Работа с одарёнными детьми
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие способных и одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей является одной из приоритетных социальных задач государства и общества, современного образования, поскольку от ее решения в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей в ДОУ.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 315.77 КБ | |
| 120.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт программы
Наименование программы | Одаренный ребенок |
Основания для разработки программы | Постановление Правительства РФ от 23.12.2005 г. № 803 «О Федеральной целевой программе развития образования» |
Заказчик | Отдел образования Артинского городского округа |
Разработчики программы | Климовских С.В. старший воспитатель Цивилева В.В. учитель-логопед |
Цель программы | Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации |
Срок реализации программы | 4 года |
Исполнители основных мероприятий программы | Педагогический коллектив МАДОУ «Детский сад «Капелька» |
Соисполнители | Воспитанники ДОУ и их родители |
Ожидаемые конечные результаты программы |
|
Система контроля исполнения программы | Контроль в рамках программы осуществляет администрация детского сада и методический совет. Вопросы исполнения заслушиваются на заседаниях методических объединений, педагогических советах, родительских собраниях. |
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности
по сравнению с другими людьми.
1.ВВЕДЕНИЕ
Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности одаренного ребёнка. Это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития личности, во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, способных созидать новое в различных сферах жизни. Выявление одаренных детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать одним из важнейших аспектов деятельности детского сада.
Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, ориентацией на «среднего» ребёнка, с другой – отсутствием у педагогов и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одарённости на этапе дошкольного детства. В реальной практике дошкольных учреждений, остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одарённых дошкольников. В эту работу должны быть включены родители, социальные институты, широкая общественность.
Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми, следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников в особые группы. Одаренные воспитанники должны воспитываться и обучаться в группах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других воспитанников.
Основание для разработки Программы
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ
- Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 г. №1155
- основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.;
- Конвенция о правах ребенка 1989 г.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 года № Пр-271
- «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» - СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
- Семейный кодекс РФ
- Конституция РФ
- Федеральная целевая подпрограмма «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002г.;
- Устав МАДОУ «Детский сад «Капелька».
Пояснительная записка
Самым сенситивным периодом для развития проявлений одаренности является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии. Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача воспитания и обучения одаренных детей в детском саду.
Занимаясь диагностированием детей в нашем дошкольном учреждении, мы обнаружили следующее: результаты диагностики выявили достаточно большое количество детей с высоким и выше среднего уровнем интеллекта и креативности. При этом имеет место выше среднего уровень невротизма в этой же группе детей, вызванный, видимо, как объективными факторами, так и психосоциальными особенностями неординарных детей. Наличие неординарных детей в нашем учреждении повлекло за собой составление модели управления процессом психолого-педагогического сопровождения работы с одарёнными детьми внутри дошкольного учреждения. Мы поставили перед собой цель – теоретически обосновать, разработать и апробировать эту модель внутри дошкольного учреждения.
Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста.
Цель программы: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации.
Воспитательная цель: воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.
Образовательная цель: расширение единого образовательного пространства детского сада для социально значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.
Развивающая цель: развитие способностей одаренных детей к включению в любую духовно-практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей региона, страны и самой личности.
Задачи программы.
- Создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей, поиск и систематизация методов диагностики.
- Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального развития одаренных детей, в образовательном процессе и в свободной деятельности; для реализации их творческих способностей в научно-исследовательской и поисковой деятельности.
- Внедрение инновационных педагогических технологий воспитания и обучения одаренных детей.
- Создать условия, способствующие организации работы педагогов с одаренными детьми в соответствии с целями опережающего развития и реализации образовательных и творческих возможностей.
- Совершенствовать научно-методическое и психолого- педагогическое сопровождение одаренных детей.
- Просветительская и партнерская работа с родителями, детскими общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.
- Обмен опытом педагогов по работе с одаренными детьми на муниципальном и региональном уровне.
- Создание банка данных одаренных воспитанников детского сада.
Механизмы реализации программы.
- Внедрение в практику ранней диагностики одаренности и ее дальнейшего развития методов, учитывающих быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными детьми.
- Совершенствование деятельности администрации по мотивации педагогов на управление развитием исследовательских и творческих способностей учащихся.
- Совершенствование технологии портфолио для построения индивидуальной траектории развития, как воспитателя, так и воспитанника.
Выделены следующие сферы одарённости ребёнка:
- Интеллектуальная сфера
- ребёнок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью
- охотно и хорошо учится, знает больше своих сверстников и практически применяет свои знания
- проявляет исключительные способности к решению задач
- проявляет выраженную и разностороннюю любознательность
- часто с головой уходит в то или иное занятие
- выделяется умением хорошо излагать свои мысли.
- Сфера академических достижений
- Чтение: ребёнок много читает, использует богатый словарный запас, исключительно хорошо понимает и запоминает прочитанное.
- Математика: ребёнок проявляет большой интерес к вычислениям и измерениям; c лёгкостью выполняет все математические операции; проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений.
- Естествознание: ребёнок внимателен к предметам и явлениям; проявляет исключительные способности к классификации; демонстрирует опережающее его возраст понимание причинно-следственных связей; хорошо схватывает абстрактные понимания.
- Творчество
- ребёнок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с “головой уходить” в интересную работу, занятие;
- демонстрирует высокую продуктивность деятельности; часто делает всё по-своему;
- изобретателен в изобразительной деятельности, играх. В использовании материалов и идей;
- часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации;
- способен продуцировать оригинальные идеи;
- способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов.
- Общение и лидерство
- ребёнок легко приспосабливается к новым ситуациям;
- другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнёра по играм и занятиям;
- в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе;
- c легкостью общается с другими детьми и взрослыми;
- в общении со сверстниками проявляет инициативу;
- принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
- Сфера художественной деятельности (изобразительное искусство):
- ребёнок проявляет большой интерес к визуальной информации;
- проводит много времени за рисованием и лепкой;
- демонстрирует опережающую свой возраст умелость;
- осознанно строит композицию картин или рисунков;
- работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.
- Музыка:
- ребёнок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;
- чутко реагирует на характер и настроение музыки;
- легко повторяет короткие ритмические куски.
- Двигательная сфера:
- ребёнок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;
- обладает хорошей зрительно-моторной координацией;
- любит движения (бег, пряжки, лазание);
- прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений;
- для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков.
Основные составляющие и методические рекомендации программы психолого-педагогического сопровождения одарённых детей:
- Использовать перспективное планирование для организации систематического интеллектуально познавательного развития одарённых детей.
- Помнить о познавательной нагрузке образовательной деятельности. С целью оптимизации можно использовать:
- блоки дополнительной информации для индивидуального или группового воздействия;
- модификационные и усложнённые варианты развивающих игр и упражнений.
- В занятиях познавательного цикла должны присутствовать следующие блоки:
- вводящие новую информацию (навыки, операции);
- закрепляющие новую информацию;
- систематизирующие новую информацию.
- Использовать в работе комплексные занятия, комбинированные занятия, психолого-педагогические тренинги. Это способствует структурированию интеллектуального развития на основе цепи: восприятие – мышление – воображение.
- Систематически проводить:
- контрольные срезы для выявления умений, знаний и навыков в соответствии с программным содержанием (1-2 раза в месяц);
- психолого-педагогическую диагностику для выявления динамики психолого-педагогических характеристик развития (2 раза в год).
Общие принципы учебно-воспитательного процесса с одаренными
детьми:
Основополагающими подходами к работе с одаренными детьми являются:
- Системный подход, который реализуется через:
- интеграцию различных форм воспитания и обучения одаренных детей на всех этапах становления, развития их личности (детские дошкольные учреждения, школы всех типов, внешкольные учреждения и т.д.);
- интеграцию различных предметов и видов искусств на всех стадиях развития одаренных детей, учитывая их способности;
- взаимосвязь образования, обучения и воспитания одаренных детей с развитием общей культуры в различных видах и формах занятий, творческой деятельности детей;
- взаимодействие обязательных занятий и факультативных форм (в том числе спецгруппы, кружки, секции и т.д.), избираемых в соответствии с
индивидуальными способностями, склонностями и интересами одаренных детей;
- направленность на формирование целостной индивидуальности дошкольника как системы, включающей интеллектуальную, нравственную и эмоционально-волевую сферы;
- обеспечение тесного взаимодействия сотрудничества всех субъектов учебно-воспитательного процесса (педагогов, родителей и самого одаренного ребенка);
- наличие соответствующей подсистемы организационно-методического обеспечения (подбор педагогических кадров, их стимулирование, подготовка и издание методических рекомендаций, разного рода инструктивных материалов, проведение конференций, семинаров и т.д.).
- Деятельностный подход призван содействовать раскрытию в человеке творческого потенциала, развитию потребности и способности преобразовывать окружающую действительность и самого себя «по законам разума, красоты и добра».
- Принцип индивидуализации в обучении и развитии одаренных детей заключается в том, что каждый одаренный ребенок должен воспитываться, обучаться и развиваться по индивидуальной программе, содержание которой направлено на реализацию его непосредственных интересов и способностей. Однако ни в коем случае нельзя замыкать ребенка в рамках того увлечения, в котором раскрывается его одаренность, т.е. нельзя не учитывать и общее развитие ребенка, что предполагает овладение им обязательным программным материалом.
- Принцип непрерывности и преемственности воспитания, обучения и развития одаренных детей предполагает, во-первых, что процесс развития одаренности будет протекать постепенно – от самого раннего детства до завершения образования, вступления в самостоятельную жизнь. Во-вторых, основополагающие элементы творческих способностей, восприятия и деятельности, заложенные в самом начале (в семье, в других формах занятий с дошкольниками) будут последовательно проходить все более усложняющиеся этапы развития, видоизменясь в целом, но сохраняя и обогащая главное – способность восприятия разных дисциплин и искусств, потребность самовыражения и личного участия в активном преобразовании действительности.
- Принцип развития важен для целенаправленного программирования работы с одаренными детьми. Содержание и формы творческой деятельности одаренных детей надо организовать таким образом, чтобы на первом плане были не престижные цели и прагматические задачи, а последовательное развитие способностей, восприятия, интереса к разным видам деятельности, искусств.
- Комплексный подход к работе с одаренными детьми предполагает реализацию и взаимодействие следующих принципов:
- принцип комплексности в преподавании различных предметов и искусств на интегративной основе;
- принцип психологической готовности одаренного ребенка заняться любимым делом, именно тем, в котором он проявляет свою одаренность. Если ребенок почувствует насилие над собой взрослого, то даже к любимому делу он будет относиться с отвращением;
- принцип «комфортности» в обучении включает создание благоприятных условий для его творчества (математического, музыкального, литературного и т.д.);
- принцип «скорой помощи» заключается в следующем: нельзя откладывать на потом ответы на вопросы ребенка, покупку каких-то игр, музыкальных инструментов, приборов. Потом все это может оказаться невостребованным и уже ненужным;
- принцип полифонии. Суть этого принципа в том, что особенно на раннем этапе развития детей необходимо, чтобы во время процесса обучения у ребенка были задействованы все органы чувств.
В обучении одаренных детей дошкольного возраста применяются четыре основных стратегии обучения:
- Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебно-воспитательной деятельности не представляется возможным.
- Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими этих знаний, деятельности.
- Обогащение. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности.
- Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития воспитанников. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у воспитанника личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные. Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных учебно-воспитательных программ
Но практика показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности в организации работы с одаренными детьми, которые выражаются в следующих противоречиях:
- между необходимостью создания нормативной и учебно- материальной базы для организации работы с одаренными детьми и отсутствием новой и конкретной управленческой программы для ее осуществления в ДОУ;
- между высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к обучению и развитию одаренных детей, и теми социальными гарантиями в области образования, которые им предоставляются;
- между огромными потенциальными возможностями развития одаренного ребенка и несоответствием общего уровня культуры;
- между специфичностью и проблемностью развития одаренных детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей.
Разрешение вышеуказанных противоречий возможно при комплексном и системном подходе к проблеме.
Таким образом, очевидна необходимость привлечения внимания всего педагогического коллектива детского сада, родителей воспитанников и общественности к проблеме одаренности, поиска дополнительных ресурсов и возможностей для оптимизации этого важного направления в деятельности ДОУ. Реализация программы «Одаренные дети» позволит систематизировать эту деятельность, а также поднять ее на более качественный уровень.
Направления работы в рамках программы
- Координационное направление:
- организация работы всего коллектива детского сада;
- создание предметных базовых площадок;
- интеграция в рамках данного направления деятельности дополнительного образования;
- обеспечение нормативно-правовой базы;
- ресурсное обеспечение;
- контроль и анализ деятельности.
- Диагностическое направление:
- формирование банка методического обеспечения для выявления одаренности;
- проведение специальных конкурсов, турниров и т.д. для выявления одаренных детей;
- проведение диагностики одаренных детей;
- диагностика условий обучения и развития одаренных детей;
- создание банка данных «Одаренные дети ДОУ».
- Кадровое направление:
- определение критериев эффективности педагогической работы с одаренными детьми;
- повышение квалификации педагогов на разных уровнях;
- оказание информационной, методической и финансовой помощи педагогам;
- создание творческой группы педагогов, работающих с одаренными детьми;
- создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.
- Развивающее направление:
- создание образовательной среды для развития одаренных детей;
- организация кружков интеллектуальной, художественно- эстетической направленности;
- создание условий для участия одаренных детей в олимпиадах и других интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня;
- обеспечение материально-технической базы;
- создание системы психологического сопровождения одаренных детей;
- использование информационно-коммуникационных технологий.
- Информационное направление:
- привлечение внимания педагогической общественности, органов государственного управления, средств массовой информации к проблемам одаренных детей;
- организация работы библиотеки;
- создание банка образовательных программ, диагностических и методических материалов;
- информационная поддержка педагогов, работающих с одаренными детьми.
Основные этапы реализации программы
Реализация программы «Одаренные дети» рассчитана на 4 года: с 2022 по 2026 год.
Название этапа | Время проведения | Цель | Задачи | Планируемые мероприятия |
1 этап — диагностико- организационный | Сентябрь- октябрь 2022 г. | Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными воспитанниками в детском саду. |
|
индивидуальных образовательных маршрутов. |
2 этап — реализационный, организационно- практический | 2022-2025 гг. | Апробация системы работы с одаренными учащимися. |
исследования, материалов |
|
для проведения различных мероприятий (тематические недели, декады), праздников.
|
«Одаренные дети ДОУ», банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик.
мероприятий. | |||
3 этап — итогово- аналитический | 2025 г. | Переход системы работы с одаренными детьми в режим функционирования. |
4.Обобщение и презентация результатов работы детского сада в реализации программы. |
4.Распространение позитивного опыта, публикации в периодических изданиях. 5.Сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей. 6.Мониторинг личных достижений воспитанников. 7.Анализ деятельности воспитателей по организации работы с одаренными детьми. 8.Создание системы работы с одаренными детьми в условиях детского сада. 9.Определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении. |
Формы работы с одаренными детьми
- Индивидуальный подход в образовательной деятельности, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм занятий;
- Дополнительные занятия с одаренными дошкольниками, подготовка к конкурсам, интеллектуальным играм, миниолимпиадам;
- Участие в мероприятиях ДОУ, муниципальных, региональных конкурсах;
- Психологические консультации, тренинги, тестирование;
- Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
- Посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
- Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);
- Создание детских портфолио.
Участники реализации программы
Руководители:
- заведующий
- старший воспитатель
Творческая группа:
- воспитатели;
- педагог- психолог;
- педагоги дополнительного образования (ЦДТ, музыкальная школа, РДК, районная библиотека;
- логопед
- музыкальный руководитель
А так же:
- воспитанники детского сада
- родители детей
- педагоги ДОУ
Ожидаемые результаты
- Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.
- Разработка и реализация специализированных, индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей, создание системы взаимодействия с дошкольными учреждениями, начальной и средней школой, учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся.
- Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.
- Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности.
- Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
- Повышение ответственности воспитателей детского сада при организации работы с одаренными детьми.
- Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми.
- Повышение качественных показателей учебно-воспитательного процесса воспитанников.
- Создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного отношения к одаренным детям.
Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов
- Количественные и качественные показатели участия воспитанников в мероприятиях разного уровня и творческих конкурсах.
- Положительная динамика проявления интереса воспитанников к различным видам деятельности.
- Положительная динамика проявления интереса педагогов к исследовательской деятельности.
- Рост профессионального мастерства воспитателей, работающих с одарёнными детьми.
- Уровень социальной успешности воспитанников.
Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися в детском саду
Направление деятельности | Содержание |
Информационное обеспечение |
Приказ о создании экспериментальной площадки «Работа с одаренными детьми в ДОУ» Положение: О проведении предметных недель, о конкурсах, викторинах и т.п.
|
Организационно- методическое обеспечение |
|
Формы организации учебно-воспитательной деятельности с одаренными детьми:
Форма | Задачи |
Наглядное моделирование | Развитие умственных способностей ребенка:
|
Спортивные мероприятия | Развитие физических способностей. |
Экспериментальная мастерская | Выявление новых способностей у детей путем внедрения новых педагогических технологий. |
Работа по индивидуальным образовательным маршрутам | Создание индивидуальной траектории развития личности ребенка |
Круглый стол | Психологическое и педагогическое сопровождение родителей одаренного ребенка; Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей; Поддержка и поощрение родителей одаренных детей |
Кружки, секции, тематические недели (декады), праздники, конкурсы | Создание условий для самореализации одаренных детей для проявления творческих и интеллектуальных способностей |
План реализации направлений программы «Одаренные дети» на 2022-2025 годы
№ п/п | Основные направления | Сроки | Исполнители |
Научное направление | |||
1 | Разработка приемлемой для ДОУ системы выявления одаренного ребенка | 2022 | Ст. воспитатель, педагог-психолог |
2 | Разработка системы взаимодействия с семьей одаренного ребенка | 2022 | Ст. воспитатель, педагог-психолог |
Научно-методическое и образовательное направление | |||
1 | Разработка индивидуальных образовательных программ в соответствии с особенностями одаренного ребенка | 2022-2023 | Творческая группа педагогов |
2 | Создание системы дополнительного образования как условия для саморазвития и самореализации | 2022-2023 | Ст.воспитатель |
3 | Создание системы психолого-медико-социального сопровождения | 2022-2023 | Ст.воспитатель, педагог-психолог |
4 | Апробация и внедрение диагностического инструментария выявления одаренных детей | 2022г | Педагог-психолог, воспитатели |
5 | Апробация и внедрение программ развития и поддержки одаренности | С 2022г. | Ст.воспитатель, педагог-психолог |
6 | Создание и ведение банка данных, включающее сведения о детях разных типов одаренности и талантливости, образовательных программах обучения одаренных детей, кадровом обеспечении процесса | 2022-2023 | Ст.воспитатель, педагог-психолог, творческая группа |
7 | Повышение профессиональной квалификации кадров, работающих с одаренными детьми | 2022-2025 | Ст.воспитатель |
9 | Целенаправленная работа с родителями по проблемам детской одаренности, способам ее поддержки и развития | 2022-2025 | Ст.воспитатель, педагог-психолог, воспитатели |
10 | Участие педагогов в научных, научно- практических конференциях разного уровня по проблемам одаренности ребенка | 2022-2025 | Ст.воспитатель |
11 | Привлечение внимания общественности посёлка к потребностям одаренных учащихся | 2018-2021 | Заведующий, родительский комитет |
12 | Создание информационной базы по проблемам одаренности детей | 2022-2025 | Ст.воспитатель |
13 | Использование материалов российских сайтов в Интернете, посвященных проблемам одаренных детей | 2022-2025 | Воспитатели ДОУ |
14 | Оперативный сбор и оформление, распространение материалов по рубрикам:
воспитания и развития одаренных детей, а также о | 2022-2025 | Ст.воспитатель, воспитатели |
проблемах, с которыми им придется сталкиваться; - детские достижения (рисунки, стихи, фотографии) | |||
15 | Деятельность методического объединения:
-распространение педагогического опыта по данной теме | 2022-2025 | Ст.воспитатель |
Организационное психолого-педагогическое направление | |||
1 | Индивидуальная работа со специалистами | 2022-2025 | Ст.воспитатель |
2 | Организация и совершенствование кружков различной направленности «Умники и умницы» | 2022-2025 | Ст.воспитатель, воспитатели, педагог- психолог |
3 | Создание среды общения, самореализации, социализации:
| 2022-2025 | Ст.воспитатель, творческая группа |
Социально-экономическое направление | |||
1 | Создание условий для оказания одаренным детям социальной, психологической, медицинской помощи | 2022-2025 | директор, родительский комитет |
Перспективный план деятельности на 2022-2025 учебный год
№ п/п | Направления реализации программы | Мероприятия | Дата | Ответственные |
1 | Изучение нормативных документов, рекомендаци й и опыта работы педагогов по вопросу «Одаренные дети» | 1. Методическое объединение «Работа с одаренными детьми в условиях ДОУ» | Сентябрь 2022 | Совет творческой группы воспитателей |
2. Знакомство с новинками педагогической литературы: «Особенности работы с одаренными детьми» | Ноябрь 2022 | Старший воспитатель | ||
3. Круглый стол «Изучение специальных исследований педагогов и психологов: А.Проскуры, Л.Выготского. А.Матюшкина» | Январь 2023 | Педагог-психолог | ||
4. Педсовет «Современная модель системы работы с одаренными детьми и детьми с особенностями развития» | Ноябрь 2023 | Совет творческой группы воспитателей | ||
5. Практикум «Организация индивидуальной и дифференцированной работы с одаренными детьми, разработка индивидуальных образовательных маршрутов» | Апрель 2023 | Старший воспитатель, воспитатели | ||
2 | Преемственн ость дошкольных учреждений и начальной школы | 1.Алгоритм поиска и выявления одаренных детей в детском саду и в школе: схожесть и различия | Август 2022 | Ст.воспитатель, учителя начальных классов |
2. Собеседование с воспитателями об интересах и наклонностях детей; анкетирование родителей; организационное родительское собрание «Развитие способностей дошкольника» | Август- сентябрь 2022 | Педагог-психолог, Совет творческой группы воспитателей, ст.воспитатель | ||
3 | Создание банка данных одаренных детей ДОУ | 1. Анкетно-биографические сведения по одаренным детям | В течение 2022-2025 | Ст.воспитатель, воспитатели |
2. Психодиагностические обследования среди воспитанников | В течение 2022-2025 | Педагог-психолог | ||
3. Анкетирование родителей | В течение 2022-2025 | Педагог-психолог | ||
4. Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов | В течение 2022-2025 | Педагог-психолог | ||
4 | Психологичес кая помощь одаренным детям | 1. Регулярные психологические консультации для родителей одаренных детей | В течение 2022-2025 | Педагог-психолог |
2. Организация психологического сопровождения в ходе конкурсов, олимпиад и других интеллектуальных и творческих мероприятий | В течение 2022-2025 | Педагог-психолог | ||
3. Психологические тренинги, направленные на повышение эмоциональной устойчивости детей | В течение 2022-2025 | Педагог-психолог |
5 | Создание методической копилки по работе с одаренными детьми | 1. Комплектование научно- методического кабинета соответствующей учебной и научно- методической литературой | В течение 2022-2025 | Ст.воспитатель, педагоги творческой группы |
2. Создание методической копилки (тесты, диагностические карты, карточки для дифференцированной работы, задания повышенной трудности по различным видам образовательной деятельности, разработки интеллектуальных игр) | В течение 2022-2025 | Ст.воспитатель, педагог-психолог, воспитатели | ||
3. Создание тематических картотек, подборка отечественной и зарубежной литературы (монографии, статьи, тезисы, словари и т.д.) по вопросам одаренности детей | В течение 2022-2025 | Ст.воспитатель, воспитатели | ||
6 | Систематизац ия работы воспитателей с одаренными детьми в образователь ной деятельности | 1. Использование в образовательной деятельности различных современных средств информации: медиатеки, Интернета, электронных энциклопедий | В течение 2022-2025 | Совет творческой группы воспитателей |
2. Применение на занятиях современных технологий: игровых, учебно-исследовательских, коммуникативных, проблемно- поисковых, здоровьесберегающих | В течение 2022-2025 | Воспитатели групп | ||
3. Использование элементов дифференцированного обучения, направленных на творческий поиск, высокую познавательную активность, самостоятельную деятельность. | В течение 2022-2025 | Воспитатели групп | ||
4. Проведение нестандартных форм образовательной деятельности: занятие- КВН, занятие-сказка, занятие- путешествие, занятие творческая мастерская, занятие-исследование, занятие-поиск и др. | В течение 2022-2025 | Воспитатели групп | ||
7 | Создание условий для работы с одаренными детьми (план мероприятий по выявлению и развитию одаренности) | 1. Функционирование предметных и творческих кружков, а также спортивных секций | В течение 2022-2025 | Музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования |
2.Художественный конкурс «Дары осени» | Сентябрь 2023 | Воспитатели групп | ||
3.Конкурс творческих проектов по группам | В течении года | Воспитатели групп | ||
4.Конкурс чтецов «детство- счастливая пора» | Октябрь, 2023 | Воспитатели групп | ||
5.Муниципальный конкурс | В течении года | Воспитатели групп | ||
8. Защита творческих проектов по математике, развитию речи, художественной литературе (ср.-подг. группы) | Февраль 2023 | Воспитатели групп | ||
9.Музыкальные конкурсы «Голос» | Март 2023, 2024, 2025 | Музыкальные руководители |
10.«На старт!», спортивные соревнования | В течение 2022-2025 | Инструктор по физической культуре | ||
11.Мастер-класс с участием детей и родителей: «Легоград: «Учимся и фантазируем» | В течение 2023-2025 | Старший воспитатель, воспитатели | ||
12.Награждение отличившихся за год детей грамотами | Май 2023, 2024, 2025 | Заведующий | ||
13.Конкурс рисунков «Человек на Земле» | Сентябрь 2022 | Воспитатели групп | ||
14.Математическая олимпиада «Царица наук» | Октябрь 2022 | Воспитатели групп | ||
15. Интеллектуальный марафон «Знай и люби свой край» (ст. и подг. группы) | Ноябрь 2022 | Воспитатели групп | ||
16.Интеллектуальная игра «Умники и умницы» | Январь 2023 | Педагог-психолог, воспитатели групп | ||
17. Театрализованное представление «Ах, что за прелесть эти сказки!» (ср. и ст. группы) | Февраль 2023 | Воспитатели групп | ||
18.Конкурс рисунков «Дружат дети на планете» (ср., ст., подг.группы) | Сентябрь 2023 | Воспитатели групп | ||
19.Конкурс поделок из природного и бросового материала «Ничего не пропадет!» | Ноябрь 2023 | Воспитатели групп | ||
8 | Проведение мероприятий с родителями одаренных детей | 1. Анкетирование родителей с целью определения их основных подходов к данной проблеме | Август – сентябрь 2022, 2023, 2024 | Педагог-психолог. воспитатели |
2. Родительская конференция «Развитие творческого потенциала ребенка» | Ноябрь 2023 | Педагог-психолог | ||
3. Круглый стол «Организация досуга одаренных детей» | Февраль 2023 | Ст.воспитатель, педагог-психолог | ||
4.Анкетирование «Необходимо ли проводить работу с одаренными детьми?» | Октябрь 2023 | Ст.воспитатель Воспитатели групп | ||
5.Общее собрание «Трудности воспитания одаренного ребенка в семье» | Январь 2020 | Ст.воспитатель | ||
6.Совместный с детьми конкурс поделок «Ничего не пропадет!» | Ноябрь 2024 | Воспитатели групп Ст.воспитатель | ||
7.Подведение итогов работы по программе «Одаренный ребенок» | Май 2025 | Ст.воспитатель, педагог-психолог | ||
8. Индивидуальные консультации психолога | В течение 2022-2025 | Педагог-психолог | ||
9. Совместное творчество родителей и детей. Выставки детских работ | В течение 2022-2025 | Педагоги дополнительного образования, воспитатели групп | ||
10. Спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья» | В течение 2022-2025 | Инструктор по физической культуре, воспитатели групп | ||
11. Награждение благодарственными письмами родителей воспитанников | Май 2023, 2024, 2025 | Заведующий | ||
Дополнения к плану | ||||
Создание банка данных одаренных детей
- Для успешной реализации программы необходимо создание банка данных одаренных детей, в который будут входить: анкетно- биографические сведения об одаренных детях, психодиагностические обследования среди учащихся, анкетирование детей и их родителей. Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов и урочной деятельности, портфолио учащихся и учителей.
- При поступлении в школу для родителей будущих первоклассников будет проведено исследование о наклонностях и способностях их детей.
Рекомендуемая литература
- Сауко Т., Буренина Л. Топ – хлоп, малыши!» - программа музыкально – ритмического развития детей 2-3 лет. - СПб: Детство-Пресс, 2005
- Каплунова И., Новоскольцева И. Ладушки. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей в детском саду. - М.: ВЛАДОС, 2005
Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2007
- В. Гербова Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2006
- В. В. Гербова Приобщение к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006
- В.И.Петрова, Т.Д.Стульник Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. - М.: Мозаика -Синтез, 2006
- Л.Г. Голубева Гимнастика и массаж для самых маленьких. - М.: Мозаика-Синтез, 2006
- Е.А. Синкевич Физкультура для малышей. - СПб.: Детство Пресс, 2001
- Л.И.Пензулаева Физкультурные занятия с детьми 2 – 7 лет. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2009
- Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Кн. для воспитателя дет. сада. – Москва: Изд-во «Просвещение», 1989
- Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Изд-во «Академия», 2000
- Савенков, А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. – М.: Педагогическое образование России, 1999.
- Государственная программа «Одаренные дети» // Пролеска. – 2002. - №12.
- Богоявленская, Д.Б. Рабочая концепция одаренности
/Д.Б.Богоявленская, В.Д. Шадриков. – М., 2002.
- Матюшкин, А.М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей. – Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.
- Панько, Е.А. Концептуальное основание образования одаренных детей // Пралеска. – 2004. – №2.
- Касабуцкий, Н.И. Давайте поиграем: Мат.игры для детей 5-6 лет. Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – Москва: изд-во
«Просвещение», 1991.
- Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.: Кн. для воспитателя дет. сада. – Москва: «Просвещение», 1989.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. – М.:
«Просвещение», 1985.
Диагностическое обеспечение программы
Для диагностических исследований в области выявления одаренности у детей рекомендовано воспользоваться следующими методиками.
- Анкетирование «Как распознать одаренность», авторы Л.Г.Кузнецова, Л.П. Сверч
Цель: выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей.
Ход работы: данная анкета заполняется отдельно педагогами, работающим с ребенком, родителями ребенка и самим ребенком (с помощью взрослого). За каждое совпадение с утверждением ставится один балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способности и выстраивается график выраженности способностей на ребенка, из которого можно увидеть, в какой области ребенок наиболее одарен.
Спортивный талант.
Если…
- он энергичен и все время хочет двигаться
- он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
- не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
- лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;
- предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, беготню;
- кажется, что он всерьез никогда не устает;
- неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.
Технические способности.
Если…
- ребенок интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;
- любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;
- сам «докапывается» до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки;
- может починить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек;
- любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы механизмов;
- интересуется специальной технической литературой.
Литературное дарование.
Если…
- рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
- любит фантазировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;
- выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;
- изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными;
- любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боиться начать писать роман о собственной жизни.
Музыкальный талант.
Если…
- ребенок любит музыку и музыкальные записи, всегда стремиться туда, где можно послушать музыку;
- очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
- если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;
- сочиняет свои собственные мелодии;
- научился или учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте.
Художественные способности.
Если ребенок…
- не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;
- в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуации;
- серьезно относиться к произведениям искусства;
- когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
- стремиться создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение-украшение для дома, одежды;
- не робеет высказывая собственное мнение даже о классических произведениях
Способности к научной работе.
Если ребенок…
- обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;
- умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;
- любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги;
- часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;
- с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, схем, конструкции
- не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.
Артистический талант.
Если ребенок…
- часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;
- стремиться вызвать эмоциональные реакции у других,
- меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
- с большим желанием выступает пере аудиторией;
- с удивляющей вас легкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения;
- пластичен и открыт всему;
- любит и понимает значение красивой и характерной одежды.
Незаурядный интеллект.
Если ребенок…
- хорошо рассуждает, ясно мыслит и понимает недосказанное, улавливает причины поступков людей;
- обладает хорошей памятью;
- легко и быстро схватывает новый школьный материал;
- задает очень много продуманных вопросов;
- любит читать книги, причем по своей собственной программе;
- обгоняет сверстников по учебе,
- гораздо лучше и шире информирован, чем сверстников;
- обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла;
- очень восприимчив и наблюдателен.
Обработка результатов:
За каждое совпадение с предложенными утверждениями поставьте один балл и высчитайте коэффициент выраженности способностей (Кс) по формуле:
(Кс) = (Б :У) * 100%,
где Б – балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно; У – общее количество утверждений по каждой шкале отдельно.
- Методика оценки общей одаренности, автор А.И. Савенков.
Общая характеристика. Методика разработана российским психологом А.И.Савенковым, занимающимся проблемой детской одаренности. Ее задача - оценка общей одаренности ребенка.
Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов).
Инструкция
Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.
Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;
4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;
3 - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;
1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).
Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного.
Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).
Сверхчувствительность к проблемам. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно» (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, - важная характеристика творчески мыслящего человека. Она проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.
Способность к прогнозированию - способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления.
Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, не отдаленных во времени относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.
Словарный запас. Большой словарный запас - результат и критерий развития умственных способностей ребенка.
Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) строить сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.
Способность к оценке - прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей.
Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.
Изобретательность - способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности.
Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.
Способность рассуждать и мыслить логически - способность к анализу, синтезу, классификации явлений и событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли.
Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.
Настойчивость (целеустремленность) - способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели, умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех.
Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка.
Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) - стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.
Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.
Обработка результатов
Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.
№ | Качество | Отметка |
1 | Любознательность | |
2 | Сверхчувствительность | |
3 | Способность к прогнозированию | |
4 | Словарный запас | |
5 | Способность к оценке | |
6 | Изобретательность | |
7 | Способность рассуждать и мыслить логически | |
8 | Настойчивость | |
9 | Перфекционизм |


