Программа элективного курса "Русский язык. Теория и практика"

Осипова Светлана Николаевна

Данный элективный курс расчитан для  учащихся 9  класса. Планирование предусмативает подготовку к ГИА по русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство  образования и науки Республики   Татарстан

МКУ Отдел  образования  Бавлинского муниципального  района

МБОУ «Алексеевская средняя общеобразовательная  школа»

Согласована                                                                       Утверждаю

Зам. директора по УР_______   Н.Н. Данилова              Директор __________ В.Н.Данилов

«29 » «августа »  2013 года                                               «02» «сентября »   2013  года

           

Программа элективного курса

"Русский язык.  Теория и практика. Подготовка к ГИА"

         

 Принята решением педагогического совета

Пр. № _1_  от  29 августа 2013 года

                                     Разработана

                  учителем русского языка и  литературы

          Осиповой  Светланой Николаевной  

 

                                                            Рецензенты

 Доцент кафедры гуманитарных и

социально-экономических дисциплин

Бугульминского филиала  КНИТУ – КАИ,

кандидат педагогических наук        Р.Н. Сафина        

  Директор  МБОУ «Алексеевская средняя

  общеобразовательная  школа»    В.Н. Данилов

Алексеевка,  2013 год

Содержание

  1. Пояснительная записка …………………………………………………………………….2
  2. Примерное тематическое планирование курса………………………………..…………6
  3. Список литературы…………………………………………………………………………9
  4. Приложения ……………………………………………………………………………….10

Пояснительная записка

    Элективный курс "Русский язык.  Теория и практика" рассчитан для   учащихся 9-х классов общеобразовательных школ.  Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствие с требованиями и моделями заданий  государственной итоговой аттестации.

     Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

     Цель элективного курса – формирование у учащихся  предметных компетентностей (языковой, лингвистической, коммуникативной).

  Для этого необходимо решить следующие задачи: 

-повторить, обобщить и систематизировать основные сведения школьного курса русского языка

- расширить коммуникативные  навыки

-  научить  работать   с тестовыми заданиями

- научить  рационально  распределять время

- развить самостоятельность  при выполнении  заданий

Объект:  учебная деятельность  учащихся 9 класса    

Предмет: формирование  стабильных навыков владения языком и совершенствование речевой культуры

Гипотеза:  качественное овладение нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи

        Программа курса рассчитана на 19 часов,  из них на развитие речи отводится 9 часов, на систематизацию языковых знаний – 10 часов. Количество часов можно варьировать в зависимости от подготовленности класса.

 Тема элективного курса соотносится как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ГИА.

     Практическая значимость. На занятиях курса предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Ожидаемые результаты.

В ходе занятий учащиеся должны: 

  • овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
  • научиться грамотно писать сжатое изложение по тексту публицистического стиля;
  • овладеть формами обработки информации исходного текста;
  • научиться работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания  и вникать в её смысл;
  • четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
  • самостоятельно ограничивать  временные рамки на выполнение заданий.

    Диагностика ЗУН, получаемых в ходе проведения занятий.  После повторения теоретического материала предусмотрены тематические тесты  с дальнейшим разбором  заданий.  Результаты  фиксируются в  диагностической карте. Подобная карта заводится отдельно каждым учеником и общая карта  на вес класс. (Приложение №1.)Для результативной  работы необходимо провести работу над ошибками.  

     Критерии оценки. Задания части А  и В оцениваются  баллами (один балл за каждое правильно выполненное  задание),  задания части С (С1,С2) – в соответствии с критериями (см. демоверсию 2014 года).

Устные формы

Письменные формы

Формы контроля

Выразительное чтение.

Тренировочные упражнения.

Орфографический и пунктуационный анализ текста.

Закрепление знаний при помощи различных тренировочных упражнений.

Тестовые задания.

Сжатое изложение.

Составление аргументированного анализа содержания  текста.

Коллективное написание сочинений-рассуждений.

Тестирование.

 Сочинение-рассуждение

Методические рекомендации

Подготовка к сжатому изложению

        Первая часть работы  государственной итоговой аттестации в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений,  важнейшими из которых являются следующие:

  •  умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
  •  умение адекватно воспринимать авторский замысел;
  •  умение вычленять главное в информации;
  •  умение сокращать текст разными способами;
  •  умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
  •  умение находить и использовать в разных стилях речи языковые средства обобщённой передачи содержания.

        Для эффективности выполнения этого вида работы ученика нужно научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого авторский замысел будет неясен или искажён. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию.

        Поэтому первые занятия курса посвящены повторению основных понятий: текст, его признаки, микротекст, тема, микротема, проблема, основная мысль. При работе с текстами необходимо тренировать учащихся в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

        Так как для изложения даются тексты публицистического стиля, нужно подробнее остановиться на особенностях (лексических, морфологических и синтаксических) этого стиля речи, его приметах, а также повторить типы речи, которые могут использоваться в предложенных текстах.

        При работе над сжатием текста необходимо познакомить учащихся с элементами сжатия (упрощение, сокращение, обобщение). Рекомендуется брать микротексты (1 абзац) и на конкретных примерах отрабатывать приемы сжатия.

        При подготовке к написанию сжатого изложения, а также для контроля можно воспользоваться текстами из списка предложенной ниже литературы.

Подготовка к сочинению-рассуждению

        Третья часть работы ГИА содержит одно  творческое задание С2. Задание проверяет коммуникативную компетенцию учащихся: умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной  деятельности.

        Умение отстоять свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации  доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню  развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

        Поэтому в данном курсе особое место отводится подготовке к сочинению-рассуждению. При этом необходимо остановиться на повторении понятий типы речи (повествование, описание, рассуждение), их признаках. Более подробно – на рассуждении (научном), его структуре и особенностях (лексических, морфологических, синтаксических), так как в основе собственного высказывания учащиеся будут использовать именно этот тип речи.

        При подготовке к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему нужно помнить, что задание в демоверсии 2014 г. придерживается демоверсии 2013 года, поэтому рекомендуется использовать материал, отражающий разные языковые явления.  

Подготовка к решению тестовых заданий

Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа (А1 – А7) и задания с кратким открытым ответом (В1–В9). При этом буквенные обозначения связаны не с уровнем сложности самого задания (все задания второй части не выходят за пределы базового уровня), а с технологией его выполнения.

Задания группы А проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками культурно-ценностных категорий этого текста, а также ориентированы на проверку орфографических знаний и умений.

Задания группы В проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.

При повторении понятий по фонетике необходимо особое внимание уделить соотношению букв и звуков в словах с разделительными знаками, с непроизносимыми согласными, а также мягким знаком, использующимся для смягчения согласных.

При систематизации знаний орфографических правил в курсе отрабатываются те, которые необходимы на экзамене: правописание приставок, особенно пре- и при- правописание суффиксов глаголов, прилагательных и наречий, правописание безударной чередующейся гласной в корне.

При обобщении знаний по лексикологии рекомендуется больше работать над синонимами, их видами (стилистическими, текстовыми, смысловыми), над построением синонимических рядов (при выделении доминанты), а также выразительностью речи (метафорами, эпитетами, сравнениями).

Работая по темам, связанным с синтаксисом, необходимо подбирать примеры на определение грамматической основы предложения с трудными случаями, например, когда подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, а сказуемое – составное глагольное или составное именное.

Примерное тематическое планирование курса (34 ч.)

Тема занятий

Форма занятий

Виды деятельности

сроки

1

ГИА по русскоиму языку. Структура КИМов.  Число и вид  заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2013  года.  Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.

Мини-лекция, практикум

Работа с демострационным вариантом, бланками ответов

2

Как писать изложение на ГИА? (Задание С1).Знакомство с критериями оценки выполнения  заданий с развернутым ответом. Требования  к полноте  и правильности записи  развернутого  ответа.  

Мини-лекция, практикум

Работа в группах, анализ сочинений

Часть  1


3

Задание  С1. Сжатое изложение.

Повторение основных понятий: текст, его признаки, микротекст, тема, микротема, проблема, основная мысль.  

Мини-лекция, практикум

Работа   с текстом, создание  текста

4

Учимся находить микротемы исходного текста.  Абзацное членение текста.

Работа   с текстом, создание  текста

5

Задание  С1.  Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста.  Приемы сжатия текста. Отработка  приемов ИСКЛЮЧЕНИЯ, ОБОБЩЕНИЯ И УПРОЩЕНИЯ.

Мини-лекция, практикум

Работа   с текстом, создание  текста

6

Задание С1.  Выбор приемов сжатия.

Практикум, изложение

Создание текста, оценивание, заполнение бланков

Часть 2.

7

Задание  А1. Понимание текста.

Задание А2Лексическое значение слова.

Практикум

Работа с текстом,

заполнение бланков, выполнение тематических тестов

8

Задание А3. Выразительные средства лексики  и фразеологии Задание А4.  Фонетика.  Звуки и буквы.  Фонетический анализ слова.

.

Практикум

Работа с текстом,

заполнение бланков, выполнение тематических тестов

9

Задание А5. Правописание корней. Правописание  словарных слов Задание А6.Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание..

Практикум

Работа с текстом,

заполнение бланков, выполнение тематических тестов

10

Задание А7.  Правописание суффиксов различных частей речи.  Правописание  личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.

Практикум

Работа с текстом,

заполнение бланков, выполнение тематических тестов

11

Задание  В1.  Лексика и фразеология. Синонимы.  Фразеологические обороты.

Задание В2.  Словосочетание.

Практикум

Работа с текстом,

заполнение бланков, выполнение тематических тестов

12

Задание В3. Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные  члены предложения.

Задание В4.  Осложненное простое предложение.

Практикум

Работа с текстом,

заполнение бланков, выполнение тематических тестов

13

Задание В5. Пунктуационный анализ. Знаки препинания  в предложениях  со словами, не связанными с членами предложения.

Практикум

Работа с текстом,

заполнение бланков, выполнение тематических тестов

14

Задание В6. Синтаксический  анализ сложного предложения.

Задание В7. Пунктуационный  анализ. Знаки препинания  с сложносочиненном и сложноподчиненном предложении

Практикум

Работа с текстом,

заполнение бланков, выполнение тематических тестов

15

Задание В8. Синтаксический анализ  сложного предложения.

Задание В9.  Сложные предложения с различными видами связи

Практикум

Работа с текстом,

заполнение бланков, выполнение тематических тестов


Часть  3

16

Задание  С2. Сочинение  на лингвистическую тему.  Критерии оценки задания С2.

 Структура  сочинения на лингвистическую тему

Практикум

Элементы  сочинения, анализ текстов

17

Задание С2.Учимся формулировать  тезис сочинения-рассуждения.

Учимся аргументировать.  

Практикум

Элементы  сочинения, анализ текстов

18

Задание С2.  Учимся писать  вывод сочинения на лингвистическую тему.  

Практикум, сочинение  

Элементы  сочинения, анализ текстов, заполнение  бланков

19

Итоговое занятие.

Анализ ученических работ.

Разбор заданий

Список литературы

При подготовке к ГИА, кроме известных учебников, имеющих гриф Министерства образования РФ, рекомендуется использовать методические и практические материалы учебных пособий:

  1. ГИА 2013.Русский язык. 9 класс. 30  вариантов типовых заданий и подготовка  к  

выполнению  части 3(С) /Ю.Н.Гостева, И.П.Васильевых, Г.Т.Егораева.-М.: Издательство «Экзамен», 2013  

  1. ГИА 2013. Экзамен в новой форме. Русский язык. 9 класс./И.П.Цыбулко.-М.: АСТ, 2012.
  2. Государственная итоговая аттестация  выпускников 9 класса в новой форме. Русский язык.  2012. Успешная подготовка. Разбор заданий.  Алгоритмы. Тесты. Учебное пособие. /С.В. Драбкина, Д.И. Субботин.-М.: Интеллект-Центр. 2012 год

  1. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2013: учебно-методическое пособие/ Под ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2012
  2.  Русский язык. Сборник текстов для подготовки к ГИА 2013/Т.М. Пахнова.-М.: Дрофа, 2012.
  3. Материалы  сайта   http://fipi.ru/

Приложения

Приложение 1

Диагностическая карта  для  учащихся

Задания

части  А и В


Номера  КИМов

А1.

А2

А3

А4

А5

А6

А7

В1

В2

В3

В4

В5

В6

В7

В8

В9

С1

С2.1.

Диагностическая карта для  учителя  

Работа № ___

Задания

части  А и В


ФИ учащихся

Иванов А.

Петров И.

Сидоров В.

А1.

А2

А3

А4

А5

А6

А7

В1

В2

В3

В4

В5

В6

В7

В8

В9

С1

С2.1.