основные источники, основные понятия и нормы.

Международные документы о правах человека. Всеобщая декларация прав человека. Международный пакт о гражданских, политических, экономических, социальных и культурных правах. Судебная защита. Правосудие. Система международной защиты прав человека.

Правовая культура. Правовая культура: структура, уровни. Правосознание. Правотворчество. Законность . Правопорядок. Функции правовой культуры. Значение правовой культуры.

Итоговый контроль. Решение КИМов.  2 часа.

УМК:

  1. П.А. Баранов. Обществознание. Право: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Москва, АСТ, 2016.
  2. П.А. Баранов. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Москва, Политика, АСТ, 2016.
  3. П.А. Баранов. Обществознание. Социальные отношения: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Москва, АСТ, 2016.
  4. П.А. Баранов. Обществознание. Человек и общество: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Москва, Астрель, 2016.
  5. П.А. Баранов. Обществознание. Экономика: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Москва, Астрель, 2016.
  6. П.А. Баранов. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Человек. Познание. Москва, Астрель, 2015.
  7. П.А. Баранов. Обществознание в таблицах. 10-11 класс. Москва, Астрель, 2016.
  8. П.А. Баранов. Право. 10-11 классы. Москва, Вентана-Граф, 2015.
  9. Единый государственный экзамен 2019. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся. Москва, Интеллект-Центр, 2019.
  10. А.В. Клименко. Обществознание. Учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. Москва, Дрофа, 2016.
  11. Королькова Е.С. Обществознание: Тема «Право»: тестовые задания базового и повышенного уровня сложности А18 - А22. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.
  12. Г.Э. Королева. Экономика: 10-11 классы. Москва, Вентана-Граф, 2016.
  13. А.Ю. Лазебникова. ЕГЭ 2019. Обществознание. Типовые тестовые задания. Москва, Экзамен,  2019.
  1. А.Ю.Лазебникова. ЕГЭ 2019. Обществознание. Репетитор. Москва, Эксмо, 2019

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  • http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
  • http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
  • http://www.fipi.ru –  портал федерального института педагогических измерений
  • http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
  • http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека

http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения                                                                      



Предварительный просмотр:

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование тем курса

всего часов

Форма занятия

Форма контроля

                Модульный блок «Введение». Структура и содержание заданий 4 ч.

1

Введение. Специфика курса обществознание. Общая характеристика заданий.

1

Лекция

Решение задач

2

Анализ текста по обществознанию. Составление плана ответа.  

1

Лекция

Решение заданий

3

Составление плана доклада по определенной теме. Структура написания

1

Лекция

Составление плана доклада.

4

Причинно-следственные связи социальных объектов и процессов

1

Практикум

Подготовка докладов.

                                    Модульный блок «Общество» 8 часов

5

Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Социальные институты

1

Лекция

Решение

практических заданий

6

Общество и природа. Общество и культура

1

Лекция

Решение практичес-ких заданий

7- 8  

Многовариантность общественного развития. Типология обществ.

2

Лекция

Решение практичес-ких заданий

9-10

Процессы глобализации и становление единого человечества.

2

Лекция

Решение практичес-ких заданий

11-12

Практическое занятие по модульному блоку «Общество»

2

Практикум.

Подготовка плана доклада

Модульный блок «Духовная жизнь общества» 7 часов

13

Формы и разновидности культуры.

1

Беседа

Решение практичес-ких заданий

14

Мировоззрение. Типы мировоззрения.

1

Лекция

Решение практичес-ких заданий

15-16

Наука и образование.

2

Лекция с элементами беседы

Решение практичес-ких заданий

17

Искусство, его формы, основные направления.

1

Лекция с элементами беседы

Решение практичес-ких заданий

18

Религия и ее роль в жизни общества. Мораль.

1

Практикум

Решение практичес-ких заданий

19

Практическое занятие по модульному блоку «Духовная жизнь общества»

1

Практикум

Решение практических заданий

Модульный блок «Человек. Познание»   6 часов

20-21

Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Потребности.

2

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий

22

Истина и ее критерии.

1

Лекция

23-24

Виды человеческих знаний. Научное познание

2

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий

25

Практическое занятие  по модульному блоку «Человек. Познание.»

1

Практикум

Решение практических заданий

Модульный блок «Социальные отношения» 8 часов

26

Социальное взаимодействие и общественные отношения

1

Лекция

Решение практичес-ких заданий

27

Социальный статус. Социальная роль

1

Лекция

Решение практичес-ких заданий

28

Семья и брак как социальные институты.

1

Лекция

Решение практичес-ких заданий

29-30

Этнические общности. Межнациональные отношения

2

Лекция

Решение практичес-ких заданий

31

Отклоняющееся поведение и его типы. Причины возникновения

1

Лекция

Решение практичес-ких заданий

32

Социальный конфликт и пути его разрешения

1

Лекция

Решение практичес-ких заданий

33

Практическое занятие по модульному блоку «Социальные отношения»

1

Практикум

Подготовка плана доклада

34

Зачет

1

Практикум

Решение заданий

                                                                11 КЛАСС

                Модульный блок «Введение». Структура и содержание заданий 2 часа

1

Введение. Специфика курса обществознание. Общая характеристика заданий.

1

Лекция

Входной контроль

2

Анализ текста по обществознанию. Составление плана ответа.  

1

Лекция

Решение практичес-ких заданий

Модульный блок «Политика»  14 часов

3

Государство: понятие, признаки, сущность, функции

1

Лекция

Решение заданий

4-5

Типы и формы государства

2

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий

6-7

Политический режим. Типы политических режимов

2

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий

8

Политические партии.

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий

9

Избирательная кампания в РФ

1

Лекция

Решение заданий

10-11

Гражданское общество. Правовое государство

2

Лекция

Решение заданий

12

Политическое участие

1

Лекция

Решение заданий

13-14

Органы государственной власти.

2

Лекция

Решение заданий

15-16

Практическое занятие по модульному блоку «Политика»

2

Практикум

Подготовка плана доклада

Модульный блок «Экономика» 8  часов

17

Экономика и экономическая наука

1

Лекция

Решение заданий

18

Экономические системы

1

Беседа

Решение заданий

19

Факторы спроса и предложения.

1

Лекция

Решение заданий

20

Постоянные и переменные затраты.

1

Лекция с элементами беседы

Решение практических заданий

21

Ценные бумаги

1

Лекцция

Решение заданий

22

Экономический рост и развитие.

1

Беседа

Решение заданий

24-25

Практическое занятие по модульному блоку «Экономика»

2

Практикум

Подготовка плана доклада

Модульный блок «Право»   часов

26

Право в системе социальных норм

Источники права.

1

Лекция

Решение задач

27

Система права: основные отрасли, институты, отношения

1

Лекция

Решение практических заданий

28

Конституция РФ

1

Лекция

Решение задач

29

Основные понятия и нормы административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права в РФ.

1

Лекция

Решение практических заданий

30

Порядок приема на работу. Заключение и расторжение трудового договора.

1

Лекция

Решение практических заданий

31-32

Практическое занятие по модульному блоку «Право»

2

Практикум

Подготовка плана доклада

Итоговый контроль – 2 часа

33-34

Итоговый  контроль

1

Практикум

Решение экзаменационных материалов