Региональный семинар "Кинезиология - как эффективная здоровьесберегающая технология образовательного процесса" 2025г.

Нестеренко Ирина Алексеевна

20.11.2025 года на базе МКОУ "Школа №10" состоялся региональный семинар "Кинезиология - как эффективная здороьесберигающая технология образовательного процесса", в котором Нестеренко И.А. выступила с докладом "Кинезиологические моторные дорожки - прием в работе логопеда, напрпавленный на развите моторной координации и активизацию речевых процессов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_doklad.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

"Кинезиологические моторные дорожки – приём в работе логопеда, направленный на развитие моторной координации

и активизацию речевых процессов."

Доклад составила Нестеренко И.А.

учитель-логопед МКОУ «Школа №10»

городского округа Ступино

Московской области

Коллеги, задумывались ли вы, почему ребенок, который с трудом произносит звук [р], часто не может проползти по скамейке или поймать мяч? Или почему, отработав артикуляционную позу изолированно, он не встраивает звук в спонтанную речь? Причина часто кроется глубже — в несформированности базовых схем движения и межполушарного взаимодействия. Кинезиологический подход предлагает нам взглянуть на коррекцию речи именно с этой, фундаментальной стороны.

Сегодня хочу рассказать вам об одном из эффективных приёмов в логопедической практике – кинезиологических моторных дорожках.

Этот приём, основанный на принципах нейропсихологии и кинезиологии, позволяет комплексно воздействовать на развитие ребенка, улучшая его моторную координацию, внимание, межполушарное взаимодействие и, как следствие, активизируя речевые процессы.

Что такое кинезиологические моторные дорожки?

Это специально разработанные графические схемы (траектории), по которым ребенок должен двигаться пальцами, руками или ногами, одновременно выполняя определенные речевые или познавательные задания. Выполнение комплекса движений позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу правого и левого полушарий мозга, улучшить координацию и повысить умственную работоспособность.

Дорожки могут быть нарисованы на бумаге, выложены на полу, представлены в виде лабиринтов или сложных узоров.

В основе эффективности кинезиологических дорожек лежит нейропсихологический принцип: развитие речи тесно связано с развитием крупной и мелкой моторики и направлены на

развитие межполушарного взаимодействия: каждое полушарие мозга отвечает за определенные функции. Левое – за логику, речь, анализ. Правое – за интуицию, творчество, пространственное восприятие. Синхронные движения, особенно перекрестные (правая рука – левая нога), активизируют работу мозолистого тела, которое соединяет полушария, обеспечивая их гармоничное взаимодействие. Это напрямую влияет на связность, логичность и грамматическую правильность речи.

развитие моторной координации: движение по дорожке требует точных и скоординированных движений, что развивает ловкость, точность и произвольность моторики. Это, в свою очередь, улучшает артикуляционную моторику, готовность руки к письму и общую моторную неловкость, часто сопутствующую речевым нарушениям.

развитие внимания и концентрации: выполнение движений по заданной траектории с одновременным речевым заданием требует высокой степени внимания, сосредоточенности и контроля.

развитие памяти: ребенок запоминает последовательность движений, а также речевые задания, связанные с каждым этапом дорожки.

развитие пространственного восприятия: ориентация на листе или в пространстве по схеме дорожки развивает пространственные представления, что важно для графических навыков и понимания предлогов.

активизации речевых зон: сочетание движения с проговариванием, пересказом стимулирует речевые центры мозга. Нервные импульсы от движения посылаются в мозг, "подготавливая" его к речевой деятельности.

Выделяют несколько видов дорожек:

• Пальчиковые дорожки: Нарисованы на бумаге. Ребенок "ходит" пальцами по заданной траектории.

• Ручные дорожки: Более крупные, могут быть на столе, на стене или на доске.

• Напольные дорожки: выкладываются из лент, обручей, ортопедических ковриков, рисуются мелом. Ребенок передвигается ногами, делая шаги, прыжки и другие действия.

Кинезиологические дорожки могут использоваться на разных этапах логопедической работы и с различными категориями детей

 Для автоматизации и дифференциации звуков

• При движении по дорожке ребенок проговаривает слоги, слова, чистоговорки с автоматизируемым звуком, произносит слова с разными звуками, выполняет задания на дифференциацию звуков в слогах, словах, словосочетаниях.

Для развития фонематического слуха

• На каждом шаге ребенок называет слово на заданный звук, или определяет наличие/отсутствие звука в названном логопедом слове

Для развитие лексико-грамматического строя речи:

• Составление предложений по картинкам, расположенным вдоль дорожки.

• Подбор прилагательных к существительным или глаголов к действиям, изображенным на пути.

• Изменение существительных по падежам, числам при переходе на новый отрезок.

Для развитие мелкой моторики и подготовки к письму:

• Использование мелких предметов для движения по дорожке (например, камешки, пуговицы).

  • Перекладывание предметов на дорожке пинцетами, кухонными щипцами

• Обведение дорожки карандашом с проговариванием.

Вот несколько практических советов по использованию кинезиологических дорожек

Начинайте с простых дорожек: прямые линии, простые изгибы, постепенно усложняя до спиралей, лабиринтов, восьмерок.

Соблюдайте ритм и темп: вначале медленный, четкий, затем можно ускорять.

Постепенно увеличивайте нагрузку: от одиночных звуков к слогам, словам, фразам. От простых движений к сложным.

Постоянно меняйте виды заданий и траекторий: это предотвращает привыкание и поддерживает интерес.

Используйте зрительные и слуховые стимулы: яркие цвета дорожек, музыкальное сопровождение.

Игровая форма – обязательно: отправляйтесь в "Путешествие", "Поход", "Приключение", "Лабиринт".

Поощряйте ребенка: хвалить за старания и даже маленькие успехи.

Учитывайте индивидуальные особенности: темп, сложность заданий должны соответствовать возможностям ребенка.

В заключении отметить, что кинезиологические моторные дорожки – это мощный, но при этом доступный и увлекательный инструмент в арсенале логопеда. Их регулярное использование способствует гармоничному развитию моторной сферы, что является прочным фундаментом для формирования полноценной речи и успешного обучения. Интеграция движения и речи позволяет нам не просто корректировать отдельные нарушения, но и комплексно развивать мозг ребенка, раскрывая его потенциал.