Личный вклад в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания

Надежда Алексеевна Игнатьева

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Результатами обучения должны стать: компетентность, целостная картина мира, субъективность, развитое абстрактное мышление, владение полной структурой деятельности. Для достижения таких результатов в современном образовательном процессе есть технологии, которые развивают ученика, делают его компетентным, ответственным за происходящие процессы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Личный вклад в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания20.11 КБ
PDF icon Поощрения за профессиональную деятельность287.91 КБ
PDF icon Повышение профессиональной компетенции (курсы)227.56 КБ
PDF icon Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе246.08 КБ
PDF icon Отзыв директора школы о работе педагога Игнатьевой Н.А.370.11 КБ
PDF icon Результаты распространения опыта педагога460.32 КБ
Файл Отчет по итогам проведения мониторинга сформированности функциональной грамотности у учащихся43.66 КБ
Файл Личностные учебные действия Игнатьевой Н.А.47.92 КБ
Файл Тема инновационной деятельности «Использование новых педагогических технологий в процессе обучения и воспитания учащихся в услов32.99 КБ
Файл Выступление на семинаре. Нестандартные уроки37.33 КБ
Файл Мастер- класс "Секреты подготовки и проведения интересного урока"36.13 КБ
Файл Выступление на августовской конференции(презентация)2.67 МБ
Microsoft Office document icon Выступление на августовской конференции133 КБ
Файл Проектно-ориентированный подход учителя начальных классов Игнатьевой Н.А.33.6 КБ
Microsoft Office document icon Методическая работа "Формирование математической грамотности младших школьников средством использования практико-ориентированны1.1 МБ
Файл tehnologii_uspeshnogo_obucheniya_ignateva_n.a.docx52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Личный вклад педагогического работника в повышении качества образования

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

Результатами обучения должны стать: компетентность, целостная картина мира, субъективность, развитое абстрактное мышление, владение полной структурой деятельности.

Для достижения таких результатов в современном образовательном процессе есть технологии, которые развивают ученика, делают его компетентным, ответственным за происходящие процессы.

3.1. Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся.

В своей деятельности активно применяю современные педагогические технологии: информационные, здоровьесберегающие, игровые и проектно-исследовательские методы, которые позволяют формировать у учащихся творческие способности, развивать вариативное мышление. Осуществляется оптимальный отбор средств и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время, используются современные методы оценки знаний и умений школьников, что позволяет им проявлять свои возможности, направляет их деятельность на самостоятельное открытие нового.

Современный ребёнок, окружённый компьютерной техникой и дома, и в школе способен с интересом обучаться только с активным применением их в учебно-воспитательном процессе.

Для подготовки к урокам активно применяю компьютерные программы:

  • Microsoft Office Word;
  • Microsoft Office PowerPoint;
  • Microsoft Office Excel;
  • Microsoft Office Publisher;

С помощью этих программ создаю собственные презентации, дидактические материалы к урокам. Считаю, что информационно-коммуникативные технологии – одни из самых эффективных в развитии мотивации к обучению английского языка. В своей педагогической работе я постоянно использую компьютерные технологии для повышения качества обучения, развития познавательного интереса к предмету.

Активно использую в своей работе такие возможности компьютера, как Интернет. Интернет ресурсы использовались мною при подборе иллюстративного материала к урокам.      Использую          возможности компьютера для разработок дидактического и раздаточного материала. Имею большой тестовый материал, который  составляла как самостоятельно, так и при использовании сборников. Этот тестовый материал используется мною во всех классах на различных этапах урока: при проверке домашнего задания, при закреплении нового материала, при итоговой проверке знаний за четверть, полугодие, за год. А так же считаю, что использование в процессе обучения компьютерных технологий помогает сделать процесс обучения более разнообразным и увлекательным, личностно-развивающим; позволяет принципиально расширить возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения.

Использование ИКТ обеспечивает личностное развитие учащихся, формирует и развивает его ключевые компетенции.

Основным результатом использования современных образовательных технологий является высокий уровень обученности школьников, который в моей педагогической деятельности осуществляется формированием деятельностного подхода через развитие навыков познавательной самостоятельности. Наиболее эффективной в этом направлении для меня стала проектно-исследовательская деятельность. 

Считаю, что для продуктивного обучения не достаточно иметь перед собой учебник и тетрадь. Учащиеся получают массу информации из различных источников. Поэтому необходимо разумное распределение и применение получаемой учащимися информации. Такой подход осуществляется через вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность. Это способствует развитию познавательной самостоятельности и активности учащихся, ученики учатся мыслить и делать самостоятельные выводы.

Проектная технология предусматривает возможность сконцентрировать материал по определенной теме, повысить уровень собственной компетенции по проблеме, сделать процесс познания не скучным. Дети с удовольствием выполняют проектные работы как групповые, так и индивидуальные. Проекты позволяют учащимся раскрыться, узнать что-то новое, систематизировать уже имеющиеся знания.

На уроках уделяется особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Уроки в нашей школе длятся 40 минут, и на каждом из этих отрезков времени рождается как интерес к предмету, так и скука. Поэтому важной составной частью здоровьесберегающей работы педагога является рациональная организация урока.

Формы работы, используемые мною на уроках английского языка:

  • физкультминутки;
  • гимнастика для глаз;
  • упражнения, корректирующие осанку;
  • снижение перегрузки учащихся;
  • создание ситуации успешности;
  • снижение уровня тревожности;
  • смена форм деятельности;
  • дифференцированное домашнее задание;
  • соблюдение СанПиНов при оформлении кабинета;
  • беседы о здоровье.

В ходе всей деятельности в направлении здоровьесбережения на уроках видны определенные положительные результаты.

При работе с учащимися начальной школы систематически использую игровые технологии. Грамотно организованная игровая деятельность на уроке позволяет развивать у младшего школьника все виды универсальных учебных действий.

 Игра формирует устойчивый интерес к дальнейшему изучению английского языка, а также уверенность в успешном овладении им. Использование на уроках и во внеклассной работе игровых моментов способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает их мышление, память, воспитывает инициативность, позволяет преодолеть скуку в обучении иностранному языку. Игры помогают оптимально и эффективно использовать каждую минуту урока. Игра используется на разных этапах урока. (Приложения 1).

3.2. Повышение уровня профессиональной компетентности

Концепция модернизации Российского образования, направленная на повышение качества образования в целом и качества подготовки специалистов, в частности, требует обновления содержания и методов образовательной деятельности, повышения квалификации педагогов.

В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов. Возросла потребность в педагоге, способном реализовывать педагогическую деятельность посредством творческого её освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта.

Достижение данных требований невозможно без осознания учителем своей высокой личной ответственности и без постоянного обновления знаний и практических умений специалиста в процессе повышении квалификации и самообразования.  (Приложения 2). 

Сертификаты, удостоверения и свидетельства, подтверждающие прохождение курсов, участие в вебинарах и др., находятся в альбоме «Мои достижения» .  https://nsportal.ru/node/6225795 .

3.3. Профессиональные достижения педагогического работника в повышении качества образования, совершенствовании методов обучения и воспитания.

В межаттестационный период имеются грамоты, поощрения, благодарственные письма по профилю работы. (Приложения 3)


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Отчет по итогам проведения мониторинга сформированности функциональной грамотности у учащихся

 4 класса

Учитель: Игнатьева Н.А.

В апреле 2023 года в был проведён мониторинг по всем направлениям сформированности функциональной грамотности (читательской, математической, финансовой и естественнонаучной грамотности, глобальных компетенций, креативного мышления) у обучающихся 4класса. В мониторинге приняли участие 11 обучающихся.

Целями и задачами проведения мониторинга являются: получение объективной информации об уровне достижения функциональной грамотности и метапредметных образовательных результатов обучающихся, выявление способности обучающихся применять полученные в школе знания и умения для решения учебно-практических и учебно-познавательных задач, выявление уровня сформированности у обучающихся умения глубокого понимания текста, умения работать с информацией из разных предметных направлений, умения применять информацию из текста для различных целей.

Согласно цели исследования по результатам диагностической работы определялся уровень сформированности функциональной грамотности у обучающихся.

Анализ результатов диагностической работы по видам

функциональной грамотности в 4 классе

Таблица 1. Результаты мониторинга по видам функциональной грамотности

Количество

участников

4 классе

Читательская

грамотность

Естественнонаучная грамотность

Математическая грамотность

Финансовая

грамотность

Глобальные

компетенции

ТриК (креативное мышление, коммуникация, кооперация)

МБОУ «Бичурская СОШ №5»

11

9

3

11

11

5

7

Таблица 2. Процент выполнения заданий по каждому виду функциональной грамотности

Виды функциональной грамотности

Процент выполнения заданий

Читательская грамотность

81%

Естественнонаучная грамотность

27%

Математическая грамотность

100%

Финансовая грамотность

100%

Глобальные компетенции

46%

К (креативное мышление, коммуникация, кооперация)

64%

Среднее значение

69%

Вывод: из таблицы видно, что обучающиеся показали средний процент выполнения заданий по глобальной компетенции. По итогам диагностических работ отмечаются средние результаты, связанные с умением использовать предметные знания и умения при решении учебно-практических задач (проблем). У обучающихся наблюдается средняя мотивация к успешной деятельности.

Вывод: По итогам мониторинга, наибольшие затруднения вызывают задания:

- где нужно читать текст и находить в нем информацию, заданную в явном виде;

- делать выводы;

- обнаруживать противоречия в тексте;

- устанавливать взаимосвязи между частями текста;

- посчитать, какой будет выгода от покупки, определить сумму, которую можно было сэкономить;

- применять знания для объяснения явлений;

- обобщать мнения и формулировать аргументы, объясняющие группировку выявленных мнений;

- выдвигать свои идеи.

Ошибки обучающихся при выполнении заданий, в которых требовалось интегрировать и интерпретировать информацию, анализировать и оценивать содержание текста, были связаны с недостаточно сформированными умениями выделять главное, определять название книги; устанавливать причинно-следственные связи между единицами информации в тексте; письменно высказывать свои оценочные суждения и аргументировать их. Затруднения при выполнении заданий на применение информации заключаются в том, что обучающиеся не умеют применять информацию, представленную в виде текста для решения заданий, которые строятся как на материале учебных предметов, так и на практических ситуациях, встречающихся в жизни обучающегося.

Читательская грамотность.

В диагностической работе были включены задачи на оценку следующих компетентностных областей:

- найти и извлечь (информацию из текста).

- Интегрировать и интерпретировать (информацию из текста).

 - Осмыслить и оценить (информацию из текста).

- Использовать (информацию из текста)

По итогам диагностики следует отметить, что обучающиеся столкнулись с трудностями, связанными с новизной формата и содержания задач, а также недостаточным опытом выполнения заданий, направленных на формирование и оценку читательской грамотности, как направления функциональной грамотности.

По результатам диагностики было рекомендовано:

-учителям разработать рекомендации по формированию навыков изучающего чтения, умений читать и понимать прочитанные тексты; -работать с информацией, представленной в различной форме;

 - использовать полученную информацию для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Естественнонаучная грамотность.

По итогам диагностики следует отметить, что обучающиеся, показавшие низкий и недостаточный уровни сформированности естественнонаучной грамотности, как правило, имеют ограниченные знания, которые они могут применять только в знакомых ситуациях. Они могут давать очевидные объяснения, которые явно следуют из имеющихся данных. Кроме этого, обучающиеся испытывают трудности при самостоятельной формулировке описаний, объяснений и выводов. Это свидетельствует о дефицитах в сформированности умений письменной речи с использованием естественнонаучной терминологии.

По результатам диагностики было рекомендовано педагогам учесть тот факт, что одной из главных трудностей при выполнении заданий, стала несформированность у школьников навыков смыслового чтения – умений внимательно читать предложенные тексты и формулировки вопросов к ним, выделять главное в текстах, отсекать «лишнюю» информацию, анализировать и интерпретировать информацию для получения выводов, постоянно обращаться к текстам для «вычитывания» в них ответов, данных в явном и неявном видах

Математическая грамотность.

По итогам диагностики отмечаются дефициты в выполнении заданий, требующих применять математические процедуры, обосновывать свое мнение, рассуждать. Также нужно отметить у ряда обучающихся возникшие трудности в осмыслении прочитанного, в отсутствии умения выделять главный вопрос в задаче и в записи ответа на задание. Самые низкие результаты связаны с отсутствием умения интерпретировать математическую проблему.

По результатам диагностики было рекомендовано:

- в рамках преподавания предметов «математика» увеличить долю заданий, направленных на развитие математической грамотности и компенсацию метапредметных дефицитов;

-в рамках внутришкольного мониторинга качества образования обратить внимание на технологии, которые помогают реализовать системно-деятельностный подход в обучении и обеспечивают положительную динамику в формировании универсальных учебных действий, в частности математической грамотности.

Финансовая грамотность.

Тестовые задания ориентированы на проверку наличия у учеников финансовых компетенций, необходимых в реальной жизни. Все вопросы носят ситуационный характер, что позволяет оценить знания и умения учащихся действовать/принимать решения в практических, жизненных ситуациях.

По итогам диагностики следует отметить, выявлена потребность обучающихся в дополнительных занятиях по всем компонентам финансовой грамотности. Учащиеся проявили большую заинтересованность в дополнительных занятиях по такому направлению, как управление личными денежными средствами. Уровень финансовой грамотности удовлетворительный. На некоторые вопросы, учащиеся не смогли дать развернутый ответ.

 По результатам диагностики было рекомендовано:

- для успешной подготовки школьников к жизни, для подготовки учащихся к прохождению тестирования в рамках исследования PISA по финансовой грамотности необходимо обеспечить системный, комплексный подход к внедрению и реализации формирования финансовой грамотности у школьников, объединив усилия педагогов различных предметов.

Глобальные компетенции.

Глобальная компетентность определяется как многомерная способность, которая включает в себя: - способность изучать глобальные и межкультурные проблемы, - понимать и ценить различные взгляды и мировоззрения, - успешно и уважительно взаимодействовать с другими, - принимать меры для коллективного благополучия и устойчивого развития.

По итогам диагностики следует отметить, у обучающихся возникают трудности оценивания способа научного исследования данного вопроса, неумение рассматривать с различных точек зрения вопросы и ситуации глобального характера.

По результатам диагностики было рекомендовано педагогам работать системно над такими компетенциями обучающихся:

 - оценивать информацию, формулировать аргументы, объяснять причины возникновения ситуации.

- Распознавать и анализировать перспективы развития ситуаций, различные мнения.

 - Оценивать действия и их последствия, раскрывать причинноследственные связи между действиями и их результатами (последствиями); прогнозировать последствия и результаты действий и отношений.

Креативное мышление.

По итогам диагностики следует отметить недостаточное внимание обучающихся к формированию таких базовых познавательных действий, как сортировка и маркировка, классификация, установление родовидовых соотношений.

По результатам диагностики было рекомендовано педагогам в ходе работы увеличить долю заданий направленных на развитие таких компетенций, как:

- погружение в проблему;

 - рассмотрение с разных точек зрения;

- различные интерпретации;

- комбинирование различных идей, форм, аналогов.                 



Предварительный просмотр:

Формирование личностных учебных действий  на уроках в начальной школе ».

 Я считаю, что универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. Работать в этом направлении нужно с первого школьного дня.

           Формирование УУД должно проходить в соответствии с программой, целью которой является выстраивание процесса обучения не только как процесса усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих основу учебной деятельности, но и как процесса развития личности.        

           Именно личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

  Осваивая личностные универсальные умения, ребёнок более успешно принимает нормы поведения в обществе, учится правильно оценивать себя и свои поступки. Школьник начинает осознавать свою сопричастность к стране, в которой он живет, и, как следствие, у него воспитывается чувство патриотизма, возникает потребность в изучении истории своего государства. Каждый из нас живет в определенном обществе и умение сосуществовать в нем с другими людьми – залог полноценной жизни. В этом заключен нравственный аспект: умение сопереживать, оказывать взаимопомощь, проявлять отзывчивость к своим близким. Однако для этого ребёнку необходимо научиться понимать, а что же может чувствовать его одноклассник, друг или  родственник в той или иной ситуации. Он должен уметь разглядеть, что человеку, находящемуся рядом требуется, например, эмоциональная поддержка, а может быть какая – либо помощь.

  Формирование личностных УУД идет непосредственно через   УМК «Школа России» по которому мы занимаемся. Каждый учебный предмет данного УМК раскрывает определённые возможности для формирования личностных универсальных учебных действий.

В систему учебников УМК «Школа России» с 1 по 4 класс введены соответствующие разделы и темы, разнообразные по форме и содержанию тексты, упражнения, задания, задачи.

 Урок литературного чтения – особый урок, важный для развития личности читателя, помогающий сориентироваться  детям в огромном количестве книг, произведений, авторских имен.

«Литературное  чтение» — это предмет,  задачей которого является   знакомство с произведениями  словесного  искусства,  развитие  интеллектуальных и художественно-эстетических способностей, осмысление и  получение жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность,  дружба, справедливость, красота поступка, ответственность и др.), которые даются в  доступной для ребят эмоционально-образной форме. У детей появляется возможность  не только осмыслить   морально-этические  понятия,  но и вместе с героями литературных произведений  пережить все разнообразие их  чувств, приобщиться  к духовно-нравственным ценностям  художественного произведения. 

Ведущей идеей курса литературного чтения с 1 по 4 классы является –  формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. С этой целью в учебники введены соответствующие разделы: «Устное народное творчество», «Русские писатели», «Родина», «Люблю природу русскую» и другие. Пословицы и поговорки, стихотворения и рассказы о Родине расширяют кругозор обучающихся, конкретизируют понятие «Родина». Разнообразные произведения и задания к ним способствуют осмыслению понятий «родина», «герой», «подвиг». Серьезное внимание уделено знакомству с национальными ценностями российского общества, осмыслению важнейших исторических событий, пониманию их значения и роли в истории российского государства. Этому способствует работа над летописями и былинами, направленная на развитие способностей к самоопределению, гражданской и этнической идентификации, формированию гражданской позиции, чувства гордости за свою страну и её героев. Подвиги богатырей восхищают школьников и привлекают необычностью, оригинальностью, некоторой сказочностью богатырских образов. 

           Работа в парах постоянного и сменного состава, в группах способствует развитию адаптационных возможностей в процессе сотрудничества. Умение прислушиваться к иному мнению, договариваться, приспосабливаться друг к другу, вместе выполнять задание, относится к чужому мнению уважительно, учитывать его при выполнении заданий – всё это проявление адаптационных умений.

           Знакомство с такими произведениями как «Житие Сергия Радонежского», Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» и выполнение заданий к этим рассказам, позволяют озадачить детей вопросом о том, как они хотели бы прожить свою жизнь, какими качествами необходимо обладать, чтобы строить свою жизнь в соответствии со своими представлениями о будущем.

           Огромное внимание я уделяю творческой деятельности учащихся. Осуществляя процесс творчества, ребёнок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность развивает личность ребёнка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы.

           Творческая деятельность осуществляется через проектную деятельность,  исследовательскую.

           Также для развития личностных УУД на уроках использую образовательные технологии: технологию проблемного диалога,  ИКТ-технологии,  технологию продуктивного чтения .

        Для развития умения оценивать свою работу  вместе с детьми  разрабатываю алгоритм оценивания своего задания. Обращаю внимание на развивающую ценность любого задания. Ни в коем случае  не сравниваю детей между собой, а показываю достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.

       Привлекаю  детей к открытию новых знаний. Мы вместе обсуждаем,  для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни. Обучаю  детей приемам работы в группах, дети вместе со мной  исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.  

      На уроке уделяю  большое  внимание  самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказываю, объясняя, что все учатся на ошибках.

      Учу детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомлю  с разными источниками, используемыми для поиска информации.

     Помогаю  ребенку делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Использую проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.

    Общаюсь с учениками  с позиции сотрудничества; показываю, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом  активно включаю каждого в учебный процесс, а также поощряю учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.

    Вместе с учениками решаю возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из  предложенных.

    Учу детей планировать свою работу и свой досуг.

    Стихийность формирования универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в разбросе успеваемости, различии учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации. Поэтому необходимо формировать необходимые универсальные учебные действия уже в начальной школе.

           Однако, все это может оказаться полезным только в случае создания благоприятной атмосферы в классе – атмосферы поддержки и заинтересованности в каждом ребенке, ведь основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки, понять самого себя.

Механизмы реализации личностных УУД.

Для решения обозначенной проблемы я наметила следующие пути решения:

  • Изучить методику формирования УУД;
  • Применять современные педагогические технологии, методы и приемы обучения, направленные на формирование у обучающихся УУД;
  • Использовать на уроках средства ИКТ с целью активизации познавательной активности обучающихся;
  • Грамотно организовать учебную деятельность обучающихся так, чтобы вовлечь их в активный познавательный процесс.
  • Повысить качество знаний обучающихся.

Для изучения методики формирования УУД я использовала различные источники:

  • Методическая литература;
  • Опыт педагогов;
  • Курсы повышения квалификации;
  • Публикации коллег в сети Интернет;

Я применяла современные педагогические технологии:

  • Технология личностно - ориентированного обучения позволяет  развить у обучающихся социально-значимые качества, способствующие адаптации человека в обществе. Для реализации этой технологии в практической деятельности мною составлены рабочие программы, соответствующие   требованиям ФГОС. В планах на каждый урок фиксируются  личностные качества, соответствующие каждому модулю урока. Разработаны и проведены уроки с использованием интерактивных форм организации учебного процесса, с применением информационно-коммуникационных технологий.  
  • Технология дифференцированного  обучения и воспитания предполагает с моей стороны учет познавательных интересов обучающихся и их способностей к тому или иному виду деятельности, а также требует учитывать социально-демографические, социально-психологические, индивидуально-личностные, экзистенциально-личностные, биоэнергетические особенности класса, которые влияют на эффективность усвоения учебной информации, как при подготовке, так и проведении урока. Также применяю различные формы организации урока: урок – КВН, экскурсии, олимпиады, нестандартные уроки, групповая работа, фронтальная работа, индивидуальная и дифференцированная работа. Технология позволяет обучающимся почувствовать себя успешными в учебно-познавательной деятельности, создается здоровьесберегающая среда, т.е. благотворное влияние обучения и воспитания на здоровье детей.

  • Технология проблемного обучения и воспитания предполагает построение урока с учетом последовательности шагов, определяющих алгоритм проблемной деятельности. Благодаря использованию данной технологии обучающихся мотивация к познавательной деятельности, учебный материал усваиается углубленно, развиваются личностные качества .

На уроках широко применяю частично-поисковый метод, метод проблемного изложения материала.

Также применяю различные приемы обучения :

  • Лови ошибку!
  • Светофор;
  • Идеальное задание;
  • Театрализация;
  • Лист защиты;
  • Организация работы в группах;
  • «Да» и «Нет»;
  • и др.



Предварительный просмотр:

Выступление на МС . Тема инновационной деятельности

«Использование новых педагогических технологий в процессе обучения и воспитания учащихся в условиях

личностно-ориентированного образования».

 

В своей  работе сочетаю традиционные методы и современные образовательные технологии, что повышает эффективность обучения, воспитания   и самовыражения  и  позволяет успешно реализовывать принципы личностно-ориентированного обучения. Во главу угла ставится личность ребенка, его потенциал, творческое начало.  

Приоритетными для моей педагогической практики стали следующие технологии и их отдельные элементы:

1. Социально-воспитательные технологии:

- здоровьесберегающие технологии;

- технологии коллективной творческой исследовательской деятельности;

- технологии социального проектирования,  формирования навыков трудовой деятельности;

 - технологию развития коммуникативных способностей детей.

2.  Рационально-образовательные технологии:

- технологии дифференцированного и индивидуального обучения;

  - нформационно - коммуникативные технологии;

-  технологии  проблемно-поискового обучения;

-  технологии  развития критического мышления;

-  технологии проектного обучения;

В основе применяемых технологий лежит «технология успешного обучения»  -  формирование выпускника школы, который способен добиться в жизни поставленных целей.                

Провожу занятия с использованием современных психолого-педагогических технологий, различных форм и методов обучения, эффективно применяю ТСО и наглядность. Оптимально сочетаю традиционные и новые технологии, что повышает эффективность обучения, воспитания   и самореализации.

Критерии

Педагог применяет в учебном  и воспитательном процессе

Результаты

Эффективное  применение современных психолого-педагогических технологий, формирование мотивации к обучению

Поощрение, создание ситуации успеха, учебно-познавательная  игра

Формирование мотивации к успеху

Эффективное  использование различных методов и форм обучения,

новых образовательных технологий: проектная деятельность,

ИКТ-технологии,

исследовательская деятельность

Фронтальная, коллективная, индивидуальная,

 работа в  творческих и группах,;

 словесные, наглядные, практические  методы обучения и воспитания;

ИКТ-технология,

проблемное обучение,

 игровые  и здоровьесберегающие технологии

Создаются условия для включения детей в творческую деятельность.

Дети учатся определять творческие задачи и проблемы.

Формируется толерантная среда.

Дети сами участвуют в подготовке презентаций, умеют выбирать необходимую информацию.

Эффективная организация работы по поддержке детской инициативности через создание условий для свободного выбора, для принятия детьми решений, выражений своих чувств и мыслей

Организация взаимодействия обучающихся в группе (в парах, в малых группах),  взаимопроверка

Способствует развитию у обучающихся умения проявлять инициативу, творчество, самостоятельность в учении.

Способствует развитию умения учиться.

Создание  условий для позитивных отношений между обучающимися, для развития коммуникативных способностей, умения работать в группе сверстников

Видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенным темам, различные тесты в том числе интерактивные, задания, развивающего характера.

Повышают качество обучения, , оказывают влияние на мотивационную сферу, вызывают интерес к изучаемому материалу, посредством работы на компьютере.

Эффективное  применение  ТСО, наглядности

Электронные пособия по оказанию первой медпомощи, поведению в экстремальных ситуациях и др.

У детей развивается наглядно – образное мышление

В основе данных моделей технологий лежит «технология успешного обучения», что составляет сущность обучения в системе дополнительного образования детей. Идея данной технологии – формирование технологии удачливого человека, которому все в жизни удается, со всем он может справиться, добиться поставленной цели.                 

           Владею ИКТ – компетентностью. Являюсь активным пользователем сайта, социальная сеть работников образования. Размещаю информацию на сайте "ИНФОУРОК".

Использую в работе электронные средства обучения, приложения к журналам и пособия в виде аудио- и видеодисков, что помогает не только  росту профессионального мастерства, но и повышает эффективность в работе с детьми  (программы Microsoft Office Word, Microsoft Movie Maker 2, 6, Power Point).

Часто обращаюсь к материалам на сайтах:

http://pedsovet.su/ ,  

http://www.school.edu.ru/ ,

http://www.zavuch.info/ ,

www.uroki.net

http://videoinformatika.com/

http://pedsovet.Su/load/10,

 http://klass.resobr.ru,

www.edunet.uz

При  подготовке к урокам использую информацию, которая располагается на  сайте  Федерального  центра  информационных  образовательных  ресурсов  (ФЦИОР)  на  портале  www.fcior.edu.ru

На  сайте  "Единая  коллекция  цифровых  образовательных ресурсов (ЕК ЦОР)" на портале  http://www.school-collection.edu.ru/



Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре.

Организация нестандартных форм

урочной и внеурочной деятельности в школе.

«Урок – это солнце, вокруг которого, как планеты,   
вращаются все другие формы учебных занятий»

Все мы знаем, что привлечь внимание современных детей к учебному материалу нелегко:

они быстро утомляются,

у них снижается познавательныйинтерес к предмету,

пропадает положительная  мотивации к получению знаний,

в итоге мы нередко наблюдаем низкие показатели качества знаний.

Наш коллектив, работая в этом направлении много лет, пришёл к выводу, чтобы

активизировать внимание учащихся,

ориентироватьна коммуникацию,

побуждать детей к более глубокому познанию предмета,

развивать их способности

тем самым - повысить качество обучения,  необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать мотивацию детей, вызывать у них неподдельный интерес к предмету.Ведь когда-то всем известный Аристотель подметил: “что мышление детей и эффективное усвоение знаний  начинается с удивления”.

Поэтому назрела необходимость - отойти отустаревших,  традиционных  форм обучения иотыскивать для проведения урока и внеурочных занятий  различные необычные виды работы.

Таким образом, коллектив пришёл к нетрадиционным  формам проведения уроков и  занятий.

В педагогике к  ним  относят  следующие формы:

урок- общественный смотр знаний;

урок-экскурсия;

урок-конференция;

урок-деловая игра;

урок-телемост;

урок-праздник;

урок-ролевая игра;

урок-викторина;

урок-обобщающее повторение;

интернет-урок.

урок–спектакль,

урок–праздник,

видеоурок,

урок-соревнование,  КВН;

урок-соревнование. Марафон;

урок «Сказка»,

урок «Путешествие»,

урок – лекция «Парадокс» и др.

Нестандартные  уроки, необычные по замыслу, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой.

Они  развивают  логическое  и  абстрактное  мышление, на таких уроках создаётся непринуждённая обстановка, что способствует лучшему усвоению материала.

Такие уроки являются очень эффективными и таят в себе большие педагогические возможности.  

Хороших методов и форм уроков  существует

 ровно столько, сколько существует

 хороших учителей

Д. Пойа

Так, например, большим опытом  проведения таких уроков владеет учитель начальных классов Осмоловская Л.И. Её уроки технологии - это творческие мастерские, уроки окружающего мира - это уроки-путешествия, уроки - репортажи,  интервью.На свои уроки Л.И.  приглашает родителей разных профессий,ветеранов труда. (Фотографии)

Учитель начальных классов Ульянова О.Н. практикует уроки- смотры знаний, уроки-концерты с участием родителей, уроки с использованием фантазии: уроки-сказки, уроки-сюрпризы.(Фотографии)

Очень интересно проводит  нестандартные уроки физкультуры в форме соревнований,  турниров  и игр учитель начальных классов Госькова Н.Б.  (Фотографии)

С большим интересом ученики 7-11 классов посещают уроки физики Петряковой М.В.  в форме  деловой  игры, где  реализуются  принципы связи теории с практикой, осуществляется поисково-практическая деятельность учащихся. (Фотографии)

Немалый интерес вызывают уроки литературы Колодежной Г.Л. на основе нетрадиционной организации учебного материала на основе изучаемых произведений: урок мудрости, урок любви, уроки нравственности, уроки  памяти с участием Детей войны, тружеников тыла (Фотографии)Необычно проводятся уроки обобщения знаний по литературе в старших классах в виде конкурсов на лучшего чтеца (Фотографии).

В познавательной форме ролевых игр организует уроки английского языка в начальном звене  Малыгина М.В. На таких уроках учащиеся попадают в сказку, путешествуют в разные страны, поют, инсценируют, активно общаются на английском языке даже те дети, которые слабо усваивают предмет. (Фотографии).

Увлекательно в форме интегрированных уроков- путешествий по материкам Земли, основанных на межпредметных связях,проводит учитель географии Нестерова Н.П. и учитель биологии Иванова А.И. Заочные экскурсии проводятся в любой географический объект (лес, природную зону, национальный парк, заповедник, где слушают голоса птиц, наблюдают за повадками животных и т.д.) .(Фотографии).

Не менее интересно организуется нестандартная форма проведения внеурочных занятий:

«Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме  не только уроки,  но самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков».

В.А. Сухомлинский 

Большую исследовательскую работу по биологии, ботанике, экологии ведёт на своих занятиях кружка  "ЮИП" Еремеева С.М. занятия проходят в форме экскурсий, походов, наблюдений. (Фотографии).

Внеурочная  работа по истории Афанасьевой Л.В.  имеет два основных направления:  патриотическое воспитание учащихся  и изучение краеведческого материала. Ребята работают с информаторами, записывают интервью, создают электронный музей школы (Фотографии).

На развитие духовной культуры детей направлены занятия кружков "Акварелька" Осмоловской Л.И. и  "Музыкальный дождик" Скуратовой И.Г.    Основными формами являются  игры, конкурсы, викторины. (Фотографии).

Внеурочные занятия в кружке "Юный турист"  краеведческой направленности преследуют познание и освоение своей Малой Родины, занятия способствуют укреплению не только физического, но и психического здоровья. Дети под руководством Тароева С.А. отрабатывают практические навыки, ходят в походы, посещают музеи района, пишут историю родного края. (Фотографии).

Опыт проведения нестандартных уроков и внеурочных занятий  моими коллегами  показывает, что именно такие формы работы будят эмоции учеников, заставляют удивляться, познавать, развивают  интеллектуальные, творческие способности учащихся, формируют  положительную мотивацию ученияи  дают результаты.

С помощью  нетрадиционных  методов и приемов работы дети из безликой серой массы превращаются в «букет» индивидуальностей, где нет сильных и слабых, а где каждый по-своему хорош!

 



Предварительный просмотр:

Мастер-класс

"Секреты подготовки и проведения интересного урока"

Подготовила и провела: учитель начальных классов

Игнатьева Надежда Алексеевна

МБОУ «Бичурская СОШ№5»

Мастер-класс

"Секреты подготовки и проведения интересного урока"

(Звучит музыка из передачи «Поле чудес»- вынос чёрного ящика). Под эту музыку я вхожу в кабинет  и выношу чёрный ящик)

-Добрый день, уважаемые коллеги! Как вы думаете, что у меня в чёрном ящике? (предположения коллег). Вам очень хочется знать, что в нем? Хорошо, вы, конечно, же узнаете, но немного позже.

-Давайте сейчас на минутку представим себя в роли ученика, почувствуем свое внутреннее настроение, которое у вас сейчас в данный момент. Перед собой вы сейчас  видите педагога, который  вас будет чему- то учить. В вашей голове борются мысли: долго ли она будет выступать и, кажется, будет что-то интересное?

Так и многие дети, придя к вам на урок думают: скорей бы закончился этот урок и побыстрее домой! Ну, а чтобы таких мыслей у учеников  не было, мы должны находить ключик к каждому маленькому сердцу, чтобы ученик полюбил школу, научился не только читать, писать, считать, но и научился быть ответственным, целеустремленным, успешным и счастливым  человеком, умеющим радоваться каждому новому дню, умеющему находить чудо в обычном и неприметном! Сегодня я расскажу несколько приёмов и подходов к проведению уроков, которые увлекают детей.

Заинтересовать и заинтриговать- вот главная задача для педагога!

 В своей работе я применяю три правила, которые нам озвучили педагоги, философы, писатели.. Это В. А. Сухомлинский, Хенрик Джон Кларк, Анатоль Франс.

Как говорил В. А. Сухомлинский: Урок- это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.

 Хороший учитель, как и хороший артист эстрады,для начала должен завладеть вниманием своей аудитории.После этого он может начинать урок. (Хенрик Джон Кларк - афроамериканский историк, профессор)

«Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом!»
Анатоль Франс (французский писатель и критик)

Так как же:

  • Разбудить «аппетит» учеников к новым знаниям?
  • Сделать каждый урок интересным и необычным?
  • Как же завладеть вниманием своей аудитории?

В центре внимания- личность учителя! Не секрет, что нередко интерес к предмету формируется у ребят благодаря яркой личности педагога, который его преподает. Что для этого необходимо?  Усталость, заботы, неприятности оставьте за порогом школы! Откройтесь для общения с учениками! Дети очень ценят уместный и доступный юмор на уроке, диалог на равных.    Ведите себя нестандартно! Приводите больше интересных примеров из личного опыта,  ведь педагог, в первую очередь, — это творческий человек и неординарная личность. Яркие жизненные примеры запоминаются намного лучше, чем выдуманные.

-Начала я своё выступление с чёрного ящика. Это один из увлекательных приёмов у детей.

1.«Черный ящик» или «Таинственный мешок».

У человека всегда вызывает интерес то, что он не может увидеть. Нам до смерти интересно узнать то, что от нас скрывают. По этому принципу работают подарки на Новый год или в день рождения. Что в подарках делает их интригующим и привлекает к ним внимание? То, что они завернуты! Вы не видите, что лежит внутри, но хотите это увидеть! Первое, что мы делаем с подарком, это берем его в руки, чтобы узнать, насколько он тяжел. Мы можем потрясти его. Если бы нам дарили подарки без упаковки, получать их было бы совсем неинтересно.

  Мы можем применять на уроке этот универсальный принцип привлечения внимания. Если ученики зайдут в класс и увидят там закрытый пакет, они зададут массу вопросов. Что же может лежать в черном ящике? Все зависит от темы урока и от творческого подхода учителя к нему. Например, при изучении темы «Корень слова» можно положить в «Черный ящик» корень какого-либо растения, либо фрукт или овощ, потому что их бы не было, если не этот корень. При изучении сказки «Колобок» - пластилин, чтобы в конце урока слепить из него колобка.

                                                             ***

- Когда я выносила чёрный ящик, что ещё привлекло ваше внимание? (музыка). Правильно! Это тоже очень хороший способ привлечь внимание. Называется он «Моцарт»

2.Прием «Моцарт»

Музыка способна невероятно менять состояние и настроение. Мало, что еще может так сильно трогать душу. Правильный выбор музыки способен придать происходящему серьезный  тон или же создать шумную и весёлую атмосферу.

                                                             ***

- Одним из самых любимых моментов на уроке- это конкурс.

3.Прием «Конкурс».

Как включить в классную работу конкурс для того, чтобы оживить урок и мотивировать учеников?

Какую игру с повторением пройденного материала можно придумать, чтобы поднять настроение класса?

Какое конкурсное задание для класса можно предложить, чтобы использовать стремление учеников к первенству?

                                                            ***

- При делении на команды можно применить способ «Разрезанная открытка» Пока дети собирают открытки, происходит отдых и развитие внимания. Вы избежите таких слов, как «Хочу в эту команду» или «Можно мне с Ирой»

4.Разрезанная открытка 

Берутся две- три  почтовых открытки (одинаковых или разных; лучше - большого формата). Каждая из них разрезается на шесть (четыре, пять) частей. Все части перемешиваются. Каждый из учеников вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки.

Собрав открытку, компания выбирает себе командное место. Если нужно - оборудует его (сдвигает или раздвигает столы и стулья; готовит необходимые для задания «инструменты» - книги, тетради, ручки, таблицы, учебные пособия, ватман и т. п.).

Перед сдачей собранной открытки команда договаривается о своем названии, и посыльный выводит его на доске. После того как все компании напишут мелом свои командные названия (вариант: изобразят эмблемы), учитель может приступать к рассказу о том, что командам предстоит выполнить (найти, вспомнить, сочинить, сделать).

                                                  ***

-Отдохнули? А теперь у меня к вам куча вопросов. Вот она шапка вопросов.

(В шапке лежат вопросы для учителей)

5.«Шапка вопросов»

Вид работы по любому учебному тексту, требующий общения, закрепления  и взаимосвязи детей друг с другом. Каждый участвующий бросает в «шапку» две-три записки с вопросом по тексту:

1. Вопрос, проверяющий знание текста.

2. Вопрос, ответ на который я сам не знаю, но хотел бы узнать (по тексту).

3. Вопрос по выяснению другого мнения о тексте и сравнению его со своим.

                                                   ***

-С вопросами справились, а у меня уже в руках волшебная палочка.

Сейчас вы пустите её по кругу и будете произносить слова, которыми вы опишите меня (первая команда), а другая команда назовёт название любимого цветка.

6.«Волшебная палочка»

«Волшебная палочка» (ручка, карандаш, линейка) передается в классе в произвольном порядке. Передача палочки из рук в руки сопровождается речью по какому-то заранее заданному заказу-правилу. Например, передающий называет на математике: любое число, а принимающий - число на 2 (3, 4) единицы больше (меньше); на русском языке: существительное - прилагательное (глагол) к нему; на литературе: название сказки, рассказа, повести - одного из персонажей этого произведения; 

Если получающий не ответил, палочка возвращается в исходное положение и повторно «идет» к тому же собеседнику или меняет «адрес».

                                                      ***

-В каждой команде должен быть капитан. Выбираем!

Завязываем глаза капитану. Капитан должен вытянуть 3 листочка. А теперь команда должна выполнить задание: объяснить название приёма или подхода к уроку.

7. Слепой капитан

Ученики каждого ряда выбирают по капитану, которым завязывают глаза, и, руководствуясь указаниями-подсказками только своего ряда, они выполняют учебное задание.

В начальной школе:

- вытягивают билетик с заданием для всего ряда (или команды);

- вставляют ответы в столбиках примеров на доске;

- выделяют грамматическую основу в предложении;

- ищут предмет (учебник, таблицу, муляж);

- на ощупь отгадывают муляж, учебное пособие, макет и рассказывают о нем все, что знают, и т. п.

Подобные задания, как правило, вызывают у учеников большой азарт и надолго запоминаются вместе с тем учебным материалом, который был задействован в задании.

Чем больше слепых капитанов, тем шумнее, путанее и веселее. Смешная путаница стимулирует стремление учеников в спокойной обстановке (например, дома или на перемене) хорошенько разобраться в проблеме.

8.Прием «Миссия невыполнима».

Как провести такой урок, чтобы ученики попытались раскрыть какую-нибудь тайну? Как можно задействовать шифры, разгадать которые можно только с помощью изучения соответствующей темы?

Например, при изучении темы «Сложение с переходом через десяток », в начале урока дать тайный шифр, который будет разгадан в процессе изучения материала.

9.Прием «Реквизит».

Какой объект можно принести на урок, чтобы задействовать его в преподавании материала? Какое изображение можно показать? Что можно принести такого, что ученики могли бы подержать в руках и передать по рядам?

10.Рифмы и ритм

Философы утверждают, что всё во Вселенной построено на ритме: в основе движения, способа существования материи – ритм. Поэты обосновывают великую роль созвучий. Рифмы и ритм позволяют лучше усваивать изучаемый материал. В школе можно использовать  рифмованное начало уроков.

 Прозвенел звонок веселый.

 Мы начать урок готовы.

 Будем слушать, рассуждать,

 И друг другу помогать.

11. Обратное направление

Можно ли рассказать ученикам конец истории, а затем позволить им догадаться, что было в начале и в середине?

- Можно ли показать им какой-то конечный продукт, после чего они захотят узнать, как он был сделан, и освоить соответствующие навыки?

12.Кто-о меня-я слы-ы-ышит…
___В классе стоит шум. Рабочий или нерабочий – в данном случае не столь важно, а важно то, что учителю сейчас нужно включиться со своей инициативой. Не стараясь перекричать шум, а, наоборот, очень тихо, себе под нос учитель бубнит: “Кто-о меня-я слы-ы-ышит… поднимите правую руку“. Некоторые ученики наверняка насторожатся.
___Учитель продолжает: “Кто-о меня-я слы-ы-ышит… поднимите обе руки“. В воздух поднимается несколько пар рук.
___“Кто-о меня-я слы-ы-ышит… – все так же тихо, слегка растягивая ударные гласные, бубнит он, — хлопните в ладоши два раза“. Раздаются хлопки, которые настораживают даже тех, кого и громким голосом не сразу дозовешься.
___“Кто-о меня-я слы-ы-ышит… встаньте“. Встают уже все. В аудитории идеальная тишина: муха пролетит — слышно будет.
___“Кто-о меня-я слы-ы-ышит… сядьте. Внимание ко мне!» Все садятся. Чуть повысив голос (но, не напрягая его), учитель продолжает урок.

13.Прием «Умелые руки».

Как можно использовать ручной труд на уроке?

Что смогут смастерить ученики, что было бы связано с учебным материалом?

Возможно ли такое, чтобы ученик, владеющий определенными навыками, сам смастерил что-нибудь, созвучное учебному материалу и одновременно позволившее ему проявить себя как умельца?

Например, на уроке литературного чтения при изучения научного рассказа

« Воздушный богатырь», можно смастерить свой летательный аппарат.

14.Прием «Польза в жизни».

Как можно показать своим ученикам, что материал будет полезен для них в будущем? Как они смогут применить его в жизни?

15.Прием «Любовь к технике».

Каким образом можно опереться на техническую подкованность учеников?

Как можно воспользоваться тем, что ученики в карманах и рюкзаках носят электронные устройства?

Как можно использовать то, что большинство современных мобильных телефонов оснащены фото- и видеокамерой, а также доступом в Интернет?

Технологическая революция заканчиваться не собирается. Ученики привыкли к возможности связываться друг с другом и иметь доступ к информации в любое время. Мы можем либо бороться с этой необузданной силой, либо использовать ее.

16.Прием «Мнемонический крючок»

- Существуют ли какие-то важные части материала, которые ученики должны знать назубок?

- Можно ли обратить внимание учеников на какой-нибудь шаблон, который поможет запомнить важную информацию?

- Могут ли ученики придумать мнемоническое правило?

- Как можно использовать мнемонику при подаче этого материала, чтобы помочь ученикам удержать его в памяти?

17. Прием «Актуальность».

Какие текущие события связаны с этим уроком? Было ли что-нибудь интересное в новостях или в школе, что можно использовать для привлечения интереса учеников?

Связь учебного материала с тем, что происходит сегодня, не только повышает степень заинтересованности и участия учеников, но также помогает им больше узнавать о глобальных проблемах, мы даем им возможность научиться критическому мышлению.

Например, при изучении темы «Алфавит» учитель просит одного ребёнка прочитать список учащихся из классного журнала. Затем задаёт вопрос: «Случаен ли порядок фамилий?» Дети убеждаются, что их фамилии записаны в алфавитном порядке. Учитель спрашивает: «Где ещё вам может понадобиться знание алфавита?» Ответив на этот вопрос, ученики осознают важность изучения этой темы. Эти приёмы могут переплетаться между собой. 

18. «Яркое пятно»

В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока.

Шапка  вопросов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ученик или отчёт Кто в центре внимания учителя? Игнатьева Н.А., учитель начальных классов Бичурской СОШ № 5

Слайд 2

Фото: БРИОП

Слайд 3

«В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год — год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского — будет посвящён в нашей стране педагогам и наставникам. Год учителя, год педагога». В.В. Путин

Слайд 4

Указ «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника» Текст Указа: В целях признания особого статуса педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность, постановляю: 1. Провести в 2023 году в Российской Федерации Год педагога и наставника. 2. Правительству Российской Федерации в 3-месячный срок: а) образовать организационный комитет по проведению в Российской Федерации Года педагога и наставника и утвердить его состав; б) обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года педагога и наставника. 3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять необходимые мероприятия в рамках проводимого в Российской Федерации Года педагога и наставника. 4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Слайд 5

Указ «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника» … В целях признания особого статуса педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность, постановляю: ….

Слайд 7

Весь спектр эмоций Вклад в воспитание подрастающего поколения Ответственность за будущее нашей страны Постоянная работа над собой

Слайд 9

Рабочая программа учебного предмета (+ отчет о ее исполнении). 2. Журнал учета успеваемости (+ отчет о его исполнении). 3. Журнал внеурочной деятельности (заполняется, если педагог ей занимается). 4. Индивидуальный учебный план. 5. План воспитательной работы (для классных руководителей). 6. Протоколы родительских собраний (для классных руководителей). 7. Личные дела обучающихся и социальный паспорт класса (для классных руководителей). 8. Журнал учета посещаемости (для дошкольного образования). 9. Материалы учета проведения профилактической работы. 10. Характеристика на обучающегося (по запросу). 11. Документация, связанная с проведением внешкольных мероприятий, «направленных на формирование личности, общей культуры обучающихся». 12. Мониторинг успеваемости класса – каждую четверть, и по итогам года 13. Мониторинг успеваемости по предмету 14. Анализ работы учителя за четверть, год 15. Участие в конкурсах, олимпиадах, НПК и так далее 16. Портфолио учащихся 17. Мониторинг входных, четвертных, годовых контрольных работ 18. План работы со слабоуспевающими, одарёнными учащимися……. Список можно дополнить.

Слайд 11

Рабочая программа Журнал учёта успеваемости План воспитательной работы Личные дела учеников

Слайд 12

УСПЕШНОГО И ПЛОДОТВОРНОГО УЧЕБНОГО ГОДА!



Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые участники конференции, гости, коллеги! Рада встретиться с вами сегодня на нашей традиционной августовской конференции. Уходящие дни лета уже несут в себе атмосферу праздника, а родные школы снова ждут нашего появления на пороге. Вот-вот прозвенит звонок, а пока у нас ещё есть время для окончательного подведения итогов и постановки целей и задач на будущий учебный год, несущий в себе достаточно много нового.

2-3-4 слайд

Подводя итоги ушедшего года, мне хотелось бы поделиться с вами своим самыми яркими и запоминающимися впечатлениями. Конечно, самым значимым событием для меня и школа было участие в главном професиональном конкурсе педагогов - "учитель года".

Зачем я пришла на конкурс? В первую очередь это своеобразный челлендж самой себе как педагогу. Возможность представить себя и свои профессиональные навыки не только уважаемому жюри, но и самой себе. Конкурс учитель года - это возможность встречи, общения и перенятия опыта у интересных, умных и творческих людей. Так же получилось взглянуть на то, что происходит в образовательной среде нашего района, республики совсем с другой, до этого ещё неизвестной мне стороны.

5 слайд

Ещё в 2021 году на встрече с лауреатами и призёрами конкурса УГ президент ВВП заявил о том, что назрела необходимость обратить внимание на важность нашей профессии. 2023 год объявлен годом педагога и наставника. «В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год — год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского — будет посвящён в нашей стране педагогам и наставникам. Год учителя, год педагога», 6 слайд— приводит слова главы государства пресс-служба Кремля. Перед вами текст Указа Президента. я прошу обратить ваше внимание на слова в данном указе:

7 слайд

"В целях признания особого статуса педагогических работников"

Президент указывает на то, что статус педагогических работников особый. В чём его особенность? Чем мы отличаемся от людей других профессий?

8 слайд

Этот вопрос я задала самим учителям. Я обратилась к одному из крупнейших сообществ учителей в социальной сети ВК. Администрация паблика опубликовала мой вопрос, а учителя со всей России оставили свои комментарии. перед вами некоторые из них.

клик

Ключевыми словами в ответах педагогов были:

- эмоции

- вклад в воспитание подрастающего поколения

- ответственность за подрастающее поколение, будущее нашей страны

- общение и  работа с большим количеством людей, каждый из которых имеет свой, отличный от других, характер, убеждения, взгляд на мир.

Конечно, специфика нашей работы заключается именно в этом. Несмотря на множество современных образовательных средств обучения, ничто не заменит живого человеческого общения.

СЛАЙД

Но я показала вам далеко не все комментарии к этому посту. Вот ещё несколько, из которых мы тоже можем выделить ключевые слова. Даже одно. Какое? Отчёты.

На протяжении долгого времени учительское сообщество говорит, кричит о том, что мы физически не успеваем выполнять свои непосредственные обязанности. Учитель из одного российского города отправила в комментарии список отчётов,СЛАЙД которые она сдаёт на протяжении учебного года. Нам часто обещали, что отчётность сократят, но в итоге дело дошло до того, что некоторые школы сдают отчёты о... сокращении отчётности.

СЛАЙД

Приятной новостью этого лета была информация от Минпросвещения. 14 июля сего года были внесены поправки в закон об образовании. Поправки я изучила и подготовила краткую выжимку.

Министерство просвещения РФ и Рособрнадзор направили во все регионы рекомендуемый перечень документов, который ограничивает "бумажную" бюрократическую нагрузку на учителей.

Как сообщили в Минпросвещения, обязательная документация для учителя должна ограничиваться четырьмя ключевыми документами:

КЛИК

1)  образовательной рабочей программой

2)   журналом учета успеваемости, внеурочной деятельности, гпд

3)   план воспитательной работы (для классных руководителей)

4)   материалами личного дела учеников.

Ведение отчетности, не указанной в перечне, не входит в непосредственные обязанности учителя или классного руководителя, сообщает ведомство. Такие работы выполняются только с письменного согласия работника с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты.

"Это очень важный документ, который поможет решить одну из главных проблем современной российской школы, - прокомментировал министр просвещения Сергей Кравцов. - Он позволит освободить время для творческой работы учителя с детьми, развития его педагогического мастерства, совершенствования методов обучения и воспитания. Благодаря таким шагам мы сможем создать условия для формирования новой, комфортной, современной образовательной среды".

Перечень подготовлен совместно с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Это часть плановой масштабной работы по повышению престижа педагогической профессии. Предполагается, что перечень начнет действовать с 1 сентября 2022 г.

Закон также дает школам право применять в своей деятельности электронный документооборот.

СЛАЙД

Уважаемые коллеги. Отрадно видеть, что наши с вами проблемы наконец становятся заметными для президента и Министерства просвещения. Нам остаётся надеяться на то, что новый учебный год принесёт нам действительно нужные изменения в системе образования. Я желаю вам получать удовольствие от работы в школе, работы с детьми. Плодотворного вам учебного года, успехов и новых побед вам и вашим ученикам!



Предварительный просмотр:

Проектно-ориентированный подход учителя начальных классов

Игнатьевой Н.А.

Добрый день, уважаемые члены жюри. Меня зовут Игнатьева Надежда Алексеевна я учитель начальных классов МБОУ « Бичурской школы № 5», представляю Бичурский район.

В современном образовании перед учителями встает целый ряд серьезных вопросов. В зависимости от того, зачем и чему мы хотим учить, по-разному должны формироваться и структура образования, и средства обучения, и методика. Довольно часто в последнее время от своих учеников мы слышим такие высказывания, как: «Это не пригодится мне во взрослой жизни!», «А зачем мне изучать этот предмет?». Заменяем вопрос «Почему» вопросом «Зачем». Это требование времени.

Одни из самых распространённых запросов от родителей к педагогам — «Наши дети не приспособлены к взрослой жизни», «Они не понимают, что прочитали». А сами педагоги задаются вопросом: «Почему современные дети совершенно ничем не интересуются?» Из всех этих вопросовразных участников образовательных отношений следует, что мы должны обучать чему-то БОЛЬШЕМУ, чем теория и практические навыки по предмету?

В Федеральном Гособрстандарте одним из основных требований к усвоению знаний учащихся является умение применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях. Требование ФГОС: подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни, умеющего применять знания в реальных ситуациях.

Одним из возможных вариантов решения данного вопроса является использование практико-ориентированного подхода к обучению учащихся. Практико-ориентированное обучение соединяет науку и ученика, раскрывает связи между знаниями и повседневной жизнью людей, проблемами, возникающими перед ними. Когда учащиеся понимают, что изучение предмета пригодится в реальной жизни, они становятся более мотивированными, заинтересованными.Поэтому тема моего выступления «Практико-ориентированныйподход как способ формирования познавательной активности».

Основная цель такого обучения -  формирование у учащихся умений, необходимых в разнообразных сферах жизни, и осознания того, где, как и для чего можно употреблять полученные знания на практике.

Задачи:

  1. Подход к обучению должен быть деятельностным, практикоориентированным;
  2. Необходимо развивать навык применения знаний на практике;
  3. Поощрять проявление учащимися самостоятельности, использование учебного и жизненного опыта.

В первую очередь сейчас самым важным навыком является работа с информацией.

Эта тема в настоящее время является очень актуальной, так как современный быстро меняющийся мир требует от человека умения работать с информацией, правильно её интерпретировать и применять на практике.

Задания на развитие информационной, читательской грамотности не находят широкого применения в практике российской школы.

Например, читательская грамотность.  Недавно на муниципальном этапе я проводила открытый урок по теме «Предпринимательская деятельность». Я применила статью из свежего номера местной газеты «Бичурский хлебороб». Речь шла о молодом предпринимателе, который открыл своё дело.

Ребятам был дан текст статьи и были заданы следующие вопросы:

  1. Что понадобилось предпринимателю, чтобы открыть своё дело?

- капитал, земля, труд (факторы производства)

Это – первое читательское умение. Находить и извлекать информацию из текста.

  1. Большое ли значение имеет открытие этого производства для нашего района?

- Да. Предпринимателю была выделена субсидия. На открытие приехали представители органов власти. Даже был организован концерт. Это событие не осталось без внимания власти, СМИ, граждан, соответственно, оно имеет большое значение.

Это ещё одно читательское умение. Использовать информацию из текста. Выявлять связь между прочитанным и реальностью.

Следующая важнейшая и неразрывно связанная с преподаваемыми мной предметами – социальная грамотность. Это готовность учащегося социализироваться в обществе. Большое значение на своих уроках я придаю взаимодействию не только учитель – ученик, но и ученик-ученик. Метод пилы. Каждой группе даётся своё задание. Затем происходит перемешивание участников групп и взаимообучение.

Хорошо подходит метод проектов в начальных классах. Разработайте проект бюджета семьи. Ребята учатся считать доходы, расходы, грамотное распределение средств. Перед вами – работа ученицы 4-го класса, электронный проект «Мой бюджет». Проекты мы всё чаще выполняем в электронном формате, ведь на данный момент этого требует время, заодно развиваем компьютерную грамотность. Грамотный подход девочки к выполнению задания даже выявил некоторые проблемы – допустим, слишком много средств уходит на оплату подписок Youtube, Netflix, Spotify –развлекательных сервисов. Ученица приходит к выводу, что её карманных денег недостаточно именно поэтому, и вполне возможно ограничиться одной из трёх перечисленных. Это уже применяется в реальной жизни. Так же продуктивно выполнение таких проектов и исследовательских работ как: «Нужно ли мне страхование?», «Я открываю своё дело!», «Хочу начать работать, но могу ли?».

Кроме того, с помощью практико-ориентированного обучения мы можем решать и воспитательные задачи. Это реализуется и на уроках, и во внеурочной деятельности.

Во внеурочной деятельности через практико-ориентированный подход воспитываю патриотизм, позитивное отношение к важнейшим социальным ценностям, интерес и любовь к истории.

Это волонтёрская деятельность – посещение ветеранов ВОВ, оказание помощи. Это и помощь по дому, и моральная поддержка.

У учащихся благодаря практико-ориентированному подходу повышается познавательная активность, и, как следствие, качество обучения. Заинтересованность в предмете порождает желание участвовать в НПК, олимпиадах.

Исходя из вышесказанного, из приведённых примеров, можно сделать следующие выводы:

  1. У учащихся повышается познавательная активность, когда задания направлены на решение ситуаций, необходимых в жизни, на творческое проявление способностей.  Начинают ощущать значимость преподаваемых предметов.
  2. Применение заданий на развитие читательской, информационной грамотности способствует развитию критического мышления учащихся. Это как никогда необходимо в наше время – умение отличать правду от лжи, искать информацию в разных источниках.
  3. Благодаря применению практико-ориентированного подхода мы повышаем качество образования, как предписывает указ Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

К сожалению, в 15 минут невозможно уместить многообразие форм и приёмов, которые можно применять на уроках, но я постаралась максимально донести представление о своей работе. Много моих разработок есть на страничке портала (https://nsportal.ru/belyh-nadezhda-alekseevna) , где можно детально ознакомиться с дидактическими материалами, методической работой, педагогические технологии, творческие работы учащихся.

Спасибо за внимание, уважаемые члены жюри.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Технологии успешного обучения ( Автор Елена Ивановна Казакова )

Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится формирование универсальных  учебных действий, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего  обучения. Поэтому одной из острых проблем  в программе образования является гуманизация  образования.

Ориентация обучения на системное развитие творческой активности и самостоятельности ребенка, на формирование у него познавательного интереса создает условия для разных подходов в конструировании уроков начального обучения.        

Хочу,  чтобы  каждый из моих учеников ощущал себя не только обучающимся, но и самостоятельно  действующей  личностью. Творчество учителя – творчество учеников. Дети – барометр урока  Все мы понимаем, что на уроке должен работать каждый ребенок, и не просто работать, а в силу своих способностей и с интересом.

 Первой попыткой,  дать каждому ученику высказаться на уроке баз стеснения и с достоинством, стала методика «Шпаргалка» . Этот прием запоминания можно использовать при работе с разнообразным материалом на любых уроках. Схематизация позволяет развивать операции обобщения, способствует формированию логического мышления, развитию воображения, представления и творческих способностей. Детям с большим трудом дается пересказ, а тут еще текст Г.Скрибицкого «На лесной полянке», где много названий насекомых, многие из которых дети слышат впервые.

На помощь приходит «Шпаргалка» — изображение текста в рисунке. Домашнее задание: подготовить пересказ по рисунку. Урок удался. Первые ученики пересказывали неуверенно, но потом начали экспериментировать – пересказывать по рисунку соседа. Ученики почувствовали уверенность в своих силах и перестали бояться. Можно отображать в своих рисунках что угодно, части речи и правила на уроках русского языка. Очень трудно заставить ученика выучить то, что трудно, но каждый ребенок нарисовавший «часть речи», уже почувствовал, понял, самостоятельно нашел и выделил существенные признаки. При ответе ему осталось перевести правило с «языка» рисунка на язык слов, и дети это делают с большим увлечением. Вначале ученик воспроизводит правило, опираясь на листок, но со временем он ему становится, не нужен. «Шпаргалками» разрешено пользоваться и на уроках  литературного чтения, познания мира, русского языка при изучении тем, где много незнакомых слов.

Прием «Объединения в рисунке основных черт изучаемого явления, предмета части речи». 

Понятие «Части речи» дается детям с трудом, много новых терминов и понятий. С целью активизации познавательной деятельности по темам части речи я использую опорные схемы. Но это не схемы, в прямом смысле этого слова. Это рисунки, которые рождаются на глазах детей и при помощи детей. С помощью рисунков учу выделять главное, т.е. существенных признаков и отличать от несущественных. Эти рисунки помогают сформировать у детей обобщенное представление о конкретной части речи и в то же время выделить главные, только ей присущие, признаки. С учетом своих возможностей, без заучивания правил дети осознали новые понятия, связи и отношения, сумели развить доказательность и логическую последовательность. Это значит, что рисунок решал проблему творчества на разных этапах усвоения, непосредственно на уроке.

Так же  ученикам очень нравится методика «РАФТ», но не в обычном, знакомом нам облике, а при составлении устных рассказов, маленьких сообщений в начале урока. На уроке математики, при изучении темы «геометрические фигуры и их элементы» ребенку трудно принять геометрические фигуры (квадрат, треугольник, точка…), так как для него это отвлеченные понятия. Но если дать ему в руки рисунок, на котором изображен квадрат в виде человечка и, сказать, что ученик, и есть этот самый квадрат, то он расскажет вам все о квадрате, как о себе самом.  Этот прием можно использовать на уроке русского языка при изучении частей речи. При изучении темы «Вода» на уроке «Познание мира», ученики представляли себя капелькой воды и вели рассказ от ее лица. Эти приемы помогают раскрыть каждого ребенка, помочь ему именно в том месте, где он затрудняется. И, наверное, самое главное– это то, что дети не боятся трудностей, они знают, что есть много приемов запомнить материал, даже самый сложный.

Метод «Цветограмма»).  Для развития внимательного, осознанного чтения на эмоциональном уровне, я использую методику «цветограмма». Тексты оцениваются при помощи цвета. Можно дать «цветовую» характеристику одного героя или события, сопоставить двух или нескольких героев, событий. Очень точно можно описать состояние природы.

Для проведения этой методики нужна таблица цветов и эмоций.

Цвет Эмоция

желтый - тепло, радость, счастье

фиолетовый - Лживость

красный - гнев, агрессия, злость, тревога, опасность

зеленый-  покой, умиротворение, спокойствие

синий - холод, тревога, высокомерие

коричневый - равнодушие, недоверие

черный - мгла, мрак, страх, безысходность

 белый - искренность, чистота

 голубой - справедливость

оранжевый-  праздничность

 серый- депрессия, опустошение  

    Таблица может быть как у каждого ученика, так и одна на доске. Перед чтением текста проводится вступительная беседа, о том, Что все поступки героя (описание природы или работа с частями) будут «оцениваться» через цвет. Учитель должен делать акцент на внимательное чтение текста. После чтения работа может быть проведена как устно, так и письменно. Дети называют цвет и эмоцию и находят то место в тексте, которое соответствует внутреннему состоянию героя. С «цветограммой» можно работать в парах, в группах, давать как домашнее задание. Только нужно помнить, что ученик должен обязательно доказать свой цвет и эмоцию.

Для получения объективной картины влияния педагогических технологий на результаты образовательного процесса в начальной школе я использовала данные , полученные с помощью следующих методик (представлены выше).

ОТЧЕТ   о продуктивном использовании новых образовательных

технологий и методик

Из диаграммы видно, что высокий и средний уровень увеличился от 86% во 2 классе до 92% в 4 классе.  Динамика составляет 6%.