Проектная деятельность

Плотникова Людмила Владимировна

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Горячинская СОШ»

«Математика вокруг нас» 

Проект

«Время и его измерение»

                   Выполнила: Плотникова Ольга,

ученица 5 класса

                     

Руководитель: Плотникова Л.В.

учитель физики и математики

первой квалификационной категории

 

Горячинск

2016г

Содержание

1. Введение …………………………………………………………….…………1

2. Время. Необходимость в измерении времени…………………………….…4

3. Единицы измерения времени………………………………………………....5

4. Приборы для измерения время……………………………………………….6

5. Почему часы показывают разное время в разных точках земного шара….6

6. Биологические часы…………………………………………………………...7

7. Самодельные песочные и свечные часы……………………………………..8

8. Это интересно………………………………………………………………….9

а) Время в пословицах и фразеологизмах

б) Старинные и другие задачи на время

9. Заключение…………………………………………………………………….9

10. Используемая литература и источники……………………………………10

  1. Введение

        На простой вопрос «Что такое время?» трудно дать ответ. Легче его описать. Главное свойство времени состоит в том, что его нельзя остановить. Время необратимо – путешествия на машине времени в прошлое пока невозможны. «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку», – говорил Гераклит. В  известных фильмах: «Гарри Поттер», «Иван Васильевич меняет профессию», «Мы из будущего» это вполне реально. А ведь известно, что многое из того, что в своё время было сказкой, стало былью. В нашей повседневной жизни мы так часто пользуемся временем, что не задумываемся, откуда появились понятия: год, месяц, день, час, каким образом древние люди обходились без часов.                         В моём учебнике математики в №873 упоминается, что солнечные часы известны уже   более 3000 лет. И ведь именно с их помощью я с сёстрами пыталась определить время летним днём на берегу Байкала.  Мне показалось интересным узнать больше о времени и его измерении. Что знают о времени окружающие? Всегда знали люди, что такое время? Какое время суток наступило? Когда появились первые часы? Чтобы получить ответ на эти вопросы я решила обратиться к книгам, Интернету, и рассказать о своих открытиях сверстникам.

Актуальность темы: мои одноклассники и многие старшеклассники затруднились дать ответить на вопрос «Что такое время?»  (см. Приложение 1).  Время имеет большое значение и ценность в жизни общества. Поэтому, я думаю,  мой проект актуален  не только для моего класса, но и для учащихся всей школы.

Цель работы: получение новых знаний по теме «Время».

Задачи:         

  • Провести анкетирование учащихся;
  • изучить и систематизировать информацию о понятии «время» и его измерении;
  • выяснить историю изменения часов;
  •  самостоятельно изготовить песочные часы;
  • сделать подборку задач о песочных часах;
  • создать электронную презентацию по проекту;
  • развить личные коммуникативных компетенции: работа с информацией, культура выступления.

Гипотеза:  существует четкое определение понятие «время» и его единиц измерения.

Объект исследования: время  

Предмет исследования: приборы для измерения времени.

Методы исследования: социологический опрос-анкетирование школьников,  изучение и анализ литературы и материалов сети интернет, практическая работа.

Практическая значимость: материал можно применять на уроках  математики для привития интереса к математике.

  1. Время. Необходимость в измерении времени

Что такое время? Древние греки считали, что рядом с людьми струиться невидимая река, которая навсегда уносит дни, месяцы и годы. Они называли эту реку Летой – рекой времени. Иногда может казаться, будто  время летит на крыльях? Это бывает тогда, когда вы заняты увлекательным делом, интересной игрой.  Иногда, кажется, что время ползёт медленно, как улитка. Это происходит тогда, когда вам нечем заняться, или приходится, кого-то ждать. Тогда говорят: «Скучен день до вечера, если делать не чего». В Википедии несколько толкований этого понятия. И они очень различаются. Единого ответа на этот вопрос нет. Во все времена на этот вопрос отвечали по-разному. Например, для Платона время - это «движущееся подобие вечности». Аристотель развил это понимание времени, определив его как «меру движения». В средневековье Августин различает три части времени: настоящее, прошлое и будущее. А Эйнштейн говорил о времени как о физической реальности,  меняющей свой бег вследствие  движения тел. 

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова я нашла наиболее понятные мне, понятия «времени»:

  • Продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами.
  • Промежуток той или иной длительности, в который совершается что-нибудь, последовательная смена часов, дней, лет.
  • Определенный момент, в который происходит что-нибудь.
  • Период, эпоха, пора дня, года.
  • Подходящий, удобный срок, благоприятный момент.

        Необходимость измерения времени возникла еще в глубокой древности. Тысячи лет тому назад людям не было нужно точно измерять время. Постепенно человек понял, что в природе происходят повторяющиеся изменения: встает и заходит солнце, зима сменяется весной и так далее по кругу. Человек начал вести счёт дням и наблюдать за сменой времён года, чтобы знать, когда возделывать поля, идти на охоту. Человек стал думать, как же все это упорядочить.

  1. Единицы измерения времени

Сначала люди измеряли время, кто во что горазд. Даже, считали, сколько лаптей длина тени человека. В одном африканском племени время измеряли поясом из свежих листьев. Листья увядали за определённый промежуток. Индейцы нередко считали время трубками: «За 10 трубок можно дойти от реки до горы». Потом люди научились определять время более точно: днём – по Солнцу, а ночью – по звёздам.

«День и ночь – сутки прочь» – так гласит народная поговорка. Люди выбрали за одну из основных единиц счёта времени сутки – промежуток времени, за который Земля делает один оборот вокруг своей оси. Затем выделились утро, полдень, вечер и полночь. Еще позже сутки были разделены на 24 равные части, которые получили название «час». Для измерения более коротких промежутков времени час стали делить на 60 мин, минуту – на 60 с, секунду – на десятые, сотые, тысячные и т.д. доли секунды.

В настоящее время употребляются, и другие единицы измерения времени:

  • Тысячилетие – тысяча лет. Век – сто лет.
  • Год – промежуток времени, близкий по продолжительности к периоду обращения Земли вокруг Солнца. Год делится на двенадцать календарных месяцев разной продолжительности (28, 29, 30, 31 день). Также в году примерно 365 дней.
  • Месяц – промежуток времени, близкий к периоду обращения Луны вокруг Земли. Месяц делится на 4 недели, в каждой из которых 7 дней.
  • Неделя – единица измерения времени равная семи суткам.
  • Квартал – единица равная трём месяцам (четверть года), в основном она используется для целей бухгалтерского учёта.  Декада – 10 дней.

В образовании используются единицы измерения времени: академический час – 45 минут, четверть – примерно 1/4 учебного года, триместр  – приблизительно 3 месяца и семестр - приблизительно 6 месяцев, совпадающий с полугодием.

Иногда встречается единица терция, равная 1/60 секунды.

Для достижения высокой точности измерений времени в 1967 году была принята естественная единица времени – атомный эталон времени.

Таким образом, существуют различные единицы измерения времени. Самые распространенные из них, используются при решении задач в школе, – это:

1 год  = 12 месяцев = 52 недели;       1 месяц = 4 недели;

1 неделя = 7 суток;        1 сутки = 24 часа = 1440 минут = 86400 секунд;

1 час = 1/24 суток = 60 минут = 3600 секунд;  1 минута = 1/60 часа = 60 секунд

Секунда - основная единица измерения времени в международной системе единиц.        За 1 секунду Земля проходит  по орбите вокруг Солнца  29 785,9 м.

  1. Приборы для измерения времени.

История часов достаточно длинная, она насчитывает много столетий. За свою историю изобретения и развития часов, они (часы) были самых разнообразных и причудливых форм. Само слово «часы» вошло в обиход приблизительно 700 лет назад, в 14 веке, произошло от латинского слова "clocca", означавшего звонок.  Самыми древними «часами», которые никогда не ломались, было солнце. Утро, день, вечер, ночь. Не очень точно, но первобытному человеку этого было достаточно. Потом люди научились определять время более точно. По назначению часы делятся на: будильники, секундомеры, таймеры, хронометры, шахматные часы, подводные часы.

 Я узнала, что по принципу действия часы бывают: солнечные, звёздные, водяные, песочные, огненные (лампадные, свечные), механические, электрические, кварцевые, цветочные часы  (см. Приложение 2).

Для счёта больших промежутков времени сегодня используют календари – печатные издания в виде таблиц, книжек, открыток, которые содержат перечень месяцев, чисел, дней недели, указания праздников.

  1. Почему часы показывают разное время в разных точках земного шара

      В разных точках земного шара часы показывают разное время. Так как в сутках 24 часа, то поверхность Земли разделена на 24 часовых пояса с разницей между ними в 1 час. Отсчёт времени ведётся от Гринвической обсерватории в Лондоне. Время в часовом поясе к западу от Гринвича меньше на один час, к востоку больше на один час. Например, разница между поясным временем Владивостока и Москвы 9 часов. И если самолет сможет пройти расстояние между Владивостоком и Москвой за это время, то он прибудет в Москву в час своего вылета из Владивостока.

      Проверить точность часов можно с помощью сигналов точного времени, которые передаются  по радио.  В Интернете на сайте Главного метрологического центра Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ) можно узнать время с точностью до миллисекунды.

  1. Биологические (внутренние) часы.

          У каждого из нас есть внутренние часы, они подсказывают нам, что лучше делать сейчас, а что отложить на потом. Внутренние часы - это то, что подсказывает нам, как быстро закончится урок. Известно, что каждый организм живет по определенным биоритмам, пики активности сменяются спадами. Хронотип человека – это и есть пики интеллектуальной активности и работоспособности, которые неодинаковы в разное время суток. По динамике биоритмов человечество делится на три хронотипа: совы, жаворонки и голуби.

  • Жаворонки в 6–7 утра уже на ногах, продуктивно работают до обеда, а в 9 - 10 часов вечера  – уже сладко спят.
  • Голуби не любят рано вставать, но и ложиться поздно тоже не хотят. Их работоспособность имеет два пика - в 10-12 и в 15-18 часов.
  • Сов с утра не разбудишь, до обеда они вялые и медлительные, зато вечером энергия бьет из них фонтаном, спать ложатся далеко за полночь.

По статистике, в мире примерно 40% сов, 25% жаворонков, остальные голуби. Большинство людей относятся к смешанным типам. Нарушения биоритмов могут проявляться в нарушении настроения и сна, потери аппетита, вялости и или плохо себя чувствуют.
       Кому легче живется? Кем в этом мире быть лучше  жаворонком, совой или голубем? Считается, что наиболее уравновешенными и приспособленными к современным условиям жизни являются голуби. Общепринятый режим труда и отдыха наиболее близок голубиным биоритмам, к тому же голуби могут подстроиться без ущерба для здоровья практически к любому расписанию. Жаворонков отличают очень высокие показатели здоровья, однако их биоритмы наименее пластичны, поэтому любая смена режима дня тут же негативно отражается на их самочувствии. На первый взгляд, кажется, что меньше всех повезло совам: рабочее настроение приходит к ним в тот момент, когда коллеги собираются домой, да и показатели здоровья сов гораздо хуже, чем у жаворонков. Но ближе к 50 годам оказывается, что совы все-таки здоровее жаворонков, а все потому, что их адаптивные способности более высоки. К тому же совы менее подвержены стрессам, их отличает более оптимистичный жизненный настрой, чем у жаворонков, которые весьма склонны к состояниям депрессии и тревоги.

Чувство времени учит нас правильно планировать день. Но не у всех людей способность чувствовать время одинакова. У одних часы работают нормально, у других отстают, у третьих спешат. Чтобы проверить, как работают ваши биологические часы, можно  пройти простой тест: не глядя на часы досчитать до 1 минуты, т.е. 60с. По сигналу останавливаетесь. Если вы насчитали меньше 60-ти – ваши часы отстают, если больше – часы спешат, если 60 – ваши часы работают точно. При желании можно постараться развить умение чувствовать время. Хорошо развитое чувство времени – черта успешного уверенного в себе человека.

Ведь время нельзя увидеть, услышать, потрогать. Его нельзя повернуть назад, задержать или остановить. Оно всегда находится в движении, не останавливается ни на миг!  Причём «течёт» время всегда в одном направлении – от прошлого к будущему,  не останавливается ни на миг!

  1. Самодельные песочные и свечные часы

Песочные часы завораживают. Глядя на то, как песок перетекает из одной части сосуда в другую, можно медитировать. Чтобы сделать песочные часы своими руками нужно взять две бутылки, обрезать горлышки и немного основной части (можно взять целые), соединить их, сделав между горлышками прокладку с узким отверстием, засыпать в бутылки крупу, прочно заделать их и засечь, на какой промежуток времени хватает ваших часов. Чтобы сделать свечные часы достаточно на обычную свечу нанести по её длине деления и засечь время её сгорания. (см. Приложение 3).

8. Это интересно

а) Время в пословицах и фразеологизмах

Говорят, что в экстремальной ситуации, человек может сделать за секунду столько и таким образом, что, в обычных условиях не сделает никогда. В минуту смертельной опасности за 1 секунду, человек может вспомнить всю свою жизнь. В детстве – каждый день, это множество различных событий, в возрасте  – годы летят, как один день.

О времени сложено немало пословиц и поговорок. (см. Приложение 4)     Есть и такие «Время дороже золота», «Время ни за какие деньги не купишь».  Использование их в речи делает её выразительней, интересной, образной…

б) Старинные и другие задачи про время

В книгах и интернете я нашла много задач про время. Условия многих задач очень интересные, занимательные, поэтому, я думаю, их будет интереснее решать, чем задачи из учебника. (см. Приложение 5)

9. Заключение

Работая над проектом, я узнала много интересного о времени и его измерении.

  1. Единого точного определения времени на данном этапе развития человечества еще нет. Ученые естествознания и философии дают разные толкования времени. Потребность измерять время возникла у людей ещё в глубокой древности.
  2.  Многие единицы измерения времени, взяты у самой природы. Основные единицы измерения времени остались такими же, как и много лет назад.
  3. Для определения текущего времени суток люди изобрели такой прибор как часы, их точность измерения увеличивается с развитием науки и техники. Многие из первых часов прослужили человечеству долго и верно, но со временем появились новые, более совершенные и удобные модели часов, и теперь старинные часы стали музейными экспонатами, частью всей истории человечества. Трудно представить, что может случиться, если вдруг больше не будет часов, не будет будильников.
  4. Мной подобран материал, который можно использовать как в некоторых жизненных обстоятельствах, так и на уроках.
  5. Я получила дополнительный опыт работы над проектом, поиска, анализа и обработки информации, культурой выступления.

Я поняла, что надо ценить время. Ведь жизнь человека ограничена во времени, и использовать драгоценное время нужно на интересные и добрые дела.

10. Используемая литература и источники

  1. Большая детская энциклопедия. Перевод с англ. Кима А. И.; Демыкина В.В. – М., 2005.
  2. Всё обо всём. Перевод с англ. Кременчугский А. А. и др. – М., 1995.
  3. В царстве смекалки. Игнатьева Е.И. – М., 1987.
  4. Детская энциклопедия Я познаю мир. Автор – сост. Савин А. П. – М., 1997.
  5. Детская энциклопедия. Открытия и изобретения. Под ред. Артемова О. В. и др. – М., 2008.
  6. Наука. Энциклопедия. Перевод с англ. Голова А.М. – М., 2001.
  7. Старинные задачи. Баврин И.И., Фрибус Е.А. – М., 1994
  1. Черненко Г.Т. Школьный путеводитель. Часы и время.– М., 2004.

 Интернет ресурсы: www.ru.wikipedia.org;   http://www.poskart.ru/vremya.html;

http://clock-history.com/interesting-facts-about-the-hours.html; http://www.arbuz.uz/w_time.html; http://www.igraza.ru/page-2-2-1.html;

http://kladraz.ru/poslovicy-i-pogovorki/poslovicy-i-pogovorki-pro-vremja.html

http://lyna.info/biocircadies/

http://www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai/%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8/%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C-%D1%83%D1%88%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%8F

Приложение 1. Вопросы социологического опроса-анкетирования школьников

Для того чтобы выяснить, что ученики знают о понятии «время» и его измерении, я задала одноклассникам и старшеклассникам вопросы:

  • Что такое время?
  • Чем можно измерить время?
  • Назовите самую большую единицу измерения времени.
  • Верите ли вы, что у каждого человека есть биологические часы?
  • Верите ли вы, что от начала нашей эры ещё  не прошло миллиона дней?
  • Верите ли вы, что олимпиада - это единица измерения времени?
  • Верите ли вы, что 19 + 23 = 18?
  • Верите ли вы, что в 8 часов утра находясь во Владивостоке, вы можете в 8 часов утра этого же дня быть в Москве?
  • Верите ли вы, что в 83 года и 4 месяца справляют юбилей?

Вопрос 1. Встречались ответы: это часы, времена года, жизнь и 5 участников опроса не дали ответа на вопрос.

Вопрос 2. Были ответы: часами; секундомерами, солнцем и здесь же называли единицы измерения времени, т.е. путали приборы и единицы измерения.

Вопрос 3.   Были названы час, век, тысячелетие, миллиард лет.

Вопрос 5. Единодушное «Да»

На последние вопросы отвечали одноклассники наугад, старшеклассники сначала выполняли вычисления. Не все дали правильный ответ. Может были допущены арифметические ошибки.

Приложение 2. Виды часов по принципу действия

Солнечные часы. Самая старая из, когда-либо существовавших форм часов  – это солнечные часы. Впервые, солнечные часы стали использоваться около 5,5 тысяч лет назад в Вавилоне, в 3 500 году до нашей эры. Главными деталями этих часов были: шкала времени и гномон (указатель). Принцип «работы» солнечных часов, основан на тени от гномона, которая образуется при свете солнца, так как в разное время суток, длина тени и её положение различно. Солнечная тень указывала на число на круглом диске, таким образом, определялось время. Конечно же, у солнечных часов были недостатки, прежде всего это то, что ими можно пользоваться только в течение светового дня и их нельзя назвать точными.

Звёздные часы. Люди заметили, что звезды на небе двигаются, причем медленно. Все они как бы привязаны к одной звезде, которую назвали Гвоздем Неба. Сейчас мы называем эту звезду Полярной, она показывает направление на Северный полюс. Неподалеку от Полярной звезды на небе всегда можно найти семь звезд, расположенных в виде ковша. Это созвездие Большая Медведица. За сутки она обходит полный оборот вокруг Полярной звезды, за ночь полкруга. Вот и получается, что на небе есть настоящие часы со звездной стрелкой.

Водяные часы. Приблизительно 3,4 тысячи лет назад, то есть где-то в 1 400 году до нашей эры, были изобретены первые водяные часы. Первые водяные часы были изобрет6ены в Египте, эти часы назывались clepsydra (клепсидра). Водяные часы были сделаны из двух емкостей, наполненные водой, причем уровень воды в одной из емкостей был выше, чем в другой. Вода перетекала из более высокой емкости в более низку по трубе, которая соединяла эти емкости. Емкости были промаркированы, в зависимости от уровня воды, именно по этим маркировкам и можно было определить время. В Греции, водяные часы были значительно улучшены и усовершенствованы. Вода капала с более высокой емкости в более низкую емкость. Так как уровень воды в более низкой емкости повышался, поплавок, расположенные на поверхности, поднимался. Поплавок был соединен с проградуированной палкой, по которой можно было определить время. Появление водяных часов было значительным прогрессом, во-первых, потому что водяные часы могли показывать время не только днем, но и ночью, а во вторых, водяные часы были более точными в сравнении с солнечными часами.

Песочные часы. Дата возникновения первых песочных часов неизвестна. Однако принцип песочных часов был известен в Азии значительно раньше начала нашего летоисчисления. Западноевропейские страны стали иметь дело с песочными часами лишь в конце средневековья.
Несмотря на то, что песочные часы появились в Европе поздно, они быстро распространились. Этому способствовали их простота, надежность, низкая цена и возможность измерять с их помощью время в любой момент дня и ночи. Точность песочных часов зависела от технологии изготовления самого песка, также от формы колб, от гладкости их внутренних стенок. Приготовление  песка  для часов считалось  в  старину  делом, требующим особого умения. Его изготавливали из обожженного мелкозернистого песка или из жареных перетертых яичных скорлупок, или из цинковой и свинцовой пыли. Недостатком был короткий интервал времени, который можно было измерить, не переворачивая эти часы. Обычно песочные часы рассчитывались на работу в течение получаса или часа.
Большое значение песочные часы имели на кораблях: в пасмурную погоду, когда по небесным светилам нельзя было определить время, его узнавали по песочным часам. На кораблях применялись четырёхчасовые песочные часы (время одной вахты) и получасовые. На российских судах получасовые называли «склянками». Каждые полчаса, при переворачивании «склянки», били в колокол. Отсюда пошло выражение – «бить склянки». Простейшие песочные часы до сих пор применяются в медицине при проведении некоторых врачебных процедур, в фотографии, когда нужно отмерить небольшой отрезок времени, а также в качестве сувениров. Люди используют их, по сей день в быту.
http://class-fizika.narod.ru/tshasi/121.jpg

В операционной системе Windows символ песочных часов, в который обращается указатель мыши, используется для индикации занятости системы.

Огненные часы

а) Лампадные часы. В лампу из глины или стекла наливалось столько масла, и подбирался такой фитиль, чтобы хватило на определённое время горения светильника. Больше всего этими часами пользовались рудокопы: тогда в лампу наливалось масла на 10 часов горения. Когда заканчивалось масло, заканчивался и рабочий день.

б) Свечные часы изобретены в Китае между 960 – 1279гг. Эти часы представляли собой свечу, изготовленную из дерева, растёртого в порошок. В фитиль могли добавлять пахучих трав, чтобы каждый час свеча издавала различный запах.  В Европе первые свечные часы появились в начале 13 века. Свечи, применявшиеся для этой цели, были длиной около метра.

Механические часы. Первые механические часы были изготовлены в Китае в 725 году нашей эры мастерами И. Сином и Лян Линцзанем. Первые маятниковые часы изобретены в Германии около 1000 года аббатом Гербертом. Первые башенные часы были построены в 1288 году английскими мастерами, они имели всего одну стрелку – часовую и гиревой движитель часового механизма размещался в башне.

В России первые башенные часы, сконструированные сербским мастером Лазарем, появляются на княжеском дворе Московского Кремля в начале XV века. Позже появились карманные часы, запатентованные в 1675 году Х. Гюйгенсом, а затем много позже – и наручные. Интересно, что долгое время мужчины носили только карманные механические часы, ручные только женщины.

Электрические часы – часы, использующие в качестве источника энергии электричество. Первый прототип электрических часов был продемонстрирован в 1814 году сэром Роналдсом, в качестве источника энергии был использован Вольтов столб.

Кварцевые часы. Первые кварцевые часы были созданы в 1927 году, причиной создания подобных часов стало то, что канадскому инженеру по телекоммуникациям Уоррену Марризону (Warren Marrison), работающему в Белл Телефон Лаборэйторис (Bell Telephone Laboratories) были необходим надежный прибор, для измерения времени. Так как в лаборатории работали с пьезоэлектричеством, он смог создать очень большие, очень точные часы. Именно этот прибор и стал первыми кварцевыми часами.
Кварц – это определенный тип кристалла, который по внешнему виду напоминает стекло. Когда на кварц воздействуют напряжением, электрическим током или давлением, кристаллический кварц вибрирует или колеблется, так, что частота его колебаний постоянна. Благодаря таким свойствам кварца, эти часы (кварцевые) доказывают точное время.

Цветочные часы – декоративные часы из набора травянистых растений, цветки которых раскрываются и закрываются в определённое время суток. Впервые цветочные часы составлены шведским естествоиспытателем Карлом Линнеем.  Для каждой местности могут быть составлены свои цветочные часы, так как время цветения, т.е. открытие и закрытие цветков, в разных местностях происходит не в один и тот же час. Для того составить цветочные часы, надо произвести длительные наблюдения над цветами и выбрать потом такие из них, цветение которых происходит в определённое время. В последнее время настоящие цветочные часы заменяются чисто декоративными композициями на основе механических часов с цветочным фоном. 

Приложение 3. Мои самодельные песочные и свечные и часы

D:\фото\январь февр 2016\S8300763.JPG

Приложение 4. Пословицы и поговорки о времени

  • В добрый час лёгок путь.
  • Во время мира не забывай об опасности войны.
  • Век долог, а час дорог.
  • Век прожить – не поле перейти.
  • Время – деньги.
  • Всему свое время.
  • Время не ждёт.
  • Год легок, да час тяжел.
  • Делу время, а потехе час!
  • День да ночь – сутки прочь.
  • День долог, а век короток.
  • Деньги пропали – наживешь, время пропало – не вернешь.
  • Лучше поздно, чем никогда.
  • Минутка час бережет.
  • Не тем час дорог, что долог, а тем, что короток.
  • Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
  • Обещанного три года ждут.
  • Порядок время бережет.
  • Потерял минуту – потеряешь и час.
  • Семеро одного не ждут.
  • Счастливые часов не наблюдают.
  • У молодых время тянется, а у стариков бежит.
  • Час от часу не легче.
  • Часом опоздал, а годом не догонишь.  

Приложение 5. Старинные задачи про время

1. Индия. Брахмагупта (около 600 г.).

- Слон, слониха и слонёнок пришли напиться к озеру, чтобы напиться воды. Слон может выпить озеро за 3ч, слониха — за 5ч, а слонёнок — за 6ч. За сколько времени они все вместе выпьют озеро?

2. Задача  древнегреческого математика и механика Герона Александрийского (I в. н.э.)

- Из-под земли бьют четыре источника. Первый заполняет бассейн за 1 день, второй — за 2 дня, третий — за 3 дня и четвертый — за 4 дня. За сколько времени наполнят бассейн все 4 источника вместе? (Ответ:12/25).

3. Задача о Диофанте из Палатинской антологии. Диофант Александрийский (II—III вв. н. э.) был последним великим математиком античности.

- Прах Диофанта гробница покоит: дивись ей — и камень Мудрым искусством его скажет усопшего век. Волей богов шестую часть жизни он прожил ребенком И половину шестой встретил с пушком на щеках. Только минула седьмая, с подругою он обручился. С нею, пять лет, проведя, сына дождался мудрец. Только полжизни отцовской возлюбленный сын его прожил, Отнят он был у отца ранней могилой своей. Дважды два года родитель оплакивал тяжкое горе. Тут и увидел предел жизни печальной своей.  (Ответ:84 года)

4. Задача Анания Ширакаци (615 г.) - армянского философа, математика и географа середины VII века.

- В городе Афины был водоем, в который проведены три трубы. Одна из труб может наполнить водоем за 1 ч, другая, более тонкая, - за 2 ч, третья, еще более тонкая, - за 3 ч. За какую часть часа все три трубы вместе наполнят водоем?

5. Старинная задача (Китай, II в.).

- Дикая утка от южного моря до северного моря летит 7 дней. Дикий гусь от северного моря до южного моря летит 9 дней. Теперь дикая утка и дикий гусь вылетают одновременно. Через сколько дней они встретятся?

6. Задача крупнейшего математика и астронома Джемшида Гияс ад-Дин ал-Каши     (около 1436—1437), одного из руководителей Самаркандской обсерватории Улугбека. Ал-Каши впервые изложил и применил теорию десятичных дробей.

- Плата работнику за месяц, то есть за тридцать дней,— десять динаров и платье. Он работал три дня и заработал платье. Какова стоимость платья? (Ответ: 1 1/9 динара)

7. Задача французского математика Этьена Безу (1730—1783), исследователя свойств систем алгебраических уравнений высших степеней.

- По контракту работникам причитается по 48 франков за каждый отработанный день, а за каждый неотработанный день с них взыскивается по 12 франков. Через 30 дней выяснилось, что работникам ничего не причитается. Сколько дней они отработали в течение этих 30 дней? (Ответ: 6 дней)

8. Задача Кирика Новгородца первого русского математика, диакона Новгородского Антониева монастыря, написавшего в 1136 г. сочинение «Учение Петербургская Академия наук (XVIII в.).

- Сколько месяцев, недель, дней и часов прожил человек, которому в 1136г. исполнилось 26 лет? (Ответ: 312 месяцев; 1356 недель; 9497 дней; 227 928 часов.)

9. Задача русского математика и педагога Леонтия Филипповича Магницкого (1669—1739), который в 1703 г. опубликовал в Москве свою знаменитую книгу "Арифметика, сиречь наука числительная» - основной учебник по математике в России до середины XVIIIв.. М. В. Ломоносов называл «Арифметику» Магницкого «вратами учености» наряду со «Славянской грамматикой» (1643) Меленния Смотрицкого.

- Один человек выпьет кадь пития в 14 дней, со женою выпьет тое же кадь в 10 дней, и ведательно есть, в колико дней жена его особо выпьет тое же кадь. (Ответ: за 35 дней.)

И другие задачи про время…

  1. Миша с Машей назначили встречу, но у Миши часы спешат на 5 минут, хотя он считает, что они отстают на 5 минут. А у Маши, наоборот, часы отстают на 5 минут, а она думает, что они спешат на 5 минут. Кто придет на свидание раньше и на сколько?
  2. Если бы сейчас было на два часа позже, то до полуночи оставалось бы в два раза меньше времени, чем, если бы сейчас было на час позже. Сколько сейчас времени?
  3. Человек приехал на станцию на час раньше обычного и не стал ждать посланную за ним машину, а пошел ей навстречу, встретил, сел и приехал на 20 минут раньше обычного. Сколько минут он шел пешком?
  4. Некоторая работа была начата в пятом часу, а закончена в восьмом часу, причем показания часов в начале и в конце работы переводятся друг в друга, если поменять местами часовую и минутную стрелки. Определить продолжительность работы и показать, что в начале и в конце работы стрелки были одинаково отклонены от вертикального направления.
  5. В 1971 году Смит сказал: "Мне было n лет, когда шел n2 год". В каком году родился Смит?
  6. Известно, что бикфордов шнур горит неравномерно, но сгорает ровно за 1 минуту. Можно ли при помощи двух таких шнуров отмерить ровно 45 секунд? Как?
  7. Сколько раз в сутки часовая и минутная стрелки образуют прямой угол?
  8.  На вопрос: "Который час?" был дан ответ: "Половина времени, прошедшего после полуночи, равна 3/4 времени, оставшегося до полудня". Сколько же было времени? (Постарайтесь без "икса"...)
  9.  Когда начался фильм, оставшаяся часть суток была вдвое меньше прошедшей части, а когда кончился, то втрое. Сколько часов шел фильм?
  10.  Разделить круглый циферблат часов двумя прямыми линиями на три части так, чтобы, сложив числа, в каждой части получить одинаковые суммы.
  11.   Катя учила уроки. На математику она потратила 20 минут, на русский язык в три раза больше, а на чтение на 15 минут меньше, чем на русский язык. Сколько времени ушло у Кати на выполнение домашнего задания? (Ответ выразить в часах и минутах).
  12. В шесть часов утра в воскресенье гусеница начала всползать на дерево. В течение дня, т. е. до 18 часов, она всползала на высоту 5 м, а в течение ночи спускалась на 2 м. В какой день и час она всползет на высоту 9 м? (Ответ: во вторник в 13 ч 12 мин.)
  13.   Мальчик  лёг  спать  в  7  часов  вечера,  поставив  будильник  так, чтобы он прозвенел   в 9 часов утра. Сколько времени проспит мальчик? (Ответ 2 ч.)
  14.  Я иду от школы до дома 30 мин, а мой брат — 40 минут. Через 5 минут я догоню брата, если он вышел из дома на 5 минут раньше? (Ответ: 15 мин)
  15.  Если Аня идет в школу пешком, а обратно едет на автобусе, то всего на дорогу она потратит 1,5 ч. Если же она едет на автобусе в оба конца, то весь путь у нее занимает 30 минут. Сколько времени потратит Аня на дорогу, если в школу и из школы она будет идти пешком? (Ответ: 2,5 ч.)
  16. Улитка ползёт вверх по столбу высотой 10 м. За один день она поднимается на 5 м, а за ночь - опускается на 4 м. За какое время улитка доберётся от подножья до вершины столба? (Ответ: за 5 суток)
  17.  Когда отцу было 27 лет, сыну было только три года, а сейчас сыну в три раза меньше лет, чем отцу. Сколько лет сейчас каждому из них? (Ответ: сыну 12 лет, отцу 36 лет)
  18.  Коля, Серёжа и Ваня регулярно ходили в кинотеатр. Коля бывал в нём каждый 3-й день, Серёжа – каждый 7-й день, Ваня каждый 5-й день. Сегодня все ребята были в кино. Когда все трое встретятся в кинотеатре в следующий раз? (Ответ: на 105-й день)
  19.  Имеются двое песочных часов – на 7 минут и на 11 минут. Яйцо варится 15 минут. Как отмерить это время при помощи имеющихся часов?



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Горячинская СОШ»

«Физика вокруг нас»

Исследовательский проект

Атмосферное давление есть

                   Авторы: Вашурин Вадим,

Трофимов Сергей

                                               учащиеся 7 класса.

                     

Руководитель: Плотникова Л.В.

учитель физики и математики

первой квалификационной категории

Горячинск

2016

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….2

1. История открытия атмосферного давления…………………………………….4

2. Эксперименты, доказывающие существование атмосферного давления…….5

3. Измерение атмосферного давления, силы атмосферного давления, высоты с помощью барометра………………………………………………………………...6

4. О роли атмосферного давления в жизни человека……………………………..8

Заключение…………………………………………………………………………10

Используемая литература и источники………………………………………….. 11

Введение.

      Еще в глубокой древности человек замечал, что воздух оказывает давление на наземные предметы, особенно во время бурь и ураганов. Он пользовался этим давлением, заставляя ветер двигать парусные суда, вращать крылья ветряных мельниц.
       Земной шар окружен воздушной оболочкой, которую называют атмосферой (от греч. атмос — пар, воздух и сфера — шар). Впервые это слово в русскую науку ввел великий русский ученый М. В. Ломоносов.

      Атмосфера, как показали наблюдения за полетом искусственных спутников Земли, простирается на высоту нескольких тысяч километров.  А воздух, как он ни лёгок, всё же имеет вес. Вследствие действия силы тяжести верхние слои воздуха, подобно воде океана, сжимают нижние слои. Воздушный слой, прилегающий непосредственно к Земле, сжат больше всего и, согласно закону Паскаля, передает производимое на него давление по всем направлениям.    В результате этого земная поверхность и тела, находящиеся на ней, испытывают давление всей толщи воздуха, или, как обычно говорят, испытывают атмосферное давление.

     Ноги ноют "к перемене погоды" - говорят больные ревматизмом, со старыми повреждениями костей. Они чувствуют любое изменение атмосферного давления, тем самым предсказывают изменение погоды.  Остро чувствуют изменение погоды страдающие гипертонией. При понижении или повышении атмосферного давления у них меняется артериальное давление. Они, можно сказать живые барометры. Как и чем это объяснить? Нам захотелось узнать, как атмосферное давление действует на человека, расширить свои знания об атмосферном давлении, провести ещё ряд опытов, которые убедительно доказывают существование атмосферного давления.

Актуальность выбранной темы: человек в своей жизни редко задумывается над тем, какую роль в его жизни  и жизни Земли играет атмосферное давление. А ведь на каждом шагу нас окружают множество вещей и приспособлений, которыми мы пользуемся, но очень редко задумываемся над тем, какие физические явления положены в основу их действия. Новые знания можно будет использовать на уроках физики, в своём повседневном общении с природой и в быту?

Цели проекта: экспериментальное доказательство существования атмосферного давления, установление важности знаний о явлениях, связанных с атмосферным давлением, расширение кругозора путем самообразования, формирование умений и навыков поисково-исследовательской деятельности.                             

Задачи проекта: 

1. Изучить историю открытия атмосферного давления.

2. Обнаружить опытным путем атмосферное давление. Выполнить по описанию эксперименты и продемонстрировать результаты работы.

3. Проверить и использовать зависимость атмосферного давления от высоты и силы атмосферного давления от площади поверхности тела.

  1. Выяснить и понять роль атмосферного давления в жизни человека.

5. Научиться обрабатывать полученную информацию, делать выводы.                                                                                                                                                                                                    

Объект исследования: атмосферное явление
Предмет исследования: явления, связанные с атмосферным давлением.
Методы исследования: 

1. Сбор информации: изучение литературы и информационных ресурсов сети  Интернет по теме проекта.
2. Постановка экспериментов.
3. Обобщение полученной информации.

Гипотеза:  атмосфера действует на человека и все тела на Земле.
Продукт проекта: 

  1. Выводы из экспериментов.  
  2. Презентация по теме «Атмосферное давление есть»

Необходимое оборудование: ПК с выходом в Интернет, лабораторное оборудование (барометр, линейка), научно-популярная литература.

  1. История открытия атмосферного давления

http://geum.ru/next/images/517023-m231ec709.jpgДо середины XVII века считалось непререкаемым утверждение древнегреческого ученого Аристотеля (384-322 до н. э.) о том, что вода поднимается за поршнем насоса потому, что « природа не терпит пустоты». Однако в 1640 году в Италии герцог Тосканский решил устроить фонтан на террасе своего дворца. Денег на этот проект герцог не жалел - строить, так строить, почему бы и не быть обладателем самого большого и дорогостоящего фонтана в мире, раз средства позволяют? Для подачи воды из озера был построен насос большой длины, каких до этого еще не строили. Но оказалось, что насос не работает – вода в нем поднималась только до высоты 10,3 м над уровнем водоема, а дальше идти отказывалась. Герцог «рвал» и «метал», обвиняя строителей и конструкторов в плохой работе, ученых, не понимающих причин отказа исправного насоса – в невежестве, местных деятелей церкви – в неумении изгнать злого духа, живущего в насосе. Всех он обвинял в том, что лишили его обладания крупным фонтаном. Недоумевающие строители обратились за помощью к престарелому Галилею, который сострил, что, вероятно, природа перестает бояться пустоты на высоте более 34 футов (10,3 м), но все же предложил разобраться в этом своим ученикам – Торричелли и Вивиани. Торричелли предложил взять стеклянную трубку длиной около 1 м, запаянную с одного конца, наполнить ее ртутью. Затем, плотно закрыв конец трубки, ее перевернуть, опустить в чашку с ртутью и под ртутью открыть конец трубки. Часть ртути при этом вылилась в чашку, а часть ее осталась в трубке. Высота столба ртути оказалась равна примерно 760 мм. Осмысливая результаты эксперимента, Торричелли делает два вывода: пространство над ртутью в трубке пусто (позже его назовут «торричеллиевой пустотой»), а ртуть не выливается из трубки обратно в сосуд потому, что атмосферный воздух давит на поверхность ртути в сосуде. Из этого следовало, что воздух имеет вес. Это утверждение казалось настолько невероятным, что не сразу было принято учеными того времени.                               

2. Эксперименты, доказывающие существование атмосферного давления

В интернете мы нашли описание многих опытов, результаты которых можно объяснить  существованием атмосферного давления. Особенно нас заинтересовали занимательные опыты

 Опыт 1.  В бутылку с широким горлышком мы опустили зажжённую бумажку     и быстро закрыли горлышко круто сваренным и очищенным яйцом. Яйцо постепенно втянулось и провалилось внутрь бутылки.


Опыт 2. Стакан налить до половины водой, положить в него какой-нибудь груз (например, ластик), закрыть листом бумаги и, придерживая рукой, перевернуть. Несмотря на то, что изнутри на бумагу давят воздух, вода и груз, она не обрывается.

Опыт 3. Положить на плоскую тарелку монету, налить немного    воды. Монета окажется  под водой. Как взять  монету голой рукой, не замочив пальцев и не выливая воду из тарелки. Для этого  надо воду отсосать. Взять тонкий стакан, ополоснуть его кипятком и  опрокинуть на тарелку рядом с монетой. Вода соберётся под стаканом.

Опыт 4. При помощи атмосферного давления можно показать фонтан в разряженном пространстве. Возьмите колбу с отходящей из неё трубкой. Откачайте при помощи насоса из шара воздух в 3-4 приёма, каждый раз зажимая конец трубки, чтобы в неё не входил воздух. Опустите конец трубки в воду, и вы увидите внутри шара фонтан.

Опыт 5. Стаканы вместо магдебургских плушарий. Возьмите два стеклянных стаканчика, огарок свечи, немного газетной бумаги и ножницы. Поставьте зажжённый огарок в один из стаканов. Вырежьте из нескольких слоев газетной бумаги круг диаметром немного большим, чем внешний край стакана. Затем вырежьте середину круга таким образом, чтобы большая часть отверстия стакана оставалась открытой. Смочите бумагу водой, положите её на верхний край первого стакана. Осторожно поставьте на смоченную бумагу перевернутый второй стакан и прижмите его к бумаге так, чтобы внутреннее пространство обеих стаканов оказалось изолированным от внешнего воздуха. Свеча вскоре потухнет. Теперь взявшись рукой за верхний стакан, поднимите его. Нижний стакан как бы прилип к верхнему стакану и поднялся вместе с ним.

Опыт 6. Возьмите консервную банку и сделайте при помощи гвоздя в её дне несколько отверстий. В результате дно выглядит как решето. Так же сделайте одно отверстие в пробке. Наберите в банку воды. Если закрыть отверстие сверху пальцем  вода не выливается из банки. Если не закрывать отверстие сверху - вода выливается через отверстия в дне.

Опыт 7. Стакан наполнить до половины водой и накрыть салфеткой,  а сверху куском оконного стекла. Придерживая стекло рукой, перевернуть стакан вверх дном, а затем возвратить в прежнее положение. Удерживая стекло рукой, убедитесь, что стакан прочно прилип к нему и не падает.

Опыт 8. Держа в левой руке медицинскую банку, обвести внутреннюю полость банки пламенем и быстро прижать банку отверстием к ладони. Банка присасывается. Через несколько минут кожа ладони под банкой начинает краснеть и втягиваться внутрь банки.

 Опыт 9. Возьмите стакан и чашку. В чашку налейте воду и положите на воду пробку. Опустите перевёрнутый вверх дном стакан над пробкой в воду. Пробка (водолаз) останется сухой.

Объяснение опытов (см. Приложение 1).

3. Измерение атмосферного давления, силы атмосферного давления, высоты с помощью барометра

а) Проверка зависимости атмосферного давления от высоты.

   Французский учёный Блез Паскаль считал, что для окончательного доказательства факта существования атмосферного давления необходимо проделать опыт Торричелли у подножия горы, другой раз – на ее вершине и в обоих случаях измерить высоту ртутного столба в трубке. «Вы понимаете, если бы высота столба ртути на вершине горы оказалась бы ниже, чем у подножия, то следовало бы, что единственная причина этого – вес воздуха, а не «боязнь пустоты». http://geum.ru/next/images/517023-m547b8bbb.jpg

   Для того чтобы убедиться в зависимости атмосферного давления от высоты я, Вашурин Вадим, воспользовался указанием Паскаля и измерил атмосферное давление на различных этажах девятиэтажного дома в г.Улан-Удэ, высоту над землёй определил приблизительно, по этажу. (см. Приложение 2)

Вывод: величина атмосферного давления убывает с ростом высоты.

б) Проверка зависимости силы атмосферного давления от площади поверхности. С помощью барометра-анероида я, Трофимов Сергей, измерил атмосферное давление, с помощью линейки определил площадь поверхностей крышки стола, двери и шкафа. Пользуясь формулой, F = рS  рассчитал силу атмосферного давления на поверхность стола, двери, шкафа (см. Приложение 3).

  Выводы: сила атмосферного давления на тела при одном и том же атмосферном давлении различна и зависит от площади поверхности тела. Тело большей поверхности испытывают большее воздействие атмосферы. Учитывая, что атмосферное давление меняется ежедневно, можно сказать, что сила атмосферного давления также изменяется ежедневно.

     При нормальном атмосферном давлении на тело человека, поверхность которого при массе в 60 кг и росте 160 см, примерно равна 1,6 м2, действует сила в 160000 Н (по ср. статистическим данным), но человек выдерживает такие нагрузки благодаря тому, что давление жидкостей, заполняющих ткани и сосуды тела, уравновешивает внешнее атмосферное давление.

   в) Определение высоты места над уровнем озера Байкал с помощью барометра

Для того чтобы определить высоту места относительно уровня озера Байкал мы применили известный факт, что давление меняется на 1 мм рт ст при подъёме на каждые 12м, измерили атмосферное давление на берегу Байкала, на школьном крыльце и у своих домов, т.е. на улице Пионерской. Результаты отражены в таблице (см. Приложение 4).

Вывод: школа выше уровня воды в Байкале на 27,6м, а улица Пионерская на 24м.

4. О роли атмосферного давления в жизни человека

 Роль атмосферного давления в жизни живых организмов очень велика, т.к.  многие их  органы действуют за счёт атмосферного давления.

    Раньше мы никогда не задумывались над тем, как мы пьём. А стоило задуматься! Оказывается, при питье мы расширяем грудную клетку и тем самым разряжаем воздух во рту; под давлением наружного воздуха жидкость устремляется в то пространство, где давление меньше, и таким образом проникает к нам в рот.

    Благодаря атмосферному давлению мы дышим (см. Приложение 5).

      Человек использует атмосферное давление, когда вводит лекарство шприцем, ставит медицинские банки, использует пиявок для лечения и т.д.

     Организм человека приспособлен к атмосферному давлению, при нём развились все его органы, и только при нём они могут работать и поэтому плохо переносит его резкое изменение. На человека влияет как  понижение,  так и повышение атмосферного давления. Для особо чувствительных людей повышенное атмосферное давление может сопровождаться  болями  в  суставах  и  рядом  мозговых явлений: головокружением, рвотой, одышкой, потерей сознания. При пониженном атмосферном давлении отмечается учащение и углубление дыхания, учащение сердечных сокращений, некоторое падение кровяного давления.   С понижением атмосферного давления понижается и давление кислорода, поэтому при нормальном функционировании органов дыхания и кровообращения в организм поступает меньшее количество кислорода. В результате этого кровь недостаточно насыщается кислородом и не обеспечивает в полном объеме доставку его органам и тканям, что приводит к кислородному голоданию.

При подъеме высоко в горы неподготовленный человек чувствует себя очень плохо. Смена высотного уровня вызывает расстройство функций организма, которое можно объяснить деформацией стенок сосудов, рассчитанных на определенное давление изнутри и снаружи. Становится трудно дышать, может пойти кровь из носа и ушей, появляется сбой в работе суставов, человек может потерять сознание. Так как только благодаря атмосферному давлению суставные поверхности плотно прилегают друг к другу, то высоко в горах, где атмосферное давление резко падает, действие суставов расстраивается, руки и ноги плохо «слушаются», легко получаются вывихи. Однако, в Андах Южной Америки, в Тибете и в некоторых других местах встречаются постоянные поселения людей на высотах около 5000 м, где атмосферное давление ниже нормы почти в 2 раза (430 мм рт. ст.) Организм людей, живущих на такой высоте, приспосабливается к пониженному давлению.

   При взлёте или посадке самолёта, люди нередко испытывают боль в ушах и даже во всём теле. Это происходит как следствие быстрого уменьшения наружного давления, при этом воздух, находящийся внутри человека, начинает расширяться и производит давление на различные органы и вызывает боль.

     Кроме того, при изменении  давления меняется скорость многих химических реакций, вследствие чего меняется и химическое равновесие организма. При увеличении давления происходит усиленное поглощение газов жидкостями тела, а при его уменьшении — выделение растворенных газов. Поэтому при быстром уменьшении давления вследствие интенсивного выделения газов кровь как бы закипает, что приводит к закупорке сосудов, нередко со смертельным исходом. Этим явлением определяется максимальная глубина, на которой могут производиться водолазные работы (как правило, не ниже 50 м). Опускание и поднятие водолазов должно происходить очень медленно, чтобы выделение газов происходило только в легких, а не сразу во всей кровеносной системе.

    О зависимости работы организма от атмосферного давления надо помнить тем, кто работает при повышенном или пониженном атмосферном давлении (лётчики, альпинисты, спасатели, при работе на скоростных подъемных механизмах), так как отклонения атмосферного давления от нормы бывают в значительных пределах.  

В настоящее время существуют специальные службы, которые следят за изменением атмосферного давления. Каждое утро в сводках погоды передаются данные об атмосферном давлении. Эти знания необходимы в медицине, в технологических процессах и жизнедеятельности живых организмов. Люди, страдающие сердечнососудистыми заболеваниями, должны следить за показаниями атмосферного давления и вовремя принимать лекарства, а также корректировать режим труда и отдыха. 

Заключение

 В ходе выполнения данного проекта мы глубже познакомились  с понятием  «атмосферное давление». Провели  эксперименты, доказывающие существование атмосферного давления. В ходе наших исследований мы выяснили, насколько важны знания об атмосферном давлении. Мы были удивлены, что атмосферное давление определяет многие физиологические процессы в жизни человека и нам стало понятно, для чего существуют специальные службы, контролирующие изменяющееся атмосферное давление. Кроме того получили опыт исследовательской работы, выполнили презентацию «Атмосферное давление есть». Использование нашей презентации на уроке может заинтересовать учащихся 7-го класса в углубленном изучении темы «Атмосферное давление».

Используемая литература и источники

1. Волков В.А, С.В. Громова, Поурочные разработки по физике,7кл. – М., 2005г.

2. Зорин Н.И., элективный курс «Элементы биофизики» - М., 2007г.

3. Материалы сети Интернет 

4. Наука. Энциклопедия. Перевод с англ. Голова А.М. – М., 2001г.

5. Рабиза Ф.В., Простые опыты: Забавная физика для детей – М., 2000г.

6. Сёмке А.И., Занимательные материалы к урокам – М., 2006г.

Приложение 1. Объяснение опытов

Объяснение 1: пламя нагревает воздух в бутылке, и часть его выходит наружу. Когда бутылку закрывают яйцом, воздух в ней охлаждается, и его давление падает, внешнее атмосферное давление загоняет яйцо в бутылку.

Объяснение 2: под тяжестью воды и груза бумажка слегка прогибается, объем воздуха увеличивается, и его давление становится меньше атмосферного. Поэтому внешнее атмосферное давление может уравновесить давление содержимого стакана.

Объяснение 3: воздух в стакане начнет остывать. Холодный воздух занимает меньше места, чем горячий. Стакан, словно медицинская кровососная банка, начнет всасывать воду, и вскоре вся она соберется под ним. Теперь можно подождать, пока монета высохнет, и взять её, не боясь замочить пальцы.

Объяснение 4: при откачивании воздуха внутри шара создаётся разряжённое пространство, и атмосфера заталкивает в шар  воду.

Объяснение 5: огонь нагрел воздух, содержащийся в нижнем стакане, воздух расширился, и часть его вышла их стакана. Когда к первому стакану приближают второй, в нём воздух тоже нагревается и часть его выходит наружу. Значит, когда стаканы придавлены друг к другу, в них меньше воздуха, чем до начала опыта. Как только газы внутри остыли, их давление уменьшилось, и атмосферное давление придавило стаканы.

Объяснение 6: когда мы перекрываем отверстие сверху, мы закрываем доступ атмосфере, и она не давит на воду. Как только мы открываем отверстие, атмосфера начинает давить и вода выливается.

Объяснение 7: салфетка впитывает часть воды, вследствие этого давление внутри стакана меньше атмосферного. Поэтому внешнее атмосферное давление прижимает кусок стекла к краям стакана.

Объяснение 8: воздух  внутри банки остывает и его давление понизится. Атмосферное давление прижимает банку.

Объяснение 9: воздух под стаканом сжимается и не пускает воду внутрь.

Приложение 2. Проверка зависимости атмосферного давления от высоты

Номер опыта

Атмосферное давление

Высота

мм.  рт. ст.

Па

м

1 этаж

730

97309

1,5

2 этаж

730

97309

4,5

3 этаж

729,5

97242,35

7,5

4 этаж

729,2

97202,36

10,5

5 этаж

729

97175,7

13,5

6 этаж

729

97175,7

16,5

7 этаж

728,5

97109

19,5

8 этаж

728,2

97069

22,5

9 этаж

728

97042

25,5

Приложение 3. Проверка зависимости силы атмосферного давления

 от площади поверхности тела

Номер опыта

Атмосферное давление

Площадь тела,

Сила атмосферного

давления

мм.  рт. ст.

Па

  м2

   Н

Поверхность стола

725

99300

0,72

7149,6

Поверхность шкафа

725

99300

0,0287

2849,91

Поверхность двери

725

99300

0,0096

9532,8

 

Приложение 4. Определение высоты места над уровнем озера Байкал

 с помощью барометра

Место измерения

Атмосферное давление,  мм.  рт. ст.

Высота относительно уровня воды озера Байкал, м

Берег Байкала

725

0

Улица Пионерская

723

24

Школа

723,3

27,6

Приложение 5. Механизм «вдоха» и «выдоха»

Легкие расположены в грудной клетке и отделены от нее и от диафрагмы герметичной полостью, называемой плевральной. С увеличением объема грудной клетки объем плевральной полости увеличивается, а давление воздуха в ней уменьшается, и наоборот. Так как легкие эластичны, то давление в них регулируется только давлением в плевральной полости. При вдохе объем грудной клетки увеличивается, за счет чего давление в плевральной полости уменьшается; это вызывает увеличение объема легких почти на 1000 мл, давление в них становится меньше атмосферного, и воздух через воздухоносные пути устремляется в легкие. При выдохе объем грудной клетки уменьшается, за счет чего давление в плевральной полости увеличивается, что вызывает уменьшение объема легких. Давление воздуха в них становится выше атмосферного, и воздух из лёгких устремляется в окружающую среду.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнил: ученик 8 класса Горячинской СОШ Плотников Илья Проект: Учимся решать и оформлять задачи по теме «Электричество» 1

Слайд 2

Какой длины проволоку нужно взять для изготовления реостата сопротивлением 30 Ом ? Сечение проволоки 1 мм 2 , её сопротивление 0,45 Ом ∙мм 2 ⁄м. Дано: Решение 2

Слайд 3

Каково сопротивление R 2 и напряжение на всей цепи? Дано: U=22 В R 1 =10 Ом U 1 =11 В Найти R 2 =? U 2 = ? Решение: последовательное соединение 3

Слайд 4

Проводники сопротивлением 3 и 15Ом соединены параллельно и включены в цепь напряжением 45В. Определите силу тока в каждом проводнике и в общей цепи. Дано: R1=3OM R2=15OM U=15B Найти I1= ? I2= ? I3= ? Решение : параллельное соединение . 4

Слайд 5

Определите величину тока в цепи и напряжение на каждой из ламп. Дано: Решение: последовательное соединение. 5

Слайд 6

6 Конец продолжение следует