ГМО Выступления на Городском методическом объединении

ОВЧАРЕНКО НАТАЛИЯ НИКОЛАЕВНА

Предварительный просмотр:

Выступление на Городском методическом объединении

Тема ГМО: Творческое взаимодействие и профессиональная компетентность специалистов ДОУ в интеграции содержания дошкольного образования на примере театрализованной деятельности

Музыкальный руководитель МБДОУ д. с. № 16

Овчаренко Н. Н.,

 22.10.2019 г.

Тема выступления:

«Синтез искусств. Сказка и музыка»

(из опыта работы)

 «Ни одно искусство не замыкается в самом себе»

Цицерон

Одной из главных задач ДОО является создание условий для детского творчества, насыщение жизни ребенка искусством, введение его в мир музыки, литературы, танца, театра. Искусство расширяет социальный опыт человека, способствует познанию окружающего мира через художественные образы. Поэтому сейчас одной из актуальных проблем, является проблема влияния различных видов искусств на ребенка.  

Интегрированный подход, - то есть синтез, взаимодействие  разных искусств, разных видов детского творчества,  играет важную роль на этапе становления личности.

Приобщение к искусству начинается уже в дошкольном возрасте, когда ребенок получает первые художественные впечатления: от пестушки, прибаутки, колыбельной, рассказа, сказки… Отдельные виды искусств оказывают  влияние на различные стороны психики ребенка: на эмоции, мышление, воображение, и т.д.

Любое творчество порождается эмоциями, воображением, интеллектом. Что же может стимулировать детское воображение? Как развивать у детей творческое воображение?  Тут на помощь могут прийти все виды искусства. Дети должны переживать как можно больше эмоций. Через эмоции и идет развитие образного мышления, а в основе - лежит восприятие. Человека,  прежде всего, характеризует его культура, в формировании которой огромную роль играет музыкально-эстетическое воспитание, приобщение детей к традиционному русскому фольклору      

Жанр сказки наиболее доступен для восприятия детям дошкольного возраста, а язык сказки близок и понятен.  Между музыкальной и речевой интонацией много общего.

Синтез искусств помогает заинтересовать, увлечь детей, полнее раскрыть образ. И музыка в данном случае, обязательное условие в создании образов, персонажей (ленивый, энергичный, радостный, задумчивый характер).

Творческая атмосфера занятий способствует проявлению таланта ребенка. Часто использую песни инстценировки («Где ты был, Иванушка?», «Где ты был, наш черный баран?», «Как у наших у ворот», «Как из наших из ворот» Т.Тютюнниковой и т.д.)

 Тема «Сказка в музыке» обладает большими возможностями для прочувствованного и осознанного восприятия музыки, осознания выразительного смысла языка сказки, дает возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества. А главное, она приоткрывает детям дверь в храм искусства, называемый театром.

Музыкальная сказка, а именно музыкальное восприятие развивает умение выразительно передавать музыкальные образы в движении, творческих заданиях, инструментовке, в инсценировке сказок.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, и знакомым жизненным ситуациям.  Это одновременно развивается речь детей, пополняется и обогащается их словарный запас. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи.

Очень обогащает детский спектакль дополнение сказок народными попевками, хороводами, прибаутками, частушками, пестушками….

Благодаря театрализации: 

- расширяется возможность ознакомления детей с музыкой  композиторов различных эпох:

Например, в сказке «Чиполино», - «Танец Рыцарей» С. Прокофьева, в «Садко» «Кавалерийская» Д.Б.  Кабалевского; Буря на море – Р.-Корсакова - тема Моря из симфонической сюиты «Шехеразада», «Элизе» Л. Бетховена – («Танец русалок»)

- расширяется представление детей о связи речевых и музыкальных интонаций, творческого воображения;

- Дети приобретают практические знания и умения;

- Активизируется и развивается эмоциональная сфера у воспитанников старшего дошкольного возраста;

-Развиваются музыкальные способности детей; 

-Развивается эмоциональная отзывчивость, чувства сопереживания к персонажам.

А также:

-Развивается способность свободно и раскрепощенно держаться при выступлении.

-Совершенствуется содержательность и связность речи (диалога и монолога);

-Формируются навыки сотрудничества, самостоятельности, ответственности.

Музыка, литература, театр, изобразительное искусство, хореография, - эти виды искусств целостны и неразрывны. Они охватывают духовную жизнь человека всесторонне и полно, дают широкое поле для творческого развития.

Союз прекрасный: - музыка и дети!

Какое счастье слышать голоса!,

Которых нет чудеснее на свете,

И видеть благодарные глаза!

Интерес к музыке, увлеченность музыкой, любовь к ней – обязательное условие развития ребенка.

«Каждый из нас более человек в том, как он чувствует, чем как он думает». К. Ушинский



Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ОРКЕСТРА, КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ.

«Игра на ДМИ как средство развития музыкальных способностей дошкольников»

ЦЕЛЬ: РАЗВИТИЕ СЛУХА,

КРАТКОЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ:

  1. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте.
  2. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Музыкально — ритмическая деятельность, по мнению специалистов, имеет особую важность благодаря формированию ускоренного обмена информацией между левым и правым полушариями. Процессы восприятия, распознавания, мышления, принятия решений возможны только благодаря взаимодействию двух полушарий, каждое из которых имеет свою специализацию. Многолетние исследования зарубежных психологов показали, что дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии.

Полезно с детьми играть со звуками, которые помогут детям лучше научиться слушать, различать и самостоятельно производить звуки разной силы и разной окраски, сознательно комбинировать эти свойства звука, что мы и делаем на музыкальных занятиях или на репетициях оркестра.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы.  Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, - пение, игра на музыкальных инструментахмузыкально-ритмические движения. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно развить другую музыкальную способность – умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодииРазвитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной  жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольниковразвивает их музыкальные способности.

Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

Презентация на тему: «Игра на ДМИ как средство развития музыкальных способностей дошкольников»

1 слайд 

Заглавие  

«Игра на ДМИ как средство развития музыкальных способностей дошкольников»

 (из опыта работы)

Составитель Овчаренко Наталия Николаевна

Музыкальный руководитель

МБДОУ д. с 16

Февраль 2021г

2 слайд

Цель:

Развивать музыкальные и творческие способности детей при помощи игры на детских музыкальных инструментах 

3 слайд

 Задачи:

  •  Развивать чувство коллективизма
  • Приобщать к миру музыки
  • Обучать правилам игры на музыкальных инструментах: на мелодических, на ударных, на щипковых
  • Развивать исполнительские навыки на детских музыкальных инструментах
  • Помогать проявлять индивидуальные особенности каждого ребенка

4 слайд

«Развиваем чувство коллективизма»

Общение с ровесниками и совместная деятельность детей дошкольников, является основой для формирования эмоционального отношения детей друг к другу. При отсутствии у ребенка эмоционального отклика на сверстника, на его состояние, затрудняется процесс усвоения нравственных ценностей. Взаимодействие детей с равноправными партнерами, развивает у него мысли и чувства, соотносимые с действиями, мыслями и чувствами других, а также развиваются такие чувства и качества, как доброжелательность, отзывчивость и стремление оказать помощь.

5, 6 слайды

«Приобщение к миру музыки»

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие. Формируется эмоциональная сфера. Совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкус ребенка можно приучить его к музыкальной культуре, заложить ее основы.

7 слайд:

«Обучение правилам игры на шумовых и музыкальных инструментах»

Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в раннем возрасте и требует от детей значительного внимания, сосредоточенности, отточенности и физической зрелости. Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда.

Музыкальный инструмент, имеющих звукоряд, - металлофон, - достаточно прост в обращении, так как не требует постоянной настройки. Существует несколько методов обучения детей игре на мелодических музыкальных инструментах:

- по нотам,

- по цветовым обозначениям,

- по цифровым обозначениям

8 слайд (вставлены фотографии Метлова Н. А. и Карла Орфа)

Цифровая система, при которой обучают детей играть по цифрам, наклеенным около каждой пластины металлофона, была предложена в 30-е годы Николаем Алексеевичем Метловым. Но в дальнейшем стала использоваться реже, так как она приводит к механическому воспроизведению мелодии.

Цветовая система, распространенная за рубежом, удобна для быстрого овладения детьми игры на музыкальных инструментах. У металлофона, например, цветные пластины. А ребенок имеет запись мелодии цветными кружочками с ритмическими обозначениями и без них. Играть по этой системе очень легко. Ребенок играет механически. Слух не участвует в воспроизведении мелодии: вижу зеленое обозначение ноты – нажимаю на зеленую клавишу. Оба способа обучения детей с использованием цветовых и цифровых обозначений, позволяют легко и быстро получить нужный результат. Но не имеет развивающего эффекта.

9 слайд

«Развитие индивидуальных особенностей музыкального слуха»

Музыкально-ритмическая деятельность, по мнению специалистов, имеет особую важность: благодаря ускоренному обмену информации между левым и правым полушариями. Развитие этой способности предполагает умственные операции:

- сравнение,

- анализ,

- сопоставление

- запоминание.

и таким образом влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка. Дети учатся управлять своим поведением, планируют свои действия, учатся концентрировать внимание. Еще развивается мускулатура и мелкая моторика пальцев.

(на фотографиях: дети знакомятся с такими «инструментами» как бумага, картон – какие шуршащие звуки они производят, видят, что колокольчики получили свое название от названия цветка, сравнивают форму, внешний вид)

10 слайд

Колокольчики бывают разные: большие, маленькие, металлические, глиняные, хрустальные… (фото)

 Применение детских музыкальных инструментов и игрушек, как на занятиях, так и в повседневной жизни, обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

11 слайд 

Дидактические игры.

Дети 3-х лет уже знакомы с понятиями: громко – тихо, быстро – медленно. А еще дети этого возраста без труда на слух узнают погремушки, колокольчики разной высоты (высокие и низкие). Этому способствуют дидактические игры. На собственном опыте дети узнают: играя на металлофоне, не надо сильно сжимать молоточек, а при игре на треугольнике, надо держать его на весу, не прикасаться к нему. С самого начала я учу точно прохлопывать ритм песен, которые поем. Это необходимо будет при игре на шумовых инструментах. Благодаря «Волшебному мешочку» и «Музыкальному сундучку», дети на слух и наощупь различают инструменты.

12 слайд

Дидактические игры:

- Игра «Топай - хлопай»

- «Музыкальная шкатулка»: Ты, шкатулка, открывайся,
Открывайся поскорей!
Музыкальные сюрпризы
Подари для всех детей

13 слайд

МЫ АРТИСТЫ!  (музыкальный)

Дети младшей группы «Незабудка» играют на колокольчиках и на бубнах.

Музыкальный материал: Диск З. Роот, фонограмма «Бубны и колокольчики»

14 слайд

Вывод:

Игра на Детских музыкальных инструментах обретает именно значение игры, в процессе которой у детей развивается чувство ритма, музыкальный слух, чувство музыкальной формы. И, в целом, музыкальная отзывчивость на музыку.

15 слайд

 Литература 
- Бублей С. Детский оркестр. – Л., «Музыка», 1989.

- Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. - М., 1982.
- Ветлугина Н. Музыка в детском саду. – М., 1989.

- Ветлугина Н. Оркестр в детском саду. – М., 1976.

- Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах - М, Просвещение, 1990.

- Кононова Н. Г. Музыкально- дидактические игры. М., Просвещение, 1982.

- Меркулова Л. Р. Оркестр в детском саду. Программа формирования эмоционального сопереживания и осознания музыки через музицирование.

– М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003.

- Метлов Н. Музыка - детям. М., Просвещение, 1985.

- Радынова О. Беседы о музыкальных инструментах: Аудиокассеты. – М., 1997.

- Радынова О. Мы слушаем музыку: Аудиокассеты. – М., 1995.

- Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки. Система Карла Орфа - М, АСТ, 2000



Предварительный просмотр:

Презентация на тему: «Игра на ДМИ как средство развития музыкальных способностей дошкольников»

1 слайд 

Заглавие  

«Игра на ДМИ как средство развития музыкальных способностей дошкольников»

 (из опыта работы)

Составитель Овчаренко Наталия Николаевна

Музыкальный руководитель

МБДОУ д. с 16

Февраль 2021г

2 слайд

Цель:

Развивать музыкальные и творческие способности детей при помощи игры на детских музыкальных инструментах 

3 слайд

 Задачи:

  •  Развивать чувство коллективизма
  • Приобщать к миру музыки
  • Обучать правилам игры на музыкальных инструментах: на мелодических, на ударных, на щипковых
  • Развивать исполнительские навыки на детских музыкальных инструментах
  • Помогать проявлять индивидуальные особенности каждого ребенка

4 слайд

«Развиваем чувство коллективизма»

Общение с ровесниками и совместная деятельность детей дошкольников, является основой для формирования эмоционального отношения детей друг к другу. При отсутствии у ребенка эмоционального отклика на сверстника, на его состояние, затрудняется процесс усвоения нравственных ценностей. Взаимодействие детей с равноправными партнерами, развивает у него мысли и чувства, соотносимые с действиями, мыслями и чувствами других, а также развиваются такие чувства и качества, как доброжелательность, отзывчивость и стремление оказать помощь.

5, 6 слайды

«Приобщение к миру музыки»

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие. Формируется эмоциональная сфера. Совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкус ребенка можно приучить его к музыкальной культуре, заложить ее основы.

7 слайд:

«Обучение правилам игры на шумовых и музыкальных инструментах»

Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в раннем возрасте и требует от детей значительного внимания, сосредоточенности, отточенности и физической зрелости. Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда.

Музыкальный инструмент, имеющих звукоряд, - металлофон, - достаточно прост в обращении, так как не требует постоянной настройки. Существует несколько методов обучения детей игре на мелодических музыкальных инструментах:

- по нотам,

- по цветовым обозначениям,

- по цифровым обозначениям

8 слайд (вставлены фотографии Метлова Н. А. и Карла Орфа)

Цифровая система, при которой обучают детей играть по цифрам, наклеенным около каждой пластины металлофона, была предложена в 30-е годы Николаем Алексеевичем Метловым. Но в дальнейшем стала использоваться реже, так как она приводит к механическому воспроизведению мелодии.

Цветовая система, распространенная за рубежом, удобна для быстрого овладения детьми игры на музыкальных инструментах. У металлофона, например, цветные пластины. А ребенок имеет запись мелодии цветными кружочками с ритмическими обозначениями и без них. Играть по этой системе очень легко. Ребенок играет механически. Слух не участвует в воспроизведении мелодии: вижу зеленое обозначение ноты – нажимаю на зеленую клавишу. Оба способа обучения детей с использованием цветовых и цифровых обозначений, позволяют легко и быстро получить нужный результат. Но не имеет развивающего эффекта.

9 слайд

«Развитие индивидуальных особенностей музыкального слуха»

Музыкально-ритмическая деятельность, по мнению специалистов, имеет особую важность: благодаря ускоренному обмену информации между левым и правым полушариями. Развитие этой способности предполагает умственные операции:

- сравнение,

- анализ,

- сопоставление

- запоминание.

и таким образом влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка. Дети учатся управлять своим поведением, планируют свои действия, учатся концентрировать внимание. Еще развивается мускулатура и мелкая моторика пальцев.

(на фотографиях: дети знакомятся с такими «инструментами» как бумага, картон – какие шуршащие звуки они производят, видят, что колокольчики получили свое название от названия цветка, сравнивают форму, внешний вид)

10 слайд

Колокольчики бывают разные: большие, маленькие, металлические, глиняные, хрустальные… (фото)

 Применение детских музыкальных инструментов и игрушек, как на занятиях, так и в повседневной жизни, обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

11 слайд 

Дидактические игры.

Дети 3-х лет уже знакомы с понятиями: громко – тихо, быстро – медленно. А еще дети этого возраста без труда на слух узнают погремушки, колокольчики разной высоты (высокие и низкие). Этому способствуют дидактические игры. На собственном опыте дети узнают: играя на металлофоне, не надо сильно сжимать молоточек, а при игре на треугольнике, надо держать его на весу, не прикасаться к нему. С самого начала я учу точно прохлопывать ритм песен, которые поем. Это необходимо будет при игре на шумовых инструментах. Благодаря «Волшебному мешочку» и «Музыкальному сундучку», дети на слух и наощупь различают инструменты.

12 слайд

Дидактические игры:

- Игра «Топай - хлопай»

- «Музыкальная шкатулка»: Ты, шкатулка, открывайся,
Открывайся поскорей!
Музыкальные сюрпризы
Подари для всех детей

13 слайд

МЫ АРТИСТЫ!  (музыкальный)

Дети младшей группы «Незабудка» играют на колокольчиках и на бубнах.

Музыкальный материал: Диск З. Роот, фонограмма «Бубны и колокольчики»

14 слайд

Вывод:

Игра на Детских музыкальных инструментах обретает именно значение игры, в процессе которой у детей развивается чувство ритма, музыкальный слух, чувство музыкальной формы. И, в целом, музыкальная отзывчивость на музыку.

15 слайд

 Литература 
- Бублей С. Детский оркестр. – Л., «Музыка», 1989.

- Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. - М., 1982.
- Ветлугина Н. Музыка в детском саду. – М., 1989.

- Ветлугина Н. Оркестр в детском саду. – М., 1976.

- Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах - М, Просвещение, 1990.

- Кононова Н. Г. Музыкально- дидактические игры. М., Просвещение, 1982.

- Меркулова Л. Р. Оркестр в детском саду. Программа формирования эмоционального сопереживания и осознания музыки через музицирование.

– М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003.

- Метлов Н. Музыка - детям. М., Просвещение, 1985.

- Радынова О. Беседы о музыкальных инструментах: Аудиокассеты. – М., 1997.

- Радынова О. Мы слушаем музыку: Аудиокассеты. – М., 1995.

- Тетерникова Т. Э. Уроки музыки. Система Карла Орфа - М, АСТ, 2000



Предварительный просмотр:

Выступление на ГМО

Тема «Фонопедический метод развития голоса» по В.В.Емельянову

Докладчик Овчаренко Н. Н.

Музыкальный руководитель МБДОУ д.с. № 16

19. 10. 2017 г

Емельянов Виктор Вадимович является автором фонопедической методики развития голоса (кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой музыкального образования Тюменского Государственного Университета).

В прошлом профессиональному вокалисту и актеру ему на собственном опыте пришлось убедиться, как важно иметь здоровый и развитый голосовой аппарат, как важно уметь правильно им управлять. Им была разработана уникальная педагогическая технология развития голоса, расширения его возможностей, освоение различных техник пения, в т.ч. скрип, носовой сонант,  горловое пение и др.

Каждый человек, родившись, получает от матушки-природы драгоценный и великий дар — особого качества музыкальный инструмент — голос. Некоторые педагоги считают, что именно он способен стать основой, фундаментом всей музыкальной культуры человека в будущем. Необходимо лишь научиться правильно владеть этим инструментом. Пение – это основное средство музыкального воспитания. Оно является одним из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетическое и нравственное представление детей, слух, память, чувство ритма, внимание, мышление, укрепляет лёгкие и весь дыхательный аппарат.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Влияние музыки на организм человека установили физиологи В.М. Бехтерев, И.П. Павлов.

Пение влияет на общее состояние организма: вызывает реакции связанные с изменением и улучшением кровообращения (а значит и улучшение обмена веществ), дыхания (значительно сокращается частота заболеваний дыхательной системы, носоглотки).

Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса.

         Фонопедический метод развития голоса (ФМРГ) – это многоуровневая обучающая программа установления координации и  эффективной тренировки голосового аппарата человека для решения речевых и певческих задач с неизменно высоким эстетическим качеством.  Метод называется фонопедическим благодаря его восстановительно-профилактической и развивающей направленности.

         ФМРГ успешно апробирован как за рубежом, так и в России. Были достигнуты великолепные результаты у людей с самым различным уровнем вокальных данных и подготовки, благодаря чему метод получил признание как в среде специалистов по вокалу, так и среди врачей-фониаторов. ФМРГ Емельянова уже более 30 лет эффективно применяется на всех уровнях – от детского сада до консерваторий и оперных театров.

          В ФМРГ обоснован каждый шаг, каждый звук. Метод позволяет совершенствовать голос применительно к каждому отдельному случаю, индивидуально к каждому ученику с учетом его природных особенностей.                Развитие мышц, участвующих в звукообразовании, позволяет разрешать проблемы даже с травмированными голосами, голосовыми аппаратами с различными дефектами. Ни один звук в пении упражнений ФМРГ не возникает просто так. Это всегда какое-то особое «непевческое» и/или неречевое положение или действие голосо-образующей системы, которое может иметь координирующее и тренирующее значение для нашего голоса.

         «Фонопедический метод развития голоса», в свою очередь, направлен на оздоровление голосового аппарата, продление его службы. Он способствует улучшению психо-эмоционального фона человека, развитие и гармонизацию личности. Важной особенностью метода является развитие у ученика способности к самоанализу и самоконтролю, наблюдению за прогрессом в собственном обучении. Вокалист обретает способность понимать собственные восприятия, т.е. правильно себя слушать и слышать.

          Развивающие голосовые игры предусматривают создание игровых ситуаций, в которых дети непринужденно восстанавливают естественные проявления голосовой функции: выражают эмоции вне и независимо от какой-либо эстетики и традиций. В игре дети познают возможности своего голоса и учатся им управлять, включают энергетические ресурсы организма. Известно, что петь громко легче, чем тихо. Это естественно: любая координация осваивается от более грубого уровня к более тонкому. В стрельбе, например, нельзя сразу попасть в «десятку», сначала надо научиться попадать хотя бы в доску, на которой находится мишень! Так и в пении: если ребенок может сначала крикнуть, а после — запищать и при этом осознает, что это разная механика, — это путь к интонированию.

          Эти особенности положены в основу ФМРГ.

Интонационно-фонетические упражнения не предусматривают высоких энергозатрат. Вся работа должна идти на уровне энергетики бытовой речи.

№1 «Штро-бас» («Кот –воркот»)  

    Задание: Произносить стихотворный текст нужно урчащим звуком без возникновения фиксированной звуковысотности.

Исходное положение: Руки, согнуты в локтях, находятся параллельно полу на уровне пояса ладонями вниз: пальцы совершают хаотические колебательные движения, передающие общее расслабление.

   Контроль: Слуховой – звучание только штро-бас-регистра; сопровождать текст можно работой пальцев рук.

Котик запрыгнул ко мне на колени,

Громко урчит, развалился от лени.

Я осторожно чешу за ушком,

Ласково глажу урчащее брюшко.

№2 «Страшная сказка»

   Исходное положение (И.П.): Рот открыт свободно, губы расслаблены. Пальцы рук поставлены на щёки и вдвинуты между верхними и нижними зубами, чтобы не давать рту закрыться. Глаза широко открыты, брови подняты; выражение лица - испуганное.

   Задание: Произносить последовательность гласных тихим низким голосом, придавая ему эмоциональную окраску испуга. Гласные включать в работу по очереди, постепенно приходя к оптимальной по фонетической близости последовательности «УОАЭЫ». Перевод гласного в гласный происходит без атаки, слитно, наподобие соединения гласных на Legato в пении.

   В произнесении стихотворного текста (в упражнении) – пальцы продолжают контролировать расстояния между зубами через расслабленные мышцы щёк, невзирая на неразборчивость текста.  

   Произносить  «толстым» голосом; специфическая форма рупора.

   Контроль: Слуховой – тихий низкий звук без форсирования на ЛЯ-СИ МАЛОЙ ОКТАВЫ; визуальный – произнесение гласных без участия губ и челюсти; невзирая на неразборчивость стихотворного текста.

   Дополнительное воздействие: Освоение оптимальной последовательности гласных  - фонетической формулы, которая, возникая впервые на этом упражнение, будет постоянно использоваться в упражнениях всех уровней ФМРГ.

Абстрактный вариант:                Конкретный вариант:

У                                                     СЛУШАЙ…

УО                                                  СЛУШАЙ ШОРОХ…

УОА                                               СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ…

УОАЭ                                            СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ ЛЕСА…  

УОАЭЫ                                         СЛУШАЙ ШОРОХ: ЧАЩИ ЛЕСА ДЫШИТ.

№3 «Конючим»  («Попрошайка»)

   И.П.: Мышцы лица расслаблены, рот слегка прикрыт. Выражение лица полусонное,  глаза прикрыты. Руки, согнуты в локтях, находятся параллельно полу на уровне пояса ладонями вниз.

  Задание:  1) В абстрактном варианте упражнения переводить штро-бас в грудной режим на последовательностях  гласных, постепенно включаемых в работу. Затем, последовательно соединять в одном движении три режима: штро -бас, грудной, фальцет. - Перевод штро-баса в грудной режим производится без перерыва, дополнительной атаки или придыхания. Необходимо сохранять положение языка на губе в грудном режиме.

Издавать штро-бас и переводить в грудной режим нужно на чистом гласном «А», хотя положение языка этому препятствует и провоцирует открытый гласный «Э». Артикуляцию гласных «АОУ» производить только за счет движения губ без участия челюсти, не закрывая зубов и десен (губы «обнимают» язык). Артикуляцию гласных «АЭЫ» производить только за счет подъема спинки языка при неподвижной расслабленной передней части, челюсти и губах.

    Перевод грудного режима в фальцет происходит на восходящей глиссирующей интонации со срабатыванием порога. Следить, чтобы гласные «у» и «ы» в фальцетном режиме сохраняли форму, организованную в грудном, контролируя пальцами (протыкаем щёки) или глядя в зеркало.  

    На штро-басе совершать пальцами хаотические колебательные движения, на звук в грудном режиме выворачивать ладони вверх, а во время восходящей интонации взмахнуть кистями, показывая движение звука вверх.

   Эмоционально-образным заданием для детей может служить ситуация «настойчивого и  безнадёжного выспрашивания чего-то и радостном возгласе (переход в фальцетный режим) при получении желаемого».  

   2) В стихотворении С.Я. Маршака надо произносить стихотворный текст штро-басом, переводя его в грудной режим на двух последних слогах каждой строки  (внимание к записи условными обозначениями!). Символические действия те же.

 Контроль: Визуальный, осязательный – «маскировочная» артикуляция, положение языка на всём упражнении; слуховой – точная форма гласного «А» на штро-басе, срабатывание порога и выход в фальцетный режим. Выход в грудной режим в абстрактном варианте соответственно записи; символические действия.

   Дополнительное воздействие: освоение фонетической формулы; порог как механизм саморегуляции в возникновении нового режима; равнообъемность гласных.

Абстрактный вариант:

      у?  у              о? у               а?  о                э?  а               ы?  э              ы? ы

У             У    У           О     О           А      А            Э     Э            Ы    Ы          Ы

Конкретный вариант:                      ос?

У ЖИРАФА ЕСТЬ ВОПРО-                   ост?

ДЛЯ ЧЕГО ВЫСОКИЙ РО-                ы

ВИДНО С ЭТОЙ ВЫСОТЫ                           ы!

ВСЕХ, КТО ПРЯЧЕТСЯ В КУСТЫ

№5 «Бронтозаврик»

   Упражнение состоит в последовательности звуков, обратной предыдущему упражнению. Целью упражнения является установление связи голосообразующих движений с объемно-пространственными представлениями.  

   Задание:  1) В абстрактном варианте – издать легкий высокий «тонкий» звук («у» или «ы») в фальцетном режиме, и через нисходящую глиссирующую интонацию перевести в грудной режим на том же гласном. В грудном режиме гласные выстраиваются в уже знакомой последовательности с переводом последнего гласного («ы» или «у») в штро-бас с расслаблением языка. Упражнение начинается с возникновения в грудном режиме одного гласного, с постепенным присоединением других гласных по одному с постепенным понижением интонации и увеличением силы тона. Все соединения гласных происходят без перерыва, слитно, нараспев.

   Эмоционально-образным заданием этого упражнения будет просьба нарисовать голосом бронтозавриков («мальчика» - у-УОАЭЫ и «девочку» - ы-ЫЭАОУ) при  помощи звуковысотности (режимов), последовательности гласных, силы звука.

 Задание  2): В конкретном варианте произнесение стихотворного текста начинается с издавания первого слова/слога высоким тонким голосом с последующим переводом его на этом же слове/слоге в грудной режим нисходящей глиссирующей интонацией со срабатыванием порога. Каждая строка заканчивается штро-басом на гласном «А» с расслаблением языка.

   Символические действия как в предыдущем упражнении, но показ звуковысотности сверху вниз – в фальцетном режиме подбрасывать воображаемый «тонкий» голос высоко вверх, а в грудном – класть «толстый голос на пол.

   Показатели: Целесообразное использование режимов работы гортани.

   Контроль: Слуховой – срабатывание порога и выход в грудной режим на нисходящей интонации; визуальный и осязательный – сохранение формы рта при переходе с фальцетного в грудной режим; положение языка на штро-басе; символические действия.

   Дополнительное воздействие: Освоение фонетической формулы; порог как пусковой механизм саморегуляции в возникновении нового режима; освоение показателей эстетики академического пения; равнообъемность гласных.

   

Абстрактный вариант:

У!                  У!                   У!                    У!                    У!

          У                   УО                  УОА                УОАЭ             УОАЭЫ  ХХХ

Ы!                   Ы!                   Ы!                    Ы!                   Ы!

               Ы                    ЫЭ                  ЫЭА                ЫЭАО             ЫЭАОУ ХХХ



Предварительный просмотр:

Выступление на Городском Методическом объединении

Тема: «Развитие вокально – певческих навыков

по методике О. В. Кацер»

подготовила Овчаренко Н.Н.,

музыкальный руководитель

МБДОУ д. с. № 16, Балашиха

Каждый человек при рождении получает уникальный дар – голос. И уникальность его заключается в том, что у него не одна функция, а несколько.

  1. Голос является частью той энергии, жизненной силы, которая дарована каждому: ребенок голосом при рождении сигнализирует о своей жизнеспособности. Чем сильнее и громче его крик, тем спокойнее мать и врачи за его жизнеспособность. Слабый голосок или его отсутствие говорит о возможных проблемах здоровья или даже об угрозе жизни новорожденного.

В первые годы ребенок только голосом сообщает о своих потребностях в еде, тепле, в хорошем самочувствии и т.д. но в это время мы, взрослые, родители и педагоги, постепенно начинам ограничивать ребенка в проявлениях эмоций через голос, не в меру часто призывая к тишине: «Не кричи!», «Замолчи!», «Ты мешаешь другим!» нам кажется, запрещая детям громко говорить, кричать, бегать тогда, когда им хочется, мы тем самым формируем у них навыки хорошего поведения. На самом деле мы не даем возможности детям выплеснуть накопившуюся энергию хотя бы через голос или движение: энергия ребенка, необходимая для его здоровья, восстанавливается и накапливается только после того, как он ее истратит. Не сознавая того, родители и педагоги содействуют проявлению рече-двигательного дефицита в развитии ребенка, что задерживает не только развитие голоса и речи, но и способствует постепенному ослаблению физического и психического здоровья детей.

  1. Голос – это инструмент общения человека с окружающим миром. В нем проявляется вся гамма человеческих чувств и эмоций: любовь, нежность, ярость, ненависть, безразличие и т.д., отражается личность человека, его психика. А звучать он может абсолютно по-разному: задорно, робко, раздраженно, величаво и т.д.

Часто голос выдает то, о чем думает человек. Беседа может быть вежливой, но голос выражает антипатию или даже ненависть.

Тембр (качество звучания) придает голосу каждого человека абсолютно индивидуальное звучание. Знакомого человека мы узнаем по голосу. Тембр голоса может быть сиплым, визгливым, хриплым, бархатным, ярким, мелодичным и т.д.

Если человек не лишен слуха, то он напрямую зависит от того, что звучит вокруг него, т.к. воспринимает любые вибрации (звуки природы, техники или сигналы самого человека – его голоса, речи, смеха. пения). При этом, ни на один звук человек не реагирует так быстро, как на звуки человеческого голоса.

Когда звучит голос человека (его речь, пение, смех или плач), мы не просто слышим его, но и воспринимаем телесно и независимо от нашего сознания резонируем с ним. Это доказывает, что голос как средство общения обладает определенной силой воздействия.

  1. Голос – это музыкальный инструмент, единственный и неповторимый, как отпечатки пальцев. Воспользоваться своим инструментом можно в любое время на протяжении жизни. Голос еще способен и оздоровить поющего человека. Доказано, что пение гармонизует деятельность всех жизненно важных органов и систем организма.  Кроме того, пение освобождает человека от негативных эмоций, мыслей, снимает нервное напряжение, приводит человека от негативных эмоций, мыслей, снимает нервное напряжение, приводит человека в состояние покоя и радости.

Пение (интонирование) зависит от нескольких факторов:

  1. Наличие наследственных музыкальных способностей, доставшихся ребенку от родителей.
  2. От окружающей музыкально-певческой среды, в которой живут традиции семейного пения, сопровождающих ребенка с рождения.

Если дома музыкально-певческая среда не сложилась, надо создать ее в ДОУ: музыка и пение должны стать частью жизни детей в группе.

Для этого необходимо прежде всего желание воспитателей и наличие у них мелодического слуха.

Чтобы организовать муз-певческую среду в группе, вспомним как развивается голос и речь ребенка в первые годы жизни.

Сначала голос развивается свободно и равномерно. Затем, постепенно ребенок начинает подстраивать свой лепет под то, что слышит от взрослых, чутко реагируя на интонацию голоса – ласковую или сердитую, на ритм звучащего слова.

Выражение себя в звуках начинается с подражания: «мяу», «гав-гав», «му-му» и т.д.

Первые песенки у колыбельки ребенка служат для него первым музыкальным впечатлением. Чем больше музыкальных впечатлений от попевок, песенок, колыбельных, тем ярче следы музыкальной памяти ребенка. У одних детей от восприятия звуков в коре головного мозга остается глубокий след, у других – слабый, поэтому слуховые данные и память у всех разные

Постепенное обогащение памяти ребенка звуковыми впечатлениями создает у него звуковой опыт.

 В это время основой музыкального и речевого развития ребенка является умение слушать, подрать простейшим звукам природы: голосам птиц, животных, бытовым звукам. Поэтому, звучание коротких потешек, попевок и т.д. помогает ребенку воспринимать голос взрослого, его интонацию, ритм и темп речи, развивает чувство ритма.

В этот период для развития певческого голоса и речи большую пользу приносит использование воспитателем фольклора: потешки, пальчиковые игры, считалки, дразнилки, ритм которых ребенок усваивает на подсознательном уровне.

Очень хорошо, если у воспитателя «есть ключ от кладовой детского фольклора», куда входят пестушки, колыбельные, небылицы, заклички, приговорки. Любому ребенку они доступны, помогают овладеть своим речевым и певческим голосом, помогаю познать богатство родного языка.

 В дошкольном возрасте голос детей очень эластичен и податлив, поэтому, чем раньше ребенку прививаются естественные навыки звукообразования, тем скорей устанавливается взаимосвязь между слухом и голосом, тем лучше настраивается его речевой и певческий голос. Достигается это путем подражания пению и речи взрослого. К сожалению, очень часто окружающая музыкально-певческая среда в ДОУ и в семье не складывается. И, как следствие, в памяти детей почти нет музыкальных впечатлений, их музыкальный слух «спит» и бывает долго не разбуженным. Такие дети часто не пытаются петь, а если пытаются, то поют фальшиво.

 Для них процесс обучения очень важен, т.к. помогает догнать упущенное:

- накопить музыкальные впечатления и слуховой опыт, развить музыкальный слух.

- научиться петь, т.е. пользоваться своим музыкальным инструментом – голосом.

- приобщиться к искусству пения и испытать на себе его оздоровительные возможности.

Кроме того, сам процесс формирования и развития певческого голоса оказывает на детей всестороннее воздействие:

- способствует развитию музыкальных способностей: мелодического и метроритмического слуха, ладового чувства, музыкальной памяти и т.д.

- активизирует работу левого (логического) и правого (образного) полушарий мозга, что проявляется в повышении работоспособности, улучшения настроения, активизации внимания.