Инновационная деятельность

Надежда Алексеевна Игнатьева

Предварительный просмотр:

Тема инновационной деятельности

«Использование новых педагогических технологий в процессе обучения и воспитания учащихся в условиях

личностно-ориентированного образования».

 

В своей  работе сочетаю традиционные методы и современные образовательные технологии, что повышает эффективность обучения, воспитания   и самовыражения  и  позволяет успешно реализовывать принципы личностно-ориентированного обучения. Во главу угла ставится личность ребенка, его потенциал, творческое начало.  

Приоритетными для моей педагогической практики стали следующие технологии и их отдельные элементы:

1. Социально-воспитательные технологии:

- здоровьесберегающие технологии;

- технологии коллективной творческой исследовательской деятельности;

- технологии социального проектирования,  формирования навыков трудовой деятельности;

 - технологию развития коммуникативных способностей детей.

2.  Рационально-образовательные технологии:

- технологии дифференцированного и индивидуального обучения;

  - нформационно - коммуникативные технологии;

-  технологии  проблемно-поискового обучения;

-  технологии  развития критического мышления;

-  технологии проектного обучения;

В основе применяемых технологий лежит «технология успешного обучения»  -  формирование выпускника школы, который способен добиться в жизни поставленных целей.                

Провожу занятия с использованием современных психолого-педагогических технологий, различных форм и методов обучения, эффективно применяю ТСО и наглядность. Оптимально сочетаю традиционные и новые технологии, что повышает эффективность обучения, воспитания   и самореализации.

Критерии

Педагог применяет в учебном  и воспитательном процессе

Результаты

Эффективное  применение современных психолого-педагогических технологий, формирование мотивации к обучению

Поощрение, создание ситуации успеха, учебно-познавательная  игра

Формирование мотивации к успеху

Эффективное  использование различных методов и форм обучения,

новых образовательных технологий: проектная деятельность,

ИКТ-технологии,

исследовательская деятельность

Фронтальная, коллективная, индивидуальная,

 работа в  творческих и группах,;

 словесные, наглядные, практические  методы обучения и воспитания;

ИКТ-технология,

проблемное обучение,

 игровые  и здоровьесберегающие технологии

Создаются условия для включения детей в творческую деятельность.

Дети учатся определять творческие задачи и проблемы.

Формируется толерантная среда.

Дети сами участвуют в подготовке презентаций, умеют выбирать необходимую информацию.

Эффективная организация работы по поддержке детской инициативности через создание условий для свободного выбора, для принятия детьми решений, выражений своих чувств и мыслей

Организация взаимодействия обучающихся в группе (в парах, в малых группах),  взаимопроверка

Способствует развитию у обучающихся умения проявлять инициативу, творчество, самостоятельность в учении.

Способствует развитию умения учиться.

Создание  условий для позитивных отношений между обучающимися, для развития коммуникативных способностей, умения работать в группе сверстников

Видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенным темам, различные тесты в том числе интерактивные, задания, развивающего характера.

Повышают качество обучения, , оказывают влияние на мотивационную сферу, вызывают интерес к изучаемому материалу, посредством работы на компьютере.

Эффективное  применение  ТСО, наглядности

Электронные пособия по оказанию первой медпомощи, поведению в экстремальных ситуациях и др.

У детей развивается наглядно – образное мышление

В основе данных моделей технологий лежит «технология успешного обучения», что составляет сущность обучения в системе дополнительного образования детей. Идея данной технологии – формирование технологии удачливого человека, которому все в жизни удается, со всем он может справиться, добиться поставленной цели.                 

           Владею ИКТ – компетентностью. Являюсь активным пользователем сайта, социальная сеть работников образования. Размещаю информацию на сайте "ИНФОУРОК".

Использую в работе электронные средства обучения, приложения к журналам и пособия в виде аудио- и видеодисков, что помогает не только  росту профессионального мастерства, но и повышает эффективность в работе с детьми  (программы Microsoft Office Word, Microsoft Movie Maker 2, 6, Power Point).



Предварительный просмотр:

Проблемное обучение на уроках литературного чтения.

    Одной из важных задач, стоящих перед школой сегодня, является задача обеспечения качественного образования, т.е. соответствия уровня полученных знаний требованиям общества (социализации выпускников), государства (государственный образовательный стандарт), потребителя образовательных услуг (содержание образования), соответствия условий получения образования государственным нормам и стандартам, требованиям потребителя. А для этого необходимо изменить организацию учебного процесса.

 Ученик из пассивного слушателя должен превратиться в активного участника образовательного процесса. Дидактическим стержнем урока должна являться деятельность учащихся по наблюдению, сравнению, классификации, выявлению закономерностей. Иными словами, действия с учебным материалом должны носить деятельностный, практико-ориентированный характер, захватывающий личность.

   Важная роль в этом отводится технологии проблемного обучения, способной развивать творческие и интеллектуальные умения школьников, повышать учебную мотивацию и качество знаний в целом. Цель проблемного типа обучения не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной деятельности ученика и развития его творческих способностей школьников через решение проблемных задач, создание проблемно-творческой ситуации на уроках русского языка и литературного чтения.

  В урочной системе технологию проблемного обучения я использую на уроках изучения нового материала, уроках-практикумах, уроках-обобщениях, уроках-исследованиях, уроках-размышлениях, на уроках повторения изученного при подготовке к выпускным экзаменам, в процессе индивидуальной работы с учащимися; во внеурочной деятельности - на факультативных занятиях по коррекции знаний, практикумах, в исследовательских работах учащихся, при подготовке к олимпиадам и конкурсам.

   Создание проблемных ситуаций позволяет выявлять и совершенствовать способности учащихся, развивать познавательную активность, мыслительные навыки, формируют интерес к ведению исследовательской работы.

   Реализуя проблемное обучение на уроке, стараюсь не давать информацию в готовом виде, а выстраиваю занятие так, чтобы дети сами открывали новые знания.

Чтобы решение проблемы на уроке шло результативнее, использую поэтапное изучение материала наряду с методами и приемами: постановка проблемы (цели); создание мотива к обучению (слово, наглядность); принятие цели и определение учебной задачи (анализ уже имеющихся знаний, выбор технологии, раздаточный материал); усвоение знаний (закрепление); проект (письменный отчет).

    Проблемное преподавание литературы сегодня – это необходимость, ибо оно направлено на творческое усвоение знаний, приемов анализа произведений и приемов художественного отражения действительности, на формирование основных понятий этики, морали, социальных понятий, содержащихся в курсе литературы, на воспитание личности.

  Каким должен быть анализ литературного произведения, чтобы учитель имел возможность воспитывать духовно – богатую личность? Для этого, по моему мнению, необходимо превратить анализ литературного произведения в этическую проблему, которой необходимо заинтересовать учеников, заставить задуматься над ней.

Изучая какое-либо художественное произведение, стремлюсь связать его с современностью, обсуждаю на уроках не только вопросы, раскрывающие основную идею данного произведения, но и вопросы, волнующие каким-то образом моих учеников. Поэтому серьезно отношусь к урокам внеклассного чтения, которые помогают детям сориентироваться в огромном книжном море, развить вкус к умному, серьезному чтению.



Предварительный просмотр:

Применение  

инновационных технологий на уроках русского языка и литературного чтения

1.  Здоровьесберегающие технологии

      Русский язык и литературное чтение – серьёзные и сложные предметы.

 На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

      Большое значение имеет организация урока. Учитель строит урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывает время для каждого задания, чередует виды работ.

Так, например, во время объяснительного диктанта целесообразно не только объяснять орфограммы, пунктограммы, но и провести морфемный, фонетический, лексический разборы.

Во избежание усталости учащихся необходимо чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят. Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса.

Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.

Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объём всех видов диктантов, тестов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию.

На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутки (2-3 раза), делать игровые  паузы, зрительную гимнастику  и, конечно,  эмоциональную  разгрузку (2-3 минуты).

Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету.

Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.



Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности по формированию функциональной грамотности «Читаем, считаем, наблюдаем»

Программа внеурочной деятельности по основам функциональной грамотности  для 1-4 класса «Читаем, считаем, наблюдаем»

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности по основам функциональной грамотности  для 1-4 класса «Читаем, считаем, наблюдаем» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 06.10.2009 №373). Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. В начальной школе закладываются основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек владеющий техникой чтения, приемами понимания прочитанного, знающий книги и  и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения, навыки для решения максимально широкого диапозона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде. В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно - научную грамотность, финансовую грамотность. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы внеурочной деятельности 7 - 10 лет.

Сроки реализации программы внеурочной деятельности – 4 года.

Объём часов, отпущенных на занятия:

1 класс - 33 часа

2 класс- 34 часа,

3 класс - 34 часа,

4 класс - 34 часа,

Продолжительность одного занятия 40 минут.

Цель программы: формирование знаний и умений, необходимых для полноценного функционирования человека в современном обществе.

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.  

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

           Целью изучения блока «Финансовая грамотность»  является развитие экономического образа мышления; воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье; формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

         Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.  

 Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:

  • формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;
  • совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
  • учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
  • учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;
  • развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
  • обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;
  • воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;
  • учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
  • поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным.

Формы и методы работы

Формами организации занятий по программе внеурочной деятельности являются: литературные игры, литературные гостиные, КВНы, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, решение проектных задач, экскурсии проекты, опыты, олимпиады, практические работы,  ребусы и т.д.

        На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями, проведение опытов, практических работ по математике, окружающему миру. Предусмотрено широкое использование различных демонстрационных материалов: портретов писателей, поэтов; репродукций картин в соответствии с содержанием программы; художественных фотографий в соответствии с содержанием программы; иллюстраций к литературным произведениям; опыты по естествознанию.

        Для реализации программы используются современные образовательные технологии деятельностного подхода: исследовательская и проектная, технологии развития критического мышления, технология создания учебных ситуаций. Согласно стратегии новых федеральных стандартов необходимо учить детей работать в сотрудничестве: предполагаются работы в парах, в группах, а также индивидуальное исполнение.

Планируемые результаты освоения предмета

Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностными результатами изучения курса является  формирование следующих умений:

  • оценивать свою вежливость;
  • определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
  • осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
  • осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
  • понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

  • определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
  • критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
  • осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
  • учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
  • анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
  • перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
  • осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
  • анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
  • аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
  • продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
  • знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему;
  • репетировать выступление и т.д.;
  • пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио- , видео-) сопровождением;
  • в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • отличать подготовленную и неподготовленную речь;
  • знать особенности неподготовленной речи;
  • осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
  • знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
  • реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
  • знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
  • пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио-, видео-) сопровождением;
  • в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Обучающиеся, овладевшие читательской грамотностью, способны: сформировать основы грамотного читателя, иметь стойкую привычку к чтению, поддерживать душевную и духовную потребность в чтении как средстве познания мира и самопознания, владеть техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знать книги и уметь их самостоятельно выбирать, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.

Обучающиеся, овладевшие естественно - научной грамотностью, способны: использовать естественно -научные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений; строить развернутые высказывания; устанавливать надежность информации; сотрудничать.

Обучающиеся, овладевшие математической грамотностью, способны: распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать проблемы, используя математические факты и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать результаты решения.

Обучающиеся, овладевшие финансовой грамотностью, способны: понимать и правильно использовать экономические термины; иметь представление о банковских картах; уметь правильно обращаться с деньгами; иметь представление о различных банковских услугах;уметь проводить элементарных финансовых расчётов.

2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1класс

Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.

Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.

Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.

Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение

Тематическое планирование 1 класс

Тема

Предмет

изучения

Формируемые умения

Блок «Читательская грамотность»

1

Виталий Бианки. Хвосты

Содержание сказки.

Качество: осторожность, предусмотрительность.

Определять жанр произведения;

называть героев сказки;

дополнять предложения, пользуясь информацией из текста;

давать характеристику героям;

определять последовательность событий и рассказывать сказку;

составлять из частей пословицы и определять их соответствие произведению;

различать научно-познавательный текст и художественный;

определять, чему учит сказка.

2

Русская народная сказка.  Тремок

Содержание сказки. Качество: выносливость, упорство

Определять национальную принадлежность сказки по информации в заголовке занятия;

отвечать на вопросы по содержанию сказки без опоры на текст;

давать характеристику героям сказки;

наблюдать над синонимами как близкими по значению

словами (без введения понятия);

делить текст на части в соответствии с предложенным планом;

объяснять значение устойчивых выражений (фразеологизмов);

сопоставлять графическую информацию со сведениями, полученными из научно-познавательного текста;

устанавливать истинность и ложность высказываний;

подбирать из текста слова на заданную тему;

определять, чему можно научиться у героя сказки;

Строить связное речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

3

Владимир

Сутеев. Умелые руки

 

Содержание сказки. Качество: трудолюбие.

Давать характеристику героям;

дополнять предложения на основе сведений из текста;

определять последовательность событий и рассказывать сказку;

составлять вопросы по содержанию сказки;

на основе сведений из научно-познавательного текста выбирать верные высказывания.

4

Геннадий Цыферов.

Петушок и солнышко

Содержание сказки. Качество: вежливость, умение признавать свои ошибки

Определять вид сказки;

называть героев сказки, находить среди них главного героя;

определять принадлежность реплик персонажам сказки (без опоры на текст);

определять последовательность событий сказки;

находить необходимую информацию в тексте;

определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста;

соотносить события и поступки, описанные в сказке, с событиями собственной жизни, давать им оценку;

объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой;

строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей;

определять, чему учит сказка.

 

5

   Русская сказка. Петушок и бобовое зернышко

Содержание сказки. Дружба, жадность.

Определять лексическое значение слова;

анализировать содержание текста и составлять план;

определять по рисунку содержание отрывка из текста;

давать характеристику героям;

понимать, чему учит сказка;

составлять из частей пословицы и определять их соответствие произведению;

фантазировать и придумывать продолжение сказки.

6

Русская сказка. Каша из топора  

Содержание сказки. Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость

 

Определять жанр произведения;

называть героев сказки;

выбирать изображение, подходящее для иллюстрации героя сказки;

давать характеристику персонажам сказки;

наблюдать над словами близкими и противоположными по смыслу;

соотносить иллюстрации с событиями, описанными в сказке, с опорой на текст;

отвечать на вопросы по содержанию сказки;

определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста, находить ответы в тексте;

строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей.

объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой.

 

7

Русская народная сказка.

Лиса и журавль

Содержание сказки. Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость.

Давать характеристику героям;

определять по рисунку содержание отрывка из текста;

располагать в правильной последовательности предложения для составления отзыва на прочитанное произведение;

соединять части предложений;

задавать вопросы к тексту сказки;

объяснять главную мысль сказки;

дополнять отзыв на прочитанное произведение.

8

Евгений Пермяк. Торопливый ножик

Содержание сказки. Семейные ценности.

определять жанр произведения;

называть героев;

находить в тексте образные сравнения;

отвечать на вопросы по содержанию сказки;

определять, на какие вопросы можно получить ответы из

Блок «Математическая грамотность»

9

Русская народная сказка.

Курочка Ряба

Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи.

 

определять количество предметов при счёте;

составлять и решать выражения с ответом 3;

решать задачу на уменьшение числа на несколько единиц;

соединять с помощью линейки точки и называть многоугольники;

 

10

Русская народная сказка.

Колобок

Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. Многоугольники

определять количество предметов при счёте;

составлять и решать выражения с ответом 5;

решать задачу на уменьшение числа на несколько единиц;

соединять с помощью линейки точки и называть многоугольники;

решать задачу в два действия.

определят порядковый номер предметов

11

Русская народная сказка.

Репка

Состав числа 6, анализ данных и ответы на вопросы.

раскладывать число 6 на два слагаемых;

отвечать на вопросы на основе условия задачи;

анализировать данные и отвечать на вопросы;

анализировать данные в таблице и отвечать на вопросы;

работать в группе.

12

Русская народная сказка.

Волк и семеро козлят

Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. Ломаная.

определять количество предметов при счёте;

образовывать число 7,8;

составлять и решать выражения с ответом 7 и 8;

решать задачу в два действия;

находить остаток числа;

соединять с помощью линейки точки и называть геометрическую фигуру - ломаную.

13

Русская народная сказка. Сестрица Аленушка и братец Иванушка

 

Состав числа 9, анализ данных и ответы на вопросы.

раскладывать число 9 на два слагаемых;

отвечать на вопросы на основе условия задачи;

анализировать данные и отвечать на вопросы;

анализировать данные в таблице и отвечать на вопросы;

работать в группе.

 

 

 

14

Русская народная сказка. Три медведя.

Разложение числа 10 на два и три слагаемых.

 

 

раскладывать число 10 на два слагаемых, когда одно из слагаемых больше другого;

раскладывать число 10 на два слагаемых, когда слагаемые равны;

раскладывать число 10 на три слагаемых;

раскладывать число 10 на три чётных слагаемых.

15

Русская народная сказка. Лиса и волк

Задачи на нахождение части.

Состав числа 12.

раскладывать число 12 на несколько слагаемых;

решать задачи на нахождение части числа:

читать таблицы; заполнять недостающие данные в таблице по самостоятельно выполненным подсчётам;

практически работать с круговыми диаграммами, сравнивать сектора круговой диаграммы;

сравнивать числовые выражения, составленные по рисункам;

находить прямоугольники на рисунке.

16

Русская народная сказка. Два жадных медвежонка

Задачи на нахождение суммы.

Состав чисел второго десятка.

решать задачи на нахождение суммы, на увеличение числа на несколько единиц;

читать таблицы, заполнять недостающие данные в таблице по самостоятельно выполненным подсчётам;

раскладывать числа первого и второго десятка на несколько слагаемых;

читать простейшие чертежи.

Блок «Финансовая грамотность»

17

К. Чуковский. Муха Цокртуха.

Деньги, цена, услуги, товар.

 

 

- понятия цена, товар, стоимость, спрос;

 

 

 

18

К. Чуковский. Муха Цокртуха.

Деньги, цена, услуги, товар.

наблюдать над понятиями: товар и услуга;

определять необходимые продукты и их цены;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

работать в группе.

19

А. Толской. Приключение Буратино

Цена, стоимость, сдача, сбережения.

наблюдать над различием цены и стоимости;

определять, какой товар можно купить на имеющиеся деньги;

определять стоимость покупки;

анализировать информацию и делать соответствующие выводы;

объяснять смысл пословиц.

20

А. Толской. Приключение Буратино

Карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка.

наблюдать над понятиями: карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка;

выбирать подарки для друзей на основе предложенных цен;

анализировать информацию и делать соответствующие выводы;

рассуждать о правильности принятого решения;

проводить оценку и, в случае необходимости, коррекцию собственных действий по решению учебной задачи.

21

С. Михалков.

Как мужик корову продавал

Реклама.

Наблюдать над понятием «реклама»;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

анализировать представленную информацию и выбирать надпись для магазина;

делать выбор на основе предложенной информации;

называть различные виды рекламы.

22

Лесной банк

Банк, финансы, банковские услуги, работники банка.

Наблюдать над понятием «банк»;

объяснять значение понятий на доступном для первоклассника уровне;

анализировать информацию, представленную в текстовом виде, и на её основе делать соответствующие выводы:

строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

23

Русская народная сказка. Вершки и корешки

Мошенник, сделка, доход, выручка, прибыль, продажа оптом.

Наблюдать над понятием «сделка»;

объяснять, что такое доход, затраты и как получают прибыль;

понимать, почему оптом можно купить дешевле;

выбирать товары для покупки на определенную сумму;

строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

24

Русская народная сказка. Лисичка со скалочкой

 Услуга, равноценный обмен, бартер.

 

 

 

 

различать платную и бесплатную услугу; наблюдать над понятием «равноценный обмен»;

объяснять, что такое бартер;

формулировать правила обмена;

строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

 

Блок «Естественно-научная грамотность»

25

Русская народная сказка. Сестрица Аленушка и братец Иванушка

Вода, свойства воды.

наблюдать над свойством воды - прозрачность;

определять с помощью вкусовых анализаторов, в каком стакане вода смешана с сахаром;

определять, как уровень воды в стакане влияет на высоту звука;

объяснять, как плотность воды влияет на способность яйца плавать;

определять, как влияет вода на движение листа бумаги по гладкой поверхности;

использовать простейший фильтр для проверки чистоты воды;

делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов.

26

Пятачок, Винни- Пух и воздушный шарик

Воздушный шарик, воздух.

доказывать, что внутри шарика находится воздух, который легче воды;

показывать, что шарик можно наполнять водой;

объяснять, как можно надуть шарик с помощью лимонного сока и соды;

рассказывать о свойствах шарика плавать на поверхности

воды;

объяснять, почему шарик не тонет в воде;

рассказывать, в каком случае шарик может летать;

делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов.

27

Про репку и другие корнеплоды

Корнеплоды.

Описывать и характеризовать овощи-корнеплоды, называть их существенные признаки, описывать особенности внешнего вида;

осуществлять поиск необходимой информации из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта;

планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

28

Плывёт, плывёт кораблик

Плавучесть предметов.

определять плавучесть металлических предметов;

объяснять, что плавучесть предметов зависит от формы;

понимать, что внутри плавучих предметов находится воздух;

объяснять, почему случаются кораблекрушения;

объяснять, что такое ватерлиния;

определять направление ветра.

29

 

Снегурочка

 

 

 

 

 

 

 

 

Три состояния воды.

 

 

 

 

 

Объяснять, что такое снег и лёд;

объяснять, почему в морозный день снег под ногами

скрипит;

наблюдать за переходом воды из одного состояния в другое;

наблюдать над формой и строением снежинок;

составлять кластер;

проводить несложные опыты со снегом и льдом и объяснять полученные результаты опытов;

высказывать предположения и гипотезы о причинах наблюдаемых явлений.

30

Как делили апельсин

Апельсин, плавучесть, эфирные масла из апельсина.

объяснять, почему лопается воздушный шарик при воздействии на него сока из цедры апельсина;

объяснять, почему не тонет кожура апельсина;

объяснять, как узнать количество долек в неочищенном апельсине;

определять в каком из апельсинов больше сока;

познакомиться с правилами выращивания цитрусовых из косточек;

проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты опытов.

31

Крошка

Енот и

Тот, кто сидит в пруду

 

 

 

 

Зеркало, отражение, калейдоскоп.

объяснять, когда можно увидеть своё отражение в воде;

определять, в каких предметах можно увидеть свое отражение,

наблюдать над различием отражений в плоских, выпуклых и вогнутых металлических предметах;

наблюдать многократность отражений;

проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты опытов;

строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

32

Иванова соль

Соль, свойства соли.

наблюдать свойства изучаемых объектов: сравнивать свойства соли и песка;

составлять связное речевое высказывание в соответствии с поставленной учебной задачей;

представлять результаты исследовательской деятельности в различных формах: устное высказывание, таблица, дополненное письменное высказывание;

анализировать условия проведения опыта и проводить опыт, аналогичный предложенному, с заменой одного из объектов;

проводить несложные опыты с солью и объяснять полученные результаты опытов;

строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

2класс

Читательская грамотность: понятия «художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного;

Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.

Финансовая грамотность:  деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.

Естественно - научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных.

Тематическое планирование 2 класс

Тема

Предмет

изучения

Формируемые умения

1

Михаил Пришвин.

Беличья па

мять

Различия научно познавательного и художественного текстов.

  • Определять жанр, тему, героев произведения;
  • объяснять значения выражений, встретившихся в тексте;
  • озаглавливать прочитанный текст;
  • находить необходимую информацию в прочитанном тексте;
  • задавать вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на них;
  • давать характеристику герою произведения;
  • различать научно-познавательный текст и художественный; находить их сходство и различия.

2

Про беличьи запасы

Сложение одинаковых слагаемых, решение задач.

  • Работать с таблицами: интерпретировать и дополнять данные;
  • выполнять сложение и сравнение чисел в пределах 100;
  • объяснять графические модели при решении задач;
  • анализировать представленные данные, устанавливать закономерности;

3

Беличьи деньги

Бумажные и металлические деньги, рубль, копейка.

  • Объяснять значение понятий «покупка», «продажа», «сделка», «деньги»;
  • понимать, откуда возникло название российских денег «рубль» и «копейка»;
  • находить у монеты аверс и реверс;
  • выполнять логические операции: анализ, синтез и сравнение;
  • готовить небольшое сообщение на заданную тему.

4

Про белочку и погоду

Наблюдения за погодой.

  • Объяснять, что такое «погода», «хорошая и плохая погода», «облачность»;
  • объяснять, что такое «оттепель», «наст»;
  • работать с таблицами наблюдений за погодой;
  • высказывать предположения и гипотезы о причинах наблюдаемых явлений;
  • работать в парах.

5

И. Соколов- Микитов.

В берлоге

Содержание рассказа. Отличия художественного, научно познавательного и газетного стилей.

 

 

 

Определять жанр, тему, героев произведения;

  • объяснять значения выражений, встретившихся в тексте;
  • отвечать на вопросы по содержанию текста цитатами из него;
  • составлять вопросы по содержанию текста для

готовых ответов;

  • определять отрывок, к которому подобрана иллюстрация;
  • разгадывать ребусы;
  • устанавливать логические связи.

6

Медвежье потомство

Столбчатая диаграмма, таблицы, логические задачи.

  • Анализировать данные столбчатой диаграммы, представленные в явном и неявном виде;
  • дополнять недостающие на диаграмме данные;
  • отвечать на вопросы, ответы на которые спрятаны на диаграмме;
  • анализировать данные таблицы, устанавливая их истинность и ложность;
  • выполнять вычисления на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц;
  • решать логические задачи на практическое деление;
  • находить периметр треугольника;
  • строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей.

7

Повреждённые и фальшивые деньги

Наличные деньги, средства защиты бумажных денег, повреждённые деньги.

  • Объяснять на доступном для второклассника уровне, что такое фальшивые и поврежденные деньги;
  • знать правила использования поврежденных денег;
  • находить и показывать средства защиты на рос-

сийских банкнотах;

  • находить необходимую информацию в тексте;
  • отвечать на вопросы на основе полученной информации.

8

Лесные сладкоежки

Медонос, настоящий и искусственный мёд

  • Проводить несложные опыты с мёдом;
  • определять последовательность действий при проведении опытов;
  • делать выводы по результатам опытов;
  • различать свойства настоящего и поддельного, искусственного мёда;
  • анализировать данные таблицы;
  • строить логические рассуждения и оформлять их в устной и письменной речи;
  • иметь представление о лечебных свойствах мёда.

9

Лев Толстой. Зайцы

Содержание рассказа. Сравнение научно познавательного и художественного текстов.

  • Заполнять кластер на основе полученных сведений из текста;
  • определение лексического значения слова;
  • находить необходимую информацию в тексте;
  • определять объект на рисунке с помощью подсказки;
  • определять последовательность действий, описанных в рассказе;

различать художественный и научно- познавательный текст;

  • сравнивать авторский текст и текст из энциклопедии, находить общие сведения;
  • определять по высказываниям информацию, полученную из текста;
  • строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей.

10

Про зайчат и зайчиху

Единицы измерения времени: сутки, часы. Сложение в пределах 100.

Логические задачи. Диаграмма.

  • Определять количество часов в сутках;
  • находить необходимую информацию в тексте и выполнять математические вычисления;
  • подбирать из предложенных чисел суммы чисел, состоящих из двух слагаемых, доказывать правильность выбранных чисел;
  • решать логические задачи по данному условию;
  • составлять элементарную диаграмму.

11

Банковская карта

Банковская карта.

  • Давать характеристику наличным деньгам;
  • рассказывать о дебетовой банковской карте;
  • объяснять, что обозначают надписи на карте;
  • объяснять, как производить покупку в магазине;
  • объяснять, как можно снять деньги в банкомате с помощью карты;
  • рассказывать о кредитной банковской карте.

12

Про Зайчишку и овощи

 

 

 

Морковь, огурец, помидор, свёкла, капуста

 

 

- Определять по рисункам названия растений и находить среди них овощи;

  • выделять среди овощей корнеплоды;
  • проводить опыт по проращиванию моркови;
  • определять цвет сока овощей опытным путём;

сравнивать свойства сырой и варёной моркови.

13

Николай Сладков. Весёлая игра

Содержание рассказа

  • Определять тип и тему текста, называть его персонажей;
  • понимать, что такое «цитата», использовать цитаты в качестве ответов на вопросы по содержанию прочитанного текста;
  • объяснять лексическое значение слов и выражений;
  • устанавливать истинность и ложность утверждений, подтверждая или опровергая их с помощью цитат;
  • составлять на доступном для второклассника языке инструкции/правила, грамотно оформлять их на письме.

14

Лисьи забавы

Решение логических задач с помощью таблицы; столбчатая диаграмма, чертёж.

  • Определять дату по календарю;
  • находить необходимую информацию в тексте и выполнять математические вычисления;
  • записывать краткую запись и решение задач;
  • решать логические задачи с помощью таблицы;
  • анализировать данные, представленные в столбчатой диаграмме, дополнять недостающие в диа-

грамме данные;

  • составлять вопросы, ответы на которые можно узнать по данным столбчатой диаграммы;
  • читать простейшие чертежи, выполнять построения на чертеже в соответствии с данными задачи.

15

Безопасность денег на банковской карте

Правила безопасности при использовании банковских карт.

  • Иметь представление об элементах, расположенных на лицевой и оборотных сторонах банковской карты, объяснять их назначение;
  • находить необходимую информацию в тексте задания;
  • формулировать правила безопасности при использовании банковских карт.

16

Лисьи норы

Устройство лисьей норы, свойства лесной земли, песка и глины, состав почвы.

  • Иметь представление об устройстве лисьих нор;
  • проводить простейшие опыты по определению свойств лесной земли, песка и глины, состава почвы;
  • делать выводы по результатам проведенных наблюдений и опытов;
  • понимать и объяснять, от чего зависит плодородие почвы.

17

Обыкновенные кроты

Содержание научнопознавательного текста.

  • Определять тип текста;
  • составлять описание крота на основе прочитанного текста;
  • разгадывать ребусы и соотносить слова

ассоциации;

  • соединять линиями части предложений и определять их последовательность в тексте;
  • объяснять значение слова;
  • составлять вопросы по предложенным предложениям;
  • находить синонимы к предложенному слову;
  • писать сочинение-рассуждение по заданной теме;
  • определять название раздела, в котором может быть размещён текст.

18

Про крота

Сложение в пределах 100.

Логические задачи.

Диаграмма.

  • Решать задачи логического характера;
  • решать задачи с использованием данных таблицы;
  • решать задачи на основе данных диаграммы;
  • решать примеры на основе предложенной цепочки примеров;
  • определять цвета геометрических фигур на основе верных высказываний.

19

Про кредиты

Кредит. Ипотечный кредит. Автокредит. Кредит наличными.

  • Объяснять, что такое «кредит»;
  • определять виды кредитов;
  • понимать, чем отличаются друг от друга разные виды кредитов;
  • определять сумму переплаты по кредиту;
  • определять, какой кредит наиболее выгоден банку

по срокам его оплаты;

  • - определять, какой кредит наиболее выгоден клиенту банка по срокам его оплаты

20

Корень - часть растения

Корень. Виды корневых систем. Видоизменённые корни.

  • Называть части цветочных растений;
  • объяснять, для чего растению корень;
  • доказывать, что рост растения начинается с корня;
  • называть виды корневых систем;
  • называть видоизменённые корни.

21

Эдуард Шим.

Тяжкий труд

Содержание художественного текста.

  • Определять книгу, в которой можно прочитать предложенный художественный текст;
  • определение лексического значения слова;
  • находить необходимую информацию в тексте;
  • находить в тексте предложение по заданному вопросу;
  • разгадывать ребусы и соотносить полученные ответы со словами;
  • определять главную мысль текста;
  • определять, чему учит текст;
  • строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей.

22

Про ежа

Решение выражений, столбчатая и круговая диаграмма,

названия месяцев.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Находить значение выражений, соотносить полученные результаты с буквами и читать название насекомого;

  • определять время с помощью скорости и расстояния;
  • определять данные столбчатой диаграммы, находить часть от числа и записывать результаты в таблицу, результаты таблицы переносить в круговую диаграмму;
  • отвечать на вопросы на основе полученных данных;
  • определять последовательность маршрута на основе схемы;
  • записывать слова с помощью кода;

называть месяцы, сравнивать количество месяцев.

23

Про вклады

Вклад, вкладчик, срочный вклад, вклад до востребования.

  • Давать определение вклада;
  • называть виды вкладов: срочный вклад, вклад до востребования;
  • объяснять, что такое банковский процент по вкладам;
  • объяснять, как считают банковский процент по вкладам;
  • объяснять, почему банки выплачивают проценты.

24

Занимательные особенности яблока

Яблоко, свойства яблока.

  • Объяснять, почему яблоко в месте разреза темнеет, а при покрытии разреза соком лимона не темнеет;
  • объяснять, почему яблоко плавает;
  • объяснять, почему яблоко отталкивается от магнита;
  • объяснять, почему неспелое яблоко кислое;
  • находить на срезе яблока рисунок звезды.

25

Полевой хомяк

Содержание научно познавательного текста.

  • Определять вид текста;
  • составлять описание хомяка на основе прочитанного текста;
  • дополнять описание хомяка на основе рисунка;
  • придумывать сравнения;
  • составлять вопросы по данным предложениям;
  • отвечать на вопросы на основе полученных сведений;
  • разгадывать ребусы и объяснять значение слова;
  • определять сведения, которые удивили;
  • составлять план при подготовке к сообщению.

26

Про полевого хомяка

Решение выражений, столбчатая и круговая диаграммы, именованные числа, четырёхугольники.

  • Находить значение выражений, соотносить полученные результаты с буквами и читать название животного;
  • строить столбчатую диаграмму на основе имеющихся данных;
  • отвечать на вопросы на основе имеющихся данных;
  • находить путь хомяка на основе заданного условия, доказывать, что путь выбран правильно;
  • записывать именованные числа в порядке возрастания;
  • строить четырёхугольники по заданному условию.

27

Ловушки для денег

Доходы, расходы, прибыль, дефицит, профицит.

  • Определять доходы, расходы и прибыль;
  • отличать желаемые покупки от необходимых;
  • рассуждать, как поступать в различных ситуациях при покупке товара;
  • объяснять, что такое дефицит и профицит;
  • рассуждать, как не тратить напрасно деньги.

28

Про хомяка и его запасы

Горох, свойства прорастания гороха.

  • Называть растения, плоды которых составляют основу питания хомяка;
  • объяснять и доказывать, как влажность и воздух влияют на прорастание семян;
  • объяснять и доказывать, что для роста, особенно в первое время, проростки используют вещества, запасённые в самих семенах;
  • объяснять и доказывать, как влияет наличие света на прорастание семян;
  • объяснять и доказывать, как влияет температура на прорастание семян;
  • объяснять и доказывать, как влияет глубина посева на прорастание семян;
  • определять правильную последовательность прорастания семян гороха.

29

Про бобров

Содержание текста, текст-описание.

  • Определять тип текста, его тему;
  • находить выделенное в тексте словосочетание и объяснять его лексическое значение;
  • находить среди предложенных вариантов вопросы, на которые можно/нельзя найти ответы в прочитанном тексте;
  • задавать вопросы по содержанию прочитанного;
  • сравнивать тексты;
  • определять сведения, которые удивили;
  • составлять речевое высказывание в письменной форме.

30

Бобры- строители

Диаметр, длина окружности, решение практических задач.

  • Иметь представление о диаметре окружности;
  • анализировать данные таблицы, устанавливая закономерности её заполнения;
  • находить приблизительное значение диаметра окружности, зная длину окружности;
  • заменять умножение сложением одинаковых слагаемых;
  • выбирать нужные для проведения измерений инструменты;
  • работать с чертежом;
  • решать логические задачи.

31

Такие разные деньги

Валюта, курс для обмена валюты, деньги разных стран.

  • Иметь представление о валюте как национальной денежной единице;
  • находить необходимую информацию в тексте и на иллюстрациях к заданиям;
  • устанавливать принадлежность денежной единицы стране;
  • иметь представление о банковской операции «обмен валюты».

32

Материал для плотин

Строение древесины дерева, определение возраста дерева.

  • Иметь представление о составе древесины
  • проводить простейшие опыты по изучению свойств древесины разных пород деревьев;
  • делать выводы по результатам проведенных наблюдений и опытов;
  • понимать и объяснять, что такое твёрдые и мягкие породы деревьев.

33

Позвоночные животные

Рыбы, птицы, рептилии, амфибии, млекопитающие.

  • Называть группы позвоночных животных;
  • называть признаки пяти групп позвоночных животных;
  • определять название животного по описанию;
  • выбирать признаки земноводного животного;
  • выбирать утверждения, которые описывают при-

знаки животного;

  • выбирать вопросы, на которые нельзя найти ответы в тексте;
  • составить описание внешнего вида рыбы с указанием признаков этого животного;
  • рассуждать об открытии, сделанном на занятии.

34

Встреча друзей

 

  • Находить необходимую информацию в тексте задания;
  • понимать, что такое «валюта», «курс рубля», «кредит», «банковский вклад», «процент по вкладу»;
  • анализировать и дополнять недостающие в таблице данные;
  • выполнять письменное и устное сложение чисел в пределах 1000.

3 класс

Читательская грамотность: научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.

Естественно-научная грамотность : особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.

Финансовая грамотность: бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета.

Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.

Тематическое планирование 3 класс

Тема

Предмет

изучения

Формируемые умения

Бок «Читательская грамотность»

1

Про дождевого червяка

Тип текста. Содержание научно-познавательного текста.

  • Определять тип текста;
  • дополнять предложение словами из текста;
  • определять периоды развития дождевого червя на основе теста;
  • объяснять, почему дождевые черви - это настоящие сокровища, живущие под землёй;
  • определять на основе теста способ питания дождевых червей;
  • находить предложение, соответствующее рисунку;
  • выбирать утверждения, соответствующие тексту;
  • составлять вопрос по содержанию текста;
  • называть дополнительные вопросы, ответов на которые нет в тексте.

2

Кальций

Содержание научнопознавательного текста.

  • Работать с кластером;
  • Дополнять предложение словами из текста;
  • определять, что такое минерал;
  • называть стройматериалы, содержащие кальций;
  • объяснять значение слова;
  • выбирать утверждения, которые соответствуют прочитанному тексту;
  • составлять предложения по рисунку;
  • составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос.

3

Сколько весит облако?

Тип текста. Главная мысль текста. Содержание текста

  • Определять тип текста;
  • определять, что вынесено в заглавие - тема или главная мысль;
  • находить ответ на вопрос в тексте;
  • объяснять значение слова;
  • дополнять предложения;
  • выбирать вопросы, на которые можно найти ответы в тексте;
  • дополнять план текста;
  • рассказывать о прочитанном произведении;
  • составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос;
  • определять название книг с достоверными сведениями.

4

Хлеб - всему го

лова

Тип текста. Главная мысль текста. Содержание текста

  • Определять тип текста;
  • определять, что вынесено в заглавие - тема или главная мысль;
  • записывать пословицы о хлебе;

5

Про мел

Главная мысль текста. Содержание текста.

  • Заполнять кластер о происхождении мела;
  • составлять вопрос по готовому ответу;
  • давать определение слова;
  • работать с толковым словарём;
  • работать с толкованием слова;
  • соединять части предложений и определять их порядок;
  • составлять план текста в виде вопросов;
  • составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос.

6

Про мыло

Содержание научнопознавательного текста.

  • Дополнять предложение;
  • давать определение слова;
  • работать с толковым словарём;
  • соединять части предложений и определять их порядок;
  • находить в тексте предложение, которое соответствует рисунку;
  • находить в тексте предложение по заданному условию;
  • дополнять текст по заданному условию;
  • определять даты принятия гербов.

7

История свечи

Содержание научнопознавательного текста.

  • Давать определение слова;
  • записывать ответ на поставленный вопрос;
  • определять слово по его лексическому значению;
  • называть вещества, которые используют при изготовлении свечей;
  • выбрать вопросы, на которые можно найти ответ в тексте;
  • составлять вопросы и находить ответы в тексте;
  • соединять части предложений и определять их порядок;
  • заполнять кластер по рисункам на основе прочитанного текста;
  • называть правила безопасности при использовании свечей;
  • рассказывать о прочитанном произведе-
  •  

8

Магнит

Содержание научнопознавательного текста.

  • Давать определение слова;
  • дополнять предложение;
  • находить ответ на поставленный вопрос;
  • объяснять значение словосочетания;
  • с помощью текста находить отличия между предметами;
  • называть предметы, о которых говорится в тексте;
  • рассказывать о прочитанном произведении.

Блок «Естественно-научная грамотность»

9

Дождевые черви

Дождевые черви

  • Называть части тела дождевого червя;
  • объяснять, какую роль играют щетинки в жизни животного;
  • рассказывать, чем питается дождевой червь;
  • объяснять, почему во время дождя дождевые черви выползают на поверхность земли;
  • наблюдать, как дождевые черви создают плодородную почву;
  • заполнять таблицу-характеристику на дождевого червя.

10

Полезный кальций

Кальций

  • Заполнять таблицу;
  • дополнять предложение;
  • определять с помощью опытов, что происходит с костями и скорлупой яйца, если из них удалить кальций;
  • составлять суточное меню с молочными продуктами;
  • дописывать вывод о необходимости кальция для организма.

11

Про облака

Облака

  • С помощью опыта показывать образование облаков;
  • объяснять, почему облака увеличиваются в размере;
  • называть явления природы;
  • называть виды облаков;
  • определять погоду по облакам.

12

Про хлеб и дрожжи

Дрожжи. Хлеб.

  • Называть внешние признаки сходства и различия ржи и пшеницы;
  • описывать внешний вид ржаного и пшеничного хлеба;
  • определять наличие дырочек в хлебобулочных изделиях;
  • давать определение слову «дрожжи»;
  • проводить опыт, показывающий влияние температуры на процесс брожения;
  • проводить опыт, показывающий влияние сахара на процесс брожения;
  • проводить опыт, доказывающий образование углекислого газа при брожении;
  • проводить опыт, доказывающий, что вкус и качество хлеба зависят от выдержки теста.

13

Мел

Мел

  • Доказывать, что мел не растворяется в воде;
  • называть, из чего состоит мел;
  • доказывать, что мел содержит карбонат кальция;
  • определять состав мела;
  • называть области применения мела.

14

Чем интересно мыло и как оно «работает»

Мыло

  • Называть виды мыла;
  • исследовать мыло в сухом виде;
  • показывать, что при намокании мыла появляется пена;
  • проводить опыт, доказывающий, что мыло очищает воду от масла;
  • проводить опыт, доказывающий, что мыло уменьшает поверхностное натяжение воды;
  • исследовать с помощью лупы мыльные пузыри;
  • доказывать, что мыльные пузыри образуются из жидкого мыла.

15

Про свечи

Свеча

  • Рассказывать о строении свечи;
  • рассказывать о зонах пламени свечи;
  • объяснять, почему гаснет свеча;
  • объяснять, почему внутри ёмкости поднимается вода;
  • объяснять, почему происходит возгорание дыма.

17

Волшебный магнит

Магнит

  • Называть виды магнитов;
  • определять опытным путём, какие предметы притягивает магнит;
  • доказывать с помощью опыта, что магнитная сила действует через стекло и другие предметы;
  • показывать с помощью опыта, что магнит может намагничивать металлические предметы;
  • рассказывать о том, что магнит имеет два полюса;
  • показывать с помощью опыта, как можно создать компас.

18

Проверь себя Материал, изученный в первом полугодии.

Ориентироваться в понятиях, изученных в первом полугодии;

применять полученные знания в повседневной жизни;

работать самостоятельно;

планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.

Проверь себя

Блок «Финансовая грамотность»

19

Что такое «бюджет»?

 

 

 

 

 

 

 

 

Федеральный бюджет, уровни бюджета, 

 

 

 

 

 

 

 

- Понимать и правильно использовать финансовые термины: «бюджет», «налоги»;

«дефицит», «профицит»;

  • понимать, из каких уровней состоит бюджетная система России;
  • объяснять, откуда берутся деньги в госбюджете и куда они расходуются;
  • выдвигать свои предположения и уметь аргументировать свой ответ;

уметь слушать и слышать собеседника.

20

Семейный бюджет

Семейный бюджет, доходы и расходы.

  • Объяснять значение понятия «семейный бюджет»;
  • понимать, как в семье появляются доходы;
  • делить расходы на «обязательные», «желаемые и «непредвиденные»;
  • заполнять кластер;
  • формулировать высказывание в устной и письменной речи на заданную тему.

21

Откуда в семье берутся деньги?

Зарплата

Понятие заработной платы, виды зарплаты.

  • Понимать и правильно использовать финансовые термины: «заработная плата», «фиксированная зарплата», «аванс», «премия» и «гонорар»;
  • анализировать данные, представленные в виде графика;
  • приводить примеры различных профессий;
  • объяснять, отчего может зависеть размер заработной платы.

22

Откуда в семье берутся деньги?

Пенсия и социальные пособия

Пенсия, досрочная пенсия, пособия для разных категорий граждан.

  • Понимать и правильно использовать финансовые термины: «пенсия», «досрочная пенсия», «пособие»;
  • на доступном для третьеклассника уровне определять основание для назначения досрочной пенсии;
  • называть пособия, которые получают граждане нашей страны;
  • определять, какие пособия относятся к регулярным, а какие - к эпизодическим.

23

Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад, выигрыш

Наследство, вклад, выигрыш.

-- Понимать и правильно использовать финансовые термины: «случайный доход», «выигрыш», «клад», «наследство» и «движимое и недвижимое имущество»;

  • понимать, что выигрыш облагается налогом;
  • иметь представления о налогах, которые человек должен заплатить от доходов, полученных в виде выигрыша;
  • понимать, как должен поступить человек, нашедший клад;
  • называть предметы, которые человек может получить в наследство.

24

На что тратятся семейные деньги? Виды расходов

Классификация расходов по различным основаниям.

-- Понимать и правильно использовать финансовые термины: «обязательные расходы», «желаемые расходы», «непредвиденные расходы»,

«текущие расходы», «капитальные расходы», «чрезвычайные расходы», «ежемесячные расходы», «ежегодные расходы», «сезонные расходы», «разовые расходы»

25

На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи

Виды обязательных платежей.

  • Понимать и правильно использовать финансовые термины: «коммунальные платежи», «тариф», «штрафы», «налоги»;
  • объяснять, почему обязательные платежи нужно платить вовремя;
  • на примере различных ситуаций определять вид обязательного платежа.

26

Как сэкономить семейные деньги?

Экономия семейного бюджета.

  • Понимать и правильно использовать финансовые термины: «экономия семейного бюджета», «продовольственные товары», «непродовольственные товары»;
  • формулировать простые правила экономии семейного бюджета;
  • на доступном для третьеклассника уровне объяснять, почему необходимо экономить семейный бюджет.

Блок «Математическая грамотность»

27

Расходы и доходы бюджета

Сравнение доходов и расходов. Дефицит и профицит.

  • Определять дефицитный и профицитный бюджет;
  • анализировать данные, представленные на инфографике, и на основе этих данных заполнять таблицу;
  • выполнять вычисления по таблице;
  • выполнять сложение и вычитание многозначных чисел;
  • составлять задачу по предложенному решению;
  • формулировать вопрос задачи.

28

Планируем семейный бюджет

Доходы и расходы в семейном бюджете.

  • анализировать данные, представленные в таблице, и по этим данным выполнять необходимые вычисления;
  • выполнять сложение и вычитание многозначных чисел, деление круглого числа на однозначное;
  • анализировать данные столбчатой диаграммы;
  • выполнять умножение двузначного числа на однозначное путём сложения одинаковых слагаемых;
  • выполнять чертёж к задаче и записывать её решение.

29

Подсчитываем семейный доход

Семейный доход в таблице, на диаграмме.

  • Анализировать график и по данным графика заполнять таблицу;
  • выполнять сложение круглых многозначных чисел;
  • находить с помощью калькулятора среднее арифметическое;
  • сопоставлять таблицу и круговую диаграмму;
  • анализировать данные таблицы и на основе этих данных дополнять недостающие подписи на круговой диаграмме;
  • самостоятельно составлять круговую диаграмму.

30

Пенсии и пособия

 

 

 

 

 

 

 

 

Прожиточный минимум

 

 

 

 

 

 

 

 

- Анализировать данные, представленные в

таблице;

  • выполнять сложение и вычитание многозначных чисел;
  • анализировать данные, представленные в виде гистограммы;
  • вычислять, на сколько увеличилась пенсия за определённый период;
  • заполнять таблицу на основе текстового материала;

подсчитывать доход семьи от детских пособий.

31

Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы

Налог на выигрыш, доход от выигрыша в лотерею.

  • Определять, с какой суммы и в каком размере нужно платить налог с выигрыша;
  • подсчитывать, чему равен реальный доход от выигрыша в лотерею;
  • под руководством учителя с помощью калькулятора находить процент от числа.

32

Подсчитываем расходы

Обязательные и непредвиденные расходы.

  • Анализировать данные инфографики;
  • находить в таблице информацию, необходимую для выполнения задания;
  • подсчитывать расходы на питание и определять, какую часть от семейного дохода они составляют;
  • подсчитывать, какую часть семья откладывает на непредвиденные расходы.

33

Расходы на обязательные платежи

Обязательные платежи

  • Определять, какие налоги должна платить семья;
  • анализировать данные диаграммы и на основе этих данных заполнять таблицу;
  • подсчитывать ежемесячные обязательные расходы;
  • пользоваться калькулятором;
  • объяснять причину уменьшения или увеличения обязательных платежей;
  • выполнять сложение и вычитание многозначных чисел.

34

Проверь себя

Материал, изученный во втором полугодии.

  • Ориентироваться в понятиях, изученных во втором полугодии;
  • применять полученные знания в повседневной жизни;
  • работать самостоятельно;
  • планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.

 

4 класс

Читательская грамотность: научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.

Естественно-научная грамотность: томат, болгарский перец, картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности использования человеком.

Финансовая грамотность: потребительская корзина, состав потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски, благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд.

Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться калькулятором.

Тематическое планирование 4 класс

Тема

Предмет

изучения

Формируемые умения

Бок «Читательская грамотность»

 

1

 

 Старинная женская одежда  

Содержание научно-познавательного текста.

  • Определять лексическое значение слова;
  • озаглавливать текст;
  • определять тему;
  • определять главную мысль;
  • составлять план в виде вопросов;
  • с помощью текста определять название женской одежды;
  • с помощью рисунка вписывать в текст название старинной женской одежды;
  • объяснять значение слова;
  • приводить примеры современной женской одежды.

2

Старинные женские головные уборы

Содержание научно-познавательного текста.

  • Определять лексическое значение слова;
  • составлять план, используя слова из текста;
  • объяснять значения слов;
  • определять по описанию названия головных уборов;
  • приводить примеры современных головных уборов.

3

Старинная мужская одежда и головные уборы

Содержание научно-познавательного текста.

  • Определять лексическое значение слова с помощью словаря;
  • отвечать на вопросы по тексту;
  • вписывать пропущенные слова в текст;
  • находить ответ на вопрос в тексте;
  • объяснять значение слова;
  • оформлять план текста;
  • определять с помощью описания название предмета.

4

Жилище крестьянской семьи на Руси

Содержание научно-познавательного текста.

  • Определять лексическое значение слова с помощью словаря;
  • рассуждать и записывать своё мнение о различии между предметами;
  • отвечать на вопросы по тексту;
  • рассуждать, давать определение слова;
  • называть элементы оформления избы.

5-6

Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы

Содержание научно-познавательного текста.

  • Определять лексическое значение слова с помощью словаря;
  • письменно отвечать на вопросы;
  • называть предметы печной утвари;
  • работать с толковым словарём;
  • работать с толкованием слова;
  • рассуждать и записывать своё мнение о предложенном выражении;
  • соотносить описание предметов с их рисунками;
  • описывать назначение предметов;
  • составлять обобщающий план.

 7

История посуды на Руси

Содержание научно-познавательного текста.

  • Определять лексическое значение слова с помощью словаря;
  • соотносить рисунок и его название;
  • работать с толковым словарём;
  • рассуждать и записывать ответ на вопрос;
  • записывать ответ на вопрос по его началу;
  • определять части предмета, называть их;

8

Какие деньги были раньше в России

Содержание научно-познавательного текста.

  • Определять лексическое значение слова с помощью Википедии;
  • называть опорные фразы, с помощью которых можно дать ответ на вопрос;
  • определять тему текста;
  • составлять план текста;
  • находить информацию в Интернете;
  • записывать названия монет в порядке их возрастания;
  • указывать названия современных денег.
  • Блок «Естественно-научная грамотность»

9

Томат

Томат.

  • Называть части растения;
  • объяснять, что значит «многогнёздная ягода»;
  • определять горизонтальный и вертикальный срез;
  • указывать количество гнёзд;
  • объяснять, почему плоды у помидора - это ягода;
  • называть части плода помидора;
  • объяснять, что такое пасынок у помидора;
  • работать с таблицей.

10

Болгарский перец

Болгарский перец.

  • Объяснять, что такое паприка;
  • называть части растения;
  • рассказывать о строении плода перца;
  • определять форму плода перца;
  • рассказывать о строении семени перца;
  • делать выводы на основе полученной информации.

11

Картофель

Картофель.

  • Называть части растения;
  • объяснять, чем отличаются плоды картофеля от плодов томата;
  • объяснять, какой вывод сделали и почему;
  • объяснять, почему после нарезки картофеля на разделочной доске остаются белые следы;
  • объяснять, почему нужно сажать разные сорта картофеля;
  • объяснять, что такое крахмалистость;
  • определять срок созревания картофеля;
  • объяснять, почему нельзя использовать в пищу позеленевший картофель;
  • называть способы размножения картофеля.

12

Баклажан. Семейство Паслёновые

Баклажан.

  • Называть представителей семейства Паслёновые;
  • объяснять, что такое соланин;
  • называть благоприятные условия для прорастания семян;
  • определять условия, необходимые для прорастания семени баклажана;
  • определять глубину посева семян;
  • заполнять таблицу наблюдений за ростом растений.

13

Лук

Лук.

  • Называть части лука;
  • называть способы выращивания лука зимой на подоконнике;
  • называть этапы выращивания лука;
  • наблюдать за ростом лука и записывать данные в таблицу.

14

Капуста

Капуста.

  • Называть виды капусты;
  • отвечать на вопросы по содержанию текста;
  • называть части капусты;
  • исследовать капусту в разрезе;
  • рассказывать о размножении капусты;
  • проводить опыты с цветной капустой.

15

Горох

Горох.

  • Рассказывать о строении гороха;
  • рассказывать о строении семени гороха;
  • объяснять, почему горох обладает взрывной силой;
  • определять, что горох является холодостойким растением;
  • проводить опыт по проращиванию гороха, сравнивать результаты двух опытов.

16

Грибы

Грибы.

  • Называть части гриба;
  • называть виды грибов;
  • рассказывать о плесневых грибах;
  • называть грибы-невидимки;
  • проводить опыт по выращиванию плесени;
  • называть грибы-паразиты.

17

Творческая работа

По выбору.

  • Выбрать тему для творческой работы;
  • выполнять творческую работу;
  • представлять классу творческую работу.

Блок «Финансовая грамотность»

18-19

Потребительская корзина

Состав потребительской корзины.

  • Объяснять на доступном для четвероклассника уровне, что такое «потребительская корзина»;
  • понимать, почему подсчитывается прожиточная корзина для трёх категорий населения;
  • объяснять, почему различается стоимость потребительской корзины в разных регионах нашей страны;
  • объяснять, что входит в состав потребительской корзины россиянина.

 20

Прожиточный

минимум

Назначение прожиточного минимума.

  • Понимать значение и правильно использовать термины «прожиточный минимум», «минимальный размер оплаты труда»;
  • объяснять, на что влияет прожиточный минимум;
  • объяснять, почему различается размер прожиточного минимума в разных регионах нашей страны;
  • объяснять, почему различается размер прожиточного минимума для разных категорий населения нашей страны.

21

Инфляция

Инфляция.

  • Понимать значение и правильно использовать термины «прожиточный минимум», «инфляция»;
  • анализировать данные, представленные в виде гистограммы;
  • называть уровни инфляции;
  • понимать значение инфляции для экономики.

22-23

Распродажи, скидки, бонусы

Акции, распродажа, скидки, бонусы, кешбэк.

  • Понимать значение и правильно использовать термины: «распродажа», «скидка», «бонусная программа», «программа лояльности», «бонусы», «кешбэк»;
  • понимать, что все акции, проводимые торговыми точками, предназначены для увеличения доходов магазинов и привлечения покупателя;
  • понимать, что чем больше процент скидки, тем меньше мы платим за товар;
  • формировать навыки грамотного покупателя.

24

Благотворительность

Благотворительность.

  • - Понимать значение и правильно использовать термины «благотворительность», «благотворительный фонд»;
  • называть группы населения, которые могут нуждаться в благотворительной помощи;
  • объяснять необходимость оказания благотворительной помощи тем, кто в ней нуждается.

25

Страхование

Виды страхования.

  • Понимать значение и правильно использовать термины «страхование», «страховка», «полис»;
  • называть виды страхования;
  • называть различные страховые риски.

Блок «Математическая грамотность»

26

В бассейне

Расписание занятий, выгодная покупка.

  • Анализировать расписание занятий с целью определения свой занятости;
  • решать задачи на определение стоимости покупки;
  • определять, какая из двух покупок является более выгодной;
  • решать задачи на определение скорости плавания;
  • решать логические задачи.

27-28

Делаем ремонт

Смета ремонта, расчёт стоимости строительных материалов.

  • Понимать, что такое «смета»;
  • решать задачи на расчёт количества необходимого материала для ремонта кухни;
  • решать задачи на расчёт стоимости необходимого материала для ремонта кухни;
  • читать простые чертежи и наносить на них известные размеры.

29

Праздничный торт

Рецепт торта, задачи на тройку величин «цена, количество, стоимость».

  • Работать с таблицами;
  • подсчитывать стоимость продуктов для торта;
  • определять, какие продукты выгоднее купить для того, чтобы уменьшить стоимость затрат на приготовление торта;
  • сравнивать цену различных товаров, выполняя необходимые преобразования;
  • использовать полученные умения и навыки в практической жизни.

30

Обустраиваем участок

Расходы на обустройство участка, площадь и периметр

  • Читать простой чертеж и определять его масштаб;
  • находить площадь и периметр участка и построек на нём;
  • решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»;
  • использовать полученные умения и навыки в практической жизни.

31-32

Поход в кино

Расходы на поход в кино.

  • Находить заданные временные промежутки с помощью календаря;
  • решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»;
  • использовать полученные умения и навыки в практической жизни.

33

Отправляемся в путешествие

Расходы на путешествие.

  • Находить заданные временные промежутки с помощью календаря;
  • решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»;
  • использовать полученные умения и навыки в практической жизни.

34

Составляем словарик по финансовой грамотности

Понятия по финансовой грамотности, изученные в 1-4 классах.

 

 

 

 

  • Понимать значение и правильно использовать финансовые термины;
  • иллюстрировать изученные понятия;
  • составлять математические задачи с изученными
  • финансовыми терминами;
  • работать самостоятельно и в парах;
  • планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 1. Функциональная грамотность. 1 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).

2. Функциональная грамотность. 2 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).

3. Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).

4. Функциональная грамотность.  4 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).

5. Перечень используемых электронных (цифровых) образовательных ресурсов:

https://fg http://skiv.ins

http://skiv.instrao.ru

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotn

http://skiv.instrao

https://mcoip.ru/blog/2022/09/05/programma-funkczionalnaya-gramotnost/

https://mirn.yartel.ru/rabochie_programmy_1_4/ЭП/Функциональная%20грамотность%202-4%20класс%20ЭП.pdf

https://sckola-prokina.edu-penza.ru/Рабочая%20программа%20курса%20внеурочной%20деятельности%20Функциональная%20грамотность%201-4%20классы.pdf

 

 


Предварительный просмотр: