Всероссийский урок "Эколята-молодые защитники природы" 2022 год

Голотвина Юлия Борисовна
Развитие свободной творческой личности ребенка
Цель расте - развитие свободной творческой личности ребенка, направление деятельности дошкольников на определенный и запланированный результат, который получается при решении той или иной теоретически или практически значимой для ребенка проблемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Прямая ссылка на видео по педагогическому проекту на тему «Эколята» для детей подготовительной группы:

https://yandex.ru/video/preview/12661885642139510331


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обрывной аппликации на тему «Природа»

Цель:

Создавать лесную композицию с помощью бумаги (обрывания, развивать творческое воображение в создании композиции.

Задачи:

1. Расширять знания детей о приметах осени.

2. Развивать творческое воображение, чувство цветоощущения и цветного восприятия.

3. Упражнять в использовании разных приемов вырезания, обрывания.

4. Учить подбирать нужную бумагу для создания композиции.

Материалы:

Поднос, ножницы, клей, трафареты, цветная бумага, цветные салфетки и лист ватмана.

Ход занятия:

Воспитатель:

Подходит с детьми к окну и читает стихотворение А. Фета

Ласточки пропали

А вчера зарей

Всё грачи летали

Да, как сеть, мелькали

Вон над той горой

С вечера не спится

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится,

Да стучит в окно.

Беседа с детьми:

- Ребята, скажите, какое сейчас время года? (Осень).

- По каким признакам вы определили, что сейчас осень? Как можно показать осень в аппликации? Какие цвета бумаги нужны для изображения осени? (Осень – это когда листья на деревьях желтеют и краснеют, они падают и покрывают дорожки в парке, тропинки в лесу… Осенью много фруктов и овощей. Осенью больше всего желтого, красного, коричневого цветов).

- Для аппликации нам нужна разноцветная бумага, чтобы показать, как красиво осенью… Осенью в солнечный день ярко – голубое небо.

И, сегодня, мы с вами отправимся в осенний лес в гости к ежику.

- Я хочу вам предложить сделать аппликацию из цветной бумаги, цветных салфеток.

Показываю детям цветную бумагу и салфетки разных оттенков.

- Вы сказали, что осенью все деревья одеваются желтые, красные наряды, поэтому подумайте, какую бумагу вы выберете. 

- Давайте подумаем, как будет выглядеть наш ежик. В природе он серый и колючий, мордочка вытянутая. Как мы можем в аппликации показать его иголки? Я предлагаю сделать их обрывной аппликацией из серой бумаги.

Физкультминутка "Деревья в лесу".

Руки подняли и помахали,

Это деревья в лесу. Машут руками.

Локти согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. Руки согнуты в локтях, встряхивают кистями рук.

Плавно руками помашем, Это к нам птицы летят. Взмахивают руками.

Как они сядут – покажем,

Руки сложили назад. Приседают, руки назад.

Пора приступать к работе. На готовых изображениях на ватмане дети с помощью бумаги (обрывки) создают цветную композицию, наклеивая кусочки цветной бумаги.

Итог занятия.

Рассмотреть с детьми готовую картину. Похвалить за аккуратную работу, за творческий подход.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 «Аленький цветочек»

607033, Нижегородская область, город Выкса, р.п. Досчатое, улица Нагорная, здание № 9

т 4-85-58  e-mail: detsad_8_vera@mail.ru

Описание: 11

Экологический урок

«Эколята – молодые защитники природы»

hello_html_m365ee47e.jpg

2022г.

Паспорт проекта

Структура

Содержание

Тема

Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята-дошколята»

Автор

Голотвина Юлия Борисовна

Участники

Дети подготовительной группы, педагог

Особенности

Социально-познавательный, краткосрочный

Актуальность  и социальная значимость

Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.

  Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физическое, познавательное, речевое, художественно - эстетическое, социально- коммуникативное развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных областей, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание формирующее современную образованную личность. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства. Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом надо отметить, что на детей сильнее действуют эмоции, личный опыт и авторитарный пример.

Анализ ситуации

Формирование у детей экологической культуры и культуры природолюбия должно быть продолжено и после завершения обучения в дошкольной образовательной организации.

Для решения этой организационной задачи на каждом этапе экологического образования и воспитания необходимы новые инновационные инструменты, программы, проекты, формы, методы, подходы, приёмы, решения, технологии и мероприятия.

Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста может стать новый природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – дошколята» по формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия.

Проект «Эколята–дошколята» является первым этапом общего процесса формирования экологической культуры ребёнка. Проект является новым инновационным инструментарием развития дополнительного образования эколого-биологической направленности в дошкольных образовательных организациях российских регионов.

Постановка

Опасность надвигающейся экологической катастрофы, которую можно предотвратить только немедленной и кардинально улучшенной природоохранной деятельностью, общеизвестна. Жизнь требует не ограничиваться отдельными делами, а соединить их в цепь постоянных природоохранных действий, слить с трудовым воспитанием. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе.  Часто мы не видим настоящей жизни земли. Мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя.  Создание нового отношения человека к природе — задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание (в узком смысле слова).

Цель

Формирование у ребенка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, ее животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребенка культуры природолюбия.

Задачи

  • дать ребенку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
  • способствовать развитию понимания ребенком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
  • помочь ребенку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
  • расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
  • помочь ребенку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром

Принципы, лежащие в основе

- реализация принципа «от общего к частному», специфика которого в этом возрасте заключается в том, что всякое частное должно выступать перед ребенком как проявление чего-то общего, т.е. не само по себе, а в системе других объектов или явлений, на основе чего познаются разные их свойства, взаимозависимости;

- простота и доступность изучаемого материала;

- поиск и применение наиболее эффективных методов, форм, подходов и приёмов при проведении образовательного процесса, а также в организуемых и проводимых в его рамках занятиях и мероприятиях;

- добровольность в сознании и действиях ребёнка при изучении проблемного вопроса и темы;

- безопасность в организации и проведении воспитательно-образовательного процесса;

- наличие осознанного подхода при организации совместной деятельности со стороны воспитателя, так и в элементах восприятия и познания этого материала со стороны ребёнка.

- уважение к свободе и достоинству каждого ребенка

- принцип системности и наглядности

- принцип доступности изучаемого материала

 

Этапы реализации проекта

I этап - подготовительный.

  • внедрение в проект образы сказочных героев
  • изучение и создание информационной базы, подбор материала по проекту

II этап - основной

  • совместная деятельность педагогов и детей с учетом образовательных областей

III этап - заключительный

  • подведение итогов деятельности в рамках проекта
  • результаты мониторинга по экологическому воспитанию
  • создание фотовыставки в рамках проекта.

Ресурсы проекта

Информационно-техническое:

- мультимедийный проектор,

- ноутбук,

- компьютер,

- фотоаппарат,

Информационное обеспечение:

- интернет,

- учебное пособие «Азбука Природолюбия»;

- тематические книги;

- хрестоматии;

- альбомы и тетради для раскрашивания;

- наглядные, дидактические и раздаточные материалы;

- художественные, познавательные и научно-популярные произведения;

Предполагаемые результаты и продукты

Предполагаемые результаты:

- повышение общей культуры ребенка;

- формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;

-  формирование у ребенка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;

- развитие в ребенке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;

- расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.

Продукт деятельности детей:

- Рисунки детей на экологическую тематику, по полученным впечатлениям;

-  Модели и схемы,

- Творческие работы

    Продукт деятельности педагогов:

 - Разработка и оформление проекта;

  - Презентация итогов проекта

- Тематические стенды и выставки,

Перспективы распространения

Использование  данного педагогического проекта в работе дошкольных образовательных учреждений



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 «Аленький цветочек»

607033, Нижегородская область, город Выкса, р.п. Досчатое, улица Нагорная, здание № 9

т 4-85-58  e-mail: detsad_8_vera@mail.ru


«Эколята – Дошколята»

по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия

2022 год

Актуальность

Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.

Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.

В этом контексте суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребёнка и подростка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Для этого должна быть разработана идеология, позволяющая сформировать у ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе родного края, а, значит, любовь к государству.

Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.

Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом надо отметить, что на детей сильнее действуют эмоции, личный опыт и авторитарный пример.

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта.

Дошкольные образовательные организации, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первичное представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

Формирование у детей экологической культуры и культуры природолюбия должно быть продолжено и после завершения обучения в дошкольной образовательной организации.

Для решения этой организационной задачи на каждом этапе экологического образования и воспитания необходимы новые инновационные инструменты, программы, проекты, формы, методы, подходы, приёмы, решения, технологии и мероприятия.

Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста, как части патриотического воспитания ребёнка, может стать новый природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята» по формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия.

Цель

Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.

Задачи

• дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;

• способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;

• помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;

• расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;

• помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;

• разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приёмов, способных сформировать у ребёнка чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;

• способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

Содержание Проекта

В рамках реализации Проекта предусматривается разносторонняя деятельность в дошкольных образовательных организациях с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы. Данная деятельность способствует формированию у воспитанников экологической культуры и культуры природолюбия, усвоению ребёнком во время образовательного и воспитательного процессов теоретических эколого-биологических, географических и других специальных знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры.

Особенностью «Эколята – Дошколята» по формированию культуры природолюбия у воспитанника дошкольной образовательной организации является его направленность на духовно-нравственное, эстетическое воспитание, создание необходимых условий для развития гармоничной личности с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы.

Проект представляет собой комплекс занятий, заданий и мероприятий, учебных и учебно-методических пособий, тематических книг, игровой, аудио, видео и другой продукции подчиненный целям воспитания у детей любви, бережного и уважительного отношения к Природе.

В последнее время для детей разработано много книг, учебников, методических пособий, а также авторских программ по вопросам воспитания экологически грамотного поведения, охраны окружающей природной среды. Их главным недостатком является недостаточное внимание к воспитанию духовной культуры ребёнка через природу. Без эмоциональной составляющей правила поведения по отношению к природе так и останутся всего лишь правилами из учебника.

С детьми проводятся тематические занятия, которые всесторонне способствуют формированию у ребёнка культуры природолюбия, осознания того, что он может стать настоящим другом природы.

Особое внимание в Проекте уделяется формированию у воспитанников дошкольных образовательных организаций целостного взгляда на окружающую природу. При этом человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Он подчиняется закономерностям её развития, и от его деятельности зависит состояние окружающей природной среды.

Природолюбие помогает осознать, что каждый ребёнок является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений. Большое значение уделяется развитию представлений о важности и ценности окружающей природной среды.

Прогнозируемые результаты:

• формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;

• повышение общей культуры ребёнка;

• формирование у ребёнка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;

• развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;

• расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.

Задачи решаются путём:

• создания и внедрения с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы новых приёмов, форм, методов и подходов, направленных на воспитание у ребёнка культуры природолюбия, бережного и уважительного отношения к животному и растительному миру, ответственности за их сохранение, формирование целостного взгляда на Природу, развитие навыков экологически грамотного поведения;

• предоставления возможности ребёнку быть непосредственным участником всех мероприятий, проводимых во время воспитательно-образовательного процесса и направленных на сохранение природы;

• комплексного подхода к проблеме экологического, нравственного, культурного и духовного воспитания и образования ребёнка;

• создания в рамках урока необходимой методологической и методической базы;

• внедрения в учебно-воспитательный процесс идей и предложений самих детей по охране окружающей природной среды, защите животного и растительного мира, решению экологических проблем;

• предоставления детям возможности общения со своими сверстниками из других дошкольных образовательных организаций по различным темам и направлениям данного урока.

Вся разрабатываемая и выпускаемая в рамках урока продукция, а также проводимые мероприятия взаимосвязаны, являются элементами одной общей концепции осуществления учебно-воспитательного процесса, дополняют и развивают друг друга, соответствуют целям и задачам Проекта и в совокупности позволяют решить задачу формирования культуры природолюбия у воспитанников дошкольных образовательных организаций.

Исполнительными структурами по развитию урока «Эколята – Дошколята» являются Межрегиональная общественная организация содействия сохранению природного наследия регионов «Природное наследие нации» и федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Федеральный детский эколого-биологический центр».

В рамках урока создаются программный и организационный комитеты, тематические секции и рабочие группы.

Урок «Эколята – Дошколята» с целью формирования у воспитанников дошкольных образовательных организаций культуры природолюбия предусматривает:

• использование в дошкольных образовательных организациях учебного пособия «Азбука Природолюбия»;

• создание учебно-методической базы для организации и проведения занятий по различным направлениям и темам учебного пособия «Азбука Природолюбия»;

• использование в учебно-образовательном процессе дошкольных образовательных организаций образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;

• создание комплектов учебных и учебно-методических пособий, раздаточных и наглядных материалов;

• разработку и выпуск игровых, развивающих и познавательных книг и журналов, направленных на реализацию целей и задач Проекта;

• разработку и выпуск по тематикам и направлениям Проекта настольных, напольных, и компьютерных игр, а также аудио и видеопродукции с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;

• создание разнообразных игровых комплексов и программ для дошкольных образовательных организаций, а также для организации занятий в семье;

• разработку специальных элементов оформления помещений в дошкольных образовательных организациях;

• организацию и проведение различных игровых программ, конкурсов и викторин, других подобных мероприятий;

• издание хрестоматий и различных хрестоматийных сборников;

• организацию и проведение различных тематических встреч, экскурсий и других мероприятий, являющихся составной частью и элементами учебно-воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации;

• создание опытно-экспериментальных участков, использование прилегающих территорий для организации и проведения в рамках Проекта занятий с детьми;

• использование в учебном процессе элементов естественных и искусственных природных зон с их растительным и животным миром.

Принципы работы с детьми, которые должны быть использованы при организации и проведении занятий в рамках урока «Эколята – Дошколята»:

• системный подход к рассмотрению любой учебной темы, вопроса и проблемы с использованием элементов классификации знаний;

• использование интегрирующего подхода в учебно-воспитательном процессе;

• последовательность в обучении и воспитании;

• преемственность при рассмотрении изучаемых тем;

• анализ происходящего и учёт особенностей окружающего мира и влияющих на него факторов;

• простота и доступность изучаемого материала;

• наглядность при изучении тем и вопросов;

• присутствие в учебно-воспитательном процессе элементов сравнения и различных примеров;

• наличие практического показа, возможность постановки и проведения эксперимента при изучении темы или любого учебного материала;

• поиск и применение наиболее эффективных методов, форм, подходов и приёмов при проведении учебно-воспитательного процесса, а также в организуемых и проводимых в его рамках занятиях и мероприятиях;

• добровольность в сознании и действиях ребёнка при изучении учебного вопроса и темы;

• безопасность в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;

• наличие осознанного подхода как в элементах преподавания того или иного учебного материала со стороны воспитателя и преподавателя, так и в элементах восприятия и познания этого материала со стороны ребёнка.

Формы работы, применяемые во время организации и проведения учебно-воспитательного процесса в рамках Проекта «Эколята – Дошколята»:

• чтение;

• беседа;

• наблюдение;

• обсуждение;

• прослушивание тематических сказок и рассказов;

• задание;

• игра;

• прогулка;

• работа на природе;

• проведение опыта;

• тематическое мероприятие.

Инструментарии при организации работы в рамках Проекта «Эколята – Дошколята», которые могут быть использованы во время учебно-воспитательного процесса:

• учебное пособие «Азбука Природолюбия»;

• учебники и учебные пособия;

• тематические книги;

• хрестоматии;

• рабочие тетради и дневники;

• альбомы и тетради для раскрашивания;

• наглядные и раздаточные материалы.