Готовимся к ГИА по русскому языку. Варианты КИМов.

Осипова Светлана Николаевна

КИМы по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon variant_6.doc49.5 КБ
Microsoft Office document icon variant_8.doc51 КБ
Microsoft Office document icon variant_10.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственная (итоговая) аттестация по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Вариант № 6

Часть 1.

________________________________________________

С1. Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем – вариант сжатого изложения.

_________________________________________________

С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объем изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратным, разборчивым почерком.

Часть 2.

____________________________________________________

Прочитайте текст и выполните задания А1 - А7 на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1 – А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

(1)Ночью минируем берег. (2)Темно, иногда накрапывает дождик,

тёплый и приятный. (3)Взлетают ракеты, одна за другой, лениво строчат  пулемёты. (4)Я лежу в лопухах. (5)Приятно пахнет ночной влагой,  растениями, сырой землёй.

(6)Я смотрю на противоположный берег, на группы склонившихся ив,

освещаемых дрожащим светом ракет.

(7)Вспоминается наша улица – бульвар с могучими каштанами,

которые разрослись, образовав свод. (8)Весной они покрываются белыми и  розовыми цветами, точно свечками. (9)Осенью дворники жгут листья, а дети  набивают карманы каштанами. (10)Я тоже когда-то собирал, мы приносили  их домой целыми сотнями. (11)Аккуратненькие, лакированные, они  загромождали ящики, всем мешали, и долго ещё выметали их из-под шкафов  и кроватей. (12)Особенно много их всегда было под большим диваном.

(13)Хороший был диван – мягкий, просторный, какой-то удивительно

удобный. (14)После обеда на нём всегда отдыхала бабушка. (15)Я укрывал её  старым пальто, которое только для этого и служило, и давал в руки чьи- нибудь мемуары…

(16)Направо – большой гардероб. (17)А на гардеробе – коробки,

картонки со шляпами. (18)На них много пыли, её сметают только перед  Новым годом, Первым мая и мамиными именинами двадцать четвёртого  октября…

(19)Последнюю открытку от матери я получил через три дня после

сообщения о падении Киева, а датирована она была ещё августом. (20)Мать  писала, что немцев отогнали, канонады почти не слышно, открылся цирк…

(21)С тех пор прошло десять месяцев. (22)Иногда я вынимаю из

бокового кармана открытку, смотрю на тонкие неразборчивые буквы.

(23)Они расплылись от дождей и пота. (24)В одном месте, в самом низу,  нельзя уже разобрать слов. (25)Но я их знаю наизусть. (26)Я всю открытку  знаю наизусть… (27)На адресной стороне, слева, реклама, а справа – марка:  станция метро «Маяковская».

(28)В детстве я увлекался марками и просил всех друзей и знакомых

наклеивать на конверты красивые новые марки. (29)Вот и сейчас мать

наклеила красивую марку, как в детстве… (30)Они у нас лежали в маленькой  длинной коробочке, слева на столе. (31)И мать, вероятно, долго выбирала,  пока не остановилась на этой – зелёной и красивой. (32)Стояла, склонившись  над столом, и, сняв очки, рассматривала их близорукими, сощуренными  глазами и…

(33)Как всё это сейчас далеко! (34)Как давно всё это было, как давно!..

(По В. Некрасову)

Некрасов Виктор Платонович (1911–1987) – русский писатель. С 1941 по  1944 годы был на фронте, участвовал в Сталинградской битве. Некрасов –  автор повестей, рассказов, путевых заметок: «В окопах Сталинграда»,  «Первое знакомство» и др. По его сценариям сняты кинофильмы.

Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания

прочитанного текста. К каждому заданию A1–A7 даны

4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Номера выбранных ответов на задания A1–A7 обведите кружком.

А1.  В каком фрагменте текста содержится информация, необходимая для  обоснования ответа на вопрос: «Почему можно сказать, что герой- рассказчик с глубокой любовью и теплотой относится к матери?»

1) Последнюю открытку от матери я получил через три дня после

сообщения о падении Киева, а датирована она была ещё августом.

2) Мать писала, что немцев отогнали, канонады почти не слышно,

открылся цирк…

3) В одном месте, в самом низу, нельзя уже разобрать слов. Но я их знаю  наизусть.

4) И мать, вероятно, долго выбирала, пока остановилась на этой –

зелёной и красивой.

А2.  Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «остановилась»   (предложение 31).

1) перестала двигаться   2) выбрала   3) замедлила ход

4) пришла к выводу

А3.  Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является  эпитет.

1) Я тоже когда-то собирал, мы приносили их домой целыми сотнями.

2) Особенно много их всегда было под большим диваном.

3) Вспоминается наша улица – бульвар с могучими каштанами, которые  разрослись, образовав свод.

4) На них много пыли, её сметают только перед Новым годом, Первым  мая и мамиными именинами двадцать четвёртого октября…

А4. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове МИНИРУЕМ (предложение 1) количество букв

и звуков совпадает.

2) В слове БЕРЕГ (предложение 1) происходит  оглушение.

3) В слове ДЕСЯТЬ (предложение 21) мягкость согласного [т’] на

письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

4) В слове ГРУСТНО (предложение 19) согласный звук [т]

является непроизносимым.

А5.  Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) растениями    2) голубые    3)набивают     4) удивил

А6.  В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Если  после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется   буква, обозначающая глухой согласный звук»?

1) приносили      2) рассматривала

3) получил          4) наклеила

А7.  .  В каком слове правописание приставки определяется правилом:

 «В полных страдательных причастиях прошедшего  времени пишется НН».

1) длинной        2) диковинные

3) зелёная         4) сощуренными

Задания B1–B9 выполните на основе прочитанного текста.

Ответы на задания B1–B9 записывайте словами или цифрами.

В1.  Замените разговорное слово «строчат» в предложении 3 стилистически  нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ___________________________.

В2.  Замените словосочетание «мамиными именинами» (предложение 18),  построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со  связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ___________________________.

В3.  Выпишите грамматическую основу предложения 5.

Ответ: ___________________________.

В4.  Среди предложений 1–5 найдите предложения с однородными членами.  Напишите номера этих предложений.

Ответ: ___________________________.

В5.  Среди предложений 30–34 найдите предложение с двумя обособленными  обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

В6.  Укажите количество грамматических основ в предложении 20. Ответ  запишите цифрой.

Ответ: ___________________________.

В7.  В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые.  Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного  предложения, связанными подчинительной связью.

Хороший был диван – мягкий,(1) просторный,(2) какой-то удивительно  удобный. После обеда на нём всегда отдыхала бабушка. Я укрывал её  старым пальто,(3) которое только для этого и служило,(4) и давал в руки  чьи-нибудь мемуары…

Ответ: ___________________________.

В8.  Среди предложений 15–20 найдите сложноподчинённое предложение  с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

В9.  Среди предложений 17–19 найдите сложное бессоюзное предложение.  Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.

C2.1

Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова:

«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера). Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова.

Объём сочинения должен составлять  не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

C2.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете

смысл финала текста: «Как всё это сейчас далеко! Как давно всё

это было, как давно!..».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста,

подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте

цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



Предварительный просмотр:

Государственная (итоговая) аттестация по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Вариант № 8

Часть 1.

________________________________________________

С1. Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем – вариант сжатого изложения.

_________________________________________________

С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объем изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратным, разборчивым почерком.

Часть 2.

____________________________________________________

Прочитайте текст и выполните задания А1 - А7 на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1 – А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

(1)Дом Пушкина в Михайловском хоть и музей, а живой. (2)От льна,

цветов, яблок в пушкинских комнатах всегда пахнет солнцем, чистотой.

(3)Но есть и другая сторона дела – человеческая. (4)Не всякому дано стать  истинным музейным работником. (5)Этому научиться почти невозможно.

(6)Иной всю музейную науку одолеет, всё знает, умеет объяснить и

разъяснить, что, как и почему, но вещи в его руках не оживают, остаются  мёртвыми. (7)У другого – жизнь во всём, до чего он только дотронется.  (8)Трудно объяснить причину этого удивительного явления, но это так.

(9)Много лет работала музейной смотрительницей Михайловского

простая крестьянская женщина Александра Фёдоровна Фёдорова. (10)Она  действительно была настоящим музейным работником, хотя не было у неё  никакой специальной подготовки.

(11)По утрам, приведя музей в порядок, любила она садиться у окна

самой памятной комнаты – кабинета – и что-нибудь рукодельничала.

(12)Наверное, вот так же сиживала у окна и старая няня Пушкина, Арина  Родионовна. (13)Бывало, проходишь с гостями по музею и слышишь: «А ведь  она у вас совсем как Арина Родионовна!» (14)И действительно, она любила  Пушкина и всё пушкинское – его бумаги, книги, вещи – особой, материнской  любовью.

(15)В руках Александры Фёдоровны – «тёти Шуры», как звали её

сослуживцы и посетители Михайловского, – всегда было добро, в них всё  преображалось и оживало. (16)Убирала ли она комнаты Пушкина, стирала ли  пыль с мебели, составляла ли букеты, расставляла ли цветы на столы и  комоды, – всегда у неё получалось делать это с душой, и все приходившие в музей восклицали: «Ах, как красиво!»

(17)За двадцать лет, что проработала Александра Фёдоровна

в Михайловском, она хорошо узнала, при каком свете лучше смотреть ту или  иную картину, и как и чем можно чистить красное дерево, бронзу, зеркала.

(18)Ей не нужно было указывать, как и что поправить, не пора ли заменить  васильки на ромашки. (19)Она сама всё видела и делала.

(20)Когда приступал к работе в музее новый экскурсовод или молодой

студент-практикант – все они обязательно просили тётю Шуру послушать их  экскурсию и сказать своё слово. (21)Старушка внимательно слушала, давала  советы и почти никогда не ошибалась.

(22)По понедельникам дом Пушкина обычно закрыт для посетителей –

экскурсанты всё равно приходят и стучатся в двери. (23)Если приходили  люди добрые, вежливые, старуха согрешит и впустит их в музей, только  скажет: (24)«Сейчас всё прибрала, полы вымыла. (25)Снимайте сапоги, идите  уж быстрёхонько». (26)И её слушались и, сняв обувь, смиренно входили  в дом Пушкина, словно в храм.

(27)Она обладала чудесным даром останавливать время. (28)Проводя

людей по комнатам, давала пояснения. (29)Это не было экскурсией, какие  проводят профессиональные экскурсоводы. (30)Это была великолепная  народная сказка.

(31)В комнате няни она обычно читала наизусть письма Арины

Родионовны, которые няня писала Пушкину из Михайловского, и в устах  рассказчицы они звучали особенно задушевно.

(32)После её ухода Михайловское словно осиротело. (33)Долго не

верилось, что нет уже среди нас старой нянюшки, что уже не услышим мы её  ласковых слов: (34)«Вот послушай, сынок, мой совет...».

(35)И прав, конечно, поэт М.А. Дудин, который сказал о ней:

(36)«Александра Фёдоровна – истинное чудо».

(По Е. Осетрову)

Осетров Евгений Иванович (19231993) – писатель, литературный

критик. Его художественные произведения, литературоведческие и

критические статьи посвящены русской поэзии, истории русской культуры,  фольклору, памятникам старины.

Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания

прочитанного текста. К каждому заданию A1–A7 даны

4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Номера выбранных ответов на задания A1–A7 обведите кружком.

А1.  В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для  обоснования ответа на вопрос: «Почему Александру Фёдоровну автор  называет настоящим музейным работником?»

1) Александра Фёдоровна убирала комнаты Пушкина, стирала пыль с  мебели, составляла букеты, расставляла цветы на столы и комоды.

2) За двадцать лет, что проработала Александра Фёдоровна в

Михайловском, она хорошо узнала, при каком свете лучше смотреть  ту или иную картину, как и чем можно чистить красное дерево,  бронзу, зеркала.

3) Даже по понедельникам, когда дом Пушкина закрыт, Александра

Фёдоровна пускала посетителей в музей.

4) Александра Фёдоровна любила свою работу и вкладывала в неё душу.

А2.  Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «простая»  (предложение 9).

1) не сложный, не трудный

2) обыкновенный, ничем не примечательный

3) недалёкий, наивный

4) элементарный, однородный

А3.  Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является  метафора.

1) От льна, цветов, яблок в пушкинских комнатах всегда пахнет

солнцем, чистотой.

2) Когда приступал к работе в музее новый экскурсовод или молодой  студент-практикант – все они обязательно просили тётю Шуру  послушать их экскурсию и сказать своё слово.

3) Бывало, проходишь с гостями по музею и слышишь: «А ведь она у вас  совсем как Арина Родионовна!»

4) В комнате няни она обычно читала наизусть письма Арины

Родионовны, которые няня писала Пушкину из Михайловского, и

в устах рассказчицы они звучали особенно задушевно.

А4. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове СЧАСТЛИВ  согласный звук [т]

является непроизносимым.

2) В слове УПРЯЖЬ (предложение 11) последний звук [ш].

3) В слове ОБЪЯСНИТЬ (предложение 6) мягкость согласного

[Т '] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак) .

4) В слове ЕГО (предложение 14) букв больше, чем

звуков.

А5. Укажите слова с чередующейся гласной в корне.

1) убирала    2)  одолеет

3) памятная   4) стирала

А6.  В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то  на конце её пишется С».

1) разъяснить  2)  рассказчицы  3) впустит  4) услышим

А7.  В каком слове правописание суффикса является исключением из

правила?

1) белоснежный 2) ветреная

3) диковинные 4) позолоченных

Задания B1–B14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на  задания В1–В14 записывайте словами или цифрами.

В1.  Замените разговорное слово «одолеть» в предложении 6 стилистически  нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ___________________________.

В2.  Замените словосочетание «дом Пушкина» (предложение 1), построенное на  основе управления, синонимичным словосочетанием со связью  согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ___________________________.

В3.  Выпишите грамматическую основу предложения 2.

Ответ: ___________________________.

В4.  Среди предложений 9–12 найдите предложение с однородными членами.  Напишите номер этого предложения.  

Ответ: ___________________________.

В5.  Среди предложений 22–26 найдите предложение с обособленным

обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

В6.  Укажите количество грамматических основ в предложении 31. Ответ  запишите цифрой.

Ответ: ___________________________.

В7.  В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы  все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями  сложного предложения, связанными подчинительной связью.

За двадцать лет,(1) что проработала Александра Фёдоровна

в Михайловском,(2) она хорошо узнала,(3) при каком свете лучше смотреть  ту или иную картину,(4) и как и чем можно чистить красное дерево,(5)  бронзу,(6 ) зеркала.

Ответ: ___________________________.

В8.  Среди предложений 32–36 найдите сложноподчинённое предложение  с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого  предложения.

Ответ: ___________________________.

В9.  Среди предложений 20–22 найдите сложное бессоюзное предложение.  Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.

C2.1

Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова:

«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера). Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова.

Объём сочинения должен составлять  не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

C2.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете

смысл начала текста: «Дом Пушкина в Михайловском хоть и

музей, а живой».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста,

подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте

цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



Предварительный просмотр:

Государственная (итоговая) аттестация по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Вариант № 10

Часть 1.

________________________________________________

С1. Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем – вариант сжатого изложения.

_________________________________________________

С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объем изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратным, разборчивым почерком.

Часть 2.

____________________________________________________

Прочитайте текст и выполните задания А1 - А7 на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1 – А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

(1)В 1922 году, когда ему было 14 лет, Лев Ландау* успешно сдал

экзамены в Бакинский университет и был зачислен на физико-

математический факультет сразу на два отделения – математическое и

естественное. (2)Его очень интересовала химия, но вскоре он ушёл

с естественного отделения, поняв, что физика и математика ему больше по  душе.

(3)Первокурсник Ландау был моложе всех в университете. (4)Вначале

это его чрезвычайно угнетало. (5)Проходя по коридорам, он поднимал плечи  и наклонял голову: ему казалось, что так он выглядит гораздо старше.

(6)Вокруг столько весёлых, жизнерадостных юношей, так хочется

подружиться с ними, но он не смеет даже мечтать об этом: для них он –  странный ребёнок, непонятно как здесь очутившийся. (7)Так продолжалось  весь первый семестр, пока однокурсники не узнали, какой он замечательный  математик и как охотно помогает товарищам.

(8)Однажды на лекции по математике Лев задал профессору вопрос.

(9)Пётр Петрович Лукин знал математику прекрасно и лектором был

превосходным. (10)Ходили, однако, слухи, что на экзаменах он отличался  свирепостью. (11)Студенты заранее боялись сессии, поэтому относились  к Лукину с почтительно-вежливой опаской.

(12)Лукин долго думал, прежде чем ответить Ландау на вопрос.

(13)В аудитории стало очень тихо, все сидели, боясь шелохнуться. (14)Лукин  попросил Льва подойти к доске. (15)Вмиг доска покрылась математическими  знаками.

(16)Загорелся спор, и неожиданно студенты поняли, что прав Ландау!

(17)Лицо у Льва было серьёзное и сосредоточенное, у Петра Петровича –  взволнованное и несколько обескураженное. (18)Ландау написал вывод и  положил мел. (19)Лукин улыбнулся и, наклонив голову, громко сказал:

– (20)Поздравляю, молодой человек. (21)Вы нашли оригинальное

решение.

(22)Лев смутился. (23)От неловкости он не знал, куда деваться.

(24)С этого дня гроза отделения, профессор Пётр Петрович Лукин,

встречая студента Льва Ландау, всегда здоровался с ним за руку, а друзья-однокурсники уважительно называли его Львом Давидовичем.

(25)Студенческие годы, конечно, меняли Ландау: сказалось влияние

коллектива и преподавателей, но главное – та огромная борьба, которую  принято называть работой над собой и которая по плечу лишь сильным  натурам. (26)Пропали его робость и застенчивость, он приучил себя не  расстраиваться из-за пустяков, не разбазаривать время.

(27)Борьбу с собой он держал в тайне от приятелей, только близкие

друзья по отдельным репликам могли догадаться, чего ему стоила эта борьба.

(28)Но с каждым днём он становился взрослее, целеустремлённее.

(29)Ландау много читал. (30)У него была любимая книга – «Красное и

чёрное» Стендаля. (31)Благодаря этой книге он понял, что для человека нет  ничего недостижимого! (32)Но на него сильное впечатление произвела  трагедия героя романа, осознавшего, что цель, которой он добивался всю  жизнь, не стоит затраченных усилий. (33)И тогда для себя Ландау решил, что  важнее всего – не просто сильный характер, а достойная цель. (34)Для него  эта цель – наука, физика. (35)Ей он отдавал все силы и научился ограждать  себя от любых помех, которые мешали работе.

(36) Каждый человек хочет стать счастливым. (37)Была и у Ландау своя  формула счастья, которая содержала три составляющих: работу, любовь,  общение с людьми. (38)Именно в такой последовательности: наверное, для  всех творческих людей любимая работа – основа жизни.

(39)Добиваясь больших успехов, он при этом избегал громких слов и

ненавидел хвастовство. (40)Однажды один из знакомых неосторожно заявил,  что стоит на пороге большого открытия. (41)Ландау улыбнулся:

– (42)Тебе надо почитать Гоголя. (43)Он справедливо замечает, что

никогда не следует хвастать будущими успехами.

*Лев Давидович Ландау – выдающийся советский физик-теоретик,

академик, лауреат Нобелевской премии.

(По М. Бессараб)

Бессараб Майя Яковлевна (1925) – русская писательница, прозаик,

переводчик. Собственные воспоминания и воспоминания учеников академика  легли в основу её книги «Страницы жизни Ландау».

Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания

прочитанного текста. К каждому заданию A1–A7 даны

4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Номера выбранных ответов на задания A1–A7 обведите кружком.

А1.  В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для  обоснования ответа на вопрос: «Почему Ландау постоянно работал над  собой?»

1) Первокурсник Ландау был моложе всех в университете.

2) Ландау стремился завоевать уважение профессора Лукина и

однокурсников.

3) Ландау не умел чётко организовать свою учёбу и работу.

4) Ландау считал, что ему нужно воспитать в себе сильный характер.

А2.  Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «угнетало»  (предложение 4).

1) ограничивало чью-либо свободу

2) вызывало мрачные, тяжёлые мысли

3) задерживало, тормозило

4) эксплуатировало

А3.  Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является  метафора.

1) Проходя по коридорам, он поднимал плечи и наклонял голову: ему

казалось, что так он выглядит гораздо старше.

2) Загорелся спор, и неожиданно студенты поняли, что прав Ландау!

3) Благодаря этой книге он понял, что для человека нет ничего

недостижимого!

4) Добиваясь больших успехов, он при этом избегал громких слов и

ненавидел хвастовство.

А4.  Укажите ошибочное суждение.

1) В слове СЧАСТЛИВЫМ (предложение 36) согласный звук [т]

является непроизносимым.

2) В слове СЧАСТЬЯ (предложение 37) первый звук – [щ’]. 

3) В слове СТАТЬ (предложение 36) мягкость согласного

[т '] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак) .

4) В слове ЕЙ (предложение 35) звуков меньше, чем

букв.

А5.  Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) загорелся 2) укреплялись  3) вливая 4) стоят

А6.  В каком слове правописание приставки определяется правилом:

 «Если после приставки следует глухой согласный, то  на конце её пишется С».

1)  расстраиваться  2) смутился  3)  покрылась  4)  разбудила

А7.  В каком слове правописание суффикса является исключением из

правила?

1) нитяную   2) выскобленную  3) деревянной  4) обиженно

Задания B1–B14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на  задания В1–В14 записывайте словами или цифрами.

В1.  Замените разговорное слово «разбазаривать» в предложении 26

стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ___________________________.

В2.  Замените словосочетание «знал прекрасно» (предложение 9), построенное  на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью  согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ___________________________.

В3.  Выпишите грамматическую основу предложения 42.

Ответ: ___________________________.

В4.  Среди предложений 36–43 найдите предложения с однородными членами.  Напишите номера этих предложений.

Ответ: ___________________________.

В5.  Среди предложений 12–16 найдите предложение с обособленным

обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

В6.  Укажите количество грамматических основ в предложении 6. Ответ  запишите цифрой.

Ответ: ___________________________.

В7.  В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы  все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями  сложного предложения, связанными подчинительной связью.

В 1922 году,(1) когда ему было 14 лет,(2) Лев Ландау успешно сдал экзамены  в Бакинский университет и был зачислен на физико-математический  факультет, сразу на два отделения – математическое и естественное.  Его очень интересовала химия,(3) но вскоре он ушёл с естественного  отделения,(4) поняв, (5) что физика и математика ему больше по душе.

Ответ: ___________________________.

В8.  Среди предложений 24–27 найдите сложноподчинённое предложение  с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого  предложения.

Ответ: ___________________________.

В9.  Среди предложений 1–5 найдите сложное предложение с бессоюзной и  союзной подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.

C2.1

Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова:

«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера). Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова.

Объём сочинения должен составлять  не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

C2.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете

смысл финала текста: «…никогда не следует хвастать будущими

успехами».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста,

подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте

цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


 

Комментарии

Осипова Светлана Николаевна

Здесь можно найти апробированный материал по подготовке к ГИА по русскому языку.