Эссе "Я учитель"

Микова Лидия Сергеевна

На данной страничке предлагаю прочитать и оценить мое эссе на тему "Я учитель"smiley Со мной можно связаться по электронной почте: Lidus_ka@rambler.ru

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эссе "Я учитель"19.99 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе.

Я учитель.

Педагогом надо родиться.

(А. И. Солженицын)

        В 2015 году я совершенно неожиданно получила письмо по почте. Бумажное письмо было отправлено мне «Почтой России», когда большинство (да что там большинство – все!) для общения пользуются электронной почтой и социальными сетями. А еще больше удивило меня то, что письмо прислал мой выпускник. Это было письмо – благодарность. Прочитав его, я не могла сдержать слез – настолько тронули мою душу признания ученика: «Вы та, благодаря кому я сейчас многое имею. Та, которая терпела мой сложный характер и поддерживала даже тогда, когда друзья не могли. Вы остались в моем сердце не как учитель, а как Наставник с большой буквы». Потом еще были письма, которые я получила от выпускников, со словами благодарности «за то, что поступил, сдав русский язык на высокие баллы». А это - первое. Получив его, я поняла, насколько важную роль я играю в судьбе моих учеников; насколько большая ответственность лежит на моих плечах. Конечно, я с самого начала моего педагогического пути понимала, что несу ответственность за детей, которых учу в школе. Но никогда не ждала благодарности, и тем более неожиданными были для меня письма. Каждое письмо вдохновляет меня  и все больше укрепляет мою уверенность в том, что я на своем месте. Мне приятно знать, что мой труд полезен, что я работаю не для себя, что мне действительно удается посеять «разумное, доброе, вечное».

      А ведь это настоящий труд – быть учителем. И я сейчас имею в виду не только подготовку к урокам, неустанные поиски новых педагогических приемов и методов, ежедневную проверку массы тетрадей, составление планов-конспектов урока, изучение методической литературы, чтение художественных произведений по программе сразу нескольких параллелей и их анализ, заполнение разного рода документации для всевозможных ведомств (и всегда срочно!)… Это ведь прежде всего требует значительного вложения духовных сил! Нужно успеть вовремя заметить грусть в глазах ребенка, поговорить с ним об этом, постараться сделать так, чтобы он впустил тебя в свой мир и рассказал о своих переживаниях. Нужно успеть помочь ему всем, чем сможешь. Надо радоваться успехам одних и научить не сдаваться и продолжать идти к своей цели других ребят. Надо выслушать родителей: и волнующихся, и абсолютно не волнующихся за своих детей. И каждому успеть помочь. Как писал Д. С. Лихачев, это «труд души». Без вдохновения и энтузиазма - никак! Невозможно говорить на уроках литературы о высоких нравственных ценностях, когда тебя в первую очередь волнуют бытовые проблемы. Да, конечно, собираясь на работу по утрам, я думаю о том, что буду готовить сегодня на ужин своей семье. Но это только дома. Когда же заходишь в школу, а тем более на урок, и видишь глаза детей – само собой поднимается настроение, откуда-то приходит вдохновение и начинается волшебство! Волшебство познания. А если волшебства не происходит – бывает, к сожалению, и такое – винишь в этом только себя: значит, не смогла посеять зерно; значит, плохо подготовилась к уроку; значит, недостаточно изучила материал. Но никогда не возникает мысль уйти из школы. Потерпела неудачу – идешь и делаешь все возможное, чтобы не повторять своих ошибок, чтобы не видеть в глазах учеников скуку или (самое страшное!) разочарование. И еще, я думаю, нужно уметь признаваться детям, если была не права. Надо быть настоящим, искренним - дети, как известно, чувствуют фальшь. Кроме этого, я уверена, что учитель должен быть скромным. Скромность украшает. О ваших заслугах люди узнают сами, без вашей помощи. Хвастовство и учитель – понятия несовместимые. А самая приятная ассоциация со словом «учитель» - доброта. Без доброго отношения к детям, без любви к ним невозможно воспитать хорошего человека, о котором в будущем можно с гордостью сказать: «Это мой ученик!»

     Написала я это и задумалась - гордятся ли мной мои учителя? Родители точно гордятся. Папа всегда говорил: «Учитель – звучит благородно!» Он даже выпрямлялся, когда называл это слово. А когда я начала работать в школе, он чуть ли не каждому знакомому об этом с гордостью рассказывал. Мой отец сам преподавал историю театра в училище искусств. Папы уже шесть лет нет в живых, а его бывшие студенты до сих пор узнают меня в городе и говорят: «О, это дочь нашего любимого преподавателя!» Так приятно, что о нем помнят его ученики! Именно папа, развешивая по всей квартире самодельные буквы, научил меня азбуке, когда мне было три года. Именно отец научил меня тогда читать. Он собрал большую домашнюю библиотеку, которая спасала меня в школьные годы, когда не было никакого Интернета. Именно папа привил мне интерес к литературе, когда сам вечерами сидел в кресле с книгой в руках. Он приносил мне книги и оставлял их на моем столе. Конечно же, я их прочитывала. Отец научил меня бережно обращаться с книгами: не загибать уголки листов, а пользоваться закладками; не слюнявить пальцы при перелистывании страниц; не чертить ручкой в книгах… Он научил меня правильно читать – вдумчиво, делая карандашом заметки на полях, и если очень хочется – выписывать важные мысли в свой дневник. Это и был мой первый читательский дневник. Мне его не навязали, не заставили его вести и заполнять – я сама горела желанием читать и выписывать цитаты из книг, потому что мне было интересно. Можно сказать, что мой папа был моим первым учителем. Говорят, что дети нас не слышат – дети на нас смотрят, а поэтому лучший метод в воспитании – собственный пример. Так вот мой отец учил своим примером любить литературу и жизнь в целом. Мама научила трудолюбию, чистоплотности и честности. Вообще, родители – это первые учителя в жизни каждого человека. И пока они живы, мы остаемся детьми. А учителя, по-моему, всю жизнь остаются детьми. Посмотрите на школьного учителя в тот момент, когда он общается с учениками – почему ему так легко удается найти общий язык с детьми? Потому что он сохранил в себе детскую непосредственность. Вспоминаются слова героини рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» Лидии Михайловны: «Мне и теперь еще часто хочется прыгать, скакать, куда-нибудь мчаться, что-нибудь делать не по программе, не по расписанию, а по желанию». Вот что самое главное в работе учителя – желание. И любовь к детям, к своему предмету. В. О. Ключевский писал: «Нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». Скорее всего, именно в этом случае и получается «заразить» других интересом к своему предмету. Одна моя ученица окончила педагогический и пришла работать в школу учителем русского языка и литературы. Не скрою, конечно, своей радости за то, что внесла вклад в становление хоть одного педагога. И, может быть, стала для нее примером. Но от этого и страшно становится,  потому что на мне большая ответственность. Думала ли я об этой ответственности, когда маленькой девочкой играла «в учителя»?..

Я, как и многие учителя, с детства видела себя у доски с указкой в руках, мечтала работать в школе, рассадив в комнате игрушки и разрисовывая мелом мамин шкаф. А отработав в школе первый год, я твердо была убеждена, что каждому учителю нужно поставить памятник. Тогда же я думала, что я ужасно много знаю и многому могу научить. Сейчас же я понимаю, что знания мои совсем невелики; что еще многому нужно учиться; и что памятники учителям уже существуют, у каждого свой – нерукотворный – это успехи учеников.

Я надеюсь, что получу еще не одно письмо от учеников. А сели не получу, то буду опять учиться чему-то новому, чтобы идти в ногу со временем; находить общий язык с меняющимися поколениями детей; «подбирать ключи к сердцу любого ребенка», как говорил А.И.Солженицын. Поэтому мое педагогическое кредо звучит так: «Чтобы освещать путь другим, нужно светиться самому». Конечно, я имею в виду путь познания, увлеченность и способность увлекать, задавать нужное человеку направление. А педагогом, я думаю, мало родиться - и снова вспоминаются слова А.И.Солженицына - «…ведь многие обладают этим счастливым даром. Но немногие умеют пронести этот дар через годы непогасшим».