Представление собственного опыта

Пономарева Ирина Владимировна

Выступление на ГМО, Педагогических советах

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №11 «СОЗВЕЗДИЕ» ГОРОДА ДУБНЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Доклад на городском

 методическом объединении

на тему:
«Взаимодействие с родителями по

оздоровлению детей раннего возраста

в условиях ДОУ и семьи.»

Подготовила воспитатель

Пономарева Ирина Владимировна

г. Дубна

2022 г.

Цель: приобщение детей и их родителей к основам здорового образа жизни через целенаправленную работу по оздоровлению воспитанников.

Задачи:

  1. Улучшить показатели здоровья, физической подготовленности воспитанников ДОУ.
  2. Формирование целостного понимания здорового образа жизни.
  3. Способствовать развитию интереса у детей и их родителей к здоровому образу жизни.
  4. Повысить активность родителей в вопросах укрепления здоровья детей.
  5. Сформировать у родителей теоретические знания, закрепить навыки здорового образа жизни.
  6. Ориентация семьи на воспитание здорового ребенка.

Аннотация: в докладе рассматриваются разнообразные методы и формы взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста и формированию привычки семьи к ведению здорового образа жизни; приведены примеры организации мероприятий, направленных на укрепление естественного иммунитета человека; показано, что эффективность взаимодействия ДОУ с семьей является важным условием для воспитания культуры здоровья ребенка.

Ключевые слова: здоровье; сохранение здоровья; укрепление здоровья; иммунитет; семья; спорт; правильное питание; гигиена; режим; систематичность; культура здоровья.


Содержание:

  1. Актуальность проблемы;
  2. Здоровый образ жизни и его составляющие;
  3. Здоровьесберегающий педагогический процесс;
  4. Принципы и формы взаимодействия с родителями по формированию культуры здоровья детей раннего возраста;
  5. Вывод.

1. Актуальность проблемы.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда актуальной. На протяжении последних лет всех нас поражает грустная статистика частоты заболеваний детей дошкольного возраста. Каждый третий имеет отклонения в физическом, психологическом и социальном развитии. Конечно, причин тому много: и экологических, и социальных, и генетических, и медицинских. Одна из них – невнимание взрослых к здоровью детей. Иначе говоря, мы любим свое дитя, усердно его лечим, когда оно заболеет, но в повседневности не используем весь арсенал средств и методов для предупреждения заболевания и укрепления здоровья ребенка. Те нарушения здоровья, которые возникают в детстве, с возрастом становятся все более выраженными и ведут к ограничению возможностей ребенка, снижению его работоспособности и в итоге – к серьезным заболеваниям. Именно в детстве формируется здоровье, происходит становление личности, опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.

Главным в оздоровлении детей является сохранение, укрепление здоровья воспитанников в совместной деятельности с семьей. Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи и систематичность воспитательно-образовательного процесса. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка принадлежит семье. Она создает условия для первичной ориентации детей в организации здорового образа жизни. Семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. Поэтому очень важно оказывать необходимую помощь родителям, привлекать их к участию в совместных физкультурно-оздоровительных мероприятиях – досугах, проектах, мастер-классах и т.п.

2. Здоровый образ жизни и его составляющие.

Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Это величайшая социальная ценность. Хорошее здоровье — основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности.

Понятие «здоровье» неотделимо от понятия «образ жизни», так как именно в образе жизни человека проявляется его здоровье. Образ жизни определяется как устойчивый, сложившийся в конкретных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в их труде, досуге, удовлетворении материальных и духовных потребностей, нормах общения и поведения.

Здоровый образ жизни рассматривается в научной литературе как наиболее оптимальная система поведения человека в повседневной жизни, позволяющая ему максимально реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучия.

К основным компонентам здорового образа жизни относят:

  • рациональный режим дня;
  • полноценное, сбалансированное питание;
  • достаточный по продолжительности сон;
  • оптимальный двигательный режим;
  • активный отдых;
  • регулярные занятия физической культурой;
  • психоэмоциональный комфорт;
  • соблюдение правил личной гигиены;
  • закаливание.

3. Здоровьесберегающий педагогический процесс.

Основными мероприятиями здоровьесберегащего педагогического процесса, направленными на укрепление здоровья ребенка и его физического развития, являются:

Утренняя гимнастика – способствует укреплению у детей костно-мышечного аппарата, развитию нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Кроме того, она придает ребенку бодрости, формирует привычку заниматься физическими упражнениями каждый день.

Подвижные игры – являются основной потребностью ребенка, в процессе их осуществления происходит решение множества задач разной направленности (воспитательные, образовательные и оздоровительные). Подвижные игры не только способствуют укреплению физического здоровья детей, но помогают ему правильно развиваться, получить ребенку навыки поведения в различных ситуациях, учат, как поступать в определенных случаях, формируют мораль и общепринятые нормы поведения. Во время игр дети удовлетворяют свои потребности в движении и общении. Игры позволяют совершенствовать детскую моторику, формировать нравственные качества, а также навыки и привычки жизни и взаимодействия в коллективе.

Прогулка – это одно из наиболее популярных и доступных средств, направленных на общую закалку организма ребенка. Прогулка способствует повышению устойчивости и выносливости организма к различным неблагоприятным условиям внешней среды, а в особенности к простудным заболеваниям.

Физкультурные минутки – направлены на предупреждение утомления и улучшение общего состояния детей во время различных видов деятельности (рисование, учебные занятия и т.д.). Физкультурные минутки позволяют снимать напряжение в мышцах, которое вызвано однообразной деятельностью или неподвижным состоянием. То есть, во время физкультурной минутки у детей переключается внимание на другую деятельность, за счет чего успокаивается нервная система и происходит восстановление работоспособности.

Общеразвивающие упражнения – это упражнения, которые занимают одно из важнейших мест в системе физического развития детей, они являются необходимыми для правильного и своевременного развития организма, самостоятельного и сознательного управления движениями и общего укрепления организма.

Закаливание – это мероприятия, направленные на повышение устойчивости организма к внешнему воздействию, с целью усиления его сопротивляемости и укрепления иммунитета. Закаливание признано одним из наиболее эффективных средств укрепления здоровья детей и профилактики заболеваний. В качестве закаливания могут быть использованы воздушные ванны, хождение по песку, обтирание влажной губкой, обливание водой и т.д.

Дыхательная гимнастика – это упражнения, которые направлены на улучшение обмена кислорода во всем организме, в результате чего происходит стимулирование работы кишечника, желудка и сердечной мышцы.

Родители и педагоги должны объединять усилия в воспитании и развитии ребёнка. Организация досуговых мероприятий с активным участием родителей – замечательное сотрудничество. Такие мероприятия объединяют, сплачивают родителей с детьми, родителей с педагогами, родителей с родителями, создают атмосферу тепла и доверия во взаимоотношениях педагогического персонала и родителей.


  1. Принципы и формы взаимодействия с родителями по формированию культуры здоровья детей раннего возраста

Принципы взаимодействия с родителями:

  • Принцип единства, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателю, но и родителям.
  • Систематичность и последовательность работы (в соответствии с контрольным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду.
  • Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
  • Взаимное доверие и взаимопонимание педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики.

Сотрудничество нашего дошкольного образовательного учреждения и семьи предполагает совместные определения целей деятельности, планирование предстоящей работы, распределение сил и средств в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценку результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.

Главной задачей сотрудничества МАДОУ и семьи – это обеспечить безболезненное привыкание ребенка к детскому саду в период адаптации. Далее обязательно следует вместе с родителями объективно оценить состояние здоровья, физического и двигательного развития, спрогнозировать его улучшение; наметить единые подходы к распорядку дня, питанию, одежде, организации условий для двигательной активности ребенка.

Эффективными формами сотрудничества дошкольного учреждения с семьей являются:

Родительские собрания — являются одной из эффективных форм взаимодействия с семьей, темы и вид собрания педагоги определяют вместе с родителями. Форма проведения групповые. На них обсуждаются вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода. Предусматриваются выступления родителей.

Дистанционные физкультурные досуги, праздники, Дни здоровья — позволяют приобщить к здоровому образу жизни не только воспитанников детского сада, но и их родителей. Физкультурные праздники способствуют совершенствованию двигательных умений детей, формированию интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями. Дни здоровья содействуют оздоровлению детей и взрослых, предупреждают утомление. Туристические походы – одна из наиболее активных форм совместного отдыха. Это – общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность. Походы сближают родителей, детей и педагогов дошкольного учреждения, дают прекрасную возможность создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.

Можно показать в фото-коллаже утреннюю гимнастику, физкультурное занятие, наблюдать за организацией питания, сна, закаливающих процедур и других режимных моментов в ДОУ.

Домашние задания — позволяют повысить двигательную активность детей, подтянуть отстающего в движении ребенка, дать родителям конкретные советы по общению с детьми, дать родителям конкретное содержание для общения с детьми.

Просмотр видеофильмов, фильмов — заставляет обсуждать проблемы, искать пути к здоровью ребенка

Передача опыта семейного воспитания — осуществляется через фотовыставки, на которых родители обмениваются опытом между собой, а педагоги узнают о досугах своих воспитанников.

Пропаганда литературы по педагогической тематике: традиционные папки-передвижки, обсуждение отдельных книг или публикаций в ходе консультаций,  информация на групповом стенде, обзор новинок на родительском собрании и т.д.

Мы рекомендуем следующие методы сотрудничества с семьей:

Беседа с родителями — являются наиболее эффективной формой доведения до сведения родителей информации о жизни ребенка в группе. Регулярно сообщая родителям даже о незначительных достижениях ребенка, обращая внимание на его достоинства, воспитатель способствует созданию позитивного взгляда родителей на своего ребенка, приучает следить за успехами ребенка, правильно реагировать на них. Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, в чем хотим помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию.

Консультации родителей — которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие).

Наблюдения за ребенком — позволяет многое узнать об особенностях семейного воспитания, микроклимата, общения. Чтобы избежать случайных выводов наблюдение следует проводить несколько раз в аналогичных ситуациях.

Анкетирование — помогает выявить наиболее приемлемые и эффективные формы работы с родителями, помогает оценить работу коллектива, выявить те вопросы воспитания и развития детей, которые у родителей вызывают затруднения.


  1. Вывод.

Итак, в основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Наши педагоги выступают инициаторами установления этого сотрудничества, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало быть, понимают, что ее успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей. Педагоги сознают, что сотрудничество требуется в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить и родителей. Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения по отношению к семейному воспитанию.

Следует убедить родителей, что необходимо найти возможность для занятий физической культурой, повышения двигательной активности, создать все необходимые условия для того, чтобы дети росли физически здоровыми, крепкими. Вовлечение семьи в спортивные мероприятия имеет большое значение: в такой семье вырастит здоровый, любящий спорт человек.