Родителям

Микова Лидия Сергеевна

В данном разделе вы найдете информацию, которая может быть интересна родителям учащихся. Надеюсь, материал будет полезным для вас!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pritcha_o_putnike_i_gorode.docx14.2 КБ
Файл rod.sobr_.1_adaptatsiya.docx17.12 КБ
Microsoft Office document icon rod.sobr_.o_konfliktah.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Какие люди живут в этом городе?

Притча неизвестного происхождения

Мудрец и ученик сидели у ворот своего города. К городу подошёл путник и спросил:

— Что за люди живут в этом городе?

— А кто живёт там, откуда ты пришёл? — спросил мудрец.

— Ох, мерзавцы и воры, злобные и развращённые. Впрочем, именно поэтому я с радостью уехал оттуда.

— Здесь то же самое, — ответил мудрец.

Через некоторое время подошёл другой путник и тоже спросил, что за народ в этом городе.

— А кто живёт там, откуда ты пришёл? — спросил мудрец.

— Прекрасные люди, добрые и отзывчивые. У меня там осталось много друзей, и мне нелегко было с ними расставаться, — ответил путник.

— Здесь ты найдёшь таких же, — сказал мудрец.

— Почему ты одному сказал, что здесь живут негодяи, а другому — что здесь живут хорошие люди? — спросил мудреца ученик.

— Везде есть и хорошие люди, и плохие, — ответил ему мудрец. — Просто каждый находит только то, что умеет искать.

Источник: https://pritchi.ru/id_8954

Л.Н.Толстой утверждал: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба».



Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании в 5-м классе на тему

 "Помощь пятиклассникам в период адаптации"

Цели:

расширить представление о психологических особенностях детей младшего подросткового возраста;

раскрыть понятие “ школьная адаптация”;

привлечь внимание родителей к особенностям воспитания в адаптационный период;

повысить уровень педагогической культуры родителей.

Ход собрания

Выступление.

Переход из начального звена в среднее считается наиболее сложной педагогической проблемой, а адаптация в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обучения.

А что же такое адаптация?

Адаптация (приспособление к среде) – социально-психологический процесс, который ведёт к состоянию адаптированности, выражающемуся в способности личности без длительных и внутренних конфликтов продуктивно выполнять ведущую деятельность, удовлетворять свои потребности, переживать чувство самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей.

Выделяют два основных вида адаптации:

Физиологическая адаптация (в процессе физиологической адаптации организм привыкает к новым физическим и умственным нагрузкам, новому режиму и темпу жизни в пятом классе).

Социально-психологическая адаптация (личность активно приспосабливается к новому социальному окружению, принимает групповые нормы и ценности нового для него коллектива, входит в его ролевую статусную структуру).

Трудности школьной жизни пятиклассника.

В пятом классе условия обучения коренным образом меняются: дети переходят от одного основного учителя к системе “классный руководитель – учителя-предметники”. Так же, затруднить адаптацию детей к средней школе может необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя. Есть дети, которые перешли из другой школы, и им нужно приспосабливаться не только к новым учителям, но и к новым одноклассникам.

Признаки школьной дезадаптации ребёнка.

1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.

2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.

3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

4. Нежелание выполнять домашние задания.

5. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

6. Жалобы на те, или иные события, связанные со школой.

7. Беспокойный сон.

8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.

Психологические рекомендации родителям пятиклассника:

Обеспечить спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы ребёнок постоянно ощущал вашу помощь и поддержку.

Воодушевите ребенка на рассказ о школьных делах. Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: “Как прошел твой день в школе?” Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.

Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в месяц.

Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений. Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость — как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше — за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.

Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению.

Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.

Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.

Помните! Ухудшение успеваемости в 5 классе в значительной степени связано с особенностями адаптационного периода.

Поэтому, наша задача:

создать детям условия для успешного обучения в среднем звене;

помочь детям адаптироваться к средней школе.



Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания

«Как взаимодействовать с ребенком в конфликтной ситуации?»

СЛОВО — тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоухающим цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи... Словом можно убить и оживить, ранить - и излечить, посеять смятение и безнадежность - и одухотворить, рассеять сомнения — и повергнуть в уныние, сотворить улыбку - и вызвать слезы, породить веру в человека — и заронить неверие, вдохновить на труд - и привести в оцепенение силы души.

В.А. Сухомлинский

Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести…

Вадим Шефнер

Задачи: помочь родителям выработать продуктивные способы решения конфликтных ситуаций; способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее; ознакомить родителей с особенностями подросткового возраста и спецификой протекания возрастных кризисов.

Форма проведения: семинар-практикум с элементами лекции.

Вопросы для обсуждения: какие чувства испытывает ребенок в период своего взросления; как нужно вести себя родителям в период взросления подростка; почему возникают конфликтные ситуации, и кто чаще всего является их инициатором?

Подготовительная работа:

анкетирование родителей и учащихся (см. приложение);

подготовка ситуаций для практикума (см. приложение);

подготовка памятки для родителей.

Ход  собрания

I. Вступительное слово

Педагог начинает собрание с отрывка из произведения Ф. М. Достоевского «Записки из мертвого дома»:

"Черт трое лаптей сносил, прежде чем нас собрал в одну кучу!" — говорили они про себя сами; а потому сплетни, интриги, бабьи наговоры, зависть, свара, злость были всегда на первом плане в этой кромешной жизни.

Не мог я раньше представить, как можно ругаться из удовольствия, находить в этом забаву, милое упражнение, приятность. Впрочем, не надо забывать и тщеславия».

Сегодня мы пришли для того, чтобы вновь обсудить проблемы воспитания детей в семье.

Народная мудрость гласит: «Три несчастья ждут нас в жизни: болезнь, смерть и трудные дети». Первое и второе несчастье нам избежать не удастся. Третье несчастье зависит именно от нас, взрослых.

Мы должны помнить о том, что, поступая разумно и справедливо в каждой, даже самой драматичной ситуации, у нас есть шанс остаться родителями вообще и быть счастливыми родителями.

Наши дети растут, расширяется круг их общения, появляются проблемы, большие и маленькие, решаемые легко и трудно разрешимые.

Итак, без конфликтов жизнь невозможна, поэтому необходимо учиться их конструктивно разрешать. Для того чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы и детали разногласий и открыто обсуждать их.

Кризисные ситуации лежат в основе взаимоотношений людей, в основе противоречий, если сфера взаимоотношений нарушена, это возвращается конфликтом, кризисом, стрессом и, иногда, трагедией.

Уход от решения конфликтной ситуации может привести к проблемам куда более серьезным.

О причинах конфликтов между детьми и родителями, о способах их преодоления мы и будем сегодня говорить на нашем собрании.

Как учится ребенок, постигая науку жизни, так учится и родитель, постигая науку воспитания.

Причины конфликтов родителей с подростками:

  1. Кризисные ситуации.
  2. Стремление к самостоятельности и самоопределению.
  3. Требование большей автономии во всем — от одежды до помещения.
  4. Привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье.
  5. Бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.
  6. Нежелание родителей признавать, что ребенок стал взрослым.
  7. Боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы.
  8. Проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте.
  9. Борьба за собственную власть и авторитетность.
  10. Отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка.
  11. Не подтверждение родительских ожиданий.

Причины кризиса могут быть самые разные:

— развод родителей;

— потеря близкого человека;

— алкоголизм родителей или одного из них;

— переживание трудной и непредвиденной ситуации (терракт);

— межличностный конфликт;

— изменение состояния здоровья;

— проблемы внешности;

— препятствия в достижении поставленной цели и т. д.

Каждая семья по-своему реагирует на кризисную ситуацию. Но экстремальная психология выделяет три стадии реакции человека на стрессовые условия жизни:

  • тревога, страх, смятение, шок;
  • сопротивление, стремление адаптироваться и преодолеть трудности;
  • истощение и уход от решения проблемы.

Наиболее частой причиной кризисной ситуации являются конфликты.

Они могут быть:

  • лично-семейные;
  • профессиональные;
  • межличностные, не связанные с профессиональной деятельностью;
  • обусловленные состоянием здоровья;
  • связанные с материальными затруднениями;
  • обусловленные антисоциальным поведением.

В юношеском и подростковом возрасте происходит поиск и становление своего «я». Подросток стремится освободиться от влияния взрослых и больше общаться со сверстниками. Такие реакции порождают меньше конфликтов и проходят мягче в тех семьях, где присутствует уважение друг к другу, взаимопонимание, где подросток, как и остальные члены семьи, имеет право голоса, где у всех есть права и обязанности.

Что делать родителям, чтобы сохранить любовь и уважение своих подросших детей?

1.  Не следует видеть в самостоятельности ребенка угрозу его лишиться.

2.  Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее.

3. Чтобы ребенок выполнил то, что вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел.

4. Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его.

5. Не создавайте в семье «революционную ситуацию», а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить ее мирным путем.

6. Не забывайте слова И. В. Гете: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках».

За что и против чего ведет борьбу ребенок в переходном возрасте?

1. За то, чтобы перестать быть ребенком.

2. За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность.

3. За утверждение среди сверстников.

4.  Против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.

Советы для родителей:

1. Помочь подростку найти гармонию души и тела.

2.  Все замечания делать доброжелательным, спокойным тоном,  не использовать ярлыков.

3. Подробно ознакомить подростка с устройством и функционированием организма.

4.  Подобрать соответствующую литературу по этому вопросу.

5.  Необходимо помнить, что пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа.

Методы выхода из конфликта:

  • Дать выход своим чувствам, предупреждая об этом других.
  • Найти авторитетного третьего, кто поможет разобраться в конфликте.
  • Поставить себя на место другого человека.
  • Осознать право на существование иной точки зрения.

В любых конфликтных ситуациях необходимо:

—  отстаивать свою позицию открыто, «лицом к лицу»;

  • стремиться оценивать саму конфликтную ситуацию, ее содержание, а не человеческие качества своего партнера;
  • стремиться к сохранению личностных отношений всех участников конфликта.

Родители должны помнить, что конфликтную ситуацию нельзя решить следующими мерами:

— угрозы, указания, приказы;

— диктовка ребенку выхода из ситуации, принятого вами, но не принятого им;

—  морализаторско-менторские поучения;

— гнев, раздражение.

Родители должны помнить, что кризисная ситуация, связанная с ребенком или семьей в целом, не рассосется сама по себе, она требует активного вмешательства для ее разрешения. Для этого нужно пользоваться услугами специалистов, читать литературу, тренировать себя в разрешении конфликтной ситуации.

Неразрешенные конфликтные ситуации могут вызвать:

—  проблемы физического плана, связанные со здоровьем;

—  проблемы психологического плана (уход в себя, в свою душевную боль, изменение характера человека, психическое расстройство, суицид и т. д.);

—  проблемы социального плана (потеря семьи, развод, потеря работы, потеря себя).

II. Анализ анкет родителей

Классный руководитель анализирует анкеты учащихся и родителей и обращает внимание на те пункты, которые вызвали самые большие затруднения родителей и детей.

III.  Родительский практикум. Разыгрывание предложенных ситуаций.

Во время практикума родители должны не только дать ответ на предложенную ситуацию, но и, по возможности, разыграть ее.

Родители делятся на группы по 4 человека и готовят небольшой сценарий предложенной им ситуации. В сценарий входит определение ролей, которые будут играть сами родители, реплики, которые будут предложены для решения данных ситуаций, конкретные решения, принимаемые в каждой ситуации.

Ситуации для анализа

Ситуация 1. Вам позвонили близкие друзья, которые хотят заглянуть к вам на часок. Вы лихорадочно начинаете что-то готовить, убирать в квартире, но явно не успеваете. Обратившись к своему ребенку за помощью, слышите в ответ: «Это твои друзья, вот ты с ними и разбирайся». Как вы поступите в такой ситуации?

Ситуация 2. Вы возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слышите громкую музыку, веселье в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите своего ребенка в компании веселящихся друзей. В доме — полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: «Привет! Мы немного повеселимся! Не возражаешь?» Как вы поступите в подобной ситуации?

Ситуация 3. У вас много уроков, необходимо написать сочинение, но родители неумолимы. «Собирайся на дачу, там будешь готовиться к урокам и немного поможешь родителям!» Никакие доводы не помогают. Главный довод родителей — «Мы не оставим тебя одного. Мало ли что может произойти?!» Как решить подобную ситуацию?

Ситуация 4. После собрания родители приходят домой и в ярости требуют объяснений от ребенка. Они говорят о том, что с такими неудовлетворительными результатами учебы его никуда не возьмут после школы. Ученик спокойно отвечает: «Значит, пойду работать». Как нужно разрешать конфликтную ситуацию подобного рода?

Ситуация 5. Родители подарили деньги своему ребенку с определенной целью. Он их истратил не по назначению, купив то, что давно хотел. От возмущенных родителей ребенок услышал много гневных слов в свой адрес. В конце концов он хлопнул дверью и ушел из дома.

Как нужно поступить в подобной конфликтной ситуации?

После разыгрывания ситуаций можно провести дискуссию-анализ, которая позволит определить отношение родителей к выполняемому заданию. Для дискуссии могут быть предложены следующие вопросы:

— Какие конфликты возникают чаще всего в вашей семье и почему они возникают?

— Как вы ведете себя в  конфликтной ситуации?

— Каким образом вы даете понять ребенку, что он не прав?

—  Как вы даете понять ребенку, что он прав?

— Способны ли вы принять точку зрения ребенка?

— Способны ли вы аргументировать непринятую вами точку зрения ребенка?

—  Какие формы поощрения и наказания вы используете в своей семье?

— Отличаются ли ваши формы наказания от тех, которые вы используете по отношению к собственным детям?

— Расходятся ли ваши формы наказания детей в семье?

— Скрываете ли вы от мужа или жены проступки собственных детей?

IV.  Подведение итогов

Педагог предлагает родителям «выбросить» те методы и приемы воспитания, которые могут привести к кризисной ситуации в семье. Для этого он раздает всем родителям конверты и листок бумаги.

Родители должны обдумать все то, что они услышали и увидели в ходе родительского собрания, а затем изложить на своем листочке бумаги все то, что они хотели бы выбросить и забыть как средство воспитания своих детей.

Родители заполняют свои листочки и заклеивают их в конверты, классный руководитель предлагает прочитать эти листочки на последнем родительском собрании в 11  классе, когда ребята будут уходить из стен школы.

Памятка для родителей

Уважаемые папы и мамы!

Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

—  Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.

— Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.

—  В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.

—  Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации: решайте проблему, а не сводите счеты.

—  Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

—  Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.

—  Никогда не унижайте и не оскорбляйте человека, с которым конфликтуете.

—  Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.

—  Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.

—  Уважайте самого себя, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.

Литература

  1. Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения.
  2. Новосибирск, 1999.
  3. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. — М., 1999.
  4. Сонин В.А. Психологический практикум. - М., 1998.
  5. Фадеева Е.И. Тайны имиджа. — М., 2002.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкетирование учащихся и родителей

Продолжите предложения:

1.  Конфликт — это     ________________.

2.  Причиной конфликта может быть __________________.

3.  Конфликт может привести к тому, что________________.

4.  Чаще всего поводом для конфликта в семье бывает_______.

5.  Для того чтобы избежать конфликта, нужно___________.

Анкетирование родителей

1.  Считаете ли вы необходимостью поднимать проблему конфликтов на родительском собрании?

2.  Бывают ли у вас конфликтные ситуации в семье?

3.  Как вы их разрешаете?

4.  Могут ли быть в школе конфликтные ситуации?

5.  Переживал ли ваш ребенок школьный конфликт?

6.  Можно ли вообще обойтись в жизни без конфликтов?

7.  Как вы научились выходить из конфликтов в семье?

8.  Можете ли вы поделиться опытом выхода из конфликтных ситуаций, связанных с вашим сыном или дочерью?

Анкетирование учащихся

Ответьте, по возможности честно и правдиво, на поставленные вопросы:

1.  Ты - конфликтный человек?

2.  Легко ли тебе выяснять с кем-то отношения?

3.  Что ты чувствуешь после того, как ты выяснил с кем-то отношения?

4.  Становишься ли ты умнее после выхода из конфликтной ситуации, делаешь ли для себя какие-нибудь выводы?

5.  С кем ты чаще всего конфликтуешь?

6.  Что может стать поводом к конфликтной ситуации?

7.  Кто первым пытается разрешить конфликт — ты или другая сторона?

8.  Что ты, как правило, отстаиваешь в конфликте?

9.  Меняется ли твое отношение к людям, с которыми ты конфликтовал, или после того как конфликт уладился, все остается в ваших взаимоотношениях по-прежнему?

10.  Нужно ли учиться людям разрешать конфликтные ситуации?

11.  Ты хотел бы принять участие в тренинге эффективного взаимодействия с 1ллюдьми?