Разработки уроков по литературе

Екатерина Витальевна Кузьмина

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В мыслях о родной душе М.Ю.Лермонтов «Сон»

Слайд 2

За несколько месяцев до смерти, в 1841 году, на Кавказе М.Ю.Лермонтов написал пророческое стихотворение «Сон».

Слайд 3

В полдневный жар в долине Дагестана С свинцом в груди лежал недвижим я; Глубокая еще дымилась рана, По капле кровь сочилася моя. Лежал один я на песке долины; Уступы скал теснилися кругом, И солнце жгло их желтые вершины И жгло меня - но спал я мертвым сном . И снился мне сияющий огнями Вечерний пир, в родимой стороне. Меж юных жен, увенчанных цветами, Шел разговор веселый обо мне. Но, в разговор веселый не вступая, Сидела там задумчиво одна, И в грустный сон душа ее младая Бог знает чем была погружена: И снилась ей долина Дагестана: Знакомый труп лежал в долине той: В его груди, дымясь ,чернела рана, И кровь лилась хладеющей струей.

Слайд 4

Зимой 1841 года, оказавшись в отпуске в Петербурге, Лермонтов пытался выйти в отставку, мечтая полностью посвятить себя литературе, но не решился сделать это, так как бабушка была против, она надеялась, что её внук сможет сделать себе карьеру и не разделяла его увлечение литературой. Поэтому весной 1841 года он был вынужден возвратиться в свой полк на Кавказ. Историческая справка Памятник на месте дуэли М. Ю. Лермонтова

Слайд 5

Почему стихотворение называется «Сон»? Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты (Кавказский вид с саклей). 1837. Картина М. Ю. Лермонтова. Картон, масло.

Слайд 6

В творчестве М. Ю. Лермонтова наряду с мотивами тоски и одиночества присутствуют темы сна, забвения как способы уйти от той безысходности и как душевное состояние, ставшее приметой современной поэту эпохи. Попытке проанализировать состояние человека, находящегося между жизнью и смертью, представить читателю тему сна в форме потока сознания посвящено стихотворение Лермонтова «Сон». М.Ю. Лермонтов. Кавказский вид с Эльбрусом. Масло. 1837

Слайд 7

Кто видит сон в этом стихотворении? М.Ю. Лермонтов. Воспоминание о Кавказе. Масло. 1838

Слайд 8

В произведении нет четкого указания на конкретного рассказчика: с одной стороны, повествование может вестись от лица человека, видящего сон, с другой стороны, в роли повествователя может выступать умирающий человек, которого постепенно оставляет жизнь. М.Ю. Лермонтов. Перестрелка в горах Дагестана. Масло. 1840–1841

Слайд 9

Сон видит лирический герой, лежащий под палящим солнцем «в долине Дагестана»: ему снится «вечерний пир в родимой стороне», «юные жены, увенчанные цветами», весело говорящие о нём, и та единственная, которая задумчиво грустит. М.Ю. Лермонтов. Пейзаж с двумя березами. Акварель 1828–1832

Слайд 10

Сон видит героиня: ей снится погибающий лирический герой. М.Ю. Лермонтов. Пляска грузинок на плоской кровле. Итальянский карандаш. 1837

Слайд 11

Состояние человека между жизнью и смертью, испытание жизни «в минуты роковые» характерно для творчества Лермонтова. И в данном произведении сон тоже выступает словно бы предтечей смерти, это так называемый сон в кубе, как бы 3 сна: сон умирающего, в нем еще один сон о девушке (следующие две строчки третьей строфы и четвертая строфа) и сон самой девушки (последняя строфа). Все эти три сна несут в себе значение видения или предвидения происходящего где-то очень далеко, поэтому сон обретает новый смысл, становясь грезами утомленного сознания раненого человека.

Слайд 12

Как вы думаете, почему лирический герой и героиня в эту минуту видят друг друга во сне? Что такое внутреннее зрение, предчувствие? М.Ю. Лермонтов. Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой. Масло. 1835

Слайд 13

В чём драматизм стихотворения? Что, с вашей точки зрения, привело лирического героя к трагическому исходу? М.Ю. Лермонтов. При Валерике . Похороны убитых. Акварель. 1840

Слайд 14

Где-то есть родная душа, кто-то не просто думает о тебе, но в час твоей кончины пророчески видит её внутренним оком, однако, существование такого человека не только не приносит счастья – «я» убит, - но лишь усугубляет трагизм происшедшего. «Я» теряю вместе с жизнью её, она теряет его, и оба в грёзах видят друг друга: мёртвый – живую, живая – мёртвого.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Живой любви глубокие черты…» Урок-размышление

Слайд 2

Пленительные образы! Едва ли В истории какой-нибудь страны Вы что-нибудь прекраснее встречали. Их имена забыться не должны!

Слайд 3

Трубецкая Екатерина Ивановна, жена С. П. Трубецкого отправилась за мужем на следующий день после него - С другом любо и в тюрьме!- В думе мыслит красна девица.- Свет он мне в могильной тьме… Встань, неси меня, метелица! Занеси в его тюрьму… Пусть, как птичка домовитая, Прилечу я – и к нему…

Слайд 4

ВОЛКОНСКАЯ (Раевская) Мария Николаевна жена С. Г. Волконского, последовала за мужем в Сибирь и приехала в ноябре 1826 в Благодатский рудник. Иду я туда, где я больше нужна, Иду я к тому, кто в неволе

Слайд 5

МУРАВЬЕВА (Чернышева) Александра Григорьевна Жена Н.М. Муравьева , последовала за мужем в Сибирь, прибыла в Читу в феврале 1827 Она была воплощенная любовь… В делах любви и дружбы она не знала невозможного…

Слайд 6

НАРЫШКИНА (Коновницына) Елизавета Петровна Жена М. М. Нарышкина, последовала за мужем в Сибирь. Кроясь в пухе соболей, Вся душою вдаль уносится; Из задумчивых очей Капля слез за каплей просится…

Слайд 7

ДАВЫДОВА (Потапова) Александра Ивановна жена В.Л. Давыдова , последовала в 1828 за мужем в Сибирь Счастье найдешь всюду, при любых условиях, когда выполняешь свой долг и выполняешь его с радостью, то обретаешь душевный покой.

Слайд 8

АННЕНКОВА (Гебль) Прасковья (Полина) Егоровна жена И. А. Анненкова, француженка, последовавшая за Анненковым в Сибирь и обвенчавшаяся 4.4.1828 с ним в Чите. Встретиться или умереть! « Много было поэзии в нашей жизни. Если много было лишений, труда и всякого горя, зато иного было и отрадного…»

Слайд 9

Пленительные образы! Едва ли В истории какой-нибудь страны Вы что-нибудь прекраснее встречали. Их имена забыться не должны!

Слайд 10

ПАМЯТНИК ЖЕНАМ ДЕКАБРИСТОВ «И не стыдно ли было нам падать духом, когда слабые женщины возвысились до прекрасного идеала геройства и самоотвержения! Эти женщины стали поистине образцом мужества, преданности, твердости при всей юности, нежности и слабости пола. Да будут незабвенны имена ваши!»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Тема: «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы

Слайд 3

Тогда напускал десять соколов на стадо лебедей: какую лебедь настигали, та первой и пела песнь – старому Ярославу, храброму Мстиславу, что зарезал Редедю пред полками касожскими , красному Роману Святославичу .

Слайд 4

Старый Ярослав – князь Ярослав Мудрый. С 1036 года Ярослав – единовластный правитель Киевской державы

Слайд 5

Мстислав, князь тмутороканский и черниговский. В данном случае имеется в виду сражение Мстислава с касожским князем Редедей ( касоги – название одного из племён, населявших земли Северного Кавказа). Об этом сражении 1022 года подробно рассказывает «Повесть временных лет». Перед битвой князь Редедя предложил Мстиславу выйти на поединок, в котором и оказался побеждённым (зарезанным) Мстиславом. (Картина Н.Рериха)

Слайд 6

Роман Святославич Красный (красивый) - тмутороканский князь, внук Ярослава Мудрого. Год рождения неизвестен, в 1079 году был убит половцами.

Слайд 7

Тема: Сон и «золотое слово» Святослава. Значение обращения автора к русским князьям

Слайд 8

Во второй части «Слова…» мы можем так же выделить три части: а)сон Святослава и толкование его боярами; б)«золотое слово» Святослава; в)обращение автора к князьям.

Слайд 9

Князь Святослав Всеволодович — сын великого князя киевского Всеволода Ольговича . Святослав — это двоюродный брат Игоря и Всеволода, главных героев "Слова о полку Игореве". Князь Святослав Всеволодович родился около 1125 г. и умер в 1194 г. Он являлся киевским князем с 1180 г. В 1143 г. Святослав женился на Марии Васильковне , дочери полоцкого князя. Святослав вел успешную борьбу против половцев. В 1180-х гг. Святослав вместе с другими князьями совершил походы на половцев и нанес им сокрушительное поражение. Князь Святослав объединился с Рюриком Ростиславичем . Благодаря их союзу в 1181—1194 гг. жизнь на Руси протекала относительно мирно и стабильно.

Слайд 10

Сон Святослава – предчувствие беды. «Два сокола» - два русских князя, его двоюродные братья, которым «сабли поганых крыльца подсекли». Впервые за всю историю отношений с половцами русских князей взяли в плен.

Слайд 11

«Не вижу уже власти сильного, и богатого, и обильного воинами брата моего Ярослава…» Ярослав Всеволодович , черниговский князь, родной брат Святослава, в ответ на призыв великого князя собрал своё войско и встал около Чернигова, защищая только свою землю.

Слайд 12

«Вот у Римова кричат под саблями половецкими, а Владимир под ранами. Горе и тоска сыну Глебову!» Владимир Глебович , о котором говорит Святослав, приходится братом «прекрасной Глебовне», жене попавшего в плен Всеволода. Защищая Переяславль от половцев, он выехал из города с малой дружиной и крепко бился с половцами, но был тяжело ранен копьями. Половцы, возвращаясь назад, напали на беззащитный Римов и уничтожили город

Слайд 13

Рюрик на момент событий 1185 года – соправитель Святослава в Киевской земле, его воины вместе с войсками Святослава заняли позиции на берегу Днепра против половцев. Воины же Давыда не услышали призыва вступить в золотые стремена «за обиду сего времени, за землю Русскую, за раны Игоревы, буйного Святославовича!»

Слайд 14

Автор ярко описывает могущество князя Ярослава Осмомысла , отца Ефросиньи Ярославны, жены князя Игоря. В этих словах содержится намёк на события 1159 года, когда Ярослав Осмомысл в союзе с волынскими полками захватил Киев. Автор верит в помощь русских князей своим братьям: «Стреляй же, господин, в Кончака , поганого раба, за землю Русскую, за раны Игоревы, буйного Святославовича!»

Слайд 15

«А ты, буйный Роман и Мстислав! Храбрая мысль влечёт ваш ум на подвиг…» Братья Роман и Мстислав Ростиславичи , потомки Мстислава Великого. Их полки наголову разбили Андрея Боголюбского , показав свою силу. В 1185 году Ростиславичи княжили в Смоленской земле, их ближайшими соседями были литва , ятвяги и деремелы . Автор отдаёт должное уму и отваге братьев. Но что их отвага, проявленная в сражениях с русскими князьями, если русская земля стонет от половцев, если «Игорева храброго полка не воскресить»?

Слайд 16

« Ингварь и Всеволод, и все три Мстиславича , не худого гнезда соколы», - обращается автор к другим русским князьям, - …загородите полю (т.е. степным кочевникам) ворота своими острыми стрелами за землю Русскую, за раны Игоревы, буйного Святославича !»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

09.03.21 Село Покровское – имение Троекурова? 2 . Кистеневка принадлежит Троекурову?

Слайд 3

3. Троекуров, надменный в отношениях с людьми самого высокого звания, уважал Дубровского? 09.03.21 4.Троекуров имел чин поручика?

Слайд 4

5.Дубровский предлагал Троекурову породниться, поженив детей? 09.03.21 6. Дубровский промолчал в ответ на дерзкий ответ псаря о том, что «иному дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку»?

Слайд 5

8. В письме Дубровский требует от Троекурова жестко наказывать «псаря Парамошку»? 09.03.21 7. Троекуров ценил Дубровского как опытного охотника и не ездил без него на охоту?

Слайд 6

9.Идея отобрать землю у Дубровского принадлежит заседателю Шабашкину? 09.03.21 10.Дубровский заботился о деле по владению им «сельцом Кистеневкою»?

Слайд 7

11.Троекуров заботился о выигрыше им затеянного дела? 09.03.21


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тест по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Слайд 2

1. Какой из чиновников, придя к Хлестакову, начал «сдавать своих»?

Слайд 3

Назовите единственного положительного «героя» в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Обоснуйте.

Слайд 4

3. О чем просил Хлестакова Бобчинский, когда пришел к нему в комнату? А Добчинский?

Слайд 5

4. Как автор называет город, в котором происходят события?

Слайд 6

5. Как можно охарактеризовать слугу Хлестакова, Осипа?

Слайд 7

6. Как именно злоупотреблял своим служебным положением Иван Кузьмич Шпекин и как это помогло разоблачить Хлестакова?

Слайд 8

Опишите «реформы», которые Городничий предлагал провести в богоугодных заведениях к приезду ревизора.

Слайд 9

8. Где остановился Хлестаков до того, как переехал к Городничему?

Слайд 10

9. На ком собирался жениться Хлестаков?

Слайд 11

10. На кого жаловались купцы и почему? А слесарша и унтер-офицерша?


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

И.С . Тургенев « Бежин луг». Урок литературы в 6 классе. Составитель: учитель русского языка и литературы Козловская Е.Ю.

Слайд 2

Цели: Познакомиться с творчеством И.С. Тургенева. Увидеть мастерство писателя Развивать навыки аналитического чтения. Развивать навыки выразительного чтения и пересказа, нахождения художественно-изобразительных средств Повторить понятие «рассказ», закрепить понимание идейно-художественных особенностей рассказа. Воспитывать у учащихся чувство прекрасного, чувство любви к русскому языку, к живой природе. Помочь учащимся осознать многообразные связи русских писателей с природой. И.С. Тургенев 1818-1883

Слайд 3

Рассказ — это небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию. “ Бежин луг ” – самый поэтический и волшебный рассказ “Записок охотника”. Одновременно с этим он и самый загадочный рассказ тургеневского цикла.

Слайд 4

Роль пейзажа. Был … июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно, утренняя заря не … : она разливается … румянцем. Солнце — … , не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно … — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка … ; блеск их подобен блеску … Но вот опять хлынули … лучи, — и весело и … , словно взлетая, поднимается … .

Слайд 5

Был прекрасный ( эпитет ) июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно, утренняя заря не пылает пожаром ( метафора ): она разливается кротким ( эпитет) румянцем. Солнце — не огнистое ( эпитет ), не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное ( эпитет ) — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками ( метафора ); блеск их подобен блеску кованого серебра ( метафора )… Но вот опять хлынули играющие ( эпитет ) лучи, — и весело и величаво ( эпитет ), словно взлетая, поднимается могучее светило (метафора).

Слайд 6

Кольцевая композиция . Цель её – показать, как изменилось отношение автора к природе, показать её внутренний богатый мир, красоту. Описание пейзажа помогает нам лучше понять настроение, автор наслаждается природой

Слайд 9

В старину в конце весны праздновались зелёные святки ( троицо-семицкие обряды). « Зелёные » - так как это был праздник растительной природы. Троицкую неделю называли русальной, так как в это время по народным поверьям, в воде и на деревьях появлялись русалки – обычно девушки, умершие до брака. Они воспринимались как опасные духи, которые преследуют людей и даже могут их погубить.

Слайд 10

Вывод. • С какой целью рассказывают мальчики былички ? Стремление познать мир, они верят в существование нечисти (запись в тетрадь). • Какими перед нами предстают крестьянские дети? Это дети с искренней и чистой душой, богатым внутренним миром, добрым, тёплым и чистым сердцем (запись в тетрадь). « Бежин луг» - один из самых поэтичных рассказов в «Записках охотника».Он пробуждает в человеке способность воспринимать прекрасное, раскрывает красоту и русской природы, и выросших среди нее, на первый взгляд, ничем не приметных героев. (запись в тетрадь).

Слайд 11

Д/ з . Выбрать любую непрочитанную сегодня быличку , подготовить выразительный пересказ, написать отзыв о рассказе И.С. Тургенева « Бежин луг »

Слайд 12

КОНЕЦ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовил: Моисеев Егор МОАУГ №8 5 А класс Проект по литературе «Иллюстрации к сказке А.Погорельского «Черная курица или Подземные жители»

Слайд 2

«Вдруг сердце у Алеши еще сильнее забилось: ему послышался голос любимой его Чернушки! Она кудахтала самым отчаянным образом, и ему показалось, что она кричит: Кудах, кудах, кудуху! Алеша, спаси Чернуху! Кудуху, кудуху, Чернуху, Чернуху! Алеша никак не мог долее оставаться на своем месте. Он, громко всхлипывая, побежал к кухарке и бросился к ней на шею в ту самую минуту, как она поймала уже Чернушку за крыло».

Слайд 3

Между тем отворили настежь все двери; и учительша начала приседать в ожидании столь почтенного гостя, который вскоре потом показался. Сперва нельзя было видеть его за толстою учительшею, стоявшею в самых дверях; но когда она, окончив длинное приветствие свое, присела ниже обыкновенного, Алеша, к крайнему удивлению, из-за нее увидел... не шлем пернатый, но просто маленькую лысую головку, набело распудренную, единственным украшением которой, как после заметил Алеша, был маленький пучок!

Слайд 4

«Он взглянул на стоявшую подле него кровать, немного освещенную месячным сиянием, и заметил, что белая простыня, висящая почти до полу, легко шевелилась. Он пристальнее стал всматриваться: ему послышалось, как будто что-то под кроватью царапается, и немного погодя показалось, что кто-то тихим голосом зовет его: - Алеша, Алеша! Алеша испугался! Он один был в комнате, и ему тотчас пришло на мысль, что под кроватью должен быть вор. Но потом, рассудив, что вор не назвал бы его по имени, он несколько ободрился, хотя сердце в нем дрожало. Он немного приподнялся в постели и еще яснее увидел, что простыня шевелится, еще внятнее услышал, что кто-то говорит: - Алеша, Алеша! Вдруг белая простыня приподнялась, и из-под нее вышла... черная курица!»

Слайд 5

«Вдруг вошли они в залу, освещенную тремя большими хрустальными люстрами. Зала была без окошек, и по обеим сторонам висели на стенах рыцари в блестящих латах, с большими перьями на шлемах, с копьями и щитами в железных руках. Чернушка шла впереди на цыпочках и Алеше велела следовать за собою тихонько- тихонько... В конце залы была большая дверь из светлой желтой меди».

Слайд 6

«…и вошло множество маленьких людей, ростом не более как с пол аршина, в нарядных разноцветных платьях. Вид их был важен: иные по одеянию казались военными, другие - гражданскими чиновниками. На всех были круглые с перьями шляпы наподобие испанских. Они не замечали Алеши, прохаживались чинно по комнатам, и громко между собой говорили, но он не мог понять, что они говорили. Долго смотрел он на них молча…»

Слайд 7

«В продолжение нескольких недель учители не могли нахвалиться Алешею. Все уроки без исключения знал он совершенно, все переводы с одного языка на другой были без ошибок, так что не могли надивиться чрезвычайным его успехам. Алеша внутренне стыдился этим похвалам: ему совестно было, что поставляли его в пример товарищам, тогда как он вовсе того не заслуживал».

Слайд 8

«- Ах, Чернушка! - сказал Алеша вне себя от радости. - Я не смел надеяться, что с тобою увижусь Ты меня не забыла? - Нет, - отвечала она, - я не могу забыть оказанной тобою услуги, хотя тот Алеша, который спас меня от смерти, вовсе не похож на того, которого теперь перед собою вижу. Ты тогда был добрый мальчик, скромный и учтивый, и все тебя любили, а теперь... я не узнаю тебя! Алеша горько заплакал, а Чернушка продолжала давать ему наставления. Долго она с ним разговаривала и со слезами упрашивала его исправиться».

Слайд 9

«Принесли розги... Алеша был в отчаянии! В первый еще раз с тех пор, как существовал пансион, наказывали розгами, и кого же - Алешу, который так много о себе думал, который считал себя лучше и умнее всех! Какой стыд!.. Он, рыдая, бросился к учителю и обещался совершенно исправиться... - Надобно было думать об этом прежде, - был ему ответ. Слезы и раскаяние Алеши тронули товарищей, и они начали просить за него. А Алеша, чувствуя, что не заслужил их сострадания, еще горше стал плакать».

Слайд 10

«На другой день поутру дети, проснувшись, увидели Алешу, лежащего на полу без памяти. Его подняли, положили в постель и послали за доктором, который объявил, что у него сильная горячка».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Чудесный доктор» А.И . Куприна как рождественский рассказ.

Слайд 2

Александр Иванович Куприн, родился 26 августа 1870 года, в селе Наровчат Пензенской губернии Российской империи. Русский писатель. Автор романов и повестей,более 100 рассказов и очерков. Умер 25 августа 1938 года, в городе Ленинград, СССР. При мысли о Куприне хочется сразу сказать: добрый талант. Все произведения писателя пропитаны этой бесконечной добротой или, говоря его же словами, любовью ко всему живому- к дереву , собаке, воде ,земле , человеку , небу . О.Михайлов

Слайд 3

Чудо - всякое явление,кое мы не умеем объяснить по известным нам законам,- диво , необычайная вещь или явление, случай : неожиданное и противное предвидимой возможности , едва сбыточное . В.И.Даль

Слайд 4

Какое чудо совершил доктор? Почему его поведение и поступки автор представляет «чудесными»? Дайте нравственную оценку поступкам доктора и других героев рассказа. Почему рассказ так называется?

Слайд 5

Н.И.Пирогов – прототип одного из героев рассказа. Основоположник отечественной хирургии После окончания Московского университета и стажировки он в возрасте 26 лет был из бран профессором хирургии Дерптского университета. В 1841 г. Н. И. Пирогов возглавил впервые организованную кафедру госпитальной хирургии в Медико-хирургической академии. Им создана новая наука - топографическая анатомия, без которой немыслима подготовка хирурга. Он придавал большое значение внедрению обезболивания. Работы Н. И. Пирогова положили начало учению о хирургической инфекции. Н. И. Пирогов разработал и обосновал основные принципы военно-полевой хирургии: сортировка раненых, создание пунктов первой помощи, резервных госпиталей, эвакуация раненых в тыловые районы. Н. И. Пирогов впервые в военных условиях (во время осады Севастополя) привлек к помощи раненым сестер милосердия. Он высоко оценил труд первых сестер, которые не только помогали во время операций и при перевязках, но также готовили лекарства и взяли на себя многие административные функции. Н. И. Пирогов разработал ряд операций, не потерявших значения и сегодня.

Слайд 6

Рождество - рожденье ; годовщина рожденья; память ; день памяти Рождества Христова. В.Даль .

Слайд 7

Рождественский рассказ - это особый вид рассказов, которые выделяются сходными сюжетами: несчастный, обездоленный человек на Рождество чудесным образом встречает своё счастье. Традиция рождественского рассказа берёт своё начало в средневековых мистериях, тематика и стилистика которых была обусловлена сферой их бытования – карнавальными религиозными представлениями.

Слайд 8

Жанровые особенности классического рождественского рассказа таковы: - время рассказа особое – праздник Рождества – время маргинальное, время, когда совершается противоборства добра и зла; - в основе композиции лежит оппозиция зла и добра, ада и рая, того, что есть и того, что должно быть; - герой оказывался в сложной жизненной ситуации (первый член оппозиции); - случается чудо. Чудо может иметь мистическую природу (помощь извне), или быть вполне земным (герой, перестраивая свою духовную жизнь, сам вырывался из ада). На смену отчаянию приходит состояние счастья (второй член оппозиции); - рождественский рассказ имеет, как правило, счастливый конец.

Слайд 9

Домашнее задание. Нарисовать иллюстрацию к рассказу «Чудесный доктор». Придумайте свою рождественскую историю со счастливым концом. Чтение феерии А.Грина «Алые паруса».