Эссе

Егорова Анастасия Викторовна

Эссе - "Моя профессия учитель - дефектолог". Размышления о миссии учителя - дефектолога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

учителя –дефектолога, учителя-логопеда

 Егоровой Анастасии Викторовны

 

«Моя профессия – учитель-дефектолог»

 

Какою болью отзываются в нас слова: трудные дети, дефективный ребёнок, аномальный малыш!

В.П. Кащенко.

 Будучи ребёнком, каждый из нас, ещё в детстве говорил своим родителям, воспитателям, кем он хочет быть. В школе начинаем задумываться о своей будущей профессии. В мире есть много различных профессий, которую нужно выбрать так, чтобы работа приносила удовлетворение самому себе, а окружающие говорили, что «человек на своём месте». Счастлив тот работник, который «идёт на работу, как на праздник». Если этого не происходит, то человеку приходится менять свою работу, если она не устраивает по каким – либо причинам. Одной из таких причин является развитие своей души, нахождение своей миссии. Нет профессии «не важной» для настоящего и будущего страны. Педагог, водитель, повар, дворник – в своей работе олицетворяют высокую миссию служения обществу. В своём эссе мне хотелось бы открыть своё видение миссии профессии учителя – дефектолога.

Данная тема является важной в настоящий момент, так как профессия педагога - дефектолога уникальна и востребована в наше время, в связи с увеличением рождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

В мои рассуждения по данной теме будут вовлечены следующие понятия: истоки зарождения дефектологии, педагог - дефектолог, дефектологические специальности, профессиональные качества педагога – дефектолога, миссия профессии дефектолога.

Для осознания данной темы, в первую очередь, хочется обратиться к истории зарождения дефектологии, как науки. Когда она зародилась и какую функцию несла. При изучении исторических фактов зарождения дефектологии мы узнаём, что детей, имеющих ярко выраженные отклонения от нормы, просто уничтожали. В Древней Спарте и Риме, где существовал культ здорового тела, детоубийство младенцев с расстройствами считалось нормой, согласно древнему историку Плутарху. В тоже время в Риме разрабатывались способы лечения людей с инвалидностью. Например, Аристотель занимался изучением глухоты, а Гиппократ пытался лечить эпилепсию.

Не более гуманным было и отношение общества к людям, страдающих психическими расстройствами в Средневековой Европе. Многие душевнобольные заканчивали жизнь на кострах инквизиции, будучи отнесены к «одержимым нечистой силой» или «злым духом». В лучшем случае их ожидало пожизненное заточение в монастырь.

В Древней Руси слабоумные были окружены ореолом святости и таинственности. В Киево – Печёрской лавре уже в 11 веке было убежище для слабоумных. С 1682 года стали открываться первые учреждения общественного призрения – богадельни, с целью изоляции слабоумных от общества.

Основной этап становления дефектология получила от общественного движения за развитие помощи слабоумным в последней четверти 19 века. Это было обусловлено успехами отечественной психиатрии, биологии и педагогики. Практические мероприятия по обучению, воспитанию и призрению аномальных детей осуществлялись силами отдельных энтузиастов – врачей – психиатров, педагогов, общественных деятелей в трёх направлениях:

организация приютов для слабоумных силами благотворительных обществ (Е.К. Грачёва);

открытие частных платных медико – педагогических учреждений и школ для умственно – отсталых детей (И.П. Маляревский);

создание вспомогательных классов при обычных школах, а затем самостоятельных вспомогательных школ (М.П. Постовская).

Основная задача специальной школы формулировалась как наиболее полная подготовка её выпускников к самостоятельной жизни и посильному труду.

С 20 -х годов 19 века начинается развитие дефектологической науки как части общей педагогики. Организуются специальные научные учреждения для изучения аномальных детей, в которых ведётся большая работа по изучению особенностей того или иного дефекта и нахождению адекватных методов его компенсации.

В 20 – 30 – е годы в педагогических институтах Москвы, Ленинграда (Санкт -Петербурга), Киева создаются специальные (дефектологические факультеты) для подготовки педагогов – дефектологов.

Итак, общественное движение за воспитание аномальных детей в России стало частью общего движения за развитие просвещения, культуры, медицины и охраны здоровья. Инициативы со стороны врачей и педагогов не всегда были поддержаны государством. В результате усилий отдельных энтузиастов в России сложилась своя система помощи умственно отсталым детям на базе медико – педагогических учреждений, приютов, вспомогательных классов.

Таким образом, касаясь истоков дефектологии видно, что основана она преимущественно на доброте человеческих сердец, гуманного и бескорыстного отношения, несущая функцию – помощи.

В наше время, в связи с изменениями в различных сферах жизни особо остро стоят вопросы, связанные с подготовкой к самостоятельной жизни подрастающего поколения. Не являются исключением в этом плане и дети с проблемами в психофизическом развитии. С такими детьми работает педагог – дефектолог – специалист, который занимается, изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих отклонения в своём развитии. Дефектолог помогает ребёнку с нарушениями интеллектуального развития адаптироваться в обществе нормально развивающихся сверстников и взрослых. Существует несколько дефектологических специальностей – сурдопедагогика, олигофренопедагогика, тифлопедагогика, логопедия. Сурдопедагог обучает детей с недостатками слуха, от совершенно глухих до слабослышащих; олигофренопедагог обучает детей с недостатками умственного развития; тифлопедагог – с недостатками зрения. Логопед – специалист широкого профиля, работающий со всеми видами речевых нарушений.

Работа дефектолога трудна и многогранна. Педагог дефектолог работает в условиях высокой психологической нагрузки. Задачей является помочь убрать дефект у ребёнка или научить жить полноценно в обществе с данным дефектом. Профессионально важными качествами дефектолога являются: терпение, сострадание, должен иметь выраженную гуманистическую направленность, эмоциональную устойчивость, наблюдательность, такт, умение анализировать, настойчивость, нацеленность на результат.

Таким образом, миссия в профессии учителя – дефектолога – помочь особенному ребёнку поверить в себя, жить среди всех, любить его таким, какой он есть, находить к каждому индивидуальный подход, нацеленный на результат. Также помочь семье особенного ребёнка преодолеть депрессию и чувство беспомощности, узнать о современных методах коррекционной педагогики, научить преодолевать трудности, такие как недоступность многих социальных и культурных мест, настороженность общества по отношению к нему. Ведь если семья не преодолевает данные трудности, то дети с особенностями развития могут оказаться в детском доме. Чтобы этого не произошло, задачей специалистов является работа над тем, чтобы родитель принял заболевание ребёнка. Надо научить жить с этим, принять своего ребёнка и идти с ним дальше по жизни.

Проанализировав данную тему, видим, что зародилась дефектология, как наука очень давно. Жестокое обращение к детям с ограниченными возможностями со временем изменилось в положительную сторону. Усилиями отдельных личностей, их просветительской деятельности заложены основы дефектологии.

Современное общество уже сложно представить без профессии педагога – дефектолога, имеющей различные направления. Задачей которых является помощь ребёнку и его семье в данной трудной жизненной ситуации.

Миссия профессии учителя - дефектолога заключается в профессиональной помощи особенным детям, это как особый дар, проявляющийся в положительной динамике развития ребёнка.

Если коснуться моего выбора данной профессии, произошло это осознанно, основываясь на личном опыте взаимодействия с ребёнком, имеющим недостатки в развитии речевого аппарата (первый ребёнок имел дизартрию). Наблюдая за работой профессионального логопеда, выполняя его наставления и рекомендации по работе с ребёнком, сделала для себя выводы, основанные на положительных результатах взаимодействия логопеда – родителя и ребёнка, что я хочу и готова помогать не только своему сыну, но и другим детям. Это приносит мне удовлетворение и радость от достигаемых детьми результатов.

Своё эссе хочу закончить цитатой теолога и общественного деятеля Али Апшерони: «Как хорошо, когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями».

Автор: Егорова Анастасия Викторовна
Должность: учитель-логопед, учитель-дефектолог
Место работы: МДОУ д\с №12 «Семицветик», МДОУ «ЦРР №3 «Петушок» г.о. Стрежевой.
Месторасположение: Томская область, г. Стрежевой, Россия