Мои статьи

Халидова Елена Сейфудиновна

Сборники:  Основные проблемы современного языкознания ; Основные вопросы лингвистики, лингводидактики и межкультурной коммуникации

  на темы    "Речевая готовность детей к обучению в школе",

"Обогащение словарного запаса у детей дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Е.С. Халидова

ДС № 7 «Аленушка» (ЗАТО Знаменск)

Аннотация. Наша речь – это процесс общения, поэтому готовность или неготов-

ность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Прежде, чем

учить ребенка чтению и письму, нужно заложить основу успешного освоения грамоты.

Ключевые слова: обучение грамоте, готовность к школе, детский сад  

SPEECH READINESS OF CHILDREN TO LEARN AT SCHOOL

E.S. Khalidova

KG № 7 «Аlyonyshkа» (CATU Znamensk)

Abstract. Our speech is a process of communication, therefore, the willingness or unwillingness

to study at school is largely determined by the level of speech development. Before teaching

your child to read and write, you need to lay the foundation for successful literacy.

Keywords: Literacy training, school readiness, kindergarten

 Ведь именно при помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит

усвоить всю систему знаний. Речевое развитие детей является одним из глав-

ных компонентов их готовности к школьному обучению. Чем лучше у него              

будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Но прежде, чем учить ребенка чтению и письму, нужно заложить ОСНОВУ успешного освоения грамоты.

Часто родители считают, что раз их ребёнок правильно произносит все

звуки, то и проблем речевых у ребёнка быть не может. Но давайте представим

нашу речь как систему. И эта система похожа на айсберг, где произношение –это его видимая над водой часть. Но это лишь малая часть, она основана

на других более значимых составляющих. От того, насколько они

сформированы у ребёнка, зависит его дальнейшее успешное обучение в школе чтению и письму

172

1. У дошкольника должны быть сформированы следующие навыки:

1. Звуковая сторона речи усвоена. Ребёнок правильно выговаривает все

звуки, не заменяет и не искажает их.

2. Правильно произносит слова сложной слоговой структуры.

Не “проглатываются” и не меняются местами слоги, не искажается слоговой

состав. Пример: велапидист (велосипедист), иструменты (инструменты), фи-

кульстура (физкультура).

3. Сформированы фонематические процессы. Различает сходные звуки

по акустическому и артикуляционному сходству: свистящие-шипящие (с-ц,

с-ш, з-ж…), звонкие - глухие (б-п, д-т …), соноры (р-л, м-н).

4. Проводит языковой анализ и синтез. Может определить, сколько зву-

ков в слове, назвать 2-ой, 4-ый,1-ый, последний звук, «соседей» заданного

звука; может определить количество слогов в одно-, 2-х, 3-х сложных словах.

5. Умеет составлять предложения, распространять их, определять количе-

ство слов в предложении.

6. Примерные задания: - Рассмотри картинки. Составь по каждой картин-

ке предложения.

7. - Сосчитай, сколько слов в предложениях:

8. День был тёплый. Около дома росла высокая берёза – Составь предло-

жения из ряда слов: дымок, идёт, труба, из; орехи, в, белка, прячет, дупло.

5. Развита слухоречевая память. Запоминает предложение из 7-8 слов по-

сле двукратного предъявления. Пример: Весной распускаются цветы:

ландыши нарциссы, фиалки, тюльпаны.

6. Словарный запас должен быть шире обиходно-бытовой тематики.

Адекватно пользуется всеми частями речи, владеет тематическим словарём,

обобщающими словами, названиями частей предметов, знает слова синонимы,

антонимы, числительные «первый», «второй», «третий» и т. д. Лексические

темы: семья, дом, дикие и домашние животные, птицы, фрукты, овощи,

профессии, спорт, деревья, цветы, одежда, обувь.

                                                                                                                        173

7. Усвоен грамматический строй языка. Речь правильная, без аграмма-

тизмов (правильное согласование частей речи, использование предлогов,при-

тяжательных прилагательных, родов, множественного числа, уменьшительно-ласкательных суффиксов).

9. Пример: У меня нет красивых плать. Мы видим лошадёв. В угле ком-

наты стоит мягкая кресла. Мяч выкатился с-под стола.

10. Достаточный уровень развития связной речи.Может логично и после-

довательно передать содержание сказки, рассказа. Может самостоятельно со-

ставить рассказ по тематической картинке и по серии сюжетных из 3–4-х кар-

тинок. Не нарушает причинно-следственные и временные отношения, не вы-

пускает существенные детали. В речи использует сложные предложения.

Помимо этого:

- ребёнок должен знать, сколько ему лет, как зовут родителей, где и кем

они работают, какое сейчас время года и его признаки, назвать свой адрес;

- у него должны быть сформированы понятия «право – лево», ведущей ру-

ки (умение чётко показывать правую руку, левую руку у себя, у человека

напротив; на листе бумаги показывать правую и левую сторону, правый верхний угол);

- должна быть достаточно развита мелкая моторика (движения пальчиков

руки), умение правильно держать карандаш, собирать мозаику, проводить

прямые, волнообразные и круговые линии, обводить в заданном порядке печатные буквы). Это очень важно, так как мелкая моторика напрямую связана с развитием речи.

Всё это необходимо знать ребёнку, чтобы с первых же дней в школе у не-

го не начались неприятности и неуспехи. Вот почему так важно как можно

раньше начать подготовку ребёнка к школе. Вся работа с детьми дошкольного возраста должна носить очень непринуждённый характер. Она должна быть организована увлекательно и интересно, проводиться в основном в игровой форме и вызывать у ребёнка только положительные эмоции.

Только в процессе общения с вами ребёнок должным образом овладевает

устной речью. Одевается или обувается ваш ребёнок, накрываете ли вы на стол

                                                                                                               175

моете ли посуду, разговаривайте с ребёнком, называйте предметы, считайте.

А потом постарайтесь, чтобы ваш сын или дочь сами применяли их в речи.

От вас требуется направить внимание на нужды ребёнка, своевременно и помочь ему.

  Смысл слов, обозначающих пространство и время, будущий школьник постигает, слушая ваши ответы на его многочисленные вопросы.

Занимайтесь с ребёнком лепкой, рисованием, вырезайте ножницами. Это

развивает пальчики, т.е. тонкую моторику, которая напрямую связана с речью. И обязательно обговаривайте каждую деталь, последовательность действий, их смысл.

 Вот и льются нужные слова и выражения: «длинная и короткая сторона», «широкая и узкая полоска», «квадрат и треугольник», «вверху и внизу»,«сбоку в углу», «в середине», «ровно и криво» и т.д.

 

Обязательно читайте детям вслух. При слушании развивается память. За-

учивайте стихи, пересказывайте с ребёнком прочитанное, задавайте вопросы

к иллюстрации в книге.

Будьте терпеливы, снисходительны и осторожны. Помните, только вы

и ваша вера в силы и способности ребёнка могут помочь ему. Активно радуй-

тесь успехам ребёнка, чаще хвалите его!

Устная речь –путёвка в страну Знаний, столь необходимых человеку для

жизни. Если же вы замечаете, что у вашего ребёнка возникают трудности при

овладении этими навыками, или ваш ребёнок нечисто говорит, обратитесь

к специалисту.

Литература

1. Артёмова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников / Л. В. Артёмо-

ва. – М., 1991. – 172 с.

2. Анохина, Т. А. Воздействие театрализованных игр на развитие речи

ребенка / Т. А. Анохина, С. Н. Васильева // Воспитание и обучение: теория. Методика и практика : сборник материалов VIII Международной научно-

практической конференции. – 2016. – С. 120–121.

                                                                                                      176

3. Губанова, Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2 – 5

лет / Н. Ф. Губанова. – М., 2007. – 256 с.

4. Доронова, Т. Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной дея-

тельности / Т. Н. Доронова // Ребенок в детском саду. – 2001. – № 2.

5. Парамонова, Л. Г. Развитие словарного запаса у детей / Л. Г. Парамо-

нова. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 80 с.

References

  1. Artomova L. V. Teatralizovannyye igry doshkol'nikov. – M., 1991. – 172 s.

2. Anokhina T. A., Vasil'yeva S. N. Vozdeystviye teatralizovannykh igr na

razvitiye rechi rebenka // Vospitaniye i obucheniye: teoriya. Metodika i praktika :

sbornik materialov VIII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. –

2016. – S. 120–121.

3. Gubanova N. F. Teatralizovannaya deyatel'nost' doshkol'nikov: 2–5 let. –

M., 2007. – 256 s.

4. Doronova T. N. Razvitiye detey ot 4 do 7 let v teatralizovannoy deyatel'nosti

// Rebenok v detskom sadu. – 2001. – № 2.

5. Paramonova L. G. Razvitiye slovarnogo zapasa u detey. – SPb. :

DETSTVO-PRESS, 2007. – 80 s.

                                                                                                177



Предварительный просмотр:

УДК 373.24

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  

                         Н.Д. Швайбович, Е.С. Халидова

                     ДС № 7 «Аленушка» (ЗАТО Знаменск)

Аннотация. В статье рассматривается одно из направлений речевого развития

в дошкольной образовательной организации. Указаны основные задачи и особенности рабо-

ты педагогов и специалистов по обогащению словарного запаса у детей дошкольного воз-

раста через театрализованную деятельность.

Ключевые слова: словарный запас, дошкольный возраст, театрализованная

Деятельность

ENRICHMENT OF VOCABULARY IN PRESCHOOL CHILDREN

THROUGH THEATRICAL ACTIVITIES

                             N. D. Shvaybovich E. S. Khalidova

                        KG № 7 «Аlyonyshkа» (CATU Znamensk)

Abstract. The article examines one of the directions of speech development in a preschool

educational organization. The main tasks and features of the work of teachers and specialists in

enriching the vocabulary of preschool children through theatrical activities are indicated.

Keywords: vocabulary, preschool age, theatrical activity

На сегодняшний день в дошкольном образовании речевое развитие рас-

сматривается как одна из основ воспитания и обучения ребенка. От уровня

овладения речью зависит успешность обучения ребенка в школе, а также уме

ние общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.  

 Однако в последние годы учителя начальных классов отмечают, как много учеников приходит в первый класс с «недоразвитостью» речи. Дети не всегда понимают точное смысловое значение многих слов и не чувствуют их смыслового «родства».

Обогащение словарного запаса происходит через понимание ребёнком

большого количества слов при условии чёткого соотнесения их с реальными

предметами, действиями и признаками предметов и действий. Каждое новое

                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                              183

слово должно быть понятно ребенку, опираться на конкретную ситуацию

и должны входить в словарь в сочетании с другими словами.

 Хорошая речь - важное условие многогранного полновесного развития ребёнка. Чем богаче и вернее речь ребенка, тем проще ему выразить собственные мысли, тем об-

ширнее его возможности в узнавании окружающей действительности, содержа тельнее и полноценнее коммуникации со сверстниками и взрослыми, тем деятельнее проходит его психическое развитие.

Необходимо принять во внимание, что в раннем и младшем дошкольном

возрасте словарный запас никак не систематизирован, поскольку усваивается

хаотично, в зависимости от конкретных жизненных ситуаций.  

Подрастая, дети начинают мысленно объединять некоторые предметы в определённые группы, что происходит, скорее всего, невольно.

Далее ребёнок начинает чувствовать уже более глубокую общность между словами и постепенно переходит к их систематизации по тематическим группам, в которых объединяются предметы, имеющие общее назначение.

Развивая словарный запас у детей дошкольного возраста, воспитателю

необходимо:

1. Обеспечить знание детьми достаточно большого количества слов (существительных, прилагательных, глаголов, наречий) путём систематической

работы над обогащением словарного запаса.

2. Обеспечить точное понимание смыслового значения каждого усвоенного

ими слова, ибо не должно быть в речи таких слов, за которыми «ничего не стоит».

3. Позаботиться о систематизации имеющегося у них словарного запаса,

то есть помочь им почувствовать существование внутренней связи между

большими группами слов, объединённых в эти группы по каким-то определённым принципам (например, одни слова обозначают предметы, другие – действия, третьи – признаки предметов и действий, причём внутри каждой из названных групп выделяются более мелкие подгруппы и т.д.)

4. Познакомить с переносным значением многих слов (типа «золотая

осень», «светлая голова» и пр.).

                                                                                                                                                         184

5. Воспитать простейшие навыки словообразования (образование но-

вых однокоренных слов при помощи приставок и суффиксов, например:

«приехал – уехал – переехал – приезд – отъезд – переезд»; «дом – домик,

шишка – шишечка»).

6. Научить отличать «родственные» по своему смысловому значению

слова, имеющие общий корень («лес – лесок – лесной – лесник»; «лиса –

лисонька – лисица – лисёнок – лисий») от слов, лишь внешне похожих, сход-

ных только по звучанию, но совершенно различных по смыслу («бра, брат,

брак, брать»; «торт, корт, сорт, порт, борт, форт».

7. Воспитать на этой основе первоначальный практический навык само-

стоятельного подбора родственных слов [5].

Понять и систематизировать смысл слов у детей дошкольного возраста

достаточно нелёгкая задача; для этого от педагога требуется терпение, изобретательность и постоянный поиск новых направлений, способствующих обогащению словарного запаса. Одним из таких направлений является театрализованная деятельность. Это разновидность ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также, в силу своей специфики, обладает определенным потенциалом в формировании

речевых навыков ребенка.

Артемова Л.В. указывает, что «театрализованная деятельность оказывает

позитивное влияние на развитие различных сторон речи дошкольника в силу

двух причин: в театрализованной деятельности используются лучшие образцы художественного слова; естественная ситуация речевого общения активизирует словарь, совершенствует связную речь и грамматический строй речи» [1].

Театрализованная деятельность –наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки информации и умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события. Всё это во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Работа с детьми над образами персонажей включает в себя и развитие пластики, двигательных способностей, эмоционального со-

стояния, поведенческих норм, нравственного развития. В процессе долгой

                                                                                                                                                          185

работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно пополняется словарь ребенка, звуковая сторона речи.

Театрализованная деятельность предполагает:

- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- игры-драматизации;

- подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

- упражнения по формированию выразительности исполнения.

Главная особенность этих игр в том, что ребенок обучается незаметно для

него самого, он артист, который учится понятно изъясняться и действовать. Дети сами могут сочинять, импровизировать, инсценировать какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.

Основные этапы развития театрализованной деятельности состоят в по-

степенном переходе ребенка:

- от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;

- от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти

сверстников, исполняющих роли;

- от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.

Умело поставленные воспитателем вопросы при подготовке к театрализованной деятельности побуждают детей думать, анализировать смысл произносимых слов, делать выводы и обобщения. Увиденное и пережитое в самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о своих впечатлениях своим друзьям и родителям.

Это совершенствует умственное развитие и тесно связанное с ним обогащение словарного запаса.

Систематизация словарного запаса у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность является эффективным и ненавязчивым педагогическим средством, в которой ребенок чувствует себя раскованно и свободно и является надёжным залогом того, что в школе он хорошо усвоит грамматические правила.

                                                                                                                                                       186

                                                                                                                                                           

Следовательно, организованная работа педагогов и специалистов

дошкольных образовательных организаций является необходимой помощью

в полноценном формировании устной речи у детей дошкольного возраста, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения «учить играя».

Литература

1.Артёмова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 1991-172 с.

2. Анохина, Т. А. Воздействие театрализованных игр на развитие речи

ребенка / Т. А. Анохина, С. Н. Васильева // Воспитание и обучение: теория.

 Методика и практика : сборник материалов VIII Международной научно-

практической конференции. – 2016. – С. 120–121.

3.Губанова, Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2–5 лет

/ Н. Ф. Губанова. – М., 2007. – 256 с.

4. Доронова, Т. Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной дея-

тельности / Т. Н. Доронова // Ребенок в детском саду. – 2001. – № 2.

5. Парамонова, Л. Г. Развитие словарного запаса у детей / Л. Г. Парамо-

нова. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 80 с.

References

1. Artomova L. V. Teatralizovannyye igry doshkol'nikov. – M., 1991. – 172 s.

2. Anokhina T. A., Vasil'yeva S. N. Vozdeystviye teatralizovannykh igr na

razvitiye rechi rebenka // Vospitaniye i obucheniye: teoriya. Metodika i praktika :

sbornik materialov VIII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. –

2016. – S. 120–121.

3. Gubanova N. F. Teatralizovannaya deyatel'nost' doshkol'nikov: 2–5 let. –

M., 2007. – 256 s.

4. Doronova T. N. Razvitiye detey ot 4 do 7 let v teatralizovannoy deyatel'nosti

// Rebenok v detskom sadu. – 2001. – № 2.

5. Paramonova L. G. Razvitiye slovarnogo zapasa u detey. – SPb. :

DETSTVO-PRESS, 2007. – 80 s

        187



Предварительный просмотр:

УДК  373.24

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

И СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Швайбович Н. Д.

МКДОУ ЗАТО Знаменск ДС №7 «Аленушка», воспитатель

Халидова Е. С.

МКДОУ ЗАТО Знаменск ДС №7 «Аленушка», воспитатель

Данная работа посвящена вопросу использования здоровьесберегающих технологий в детском саду. Авторы делятся опытом работы по обозначенной теме.

Ключевые слова: здоровье, технологии, детский сад, родители, дети.

HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES

AND SOCIAL HEALTH OF PRESCHOOL CHILDREN

 Shvaibovich N. D.

educator

Municipal state preschool educational institution

Kindergarten No. 7 "Alyonushka"

Znamensk 

Khalidova E. S.

educator

Municipal state preschool educational institution

Kindergarten No. 7 "Alyonushka"

Znamensk

This work is devoted to the issue of using health-saving technologies in kindergarten. The authors share their experience of work on the designated topic.

Keywords: health, technologies, kindergarten, parents, children.

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Сухомлинский В.А.

   

Здоровьесберегающие технологии рассматриваются как технологическая основа здоровьесберегающей педагогики – одной из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации воспитательного процесса детей без ущерба для их здоровья, и как качественная характеристика любой социально-педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье воспитанников и педагогов.

     Здоровьесберегающие технологии предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью [1].

     Здоровьесберегающая деятельность в нашем ДОУ осуществляется в следующих видах:

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

– физкультурно-оздоровительные;

– медико-профилактические;

– технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

 – здоровье сбережения и здоровье обогащения педагогов дошкольного образования;

 – валеологического просвещения родителей;

 – здоровье сберегающие образовательные технологии в детском саду.

      В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей нами разработана система мероприятий, к которым относятся:

– родительские собрания, консультации, конференции, беседы;

– конкурсы, спортивные праздники, праздники здоровья;

– дни открытых дверей;

 – наглядная агитация;

 – личный пример педагога;

– различные нетрадиционные формы работы с родителями (проекты, тематические акции, викторины и др.).

     В ДОУ созданы условия для здоровьесберегающего образовательного процесса, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; оснащение ДОУ оборудованием, игрушками, играми и пособиями [2].

     Особое внимание мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составляющая часть физической культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Используемая нами система закаливаний предусматривает разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей. Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка.

     Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности.  

     Так же в нашем детском саду проводятся динамические паузы во время непосредственно образовательной деятельности, 2–5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой и других в зависимости от вида деятельности.

     Ежедневно проводятся подвижные и спортивные игры как часть физкультурного занятия, а также на прогулке, в групповой комнате со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

     Так же дети очень часто любят играть в сюжетно ролевые игры, например «Больница».

Арина – доктор, спрашивает пациента: «Скажите на что жалуетесь?»

– Плохо сплю – отвечает пациент Марина.

– Потому это происходит, мало гуляете на свежем воздухе, плохо питаетесь, не употребляете витамины, не делаете зарядку.

Спасибо, отвечает Марина, я послушаю вашего совета и рекомендации.

     Дети, играя в сюжетно-ролевую игру «Больница», развивают творческое воображение и способность совместно развертывать игру и умение договариваться. Главное, играя в эту игру у детей, появляется интерес и отсутствие страха перед докторами.

    Так же в нашем детском саду проводятся экскурсии в медицинский кабинет детского сада, демонстрация медсестрой различных медицинских инструментов, объяснение их назначений, показ способа действий с ними. На занятиях мы с ребятами рассматриваем картинки иллюстративного материала по теме. Беседуем профессии врач (Кто такой врач? Какого врача можно назвать хорошим? Как должен вести себя пациент? Кто может работать врачом?) Читаем художественную литературу: «Айболит», «Телефон» К.И. Чуковского, «Заболел петух ангиной» А.И. Крылов, «Мой мишка» З. Александрова [3].

     Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции.  Полезна всем детям, но особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени. Особенно деткам нравиться пальчиковая гимнастика:

Мышка в норку пробралась (делаем ручками «крадущиеся» движения)

На замочек заперлась (пальчики скрещиваем в «замочек» и слегка покачиваем)

В дырочку она глядит (делаем из пальчиков каждой руки по «колечку»

 На заборе кот сидит (ручки прикладываем к голове как ушки и шевелим пальчиками).

     Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом. Деткам особенно нравиться дыхательное упражнение «Надуй шарик». Цель: тренировать силу вдоха и выдоха. Исходное положение: ребенок сидит или стоит «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» – хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» – ребенок произносит: «шшш», вытягивает губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

     Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5–10 мин. В ее комплекс входят упражнения на пробуждение, коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание.

     Здоровье сберегающие образовательные технологии в ДОУ – это в первую очередь технологии воспитания вале логической культуры или культуры здоровья детей. Социальное здоровье современного человека подразумевает его социальное поведение, социальную активность, деятельное отношение к миру.

     Дошкольный возраст – один из критических периодов в жизни ребенка. В это время активно формируется высшая нервная деятельность, происходит нарастание подвижности и силы нервных процессов, что способно привести к истощению малыша. Родители и воспитатели часто отмечают смену настроения ребенка, повышенную раздражительность, быструю утомляемость и невнимательность. Дошкольный период отличается повышенным риском формирования и проявления хронических заболеваний и всевозможных аллергических реакций, особенно у часто болеющих детей.  

       Социальное здоровье предполагает адекватное восприятие действительности, адаптацию к общественной среде, проявление интереса к окружающему миру. Спокойная доброжелательная обстановка, созданная родителями и воспитателями, – залог нормального психосоциального развития дошкольников. Как правило, если в семье царит взаимоуважение и понимание, а в детском саду ребенок чувствует себя уверенно, его психосоциальное здоровье находится в полном порядке [4].

     По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

     В науке исследуются три вида здоровья: физическое, психическое и нравственное (социальное).

     Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека правильно функционирует и развивается.

     Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.  

      Нравственное (социальное) здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.

     В заключение можно с уверенностью сказать, что применение в работе здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, формируют у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды детской деятельности, он жизнерадостен, открыт для общения со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех его свойств и качеств.

Список литературы:

1. Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства / Л. Волошина // Дошкольное воспитание. – 2004. – №1. – С. 114–117.

2. Горбатова М.С. Оздоровительная работа в ДОУ / М.С. Горбатова. – Волгоград: Учитель, 2013. – С. 36.

3. Ковалько В.И. Здоровье сберегающие технологии / В.И. Ковалько. – М.: ВКО, 2007.

 4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнова. – М.: АРКТИ, 2011. – 274 с.

References:

1. Voloshina L. Organizaciya zdorov'e sberegayushchego prostranstva / L. Voloshina // Doshkol'noe vospitanie. – 2004. – №1. – S. 114–117.

2. Gorbatova M.S. Ozdorovitel'naya rabota v DOU / M.S. Gorbatova. – Volgograd: Uchitel', 2013. – S. 36.

3. Koval'ko V.I. Zdorov'e sberegayushchie tekhnologii / V.I. Koval'ko. – M.: VKO, 2007.

 4. Smirnov N.K. Zdorov'esberegayushchie obrazovatel'nye tekhnologii i psihologiya zdorov'ya v shkole / N.K. Smirnova. – M.: ARKTI, 2011. – 274 s



Предварительный просмотр:

ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

Э. Р. Мугинова,

воспитатель,

МКДОУ ГО ЗАТО г. Знаменск «Детский сад № 7 «Аленушка»,

Астраханская обл.;

Е. С. Халидова,

воспитатель,

МКДОУ ГО ЗАТО г. Знаменск «Детский сад № 7 «Аленушка»,

Астраханская обл.

 

Рассмотрен вопрос приобщения детей к чтению. Отмечено, что частое чтение лите-

ратурных произведений, умелое сочетание с различными видами детской деятельности

и жизненными наблюдениями способствуют постижению ребёнком окружающего мира, за-

кладывают основы нравственности, учат его понимать и любить прекрасное.

Ключевые слова: чтение, детская литература, дошкольный возраст, читательский

интерес

INTEREST IN READING IN OLDER CHILDREN

E. R. Muginova,

Preschool teacher,

Kindergarten No. 7 “Alenushka”, Znamensk, Astrakhan region;

E. S. Khalidova,

Preschool teacher,

Kindergarten No. 7 “Alenushka”, Znamensk, Astrakhan region

The article deals with the issue of introducing children to reading. It is noted that frequent

reading of literary works, a skillful combination with various types of children's activities and life

observations contribute to the child's comprehension of the world around, lay the foundations

of morality, teach him to understand and love beauty.

Keywords: reading, children's literature, preschool age, reader's interest

Снижение интереса к чтению в последнее время наблюдается у детей всех

возрастов, в том числе и дошкольников. Этому способствуют разные причины:

влияние смартфонов, компьютеров, телевизоров; традиция семейного чтения, из-

менение отношения взрослых к совместным занятиям чтением с детьми. Вслед-

ствие  этого  чтение  произведений  литературы  замещается  на  компьютерные

игры, просмотр мультфильмов и т. п. [5].

Все мы знаем, что художественная литература играет важную роль в раз-

витии ребёнка.

В настоящее время время девальвации культурных ценностей, критериям

отбора литературных произведений и детских книг должно уделяться серьёзное

внимание. Главных причин тому несколько:

58

‒ небывалый ассортимент книг; коммерциализация детской литературы;

активное создание и публикация художественных произведений, не всегда отве-

чающих требованиям качества содержания и оформления печатных изданий

для детей; практически полное отсутствие института настоящих редакторов и от-

сюда снижение качества текста;

‒ слабая читательская и методическая подготовка, недостаточно развитый

эстетический вкус взрослых, покупающих и читающих книги детям;

‒ падение культуры в современном социуме, приведшее к снижению поня-

тий о качестве, художественной значимости, принадлежности к искусству того,

что создаётся для детей [1].

Взрослые несут моральную ответственность за то, каким читателем станет

ребёнок, поэтому критерии отбора книг и литературных произведений для до-

школьников – основной инструмент их деятельности, основное правило, отлича-

ющее профессионала – педагога или родителя.

В последнее время для младших дошкольников активно издаются книжки-

игрушки,  где  принцип  наглядности  реализуется  не  только  в  иллюстрации,

но и в форме книги, имитирующей как традиционные (книга-«яблоко», книга-

«портфель»), так и современные предметы (книга-«мобильный телефон», книги

в виде современных машин, самолётов и т. д.) [2].

Исследователи утверждают, что для дошкольников, особенно для детей

раннего возраста, иллюстрация как форма наглядности важна сама по себе без-

относительно к цвету, площади рисунка, месту расположения на книжном листе

(A. Люблинскaя и др.). Но наглядность как принцип отбора книг требует соблю-

дения ряда положений эстетического характера. Ей должны быть присущи:

‒ грамотно подобранная цветовая гамма;

‒ спокойный цветовой колорит;

‒ правильное сочетание цвета;

‒ соответствие рисунка содержанию художественного текста;

‒ эстетическое единство оформления и содержания в любом виде полигра-

фического издания;

‒ эстетические поиски художников должны быть соотнесены с возраст-

ными возможностями читателей-слушателей [4].

По мнению И. И. Феоктистовой, использование специальных методов спо-

собствует формированию интереса к чтению и развитию литературного вкуса

детей в дошкольном возрасте. Например, выразительное чтение вслух у ребёнка

создаёт образные представления, влияет на эмоции и восприятие, ребёнок обре-

тает заинтересованность, у него просыпается желание вновь слушать произведе-

ние. Активно используются иллюстрирование художественных произведений

детьми, составление и участие в литературных викторинах, игры-драматизации

в кукольной форме [3].

Н. Н. Светловская считает, что одним из эффективных приёмов приобще-

ния к миру художественного чтения является работа со сказкой, например, читая

сказку, можно использовать следующие приёмы: посмотреть на вещи, стоящие

в групповой комнате, с «другой стороны» (используя «волшебный элемент» –

59

зажмурить глазки, вдохнуть, с выходом открыть глазки и осмотреться). Привле-

чение внимания детей к какой-либо вещи: скамейка («Может, на ней сидели Дед

и Баба?» или «Не с неё ли упало яичко?»; миска («А может, в этой миске испекли

Колобок?»);  зерно  («Из  этого  зернышка  может  вырасти  Репка?»);  брусок

(«А из этого брусочка можно смастерить Теремок?») и т. д.

Затем задаются вопросы детям: из какой сказки эти вещи, узнали ли они?

Далее следует чтение сказки: «Давайте почитаем эту сказку, а потом и поиг-

раем».

В. Левин считает, что «игровой интерес дошкольников к художественным

средствам является предпосылкой познавательного интереса к стиху в единстве

его содержания и формы. Занимательность, которую прежде всего чувствуют,

a затем осознают дети, может стать импульсом к их творческому развитию, к по-

явлению художественного мышления» [6].

При отборе книг для детского чтения должнa быть сформирована чёткая

мировоззренческая установка: с них начинается читатель; благодаря им пробуж-

дается интерес и любовь к чтению как удовольствию и серьёзному интеллекту-

альному занятию; от их содержания зависит умственное и нравственное состоя-

ние человека, его познавательное развитие, выработка аналитических способно-

стей, творческих устремлений, эстетического вкуса.

Критериями и принципами отбора книг нельзя пользоваться как догмой.

Содержание их понятий может меняться в зависимости от социума, психологи-

ческого состояния детства, образовательной среды и т. д. Так было с принципом

доступности на протяжении его существования в методике отбора книг для чте-

ния. «От доступности кaк понятности содержания он менялся к доступности

как понятности содержания, опережающего детское развитие, ведущего ребёнка

к познанию через преодоление». Этот принцип образно определён Б. Житковым,

сказавшим, что детская книга должна быть «книгой нa вырост».

Таким образом, в дошкольной педагогике определены эффективные усло-

вия приобщения ребёнка к художественной литературе, в число которых вклю-

чаются как работа с книгой, так и организация работы по осмыслению её содер-

жания.

Список литературы:

1. Маряничева Н. И., Безгодова Е. Н., Григорян Э. Г. Современны образовательные

практики формирования интереса к чтению в условиях ДОУ // Инновации в развитии одарён-

ности: от книги до IT-решений. ‒ 2019. ‒ С. 144–149.

2. Очиткова Е. С., Очиткова В. П., Хлапонина М. С. Формирование интереса к чтению

у детей старшего дошкольного возраста // Современные тенденции развития системы образо-

вания. ‒ Чебоксары, 2020. ‒ С. 157–161.

3. Светловская Н. Н. Обучение чтению и законы формирования читателя // Начальная

школа. – 2003. – № 1. – С. 11–18.

4. Сентюрёва Т. Ю., Пантелеева Г. М. Основные подходы к проблеме чтения художе-

ственной литературы в дошкольной педагогике // Педагогика сегодня: проблемы и решения. –

Казань: Молодой ученый, 2018. – С. 124–128.

5. Федяевская В. М. Что и как рассказывать и читать дошкольникам. – Москва : Учпед-

гиз, 1955. – 46 с.

6. Феоктистов И. И. К вопросу о детском чтении. – Санкт-Петербург : Изд. М.М. Ле-

дерле и К, 1991. – С. 79.

60

References:

1. Maryanicheva N. I., Bezgodova E. N., Grigoryan E. G. Sovremenny obrazovatelnye

praktiki formirovaniya interesa k chteniyu v usloviyah DOU [Modern educational practices for the

formation  of  interest  in  reading  in  preschool  educational  institutions].  Innovatsii  v  razvitii

odarennosti: ot knigi do IT-resheniy [Innovations in the development of giftedness: from books to IT

solutions]. 2019, pp. 144–149.

2. Ochitkova E. S., Ochitkova V. P., Khlaponina M. S. Formirovanie interesa k chteniyu

u detey starshego doshkolnogo vozrasta [Formation of interest in reading in older preschool children].

Sovremennye tendentsii razvitiya sistemy obrazovaniya [Modern trends in the development of the

education system]. Cheboksary: 2020, pp. 157–161.

3. Svetlovskaya N. N. Obuchenie chteniyu i zakony formirovaniya chitatelya [Learning to

read and the laws of reader formation]. Nachalnaya shkola [Primary School]. 2003, no. 1, pp. 11–18.

4.  Sentyuryova  T.  Yu.,  Panteleeva  G.  M.  Osnovnye  podhody  k  probleme  chteniya

khudozhestvennoy literatury v doshkolnoy pedagogike [Basic approaches to the problem of reading

fiction in preschool pedagogy]. Pedagogika segodnya: problemy i resheniya [Pedagogy today:

problems and solutions]. Kazan: Molodoy uchenyy; 2018, pp. 124–128.

5. Fedyaevskaya V. M. Chto i kak rasskazyvat i chitat doshkolnikam [What and how to tell

and read to preschoolers]. Moscow: Uchpedgiz; 1955, 46 p.

6.  Feoktistov  I.  I.  K  voprosu  o  detskom  chtenii  [On  the  issue  of  children's  reading].

St. Petersburg: Publ. M. M. Lederle i K; 1991, p. 79.



Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Н.Д. Швайбович
воспитатель
МКДОУ ЗАТО Знаменск ДС № 7 «Аленушка»,
Е.С. Халидова
воспитатель
МКДОУ ЗАТО Знаменск ДС № 7 «Аленушка»,
Т.Е. Корсунова
МДОУ «Детский сад № 24» Ленинградская область
miss.irinka07s@yandex.ru
Данная статья посвящена проблеме развития речи у детей дошкольного возраста
посредством игровой деятельности, а также влиянию игровой деятельности на формирование познавательных процессов детей.
Ключевые слова: дошкольный возраст, сюжетно-ролевая игра, познавательные
процессы
DEVELOPMENT OF SPEECH OF CHILDREN UNDER 7 BY MEANS
OF GAME ACTIVITIES
N.D. Shvaybovich
а preschool teacher
MPPEE CATU Znamensk KG № 7 «Alenushka»,
E.S. Khalidova
а preschool teacher
MPPEE CATU Znamensk KG № 7 «Alenushka»,
T.E. Korsunova
а preschool teacher
MPEE «KG № 24 Leningradskaya region»
miss.irinka07s@yandex.ru
This article concerns the issues of development of children under 7 years old by means of
games. It also considers influence that game activities exert upon formation of children’s cognitive
processes.
Keywords: children under 7, role-play, cognitive processes
Дошкольный возраст, несмотря на свою скоротечность (всего 7 лет),
представляется ключевым периодом развития послеутробного развития ребёнка [9], когда закладывается основа личности, формируется воля, прививаются нормы правильного поведения, динамично развиваются воображение (и
как следствие – творческие способности), общая инициативность. Все эти качества, без которых не может сформироваться полноценная, гармонично развитая личность, формируются, прежде всего, в ведущей деятельности любого
127
ребёнка дошкольного возраста – в игре. Именно в игре развивается и самая
важная способность человека, дающая ему все возможности социализации, познавания окружающего мира – речь.
Любой ребёнок, как и любой человек вообще, имеет потребность общаться с себе подобными. Естественно, что без внятной, понятной и интересной окружающим речи ни о какой успешной социализации и познании окружающего мира говорить не представляется возможным. Речь необходимо развивать её; для этого педагог дошкольного образовательного учреждения
(ДОУ) должен использовать различные игры и игровые методики, разработанные с учётом психологических особенностей детей-дошкольников.
В процессе игры ребёнок непрерывно говорит (даже играет один). Более
того, в игре ребенок приобретает жизненный опыт. Играя с теми или иными
предметами, он получает те или иные представления, которые он ассоциирует
со словом. Именно игра и труд, как ничто иное, стимулируют детскую самодеятельность в области языка; поэтому именно они в первую очередь должны
быть использованы для развития речи. Ведь если ребёнок постоянно играет с
теми или иными предметами, он начинает легко воспринимать их, связывать
их с их названиями, что, безусловно, оказывает огромное влияние на развитие
его речи и образного мышления. Кроме того, положительные эмоции, которые
ребёнок испытывает в процессе игры, способствуют активному восприятию
ребёнком обращённой к речи и стимулируют его ответную речевую реакцию.
Как известно, что в дошкольном возрасте в игре усвоение новых знаний
происходит значительно успешнее, чем на обычных учебных занятиях. Преимущество поставленной в игровой форме обучающей задачи заключается в
том, что ребёнок сам осознаёт и понимает, как и почему надо делать то, что
предлагают ему взрослые. Увлечённый новой, захватывающей игрой ребёнок
в то же время подсознательно учится, пусть даже он может и столкнуться с
трудностями, для преодоления которых ему приходится перестраивать свои
представления об окружающем мире, что, безусловно, только способствует
его познанию. Поэтому слова Н.К. Крупской об игре как «серьёзной форме
обучения» представляются вполне справедливыми.
Прежде чем вовлечь ребёнка в игру, необходимо привлечь его интерес к
ней, пробудить его желание играть. Существует ряд различных игр: загадки,
считалки, сюрпризы, сговор на игру, напоминание об играх, в которые ребёнок
уже играл. Педагог же должен направлять игру так, чтобы она действительно
оставалась игрой и не переходила в другую форму обучения – занятия. Более
того, если игра действительно увлекает ребёнка, она не просто обучает его и
развивает его способности и личностные качества. Игра сближает детей, делает их друзьями, что, несомненно, способствует социализации детей в среде
сверстников.
В отличие от занятия, на котором ребёнок по умолчанию должен сидеть
смирно и чётко выполнять указания наставника, в игре он может эмоционально реагировать: хлопать в ладоши, подбадривать, сопереживать, шутить и
128
т.п. Задача воспитателя – сделать так, чтобы дети сохраняли игровое настроение в течение всей игры, выполняя поставленную перед ними в игровой форме
задачу.
Большое значение имеет темп игры. Задавать его должен воспитатель.
На разных стадиях игры темп должен быть различным. В начале игры дети
ещё только усваивают саму её суть и правила игры и ход, поэтому на этой стадии темп игры относительно низкий. По мере того, как дети всё более увлекаются игрой и их захватывают эмоции, темп игры нарастает. К концу же игры
эмоциональный настрой снижается, соответственно и темп игры замедляется.
Опытный педагог знает, когда именно следует замедлить темп игры, а
когда, напротив, его необходимо ускорить. Он должен уметь чётко, в максимально доступной и понятной форме объяснить детям само содержание игры
и её правила. Такой же ответной реакции он должен требовать и от детей: они
могут говорить кратко, но так, чтобы их поняли.
Кроме того, педагог на протяжении всей игры активно участвует в ней:
отмечает особо преуспевших в ней, смеётся над шутками, мотивирует отстающих и стесняющихся и т.д.
Игра – не просто способ развлечь ребёнка, это творческий процесс, в
ходе которого дети познают мир, равно как и самих себя, приобретают новые
знания, умения и навыки, совершенствуют свою речь, социализируются.
Поскольку игра играет огромную роль в развитии речи детей, все игры
должны быть организованы по принципу «от простого к сложному» – так,
чтобы постепенно, но равномерно усложнялись задания и используемый в играх словарный материал [1, 2].
Начиная с раннего детства, игра, основанная на подражании и манипуляциях с предметами, становится для ребёнка-дошкольника ведущей формой
познания мира, развития его способностей, знаний, умений, навыков. Чтобы
игра действительно развивала детей, их сначала надо научить играть – просто
выполнять с игрушками определённые действия, благодаря чему дети познают
предметный мир.
Чтобы дети познавали предметный мир, можно использовать ряд дидактических игр, чья цель – дать информацию о предметах, их свойствах, взаимоотношениях, сходствах и различиях. Ребёнок приобретает новые знания о
предметном мире. Это могут быть:
– Игры-раскладки: к какой категории относится предмет – например,
«Чудесный мешочек», «Помоги Незнайке» и т.д.
– Игры-определения: нужно понять, как именно используются предметы и из какого материала они изготовлены – например, «Что лишнее»,
«Найди пару», «Скажи, как использовать предмет», «Нам игрушки принесли»,
«Петрушка идёт трудиться», «Подбери материал для названного предмета» и
т.д.
– Игры-загадки и отгадки: «Найди заданный предмет», «Угадай инструмент» и т.д.
– Игры-описания по цвету, форме, величине и т.д.
– Игры на временную отнесенность предмета – например, «Определи
129
время предмета», «Что было – что будет» и т.д.
– Игры-путешествия – например, «На чем мы путешествуем», «Чудесное превращение волшебной палочки» и т.п.
– Игры, направленные на взаимодействие с предметами;
– Игры-эксперименты, игры-опыты.
– Игры, чья цель – творческое преобразование. Дети научаются сами
объяснить, почему и как свойства одного и того же предмета изменились, как
именно его можно изменить в дальнейшем.
– Игры-преобразования: «Цепочка слов», «Соедини детали – получи новый предмет» и т.д.
Развитие у ребёнка внимания к словам и их точному употреблению является главной целью любой из этих игр. Игры должны создавать условия для
речевой практики детей, пополнения как активного, так и пассивного словаря
словами разных частей речи. Дети научаются быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее подходящее слово, составлять предложения, различать оттенки в значениях и смыслах слов [3, 4].
Цель любой игры также заключаться и в развитии у ребёнка коммуникативных способностей; игра становится инструментом, при помощи которого
педагог помогает ребёнку социализироваться в среде сверстников и наладить
контакты с окружающим миром в целом.
Научившись самостоятельно использовать предметы, ребёнок начинает
понимать смысл сюжетно-ролевой игры, научается разыгрывать целые сюжеты, моделирующие отношения между людьми. Реальные предметы заменяются на другие, с помощью которых можно изображать нужное действие; в
дальнейшем действие можно заменить одним лишь словом. В процессе игры
ребенок вслух общается с игрушками, говорит и за себя, и за них, подражает
гулу паровоза, крикам животных и т.д. [5, 6].
Называние предметов новыми именами, обозначение действий, связанных с этими предметами наделяет каждую отдельную вещь (действию) новым
смыслом. Играя, дети не просто что-то делают с игрушками; необходимо,
чтобы они ещё давали какие-нибудь пояснения, что именно они делают. Благодаря таким пояснениям соответствующие предметы и действия обретают
новый смысл. Без подобных объяснений теряется сама коммуникативная цель
игры. Объясняя игру, ребёнок должен свои пояснения кому-то адресовать,
будь то сверстник-партнёр по игре или просто зритель. Например, играя в
больницу, обязательно следует обговорить, кто врач, а кто пациент, где пилюли, а где марля и йод, когда врач даёт лекарства, а когда слушает жалобы
больного [7]. Без такой договорённости, без взаимного понимания игра просто
теряет всякий коммуникативный смысл. Д.Б. Эльконин писал, что в игре у детей возникает богатейшая речевая связь, которая освобождает речь детей от
привязки к той или иной ситуации. Благодаря игре дети переходят от полной
зависимости речи от вещей и предметных действий к свободе слова от реальной, воспринимаемой ситуации [8]. Именно в этом свободе слова и заключается значение игры со сверстниками для речевого развития детей.
130
Что касается ролевых игр, их можно рассматривать как игры обучающего характера, т.к. они определяют выбор используемых слов и выражений,
развивают речевые навыки, стимулируют описывать одни те же предметы и
ситуации разными словами, развивают как монологическую, так и диалогическую речь детей.
Организация занятий в игровой форме мотивирует детей сближаться как
друг с другом, так и с педагогом [10]. На таких занятиях игровые упражнения
должны подбираться по принципу «от простого к сложному». Кроме того, от
педагога требуется следующее:
– Терпение – именно этим качеством должен в полной мере обладать
любой педагог, работающий с детьми-дошкольниками;
– Желание не просто организовывать игру, но и верить в неё так, как
верит в неё ребёнок;
– Уметь воспринимать ребёнка таким, какой он есть;
– Уметь принимать любую ответную реакцию ребёнка;
– Уметь импровизировать.
Именно игра, как ничто иное, продвигает развитие ребёнка-дошкольника.
Помимо речевых навыков, развиваются и моторные, двигательные навыки детей. Как известно, что упражнения для пальцев рук развивают интеллектуальную деятельность детей, равно как и их память и внимание. Благодаря сопровождающим упражнения стихам закладывается и развивается чувство ритма.
Дети учатся правильно воспринимать рифму, ударения, делить слова на слоги.
Это крайне важно, т.к. чувство ритма необходимо и при обучении письму
(чтобы почерк был аккуратный), и при запоминании стихов, и т.д.
Игровая театрализованная деятельность становится реальным стимулом
для развития и совершенствования речевых навыков детей. Это могут быть
игры в кукольный театр, или игры-драматизации, или игры-представления
(спектакли). Любой актёр должен уметь не просто чётко проговаривать слова,
но и вкладывать в них соответствующие чувства и эмоции, отражать в них
особый смысл, обусловленный общим сюжетом постановки и замыслом её автора. Именно поэтому театральная игра, увлекающая детей, развивает их связную, грамматически правильную монологическую и диалогическую речь в ненавязчивой форме.
Таким образом, игровая театрализованная деятельность вносит весомый
вклад в развитие детской речи; она также делает деятельность педагога по коррекции задержки речевого развития детей дошкольного возраста за счёт комплексного аффективно-коммуникативного воздействия.
Педагог с детьми-дошкольниками заниматься профессиональной подготовкой пока ещё не может и не должен, ведь в таком возрасте у детей просто
недостаточно сформирован речевой аппарат. Представляется достаточным,
чтобы дети просто понимали: речь актёра должна быть чётче, звучнее и выразительнее, чем в реальной жизни. В той или иной игровой ситуации педагог
может делать основную ставку на те или иные паравербальные и невербальные
параметры детской речи – то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то
на интонацию и т.д. Основной упор может делаться также на развитие связной
131
речи, творческой фантазии, на умение ребёнка самостоятельно сочинять рассказы, подбирать рифмы и т.п.
В заключение упомянем результаты психологического исследования,
проведённого А.Р. Лурия и Ф.Я. Юдовичем, которые наблюдали двух близнецов, отстававших в своём речевом развитии. Дети росли в изоляции от других
детей, и у них выработался свой собственный, понятный только им язык, основанный на жестах и звукосочетаниях. Их речь была привязана только к
предметным действиям; они могли говорить только о том, что они видели и
что они делали; при этом речь взрослых они в принципе понимали.
Оказалось, что близнецы вообще не умели играть; они были не в состоянии принять новое игровое значение предмета и делать с ним что-либо «понарошку». Когда им говорили, что ножик – это как будто веник, и показывали,
как им можно подметать, они этого не понимали. Они просто брали нож в руки
и начинали использовать его по прямому назначению – резать, точить карандаши и т.д. А ведь обычно дети-дошкольники уже умеют приписывать предметам новые значения и легко играют в такие игры. Когда педагог в игре называл ложку топором и предлагал «срубить» дерево, близнецы удивлялись и не
могли понять, как это ложка может быть топором.
Для исправления ситуации близнецов отправили на воспитание в разные
группы детского сада. Естественно, порознь друг от друга им не оставалось
ничего, кроме как учиться общаться со сверстниками и играть с ними в самые
разные игры. Уже через три месяца ситуация резко изменилась к лучшему: у
близнецов в процессе участия в разнообразных играх развилась богатая речь.
Таким образом, игра не просто активно развивает речь ребёнка, но и его
характер; благодаря игре происходит становление личности ребёнка, без чего
невозможно его нормальное развитие, социализация и впоследствии его
успешное обучение в школе.
Список литературы:
1. Гнатышина Е.А. Компетентностно-ориентированное управление подготовкой педагогов профессионального обучения диссертация на соискание учёной степени доктора
педагогических наук / Е.А. Гнатышина. – Челябинск, изд-во Челябинский государственный
педагогический университет, 2008. – 529 с.
2. Савченков А.В. Адаптация первокурсников к условиям педагогического вуза как
фактор безопасности образовательного пространства / А.В. Савченков // Безопасность социальной сферы в условиях современной поликультурной России: коллективная монография/ В.В. Садырин, Е.А. Гнатышина, В.А. Белкин [и др.]. – Челябинск, изд-во Челяб. гос.
пед. ун-та, 2013. – С. 331-353.
3. Савченков А.В. Проблема формирования профессиональных компетенций у обучающихся с девиантным поведением в условиях профессионального образования / А.В. Савченков, П.В. Лизунов // Международный научный журнал «Мир науки, культуры, образования». – Барнаул, 2013. – № 5. – С. 233-235.
4. Савченков А.В. Психолого-педагогические проблемы адаптации студентов первого курса профессионально-педагогического института / Е.А. Гнатышина, Г.А. Герцог,
А.В. Савченков / Профессионально-педагогическое образование на рубеже веков: коллективная монография. – Челябинск: изд-во Челябинский государственный педагогический
университет, 2014. – С. 12-80.
132
5. Савченков А.В. Развитие профессиональных компетенций у учащихся СПО с девиантным поведением / А.В. Савченков // Образование и социум: безопасность поликультурного пространства России / Е.А. Гнатышина, Д.Н. Корнеев, Н.В. Уварина [и др.]. – М.:
Изд-во "Цицеро" 2014. – С. 113-127.
6. Самсонова И.Г. Развитие творческой личности студентов как условие их самореализации в профессиональной деятельности / И.Г. Самсонова, А.В. Новосельцева // Профессиональное самоопределение молодёжи инновационного региона: проблемы и перспективы: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции /
под общей ред. А.Г. Миронова. – Красноярск, 2016. – С. 281–285.
7. Уварина Н.В. Принцип свободы в концепции развития творческой самоактуализации учащихся / Н.В. Уварина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – Серия: Образование. Педагогические науки. – Челябинск, изд-во Южно-Уральский
государственный университет (Национальный исследовательский университет). – 2014. –
Т. 6. – № 1. – С. 20-25.
8. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
9. Багринцева О.Б. Активизация ключевых показателей результата деятельности в
области преподавания / О.Б. Багринцева, Л.И. Балашова, Н.М. Колоколова, Л.Д. Кривых,
М.В. Пителина, М.А. Симоненко // Гуманитарные исследования. – 2017. – № 4 (64). – С.
207-213.
10. Nurgalieva A.T. Introduction of innovative technologies in the educational process /
A.T. Nurgalieva, N.M. Kolokolova // Язык и межкультурная коммуникация: сборник статей
ХI Международной научно-практической конференции. 2019. – С. 186-188.