Творческие работы учащихся

Надежда Алексеевна Игнатьева

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Бичурский район

МБОУ «Бичурская СОШ №5»

Республиканская научно-практическая конференция

учащихся 3-4 классов

«Первые шаги»

Номинация: Биология. Растительный мир.

Тема: «Живительные силы кедра»

        Автор: Глазкова Арина, ученица 4 класса

Руководитель: Игнатьева Надежда Алексеевна,

учитель начальных классов

        

Бичура, 2023 г.

Оглавление.

1.Введение

2.Сибирский кедр

3. Значение кедра для людей

4. Применение кедровых орешков

5. Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Среди множества деревьев, растущих в нашей республике, сибирский кедр занимает особое положение. Вряд ли можно найти еще такое дерево, в котором бы содержалась столько положительных свойств. Например, хвоя, смола, древесина, а тем более орехи. Сибирский кедр является одним из хвойных растений для человека. Заготовка ореха - традиционный промысел населения Сибири. И для нашего, Бичурского района, это не исключение.

Тема: «Живительная сила кедра»

Актуальность темы  состоит в том , что в настоящее время существует проблема о исчезновении лесных массивов, кедр не исключение.  Площади кедров лесов значительно сокращается в результате пожаров.

Объект исследования: кедр

Предмет исследования: ценность и полезность сибирского кедра.

Цель работы: изучить ценности кедра, его  значение для человека и проблему сохранения данного вида.

Задачи:

1. Изучить особенности кедра

2. Изучить практическую значимость кедра в жизни человека;

3. Познакомиться с целебными свойствами;        

4. Выявить проблему сохранности данного растения и способы ее решения.

Гипотеза исследования:  кедр до сих пор играет большую роль в жизни человека и с его исчезновением  будет потеряно большое количество полезных веществ.

Методы: Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: поисковый,  беседы с односельчанами,  наблюдение, анализ и обобщение собранной информации.

Как и где растет кедр

Сибирский кедр — это растение-долгожитель, которое произрастает в Восточной Сибири, а также в Западных частях Урала.

Сибирский кедр вырастает до 40 м и живет в среднем 250 лет. В  дикой природе кедр растет довольно медленно. Саженец возрастом 5 лет вырастает всего на 35 см. Начиная с 15 лет, дерево дает ежегодный прирост до 35 см. Но чем старше дерево, тем медленнее оно растет, в среднем по 5 см в год. (Приложение 1) 

Кедры различаются по видам:

Ливанский. Это дерево считается самым гигантским ,  и долгожителем. Оно может существовать до 3000 лет.  

Атласский- это  декоративный кедр . Его  рост не превышает 15 м.

Корейский.  Этот вид занесён в Красную книгу. Очень мало в природе.

Гималайский самый  медленнорастущий вид-  к 20 годам достигают всего лишь 30 см.

Сибирский- самый распространенный вид кедра. Произрастает и у нас в Бурятии.

В Бурятии кедр произрастает в основном в горных лесах Окинского, Курумканского, Закаменского, Кяхтинского, Джидинского, Прибайкальского, Кабанского и Селенгинского районов.

Роль кедра в жизни животного мира и человека

Кедр – единственный представитель сибирской тайги, семена которого съедобны, вкусны и очень полезны.

 Плодоносить кедр начинает в возрасте 40 – 50 лет. В древесине, орешках, ореховой шелухе, хвое, смоле (живице)- везде содержится целая кладовая полезных веществ.  

В кедровых лесах воздух почти стерилен, потому что выделяемое кедрами эфирное масло, обладает бактерицидными свойствами и оздоравливает воздух .

Древесина кедра высоко ценится в изготовлении мебели, музыкальных инструментов. Практически все российские карандаши изготовлены из кедра. В шкафах  не заводится моль.  Молоко и молочные продукты в посуде из кедра хорошо сохраняются. Но самое главное в кедре — его семена: крупные, маслянистые кедровые орехи. Именно благодаря ним  кедр  приобрел славу таежного хлебного дерева.  

Орехи очень питательны и полезны.  В них много жироподобных веществ, белка, витаминов. По калорийности  они  превосходят мясо. Горстка орехов в день – это надежная защита организма от авитаминоза и болезней.  Кедровым маслом хорошо смазывать ранки и ссадины. Если чайную ложку кедрового масла растворить в кипятке и вдыхать пары, то можно вылечить больное горло и избавиться от насморка. Кедровое масло принимают и внутрь при ослаблении организма и при  лечении туберкулеза легких.

 В хвое кедра тоже много полезных веществ. Особенно много в ней аскорбиновой кислоты. Отвар хвои кедра во время войны спасал людей от цинги. В настоящее время им лечат ноги при болях в суставах. Из хвои также делают витаминную муку, которую используют в животноводстве.

Из кедровой смолы (живицы) делают широко известный кедровый бальзам, используемый в приборостроении, а также канифоль, скипидар, лаки, камфару. В аптеке можно купить жевательную резинку, в которую добавлена живица. Она дезинфицирует, полость рта, лечит стоматит, укрепляет и оздоравливает десны.

Кедровые леса дают пропитание множеству обитателей леса: птицам, бурундукам, белкам, ежам, медведям и другим. Поэтому уменьшение даже небольшой части  кедра приведёт к их голоду и  повлечёт за собой сокращение численности этих животных. 

 Вот сколько полезных свойств таит в себе кедр.  Именно поэтому люди издавна с большим уважением относились к этому дереву,  считали его священным . Наши прадедушки  говорили: «Тайга кедром жива». Они верили, что если ребенку каждый день давать горсть кедровых орехов, то он вырастет добрым молодцем, и никакая хворь  его не одолеет.  

Как добывают кедровый орех

В нашем Бичурском районе также люди добывают кедровые орехи. Сбор орехов осуществляется вручную. Начинается он всегда в начале сентября, так как раньше  можно сбить семенные шишки- те, которые созреют только через 2-3 года.  

Это физически тяжелый труд. Для добычи кедрового ореха местное население долгие века традиционно используют  колот или колотушку, шишкодробильную машину и сито.  

Колотушка представляет собой увесистую деревянную  чурку на  длинной рукоятке, похожую на гигантский молоток. Ей бьют по стволу, от чего шишки валятся на землю, где их собирают в мешки. Дело это непростое и требует физической силы и определенной сноровки.

Шишкодробильная машина представляет собой деревянный ящик в форме сужающегося книзу ящик. На дне его устанавливается зубчатый валик из обтесанного бревна. Валик приводится в движение приделанными с двух сторон деревянными ручками.

Шишки помещают внутрь, крутят ручку и как в большой мясорубке они дробятся, извлекая орехи.

Затем берут большой тент и на него через решето просеивают орехи.

Проблема охраны данного растения и способы ее решения.

Нашему поколению следует научиться уважительно относиться к кедру и беречь его. Ведь к великому сожалению, больше всего бед доставляет этому дереву человек. Сколько кедра губится в период сбора шишек. Его ломают, вырубают, вытаптывают молодые насаждения, что приводит к уменьшению кедра. Постоянные удары колотом по стволу дерева также наносят большой вред коре и оно зачастую гибнет.  А орехами  в тайге питается все живое.

Непотушенный в тайге костер или окурок, брошенный человеком, может привести к пожару. Ежегодно мы наблюдаем даже у нас в районе, как пожары в тайге охватывают большие площади. Они распространяются с огромной силой и может за считанные минуты уничтожить все живое. Только в прошлом году  в Бурятии было зарегистрировано 598 пожаров общей площадью более 226 тыс. га.

Большой вред кедрачам наносят изготовители леса. Например,  несколько лет назад в нашем Бичурском районе в местности Буй лесничими  были обнаружены большие вырубки кедра , произведенную ООО «Дельфин». Несмотря на то, что организация выплатила большой штраф- лесу от этого легче не стало. Большое количество кедровых деревьев было уничтожено.

Но я хочу отметить и то, что наши земляки не остались равнодушными к этому преступлению: проходили митинги, собирались подписи с требованием наказать виновных. А это говорит о том, что кедр в наше по-прежнему остается священным деревом.

Заключение

И в заключение хотелось бы сказать, что нашему поколению следует тоже уважительно относиться к кедру и беречь его.

Сейчас человек научился выращивать искусственные леса. В этом году  в Прибайкальском районе Бурятии запущен уникальный национальный проект «Экология» по выращиванию кедра.

Сначала проводились  экспериментальные посадки на небольшой территории. Затем было принято решение о массовом посеве кедров. Уже на сегодня высажено 7 гектаров кедрового леса. На одном гектаре можно посадить примерно 2 тысячи семян. Итого посадили 14 тысяч деревьев .

Когда-то они вырастут,  и  будут очищать воздух, давать урожаи орехов, корни деревьев будут укреплять почву. Но для этого потребуется очень много лет ожидания, кедр растет  медленно. В этом мы убедились сами.

В результате проделанной работы я убедилась в том, что роль кедра в природе  огромна. Это священное, доброе дерево. Оно служит и людям, и птицам, и зверям. Его надо беречь! Охранять  лес  -  наш  долг  и  не  приносить  вред  вместо  пользы. Природа жила  без  нас  миллионы  лет, а мы  без  неё  не  проживём  и дня.

Мне было очень интересно работать над этой темой. Я  узнала много нового, интересного и полезного для себя.

Список используемых источников и литературы:

  1. Информаторы: Петров Андрей Васильевич, адрес с.Бичура, ул. Петрова 41. ;  Глазков Анатолий Анатольевич , п. Сахарный Завод, ул. Заводская, д.36
  2. Артамонов, В. Н. Сосна сибирская,  1990. - № 3
  3. Банников, В. И. Свидание с природой,  1980 г.
  4. Калашников, В. И.Чудеса живой природы 2009 г.  
  5. Технология комплексной переработки кедровых орехов/ А.В. 2000 г. .  
  6. Бичурский хлебороб № 34 за 2019  г.

Приложение 1

 .

Как растет кедр

Приложение 2.

https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/5232141/pub_63563e54e580830e70977474_6356404395156c6fa577b26c/scale_1200https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/1548443/pub_63563e54e580830e70977474_6356404ed6dc786b30225ab1/scale_2400

Кучи оставшейся шелухи служат удобрением для леса

https://nutclub.ru/wp-content/uploads/2020/05/drobilka-400x300.jpg


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МО «Бичурский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Бичурская  средняя общеобразовательная школа № 5»

Республиканская научно-практическая конференция школьников

«Наследие старообрядцев Забайкалья»

Секция

«Промыслы и ремесла старообрядцев»

 «Прялка как неотъемлемый атрибут быта женщин

прошлого века»

Выполнил(а):  Куфарева Алёна,

ученица  5  класса  МБОУ «Бичурская СОШ №5»

                                     

                                                            Руководитель: Белых Надежда Алексеевна

                                                         учитель начальных классов  «Бичурской  СОШ №5»

с. Бичура

2022

Содержание.

Введение………………………………………………………………………………………….3

Основная часть……………………………………………………………….…………………..4

  1. Прялка нашей семьи……………………………………………………………………..4
  2. История прялки и её использование……………………………………………………4
  3. Виды прялок. Устройство прялок……………………………………………………....5
  4. Прялка и прядение в поговорках………………………………………………………..6
  5. Прялка в суевериях………………………………………………………………………6

Заключение……………………………………………………………………………………….8

Список используемой литературы……………………………………………………………...9

Приложение

Введение.

В феврале 2022  года в нашей школе проходила традиционная неделя краеведения. В рамках этой недели я с одноклассниками посетила музей имени Широких-Полянского в селе Бичура. В музее, среди других, представлены разнообразные экспонаты сельского быта: утюги, короба, лапти и т.д.

Особенно меня заинтересовала деревянная ручная прялка (фото 1).

Похожую прялку я видела у моей прабабушки, на которой она пряла овечью шерсть, а потом вывязывала замечательные носочки  и варежки для всей семьи.

Мне захотелось подробнее узнать об этом предмете, о видах прялок. Эту информацию я искала самостоятельно.  

Актуальность исследования обусловлена применением прялки и сохранением его особого статуса, которое она занимает в жизни человека в современном цифровом мире.

Тема исследования: «Прялка как неотъемлемый атрибут быта женщин прошлого века».

Объект исследования: прялка.

Предмет исследования: назначение прялки в быту сельских жителей.

 Цель исследования: изучение вопроса об истории прялок разных конструкций, а также роли прялки в быту жителей посёлка Сахарный завод Бичурского района.  

Задачи: 

-изучить объект исследования;

-собрать информацию по истории происхождения прялки и её использования в быту.

Гипотеза исследования: сохраним историческое и культурное наследие нашей малой Родины через историю появления прялки ,традиции и обычаи, связанные с ней.

Методы исследования: для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: поисковый,  беседы с односельчанами,  наблюдение, анализ и обобщение собранной информации.

Практическая значимость. Материалы данного исследования будут использоваться на уроках технологии, истории Бурятии и на занятиях в кружках.

Основная часть

  1. Прялка нашей семьи

Мы, современное поколение молодежи, не совсем понимаем назначение и  ценность этого предмета, но люди, пережившие военное и послевоенное время, но моя прабабушка с большой теплотой говорят об этом незаменимом в те времена предмете быта.

В музеях хранятся различные экспонаты, среди них предметы быта, посуда, утварь. Некоторым предметам более века, и они сегодня единственные свидетели того времени. В семьях моих одноклассников также имеются различные раритетные вещи и предметы старины: это и часы прадеда, не вернувшегося с войны, и вышивки прабабушки, и старинный самовар на углях – ребята с интересом представляли свои презентации на одном из классных часов.

В моей семье таким дорогим для нас экспонатом является прялка моей прабабушки Прилеповой Анны Ильиничны, уроженки села Елань. Прялке более ста лет, она передавалась по наследству от матери к дочери, в ней сохранилась память о близких людях. Прабабушке  92 года, она много мне рассказывала о своем трудном и голодном детстве, о той ноше, что легла на  плечи ее мамы, и о том, что прялка помогла в годы войны не умереть детям. 

Моя прабабушка считает, что работу на прялке можно назвать настоящим искусством, и чтобы научиться изготовлять хорошую, качественную пряжу, необходим  талант. Ведь сейчас нам не понять всю ценность этого предмета, так как в магазинах огромный ассортимент различной по выработке и цвету пряжи.

  1. История прялки и её использование

Прялка – простейшее приспособление для ручного прядения.  Предполагается, что «самопрялка» появилась в Индии, откуда распространилась по миру.  В Европе появилась в начале XIV в.

Традиционные русские прялки использовались преимущественно для обработки растительных волокон – льна и конопли.

Ручная прялка, состоит из вертикальной части, куда привязывается кудель и горизонтальной — донца, где сидит пряха. Вертикальная часть состояла из лопаски (лопати) и шейки (ножки). Прялку, особенно лопаску, часто украшали и расписывали.

Прялку вырезали из цельного ствола дерева; она состояла из лопатки (плоского гребня, к которому привязывали кудель или пеньку), ножки и донца (основания, одновременно служившего противовесом и сидением для пряхи). Прялка считалась ценной домашней утварью и передавалась из поколения в поколение. Лопатку и ножку (а иногда и донце) обычно покрывали резьбой или росписью. В русских деревнях этот инструмент использовался до начала 20 в., и лишь в 1930-е годы был вытеснен прядильными машинами.

Раньше люди старались делать своими руками всё, что нужно для жизни. Детей приучали к труду с детства. Девочки с 5 лет начинали прясть пряжу. Самую первую спрядённую нить торжественно сжигали, а пепел давали девочке выпить с водой, чтобы она стала искусной мастерицей.

В настоящее время 7 октября считается днем прялки.

  1. Виды прялок. Устройство прялок (приложение 1)

Виды прялок

Прялка или прялица (по древнерусски) — предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки.

1. Прялка — донце

Ручная прялка, состоящая из вертикальной части, куда привязывают кудель и горизонтальное донце, где сидит пряха.

Цельные

Составные

Делаются из корня и ствола берёзы или ели.

Состоят из двух деталей.

2. Самопрялка

Появилась в Индии, затем в России, уже в 19веке. Состоит из доски, установленной на ней цилиндром с горизонтальным закрытым веретеном. Скорость прядения на самопрялке быстрее.

                                      Русские

                                         Чухонки

Стояки. Колесо располагается перпендикулярно к полу.

Лежаки. Колесо располагается под углом.

3. Электрические прялки

Устройство прялок

                                       Гребневые

                                      С лопастью

Эти прялки бытовали в центральных, южно-русских губерниях и в Поволжье.

Эти прялки бытовали на севере, а также в центральных губерниях, на Урале, в Сибири и на Алтае.

Донце вырезали из осины или липы, гребень делали из твёрдых пород, чаще всего из клёна, ну а веретено из берёзы.

Типы прялок сложились в далёкие времена. В каждом районе была своя форма прялки и свои приёмы украшения.

Вырезать веретено это большое искусство: резчик или токарь должен был придать форму такую, при которой веретено на весу занимало бы строго вертикальное положение. Резчик украшал его резными желобками и поясками.

Основным механизмом электропрялки является устройство намотки и скрутки пряжи. Устройство электропрялки практически во всех ее разновидностях одинаково и состоит из корпуса, к которому прикреплена откидная боковая крышка. Электродвигатель размещен в правой части корпуса и крепится к нему с помощью кронштейна. Для включения привода электропрялки используется специальная педаль с кнопкой, которая нажимается нагой. После включения двигателя вращающий момент через ремни начинает крутить катушку и мотовило. Мотовило устанавливается на подшипники скольжения, а съемная катушка прикреплена с помощью двух полуосей. Пряжу равномерно распределяет ползунок-крючок, который двигается по направляющим мотовила. Направление в котором вращается катушка может быть как правым так и левым. Для переключения направления ее вращения на корпусе прялки есть специальная кнопка. В зависимости от ее положения (нажатая или нет) катушка электропрялки будет вращаться по часовой стрелке, либо против.

Моя прабабушка знает много семейских пословиц и поговорок одни из них о прялке.  

  1. Прялка и прядение в поговорках
  • У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.
  •  Прялка не Бог, а рубаху дает.
  • Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом.
  •  Не ленись прясть, хорошо оденешься.
  1. Прялка в суевериях

С прялкой у семейских связаны многие традиции и обряды, а также суеверия.

Первую нить, спряденную девочкой, сжигали, а пепел выпивали с водой, чтобы сохранить трудолюбие и терпение на всю жизнь. Своё веретено принято было оберегать от нечистой силы. Прялку нельзя было одалживать — это плохая примета. На веретене разрезали пуповину при родах. На свадьбу жених разбивал старую прялку невесты и взамен дарил свою, как символ новой жизни.

Русские слова «время» и «веретено» происходят от одного древнего глагола со значением «вращаться по кругу». Из женских ремёсел в наш язык вошли выражения «нить судьбы», «красной нитью». От глагола «сновать» (ткать) появились «основа», «основательный» и т.д.

Об одной из прялок народом сложена загадка: «На липе сижу, сквозь клён гляжу, берёзой трясу» Из липы, дерева мягкого и тёплого, делают донце, на которое садилась пряха, в донце вставлялся гребень из клёна, а из берёзы точили веретёнце.

Прабабушка рассказала мне, что были прялки из копани, их называли корневые. Копанью называется дерево, выкорчеванное с корнем. Для изготовления прялок выкорчёвывали ели, сосны, берёзы их корневая система была подходящей. Прялки из копани простые. Например, прялку называли прялица.

Самая трудоёмкая деталь прялки, требующая не только хорошего материала, но и большего мастерства - гребень.

Чтобы изготовить гребень, нужно было хорошо высушить доску, для чего выдерживать её до трёх лет. Дерево обрабатывали режущими инструментами. На древесине делали тонкие прорези. Срезы получались чёткими, чистыми и гладкими, с мягким блеском. Для гребня нужна была широкая доска – ведь на гребне нужно было нарезать более двухсот очень тонких и длинных зубьев. От мастера требовалось величайшая осторожность.

Вот так изготавливалась мастерами обычная семейская прялка.

Заключение

У Бичурской земли очень интересная и богатая история. Не зная прошлого своего края, в котором ты живёшь, нельзя считать себя по-настоящему образованным, культурным человеком.

С раннего возраста и до глубокой старости прялка и веретено были незаменимыми спутниками крестьянки. Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Инициалы хозяев вырезались на прялках и обозначали родовую принадлежность.

Все мы идем от своих предков. Их кровь течет в нас. Так давайте не будем об этом забывать, наши потомки тоже пусть об этом помнят, только тогда, наверное, не будет белых пятен в истории. Мы верим, что образный язык народной прялки еще ждет своего прочтения.

Список используемой  литературы

        

1. Народный костюм и современная молодёжная культура. – Сборник статей. – М., 1999.

2. Селищева А.М. Старообрядцы Забайкалья. Семейские. –  1919.

3.Мезенская роспись – Методические рекомендации по программе «Художественная роспись по дереву на основе традиций искусства русского севера» - 1992.

4. Интернет – ресурсы.

Приложение 1

Виды прялок

Прялка — донце

http://skm.solkam.ru/nakraskakh/images/4/teaser.jpg

Самопрялка

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/114e/0008b055-5d1ac64f/hello_html_6941670f.jpg

Электрические прялки

https://cs1.livemaster.ru/storage/a0/9e/7d743e05d7e303c1518f34b6barm--materialy-dlya-tvorchestva-pryalka-elektricheskaya-pomoschnits.jpg



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки республики Бурятия

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бичурская средняя общеобразовательная школа №5»

Научно-практическая конференция «Шаг в Будущее»

Направление: дизайн жилого помещения

Секция:  технология

«Идеальный дизайн моей комнаты «мечты»

Выполнила: учащаяся 8 класса МБОУ «Бичурская СОШ №5»

Кавригина Эсмира Дмитриевна

 

Руководитель: учитель начальных классов  I категории  МБОУ «Бичурская СОШ №5»

Игнатьева Надежда Алексеевна

п. Сахарный завод

2023 г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………. 3

1. Теоретическая часть…………………………………………………………………….4

1.1 История возникновения дизайна ………………………………………………………4

1.2 Стили и направления в дизайне………………………………………………………...4

1.3 Влияние цвета на человека………………………………………………………………6

  1. Отделка помещения………………………………………………………………………7

1.5 Зонирование комнаты и выбор мебели………………………………………………….7

2. Практическая часть……………………………………………………………………..8

2.1 Выбор стиля и отделки………………………………………………………………….8

2.2 Цветовая гамма комнаты………………………………………………………………..8

2.3 Рекомендации по разработке дизайна интерьера……………………………………...9

Заключение …………………………………………………………………………………10

Список литературы……...………………………………………………………………...11

ВВЕДЕНИЕ

                Интерьер - это создание красоты, уюта и гармонии в доме.

Мы часто мечтаем об уютном тёплом доме, в котором можно отдохнуть после трудового дня. Не всегда удается создать полную гармонию в интерьере, и тогда  мы ищем перемен. Хотим создать комфортные условия для труда и отдыха, возникает желание удивить окружающих.

Тема проекта возникла неслучайно. Я выбрала такую тему, потому что большую часть своей жизни я провожу дома. Моя комната немногим отличается от комнат большинства моих сверстников. В ней преобладает стиль, характеризующийся традиционной мебелью, цветовой гаммой в диапазоне от светло-коричневых до темно-коричневых тонов. И мне очень хочется придумать такую комнату, которую хотелось бы мне, в которой мне было бы уютно и комфортно.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что я много времени провожу в своей комнате, поэтому я должна знать, как влияет дизайн интерьера на моё здоровье и развитие.

Цель: создать идеальный дизайн комнаты для комфортного проживания в ней.

 Для достижения поставленной в работе цели, необходимо решить следующие задачи:

  1. Раскрыть понятие дизайн;
  2. Рассмотреть современные стили и направления в дизайне;
  3. Ознакомиться с воздействием цвета интерьера;
  4. Выбрать и расставить мебель;
  5. Выбрать экологически чистый материал для отделки комнаты;
  6. Разработать рекомендации по обустройству комнаты подростка;
  7. Изготовить макет комнаты.

Объектом исследования является макет комнаты в программе Sweet Home 3D.

Предметом исследования является выявление основных закономерностей при проектировании комнаты.

Гипотеза: правильно подобранный дизайн интерьера оказывает положительное воздействие на  подростка.

Методы:  Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: поисковый,  наблюдение, анализ и обобщение собранной информации.

Практическая значимость: следуя рекомендациям мы избежим ошибок при разработке дизайна интерьера в дальнейшем.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 История возникновения дизайна

Дизайн интерьера - проектирование и организация внутреннего пространства помещений, линий, форм, фактуры, мебели, цвета и освещенности, в результате чего возникает особая среда обитания человека, характеризующаяся функциональным удобством, безопасностью, здоровым микроклиматом, комфортом и художественной привлекательностью. Поскольку люди проводят большую часть времени под крышей, хорошо спланированный интерьер играет большую роль в обеспечении их психологического комфорта. Дизайн интерьеров в значительной степени влияет на производительность труда, способствует экономии трудовых затрат, обеспечению здоровья и безопасности людей.

Первоисточником дизайна интерьеров было стремление людей к внутреннему украшению помещений, однако круг обязанностей современного интерьер-дизайнера значительно шире. Сегодня дизайнеры помещений работают вместе с архитекторами, заказчиками, подрядчиками, строителями и поставщиками, принимая решения о габаритах и структуре пространств, оборудования, типов меблировки и отделочных материалов. Интерьер - дизайнеры разрабатывают интерьеры жилых домов и офисов, больничных учреждений и ресторанов, вестибюлей общественных зданий и множества других общественных мест. История дизайна интерьеров определяется развитием художественных стилей и оснащения дома. Это развитие происходило под влиянием культур и обычаев, климата и доступных материалов, научных изобретений и торговли, от событий в экономике, политике и социальной жизни.

  1. Стили и направления в дизайнеhttps://fsd.multiurok.ru/html/2021/02/08/s_60217b9fbd1d1/1632157_1.jpeg
  • Классический стиль

Характеризуется деревянной мебелью, традиционных оттенков, светлыми обоями (с неярким орнаментом или монохромными), привычным оформлением окна шторами с компаньонами (тюль, органза).

  • Хай-текhttps://fsd.multiurok.ru/html/2021/02/08/s_60217b9fbd1d1/1632157_2.jpeg

Направление, характеризующееся холодной палитрой. Однотонные стены и мебель, хромированные детали, серые или стальные аксессуары. Можно разнообразить свое пространство плакатами, постерами, фотографиями. Преобладают строгие геометрические формы мебели. Использование всевозможных стеллажей и навесных полок, придаст такому интерьеру воздушности. Яркие детали, такие как, подушки, шторы, пуфики, добавят жизненной энергии в общий строгий антураж.

  • Модернhttps://fsd.multiurok.ru/html/2021/02/08/s_60217b9fbd1d1/1632157_3.jpeg

Этот стиль характеризуют лаконичность и комфорт. Выделяется несколькими параметрами: спокойный основной фон отделки стен, потолка. Мебель незамысловатых форм. Отделка, с использованием высокотехнологичных материалов. . Универсальность данного решения подчеркивается тем, что понравиться оно может одинаково и девушке и юноше.

  • Кантри

Довольно большой популярностью пользуется дизайн интерьера в стиле кантри. Уют и комфорт деревенской жизни объединяются в этом незатейливом оформлении.

Основные черты – простота, основательность и обилие света.. Основной материал, использующийся для отделки и изготовления мебели – это дерево. Полы из дерева или плитки, стены, отделанные штукатуркой с деревянными вставками или обоями из натуральных материалов. Украшение - коврики и дорожки, вязанные или нарочито грубые, ковры и легкие драпировки, вязанные пледы множество подушек. На окнах – занавески с тюлем и цветочные горшки.https://fsd.multiurok.ru/html/2021/02/08/s_60217b9fbd1d1/1632157_4.jpeg

Цветовая гамма – самая разнообразная. Приветствуются сочетания бежевых, желтоватых и голубых оттенков. Отделка искусственным камнем или деревом также отлично вписывается в кантри дизайн интерьера.

  • Минимализм

Этот дизайн интерьера квартиры становится всё более популярным в последнее время, особенно у владельцев помещений небольшой площади. На окна легкие жалюзи или занавески, а под потолком – яркие светильники, акцентирующие необходимые зоны. Окраска мебели – в тон стенам и потолку, нейтральная. Материалы, предпочитаемые для изготовления мебели – металл, дерево и пластик. Прямые линии и строгая геометричность очень важны. Мебель - низкие диваны и столики, стеклянные полки. https://fsd.multiurok.ru/html/2021/02/08/s_60217b9fbd1d1/1632157_6.jpeg

1.3 Влияние цвета на человека

Цвет - важнейший элемент, определяющий настроение интерьера, он нередко оказывает на человека физиологическое и психологическое воздействие. Цветовые гаммы интерьеров строятся на различных комбинациях цветовых тонов, световой плотности и цветовой насыщенности. https://fsd.multiurok.ru/html/2021/02/08/s_60217b9fbd1d1/1632157_10.jpeg

Цвет интерьера оказывает разное воздействие на тех, кто в нем находится. Цвет, выбранный для стен и пола, существенно влияет на восприятие размера и формы помещения и даже температуры воздуха в нем.

Предметы теплых, темных и насыщенных оттенков кажутся ближе, при этом пространство сжимается и «утепляется»; холодные, светлые и слабонасыщенные цвета делают помещение больше и холоднее.
Красный цвет наиболее активный. Светлые оттенки красного действуют возбуждающе, темные придают солидность.

Оранжевый цвет малонасыщенный, теплый, легкий. Действует возбуждающе. Оранжевый цвет стимулирует эмоциональную сферу, создает ощущение благополучия и веселья. Он символизирует наслаждение, праздник, благородство. Высвобождает эмоции, поднимает самооценку, учит прощать. Отличный антидепрессант, способствует хорошему настроению. Пастельные оттенки (абрикосовый, персиковый) восстанавливают нервные затраты.

 Зеленый цвет насыщенный, спокойный, свежий, нежный, живой. Действует успокаивающе. Он символизирует мир, покой, любовь, спасение. Не рекомендуется в случае, если вам надо быстро принимать решения, так как зеленый расслабляет.          Голубой цвет считается цветом креативности, его рекомендуют для учебных аудиторий или кабинетов. Бирюзовый оттенок способствует общению.  

Фиолетовый цвет насыщенный, холодный, тяжелый, спокойный, таинственный. Он символизирует мудрость, зрелость, высший разум. В большом количестве фиолетовый цвет вызывает меланхолию. Этот цвет с артистизмом, великими идеями, интуицией. Он способствует вдохновению, состраданию, чувствительности.  

1.4 Отделка помещения

В отделке стен чаще всего используют обои, стеновые панели или краска. Так же в качестве отделочного материала подойдет структурная краска или декоративная штукатурка. Они практичны, долговечны и позволяют выбирать широкий диапазон цветов и оттенков.

В качестве напольного покрытия в комнате для подростка желательно использовать комбинацию практичного пробкового пола с ярким ковром или качественное ковровое покрытие. Рисунок и цветовая гамма последнего должны гармонировать с общей отделкой.

Лучшими цветами для потолка являются теплая, спокойная и натуральная цветовая гамма, которая также способствует визуальному расширению пространства.

Если потолок ровный можно просто покрасить его или заказать модную художественную роспись. Если же позволяет высота комнаты, прекрасным решением для комнаты подростка станет натяжной потолок.

         Правильное освещение важно для любого человека, но еще важнее для подростка. В этом возрасте продолжает формироваться зрения, кроме того учеба требует очень большой зрительной активности. Много естественного света наилучшим образом будет влиять на здоровье ребенка. При недостаточном естественном освещении дополнительно в вечернее время искусственное освещение. Его роль может выполнять точечные светильники, размещенные по периметру потолка и люстра по центру. В зоне сна освещение должно быть менее ярким, чем в рабочей зоне.

  1. Зонирование комнаты и выбор мебели

Современная комната для подростка – это многофункциональное помещение.

Это одновременно и спальня, и гостиная, и комната для игр, и рабочий кабинет. Проект комнаты для подростка включает три основные зоны, каждая из которых имеет определенное значение.

  1. Зона сна включает в себя кровать или диван-кровать, прикроватную тумбочку или полку. Кровать должна быть красивой, удобной, соответствовать росту и весу девочки-подростка.
  2. Рабочая зона предназначается для учебы и интеллектуальных хобби. Здесь располагается компьютерный стол и стул. Рабочая зона находится максимально близко к окну, но для нее нужно и искусственное освещение.
  3. Зона отдыха играет роль мини-гостиной. Если подростковая комната – маленькая, и нет возможности разместить в этой зоне диван или кресла, то можно заменить их пуфами. Также теплый ковер в комнате сможет стать местом для дружеских посиделок. Комната в этой зоне оснащается аудио- или видеотехникой, музыкальными инструментами, мольбертом.

     Мебель должна быть достаточно универсальной, чтобы подходить к любой ситуации, и в то же время не загромождать ограниченное пространство.

Таким образом, изучив материал, я узнала что такое дизайн, ознакомилась со стилями и направлениями, узнала, что цвет влияет не только на восприятие размера и формы помещения, но и оказывает физиологическое и психологическое воздействие.

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Для своего проекта я выбрала наиболее подходящую для меня программу- это Sweet Home 3D. Она удобная в использовании, бесплатная программа, с помощью которой любой пользователь может смоделировать план будущего дома, размещать мебель и различные объекты так, как ему нравится.

2.1 Выбор стиля и отделки комнаты

Изучив стили и направления в дизайне, я выбрала то, что мне понравилось. В своей комнате при ремонте мы будем использовать экологически чистые материалы - декоративную штукатурку на стенах, на полу - пробковая плита. Моя комната разделена на зоны - рабочая, зона для отдыха и спальное место. Комната небольшая и мебель из дерева не загромождает ограниченное пространство. В комнате большое окно с полупрозрачными шторами. Рядом с окном находится рабочий стол и компьютерное кресло.

Проанализировав материал отделки в моей комнате, я убедилась, что они выбраны правильно – экологично чистые и натуральные. Комната поделена на зоны и рационально использовано помещение.

2.2 Цветовая гамма комнаты

На стенах декоративная штукатурка оранжевого и песочного цвета. На полу пробковая плита светло-коричневого оттенка. Мебель светлого цвета.

Изучив воздействие цвета на человека, я убедилась, что цветовая гамма в моей комнате подобрана правильно: оранжевый цвет стимулирует эмоциональную сферу, он символизирует благородство, поднимает самооценку, учит прощать, а песочный помогает при негативных психических состояниях: застенчивость, страх говорить, плохие отношения.

Вывод: моя комната мне очень нравится, мне в ней уютно и комфортно.

2.3 Рекомендации по разработке дизайна интерьера

Разрабатывая дизайн-проект комнаты  в обязательном порядке нужно учитывать то, что подростковый возраст является переломным моментом в жизни человека, когда формируется характер, мировоззрение и система ценностей.

Отдельная комната, находящаяся в распоряжении школьника-подростка, должна быть оборудована рабочим местом, местом для отдыха, а также достаточное количество шкафов и полок для хранения учебных принадлежностей и личных вещей.

Кроме того,  дизайн комнаты школьника просто обязан предполагать наличие достаточного освещения как общего (люстра или лампа), так и местного (различные бра, светильники и настольные лампы).

Начальный этап в разработке дизайна – это подбор цветовой гаммы. В помещении  подросток находится достаточно долгое время, поэтому палитра должна быть благоприятной, не раздражать глаза и не угнетать его

Комната должна быть оформлена в светлых и ярких, но при этом естественных тонах. Оттенки желтого, оранжевого, зеленого, синего или голубого вполне подойдут.

В отделке стен чаще всего используют обои, стеновые панели или краску.

В качестве отделочного материала подойдет структурная краска или декоративная штукатурка. Они практичны, долговечны и позволяют выбирать широкий диапазон цветов и оттенков.

В качестве напольного покрытия подойдёт комбинация практичного пробкового пола с ярким ковром или качественное ковровое покрытие.

Рисунок и цветовая гамма ковра должны гармонировать с общей отделкой. Дополнить отделку можно различными наклейками и трафаретами.

Современная комната для подростка – это многофункциональное помещение.

Это одновременно и спальня, и гостиная, и комната для игр, и рабочий кабинет. Следовательно, мебель должна быть достаточно универсальной, чтобы подходить к любой ситуации, и в то же время не загромождать ограниченное пространство.

В комнате должен быть достаточно обширный и удобный гардероб. Наличие своего шкафа с одеждой будет способствовать развитию у подростка самостоятельности и навыков самообслуживания. Спальное место может представлять собой классическую кровать, диван, софу или мягкий уголок. При выборе рабочего стола и стула (или кресло) нужно учитывать рост.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе я узнала, что такое дизайн, рассмотрела стили и направления. Для меня было очень интересно узнать, что цветовая гамма влияет не только на восприятие размера и формы помещения, но и оказывает физиологическое и психологическое воздействие на человека. Я провела исследование дизайна своей комнаты и убедилась, что цветовая гамма, выбор мебели и отделка комнаты положительно влияют на моё здоровье и развитие. Я разработала рекомендацию по обустройству комнаты подростка, для того, чтобы при проектировании дизайна комнаты не допустить ошибки, которые повлияют на здоровье и развитие подростка.

При помощи программы Sweet Home 3D мне удалось спроектировать модель моей комнаты.  Считаю, что цель, поставленная в начале работы над проектом, была достигнута.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ахремко В.А. Сам себе дизайнер интерьера. Иллюстрированное пошаговое руководство / В.А. Ахремко. — М.: Эксмо, 2018. — 96 c.
  2. Софиева Н. Дизайн интерьера: стили, тенденции, материалы / Н. Софиева. — М.: Эксмо, 2012. — 656 c.

Электронные ресурсы:

  1. .http://dekormyhome.ru/remont-i-oformlenie/podrostkovyi-interer-kakoi-doljna-byt-komnata-podrostka.html
  2. .https://blog.gnezdo-mall.ru/komnata-dlya-podrostka/