Методичка к урокам русского языка

Микова Лидия Сергеевна

В данном разделе вы найдете маетодические разработки уроков русского языка по разным темам. Надеюсь, материал будет полезным для вас!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок обобщения и систематизации знаний в 6 А классе

«Степени сравнения имен прилагательных».

Дидактическая цель урока: создать условия для закрепления  понятия степеней сравнения имен прилагательных, совершенствования умения различать и образовывать степени сравнения имен прилагательных на основе системно-деятельностного подхода в обучении.

Предметная (познавательная): научить различать степени сравнения имен прилагательных, определять их роль в предложении, правильно ставить ударение при образовании степеней сравнения.

Метапредметная: формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать; продолжить формирование навыков монологической речи, работы с текстом; развивать коммуникативные навыки учащихся.

Личностная: культура общения, патриотизм, воспитание бережного отношения к языку, терпимого отношения к мнению других.

Регулятивная: организованность по времени, самооценка.

Задачи урока:

1. Образовательные

- научить различать степени сравнения имен прилагательных

- правильно ставить ударение при образовании степеней сравнения

- формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать

- продолжить формирование навыков монологической речи, работы с текстом

2. Развивающие

- развивать творческие способности обучающихся

- развивать критическое и логическое мышление

- развивать коммуникативные навыки учащихся, память (слуховую и зрительную) и внимание

3. Воспитательные

- воспитание бережного отношения к языку

- воспитание патриотизма

- культуры общения         

 - воспитание толерантности, терпимого отношения к мнению других

Технология: деятельностного метода обучения, критического мышления (данетка, немая таблица, магический квадрат).

Формы организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: ТСО (ноутбук, экран, проектор или телевизор), презентация Power Point «Степени сравнения прилагательных», доска, раздаточный материал (рабочие листы учащихся, карточки «да» и «нет»).

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, садитесь!

Всем-всем добрый день!

Прочь с дороги, наша лень!

Не мешай трудиться,

Будем мы учиться!

Нас сегодня ждет дорога,

И узнать нам надо много!

- Проверим готовность к уроку:

-Ноги на месте? – на месте!

- Руки на месте? – На месте!

- Спинка прямая? – Прямая!

- Локти у края? – У края!

- Начинаем! Откроем тетради, запишем число (сегодня 14-ое декабря), вид работы (классная работа) и тему урока – Степени сравнения имен прилагательных.

II. Мотивация учебной деятельности. Постановка целей и задач.

- Ребята, поиграем в игру «Верите ли вы?» или еще она называется «Данетка». У вас на партах лежат карточки красного и зеленого цветов. Я буду читать какое-либо утверждение. А вы, если согласны и хотите сказать «да, верю», то поднимаете карточку зеленого цвета. Если же вы не согласны, то поднимаете карточку красного цвета, что значит «нет, не верю». Поехали:

- Верите ли вы, что имя прилагательное – это член предложения? (нет)

- Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая признак предмета? (да)

- имена прилагательные изменяются по числам и падежам? (да)

- имена прилагательные во множественном числе изменяются по родам? (да)

- Имена прилагательные могут иметь шесть степеней сравнения? (нет)

- Имена прилагательные имеют две степени сравнения? (да)

-Спасибо, ребята, а скажите, были ли вопросы игры трудными? Выходит, если вы знаете все о степенях сравнения и необходимую теорию по данной теме, то какова ваша цель сегодня? (повторить изученное).

И еще один вопрос, ответьте с помощью карточки:

- Домашнее задание, упражнение 333, выполнили все ученики нашего класса? (да)

 - Проверим домашнюю работу.

Читаем предложения:

1. (Джангсем) у доски выполнит синтаксический разбор.

Здоровье дороже золота. (дороже – прилаг.в форме прост.сравнит.степени, образов.с помощью суффикса –Е от слова дорогой. Пов., невоскл., простое, распр., неосложн. Вывод: прилагательные в сравнительной степени в предложении могут выполнять роль сказуемого)

 2. (Настя Б.) Добрые слова лучше мягкого пирога (лучше – прилаг.в простой сравнит.степени, образов.с помощью суффикса –Е от слова лучший; мягкого – пропущ.буква Г в корне мяг, проверочное слово – мягок; пирога – пропущ.буква И в корне пирог, это непроверяемая безударная гласная.)

3. (Алиса Е.) После работы еда вкуснее (вкуснее – прил.в форме прост.сравн.степени, образов.с помощью суффикса –ЕЕ от слова вкусный; работы – морфологический разбор. Работы – сущ., Н.ф. – работа; пост.призн. – неодуш, нариц., 1 скл, ж.р., непост.призн. – Р.п., ед.ч.)

4. (Сонам) Правда светлее солнца. (светлее – прил.в сформе прост.сравнит.степени, образов.с пом.суффикса –ЕЕ от слова светлый).

5. (Эвелина) Дождливое лето хуже осени.(хуже – прил.в простой сравнит.степени, образов.с пом.суффикса –Е от слова худой; ое – пропущена буква О в окончании, т.к. имя прилагательное в форме ед.ч., ср.рода; пропущена буква И в окончании, т.к. осени – сущ.в форме ед.ч., Р.п., 3 скл.)

- Сделаем вывод, как образуется простая форма сравнительной степени прилагательного?

(простая сравнительная степень образуется с помощью прибавления суффиксов –Е, -ЕЕ, -ЕЙ и –ШЕ к основе Н.ф. прилагательного)

- Молодцы, вы справились с домашним заданием.

III. Актуализация знаний.

- Степени сравнения имен прилагательных  - одна из самых сложных тем русского языка. Именно эта тема встречается в одном из тестовых заданий ОГЭ и ЕГЭ, которые вы будете сдавать в 9 и 11 классах. Выполняя такое задание, вы должны найти слово с ошибкой

- Попробуйте выполнить задание ЕГЭ. Определите, в употреблении какого слова допущена ошибка [СЛАЙД 2]: болтлИва, слИвовый, красивЕе, знАчимый.

- Правильно! Запомните нормы произношения данных прилагательных.

- Определите, в форме какой степени сравнения употреблено слово «красивее» и как она образована. (в форме простой сравнительной степени, образована прибавлением суффикса –ее- к основе начальной формы прилагательного красивый)

- Молодцы! Все правильно!

IV. Обобщение и систематизация изученного.

- А теперь ваша задача – самостоятельно заполнить таблицу «Степени сравнения имен прилагательных», посмотрите на слайд. [СЛАЙД 3] Как видите, таблица «немая», пустая.

- Какая перед вами цель? (заполнить таблицу так, чтобы она «заговорила»).

- В этой работе вам поможет учебник! Откройте параграф 57 на стр.10 и с его помощью заполните таблицу так, чтобы она «заговорила». Чтобы было легче, работайте в группе, помогайте друг другу, действуйте сообща, учитывайте мнение каждого. Когда будете готовы, выберите «представителя» группы, который будет озвучивать результаты вашей совместной работы. Кто первым закончит, поднимите руку. Всем удачи!

- Итак, послушаем представителя группы, которая первой справилась с заданием.

(выслушали ответ)

- Спасибо за работу! Сверимся с правильным ответом, посмотрите на слайд [СЛАЙД 4].

ФИЗМИНУТКА.

- Устали? Давайте отдохнем. Встаньте из-за парт, подтянитесь, улыбнитесь!)

-Я буду называть имена прилагательные в разной форме. Если назову прилагательное в начальной форме, т.е. в положительной степени, то вы просто стоите;

 если в сравнительной степени, то вы садитесь на корточки, руки вперед;

если превосходной степени, то прыгаете и делаете хлопок над головой. Начали! [СЛАЙД 5]

Самый выносливый (прыжок и хлопок)

Свободный (стоим на месте)

Более сильный (присесть и вытянуть руки)

Верный (стоим на месте)

Отважный (стоим на месте)

Добрее (присесть и вытянуть руки)

Ответственный (стоим на месте)

Величайший (прыжок и хлопок)

Мужественный (стоим на месте)

- Молодцы! Отдых наш кончается,

                      Работа начинается! Занимайте свои места.

V. Применение знаний и умений в новой ситуации.

- Ребята, во время физминутки я называла прилагательные, обозначающие качества людей. Как вы думаете, какой человек обладает такими качествами? (мужчина, патриот, солдат)

 - Правильно – мужчина, солдат, боец, настоящий патриот. Вам известно, что 2020-й год в России объявлен Годом памяти и славы в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. ( [СЛАЙД 6 c логотипом )

- Как вы думаете, какие сооружения архитектуры помогают хранить память о значимых исторических событиях и людях? (памятники и мемориалы)

- Да, верно. Скажите, от какого слова образовано слово «памятник»? (память)

- В нашем городе много памятников и достопримечательностей. Я предлагаю вам посетить сейчас только те из них, которые посвящены героям Великой Отечественной войны. [СЛАЙД 6]

- Сегодня экскурсоводом работаю я,

Не теряя ни минутки,

Приглашаю вас я в путь!

Взять все знания в дорогу

И улыбку не забудь!

1. Мы находимся у памятника тувинским добровольцам. Он был открыт 1 сентября 2016 года в память о добровольческом эскадроне в составе 208 человек, который отправился воевать с фашизмом 1 сентября 1943 года на стороне Советского Союза.

2. А сейчас мы переместились на мемориальный комплекс «Площадь Победы» [СЛАЙД 7], который был открыт 8 мая 1975 года в память о воинах-земляках, павших в боях против фашистских захватчиков. Он состоит из 6 гранитных стел, на которых высечены имена 3254 солдат, ушедших воевать с фашистами в 1941-1945 годах.

[СЛАЙД 8] Всем известен танк Т-34, который стоит на постамЕнте, это самый узнаваемый символ второй мировой войны и один из лучших танков по боевым качествам.

[СЛАЙД 9] А это мемориальный архитектурный комплекс «Могила неизвестного солдата», где каждый год в памятные даты зажигается вечный огонь…

 [СЛАЙД 10] – Продолжим экскурсию. На площади Победы установлены бюсты Героев Советского Союза: Чургуй-оола Хомушку, Тулуша Кечил-оола, Николая Макаренко и Михаила Бухтуева, имя которого носит наша школа. Все вы знаете биографию Михаила Артемьевича Бухтуева. Прочитаем текст:

[СЛАЙД 11 с фото] (текст читает Вилада)

«Механик-водитель танка Т-34, гвардии сержант Бухтуев в боях за Родину проявил отвагу и геройство. В бою 25 июня 1944 года за станцию Черные Броды, Бухтуев уничтожил гусеницами своего танка два полевых орудия и два взвода пехоты противника. Там танк Бухтуева был подбит, в результате чего загорелся. Мужественный гвардеец на горящем танке продолжал выполнять боевую задачу. На станции находился фашистский бронепоезд, способный маневрировать. Пожертвовав жизнью во имя Родины, сержант Бухтуев своим горящим танком таранил неприятельский бронепоезд. Это был первый и единственный в истории Великой Отечественной войны танковый таран бронепоезда. В этом поединке с бронепоездом механик-водитель гвардии сержант Бухтуев погиб смертью храбрых.»

- Ребята, это текст? Докажите, почему. (Это текст, потому что все предложения связаны по смыслу и грамматически).

- О чем текст? Определите его тему. (текст о подвиге М.А.Бухтуева)

- Какова основная мысль текста? (Учит быть храбрым, самоотверженным, верным Родине – патриотом).

- Найдите в тексте прилагательные, которые могут иметь степени сравнения. (Мужественный, способный, храбрых).

- Образуйте от данных прилагательных все формы степеней сравнения: простую сравнительную, составную сравнительную, простую превосходную и составную превосходную. Действуйте сообща, работайте в группах. Выберите нового «представителя» своей группы для озвучивания результата.

- Итак, прослушаем ответы «представителей» групп. (слушаем ответы)

- Сверимся [СЛАЙД 14]:

Мужественный – мужественнее, более мужественный, мужественнейший, самый мужественный.

Способный – способнее, более способный, способнейший, самый способный.

Храбрый – храбрее, более храбрый, храбрейший, самый храбрый.

- Спасибо за работу, вы все молодцы!

- Предлагаю вам поиграть в игру «Хвастунишка», которая поможет лучше усвоить тему урока. Я буду называть прилагательные в начальной форме, а вы – другие формы, только помните:

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать!

- Я добрый – ( Я добрее, более добрый, добрейший, самый добрый)

Я умный - (Я умнее, более умный, умнейший, самый умный)

Я смелый – (Я смелее, более смелый, смелейший, самый смелый)

Я счастливый – (Я счастливее, более счастливый, счастливейший, самый счастливый)

- Молодцы! Вы действительно умные и смелые. Успешно справились со всеми заданиями.

VI. Контроль усвоения знаний.

- Наш урок подходит к завершению, а я хочу, чтобы каждый из вас получил сегодня оценку. Поэтому возьмите листочки и посмотрите внимательно на «магический квадрат», в котором находятся словосочетания с прилагательными. Обведите в кружочек только те 5 ответов, в которых форма степени сравнения прилагательного образована верно!

[СЛАЙД 15]

Боец сильнее

Задача более легче

Дружба крепче

Поступок хужее

Самый любимый праздник

Событие более страшнейшее

Менее холодная зима

Самый важнейший день

Красивейшая форма

- Кто обвел правильно все 5 ответов, получит оценку «5»;

Кто верно определил 4 ответа – оценку «4»;

Если не ошибся в 3 ответах – получит «3»;

А если допущено больше трех ошибок, то будет «2». Ноя уверена, что вы все усвоили тему хорошо и  у вас за урок будут только положительные отметки. Оцените себя самостоятельно, поставьте себе оценку сами. Позже сдадите мне листочки, а я выставлю оценки в журнал. [СЛАЙД 16]

[СЛАЙД 17]

Боец сильнее

Задача более легче

Дружба крепче

Поступок хужее

Самый любимый праздник

Событие более страшнейшее

Менее холодная зима

Самый важнейший день

Красивейшая форма

VII. Рефлексия.

- Перед тем, как вы сдадите мне ваши рабочие листы, напишите, пожалуйста, как бы вы оценили наш урок, с помощью разных форм степеней сравнения прлагательных:

[СЛАЙД 18]

Урок (какой?) хороший, лучше, самый хороший.

Тема (какая?) понятная, более понятная, самая понятная.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

- Запишите домашнее задание: Выполнить письменно упражнение 336 или 339 (по выбору).

-На этом урок окончен. До встречи!



Предварительный просмотр:

Тема урока: Степени сравнения имен прилагательных.

  1. Задание ЕГЭ

В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово:

болтлИва

 слИвовый

красивЕе

 знАчимый

  1. «Немая» таблица

  1. Работа с текстом

Механик-водитель танка Т-34, гвардии сержант Бухтуев в боях за Родину проявил отвагу и геройство. В бою 25 июня 1944 года за станцию Черные Броды, Бухтуев уничтожил гусеницами своего танка два полевых орудия и два взвода пехоты противника. Там танк Бухтуева был подбит, в результате чего загорелся. Мужественный гвардеец на горящем танке продолжал выполнять боевую задачу. На станции находился фашистский бронепоезд, способный маневрировать. Пожертвовав жизнью во имя Родины, сержант Бухтуев своим горящим танком таранил неприятельский бронепоезд. Это был первый и единственный в истории Великой Отечественной войны танковый таран бронепоезда. В этом поединке с бронепоездом механик-водитель гвардии сержант Бухтуев погиб смертью храбрых.

  1. «Магический квадрат»

Боец сильнее

Задача более легче

Дружба крепче

Поступок хужее

Самый любимый праздник

Событие более страшнейшее

Менее холодная зима

Самый важнейший день

Красивейшая форма

  1. Итоги

Урок (Какой?) хороший / лучше / самый хороший

                         плохой / хуже / самый плохой

Тема (Какая?) сложная / сложнее / сложнейшая

                          легкая / легче / легчайшая

  1. Домашнее задание

Упражнение 336 или 339 (по выбору).

                   656535990.gif

Рабочий лист

ученика/цы  6  «А» класса

МБОУ «СОШ №1 им.М.А.Бухтуева»

г. Кызыла



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока русского языка в 6 классе.

        Тема урока «Степени сравнения имен прилагательных. Обобщение изученного материала».

        Цель урока – обобщить полученные знания по теме «Степени сравнения имен прилагательных».

Задачи:

- повторить теоретические сведения об образовании степеней сравнения имен прилагательных,

- систематизировать полученные знания,

- совершенствовать умение правильно образовывать разные формы степеней сравнения имен прилагательных,

- развивать речь обучающихся,

- развивать познавательные и творческие способности,

- поддерживать интерес к изучению русского языка,

- воспитывать любовь к родине.

        Урок проведен в рамках темы «Имя прилагательное» по УМК М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской.

        Тип урока – урок обобщения изученного материала.

Данный урок русского языка проводился в классе, где большинство учащихся имеют хорошие знания, умения, навыки по изученной теме.

В начале урока на этапе мотивации учебной деятельности (активизации мышления) осуществлялось развитие исследовательской компетенции, в результате чего обучающиеся определили цель урока. На этапе актуализации знаний осуществлялось развитие речевой компетенции учащихся  через выполнение задания в формате ЕГЭ. На основном этапе урока обобщения поставленная цель реализовалась через различные виды заданий: работа с текстом, групповое заполнение «немой» таблицы по теме урока. Учащиеся проявили самостоятельность при выполнении заданий. Развитие исследовательской компетенции было продолжено и на этапе «Контроль и усвоение знаний» при индивидуальной работе («Магический квадрат»).

Развитие речевой компетенции учащихся также проводилось через необходимость делать выводы после проверки домашнего задания, через устную работу в ходе игрового вида деятельности («Хвастунишка») и через работу с текстом.

На уроке использовались следующие методы обучения: исследовательский (при анализе слов «мя_кого, п_рог, дождлив_е, осен_), частично-поисковый (работа с текстом и образование разных форм степеней сравнения слов «мужественный, способный, храбрый»).

Была организована смена видов деятельности в ходе урока. Для отработки навыка образования степеней сравнения имен прилагательных и правильного употребления их в речи  использовались индивидуальная работа, фронтальный опрос, работа в группах.

Домашнее задание носило альтернативный характер. Было предложено два вида заданий: выполнить упражнение по учебнику, где необходимо было составить предложения, сравнивая различные предметы в каком-либо отношении (например, «Солнце больше, чем Земля») – упр.336; и в упр.339 нужно было составить предложения, сравнивая реки, озера, города и горы Республики Тыва.

Для повышения качества образования использовались компьютерные технологии (презентация).

В ходе урока обучающиеся осуществляли самопроверку и самоконтроль.

Урок поставленной цели достиг, прошел в доброжелательной атмосфере, наблюдался высокий темп работы.



Предварительный просмотр:

Интегрированный урок русского языка "Имена существительные собственные и нарицательные". 5-й класс


Цель урока: формирование представлений учащихся об именах существительных и нарицательных.

Задачи урока:

1. Образовательные:

– активизировать полученные ранее знания учащихся о существительном;
– познакомить учеников с понятиями “собственное” и “нарицательное”;
– формировать умение написания имен существительных собственных и нарицательных.

2. Развивающие:

– развивать речь учащихся;
– развивать внимание учащихся;
– развивать практические навыки по определению имен существительных собственных и нарицательных.

3. Воспитательные:

– воспитывать речевую культуру;
– воспитывать любовь к малой родине.

Оборудование: рабочие листы с материалами к уроку, проектор, экран, ноутбук.

Ход урока

1. Оргмомент. Психологический настрой на урок.

– Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне.

2. Мобилизующий этап урока. Формулировка темы и задач урока.

– Какую часть речи вы сейчас изучаете?

– Что такое существительное?

– А сегодня мы познакомимся с новыми понятиями: именами существительными собственными и нарицательными. Нам помогут в этом рабочие листы, они лежат у вас на партах.

3. Оформление тетрадей.

Но работать мы будем, как обычно, в тетрадях. Откройте тетради, запишите число и тему урока “Имена существительные собственные и нарицательные”.

Мотивационная и целевая установка.

- Ребята, определите для себя цели урока, учитывая тему?

( узнать, какие существительные являются собственными, а какие нарицательными;

Узнать что-нибудь новое;

Научиться определять и отличать собственные имена существительные от нарицательных).

- Хорошо, молодцы!  Обратите внимание на доску.

Объяснение нового материала.

1. Актуализация знаний. На доске записаны слова:

Поэзия, Пушкин, Енисей, река, Кызыл, Россия, город, страна.

– Что общего в записанных словах? К какой части речи относятся данные слова? Как вы определили, что это имена существительные? (по вопросу КТО? ЧТО?)

– Чем они отличаются? Распределите слова в два столбика и запишите их в тетради.

(Выполняют задания в тетрадях с последующей проверкой). Самопроверка по записи на ОБОРОТЕ ДОСКИ!

- Вика, прочитай, что у тебя получилось.

– По какому принципу вы распределяли данные слова?

– Давайте дополним каждую колонку своими примерами. (Рудольф у доски). (Как тебя зовут? Кем ты являешься? Как зовут твою маму? Кем она работает?)

2. Работа над новым материалом.

1. Введение понятия собственные и нарицательные имена существительные.

- Слова, написанные в первой колонке, называют однородные предметы и являются именами нарицательными. Слова, записанные нами во втором столбике, называют единичные предметы и являются именами собственными.

- Прочитаем материал учебника по данной теме: параграф 91, стр.52. (читает  Полина Удрис).

– Спасибо. Послушайте стихотворение о прописной букве. Проверим, кто из вас самый внимательный. Постарайтесь запомнить, какие важные дела у заглавной  буквы?

Прописная буква.

(Веселые стихи)

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтением на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела, 
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у
строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею, 
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё,
имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!

– Какие важные дела у большой буквы?

 (После ответов детей на слайде появляются таблички с перечнем “важных дел” большой буквы: «Большая буква: в начале строчки, имя и фамилия, названия городов и улиц».) СЛАЙД

– Вот такие важные дела у большой буквы. Все имена существительные можно разделить на две большие группы. Одни существительные пишутся с большой буквы, другие с маленькой.

Итак, на какие две группы делятся имена существительные? Давайте обратимся к схеме и посмотрим, какие существительные относятся к собственным, какие – к нарицательным. Приведите примеры (единичные предметы: Кызыл, Москва; Однородные предметы: город, река).

(Добавить устно перечень из рабочего листа:

– имена, отчества, фамилии людей;

– географические названия;

– названия литературных произведений;

– названия исторических событий;

– названия картин, кинофильмов, спектаклей;

– названия предприятий;

– клички животных.

Рабочий лист. СЛАЙД)

http://festival.1september.ru/articles/616647/img1.gif

– Какова особенность написания имен существительных собственных? (пишутся с большой буквы).

Прочитаем информацию в учебнике (ср.56, орфограмма №16). Правило вы дома перепишете в справочники и выучите наизусть. С примерами.

Закрепление изученного материала.

1. Лингвистическая разминка:

 - А сейчас перейдем к упражнениям.

Каждый ряд (групповое задание)получает задание, в тетрадях написать по три слова по заданию: (СЛАЙД)

1 ряд: названия улиц города Кызыла;
2 ряд: имена известных людей Тувы;
3 ряд: географические названия Тувы.

Можно советоваться с соседом по парте, только тихо, чтобы не мешать остальным. Время выполнения – 2 минуты.

 Проверка работ учащихся учителем (устно).

1 ряд: улицы Титова, Красноармейская, Гагарина.

2 ряд: Сергей Шойгу, Шолбан Кара-оол, Дина Оюн.

3 ряд: озеро Чагытай, река Енисей, гора Догээ.

- Назовите имена собственные из вашего списка (по одному от ряда). Как вы их записали? (с большой буквы). Молодцы, все правильно!

2. Следующее упражнение:

  • Работа с текстом.

В этом году наша школа будет праздновать вековой Юбилей. А в прошлом году мы отметили столетие города Кызыла. Прочтите текст на эту тему из рабочего листа. •        Прочитай текст, пожалуйста, Саша.

 История освоения нашего края уходит корнями в глубину веков. Кызыл основали русские переселенцы в 1914 году сразу после вхождения земель Тувы в состав России. Первоначально город назывался Белоцарск. После революции его назвали Хем-Бельдир, а в 1926 году в Кызыл. Современное название города произошло от тувинского слова со значением «красный». Город Кызыл в настоящее время  - столица региона, находится в Тувинской котловине при слиянии рек Малого и Большого Енисея.

– Итак, из текста выпишите по 3 существительных собственных и нарицательных.

Взаимопроверка.

- Аня, прочитай нам, пожалуйста, имена собственные, которые ты выписала.

- Даниил, прочти нарицательные существительные из твоего списка.

- Спасибо, ребята, молодцы! Вы хорошо поработали, пришло время отдохнуть :))

Физминутка.

– Ребята, я прошу вас встать. У нас необычная физминутка по истории нашей школы, которая в этом году отмечает 100-летний Юбилей. Сейчас я буду называть слова, а вы, если услышите существительное нарицательное, которое надо писать с маленькой буквы, то присядьте на корточки; услышав существительное собственное, которое надо писать с большой буквы, вытянитесь во весь рост, подняв руки вверх.

Постарайтесь запомнить, сколько имён собственных и нарицательных я назову.

ученики,  Михаил Бухтуев, директор, Раиса Николаевна, выпускники, Сергей Шойгу, министр,  Дина Оюн, ученый, Зоя Доржу.  

- Отдохнули, садитесь на свои места. Спинки прямо! Ноги на месте.

– Сколько имен собственных было названо и сколько нарицательных? (5 собственных и 5 нарицательных). Можно перечислить.

  • Решение проблемной задачи:

Обратите внимание на слайд: СЛАЙД

Автор - авторы

Сергей Шойгу

Книга - книги

«Урянхай. Танну-Тыва»

Город -

Река -

Вопросы и задания:

– Прочитайте две пары слов первого столбика. Как изменяются в нем слова? (По числам)

– К какой группе существительных относятся все слова первого столбика?

(К нарицательным существительным)

– Измените по числам остальные слова из этого столбика.

– Прочитайте слова второго столбика. Измените их по числам. Получается?

– К какой группе существительных относятся эти слова?

– Какой вывод можно сделать? ( Имена существительные собственные не изменяются по числам).

  • Следующее задание №2.

В ваших рабочих листах это задание №2. Спишите, выбирая нужную букву: заглавную или строчную.

  1. В центральном районе города находится площадь (А, а)рата. 2) Жемчужиной (Т, т)увы называют озеро (А, а)зас. 3) Городской набережной присвоили имя (К, к)ужугета (Ш, ш)ойгу – известного писателя и журналиста нашей республики.

- Объясните ваш выбор. Выполните морфемный разбор слов «пис – а – тел - я» (Диана) и «журнал – ист - а» (Кудер) у доски.

А пока ребята выполняют задание, мы выполним следующее задание.

На слайде вам представлены названия городов России. Ваша задача назвать только города Республики Тыва (поднимаем руку):

Москва, Туран, Курск, Ак-Довурак, Анапа, Чадан, Кызыл, Красноярск, Шагонар, Санкт-Петербург.

-Спасибо, молодцы! Проверим Диану и Кудера.

Промежуточный контроль:

Тест. Проверка усвоения материала, изученного на уроке. Тест выполнить в тетради. СЛАЙД

1. Имена существительные собственные называют:

а) однородные предметы
б) единичные предметы.

2.Нарицательные существительные пишутся:

а) с большой буквы
б) с маленькой буквы

3.В какой строке все слова написаны верно:

а) дом, мама, маша
б) кузнец, комар, Комаров

4.В какой строке допущена ошибка:

а) кузнец, кузьма, кузов
б) Кузнецов, Петров, Муравьев

5. В какой строке перечислено только то, что относится к именам собственным:

а) имена, фамилии, профессии

б) названия предприятий, отчества, клички животных

Взаимопроверка. Ответы на слайде. Оцените работу по шкале:

За каждый верный ответ по 1 баллу: 5 баллов= «5», 4 балла = «4», 2-3 балла = «3», 1 балл = «2».

Оценки  баллы поставьте карандашом.

1.б  2. Б  3.б  4. А 5 Б СЛАЙД

/Поработаем по учебнику. Упражнение 497-ое, страница 54-ая. Самостоятельная работа. Проверка с учителем устно.

Волга, Калуга, Байкал – географические названия. Лев Николаевич Толстой, Илья Ефимович Репин – фамилии, имена, отчества. Барсик, Каштанка, Буренка, Жучка – клички животных.

- Какие знаки препинания вы поставили в этих предложения?(запятые при перечислении однородных членов предложения и тире между подлежащим и сказуемым, выраженными именами сущ.в И.п.).

-Молодцы! Итак, к какому выводу мы пришли?

Имена собственные пишутся с большой буквы и обозначают гегр.назв, имена-фамилии-отч.людей и клички животных./

Рефлексия. Подведение итогов урока.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что для вас было легко, что трудно?

– Что показалось на уроке самым интересным?

Сообщение домашнего задания: параграф 91, орф.№16, обязательное для всех упражнение 500 и одно задание по выбору: упр.501 или сообщение «Тайна моего имени».  

Выставление оценок по итогам теста.

•/        Представьте, что прошло много лет, вы уже достойные выпускники школы №1 и решили написать письмо на адрес школы. Знаете ли вы его? Составим почтовый адрес нашей школы по плану коллективно:

1.        Государство. (Российская Федерация)

2.        Субъект (Республика Тыва) – официальное/юридическое название региона

3.        Город. (Кызыл )

4.        Улица. (Кочетова)

5.        Дом. (59/3)

У вас должна получиться следующая запись в тетради: «Почтовый адрес школы: Российская Федерация, Республика Тыва, город Кызыл, улица Кочетова, дом 59/3». Наш почтовый индекс 667000./

Рабочий лист для учащихся с материалами к уроку по теме:

“Имена существительные собственные и нарицательные”

1. Прописная буква

(Веселые стихи)

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтением на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела, 
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею, 
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!

Схема

 2. Задание №1. Из текста выпишите по 3 существительных собственных и нарицательных .

История освоения нашего края уходит корнями в глубину веков. Кызыл основали русские переселенцы в 1914 году сразу после вхождения земель Тувы в состав России. Первоначально город назывался Белоцарск. После революции его назвали Хем-Бельдир, а в 1926 году в Кызыл. Современное название города произошло от тувинского слова со значением «красный». Город Кызыл в настоящее время  - столица региона, находится в Тувинской котловине при слиянии рек Малого и Большого Енисея.

3. Задание №2. Спишите, выбирая нужную букву: заглавную или строчную.

1)В центральном районе города находится площадь (А, а)рата. 2) Жемчужиной (Т, т)увы называют озеро (А, а)зас. 3) Городской набережной присвоили имя (К, к)ужугета (Ш, ш)ойгу – известного писателя и журналиста нашей республики.

4. Вам даны на карточках названия городов России. Ваша задача выбрать только города Республики Тыва:

Москва, Туран, Курск, Ак-Довурак, Анапа, Чадан, Кызыл, Красноярск, Шагонар, Санкт-Петербург.

5. Тест. 

1. Имена существительные собственные называют:

а) однородные предметы

б) единичные предметы.

2.Нарицательные существительные пишутся:

а) с большой буквы

б) с маленькой буквы

3.В какой строке все слова написаны верно:

а) дом, мама, маша

б) кузнец, комар, Комаров

4.В какой строке допущена ошибка:

а) кузнец, кузьма, кузов

б) Кузнецов, Петров, Муравьев

5. В какой строке перечислено только то, что относится к именам собственным:

а) имена, фамилии, профессии

б) названия предприятий, отчества, клички животных

Взаимопроверка. Ответы на слайде. Оцените работу по шкале:

За каждый верный ответ по 1 баллу:

5 баллов= «5», 4 балла = «4», 2-3 балла = «3», 1 балл = «2».

Оценки  и баллы поставьте карандашом.

Домашнее задание: параграф 91, орф.№16, обязательное для всех упражнение 500 и одно задание по выбору: упр.501 или сообщение «Тайна моего имени».

Рабочий лист вклеить в тетрадь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доброе утро!

Слайд 2

Имена существительные собственные и нарицательные Урок русского языка в 5 классе. Учитель : Микова Л.С. г .Кызыл 2016 г.

Слайд 3

ПРОПИСНАЯ БУКВА - в начале строчки - имя и фамилия - названия городов и улиц.

Слайд 5

Задание по рядам Записать по три слова: 1 ряд - названия улиц города Кызыла 2 ряд – имена известных людей Тувы 3 ряд – географические названия Тувы

Слайд 6

Из истории города Кызыла Город Кызыл основали русские переселенцы в 1914 году сразу после вхождения земель Тувы в состав России. Первоначально город назывался Белоцарск . После революции его назвали Хем-Бельдир , а в 1926 году Кызыл . Современное название города произошло от тувинского слова со значением «красный». Город Кызыл в настоящее время - столица региона, находится в Тувинской котловине при слиянии рек Малого и Большого Енисея.

Слайд 7

Автор - авторы Сергей Шойгу Книга - книги « Урянхай . Танну -Тыва» Город - Река -

Слайд 8

1. В центральном районе города находится (П, п) лощадь (А, а) рата . 2. Жемчужиной (Т, т)увы называют (О, о)зеро(А, а) зас . 3. Городской набережной присвоили имя (К, к) ужугета (Ш, ш) ойгу – известного писатея и журналиста нашей республики.

Слайд 9

Выберите и назовите города Республики Тыва: Москва Туран Абакан Ак-Довурак Анапа Чадан Кызыл Красноярск Шагонар Санкт-Петербург

Слайд 10

Тест Имена существительные собственные называют: а) однородные предметы б) единичные предметы 2. Нарицательные существительные пишутся: а) с большой буквы б) с маленькой буквы 3. В какой строке все слова записаны верно: а) дом, мама, маша б) кузнец, комар, Комаров 4. В какой строке допущена ошибка: а) кузнец, кузьма , кузов б) Кузнецов, Петров, Кузин 5. В какой строке перечислено только то, что относится к именам собственным: а) имена, фамилии, профессии б) названия предприятий, отчества, клички животных

Слайд 11

К лючи для проверки 1 Б 2 Б 3 Б 4 А 5 Б Оцените работу по шкале (за каждый верный ответ по 1 баллу): 5 баллов = «5», 2-3 балла = «3» 4 балла = «4», 1 балл = «2»

Слайд 12

Домашнее задание Общее задание : параграф 91, выучить орфограмму №16,упражнение 500. Задание для всех по выбору : упражнене 501 или сообщение «Тайна моего имени».



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе

"Подготовка к написанию сжатого изложения

в экзаменационной работе ГИА"

Пояснительная записка.

Одним из наиболее сложных заданий в ГИА по русскому языку является написание сжатого изложения. Дело в том, что такой вид работы требует не механического, а осмысленного запоминания текста, активизирует аналитические способности: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать ее кратко и связно.

Данный урок направлен на углубление знаний обучающихся о работе с текстом. Тип урока - практикум.

Урок состоит из следующих основных этапов:

- организационный (постановка цели и конкретизация задач)

-повторение, актуализация знаний

- практическая работа

- промежуточный контроль выполнения заданий

- подведение итогов

- рефлексия

Приёмы и формы работы:

- фронтальный опрос

- коллективная, парная и индивидуальная деятельность

- работа с текстом

- работа с дидактическим раздаточным материалом

- самопроверка

- приём «Тонкие и толстые вопросы»

- приём «Верные и неверные утверждения».

Методы, использованные на уроке:

- частично- поисковый;

- словесный;

- практический.

Цели урока:

образовательные:

подготовка к ГИА: обучение видам сжатия текста;

развитие навыков определения основной мысли, выделения микротем;

развитие навыков использования в работе над текстом способов и приёмов компрессии;

развивающие:

развитие умения формировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;

развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать;

развитие умения логически излагать свои мысли;

развитие умения слушать;

воспитательные:

содействовать развитию умения учащихся общаться между собой, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;

показать важность таких жизненных понятий, как верность, любовь, милосердие.

Оборудование:

Памятки: «Как писать сжатое изложение». (Приложение)

«Запомни, пригодится!!!» (Приложение 1)

Тексты изложений (распечатаны для каждого ученика).

Карточки-задания для коллективной практической работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Добрый день, ребята! Вы уже знаете, что первая часть экзамена - это написание сжатого изложения на основе прослушанного текста. И сегодня мы продолжим с вами готовиться к предстоящей государственной итоговой аттестации.

II. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Повторение по памятке «Запомни, пригодится!!!» памятка 1

Ответы учащихся:

Написать любую работу нелегко, нужно потрудиться.

Необходимо хорошо понять содержание текста.

Надо текст услышать, а не просто прослушать, понять тему (о чем он), уловить главную мысль (идею; с какой целью автор это написал, что хотел сказать), определить стиль и тип речи.

текст лучше запоминается с закрытыми глазами (чтобы не отвлекаться).

III. Актуализация знаний уч-ся.

– Приём стадии вызова - «Закончи предложение» (на партах лежат карточки) ПРИЛОЖЕНИЕ 1

сжатое изложение – это краткое изложение …. (исходного текста с передачей существенной информации и сокращением второстепенной)

текст – это группа предложений, … (связанная одной темой)

3) идея - это то, … (о чём или о ком говорится в тексте)

4) текст-рассуждение состоит из … (тезиса, аргументов и вывода)

5) сжать текст - это значит сократить его, но при этом … (сохранить основную мысль, идею автора в каждом абзаце)

6) микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, … (связанных одной мыслью – абзац).

IV. Постановка цели и задач урока.

Учитель: Какова цель нашего урока? (продолжим учиться написанию сжатого изложения, применяя способы и приёмы компрессии текста).

Учитель: Сформулируйте задачи урока (ответы детей)

Вывод учителя: Не надо думать, что хорошо пишет изложение только тот, у кого хорошая память. Надо уметь адекватно воспроизводить авторский замысел, вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, лаконично и точно излагать содержание текста.

V. Работа в группах: составить кластер (каждая группа работает с одним приёмом сжатия, а на доске составляется общий кластер)

Учитель: - Давайте вспомним, какие способы сжатия текста мы знаем?

Вывод:

- Что можно исключить из текста?

- Что значит «обобщить»?

VI. Коллективная практическая работа. Применение навыков сжатия

текста (работа в парах).

- Перед вами находятся карточки – задания. Потренируемся в сжатии текстов и предложений

Перестройте сложные предложения в простые, сохраняя их суть.

1 пара. Философы, то есть древние философы, первыми поняли ценность времени – они наверняка еще до Сенеки пробовали как-то обуздать время, приручить, понять его природу, ибо и тогда оно доставляло людям огорчение своей быстротечностью.

(Ценность времени – в его быстротечности).

2 пара. В Спарте сразу после рождения в пропасть швыряли слабосильных и нестандартных, то есть тех, кто в дальнейшем просто вынужден был бы противопоставить безукоризненной мужественности окружающих мощь разума и силу духа. Тех, кого непосильная тяжесть меча поневоле отталкивала бы к резцу, линейке и перу. Тех, для кого «выжить» означало бы – «изобрести».

(В Спарте убивали физически слабых детей, хотя среди них могли быть гении).

3 пара. Мордочка Микки-Мауса изображена на куртках, футболках, ночных рубашечках, пижамках, носках, свитерах, фартучках, портфелях, пеналах, карандашах, на обоях, на часах (предмет коллекционный); на  детских бутылочках, на баночках, коробках, картонках, на бумаге, пластмассе, дереве, жести.

(Мордочка Микки-Мауса изображена на многих вещах, предметах, материалах).

4 пара. Едва ли кто-нибудь может сказать, что, однажды увидев море, он забыл его. Более того, море продолжает звать к себе, оно является в сновидениях, в мечтах и думах. И сколько бы ни прошло лет, каждый из нас, вновь увидев море, потрясен его жизненной силой, игрой воли, неукротимым ритмом движения. Море – вот поистине колдовской калейдоскоп самых невероятных сочетаний цветов, бликов и пятен.

(Однажды увидев море, невозможно забыть его невероятную красоту и неукротимую мощь).

2. Прочитайте тексты и запишите их сжато, используя приёмы компрессии.

Сделайте вывод, какой приём вы использовали.

Вероятнее всего, талант накапливается по капельке, передаваясь по наследству, от колена к колену, как цвет волос, черты лица или характера. Он пробирается по родословной, как огонек по бикфордову шнуру, чтобы однажды, в каком-нибудь там поколении, разразиться ослепительным взрывом. Он мог не проявляться в предыдущих коленах, но не проявившиеся крупицы его все равно передавались дальше и копились, копились, дожидаясь своего проявления.

(Талант накапливается и передаётся по наследству. Он пробирается по родословной, чтобы в одном из поколений разразиться ослепительным взрывом. Талант копится по крупицам, дожидаясь своего проявления).

Вывод учащихся: применили приём исключения второстепенной информации.

Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник.

(Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказкам).

Вывод учащихся: применили приём обобщения

VII. Работа с текстом. Изложение из банка заданий.

Первоначальный вариант текста. (Без деления на абзацы)

Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни. Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру. Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.

(По Ю. Бондареву) 152 слова

Давайте определим тему текста. Как это можно сделать?

Тема определяется различными способами:

- по началу текста;

- по ключевым словам;

- по ключевым эпизодам;

- по заглавию текста.

Итак, о чем текст, который мы с вами читали? Какова его тема?

Сформулируйте её.

(Война была для детей жестокой и грубой школой).

Какова его главная мысль? Что хотел донести автор до читателя?

(Память о войне должна жить, ведь главные участники истории - это Люди и Время)

Определение количества абзацев в тексте, определение микротемы каждого абзаца. Запишите каждую микротему кратко, опуская второстепенную информацию.

Выделяем микротемы:

1 абзац – Жестокая школа войны.

2 абзац – «Душевный опыт» военного детства.

3 абзац – Память о войне должна жить.

Приёмы сжатия. Редактируем каждый абзац.

1 абзац.

Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.

(Исключаем прилагательное в 1 предложении, одно из однородных обстоятельств места во втором предложении и обобщаем однородные подлежащие. Упрощаем третье предложение и получаем):

Жестокую школу войны дети проходили в мёрзлых окопах с оружием в руках вместо тетрадей. Дети не понимали истинной ценности простых вещей, так как не обладали жизненным опытом

2 абзац.

Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.

(Упрощаем: из трёх предложений составляем одно, осложнённое обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом).

Война наполнила их душевный опыт. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли радоваться журавлиному клину, с нежностью хранить тепло уходящей юности. Вернувшиеся с войны сумели сохранить в себе чистый мир, веру и надежду, стать добрее и в то же время непримиримее к несправедливости.

3 абзац.

Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.

(Исключаем последнее предложение абзаца как повторяющее мысль первого):

Память о войне должна жить, ведь главные участники истории – Люди и Время.

VIII. А теперь пришло время написать сжатое изложение.

Образец сжатого изложения.

Жестокую школу войны дети проходили в мёрзлых окопах с оружием в руках вместо тетрадей. Дети не понимали истинной ценности простых вещей, так как не обладали жизненным опытом.

Война наполнила их душевный опыт. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли радоваться журавлиному клину, с нежностью хранить тепло уходящей юности. Вернувшиеся с войны сумели сохранить в себе чистый мир, веру и надежду, стать добрее и в то же время непримиримее к несправедливости.

Память о войне должна жить, ведь главные участники истории – Люди и Время.

IX. Подведение итогов урока. Рефлексия.



Предварительный просмотр:

Диктант по теме «Односоставные и неполные предложения»

Я живу в маленьком доме на дюнах. Все Рижское взморье в снегу. Он все время слетает с высоких сосен длинными прядями и рассыпа­ется в пыль.

Слетает он от ветра и от прыгающих по соснам белок. Когда очень тихо, то слышно, как они шелушат сосновые шишки.

Дом стоит у самого моря. Чтобы увидеть море, нужно выйти за калитку и немного пройти по протоптанной в снегу тропинке мимо заколоченной дачи.

На окнах этой дачи еще с лета остались занавески. Они шевелятся от слабого ветра, проникающего сквозь незаметные щели в пустую дачу. Издали кажется, что кто-то поднимает занавеску и осторожно следит за тобой.

Море не замерзло. Снег лежит до самой кромки воды. На нем видны следы зайцев.

Когда на море поднимается волна, то слышен не шум прибоя, а хрустенье льда и шорох оседающего снега. Вечереет.

Балтика зимой пустынна и угрюма.

(По К. Паустовскому) (136 слов)

Задания

  1. Найдите односоставные предложения, в том числе в составе сложных. Опеределите их тип.
  2. Найдите и подчеркните однородные члены предложения.
  3. Охарактеризуйте сказуемое в выделенном предложении.



Предварительный просмотр:

Выразительные средства языка

Тропы

Тропы — употребление слова в переносном значении.

Перечень тропов

Значение термина

Пример

Аллегория

Иносказание. Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. Например, в баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – волка.

Прекрасен царскосельский сад,
Где льва сразив, почил орел России мощной
На лоне мира и отрад. (лев – Швеция) (А. Пушкин)

Гипербола

Средство художественного изображения, основанное на преувеличении.

Глаза громадные, как прожекторы (В.Маяковский)

Шаровары шириною с Чёрное море (Н.Гоголь)

Гротеск

Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер.

Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина.

Ирония

Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый.

Откуда, умная, бредёшь ты голова? (И. Крылов).

Граф Хвостов,
Поэт, любимый небесами,
Уж пел бессмертными стихами
Несчастье Невских берегов… (А.Пушкин)

Литота

Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе).

Талии никак не толще бутылочной шейки (Н. Гоголь).

Метафора

Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ.

 

Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин.)Сонное озеро города (А. Блок).Сугробов белые телята (Б. Ахмадулина)

Метонимия

 

Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия деятельности, а также название сосуда — на его содержимое, человека — на его внешность, населённого пункта — на название жителей, организации — на сотрудников, фамилии автора — на название произведения.

Когда же берег ада Навек меня возьмёт, Когда навек уснёт Перо, моя отрада… (А.Пушкин.)

На серебре, на золоте едал.

Ну, скушай еще тарелочку, сынок.

Олицетворение

Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

О чём ты воешь, ветр ночной,
О чём так сетуешь безумно?

(Ф. Тютчев.)
Утешится безмолвная печаль,
И резвая задумается радость… (А.С.Пушкин)

Перифраз (или перифраза)

Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его наиболее характерные признаки, усиливающие изобразительность речи.

«Царь зверей» (лев), «люди в белых халатах» (врачи), «рыжая плутовка» (лиса)

Синекдоха

Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым.

Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин.)

Швед, русский колет, рубит, режет.

Мы все глядим в Напoлеоны.

Эпитет

Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства.

Но люблю я, весна золотая,
Твой сплошной, чудно смешанный шум…
(Н.Некрасов)
Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком.

Сравнение

Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением.

Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов.)

Да, есть слова, что жгут, как пламя. (А.Твардовский)

Фигуры речи

Фигуры речи — обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении.

Анафора (или единоначатие)

Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф.

Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте. (О. Высотская)Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид…

Антитеза

Стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов.

А новое так отрицает старое!.. Оно стареет на глазах! Уже короче юбки. Вот уже длиннее! Вожди моложе. Вот уже старее! Добрее нравы.

 

Градация

(Постепенность)— стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости.

Завыл, запел, взлетел под небо камень,
И заволокся дымом весь карьер. (Н. Заболоцкий)Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

Инверсия

Перестановка; стилистическая фигура, состоящая в нарушении общеграмматической последовательности речи.

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле… (А. Пушкин)Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням.

Лексический повтор

Намеренное повторение в тексте одного и того же слова.

 

Простите, простите, простите меня! И я вас прощаю, и я вас прощаю. Я зла не держу, это вам обещаю, Но только вы тоже простите меня!

Плеоназм

Повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создает тот или иной стилистический эффект.

Друг мой, друг мой, я очень и очень болен.

Оксюморон

Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом.

Мёртвые души, горькая радость, сладкая скорбь, звонкая тишина.

Риторический вопрос, восклицание, обращение

Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задаётся не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие.

Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А. Пушкин.) Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство. (Ф. Тютчев.)

О Волга! Колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я? (Н. Некрасов)

Синтаксический параллелизм

Приём, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф.

Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачёв)

Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской…

Умолчание

Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании.

Баснь эту можно бы и боле пояснить – Да чтоб гусей не раздразнить… (И.А. Крылов)

Поедешь скоро ты домой: Смотри ж… Да что? Моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен.

Эллипсис

Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу.

Мы сёла — в пепел, грады — в прах, В мечи — серпы и плуги. (В. Жуковский.)

Эпифора

Стилистическая фигура, противоположная анафоре; повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания.

Милый друг, и в этом тихом
Доме. Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом
Доме Возле мирного огня.
 (А. Блок.)

Изобразительные возможности лексики

Термины

Значение

Примеры

Антонимы,

контекстные антонимы

Слова, противоположные по значению.

Контекстные антонимы — именно в контексте они являются противоположными. Вне контекста эта противоположность теряется.

Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень… (А. Пушкин.)

Синонимы,

контекстные синонимы

Слова, близкие по значению.

Контекстные синонимы — именно в контексте они являются близкими. Вне контекста близость теряется.

Желать — хотеть, иметь охоту, стремиться, меч-тать, жаждать, алкать

Омонимы

Слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения.

Колено — сустав, соединяющий бедро и голень; пассаж в пении птиц

Омографы

Разные слова, совпавшие по написанию, но не по произношению.

За́мок (дворец) – замо́к (на двери), му́ка (мучение) – мука́ (продукт)

Паронимы

Близкие по звучанию, но различные по значению слова.

Геройский — героический, двойной — двойственный, действенный — действительный

Слова в переносном значении

В отличие от прямого значения слова, стилистически нейтрального, лишённого образности, переносное — образное, стилистически окрашенное.

Меч правосудия, море света

Диалектизмы

Слово или оборот, бытующие в определённой местности и употребляемые в речи жителями этой местности.

Драники, шанежки, буряки

Жаргонизмы

Слова и выражения, находящиеся за пределами литературной нормы, принадлежащие какому-нибудь жаргону — разновидности речи, употребляющейся людьми, объединёнными общностью интересов, привычек, занятий.

Голова — арбуз, глобус, кастрюля, корзина, тыква…

Профессионализмы

Слова, употребляющиеся людьми одной профессии.

Камбуз, боцман, акварель, мольберт

Термины

Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и прочие.

Грамматика, хирургический, оптика

Книжная лексика

Слова, характерные для письменной речи и имеющие особенную стилистическую окраску.

Бессмертие, стимул, превалировать…

Просторечная лексика

Слова, разговорного употребления, отличающиеся некоторой грубоватостью, сниженного характера.

Болван, вертихвостка, вихлять

 

 

Неологизмы

Новые слова, возникающие для обозначения новых понятий, только что возникших. Возникают и индивидуальные авторские неологизмы .

Будет буря — мы поспорим
И помужествуем с ней.

Устаревшие слова (архаизмы)

Слова, вытесненные из современного языка другими, обозначающими те же понятия.

 

Изрядный — отличный, рачительный — заботливый, чужестранец — иностранец

Заимствованные

Слова, перенесённые из слова других языков.

Парламент, сенат, депутат, консенсус

Фразеологизмы

Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц.

Кривить душой — лицемерить, бить баклуши — бездельничать, на скорую руку — быстро

Экспрессивно-эмоциональная лексика

Разговорная

Слова, имеющие несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой стилистическую окраску, характерные для разговорного языка, эмоционально окрашенные.

Грязнуля, крикун, бородач

Эмоционально окрашенные слова

Оценочного характера, имеющие как позитивный, так и негативный оттенок.

 

Прелестный, чудный, отвратительный, злодей

Слова с суффиксами эмоциональной оценки

Слова с суффиксами эмоциональной оценки.

 

Миленький, зайчонок, умишко, детище

Изобразительные возможности морфологии

Экспрессивное использование падежа, рода, одушевлённости и пр.

Что-то воздуху мне мало,
ветер пью, туман глотаю…
 (В. Высоцкий.)Мы отдыхаем в Сочах.

Сколько Плюшкиных развелось!

Прямое и переносное употребление форм времени глагола.

Прихожу я вчера в школу и вижу объявление: «Карантин». Ох и обрадовался я!

 

Экспрессивное использование слов разных частей речи.

Со мной произошла преудивительнейшая история!

Я получил неприятное сообщение.

Я был в гостях у ней. Не минует тебя чаша сия.

Использование междометий, звукоподражательных слов.

Вот ближе! Скачут… и на двор Евгений! «Ах!» — и легче тени Татьяна прыг в другие сени. (А. Пушкин.)

Звуковые средства выразительности

Средство

Значение термина

Пример

Аллитерация

Приём усиления изобразительности путём повторения согласных звуков.

Свищет ветер, серебряный ветер
В шёлковом шелесте снежного шума… (С. Есенин)

Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой…

Альтернация

Чередование звуков. Мена звуков, занимающих одно и то же место в морфеме в разных случаях ее употребления.

Касательная – коснуться, заблистать – блеснуть.

Ассонанс

Приём усиления изобразительности путём повторения гласных звуков.

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела… (Б. Пастернак)

Звукопись

Приём усиления изобразительности текста путём такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине.

Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой
Перестукивали стыки: на восток, восток, восток… 
(П. Антокольский воспроизводит звук вагонных колёс.)

Звукоподражание

Подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы.

Когда гремел мазурки гром… (А. Пушкин.)

Изобразительные возможности синтаксиса

Ряды однородных членов предложения

Когда пустой и слабый человек слышит лестный отзыв насчёт своих сомнительных достоинств, он упивается своим тщеславием, зазнаётся и совсем теряет свою крошечную способность относиться критически к своим поступкам и к своей особе. (Д. Писарев.)

Предложения с вводными словами, обращениями, обособленными членами

Вероятно, там, в родных местах, так же, как в моём детстве и юности, цветут купавы на болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шёпотами тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, когда я умру. (К. Бальмонт.)

Экспрессивное использование предложений разного типа (сложноподчинённых, сложносочинённых, бессоюзных, односоставных, неполных и пр.)

Там везде говорят по-русски; это язык моего отца и моей матери, это язык моей няни, моего детства, моей первой любви, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в моё прошлое как неотъемлемое свойство, как основа моей личности. (К. Бальмонт.)

Диалогичность изложения

— Ну что ж? Правда ли, что он так хорош собой?

— Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку…

— Право? А я думала, что у него лицо бледное. Что же? Каков он тебе показался? Печален, задумчив?

— Что вы? Да такого бешеного я и сроду не видывала. Вздумал он с нами в горелки бегать.

— С вами в горелки бегать! Невозможно! (А. Пушкин.)

Парцелляция — стилистический приём расчленения в произведении фразы на части или даже отдельные слова с целью придать речи интонационную экспрессию путём её отрывистого произнесения. Парцеллируемые слова отделяются друг от друга точками или восклицательными знаками при соблюдении остальных синтаксических и грамматических правил.

Свобода и братство. Равенства не будет. Никто. Никому. Не равен. Никогда. (А. Володин.)

Он увидел меня и застыл. Оцепенел. Замолчал.

 

Бессоюзие или асиндетон – намеренный пропуск союзов, что придает тексту динамизм, стремительность.

Швед, русский колет, рубит, режет.

Люди знали: где-то, очень далеко от них, идет война.

Волков бояться – в лес не ходить.

Многосоюзие или полисиндетон – повторяющие союзы служат для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения.

Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.

Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.



Предварительный просмотр:

Языковые семьи мира

Нижеследующие классификации (+карты) основаны на книге Меррит Рулен «Путеводитель по языкам мира» (A Guide to the World’s Languages), выпущенной издательством Стэндфордского университета в 1987г.), которая в свою очередь опирается в большей степени на работу великого лингвиста Джозефа Гринберга, умершего 7 мая  2001г. Карты и статистические данные – это лишь приблизительное соответствие действительности. Допустимы ошибки.

Койсанская семья

В этой семье около 30 языков, на которых говорят около 100 000 человек. Койсанская семья включает народы, которые мы называем бушменами и готтентотами.

Нигер-кордофанская семья

Самая большая суб-сахарская африканская семья языков, в нее входят 1 000 языков с количеством носителей до 200 миллионов человек. Самые известные языки: мандинка, суахили, йоруба и зулу.

Нило-сахарская семья

В этой семье ок. 140 языков и 10 млн. носителей. Самый известный язык: маасай, на котором говорят воинственные кочевники восточной Африки.

Афро-азиатская семья

Это большая языковая группа, в которую входит 240 языков, на которых говорят 250 млн. носителей. В нее входят: древнеегипетский, иврит и арамейский, а также известный нигерийский язык хауса. На одних диалектах арабского языка говорит ок. 200 млн. человек!

Индоевропейская семья (включая изоляты: язык басков, бурушаски и нахали)

Единственная крупная языковая семья, индоевропейская, в которую входит ок. 150 языков с 1 млрд. носителей. Среди языков этой семьи: хинди и урду (400 млн.), бенгальский (200 млн.), испанский (300 млн.), португальский (200 млн.), французский (100 млн.), немецкий (100 млн.), русский (300 млн.), и английский (400 млн.) в Европе и Америке. Число говорящих на английском языке по всему миру возможно достигает 1 млрд. человек.

В регионе распространения этой семьи языков представлены 3 изолята, которые нельзя отнести к какой-либо семье: язык басков, проживающих на территории между Францией и Испанией, бурушаски и нахали, что находятся на Индийском полуострове.

Кавказская семья

Всего существует 38 кавказских языков, на них говорит примерно 5 млн. человек. Самые известные: абхазский и чеченский.

Картвельские языки рассматриваются многими лингвистами как отдельная семья, возможно относящаяся к индоевропейской семье. Сюда входит грузинский язык.

Дравидийская семья

Это древние языки Индии, всего ок. 25, количество носителей 150 млн. человек. Самые известные из языков этой семьи: тамильский и телугу.

Уральско-юкагирская семья

К этой семье относится 20 языков с количеством носителей 20 млн. Самые известные из языков: финский, эстонский, венгерский, саами — язык лапландцев.

Алтайская семья (включая изоляты кетский и гилятский языки)

В алтайскую семью входит около 60 языков, на которых говорят около 250 млн.человек.  К этой семье относятся турецкий и монгольский языки.

Много дискуссий ведется в отношении этой семьи. Первый спорный вопрос: как классифицировать алтайские и уральские языки (см.выше), поскольку у них похожая грамматическая структура.

Второй спорный вопрос: многие лингвисты сомневаются в том, что корейский, японский (125 млн. носителей), или айну должны быть включены в эту семью, или даже в том, что эти три языка родственны между собой!

Здесь также представлены изоляты: кетский и  гиляцкий языки.

Чукчи-камчатская семья («палеосибирская») семья

Возможно это самая маленькая семья, в которой только 5 языков, на которых говорят 23 000 носителя. Ареол  распространения этих языков – северо-восточная часть Сибири. Многие лингвисты считают, что это две разные семьи.

Сино-тибетская семья

Очень значимая языковая семья, включающая в себя около 250 языков. Только на стандартном китайском языке (путунхуа) говорит 1 млрд. человек!

Языки  мяо-яо, австро-азиатская и дайская семья

Австро-азиатская (языки мунда в Индии и мон-кхмерские языки в юго-восточной Азии) включает в себя 150 языков, на которых говорят 60 млн. человек, включая вьетнамский язык.

Семья языков мяо-яо состоит из 4 языков, на которых говорят 7 млн. человек, проживающих на юге Китая и Юго-восточной Азии.

В Дайской семье 60 языков и 50 млн. носителей, сюда входит тайский язык (сиамский).

Эти три языковые семьи иногда объединяются с австронезийской семье (ниже) в гиперсемью, называемую австрическая (аустрическая).  С другой стороны, некоторые лингвисты считают семьи мяо-яо и дайскую родственной китайским языкам.

Австронезийская семья

В эту семью входит 1000 различных языков, на которых говорят 250 млн.человек. На малайском и индонезийском (в сущности это один и тот же язык) говорят ок. 140 млн.  Среди других языков этой семьи можно отметить: мадагаскарский в Африке, тагалог на Филиппинах, языки аборигенов о.Формозы (Тайвань) –  теперь почти вытесненные китайским языком – и многие языки островов Тихого океана, от гавайского на севере Тихого Океана до маори в Новой Зеландии.

Индийско-тихоокеанская и австралийская семьи

В индийско-тихокеанскую семью входит ок. 700 языков, большинство из них распространены на острове Новая Гвинея, количество говорящих на этих языках – примерно 3 млн. Многие лингвисты не считают, что все эти языки родственны между собой.  Фактически, некоторые из них даже не были изучены! С другой стороны, некоторые полагают, что в эту семью может также входить тасманский язык – ныне вымерший.

Возможно, что к этой семье также относятся 170 языков австралийских аборигенов. К сожалению, осталось сегодня только 30 000 носителей этих языков.

Эскимосско-алеутская семья

Эскимосско-алеутская семья языков состоит из 9 языков, на которых говорят ок. 85 000 человек.  Язык инуит играет сегодня ключевую роль в администрировании в Гренландии (Kalaallit Nunaat) и канадской территории Нунавут.

Семья языков на-дене

В эту семью входит 34 языка с количеством носителей ок. 200 000 человек.  Самые известные примеры: тлингит, хайда, навахо и апачи.

Америндская семья (Северная Америка)

Хотя многие лингвисты не признают идею объединения всех северо (кроме языков на-дене и эскимосско-алеутских) и южноамериканских индейских языков в одну семью, их часто объединяют для удобства. Америндская семья включает в себя почти 600 языков, на которых говорят более 20 млн. человек. В Северной Америке самые известные языки это: оджибве, кри, дакота (или сиу), чероки и ирокез, хопи и науатль (или ацтекский), а также языки Майя.

Америндская семья (Южная Америка)

Языковая карта Южной Америки включает в себя некоторые из Северо-Американских подсемей и другие. Самые известные языки: кечуа (язык индейцев Инка), гуарани и карибский. Андская подсемья языков (куда входит кечуа) насчитывает почти 9 млн. носителей!



Предварительный просмотр:

Языковой анализ текста.

1. Тема и основная мысль.

2. Стиль текста и основные стилевые признаки.

3. Особенности организации текста:

наличие подтем; виды и средства связи частей в тексте;

морфологическая структура (слова каких частей речи преобладают в тексте и почему; соотношение форм времени глагола в частях; роль прилагательных и наречий в тексте)

синтаксическая организация (наличие сложных и простых предложений, однотипность-разнотипность частей сложного предложения; использование разных по цели высказывания и эмоциональной окраске предложений)

выразительные средства (слова в переносном значении – тропы: сравнение, метафора, эпитет, олицетворение, гипербола, инверсия; стилистически окрашенная лексика: книжная, просторечная, разговорная); стилистические фигуры.