Помощь школьнику
Памятки, схемы, таблицы для школьников и не только
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Глагол 6 кл | 63.5 КБ |
Лексика 5кл | 57.5 КБ |
НЕ с различными частями речи | 18.26 КБ |
Обстоятельство | 15.7 КБ |
Прилагательное 6кл | 68.5 КБ |
Приставки 6кл | 32.5 КБ |
Тире между подлежащим и сказуемым 5кл | 15.67 КБ |
Числительное 6кл | 42.5 КБ |
Порядок синтаксического разбора | 15.09 КБ |
Порядок морфологического разбора | 17.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ГЛАГОЛ
ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ | Совершенный вид (что сделать?) | Несовершенный вид (что делать?) | ||
решить, взлететь, начертить, толкнуть | Решать, лететь, чертить, толкать | |||
Переходные существительное в винительном падеже без предлога; в родительном падеже в значении части предмета или при отрицании | Непереходные все остальные глаголы | |||
ловит рыбу (сущ. в форме вин. пад. без предлога) в пруду принесла воды (сущ. в род. пад. обознач. часть объекта) в чашке не купили в магазине хлеба(сущ. в род. пад., отриц. при глаголе) | смотрю в окно (сущ. в форме вин. пад. с предлогом) отъехали от дома (сущ. в род. пад. обознач. целый объект) купались в море (сущ. в форме предлож. Пад. с предлогом) | |||
Возвратные глаголы | Невозвратные глаголы | |||
смеяться, улыбаюсь | причёсывать, сверкали, проглядела | |||
Спряжение | ||||
I спряжение | II спряжение | Разноспрягаемые | ||
На –ать, -ять, -еть, -оть, -уть, -ыть, -чь (окончания: -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют) + исключения: брить, стелить | На -ить (окончания: -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят) + исключения: гнать, дышать держать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, и зависеть, и терпеть, и опять смотреть, вертеть | Хотеть (в ед. ч. имеет окончания 1 спр., а во мн. ч. – окончания 2 спряжения) Бежать (во всех формах, кроме 3 л. мн. ч. имеет окончания 2 спр., а в 3 л. мн. ч. – окончание 1 спряжения) Есть, дать (и образованные от них) | ||
колоть, решать, крикнуть, рыть, менять, лететь, стричь | пилить, молотить, боронить |
НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ | Наклонение | ||||
Изъявительное наклонение – реальное действие в настоящем, прошлом и будущем времени | Повелительное наклонение – побуждение к действию: суффиксы -и, -ите, -те, нулевой; частицы ПУСТЬ, ПУСКАЙ, ДА, ДАВАЙ + глагол форме изъявительного наклонения настоящего или будущего времени | Условное наклонение – возможное или желаемое действие: прошедшая форма глагола + частица БЫ | |||
рисую, рисовал, нарисую, буду рисовать | |||||
Время | |||||
Настоящее | Прошедшее | Будущее | рисуй, рисуйте, смотрите, сядь, ляг, давай улетим, пусть бежит | рисовал бы, нарисовал бы | |
горю, горишь, горят | горел, горели | будут гореть, сгорит | |||
Лицо | |||||
Изменяются по лицам | _________ | Изменяются по лицам | 2-е лицо пой, пойте | ______________ | |
1-е пою, поём 2-е поёшь, поёте 3-е поёт, поют | 1-е буду петь, спою 2-е будешь петь, споёшь 3-е будет петь, споёт | ||||
Род | |||||
_____________ | Изменяются по родам | ____________ | ________________ | Изменяются по родам | |
Вёл, вела, вело, вели | Спел бы, спела бы, спело бы, спели бы | ||||
Число | |||||
Изменяются по числам | Изменяются по числам | Изменяются по числам | |||
пишет, пишем | писал, писали | будет писать, напишут | стой, стойте | плыл бы, плыли бы | |
Синтаксическая роль = сказуемое | |||||
Все отправились в поход. | Располагайтесь здесь. | Рассказали бы вы нам всё. |
ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ
-ОВА – ЕВА- | -ЫВА – ИВА- |
Образуйте форму 1-го лица, единственного числа настоящего или будущего времени | |
-УЮ (-ЮЮ) | -ЫВАЮ (-ИВАЮ) |
-ОВА (ТЬ) –ЕВА(ТЬ) советую – советовать, советовал ночую – ночевать, ночевал | -ИВА(ТЬ) –ЫВА(ТЬ) приказываю – приказывать, приказывал покачиваю – покачивать, покачивал |
ЗАПОМНИ!
После шипящих на конце глаголов ВСЕГДА пишется Ь!
Инфинитив: обжечь, обжечься
2-е лицо, единственное число: учишь, учишься
Повелительное наклонение: отрежь, отрежьте
Предварительный просмотр:
ЛЕКСИКА.
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ – устойчивые сочетания слов: бить в набат, намылить шею, заморить червячка, держать в ежовых рукавицах, повесить нос, прийти в ярость, впасть в детство, одержать победу, тянуть лямку, сказка про белого бычка, сойти со сцены, живой труп, на деревню дедушке, на чём свет стоит, хоть шаром покати и т. д.
Предварительный просмотр:
НЕ с различными частями речи
НЕ с существительными
слитно:
1. если слово не употребляется без не: ненастье, невежа, невежда, неряха;
2. если слово с не можно заменить близким по значению словом без не: неприятель – враг, неправда – ложь.
раздельно:
если в предложении есть или подразумевается противопоставление: Нет, он не друг, а просто знакомый. НЕ карканьем ворон вызывается дождь. (Пословица)
НЕ с глаголами
слитно: если глагол не употребляется без не: ненавидеть, (мне) нездоровится.
раздельно: всегда, кроме исключений (см выше): не шуметь. не читал, не поеду.
НЕ с прилагательными
слитно:
- если слово не употребляется без не: невзрачный, небрежный;
- если слово с не можно заменить близкими по значению словом без не: нездоровый – больной, невежливый – грубый, невесел – грустен.
раздельно:
1.если в предложении есть или подразумевается противопоставление: Путь был не легким, а трудным и долгим.
2. с краткими прилагательными, которые употребляются только в функции сказуемого: не рад, не должен, не готов и др.
НЕ с наречиями на –о (-е)
слитно:
- если слово не употребляется без не: невзрачно, нелепо;
- если слово с не можно заменить близким по значению словом без не: нелегко (трудно); невесело (грустно).
раздельно:
если в предложении есть или подразумевается противопоставление: Перед дождем ласточки летают не высоко, а над самой травой.
НЕ с именами состояния
слитно:
если слово не употребляется без не: нельзя;
раздельно:
всегда, кроме исключений (см выше): здесь не жарко.
НЕ с отрицательными и неопределенными местоимениями
слитно:
1.неопределенные местоимения образуются от вопросительных прибавлением частицы не, которая превращается в приставку: некто, нечто, некоторый и др.
2. отрицательные местоимения с приставками не и ни пишутся слитно. Не пишется под ударением, ни – без ударения: некого – никого, нечему – ничему, негде – нигде, некогда – никогда.
раздельно:
если ни и не отдельны от местоимения предлогом, то они пишутся отдельно: не у кого, ни у кого, не о чем, ни о чем.
НЕ с причастиями
раздельно:
НЕ с полными причастиями:
1. если причастие имеет зависимые слова, то есть образует причастный оборот: На столе лежало не отправленное мною письмо. – На столе лежало неотправленное письмо;
2. если в предложении есть противопоставление с союзом а: В вазе стояли не увядшие, а свежие цветы.
слитно:
НЕ с полными причастиями:
- если причастие не имеет зависимых слов: непрекращающийся дождь;
- если причастие не употребляется без не: ненавидящий взгляд;
С краткими причастиями не пишется раздельно: Письмо не отправлено. Книга не прочитана.
НЕ с деепричастиями
ПИШЕТСЯ РАЗДЕЛЬНО (как и с глаголами): Ответил не задумываясь.
НЕ пишется раздельно с разными частями речи, если входят в состав сочетаний: совсем не, вовсе не, далеко не, ничуть не, нисколько не и др.: совсем не старик, вовсе не новый, далеко не первый, ничуть не смутился.
Предварительный просмотр:
Виды обстоятельств
Обстоятельства | Вопросы | Примеры |
Места | где? куда? откуда? | И хорошо мне здесь остановится и, глядя вдаль, подумать, помечтать. (М. Исаковский) С горы бежит поток проворный. (А. Фет) |
Времени | когда? как долго? с каких пор? (с какого времени?) до каких пор? | Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел. (Н. Некрасов) Так лежит она целые дни и целые ночи, тихая, печальная. (А. Куприн) От восхода до заката жизнью улицы кипят. (Е. Трутнева) |
Причины | почему? отчего? по какой причине? | Сенокос запоздал из-за дождей. (К. Паустовский) B все почему-то вздохнули. (А. Чехов) От жары и духоты книзу клонятся цветы. ( А. Барто) |
Образа действия и степени | как? каким образом? в какой степени? | Снег падал медленно и бесшумно. (С. Антонов) Не очень-то я его боюсь. (А. Островский) Место оказалось совсем неудачным. (А. Гайдар) |
Сравнения | как? | За печкой тикал, как ходики, сверчок. (К. Паустовский) Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит. (А. Пушкин) |
Цели |
| Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться. (И. Крылов) Пчела за данью полевой летит из кельи восковой. (А. Пушкин) |
Условия | при каком условии? | Чуден Днепр при тихой погоде. (Н. Гоголь) |
Уступки | несмотря на что? | В домах, несмотря на ранний час, горели лампы. (К. Паустовский) |
Предварительный просмотр:
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
ПОСТОЯННЫЕ
ПРИЗНАКИ | Лексико-грамматические разряды | |||||||
Качественные прилагательные обозначают качества предмета | Притяжательные – признак принадлежности предмета | Относительные – материал, из которого сделан предмет | ||||||
КРАТКАЯ ФОРМА | СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ | Суффиксы -ов, -ин, -ын, -ий (вопрос ЧЕЙ?) | Нет краткой формы, степеней сравнения Суффиксы - ан (-ян), -онн (-енн), -н | |||||
Сравнительная | Превосходная | |||||||
простая | сложная | простая | сложная | |||||
Суффиксы -ее, -ей, -е | Полная форма + более/менее | Суффиксы - ейш, - айш | Полная форма + наиболее/наименее/самый | |||||
добрый – добр смелый – смел искренний – искренен | добрее смелей дешевле | менее дорогой более дешёвый | добрейший ближайший | самый приятный наиболее важный наименее интересный | дедов (костюм) мамин (платок) лисий (нос) куницын (хвост) | глиняный кувшин (кувшин из глины) лесная поляна (поляна в лесу) | ||
Склонение Правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных проверяй с помощью вопроса. Например: в доме (каком?) новом, красивом | ||||||||
Мягкое | Твёрдое | Смешанное | ||||||
синий, синего, синему, синим, синее | красный, красного, красную | горький, горького, горькая, горькими |
НЕПОСТОЯННЫЕ | ПРИЗНАКИ | Число | |||||
Единственное | Множественное | ||||||
красный, синий | красные, синие | ||||||
Падежи | |||||||
Им. пад. Кто? Что? | Род. пад. Кого? Чего? | Дат. пад. Кому? Чему? | Вин. пад. Кого? Что? | Творит. пад. Кем? Чем? | Предлож. пад. О ком? О чём? | ||
добрый лисий | доброго лисьего | доброму лисьему | добрый лисий | добрым лисьим | о добром о лисьем | ||
Род | |||||||
Мужской | Женский | Средний | |||||
светлый день городской житель лисий хвост | светлая комната городская квартира лисья шуба | светлое окно городское жильё лисье угодье | |||||
Синтаксическая роль | |||||||
Определение | Сказуемое | ||||||
В букете были синие, красные и белые цветы. | День был по-весеннему ярок, а солнце – ласковым и тёплым. |
Н и НН
в суффиксах прилагательных,
образованных от существительных
Н | - ИН - гусиный, лебединый, гостиный | |
- АН - ЯН – ледяной, серебряный, кожаный Исключение: оловянный, деревянный, стеклянный | ||
В кратком прилагательном, если в полном – одна буква Н: прекрасный – прекрасна, юный – юн | ||
НН | - ОНН – ЕНН – экскурсионный, лекционный, утренний, соломенный Исключение: ветреный (день, человек) | |
От существительного с основой на Н: туман – туманный, дно – бездонный | ||
В кратком прилагательном, если в полном – две буквы НН: ценная вещь – вещь ценна, длинная дорога – дорога длинна | ||
ЗАПОМНИТЕ: ветреный (день, человек), но ветряной (двигатель), ветряная (мельница); свиной, багряный, рьяный, румяный, юный, синий |
Предварительный просмотр:
ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК.
- Всегда одинаково, независимо от произношения, пишутся согласные и гласные в приставках: об-, от-, над-, под-, пред-, в-, с-, пере-, на-, до-, по-, за- о-, у-.
НО! в конце приставок может появиться беглый гласный О:
обвить – обозначить
отбирать – отобрать
надпись – надорвать
врезать – ворваться
сбить – сорвать
подбор – подобрать
- Правописание приставок зависит:
↓ ↓
От последующего согласного От значения
↓ ↓ ↓ ↓
звонкий согласный глухой согласный 1) →← 1) =очень
в, г, д, б, ж, м, н, р, л, з п, ф, к, т, ш, с, ц, ч, х, щ присоединение премудрый
↓ ↓ приближение предобрый
З С 2) вблизи 2) = пере -
↓ ↓ пригород преграда
Безвыходный Бесформенный пришкольный прервать
Возгордиться Воскликнуть 3) неполнота
Издавать Истолковать действия ↓
Разжать Расширить приоткрыть ПРЕ -
Низвергать Нисходить приукрасить
↓
ПРИ –
- После приставок, оканчивающихся на согласный, в соответствии с произношением вместо И пишется Ы:
Игра – розыгрыш
Имя – безымянный
История – предыстория
Интересный – небезынтересный
Запомнить: взимать
НО! после приставок МЕЖ- и СВЕРХ-, КОНТР- и ТРАНС- пишется И:
Межинститутский
Сверхизысканный
Контригра
Трансиранский
Предварительный просмотр:
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ | Лексико-грамматические разряды | |||||
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ (сколько?) количество предметов | ПОРЯДКОВЫЕ (какой? который?) порядок предметов при счёте | |||||
Простые | Сложные | Составные | Простые | Сложные | Составные | |
два сорок | одиннадцать двадцать | тридцать пять сто двадцать три | второй сороковой | одиннадцатый двадцатый | тридцать пятый сто двадцать третий | |
Типы числительных по значению | ||||||
Целые | Собирательные | Дробные | ||||
три тридцать триста сорок два | четверо семеро оба/обе | полтора полтораста одна третья две целых пять десятых | ||||
Склонение | ||||||
Целые | Собирательные | Дробные | По типу прилагательного | |||
Один = местоимению этот 2 – 4 = свой тип склонения 5 - 20, 30 = сущ. 3 скл. 40, 90, 100 = И., В. п. – о; Р., Д., Т., П. п. – а 50 – 80, 200 – 900 = склоняются обе части Тысяча = сущ. 1 скл. Миллион, миллиард = сущ. 2 скл. | Употребляются с существительными, обозначающими - лиц мужского пола - детёнышей животных - парные предметы - имеющими только форму мн. ч. Склоняются как имена прилагательные во множественном числе | Числитель дроби = см. количественное числительное/ знаменатель дроби = см. порядковое числительное полтора, полтораста (им., вин. п.) полутора, полутораста (род., дат., тв., пр. п.) | Простые | Сложные | Составные !!! изменяется только последнее слово | |
второму ученику (дат. п.) сороковым годом (вин. п.) | двадцатым днём (тв. п.) четырнадцатую тетрадь (вин.п.) | тридцать пятого (род. п.) сто двадцать третьему (дат. п.) | ||||
одного (род. п.) Два – двух – двум – два – двумя – о двух Сорок (им., вин. п.) – сорока (род., дат., тв., пр. п.) семьюдесятью рублям (тв. п.) пятисот сорока тридцати двух миллионов (род. п.) | троих парней (род. п.) семерым козлятам (дат. п.) двумя брюками (тв. п.) | отрежу одну третью (вин. п.) пирога к нулю целых пяти десятым (дат. п.) прибавить две целых семь десятых (вин. п.) полутора суток (род. п.) полутораста рублями (тв. п.) |
Предварительный просмотр:
Порядок синтаксического разбора предложения.
- Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).
- Вид предложения по интонации/эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).
- Выделить грамматическую(ие) основу(ы). Над подлежащим и сказуемым написать, какой частью речи они выражены.
- Определить, простое или сложное предложение. Если сложное, то указать, союзное или бессоюзное.
- Вид предложения по наличию второстепенных членов (распространённое, нераспространённое). Подчеркнуть второстепенные члены (если есть).
- Если предложение осложнено, то указать чем (однородными членами предложения, обращением, обобщающим словом и т.д.)
- Составить схему предложения.
Порядок синтаксического разбора предложения.
- Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).
- Вид предложения по интонации/эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).
- Выделить грамматическую(ие) основу(ы). Над подлежащим и сказуемым написать, какой частью речи они выражены.
- Определить, простое или сложное предложение. Если сложное, то указать, союзное или бессоюзное.
- Вид предложения по наличию второстепенных членов (распространённое, нераспространённое). Подчеркнуть второстепенные члены (если есть).
- Если предложение осложнено, то указать чем (однородными членами предложения, обращением, обобщающим словом и т.д.)
- Составить схему предложения.
Порядок синтаксического разбора предложения.
- Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).
- Вид предложения по интонации/эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).
- Выделить грамматическую(ие) основу(ы). Над подлежащим и сказуемым написать, какой частью речи они выражены.
- Определить, простое или сложное предложение. Если сложное, то указать, союзное или бессоюзное.
- Вид предложения по наличию второстепенных членов (распространённое, нераспространённое). Подчеркнуть второстепенные члены (если есть).
- Если предложение осложнено, то указать чем (однородными членами предложения, обращением, обобщающим словом и т.д.)
- Составить схему предложения.
Предварительный просмотр:
Порядок морфологического разбора имени существительного:
I. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
II. Нач. форма (существительное в именительном падеже, единственного числа).
Постоянные признаки: собственное или нарицательное; одушевленное или неодушевленное; род; склонение. Непостоянные признаки: число, падеж.
III. Каким членом предложения (главным или второстепенным, каким именно) является.
Пример:
- С берёзы (с чего?) – сущ.
- Н. ф. берёза. Пост.: нариц., неодуш., ж.р., 1 скл. Непост.: ед.ч., Р.п.
- Упал (откуда?) с берёзы – обстоятельство.
Порядок морфологического разбора имени существительного:
I. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
II. Нач. форма (существительное в именительном падеже, единственного числа).
Постоянные признаки: собственное или нарицательное; одушевленное или неодушевленное; род; склонение. Непостоянные признаки: число, падеж.
III. Каким членом предложения (главным или второстепенным, каким именно) является.
Пример:
- С берёзы (с чего?) – сущ.
- Н. ф. берёза. Пост.: нариц., неодуш., ж.р., 1 скл. Непост.: ед.ч., Р.п.
- Упал (откуда?) с берёзы – обстоятельство.
Порядок морфологического разбора имени существительного:
I. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
II. Нач. форма (существительное в именительном падеже, единственного числа).
Постоянные признаки: собственное или нарицательное; одушевленное или неодушевленное; род; склонение. Непостоянные признаки: число, падеж.
III. Каким членом предложения (главным или второстепенным, каким именно) является.
Пример:
- С берёзы (с чего?) – сущ.
- Н. ф. берёза. Пост.: нариц., неодуш., ж.р., 1 скл. Непост.: ед.ч., Р.п.
- Упал (откуда?) с берёзы – обстоятельство.
Порядок морфологического разбора имени существительного:
I. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
II. Нач. форма (существительное в именительном падеже, единственного числа).
Постоянные признаки: собственное или нарицательное; одушевленное или неодушевленное; род; склонение. Непостоянные признаки: число, падеж.
III. Каким членом предложения (главным или второстепенным, каким именно) является.
Пример:
- С берёзы (с чего?) – сущ.
- Н. ф. берёза. Пост.: нариц., неодуш., ж.р., 1 скл. Непост.: ед.ч., Р.п.
- Упал (откуда?) с берёзы – обстоятельство.