Методические мастерские

Сайт школьного методического объединения начальных классов МОУ Широкинская СОШ

Методические мастерские : "Использование педагогической диагностики для оценки достижения учащимися начального общего образования метапредметных результатов."Захарчук А.В. ,

 "Особенности организации самостоятельной учебно-исследовательской практики младших школьников." Сокольникова Т.М.,

"Организация внеурочной деятельности в начальной школе" Щетинина А.И.

Педагогическая мастерская "Школьный климат" Захарчук А.В.,Сокольникова Т.М.,Щетинина А.И.,Кучулова Е.К.,Туркина С.А.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование педагогической диагностики для оценки достижения учащимися начального общего образования метапредметных результатов . Захарчук А.В. МОУ Широкинская СОШ

Слайд 2

Личностные (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся) Метапредметные (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях) Предметные (знания и умения, опыт творческой деятельности Определены основные образовательные результаты для каждой ступени обучения Стандарты устанавливают три группы образовательных результатов

Слайд 3

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений. Универсальные способы деятельности осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Метапредметные результаты

Слайд 4

регулятивные (Способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка); коммуникативные (Способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; оформление мысли в устной и письменной форме. познавательные (Построение самостоятельного процесса поиска учебного материала, преобразования информации из одной формы в другую, операции по систематизации, сравнению и группировке полученной информации) Объект оценки метапредметных результатов

Слайд 5

Методы контроля : наблюдение, проектирование , тестирование Формы контроля: индивидуальные, групповые , фронтальные формы; устный и письменный опрос. Для диагностики метапредметных результатов используются:

Слайд 6

диагностические задачи Левая и правая стороны» (Пиаже, 1997). «Рукавички» (Г.А. Цукерман ,) «Кто прав?» Цукерман Г.А. и др., «Братья и сестры» (Пиаже, 1997). «Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж.Пиаже ; Флейвелл , 1967). «Совместная сортировка» ( Бурменская , 2007) «Узор под диктовку» ( Цукерман и др., 1992). «Дорога к дому» проверочные задания по предметам комплексные задания на межпредметной основе Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур:

Слайд 7

«преднамеренные ошибки»; взаимоконтроль; «ищу ошибки» КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему). Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий

Слайд 8

отзыв на работу товарища; групповая работа по составлению кроссворда; «отгадай, о ком говорим»; диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д. Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий

Слайд 9

«найди отличия» (можно задать их количество); «на что похоже?»; поиск лишнего; «лабиринты»; упорядочивание; «цепочки»; хитроумные решения; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий

Слайд 10

Яблоко По улице шла старушка с корзинкой. В корзинке были яблоки: красные и жёлтые. Очень красивые яблоки. Вот бы мне одно! Я тихонько подкрался сзади. Схватил яблоко и сунул его в карман. Старушка ничего не заметила и сказала: - Поди-ка сюда, мальчик! Как тебя зовут? - Петрик… - Красивое имя. Ты, видать, хороший мальчик. - Не знаю. Старушка выбрала самое румяное и самое большое яблоко: - Съешь! Это из моего сада. Яблоко – то, что в кармане, - прямо жгло мне ногу. - Почему ты не хочешь взять яблоко? Старушка стояла с протянутой рукой, а я… А я выхватил яблоко из кармана. Бросил его в корзину и убежал. Когда я прибежал домой, то заплакал. Сам не знаю: почему я заплакал? Фрагмент комплексной проверочной работы в 1 классе

Слайд 11

Получение , поиск и фиксация информации». Работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема). Отметь значком \/ какие яблоки лежали в корзинке у бабушки:

Слайд 12

Вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность. В каком порядке надо расположить предложения из рассказа, чтобы было понятно, как развиваются события. Отметь их цифрами 1, 2, 3, 4: Старушка выбрала самое румяное и самое большое яблоко… По улице шла старушка с корзинкой. Бросил его в корзину и убежал. Схватил яблоко и сунул его в карман. «Понимание и преобразование информации» .

Слайд 13

«Получение, поиск и фиксация информации» . Ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. Напиши, что означает слово тихонько. . « Применение и представление информации». Высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте. Как ты думаешь, почему мальчик заплакал? Напиши одним предложением

Слайд 14

Метапредмаетные результаты Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД 1.Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; 3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; 4.Учиться работать по предложенному учителем плану 5.Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном 1.Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); 2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя) 3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям 1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. 4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. 5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); Оценочный лист по метапредметным результатам ( 1класс)

Слайд 15

Метапредметные результаты 2 класс Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место. 2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности. 3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя. 4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5. Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия. 6. Осуществлять само- и взаимопроверку работ. 7. Корректировать выполнение задания. 8. Оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения 1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). 2. Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в справочниках, словарях, таблицах, помещенных в учебниках. 3. Ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебниках. 4. Подробно и кратко пересказывать прочитанное или прослушанное, составлять простой план. 5. Объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием. 6. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу. 7. Наблюдать и самостоятельно делать простые выводы. 8. Выполнять задания по аналогии 1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. 2.Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку. 3.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 4. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения. 5. Выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре. 6. Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи

Слайд 16

3класс Метапредметные результаты Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД 1.Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. 2. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. 4. Составлять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. 6. Осуществлять само- и взаимопроверку работ. 7. Оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев. 8. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе. 9. Осуществлять выбор под определённую задачу литературы, инструментов, приборов. 10. Оценивать собственную успешность в выполнения заданий 1. Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу. Я имею в виду работу с маршрутным листом и работу с проверочными заданиями! 2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди словарей, энциклопедий, справочников в рамках проектной деятельности. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст , иллюстрация таблица, схема, диаграмма, экспонат, модель и др.) Использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот. Самостоятельно использовать модели при решении учебных задач. 4. Предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ. 5. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно- следственные связи (на доступном уровне). 6. Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий. 7. Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия 1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. 2.Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятое. 3.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 4. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения. 5. Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого. 6. Участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель. Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе.

Слайд 17

4 класс Метапредметные результаты Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД 1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты, осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения. 2. Выбирать для выполнения определённой задачи различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы. 3.Осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов. 4. Оценивать результаты собственной деятельности, объяснять по каким критериям проводилась оценка . 5. Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками. 6. Ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности) и удерживать ее. 7. Планировать собственную внеучебную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на учебники и рабочие тетради. 8. Регулировать своё поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями. 9. Планировать собственную деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями: маршрут движения, время, расход продуктов, затраты и др. .1. Ориентироваться в учебниках: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий, основываясь на своё целеполагание. 2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала. 3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). 4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы, способы. 5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, таблиц, гистограмм, сообщений. 6. Составлять сложный план текста. 7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций. 1. Владеть диалоговой формой речи. 2.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 4. Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника,отстаивать свою точку зрения,соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. 5. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре. Договариваться и приходить к общему решению. 6. Участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть работы; задавать вопросы, уточняя план действий; выполнять свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель; осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь. 7. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных зад



Предварительный просмотр:

Использование педагогической диагностики для оценки достижения учащимися начального общего образования метапредметных результатов.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования одним из объектов системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают метапредметные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования: регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия. К ним относятся:

  • способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
  • умение использовать знаково­символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно­познавательных и практических задач;
  • способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;
  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способности к сотрудничеству.

Успешность решения данных задач во многом зависит от того, как устроена система оценивания: насколько она информативна, насколько она поддерживает и стимулирует учащихся; насколько точную обратную связь она обеспечивает.

Важно правильно оценить уровень метапредметных образовательных результатов и по возможности скорректировать работу для улучшения всех направлений: познавательных, коммуникативных, регулятивных.

Метапредметные образовательные результаты являются предметом оценки в составе итоговых работ для 4 класса. Но отслеживать процесс их формирования необходимо в течение всех четырех лет обучения в начальной школе.

Цель работы: организация процесса оценивания метапредметных универсальных учебных действий в начальной школе для получения информации о состоянии и динамике уровня их сформированности.

Задачи:

- отбор методик для мониторинга, оценки уровня сформированности метапредметных универсальных учебных действий у младших школьников;

- получение информации об уровне развития метапредметных УУД у каждого ученика и класса в целом на разных этапах обучения в начальной школе;

- анализ полученных результатов развития универсальных учебных действий  учащихся;

- организация коррекционно-развивающей работы с учащимися, испытывающими трудности в формировании метапредметных УУД.

Уровень сформированности универсальных учебных действий, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценен и измерен в следующих основных формах.

Во-первых, достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий.

Во-вторых, достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно­практических задач средствами учебных предметов.

Наконец, достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе. В частности, широкие возможности для оценки сформированности метапредметных результатов открывает использование проверочных заданий, успешное выполнение которых требует освоения навыков работы с информацией.

Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Например, в итоговых проверочных работах по предметам или в комплексных работах на межпредметной основе целесообразно осуществлять оценку (прямую или опосредованную) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованную оценку сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.

В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, именно в ходе текущей оценки целесообразно отслеживать уровень сформированности такого умения, как взаимодействие с партнером: ориентация на партнера, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.

В своей практике я использую практически все основные вышеперечисленные формы контроля. Каждая из них имеет свои преимущества. Кроме того, использование различных форм контроля дает мне более полную, объективную информацию об уровне сформированности у обучающихся предметных, личностных и метапредметных умений.

Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий является мониторинг. Разработанные способы оценки данных мониторинга помогают мне сделать выводы как относительно отдельного учащегося (о его продвижении к метапредметным образовательным результатам начальной школы), так и относительно групп учащихся, имеющих сходные особенности и проблемы. Данные мониторинга позволяют  проводить целенаправленную работу по реализации индивидуального подхода к обучению каждого ребенка, регулированию темпа прохождения учебной программы, методов и форм организации учебной деятельности учащихся на уровне групп и класса в целом.

Итоговые комплексные работы позволяют мне проследить динамику формирования ряда  предметных навыков, имеющих большое значение для всего процесса обучения. Комплексные работы дают возможность для сбора дополнительных данных к оценке таких важнейших универсальных способов действий, как рефлексия, способность к саморегуляции, самоконтролю, самокоррекции.

Итоговые проверочные работы по предметам в зависимости от успешности выполнения заданий по математике, русскому языку, чтению, окружающему миру, технологии и другим предметам  и с учетом характера ошибок, допущенных учениками, позволяют сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий обучающихся.

Преимуществом этих двух последних способов оценки является то, что предметом измерения становится уровень присвоения обучающимся универсального учебного действия, обнаруживающий себя в том, что действие занимает в структуре учебной деятельности обучающегося место операции, выступая средством, а не целью активности ребенка.

Одним из ключевых требований к метапредметным результатам освоения обучающимися ООП НОО является умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.

Для достижения обучающимися этого результата, в своем классе я использую в учебном процессе формирующий подход к оценке учебных достижений. Важнейшим вектором формирующего оценивания является движение в двух направлениях: первое – к осознанию  учеником разрыва между тем, чего он хочет достичь (в знаниях, понимании, умениях), и тем, где он находится в данный момент. Второе – к планированию того, что ученик сделает, чтобы этот разрыв сократить. Только точная и конкретная обратная связь помогает ученику понять, как он может добиться улучшений. Учащиеся нуждаются в информации и руководстве, для того чтобы планировать следующие шаги в обучении. Ученику нужно точно показать на его сильные стороны и посоветовать, как их развить; быть конструктивным в отношении слабостей; обеспечить ученику возможность улучшить свою работу. Для реализации данного подхода я применяю алгоритм оценивания, предложенный М.А. Пинской, который легко применяется на любом предмете школьного курса.

1. Показываю, что получилось хорошо. В письменной работе ученика я нахожу удачные места, которые соотносятся с учебными целями, и выделяю их (подчеркиваю, беру в рамку, выделяю цветом).

2. Указываю, что нуждается в улучшении (исправлении). В тетради ученика я отмечаю места в работе, которые необходимо исправить. Для этого использую специальные символы: стрелки, галочки и т.д.

3. Даю рекомендации о необходимых исправлениях. В работе ученика я пишу, что нужно сделать для исправления и улучшения работы, чтобы он знал, как ему добиться нужного результата. Для этого использую один из трех способов: напоминание установленной учебной цели; приведение примера выполнения работы; демонстрация формулы, конкретные выражения, слова, способа записи, которые надо копировать.

4. Внесение исправлений детьми. На уроке я выделяю время, чтобы учащиеся смогли прочитать рекомендации и сделать соответствующие исправления в своей работе.

Кроме техник  формирующего оценивания в своей практике я использую критериальное оценивание, позволяющее оценить ученику не только результат  деятельности, но и процесс работы, приводящий к этому результату. Особенностью такого оценивания является то, что учащимся изначально известны критерии, по которым будет оцениваться их работа.

Использование в своей работе методик формирующего и критериального оценивания позволило мне:

- повысить интерес у младших школьников к изучаемому материалу;

- сделать процесс обучения более осознанным;

- получать информацию о том, в какой степени реализованы образовательные цели и задачи, поставленные на уроке, и что целесообразно сделать или изменить, чтобы ученики достигли следующих уровней овладения материалом.

Итоговая оценка четвероклассников определяется с учётом их стартового уровня и динамики образовательных достижений, поэтому отслеживать процесс формирования метапредметных УУД необходимо в течение всех лет обучения в начальной школе.

Полученные данные мониторинга метапредметных УУД будут важны, прежде всего для  учителя, так как позволят лучше понять эффективность своей работы. Педагогам среднего звена, которые будут работать с этим классом в следующем учебном году, результаты мониторинга  помогут поставить первоочередные задачи и грамотно подобрать средства, необходимые для их решения, опираясь на реальный уровень развития метапредметных УУД у детей этого класса.

Анализ данных позволит наметить план общих действий по преодолению имеющихся трудностей либо дальнейшему развитию учащегося.



Предварительный просмотр:

Организация исследовательской деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС

 «Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью.
Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами.»
К. И. Чуковский

Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения, проявлять исследовательскую, поисковую активность. Для того, чтобы выпускник школы соответствовал требованиям, предъявляемым к нему обществом, изменения необходимы и в системе образования. Эта необходимость нашла отражение в Федеральных Государственных Образовательных Стандартах второго поколения, которые включают в себя не только формирование предметных знаний, умений и навыков, но и развитие универсальных учебных действий. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения. В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. Это принципиальное изменение.

Школа растит обыкновенного потребителя, если передает детям «чистые» знания, не пополняющие копилку их личного опыта. В лучшем случае учащийся может стать всезнающим энциклопедистом, только не умеющим применить эти знания на практике в какой либо деятельности. Это ведет к не востребованности у детей их творческих способностей. Вот последнее обстоятельство и отбивает у детей желание учиться. Простая передача ученикам накопленные человечеством достижения в науке и технике никогда не научит детей создавать новые, разве что копировать достигнутое. Именно об этом говорил Л.Н.Толстой "Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений"

Одной из самых результативных и прогрессивных педагогических технологий является исследовательская технология. Использование данного метода в начальной школе дает ребенку возможность анализировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации.

Технология служит для развития познавательной активности учащихся, критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, т.е. служит основой для формирования универсальных учебных действий.

Для уточнения и конкретизации понятия исследовательская деятельность мною были изучены такие понятия, как «деятельность» и «исследование».

Деятельность — специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности; условие существования общества. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает определенный смысл.

Исследование, один из видов познавательной деятельности. В отличие от стихийных форм познания окружающего мира, оно всегда основано на научном методе. Его осуществление предполагает осознанную фиксацию цели исследования, средств исследования (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость результата.

Исследовательская деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, вызывает интерес, удивляет. Как оказалось эта мысль не нова. Ещё древнегреческий философ Аристотель утверждал: «Познание начинается с удивления».

Исследование – это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

В основе исследовательской деятельности лежат:

  • развитие познавательных умений и навыков учащихся;
  • умение ориентироваться в информационном пространстве;
  • умение самостоятельно конструировать свои знания;
  • умение интегрировать знания из различных областей наук;
  • умение критически мыслить.

Этот метoд ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся, которую они могут выполнять самостоятельно, в группах, в парах и в отведённое для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев). Работа эта достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников начальных классов постепенно.

Исследования можно классифицировать по-разному:

  • по теме (предметные или свободные);
  • по проблеме (освоение программного материала; более глубокое освоение материала изученного на уроке; вопросы не входящие в учебную программу);
  • по времени (кратковременные и долговременные);
  • по месту проведения (урочные и внеурочные);
  • по количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные).

Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов.

Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:

  • поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;
  • развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;
  • формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.

Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности - коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности - игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.

На втором этапе педагог предусматривает большую самостоятельность учащихся, педагог выступает в роли консультанта (помогает определить проблему, выдвинуть гипотезу, но исследование учащиеся выполняют самостоятельно).

Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы. На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов. С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие.

Домашние задания являются необязательными для детей, они выполняются по собственному желанию школьников. Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка). При этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказал о том, как проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ, отметить только положительные стороны. Тем самым обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности ребенка.

На третьем этапе требуется полная самостоятельность учащихся.

Исследовательская деятельность определяется как творческий процесс взаимодействия учителя и обучающегося по поиску решения или понимания неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой становится развитие исследовательской позиции к миру, окружающим и самому себе, а также развитие мировоззрения. Именно педагог задает формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которой у обучающегося формируется внутренняя мотивация подхода к любой проблеме с исполнительной и творческой позиции. Педагогу необходимо способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес учащихся к исследовательской работе. Поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздержаться от негативных оценок. Задача учителя не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их.

Вопрос об учете психологических особенностей детей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для восприятия учащихся уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

Особенно важным условием организации исследовательской деятельности является ориентация юного исследователя на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, своих исследовательских возможностей, получит новые полезные знания, умения и навыки. Искусство педагога, научного руководителя при проведении данной работы состоит в том, чтобы подвести обучающегося к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим выбором.

При проведении детьми учебных исследований очень важны в образовательном плане такие методы, как наблюдение и эксперимент. Особенно ценно проведение собственных экспериментов. Тема обязательно должна соответствовать возрастным особенностям обучающихся. Выбрать тему оказывается несложно, если точно знать, что ребёнка интересует в данный момент, какая проблема волнует его больше других. Можно задать следующие вопросы:

  1. Что тебе интересно больше всего?
  2. Чем ты хочешь заниматься в первую очередь.
  3. Чем ты чаще всего занимаешься в свободное время?
  4. Что позволяет тебе получать лучшие отметки в школе?
  5. Что из изученного в школе тебе хотелось бы узнать глубже?

Если эти вопросы не помогли, следует поговорить с родителями. Может быть, кто-то подскажет интересную идею.

Исследовательская работа состоит из нескольких этапов.

  • Выбор темы.
  • Постановка цели и задач.
  • Гипотеза исследования.
  • Организация исследования.
  • Подготовка к защите и защита работы

Работа на данных этапах формирует и развивает регулятивные и познавательные универсальные учебные действия. Учитывая, что формами организации исследовательской деятельности являются не только индивидуальное, но и групповое, и коллективное исследование, можно представить возможности формирования коммуникативных УУД. А в результате проведённых исследований ребёнок получает не только определённый продукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, что говорит о возможности формирования личностных УУД.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Для исследовательской работы предлагаю учащимся памятку.

Памятка юному исследователю.

Моё исследование.

1. Тема исследовательской работы. Как будет называться моё исследование?

2. Введение. Актуальность проблемы. В чём необходимость моей работы?

3. Цель. Что я хочу исследовать?

4. Задачи. Для чего я хочу провести исследование?

  • изучить …
  • выявить …
  • установить …
  • выяснить …
  • рассмотреть …
  • определить …

5. Методы работы. Каким образом я проводил исследование?

6.Описание работы. Мои результаты исследования. Таблицы, диаграммы, графики Работа сопровождается фотографиями, рисунками.

7. Выводы. На основе полученных данных можно сделать следующие выводы…

8. Кого я хочу поблагодарить?

9. Использованная литература.

10. Приложения.

Согласно данной структуре оформляется исследовательская работа.

Выбирая тему, педагог должен учесть наличие необходимых средств и материалов, т.е. научно-исследовательской базы, но тема не должна быть навязана руководителем т.к. в таком случае юный исследователь будет лишен живого увлекательного поиска. Большинство детей, за исключением одарённых, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, не надо затягивать время. Действовать следует быстро, пока интерес не угас. Постепенно интересы становятся устойчивее.

Считаю, что ребятам список литературы надо давать обязательно. Необходимо чтобы обучающийся и литература нашли друг друга, поэтому необходимо подсказать, где её можно найти. Юных исследователей важно научить кратко конспектировать, выбирать главное, составлять тезисы, аннотации, формулировать основные идеи, классифицировать, обобщать собранные факты.

Способы решения проблемы начинающими исследователями зависят и от выбора методов исследования, умений и навыков исследовательской деятельности. Надо помочь ребятам найти все пути, ведущие к достижению цели, выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные; сделать выбор, оценить эффективность каждого способа. Стоит поощрять использование нестандартных, альтернативных способов. Учителю необходимо научить учащихся с возможными вариантами фиксирования результатов наблюдений – формой текстовых описаний, таблиц и рисунков. Важно неукоснительно соблюдать требование формулирования выводов.

Итогом исследовательской работы может быть макет, книга, отчёт статья, видеофильм с текстовым сопровождением, реферат и т.д. Следует контролировать, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям. Ребятам необходимо помочь выбрать способ представления результатов, исходя из темы исследования и их собственных возможностей.

Венцом исследовательской работы и одним из главных этапов обучения является защита исследования. Как правило, защита происходит в форме доклада (устного выступления, презентации) в течение 5 – 10 минут. Защита исследовательской работы – важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию. Педагог должен подготовить докладчика к выступлению с учётом и психологического аспекта.

С первого класса я начала вовлекать своих учеников в мини-исследования на уроках. Особенно широко использую методику исследовательской деятельности на уроках окружающего мира. Эти работы называются «Наши маленькие исследования» и идут по темам. В первом классе почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.

Исследование может занять весь урок или только 5 минут, но дети должны видеть его результат. На таких уроках очень большое внимание уделяется активным и групповым формам работы.

С целью активизации познавательной исследовательской деятельности учащихся использую:

  • загадки, ребусы, шарады, задачи-шутки, логические задания и задания на развитие творческих способностей;
  • игры - исследования, фантастические исследования;
  • ролевые игры;
  • игры - путешествия.

Информационный поиск — задания требуют обращения детей к окружающим их взрослым, к познавательной, справочной литературе, словарям, Интернету, развивают потребность в поиске и проверке информации.

Выполняя такие задания, ребята занимают активную позицию на уроке, самостоятельно добывают нужную информацию, которая помогает ответить на вопрос, внести свой вклад в ход урока. Благодаря таким заданиям растёт познавательная активность учащихся, они учатся работать со справочной литературой, словарями, энциклопедией и находить достоверную информацию, осваивают познавательные и коммуникативные универсальные действия. Именно такие уроки формируют у школьников умения и стойкий навык учиться. Идет полноценное соединение знаний и практических навыков.

Весной, осенью и зимой организовываются экскурсии в природу.  Главная цель таких экскурсий — научить ребенка наблюдать, делать выводы на основании наблюдений. Они формируют у ребенка зачатки навыков экспериментальной и исследовательской деятельности, которая будет сопровождать его все время обучения в школе. Во время весенней экскурсии ребята наблюдают за сезонными изменениями в природе: набухание почек, цветение некоторых деревьев, таяние снега, прилет птиц, осенью – изменением окраски листвы, поведением насекомых, птиц.

На уроках для повышения мотивации детей к выполнению задания стараюсь использовать игровые моменты: «Сегодня у нас научное заседание. Все вы сегодня учёные и вам предстоит сделать несколько важных для себя открытий».

Совершенно очевидно, что школа не в состоянии обеспечить ученика знаниями на всю жизнь, он она может и должна вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность. Привлечение учащихся к выполнению творческих учебно-исследовательских работ имеет глубокий воспитательный характер. Оно способствует развитию целеустремленности, трудолюбия и силы воли, формированию стремления к познанию, самостоятельности мышления, научного мировоззрения.

Самовыражению личности в учебно-познавательном процессе способствует создание ситуаций творческой активности. Ничто не заменит ребёнку наслаждения от собственного творчества, которое доставляет радость, стимулирует процесс мышления, способствует удовлетворению эстетических потребностей и показывает внутреннюю красоту познания.

 В условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание.

Исследовательская деятельность обучающихся – это деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы

Составление плана работы - следующий важнейший шаг исследователя.

I. Сбор материала. На данном этап возможны такие виды деятельности:

  • подумать самостоятельно;
  • прочитать книги, посмотреть фильмы о том, что исследуешь;
  • обратиться к компьютеру;
  • спросить у другого человека;
  • понаблюдать;
  • провести эксперимент;
  • сделать математические расчеты.

II. Обобщение полученных данных.

Этап предполагает анализ, подведение итогов, умозаключения, выводы по проделанной работе.

III. Подготовка к защите.

В ходе работы намеченный план мoжет конкретизироваться, меняться, уточняться.
Детские исследования Савенков А.И. предлагает начать с осмысления учащимися тех знаний, которые у них имеются по исследуемому вопросу. Такое начало настраивает детей на осознание возможности и важности собственных суждений [3].

Работа с литературными источниками предполагает подбор и изучение материалов из детских энциклопедий, справочников, научно- популярной литературы, материалов периодической печати по теме и др. Много полезной и нужной информации можно почерпнуть из Интернета.

Методы опроса используются или в устной форме (беседа, интервью), или в письменной (анкетирование, тестирование). Заранее продумывается цель опроса, перечень вопросов или заданий.

Наблюдение как метод исследования применяется в начальной школе особенно часто. Наблюдение — это планомерное и целенаправленное восприятие явлений и фактов окружающей действительности. При организации наблюдений намечается объект наблюдения, формулируется цель, определяется содержание, составляется план его проведения. В процессе наблюдений используются специальные приспособления - лупы, микроскопы, бинокли, фото- и кинокамеры.

Эксперимент предполагает активное воздействие на предмет исследования. Провести эксперимент - значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось при этом. Заранее продумывается цель и план эксперимента.

Эффективность использования методов исследования повысится благодаря включению приемов логического мышления. Рассмотрим крат-ко некоторые из них.

Прием сравнение, как наиболее элементарная мыслительная операция, дает возможность выявлять характерные признаки изучаемых объектов путем их сопоставления. Вычленение сходных и отличительных признаков в процессе сравнения помогает установить важнейшие характеристики, определяющие их сущность.



Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность в начальной школе.

Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности.  Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

 Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё

целый ряд очень важных задач:

 -обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

 -оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

 -улучшить условия для развития ребенка;

 -учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

      Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.

        Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

        Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением её в учебный план 1-4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Школа и дополнительное образование обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора.

 Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию, внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся, происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации, способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных.

 Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического,

интеллектуального и эмоционального отдыха детей.

Принципы организации внеурочной деятельности в нашей школе:

 соответствие возрастным особенностям обучающихся;

 преемственность с технологиями учебной деятельности;

 опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

 опора на ценности воспитательной системы школы;

 свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребёнка.

Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности и они

тесно связаны с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе.

  Внеурочная деятельность в школе организуется по направлениям развития личности:

 Спортивно-оздоровительное

 Духовно-нравственное

 Общекультурное

 Общеинтеллектуальное

 Социальное

Задачи

1.Развитие личности каждого ребёнка через самореализацию в условиях игровых и творческих ситуаций

2.Развитие инициативы и творчества детей

3.Воспитание любви к родному краю на основе элементов народного творчества

4.Пропаганда здорового образа жизни

5.Познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;

6.Мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;

7.Прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;

8.Прививать интерес к исследовательской деятельности.

Ожидаемые результаты от внеурочной деятельности: создание оптимальных условий

для развития и отдыха детей; творческая самореализация детей; формирование навыков коллективной и организаторской деятельности; психологический комфорт и социальная защищённость каждого ребёнка; реализация игрового сюжета в деятельности детей.

Основные типы организационных моделей внеурочной деятельности

Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в качестве базовой может быть рассмотрена следующая организационная модель.

Внеурочная деятельность в школе осуществляется через: учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса и проводимую в формах, отличных от урочной; дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования); образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта; классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.); деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, педагога -психолога, в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования; Опираясь на данную базовую модель, детям нашей школы предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:

 -модель дополнительного образования ;

 -оптимизационная модель

Модель дополнительного образования.

       Первая модель опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, декоративно-прикладную, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность. Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико -ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей.

Оптимизационная модель.

Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, , педагог-психолог и другие). В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления; организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся. Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Проектная деятельность младших школьников во внеурочной работе в условиях реализации ФГОС. 

Проект - наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности учащихся начальных классов, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.

 Понятно, что на первом этапе внедрения проектного метода основная роль принадлежит учителю.

 В помощь учителю и ученику сейчас существует много литературы: · «Основы проектной деятельности школьника» Г.Б.Голуб · «Как организовать проектную деятельность учащихся» И.С. Сергеев ·учебно-методический комплект Савенкова А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» и учебник-тетрадь «Я - исследователь».

Эта литература может очень помочь в организации проектной деятельности. Во внеурочной проектной деятельности принципиально отличается и характер взаимодействия ученика - учителя в сравнении с традиционным обучением. Это можно представить в следующем виде.

Ученик    

Учитель  

Определяет цель деятельности

Помогает  определить цель деятельности

Открывает новые знания или способы деятельности

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Предлагает возможные  формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активен

Создает условия для активности школьника  

Субъект деятельности

Партнёр ученика

Несёт ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

       

        Внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная.

Первый компонент- работа над темой- это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах.

Второй компонент- работа над проектами- это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ ( т. е. продукта). Основные виды творческих работ - это поделки и мероприятия.

 Примеры проектов: создание рисунков, коллажей, макетов, постановка спектаклей и концертов и так далее.

Каковы основные этапы внеурочной проектной деятельности? 1. Выбор темы.

2. Сбор сведений.

 3. Выбор проектов.

 4.Реализация проектов.

 5. Презентация.

Выбор темы. Работа над темой начинается с ее выбора. Так как тема выбирается одна на всех, она должна быть достаточно емкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей. Коллективный выбор детьми единой темы может и должен регулироваться учителем.

Совершенно иная картина с выбором подтем - здесь уже дети могут делать личный выбор того, что им интересно. Тема и совокупность выбранных детьми подтем зачастую задают структуру будущих информационных проектов- энциклопедий и карточек.

Сбор сведений. Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основные виды представления информации- это записи, рисунки, вырезки, ксерокопии текстов и изображений, информация на электронных носителях. Основная задача учителя на этом этапе- направить деятельность детей на самостоятельный поиск информации. Источником информации может быть отдельный предмет( книга, фильм); организация ( музей, библиотека, предприятие); мероприятие ( экскурсия), человек (родители, специалисты, учителя). Завершается сбор сведений размещением всей собранной информации в одном информационном проекте- в картотеке или в тематической энциклопедии.

 Выбор проектов. После завершения сбора информации, детям предлагается принять участие в реализации проектов. Учитель знакомит их со множеством проектов, которые можно выполнить по изучаемой теме, предоставляя детям возможность самим придумать свои проекты. Было бы хорошо, чтобы в классе выполнялось параллельно несколько проектов. Реализация проектов. На этом этапе дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе (возможно на некоторых уроках или после уроков) и вне школы. Взрослые помогают только в случае острой необходимости, если есть опасение, что ребенок переоценил свои силы и не может справиться с выбранным проектом. Но это ни в коем случае не должны быть работы взрослых, как это порой случается.

 Напоминая о добровольности участия детей в описываемой деятельности, хотелось бы сформулировать один из основных принципов работы над проектами.

 Каждый ребенок имеет право:

– не участвовать ни в одном из проектов;

 – участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях;

 – выйти в любой момент из любого проекта;

– в любой момент начать свой, новый проект.

 Презентация. 

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектом учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения всей работы детям надо дать возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление. Некоторые проекты являются как бы «самопрезентующимися» - это спектакли, концерты, живые газеты.  

        Существуют универсальные проекты, которые можно включать в работу практически над любой темой. Их можно подразделить на изготовление изделий и представления. Могут быть комбинированные проекты - это представления с использованием предварительно изготовленных изделий.

 К представлениям можно отнести:

 - спектакли (в том числе кукольные);

 - концерты;

 - устные журналы (аналоги телепередач);

- викторины и игры с применением знаний по теме (в том числе аналоги телеигр);

 - показ моделей одежды.

 К изготавливаемым изделиям можно отнести:

 - тематические выставки рисунков, поделок;

 - газеты, журналы, книги, картотеки (информационные проекты)

 - видеожурналы и видеофильмы.

В результате работы учащиеся должны научиться:

- видеть проблемы;

- ставить вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- давать определения понятиям;

 - классифицировать;

 - наблюдать;

- проводить эксперименты;

 - делать умозаключения и выводы;

 - структурировать материал;

 - готовить тексты собственных докладов;

- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

 Сформированные действия.

 В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

 - рефлектировать (видеть проблему, анализировать сделанное, видеть трудности, ошибки);

- целеполагать (ставить и удерживать цели) - планировать (составлять план своей деятельности); - моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

-проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;

 - вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Создание условий для реализации внеурочной деятельности.  

   Для успешного введения ФГОС НОО, в том числе и внеурочной деятельности необходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям:

 - организационному;

-нормативному;

-финансово- экономическому;

-информационному;

 -научно-методическому;

-кадровому;

 -материально-техническому.

        Внеурочная деятельность призвана в относительно новом для основной образовательной программы начального общего образования пространстве гибко и оперативно реагировать на изменение социального заказа, обеспечивая возможность свободного выбора курсов и дисциплин.

      Решение такого рода проблем связано с необходимостью научно-методического сопровождения на всех уровнях образовательной системы, в том числе, и на институциональном, поскольку предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности.

       Для образовательного учреждения это означает интеграцию в открытое научно-методическое пространство, обновление подходов.

       Метод проектов активно реализуется в нашей школе.Приведу примеры некоторых из них.

              Описание проекта «Красавица Осень»

В проекте «Красавица Осень» на подготовительном этапе прошла экскурсия в осенний лес, беседа «Что нам осень подарила». Мы читали произведения об осени и рассматривали иллюстрации. На этапе проектирования прошла беседа «Осенины – древний праздник прощания с летом и встречи осени». Далее наступил самый ответственный, практический этап. Здесь происходило формирование умения работать в группе, распределение обязанностей. Прошел конкурс поделок «Осенние фантазии из  фрукт  и овощей», изготовление рисунков и аппликаций на осеннюю тематику «Осенние краски» ,«Красавица Осень», разучивание песен об осени. В поиске примет на тему «Осень» под моим руководством проходила работа с источниками информации (книгами, энциклопедиями). На заключительном этапе проекта , Прошло мероприятие «Осенняя ярмарка»  ,где были представлены поделки, выставка овощей и фруктов, конкурс рисунков, конкурс стихов об осени, презентация.

               Описание проекта «Мир профессий»

 На подготовительном этапе с ребятами провелись беседы «Все работы хороши-выбирай на вкус!» Прошли экскурсии на разные предприятия в посёлке». На проектировочном этапе проекта прошла беседа «Профессия моих родителей». Далее начался практический этап. Это: Конкурс «Ярмарка профессий», сбор материала и подготовка сообщений по теме «Кем быть?»
изготовление рисунков «Знакомые профессии». На заключительном этапе проекта прошло мероприятие «Мир профессий».

              Описание проекта «Новогодняя мастерская»

  В проекте «Новогодняя мастерская» на подготовительном этапе прошла экскурсия в зимний лес, провелась беседа «Новогодние традиции». На этапе проектирования прошла беседа «Как встречают Новый год в разных странах». Далее, на практическом этапе происходило распределение обязанностей по группам. Изготавливались рисунки  «Снегурочка», «Новогодняя открытка», происходил сбор материала: «Загадки о зиме », сбор фотографий, открыток о зиме, разучивались стихи и песни о зиме, оформление и проведение «Новогодней почты». На заключительном этапе прошло мероприятие  «Новогодний карнавал », где были представлены результаты работы учащихся.

 В заключении хотелось бы сказать, что успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя, и для родителей. Выполняя различные проекты, дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация. На мой взгляд, данная  деятельность смогла  зажечь в ребятах интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных конкурсах, проводимых в школе, в урочное и внеурочное время.

 



Предварительный просмотр:

Педагогическая мастерская: «Школьный климат»

Бернард Шоу:

Мы научились летать в небе, как птицы.

Мы научились плавать в океане, как рыбы.

                                                      Теперь осталось научиться жить на земле, как люди.

Наша школа принимает участие в марафоне «500+». Одним из заданий нашей группы было проведение педагогической мастерской по теме «Школьный климат».

Огромная роль в жизни каждого человека принадлежит школьным годам, психологическому климату в школе. Управление психологическим климатом в любом коллективе требует специальных знаний и умений от педагогического состава. Одной из самых главных и сложных задач в работе педагога с детьми является создание психологической атмосферы в течение урока. Благодаря этому ребенок развивается, показывает свой талант, к чему способен, активно общается с преподавателем и сверстниками, или, наоборот, становится пассивным, замкнутым или отстранённым. Учителям хорошо известно, что есть классы, куда идёшь с ощущением радости, работа в таком коллективе вызывает прилив энергии, вдохновляет на поиск новых методических решений, но есть и такие ученические классы, контакты с которыми хотелось бы сократить до минимума или вовсе избежать. Почти в каждой школе встречаются классы, куда учителя отправляются вести урок или внеклассное мероприятие, преодолевая себя. В запущенных случаях дело может закончиться массовым отказом учителей вести занятия в конкретном классе. Причём ученики в нём могут быть «сильными» или даже интеллектуально развитыми. Многие учителя склоняются к выводу о неблагоприятном психологическом климате в данных классах. Но как избежать такого климата в школе?

 Поэтому целью нашего занятия было дать  представление о психологическом комфорте в школе, как важном условии эффективности обучения и воспитания. Познакомить коллег с основными приемами улучшения психологического климата в школе посредством эффективного межличностного взаимодействия и конструктивного общения.

Все участники мероприятия объединились  в группы по цвету карандаша и для создания эмоционального настроя поделились своим хорошим настроением с окружающими. Представили, что оно, наше хорошее настроение, у нас в ладошках и мы передавали его другому, но делали это осторожно, стараясь не расплескать, не забывая сказать слова «Здравствуй! Я делюсь с тобой радостью просто так!»

Далее был представлен рисунок на слайде, рассмотрев который участники должны написать все ассоциации, которые возникали от увиденного на картинке. Высказать свое мнение об увиденном.

Начиная с 1960-х годов многие европейские и американские исследователи образования, психологи и социологи занимались созданием инструментов для измерения школьных характеристик с целью сравнения и улучшения школ.

Школьный психологический климат - качественная сторона межличностных отношений, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.

Благоприятный психологический климат характеризуется:

  • атмосферой раскрепощенности ;
  • взаимным уважением;
  • дружелюбием;
  • деликатностью;
  • создает комфортные условия для работы;
  • раскрывает потенциальные возможности личности.

Неблагоприятный климат:

  • Препятствует личностному развитию;
  • Человек находится в состоянии:

- нервозности;

- боязни;

- отчаяния.

Каждый член коллектива вносит свой индивидуальный вклад в формирование социально-психологического климата коллектива. Уровень психологической совместимости членов коллектива является фактором, обусловливающим в большей степени его климат. Поступки любого члена коллектива влияют на психологический климат:  отрицательные – деформируют, положительные – улучшают.

Следующее задание - “Автопортрет нашей группы”

Каждому участнику предлагалось выбрать два цветных фломастера или мелка и нарисовать совместными усилиями “автопортрет” своей группы, придумать название, а затем представить рисунок, где каждый высказывает свое мнение о нем. 

Следующее практическое задание переформулировать «ты»-сообщение в «я»-сообщение.

Психологи выделяют две формы общения с людьми: «ты» и «я» сообщение.

   «Ты» - сообщение часто нарушает коммуникацию, так как вызывает у учащегося чувство обиды и горечи, создает впечатление, что прав всегда учитель (Ты всегда оставляешь грязь в тетради, ты никогда не делаешь домашнее задание, прекрати это делать, ты срываешь мне урок…).

   «Я»-сообщение является более эффективным способом влияния на ребенка с целью изменения его поведения. В то же время они сохраняют благоприятные отношения между учеником и учителем (Мне хотелось бы, чтобы мы договорились, я был бы рад, если начал выполнять домашнее задание)».

   Ты-сообщение:  

 - Ты сегодня опять забыл тетрадь?

 - Ты всегда плохо выполняешь задания;

- Тебе не надоело весь урок болтать? (обсуждение задания коллегами)

Ответы: 

  « Я огорчена, что ты опять забыл тетрадь»,

  «Я был бы рад, если ты будешь внимательным при выполнении задании (если ты будешь стараться выполнить хорошо это задание)»

  «Я надеюсь, ты понимаешь, что разговорами мешаешь остальным ученикам»…

    Вербальные  проявления педагога. Обсуждение с педагогами.

   Очень важным при общении с учащимися является то, какие вербальные  средства общения использует педагог. От этого будет зависеть эмоциональное состояние ребёнка, его особенности мотивации, продуктивность учебной деятельности.

     Работали  с таблицей: В левой половине таблицы даны были фразы, которые учителю говорить не стоит. Необходимо заполнить правую колонку.

Так говорить не стоит!

А вот так надо!

Ты какой  - то неуравновешенный, нервничаешь вечно!

Ты что кричишь, думаешь, я несправедливо тебя оцениваю?

Только бездельники и дураки списывают на контрольной

Ты никогда не умел объяснять материал, опять никто ничего не понял

Опять ты обзываешься! То вчера Петю обозвал, то, помнишь на прошлой неделе как со мной разговаривал

Ты должен относиться к урокам серьёзнее!

Я тут целых полчаса распинаюсь! Ты  меня не слушаешь! Как с тобой можно разговаривать?!

Да отвлекись ты, я хочу тебе сказать…

Ты, конечно, молодец, но у тебя много ошибок, плохой почерк и сложные формулировки

Так говорить не стоит!

А вот так надо!

Ты какой  - то неуравновешенный, нервничаешь вечно!

Мне кажется, ты был взволнован, когда отвечал на уроке.

Ты что кричишь, думаешь, я несправедливо тебя оцениваю?

Ты сейчас очень громко говоришь

Только бездельники и дураки списывают на контрольной

Мне неприятно видеть, как ты списываешь

Ты никогда не умел объяснять материал, опять никто ничего не понял

Я думаю, что ты объяснял слишком сложными фразами

Опять ты обзываешься! То вчера Петю обозвал, то, помнишь на прошлой неделе как со мной разговаривал

Сейчас ты ведёшь себя не совсем корректно

Ты должен относиться к урокам серьёзнее!

Возможно, в следующий раз стоит больше времени уделить подготовке

Я тут целых полчаса распинаюсь! Ты  меня не слушаешь! Как с тобой можно разговаривать?!

Для меня важно, чтобы мы друг друга выслушали

Да отвлекись ты, я хочу тебе сказать…

Когда закончишь свои дела, дай мне знать. Мне хотелось бы поговорить с тобой.

А дальше провели музыкальную физминутку «Тётя Весельчак»

Для позитивного взаимодействия с коллегами провели тренинг.

Цель тренинга: познакомить педагогов с приёмами по улучшению личного психологического состояния и психологического климата в коллективе в целом. Дать представление о психологическом здоровье и приемах эффективного взаимодействия и конструктивного общения. Познакомить с техниками регуляции эмоционального напряжения. Обеспечить эффект психологического поглаживания.

Игра «Имя прилагательное».

Все участники поочередно называли свое имя с эпитетом перед ним на ту же букву, что и имя. Прилагательные должны быть только позитивными. По принципу «снежного кома» имена с прилагательными повторялись с нарастающим итогом.

Упражнение «Пересядем!»

Пересаживаются те, кто любит мороженое, мандарины, лыжную прогулку, шашлык, запах ели, шоколадные конфеты…

(стулья заранее расставлены парами по кругу).

Упражнение «Комплименты»

Каждый участник, долго не задумываясь, сделает комплимент своему напарнику. («Вы сегодня отлично выглядите», «Мне в Вас нравится…)

Провели самомассаж лица «Мои друзья»

Здесь живет Хмурилка,                         Потереть брови

Здесь живет Дразнилка,                        Потереть нос

Здесь живет Смешилка,                        Потереть уголки губ

Здесь живет Страшилка.                      Потереть щеки

Это носик Бибка!                                  Потереть крылья носа

А где твоя улыбка?                               Приподнять пальцами уголки губ

Упражнение на расслабление и снятие напряжения. Упражнение «Я в лучах солнца».

На листе нарисовать солнце с кружком посередине и множеством лучей. В кружке написать свое имя. Около каждого луча написать что-нибудь хорошее о себе. Задача – вспомнить как можно больше хорошего.

Носить солнце с собой или хранить его в определенном месте. Иногда можно добавлять лучики. А если станет особенно тяжело и покажется, что мы ни на что не способны, достать и рассмотреть его, вспомнить все то хорошее, что написано на  солнышке.

На прощание была проведена игра «Один за всех и все за одного».

Участники встали в круг, вытянули руки в центр, ложа их на руки других участников, ведущий обхватил всю «гору» рук и произнес: «Один за всех», резко приподнял руки и, отпуская все вместе сказали: «И все за одного!»

В конце мероприятия раздали памятки «Как создать благоприятный психологический климат».

Памятка
Как создать благоприятный психологический климат.

1.Заходи в школу только с радостным настроением, оставляя за порогом весь негатив. Пусть дети не будут заложниками твоих семейных неурядиц, проблем со здоровьем, вечного недосыпания…

2.Помни: ты нуждаешься в учениках так же , как они нуждаются в тебе- каждый день, каждый урок!

3. « Смертельный грех учителя – быть скучным». Так сказал И.Ф.Гербарт. Постарайтесь сделать свой урок незабываемым для учеников.

4.Когда в ученике гаснет искра успеха. Он перестает интересоваться предметом. Старайтесь поддерживать огонь в душе ученика!

5. Ученик перестает делать ошибки тогда, когда научиться их исправлять. Не отказывай ученику в возможности исправить свои ошибки.

6. Слово –это мощное оружие в руках учителя. Неосторожное слово может навсегда посеять в ребенке чувство неуверенности в себе. Избегай необдуманных слов!

7.Не проходи мимо детских слез! То, что сейчас кажется нам наивным и глупым, для наших детей составляет целый мир.

8.Ученик – это «пришелец» из семьи. Постарайся расположить к себе родителей своих учеников, ведь у тебя с ними одна задача- учить и воспитывать. Пусть на смену выражению « ваш ребенок» придет выражение « наш ребенок». Родители это обязательно оценят.

9.Ничто так не сближает учителей и учеников, как совместное творчество. Пусть в школьной жизни будет больше праздников!

10. Улыбка открывает все двери! Улыбайся,  открывая дверь в детские сердца! Улыбайся чаще.

Мероприятие прошло на высоком уровне. Большое спасибо организаторам и участникам мероприятия за прекрасную дружескую атмосферу.

Мы желаем  сохранить это приятное ощущение надолго и использовать показанные приёмы в работе, постоянно поддерживать в своей душе покой и гармонию и тогда Вы  почувствуете себя здоровыми, задорными и активными.

13.05.2022 г                                                                                                           Захарчук А.В.

                                                                                                                              Сокольникова Т.М.

                                                                                                                        Щетинина А.И.

                                                                                                                     Кучулова Е.К.

                                                                                                                   Туркина С.А.