Домашние задания

Кагальникова Ольга Вячеславовна

Работа инструктора ФК в дистанционном режиме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ploskostopie_u_detey.docx389.62 КБ
Файл domashnee_zadanie.docx13.2 КБ
Файл semeynaya_fizkultura.docx83.8 КБ
Файл igry_distant.docx1.11 МБ

Предварительный просмотр:

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/08b9/001369a8-7e1b1c3e/img0.jpg

В процессе организации работы профилактической и коррекционной направленности в условиях ДОУ особое внимание необходимо уделять профилактике и коррекции нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата (дефектов осанки, плоскостопия).

 

Плоскостопие рассматривается как нарушение функций стопы, которое внешне проявляется в опущении сводов стопы, что вызвано ослаблением мышц и растяжением ее связок Другие авторы под плоскостопием понимают деформацию стопы, заключающуюся в уменьшении высоты ее сводов в сочетании с пронацией пятки и супинационной контрактурой переднего отдела стопы. В результате опускается медиальный край стопы, патологически растягивается ее связочный аппарат, изменяется положение костей; мышцы-супинаторы, играющие важную роль в поддержании свода стопы, ослабевают и атрофируются .

 

Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы не только вызывает снижение ее функциональных возможностей, но и, что особенно важно, изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательно влияет на функции последнего и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта. Таким образом, укрепление опорно-двигательного аппарата, и в частности стопы, имеет большое значение.

 

Интересно отметить, что формированию правильного свода стоп у детей, а также профилактике и коррекции их функциональной недостаточности придавали большое значение в народных традициях воспитания. Так, например, при подготовке ребенка к освоению навыков прямостояния и ходьбы с целью укрепления мышц стопы принято было легонько пошлепывать его по подошвам ножек, приговаривая:

 

Куй, куй, чеботок,

Подай бабка молоток:

Не подашь молотка

Не подкую чеботка

 

И хотя многое сегодня утеряно из веками отобранного бесценного опыта народной педагогики, подобные потешки, прибаутки, так называемые малые фольклорные жанры, отражают традиции и мировоззрение ее создателей.

 

В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Вместе с тем в этом возрастном периоде организм отличается большой пластичностью, поэтому можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы.

 

Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможны на основе комплексного использования всех средств физического воспитания: гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений (см. таблицу).

 

ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

 

Средства физического воспитания

Характер использования

Гигиенические факторы

Гигиена обуви и ее правильный подбор в соответствии с назначением. Не носить слишком тесную обувь, на высоком каблуке или плоской подошве. Оптимальная высота каблука 3-4 см. Гигиеническое обмывание ног прохладной водой перед сном, после хождения босиком и т.п.

Природно- оздоровительные факторы

Хождение босиком по естественным грунтовым дорожкам (траве, песку, гальке идр.), оборудованным на грунтовых участках в теплое время года, по искуственным грунтовым дорожкам ( ящики с промытой речной галькой) в холодное время года. Закаливающие процедуры для стоп (солевая дорожка, обтирание стоп) в соответствии с индивидуальными особенностями детей и отсутствием противопоказаний, при наличии врачебного контроля

Физические упражнения

Специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы. Упражнения с предметами (обручем, мячом, скакалкой). Один комплекс в течении двух недель разучивается и выполняется на занятиях по физической ккультуре, а в последующие две недели включается в содержание утренней гимнастики. Следующие четыре недели применяется другой комплекс. Далее в течении еще двух недель в процессе гимнастики после дневного сна повторяется предыдущий комплекс.

 

 

Работа по профилактике и коррекции плоскостопия у детей в условиях ДОУ должна осуществляться систематически. Она включает ежегодную диагностику состояния сводов стопы у детей, создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды, обеспечение рекомендуемого двигательного режима, соблюдение гигиенических условий, а также правильную организацию физ.воспитания.

 

Ежегодная диагностика состояния сводов стопы у детей дошкольного возраста должна осуществляться медицинским персоналом ДОУ с использованием объективных методов исследования. Для получения максимальной картины необходимо обследовать стопы, применяя плантографию – получение отпечатков стоп с помощью плантогрофа.

 

http://www.dousolnishko.ru/images/img_6645.jpghttp://www.dousolnishko.ru/images/img_6647.jpg

 

На основе результатов диагностики формируются рекомендации по использованию средств физического воспитания в целях профилактики и коррекции деформации стоп. С детьми, у которых выявлена функциональная недостаточность стоп, или плоскостопие, должна проводиться индивидуальная работа, включая занятия ЛФК.

 

Создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующих укреплению мышц стопы и голени и оказывающих положительное влияние на формирование сводов стопы (ребристые и наклонные доски, скошенные поверхности, гимнастическая стенка, веревочные лестницы, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, гимнастические палки, гимнастические маты, велосипеды, педали которых имеют конусообразный валик, предназначенный для формирования свода стопы, специальные тренажеры). Следует предоставить детям возможность применения указанного оборудования. Кроме того, в теплое время года необходимо обеспечить возможность систематического использования природно-оздоровительных факторов, например оборудовать на групповых участках естественные грунтовые дорожки (из песка, гальки, мелкой щебенки и т.п.). Оборудовать тропу здоровья

 

Ниже приводятся комплексы специальных упражнений, направленных на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стоп. Они могут применяться в различных частях занятия по физической культуре, а также в других формах работы по физическому воспитанию - в процессе утренней зарядки, гимнастики после дневного сна, в качестве домашних заданий и т.п. Наибольший эффект достигается тогда, когда упражнения выполняются босиком.

 

Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от 4-5 раз на этапе разучивания упражнений до 10-12 раз на этапе закрепления и совершенствования комплекса. В методике лечебной физкультуры сочетают специал. общеразвивающие упражнения, проводимыми из соответствующих исходных положений. В начале используют выполнение упражнений из исходных положений лежа и сидя, разгрузку стоп в сочетании с их массажем. Достигается выравнивание тонуса мышц голени. К спец упраж относятся упражнения для большеберцовых мышц и сгибателей пальцев с постепенно увеличивающейся нагрузкой, сопротивлением, постепенным увеличением нагрузки на стопы. Эффективны упражнения с захватыванием мелких предметов пальцами стоп и их перекладыванием, катанием подошвами ног палки и т.п. для закрепления достигнутых результатов коррекции используют упражнения в специальных видах ходьбы на носках , с параллельной установкой стоп. Исправлению положения пятки способствуют специальные пособия, применяемые во время лечебной физкультуры, такие как ребристые доски. Перед занятиями целесообразно проведение массажа стоп.

 

Примерный комплекс упражнений для профилактики и коррекции начальных форм плоскостопия.

 

1. И.п. – сидя на стуле (скамейке), одна нога вытянута вперед. Поворот стопы внутрь с оттягиванием носка. По 10 раз каждой ногой.

2. 2. то же в положении стоя.

3. И.п. – стоя на наружных сводах стоп. подняться на носки; и вернуться в и.п. 6-8 раз

4. И.п. – то же. Полуприседания. Повторить 6-8 раз.

5. И.п. – о.с., руки на поясе. Ходьба на наружных сводах стоп 30-60 с.

6. И.п.–то же, но носки сомкнуты. Поднять пальцы ног вверх; вернуться в и.п 10-15 р

7. И.п. – стоя носки вместе, пятки врозь. Подняться на носки; вернуться в и.п. повторить 10 раз.

8. И.п. – стоя, ноги врозь (стопы параллельны), руки в стороны. Присесть с опорой на всю ступню; вернуться в и.п. повторить 6-8раз.

9. И.п. – стоя правая (левая ) нога перед носком левой (правой)- «след в след». Подняться на носки; вернуться в и.п. Повторить 8-10 раз.

10. И.п. – стоя на носках (стопы параллельны), руки на поясе. Подняться на носки и опуститься на всю ступню. Повторить 8-10 раз.

11. И.п. – стоя на носках развернуть пятки наружу; вернуться в и.п. повторить 8-10 раз.

12. И.п. – стоя, стопы параллельно (на расстоянии ладони друг от друга). Сгибая пальцы, поднимать внутренние края стоп. повторить 8-10 раз.

13. И.п. – стоя, стопы повернуть внутрь. Подняться на носки медленно согнуть и выпрямить ноги в коленях, вернуться в и.п. повторить 6-8 раз.

14. И.п. – упор присед. Передвижение небольшими шагами вперед. 30-40 с. Тоже прыжками («зайчик»).

15. И.п. – стоя на нижней реке гимнастической стенки, хват руками за рейку на уровне плеч. Захватывая рейку пальцами и поворачивая стопы внутрь, лазанье вверх.

16. Ходьба в полуприсяде 30-40 с.

17. И.п. – стоя подняв левую (правую) ногу. Разгибание и сгибание стопы (оттянуть носок вниз, носок на себя). По 10-14 раз каждой ногой. Упражнение повторяется в быстром темпе.

18. И.п. – тоже. Повороты стопы наружу и внутрь. По 4-6 раз каждой ногой.

19. И.п. – тоже. Круговые движения стопой по часовой и против часовой стрелке. По 4-6 раз в каждую сторону.

20. Ходьба на носках в полуприсяде. (носки развернуты внутрь).

21. Ходьба по рейке гимнастической стенки (с опорой на основание стоп), держась руками за рейку на уровне груди.

22. Ходьба «гусиным шагом».

23. Ходьба на носках (спиной вперед) вверх по наклонной плоскости.

24. Ходьба вниз по наклонной плоскости.

25. Захватив пальцами ног карандаш или палочку, ходьба в течении 30-40 с.



Предварительный просмотр:

Одной из форм взаимодействия с родителями воспитанников выступает домашнее задание, что является логическим продолжением работы с детьми на физкультурных занятиях. Они помогут повысить объем двигательной активности детей, улучшить их физическую подготовленность, укрепить здоровье.  Семья имеет большую роль в вопросах укрепления здоровья детей, организации ежедневных занятий физкультурой. Время выполнения домашнего задания не должно превышать 15-20 минут.

Рекомендуется выполнять следующие упражнения:

1.Ходьба на месте у зеркала с правильной осанкой, высоким подниманием колен и движением рук.

2.Прыжки на месте (высота 20-30 см) с мягким приземлением. Прыжки в длину с места, отталкиваться двумя ногами.

3.Сохранение равновесия стоя на одной ноге, вторая согнута в колене. Упражнение «ласточка».

4.Упражнения из и.п.: лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах и разведены в стороны, кисти одна на другой под подбородком, ступни вместе. Поднимание головы и рук назад или в стороны; поднимание головы и рук, согнутых в локтях (локти назад, лопатки сведены); поднимание головы и туловища, руки на поясе.

5. Упражнения из и.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, упражнение «велосипед», поднимание ног к вытянутым вверх рукам (коснуться пальцев), упражнение «ножницы».

6.Наклоны влево – вправо, вперед с касанием руками пола. Выпады на левую и правую ноги поочередно.

7.Приседание на полной стопе, вытягивание рук вперед. Приседание на носках, руки на поясе.

8.Упражнения для мышц стопы: захват легких предметов пальцами ног, сгибая стопу в положении сидя. Ходьба по массажным дорожкам, камням, песку босиком. Ходьба на носках, пятках и внешней стороне стопы (никогда на внутренней!)

9.Ходьба по гимнастической скамейке (линиям на полу), с остановкой и приседом, подбрасыванием мяча или отбиванием его об пол и ловлей.

10.Упражнения с гимнастической палкой: наклон вперед, палку горизонтально вверх, за голову, за лопатки (одним движением занести палку. Удерживаемую перед собой двумя руками, за спину)

11.Прыжки через скакалку на одной и обеих ногах с мягким приземлением на носки.

12.Лазание по гимнастической стенке.

13.Упражнения на развитие гибкости.



Предварительный просмотр:

https://www.culture.ru/storage/images/a5001d813d6476e33281d144641ec55b/5e9a9639d049214ac9b780cb8b2c262a.jpeg

               Семейная физкультура

                                                  Когда родители вместе с детьми совместно занимаются              оздоровительной физкультурой, это помогает решить целый ряд проблем: приучить ребенка к дисциплинированности, избежать появления сколиоза, в будущем повысить успеваемость в учебе. Хорошо то, что для этого не потребуется специальных тренажерных залов, поездок куда-либо. Нужно лишь немного свободного места, двадцать минут времени ежедневно, и польза станет видна очень скоро.

   В семейной физкультуре самое главное достижение – дополнительное общение детей и родителей в неформальной обстановке, когда папа с мамой могут быть тренерами. Психологи советуют родителям чаще общаться с детьми, в особенности в нестандартной обстановке. Плюс и в том, что дети и в дальнейшем будут иметь желание заниматься физкультурой и своим здоровьем.

   Физкультура при регулярном ее выполнении способствует активизации памяти и мозговой деятельности, что также будет плюсом для учебы в школе. Такие проблемы, как сколиоз или плоскостопие также могут уйти при регулярных упражнениях.

   Родителям, решившим заняться с детьми упражнениями, следует знать об основных правилах поведения:

- не настаивать, но создать атмосферу, при которой ребенку самому будет интересно заниматься, а ведь дети так любят копировать поведение взрослых;

- занятия утром разбудят тело, а вечерняя гимнастика снимет дневную усталость;

- следите за временем занятий, дети не сразу понимают, что переутомились, они очень активны. Норма – от 10 до 20 минут физкультуры.

- могут появляться упражнения, которые делать хочется и которые нет. Тем не менее нужно соблюдать баланс, дабы не навредить организму;

- детям свойственна переоценка своих физических возможностей. Появление травм приведет к негативному отношению детей к гимнастике и спорту. Родителям следует со всем вниманием следить за интенсивностью занятий и нагрузкой у детей, а также за уровнем сложности упражнений.

   Общие занятия физкультурой должны делиться на три части. Разминка, главная часть и заминка. В занятиях с детьми это не настолько явно разделяется. Вместо разминки можно делать первые подходы с меньшей интенсивностью и амплитудой, как бы раскачивая ритм. В завершении можно просто лечь на спину и расслабить тело. Естественно, подбирать комплекс упражнений следует строго индивидуально, с учетом всех особенностей вашего ребенка.

   Если купить специальный инвентарь и устраивать физкультуру дома или во дворе дачи в игровой форме, то понадобятся всего лишь гимнастические палки, пару фитболов, большие надувные мячи, скакалки и т.п. Можно устраивать гонки на фитболах - кто быстрее прискачет на фитболе к финишу. Можно разделиться на две команды и перетягивать пусть не канат, но длинную гимнастическую палку. Можно научиться прыгать вдвоем или втроем через большую скакалку. Сколько веселья в этих играх, а главное - огромная польза! Польза для психологического климата в семье и, конечно, для здоровья. Если у вас есть дети-подростки и юноши, их обязательно нужно увлечь семейной физкультурой

   Да и самим родителям такие занятия будут очень полезны, а малыши уже с детства привыкнут к выполнению ежедневных несложных упражнений, а это и здоровье, и хорошая фигура, и ясные мысли в голове.

   Здоровья вам и вашей семье!

Инструктор по физической культуре Кагальникова О,В.


Предварительный просмотр: