Федеральный семинар "Психолого-педагогические аспекты работы с детьми с ОВЗ", 2025г.
10.06.2025г. на базе МБОУ "СОШ №8" (дошкольное отделение "Надежда") состоялся федеральный семинар "Отчетная деятельность по реализации региональной инновационной площадке по теме "Индивидуализация обучения дошкольников с ограниченыыми возможностями здоровья при формировании и развитии коммуникативных навыков с использованием персонализированного подхода альтернативной коммуникации", в котором Нестеренко И.А. представила опыт по преемственности в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре. В ходе доклада был продемонстрирован видеоролик "Увлекательная физкультура: путь к гармоничному развитию"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 92.08 КБ |


Предварительный просмотр:
«Преемственность работы учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в работе с детьми с ОВЗ»
Доклад подготовила
Нестеренко И.А.
учитель-логопед
МБОУ «СОШ №8»
(дошкольное отделение «Надежда»)
Тяжелые нарушения речи часто сопровождаются нарушениями моторики, координации, внимания, памяти. Двигательная сфера оказывает прямое влияние на формирование речи и развитие когнитивных функций.
Эффективное преодоление тяжелых нарушений речи у дошкольников требует комплексного подхода, включающего коррекцию речи и развитие двигательной активности. Преемственность в работе специалистов обеспечивает целостность и эффективность коррекционного процесса.
Для создания единого коррекционно-развивающего пространства для детей с ТНР направленного на гармонизацию речевого и двигательного развития специалисты ставят перед собой следующие задачи:
- Выработка единых подходов в образовательном процессе, обеспечивающие благоприятные условия для развития воспитанников;
- Разработка эффективных приемов педагогического воздействия с детьми, имеющими речевые нарушения;
- Использование общих методов и приемов в коррекционной работе;
- Организация интегрированных занятий и мероприятий;
- Отслеживание динамики развития и внесения корректировки в индивидуальные планы.
Выделяют несколько направлений взаимодействия специалистов:
Совместная диагностика и оценка развития обучающихся, которое включает в себя: обмен информацией о речевом и двигательном развитии каждого ребенка; совместном обсуждение результатов обследования для выявления особенностей, трудностей и потенциала детей.
Планирование коррекционно-развивающей работы и включает в себя:
создание единого образовательного пространства, в котором речевые и двигательные задачи решаются параллельно; согласование целей и задач коррекционной работы; разработку интегрированных занятий согласно лексических тем.
Реализация коррекционно-развивающей работы включает в себя:
проведение физкультурных занятий с речевым сопровождением, логоритмических занятий, бинарных занятий.
Взаимное обогащение методик и обмен опытом нацелено на:
совместную разработку дидактических материалов (карточки, игры, упражнения); консультирование друг друга по вопросам коррекции речи и двигательных навыков.
Мониторинг и анализ результатов включает в себя: совместное отслеживание динамики речевого и двигательного развития; коррекцию индивидуальных планов коррекционной работы на основе анализа успехов и трудностей; документирование и обсуждение результатов на педагогических советах, психолого-педагогических консилиумах учреждения.
Таким образом, тесное взаимодействие логопеда и инструктора по физической культуре позволяет создать целостную, эффективную систему поддержки детей с речевыми и двигательными трудностями.
Вашему вниманию представлено перспективное планирование взаимодействия учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в рамках лексической темы «Насекомые». Такое планирование позволяет объединить усилия специалистов для комплексного развития детей в формировании необходимых речевых и моторных навыков. Хочу отметить, что взаимодействие специалистов носит постоянны, системный характер и ориентирован на индивидуальные особенности воспитанников.
Результаты совместной работы логопеда и инструктора по физической культуре оцениваются по динамике речевого и физического развития обучающихся. Проведя мониторинг в конце года и сравнив результаты мониторинга начала года отмечается положительная динамика в речевом развитии, развитии моторики, координации движений, развитии когнитивных функций.
Перспективное сотрудничество логопеда и инструктора по физической культуре открывает новые возможности для всестороннего развития детей, способствует повышению качества коррекционной работы, внедрению инноваций и созданию эффективной образовательной среды.
Преемственность в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре – важный фактор успешной коррекции тяжелых нарушений речи у детей. Совместная работа специалистов позволяет создать оптимальные условия для гармоничного развития ребенка, раскрытия его потенциала и успешной адаптации в социуме.

