ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ!

Егорова Анастасия Викторовна

Предварительный просмотр:

Нарушение слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.

Уважаемые Родители, своевременно устраненные нарушения звуко-слоговой структуры слова обеспечат Вашему ребенку лучшее усвоение грамматических и лексических категорий, развитие связной речи, мыслительной деятельности, а в будущем еще и овладение письменной речью.

На что нужно обратить внимание?

  1. Ребенок сокращает слоговую структуру слова молоток – моток
  2. Увеличивает слово за счет добавления слогообразующей гласной трава – тарава
  3. Переставляет слоги в слове бегемот - гебемот
  4. Сокращает слово на один звук капуста – капута
  5. Добавляет согласные лимон – лимонт
  6. Уподобляет один слог другому капитан – пипитан
  7. «Застревает» на одном слоге панама – пананама
  8. Соединяет слоги из разных слов холодильник и хлебница – холодильница

Нормы развития слоговой структуры слова у детей разной возрастной категории:

 3 года: воспроизведение слов, состоящих:

-  из 2-х слогов, например, (вата, ива, сова и т. д.),

-  из 3-х слогов (кабина, машина, утята и т.д.)

- из 1 слога, например, (мак, сок, дым, и т.д.)

4-5 лет: воспроизведение слов:

-из открытых слогов без стечения согласных (малина, пуговица,помидоры…);

-из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова (снег, капуста, крыша, кошка, мостик, скворечник, простокваша, лекарство, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство...)

Ребенок должен уметь:

- назвать предметные картинки;

- повторить слова за взрослым;

После 5 лет дети повторяют за взрослым предложения с большой концентрацией сложных слов, например:

Водопроводчик чинил водопровод.

Милиционер регулирует уличное движение.

В аквариуме плавают разноцветные рыбки.

Строители работают на строительстве высотного дома.

Волосы подстригают в парикмахерской.

Кроме того, детям могут самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.

Упражнения, направленные на устранение нарушений звуко-слоговой структуры слов

Упражнения необходимо делать по очереди, в порядке усложнения так, как это приведено в данной статье!

Упражнения, направленные на развитие слухового восприятия

  • Для развития слуховой памяти: «Где позвонили?», «Узнай музыкальный инструмент».
  • Слухового внимания. «Сколько раз ударили в барабан?», «Кто позвал».
  • Работа над ритмом и темпом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов — барабана, бубна, металлофона.
  • «Веселые инструменты» Берется музыкальный инструмент и задает ритмический рисунок. Ребенку нужно воспроизвести услышанное с помощью хлопков или ударов ладонью по столу.
  • «Передай привет».  Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном взрослым темпе.
  • Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции, подсчет: кулак-ребро, кулак-ребро-ладонь;
  • Игра «Длинные и короткие слова».  Слова бывают «большие, длинные, которые мы говорим долго», и «маленькие, короткие которые мы произносим быстро», и приводим примеры их (паутина, комната и мак, пух); затем называем ряд слов (мак, пух, ком, кот, паутина) и просим ребенка поднять руку, когда он назовёт самое длинное слово. При этом в такт произнесению ребенка отстукиваем (или прохлопываем) число слогов слова. Затем это упражнение проводится в другом варианте: ребенок должен узнать самое короткое слово из предъявленных.

Упражнения, направленные на восприятие и четкую артикуляцию гласных звуков

  • произнеси звук А (О, У, И, Э, Ы) столько раз, сколько кружочков на карточке;
  • пропеть серию звуков с четкой артикуляцией с опорой на звуковые символы;
  • пропеть серию из отдельных звуков (А — У- И- О);
  • пропеть сочетание из двух звуков (А – У), (И – А), (О – А);
  • пропеть сочетание из трех звуков (А – И – У), (О – А – У);
  • узнать серию звуков по беззвучной артикуляции и произнести их голосом.

Упражнения, направленные на восприятие слогов

  • «Слушай и хлопай» (произнести ряд слогов, ребенок должен хлопнуть на определенный слог: па, та, ма, па, на, ха, па);
  •  «Слушай и считай» (ребенок должен сосчитать, сколько слогов произнесли, и поднять сигнал с соответствующей цифрой);
  • «Послушай и назови» (ребенок должен назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов);
  • «Эхо» (ребенок воспроизводит слоговые ряды:

- из одинаковых гласных и согласных звуков ПА – ПА – ПА БА – БА – БА

- из одинаковых согласных, но разных гласных звуков ПА – ПУ – ПО БА – БУ – БО

- из разных согласных звуков и одинаковых гласных ПА – ХА – БА КА – МА – ТА

- с изменением ударения ПА – ПА — ПА БА – БА – БА КА – КА – КА

- со стечением согласных ТО – КТО ПА – ПТА СТА – СТО – СТУ А – СТА, А – СТО, А – СТУ)

  • «Скажи на один слог больше, чем я»;
  • «Скажи на один слог меньше, чем я»;
  • «Скажи наоборот»;

Упражнения, направленные на усвоение слогов различной слоговой структуры

(необходимо будет и при обучении чтению)

Выделяют 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности.  Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов:

Типы слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности

1.    Двусложные слова из открытых слогов:

дыня, вода, мыло, вата, кофе, муха, сова, дети, духи, луна, ноги, ива, ваза, ноты, коза, зубы, чудо, сани, лето, зима, лиса, коза, пена, тина.

Таня, Катя, Витя, Оля, Саня, Петя, Валя, Вадя, Женя, Коля, Толя, Галя,

хожу, ношу, веду, несу, иду, даю, бегу, беру, ною, пою, сею, вею.

Пример игры:

Показать ребенку картинки животных, которые живут в зоопарке«Кого ты видел в зоопарке?»

Родитель:Это конь. Кого ты видел?                   Ребенок: Коня

Это бык. Кого ты видел?Быка.

Это пони. Кого ты видел?Пони.

Это пума. Кого ты видел?Пуму.

Это як. Кого ты видел?Яка.

2.    Трехсложные слова из открытых слогов:

лопата, собака, кубики, сапоги, кабина, панама, утята, голова, малина, газета, мимоза, ягоды, машина, монета, колесо, молоко, корова, дорога, сорока, хижина, рябина, калина, овощи, погода, работа, береза, ребята, курага, замена, фонари, полено, борода, забота, колено, голова, копыто, радуга, железо, сапоги, телега, пижама

Пример игры:

Взрослый показывает ребенку картинки, называя предметы, изображенные на них, и просит ответить на вопрос: «Кого ты видишь?»

Взрослый:Ребенок:

Бегала -бегали

Лепила -лепили

Ходила -ходили

Копала -копали

Болела -болели

Катала -катали

Давала -давали

Гуляла -гуляли

3.    Односложные слова из закрытого слова:

мак, лук, мяч, кит, лес, жук, сом, сок, дуб, лев, мед, дом, кот, гусь, дым, нос.

Дон, сын пар, кот, шум, вес, чем, зал, бил, жил, мыл, дал, пел, сел, ляг, сядь, пой, дай, сыпь, лей.

Пример игры:

Взрослый произносит начало слова, ребенок заканчивает его звуком [м], затем называет слово полностью.

Взрослый:Ребенок:

ДоМ дом

ДаМ дам

ДыМ дым

КоМ ком

ГаМ гам

ТаМ там

ТоМ том

4.    Двусложные слова с закрытым слогом:

лимон, веник, паук, банан, огонь, пакет, бидон, гамак, вагон, батон, утюг, петух, каток, диван, совок, канат, живот, жираф,  пенек, денек, тенек,  салон,  диван, один, парад, паром, парус, базар, банан, балет, баран, пожар, повар, полет, буфет, бутон, букет, пилот, питон, пирог, бизон, билет, бисер, петух, пенал, перец, бегун, табун, талон, тазик, топор, товар, томат, дозор, салат, сапог, сачок, судак, сучок, завод, замок, запах, закат, каток, кабан, ковер, козел, фазан, факел, факир, горох, газон, город, голос, вагон, финал, филин, финик, вирус, висок, виток, вираж, шалун, шалаш, шалит, чулок, чугун, чудак, щенок, щегол, щебет, носок, ножик, номер, лопух, локон, лоток, мешок

Пример игры:

Взрослый, бросая мяч, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет его «ласково».

-   с суффиксом «ИК».

Взрослый:Ребенок:

Кот –котик

Ноль -нолик

Дом -домик

Том -томик

Год –годик

-  с суффиксом «ОК».

дым –дымок

мед –медок

лед -ледок

ком –комок

дуб –дубок

5.    Двусложные слова со стечением в середине слова:

банка, юбка, письмо, ветка, буквы, утка, ванна, нитки, кепка, вилка, тыква, тапки, окно, коньки, майка, такси, ватка, деньки, бубны, пакля, место, тесто, белка, семья, лепка, леска, тетка, кошка, мышка, шишка, челка,

Костя, Настя, Герда, Тишка, Жучка, Тошка.

держу, ползу, молчу, верчу, возьму, нарву.

Пример игры:

Взрослый, бросая мяч ребенку, и называет слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово с противоположным значением.

Взрослый:Ребенок:

Трудно –легко

Здорова –больна

Светло –темно

Недавно –давно

Мир –война

Толсто –тонко

6. Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных:

кантик, плитка, компот, бантик, лесник, лейка, чайник, поднос, альбом, дождик, кактус, фонтан, медведь, бублик, магнит, тюльпан, индюк, дельфин, костюм, компас, солдат, павлин, пальто, бульон, пастух,

Сергей, Матвей, Антон, Павлик.

Толкал, успел, вертел, чертил, терпел, чистил.

блюдо, блины, слоны, стена,

Плавать, глотать, стучать

Гриша, Степан, Герман, Андрей, Света

Пример игры:

Взрослый говорит ребенку: «Я буду называть один предмет, а ты пять таких предметов»

Взрослый:Ребенок:

Одна комната –пять комнат

Одна яблоня –пять яблонь

Одна конфета –пять конфет

Одна котлета –пять котлет

Одни колготы –пять колгот

Одно яблоко –пять яблок

7. Трехсложные слова с закрытым слогом:

колобок, самолет, помидор, чемодан, бегемот, петушок, ананас, василек, телефон, барабан, водолаз, попугай, молоток, капитан, теленок, магазин

пеликан, пирожок, самолет, ледокол.

Пример игры:

Взрослый предлагает ребенку закончить предложение словом, подходящим по смыслу.

Взрослый:Ребенок:

Ворона каркает, а кукушка …кукует.

Петух кукарекает, а гусь…гогочет.

Корова мычит, а ласточка …щебечет.

Собака лает, а филин …ухает.

Змея ползает, а птица…летает.

Курица клюет, а кошка …лакает.

8.    Трехсложные слова со стечением согласных:

яблоко, шахматы, колбаса, конфеты, кукушка, гантели, комната, калитка, ботинки, улитка, капуста, удочка, иголка, беседка, валенки, девочка, лягушка, палатка, петарда, тарелка, булавка.

Пример игры:

Взрослый, показывая ребенку картинку, произносит предложение и задает вопрос. Ребенок отвечает, используя притяжательные прилагательные.

Взрослый: Ребенок:

Это дупло белки. Чье дупло? Беличье дупло.

Это уши зайца. Чьи уши? Заячьи уши.

Это голова овцы. Чья голова? Овечья голова.

Это уши кошки. Чьи уши? Кошачьи уши.

Это лапы щенка. Чьи лапы? Щенячьи лапы.

Это голова теленка. Чья голова? Телячья голова.

Это лапы вороны. Чьи лапы? Вороньи лапы.

Это рога барана. Чьи рога? Бараньи рога.

Это молоко коровы. Чье молоко? Коровье молоко.

9.    Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом:

панамка, пуговка, банкетка, купальник, пипетка, комната, селедка, минутка, калитка, гантели, улитка, солянка, паяльник, коленка, напильник, автобус, кузнечик, осьминог, индеец, автомат, ягненок, шиповник, садовник, памятник, половик, будильник, апельсин, виноград, охотник, маятник, кофейник.

Пример игры:

Взрослый просит ребенка ответить на вопрос: «С чем баночка, если в ней…»

Взрослый: Ребенок:

Повидло. С чем баночка? Баночка с повидлом.

Кипяток. Баночка с кипятком.

Ряженка. Баночка с ряженкой.

Компот. Баночка с компотом.

Горчица. Баночка с горчицей.

Капуста. Баночка с капустой.

10.     Трехсложные слова с двумя стечениями:

матрешка, избушка, игрушка, Незнайка, винтовка, лампочка, антенна, таблетки, морковка, скакалка, клубника, гвоздика, скамейка, индейка, футболист, гармошка

Пример игры:

«Кто она?». Изменяем предложения по образцу.

Взрослый: Ребенок:

Лентяй лентяйка

Болтун болтушка

Друг     подружка

Пастух пастушка

Индюк индюшка

Бедняк беднячка

Игрун игрунья

11, 12. Односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова:

Проговаривание слоговых рядов с данными согласными:

зна – зно – зну – зны

гна – гно – гну – гны

кля – клё – клю – кли

тля – тлё – тлю – тли

нта – нто – нту – нты

ста – сто – сту – сты

дна – дно – дну – дны

фта – фто–фту – фтыи т.д.

флаг, хлеб, гном, шкаф, знак, дно, клей, бант, лист, болт, куст, танк, кекс, зонт, лифт, винт, дни, пни, гнуть, клён, ткать, ткань, тля, кто, клин, тля, шарф, болт, фарш, холм, мост.

Пример игры:

Взрослый раскладывает перед ребенком картинки и предлагает ему поиграть: «Я назову предмет, а ты найдешь картинку, где таких предметов много, и назовешь их».

Взрослый: Ребенок:

Шляпа много шляп.

Книга много книг.

Стена стен.

Птица птиц.

Скала скал.

Плита плит.

Школа школ.

Пчела пчел.

13.    Двусложные слова с двумя стечениями:

звезда, штанга, гнездо, спички, птенцы, флажки, клюшка, гвозди, плетка, клетка, клюква, скалка, кнопка, спутник, книжки, пингвин.

Пример игры:

«Скажи о себе». Взрослый показывает ребенку парные картинки и просит подобрать слово, которое обозначает, что человек делает что-то сам.

Взрослый: Ребенок:

Прятал прятался.

Сгибал сгибался

Свалил свалился

Крутил крутился

Хвалил хвалился

14. Четырехсложные слова из открытых слогов.

Пример игры:

«Кому нужны эти предметы?». Взрослый показывает ребенку картинки с изображением людей различных профессий и уточняет их названия. Затем показывает предметные картинки и спрашивает ребенка: «Кому нужны эти предметы?»

Взрослый: Ребенок:

Указка учителю.

Бинокль капитану.

Топор лесорубу.

Удочка рыболову.

Руль водителю.

Закрепление слов в предложениях.

Зеленые гусеницы наносили вред огороду.

Галина вышивала голубые рукавицы.

Я покупаю мороженое из шоколада.

Пассажиры выходили из самолета по трапу.

Родители наказали Зинаиду за плохое поведение.

Рабочие вытащили из магазина тяжелую розовую коробку

Бегонию посадили около акации.

Любимое Полинино занятие – рисование, а Володино – математика.

Ученица напевала веселую мелодию.

Рекомендуемые пособия, в которых представлены подробнее типы слоговых структур и картинный материал для более интересного и эффективного проведения упражнений.

  1. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю «Альбом для обследования восприятия и произнесения слов различной структурной сложности»
  2. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. «Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи» + картинный материал
  3. Большакова С.Е. «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей»
  4. Большакова С.Е. «Формируем слоговую структуру слова. Дидактический материал»
  5. Кочугова Н.П. «Звуки и буквы»
  6. Кочугова Н.П. «Двусложные слова с одинаковым слогом на конце»
  7. Кочугова Н.П. «Звукосочетания (закрытые и открытые слоги) в виде слов»
  8. Кочугова Н.П.  «Односложные слова со стечением согласных в начале»
  9. Черенкова М.А. «Дидактический материал по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей 4-6 лет»
  10. Четверушкина Н.С.«Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет» + картинный материал



Предварительный просмотр:

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики:

1.Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно по 5-10 минут, чтобы вырабатываемые навыки у детей закреплялись. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2.Каждое упражнение выполняется по 5 раз. Статические упражнения (удержание артикуляционной позы в одном положении) выполняются по 10-15 секунд.

3. Артикуляционную гимнастику выполняют после показа взрослого, сидя, перед настенным зеркалом (достаточно настольного зеркала 15*15), в спокойной обстановке, при достаточном освещении.

БЛОК УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЦ ГУБ.

«Улыбка». Ребёнка нужно попросить улыбнуться, не показывая зубы. Такое положение мышц сохраняется 5 секунд.

«Хоботок». Губы нужно сложить в трубочку и максимально вытянуть вперёд.

«Бегемотик». Ребёнка нужно попросить широко открыт рот и посидеть в таком положении 5 секунд.

«Заборчик». Нужно улыбнуться так, чтобы верхние и нижние зубы были максимально открыты. Такое выражение лица сохраняется 5 секунд. Чередование упражнений «Улыбка» и «Заборчик». Выполняется 5 раз.

Упражнения для мышц щёк.

«Шарики». Сильно надуваются обе щеки, изо всех сил удерживается воздух во рту, затем ребёнок должен ударить по ним с умеренной силой, чтобы воздух вышел.

«Помидорчик». «Сытый хомячок». Сначала надуваются обе щеки, затем поочерёдно правая и левая.

«Огурчик». «Голодный хомячок». Щёки втягиваются и в таком положении удерживаются 5-7 секунд.

Упражнения для развития подвижности губ.

Упражнения выполняются ежедневно перед зеркалом, каждое – по 5 раз.

Необходимое положение губ удерживается под счёт от 1 до 5. В один день следует выполнять5-7 упражнений.

1.Вытянуть сомкнутые губы вперёд, вернуть в исходное положение.

2.Растянуть губы в улыбку (зубы сомкнуты).

3.Растянуть губы в улыбку (зубы приоткрыты).

4.Подтянуть верхнюю губу вверх (зубы сомкнуты).

5.Языком вытягивать верхнюю губу.

6.Удерживать губами трубочки разного размера, их губами.

7.Втянуть губы внутрь рта, плотно прижимая их к зубам.

8.Прикусывать нижнюю губу верхними зубами.

9.Вращательные движения губами, вытянутым хоботком.

10. Плотно сомкнуть губы, надуть щёки, перемещать воздух из одной щеки в другую.

Развитие речевого дыхания.

Для всех упражнений. Вдох через нос. Выдох через рот. Щеки не надуваются. Плечи не поднимаются. Темп выполнения – медленный. Количество повторений не более 5.

1.«Мыльные пузыри».

2.«Сдуй листочек». Вырезать из тонкой бумаги (бабочку, снежинку, ракету, лягушку и т.д.), положить на ладонь ребёнка. Прямая ладонь поднята на уровень рта (расстояние от губ 10-15 см). Плавно выдыхая через «Хоботок», сдуть листок с ладони.

3.«Забей гол в ворота».

4.На столе построить «ворота» из кубиков.

5.Скатать ватный шарик. Длительной плавной струёй выдыхаемого воздуха загнать шарик в ворота.

Общеукрепляющие упражнения.

 «Бегемотик», «Лягушка», «Хоботок», «Заборчик», «Бублик», «Лопаточка», «Иголочка».

Для звуков С, З, Ц.

«Рыба», «Лягушка», «Лопаточка», «Блинчик» (когда нужен самомассаж язычка, съедаем блинчик, зубками кусаем от кончика до основания), «Иголочка», «Трубочка» «Чистим зубы».

Для звуков Ш, Ж, Ч, Щ.

«Рыба», «Заборчик», «Бублик», «Лопаточка», «Блинчик», «Качели», «Вкусное варенье», «Ступеньки», «Чашечка» «Лошадка», «Гармошка», «Грибок», «Чистим зубки».

Для звука Л.

«Лягушка», «Иголочка», «Качели», «Ступеньки», «Индюк», «Маляр», «Дятел», «Лопаточка», «Чашечка», «Гармошка», «Лошадка», «Вкусное варенье», «Чистим зубки», «Конфета».

Для звука Р.

«Рыба», «Лопата», «Качели», «Вкусное варенье», «Ступеньки», «Чашечка», «Индюшата», «Маляр», «Дятел», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка».



Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика для подготовки артикуляционного аппарата к постановке свистящих звуков

С-С’, З-З’, Ц 

Картинка

Название упражнения

Описание

Количество повторений

«Хоботок-заборчик»

Чередуем вытягивание губ вперёд (хоботком) и улыбку с зубками (заборчик)

 

Под счёт «раз-два» (Счёт до 10)

 

«Месим тесто»

«Давай покажем, как готовят тесто для блинов и пирогов: улыбнись, открой рот и покусай язык зубками». Потихоньку тянем язык вперед, затем возвращаемся назад в ротик.

5 раз вперёд и 5 раз назад

         

«Лопаточка»

Рот открыть. Положить широкий, расслабленный язык на нижнюю губу.

Удерживать в спокойном положении в течение 10 секунд

         

«Качели»

Широко открыть рот. Кончик языка касается то верхней губы, то нижней.

Под счёт «раз-два» (Счёт до 10)

         

«Почистим нижние зубки»

Рот широко открыт. «Почистить» кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны (передние, боковые) и с внешней.

______

         

«Накажем непослушный язычок»

Положить         широкий         язык         между         губами         и

«пошлёпать» его, произнося «Пя-пя-пя»

 

5 раз вперёд и 5 раз назад

         

«Горка»

Рот широко открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы. Спинка языка приподнята, выгибается.

Удерживать         в         течение         10 секунд

 

«Конфета»

Губы сомкнуты. Напряжённым языком упираться то в одну щёку, то в другую.

Под счёт «раз-два» (Счёт до 10)

         

Артикуляционная гимнастика для подготовки артикуляционного аппарата к постановке шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ 

Картинка

Название упражнения

Описание

Количество повторений

«Хоботок-заборчик»

Чередуем вытягивание губ вперёд (хоботком) и улыбку с зубками (заборчик)

 

Под счёт «раз-два» (счет до 10)

                 

«Чашечка»

Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края.

Удерживать         в         течение         10 секунд

                 

«Варенье»

Рот приоткрыт. Широким языком облизывать верхнюю губу.

Облизать 5 раз

                 

«Лошадка»

Улыбнуться, показать зубы. Приоткрыть рот и присосать язык к нёбу. Пощёлкать кончиком языка (как лошадка). Нижняя челюсть неподвижна.

10- раз

                 

«Грибок»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот по шире.

Удерживать         в         течение         10 секунд

                 

«Парашютик»

На кончик носа положить вату. Широким языком в форме «Чашечки», прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх.

6 раз

                 

«Маляр»

Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком впёред-назад.

5 раз вперёд и 5 раз назад

                 

«Месим тесто»

«Давай покажем, как готовят тесто для блинов и пирогов: улыбнись, открой рот и покусай язык зубками». Потихоньку тянем язык вперед, затем возвращаемся назад в ротик.

5 раз вперёд и 5 раз назад

Артикуляционная гимнастика для подготовки артикуляционного аппарата к постановке сонорных звуков

Л-Л’, Р-Р’ 

Картинка

Название упражнения

Описание

Количество повторений

«Хоботок-заборчик»

Чередуем вытягивание губ вперёд (хоботком) и улыбку с зубками (заборчик)

Под счёт «раз-два» (всего 16 счетов)

                 

«Маляр»

Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком впёред-назад.

5 раз вперёд и 5 раз назад

                 

«Пароход»

Губы в улыбке. Рот открыт. С напряжением произнести долгое «Ыыыыыы».

Два раза в теч

ение 5 секунд

                 

«Грибок»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот по шире.

Удерживать секунд

        в         течение         10

                 

«Чашечка»

Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края.

Удерживать секунд

        в         течение         10

                 

«Почистим верхние зубки»

Рот широко открыт. «Почистить» кончиком языка верхние зубы с внутренней стороны (передние, боковые) и с внешней.  

_____

                 

«Лошадка»

Улыбнуться, показать зубы. Приоткрыть рот и присосать язык к нёбу. Пощёлкать кончиком языка (как лошадка). Нижняя челюсть неподвижна.

10-15 раз

                 

«Варенье»

Рот приоткрыт. Широким языком облизывать верхнюю губу.

Облизать 7 раз

 

«Барабан»

Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчётливо произносить «Д-д-д». Язык упирается в верхние зубы, рот не должен закрываться.

 

3-5 раз

Таблицы с артикуляционной гимнастикой В чем польза?

  • Структурированная гимнастика в таблицах будет понятна родителям, облегчит ее выполнение дома;
  • Подобрана отдельно на три группы звуков (свистящие, шипящие, сонорные);
  • Для специалиста удобна при печати (1 таблица – 1 лист), не расходует много краски и бумаги  

 

 



Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений для развития артикуляции.

Блок упражнений для развития мышц губ.

«Верхний кролик» - обнажить верхние зубки (2 раза).

«Нижний кролик» - обнажить нижние зубки (2 раза).

«Хоботок» - губы нужно сложить в трубочку и максимально вытянуть вперёд.

«Гребёночка» - почёсывающие упр-ия зубами – нижнюю и верхнюю губу по очереди (2 раза).

«Ниточка» - забрать губы и спрятать в ниточку. «Ниточка» - «Хоботок» - чередовать.

«Улыбка» - Ребёнка нужно попросить улыбнуться, не показывая зубы.

«Лошадка» - «Тпру», «тпру», «тпру»

«Заборчик» - Объясняем, что нужно улыбнуться так, чтобы верхние и нижние зубы были максимально открыты. Такое выражение лица сохраняем около 5 секунд. Чередуем упр-е «Улыбка» и «Заборчик».

«Бегемотик» - Ребёнка нужно попросить широко открыть рот и посидеть в таком положении 5 секунд.

Блок для развития мышц языка.

«Блинчик» (лопаточка) – Расслабленный язык нужно положить на нижнюю губу, (не высовывая). Длится 5 секунд.

«Горка» - Кончик зыка упирается в нижние зубы, боковые ложатся на коренные, а средняя часть имитирует горку. Упражнение выполняется с открытым ртом.

«Качели» - Рот открывается, а язык поочередно поднимается вверх и опускается вниз.

«Змейка» - Язычок высовывается как можно дальше, при этом ребёнок должен стараться сделать его как можно уже. После этого язычок прячется. Действие повторяется до 5 раз.

«Парус» - Конец языка упирается за верхними зубами и удерживается до 5-8 секунд.

«Часики» - Ребёнок должен приоткрыть рот и кончиком языка поочерёдно касаться левого и правого угла рта. 5- движений туда – обратно.

«Вкусное варенье» - Широким языком облизывается верхняя губа (слизывается варенье), после чего язык прячется. Упражнение нужно повторить несколько раз.

Для подъязычной связки языка

 «Лошадка» - Ребёнок должен пощёлкать языком, озвучивая цокот копыт.

«Грибок» - Язык плотно прикладывается, присасывается к небу и в таком положении держится 5 секунд.

Упражнение для мышц щёк.

«Шарики» - Щёки надуваются, затем ребенок должен ударить по ним с умеренной силой, чтобы воздух вышел.

«Помидорчик» - Сначала надуваются обе щеки, затем поочередно правая и левая.

«Огурчик» - Щеки втягиваются и в таком положении удерживаются 5 – 7 секунд.



Предварительный просмотр:

Консультация учителя – дефектолога

Тема: «Звуковой анализ слов»

Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Всё, что мы слышим и всё, что произносим, — это звуки. Очень важно, чтобы ребёнок ориентировался в звуковом строе речи. Это необходимо для обучения чтению, грамотному письму в школе, для изучения родного языка.

Звуковой анализ — это:

- определение порядка звуков в слове;

- выделение отдельных звуков;

- различение звуков по их качественным характеристикам (гласный – согласный, твёрдый - мягкий).

Во время занятий ребёнок вслушивается в слова и звуки, определяет место звука в слове, различает на слух твёрдые и мягкие согласные звуки, подбирает слова на заданный звук.

Затем дети знакомятся с материализованными моделями слов (схемами). Здесь они учатся выделять все звуки в слове по порядку и моделировать слова.

В процессе обучения дети последовательно овладевают анализом всё более сложных по структуре слов. Они учатся вслушиваться в звуки речи, различать ударные и безударные гласные, сравнивать слова по звуковым моделям, находить сходство и различие.

Условные обозначения для схематического выполнения звукового анализа слов:

        (синий) – твёрдый согласный звук.

        (зелёный) – мягкий согласный звук.

        (красный) – гласный звук.

Запомните!

 Всегда мягкие звуки: [чʼ], [щʼ], [йʼ].

Всегда твёрдые звуки: [ш], [ж], [ц].

Буквы Ь, Ъ звуков не обозначают.

Образец звуковой схемы слова

МАК

КОНЬ

Порядок выполнения звукового анализа

  1. Этот цветок называется мак. Повтори это слово.
  2. Мммак – скажи, как я. Какой первый звук в этом слове? Он гласный или согласный? (Согласный). Возьми жетон, который обозначает согласный звук и, и положи его под картинкой.
  3. Мааак – скажи, как я. Какой звук слышишь после [м]? Какой это звук? (Гласный). Возьми жетон, который обозначает гласный звук, и положи его после [м].
  4. Маккк (подчёркнуто артикулируется звук [к]) – какой последний звук в этом слове? (Согласный). Он гласный или согласный? Возьми жетон, который обозначает согласный звук и положи его после звука [а].
  5. Назови все звуки в слове мак по порядку.
  6. Где находится звук [а] -  в начале, в конце или в середине слова?
  7. Какой первый звук в слове мак? А какой в этом слове последний звук?
  8. Назови гласный звук в слове.
  9. Назови согласные звуки в слове.
  10. Сколько всего звуков в слове мак?


Предварительный просмотр:

Консультация учителя-дефектолога для родителей

  1. Цель: консультирование родителей по организации обучения и развития детей с задержкой психического развития дома.
  2. Основные направления консультации:
  1. Консультирование родителей по общим методическим рекомендациям по работе с детьми с задержкой психического развития.
  2. Консультирование родителей неговорящего ребёнка с задержкой психического развития по развитию речи.
  3. Рекомендовать перечень игр для вызывания звуков с опорой на жест родителям неговорящего ребёнка с задержкой психического развития.
  1. Итог консультации.

2.1. Общие методические рекомендации для родителей детей с задержкой психического развития

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе учителя – дефектолога, логопеда, воспитателей и родителей.

1. У ребенка с ЗПР ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, отстают в развитии мыслительные процессы, поэтому необходимо закреплять изученный материал в детском саду и дома.

Для этого задаются домашние задания на повторение изученной темы.  

2. Первоначально задания выполняются ребенком с активной помощью родителя, постепенно приучая ребенка к самостоятельности.

3. Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание. Помощь должна носить своевременный и разумный характер.

4. Важно определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданию дефектолога.

5. Время занятий (15 – 20 мин.) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.

6. Занятия должны носить занимательный характер.

7. При получении задания необходимо внимательно ознакомиться с его содержанием, убедиться, что вам все понятно.

8. В затруднительных случаях консультироваться у педагога.

9. Подберите необходимый наглядный дидактический материал, пособия, которые рекомендует учитель – дефектолог.

10. Занятия должны быть регулярными.

11. Закрепление знаний может проводиться во время прогулок, поездок, по дороге в детский сад. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.

12. Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления и пресыщения.

13.Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятия, чередовать занятия по развитию речи с заданиями по развитию внимания, памяти, мышления.

14.Необходимо придерживаться единых требований, которые предъявляются ребенку.

15. У ребенка с ЗПР практически всегда нарушено речевое развитие, поэтому необходимо ежедневно тренировать ребенка в выполнении артикуляционной гимнастики.

16. Упражнения обязательно выполняются перед зеркалом.

17. Особое внимание уделяется не скорости, а качеству и точности выполнения артикуляционных упражнений.

18. Важно следить за чистотой выполнения движений: без сопутствующих движений, плавно, без излишнего напряжения или вялости, следить за полным объемом движений, за точностью, темпом упражнений, часто – под счет взрослого.

19. Каждое артикуляционное упражнение рекомендуется выполнять сначала медленно, затем темп ускорять.

20. Упражнение выполняется 6 – 8 раз по 10 сек. (можно больше). Для лучшей наглядности упражнения делаются совместно с ребенком, старательно показывая и объясняя каждое движение.

21. Для закрепления звука в слоге, слове необходимо повторять речевой материал не менее 3- х раз.

22. При произнесении нужного звука следует произносить звук в слоге или слове утрированно (намеренно выделяя голосом).

23. Тетрадь для закрепления материала необходимо содержать в аккуратном виде.

24. Будьте терпеливы с ребенком, доброжелательны, но достаточно требовательны.

25. Отмечайте малейшие успехи, учите ребенка преодолевать трудности.

26. Обязательно посещайте консультации педагога и открытые занятия педагогов.

27. Своевременно консультируйтесь и проводите лечение детей у врачей, к которым направляет учитель – дефектолог.

2.2. Рекомендации родителям неговорящего ребёнка с задержкой психического развития по развитию речи.

Чем чаще и больше вы занимаетесь по развитию речи, тем быстрее вы услышите результат. В идеале – в течение 3 – 5 месяцев 3 – 5 раз в неделю.

Артикуляционную и дыхательную гимнастику можно выполнять 2 – 3 раза в неделю. Игры по развитию речи минимум 2 раза в неделю. Продолжать обогащать активный и пассивный словарь. Поощряйте любую речь ребёнка, при этом сразу за ним повторяйте правильный пример слова.

Главное, помните, что дети обучаемы по принципу подражания – именно оно является основным средством воспитания и обучения. Когда ваш ребенок внимательно наблюдает за вами и повторяет все артикуляционные упражнения, это и есть обучение, обучение по подражанию.

Создавайте для неговорящего ребёнка особую развивающую среду, уделяйте этому больше внимания. Обстановка вокруг ребёнка должна вызывать только эмоционально – положительные реакции. Если нет возможности выделить полноценную детскую комнату для ребёнка, обустройте отдельный уголок в общей комнате, не менее 2*2 метра. У ребенка должно быть своё пространство. Создайте детскую комнату из различных природных материалов (веточки, шишки, пух, мох, речные и морские ракушки, засушенные растения, желуди), используйте многофункциональные, хорошо подобранные игрушки. Создайте «Волшебные коробочки», положите в них маленькие бусы, брелки, ключики, цепочки, баночки, нитки, пуговицы.

В открытой доступности у ребёнка должны находиться звучащие предметы, такие как «шумовые» коробочки и баночки, барабаны, свистульки, различные музыкальные инструменты, колокольчики, деревянные и металлические ложки, дудочки; используйте фольгу или шуршащую бумагу. Повесьте или разложите на полочках фотографии семьи, наборы картинок разного размера по лексическим темам, картинки с глаголами, предметные картинки.

Используйте для массажа резиновые мягкие мячики с шипами, массажные палочки, пластиковые шарики су джок и др.

Оставлять одного ребёнка на длительное время, при этом окружив его множеством игрушек или, что ещё хуже, дав в руки ему планшет или телефон нежелательно. Если вы покупаете новую игрушку, то обязательно начинайте игру вместе с ребёнком, показывайте разные манипуляции с этим предметом, сопровождая всё с чёткой и выразительной речью. Это и обучает ребёнка, и сближает психологически родителя и ребёнка.

Чаще давайте ребёнку пользоваться обычными бытовыми и природными материалами для игр – они вызывают у детей больший интерес, чем игрушки из магазина. Не бойтесь перегрузить ребёнка своими просьбами о помощи, пускай он чаще взаимодействует с вами и помогает вам что – то прибрать, полить цветы, помыть посуду, приготовить обед. Это не только увлекательное действие, но и изучение мира, и налаживание эмоционального контакта с мамой, - что немаловажно для запуска речи. Ведь часто задержки речевого развития – это речевой негативизм.

Во время занятий по развитию, запуску речи запрещено включать телевизор, радио, мультфильмы в фоновом режиме. Они не только мешают ребёнку сосредоточиться во время занятий, но и в целом очень негативно сказываются на балансе нервных процессов. Когда вы занимаетесь или играете с ребёнком, то все посторонние источники шума должны быть выключены. Ребёнок не может сконцентрироваться на речи взрослого, когда источник постоянного шума находится в комнате; ему сложно обращать внимание на работу артикуляционного аппарата взрослого, работать по подражанию.

Проводите игры и упражнения с детьми только в хорошем настроении, они должны вызывать у ребёнка только радость, смех и положительные эмоции, которые развивают речь. При повышенной активности лицевых мышц усиливается кровоснабжение мозга, и он получает больше кислорода.

Не забывайте хвалить вашего ребёнка, когда он использует речь!

2.3. Перечень игр для вызывания звуков с опорой на жест

Для начала давайте определимся, в какой ситуации нужно использовать жесты?

Жест пригодится, если ребенок много "звучит", сопровождая свою игру отдельными слогами и звуками, что-то поет, "говорит на своем языке", но при этом отказывается повторять за взрослым те же самые слоги по просьбе.

Если вашему малышу больше полутора лет, а он не спешит повторять за взрослым слоги и слова, очевидно стоит поиграть с ним в подражательные звуковые игры с использованием жестов. Такие игры снимут у него страх перед речью, снизят речевой негативизм.

Работа над вызыванием звуков с опорой на жест особенно показана ребятам с диагностированной моторной алалией, общим недоразвитием речи 1-2 уровней, неговорящим деткам с аутизмом, которые все еще не повторяют слова по инструкции, но при этом уже умеют копировать движения взрослого.

Как вводить жесты?

Технология введения цифрового жеста предельно проста. Выберите простую и мотивационную игру для ребенка и, многократно повторяя ее, проговаривайте один и тот же согласный звук, сопровождая его характерным жестом. Отныне каждый раз при произнесении этого звука ребенок должен видеть жест, который его обозначает. Например, возьмите инерционную машинку и заведите ее, несколько раз нажмите указательным пальцем на нижнюю губу и произнесете звук [ВВВВ]. После этого запустите машинку. Повторите игру многократно - от 6 до 10 раз. Количество машинок/свечек/шариков должно соответствовать количеству циклов, которые вы планируете в игре. Если вы собирались 10 раз повторить игру - приготовьте 10 машинок. Так малышу будет легче сориентироваться, как долго продолжится игра, и распределить свои силы и внимание.  

А сейчас перечислим "топ" из 6 игр для "популярных" на начальных этапах работы звуков.

 Звук [В]

Материал: для введения звука вам понадобится 6-10 машинок и кусок ламината. Хорошо использовать необычные машинки, которые сверкают, или инерционные машинки, которые сильно разгоняются.

Отлично подойдут для этой игры и машинки-перевертыши, которые переворачиваются, в тот момент, когда врезаются в стену, и лихо едут в обратную сторону.

Ход игры: Поставьте кусок ламината на стул, а на него машинку. Разгоните игрушку и покажите рукой жест для звука [В]: несколько раз нажав указательным пальцем на нижнюю губу, четко и многократно произнесите звук. Отпустите машинку. Повторяйте игру с каждой из машинок и помните, чем более эмоционально будет "обставлена" игра, тем более вовлечен, сосредоточен и замотивирован будет ребенок.

 Звук [Д]

Материал: вам понадобятся плоские камни с моря, небольшая кастрюля или тазик с водой и сменная одежда.

Ход игры: три раза постучите тыльной стороной одного кулака о другой, четко произнесите [ДДД]. Бросьте камни в тазик и как следует порадуйтесь. Продолжайте игру, пока не кончатся камушки. Некоторым деткам нравится кидать камни не в воду, а в контейнер, заполненный гидрогелем, а потом "со смаком" вытаскивать камни из контейнера, погружая пальцы в упругий пузырчатый материал.

 Звук [К]

Материал: любые кубики. Например, это могут быть кубики из набора "Городок".

Ход игры. Положите кубик на стул или просто на руку, резко ударив по нему кулаком, четко произнесите звук [К] и "отправьте" его в противоположную сторону комнаты. Стреляйте кубиками-пулями просто так или в цель. Жест, которым обозначается звук [К] - резко выброшенный вперед кулак.

Звук [Ф]

Материал: 10 свечек, например, ароматические свечки из Икеи. Спички или автоматическая зажигалка-огонек.

Ход игры: зажгите свечку, отставьте ее на безопасное от ребенка расстояние и, вращая раскрытой ладонью слева направо, произнесите утрированный звук [Ф]. Придвиньте свечку к ребенку и дайте ему задуть огонек. Если ваш ребенок не умеет дуть, задуйте свечку сами.

Мы напоминаем, что играть с огнем ребенку можно только под строгим контролем взрослого. Если вы не уверены, что успеете проконтролировать движения ребенка - эта игра небезопасна. Прежде, чем браться за нее, вам нужно поработать над руководящим контролем - то есть научить ребенка слушаться вас в рамках выполнения задания.

Звук [Ш]

Материал: для этой игры вам потребуется 10 прочных воздушных шариков.

Ход игры: отодвиньтесь "на безопасное" расстояние от ребенка (такое, чтобы, если шарик лопнет, не оглушать и не пугать малыша). Надуйте один шарик и, не завязывая его, "утрировано" подтолкните шар снизу вверх противоположной рукой с раскрытой ладонью, четко проговаривая звук [Ш]. После этого отпустите шарик. Он улетит прямо до потолка!

Обратите внимание, если малыш боится играть с шарами, потому что когда-то он испугался лопнувшего рядом шарика - не стоит заниматься "через не хочу". Лучше подобрать другую игру. Не надувайте шарики слишком сильно, чтобы они не лопнули и не испугали малыша.

 Звук [П]

Игрушка - пробки

Материал: винные пластиковые пробки. Вы можете насобирать их, проводя время по-взрослому, а можете приобрести набор из 10 пластиковых пробок.

Ход игры: Возьмите в рот пробку, параллельно показывая рукой жест -"птичку", и, резко смыкая большой палец раскрытой ладони с сомкнутыми пальцами, четко произнесите звук [П]. Сделать это с пробкой во рту сложно, но, как показывает опыт - возможно. После этого сильно подуйте, выплевывая пробку.

Важно не выталкивать "снаряд" языком, а толкать пробку именно направленной воздушной струей. Покажите ребенку, что пробки могут стать "пулями". Стреляйте в кресло, потолок, стены.

Элемент комичности сделает активность еще более желанной для малыша. Побуждайте ребенка "командовать" вашими действиями сначала с помощью жеста, показывая рукой "птичку", а позже и звука.

 Чтобы вызвать каждый из описанных звуков, четко соблюдайте следующие этапы введения звука во всех перечисленных играх:

1 этап. На этом этапе важно, чтобы ребенок понял, как устроена игра, и начал принимать в ней участие. Говорит он звук или нет, повторяет жест или нет - на этом этапе не важно.

2 этап. Второй шаг - "притормозите" на очередном витке игры, побуждая ребенка "просить" вас продолжать, показав своей рукой жест, характерный для этого звука. Вы можете помочь ребенку сделать жест, используя физическую подсказку. Важно, что на втором этапе мы не настаиваем на том, чтобы ребенок произносил звук. Важен только жест, который он самостоятельно выполняет. Звук же произносит взрослый.

3 этап - когда ребенок побуждает вас продолжать игру, используя жест, попросите его сделать "погромче". Если ребенок "на эмоциях" подключает к жесту и звук - игра продвигается веселее: машинка едет быстрее, шарик летит выше, гаснет не одна свечка, а целых три! Если ребенок не озвучивает игру, пока не стоит акцентировать на этом внимание, подождите 3-5 секунд и произнесите звук самостоятельно.

  1. Итог консультации.

Успех коррекционного обучения во многом зависит не только от работы учителя – дефектолога, учителя – логопеда, воспитателей, педагога – психолога, но и от того, как родители выполняют рекомендации специалистов, как педагогов, так и медицинского профиля.

  1. Важное место в работе с детьми с задержкой психического развития занимает систематическое выполнение домашнего задания.
  2. Продолжать развивать речь ребёнка нужно постоянно, не только в детском саду, но и дома, создавая при этом благоприятные условия для ребёнка.
  3. Для запуска речи можно использовать разнообразные игры, например, с опорой на жест, которые нужно многократно повторять, сопровождая ее характерным жестом.