проектная деятельность

ОВЧАРЕНКО НАТАЛИЯ НИКОЛАЕВНА

проект "Сказка и музыка", синтез искусств. сказка "Гуси-лебеди. краткосрочный совместный проект."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gusi-lebedi.docx607.85 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект

«Сказка в музыке» (подготовительная группа)

Совместный проект музыкального руководителя Овчаренко Н.Н. и воспитателя Чичеровой О.Г.

Участники проектамузыкальный руководитель, дети подготовительной группы (6-7 лет), воспитатели, родители

Аннотация проекта:

тип проекта: творческий, коллективный;

доминирующая в проекте деятельность: восприятие музыки; театральная деятельность.

направленность деятельности: воспитательно-образовательная,

художественно-эстетическая;

число участников проекта: дети подготовительной группы (27 человек,

родители, воспитатель (1 человек);

сроки проведения: апрель – май 2019 год;

характер контактов: в рамках ДОУ.

Актуальность проекта

Что характеризует человека прежде всего? Конечно же, его культура, в формировании которой огромную роль играет музыкально-эстетическое воспитание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.

Жанр сказки наиболее доступен для восприятия детям дошкольного возраста, а язык сказки близок и понятен. Между музыкальной и речевой интонацией много общего.

Тема «Сказка в музыке» обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия музыки, постижения выразительного смысла ее языка в сравнении с языками других искусств, дает возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества. А главное, она приоткрывает детям дверь в храм искусства, называемый театром.

Образование лишь тогда имеет смысл, когда оно обращено к внутреннему миру ребенка. Музыкальная сказка полностью отвечает этому требованию. Она: развивает музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей, побуждает их сочинить «свою» сказкурассказанную музыкой, опираясь на смену интонаций; развивает представления детей о связи музыкальных и речевых интонаций, о близости средств выражения речи и музыки;

дает возможность сравнивать произведения с одинаковыми названиями, понимать, какую сказку рассказывает музыка: добрую, сердитую, злую; помогает различать смену настроений, образов в одной сказке;

развивает умение выразительно передавать музыкальные образы в рисунке, творческих заданиях, инструментовке, в инсценировке сказок;

дети без усилий запоминают учебный материал, предложенный в игровой сказочной форме, и настойчиво ждут продолжения.

Дошкольники имеют огромный творческий потенциал в музыкально-театральной деятельности, однако для реализации этого потенциала требуется создание определенных условий.

Основные противоречия между потребностями детей в чистой, доброй и волшебной музыкальной сказке и содержанием современной детской музыкальной индустрии; между требованиями к уровню музыкально-эстетического воспитания дошкольников и программно-методическими средствами, обеспечивающими заданный уровень подготовки;

между необходимостью активно использовать современные методики и технологии в процессе музыкально - эстетического воспитания детей в ДОУ и уровнем готовности дошкольников к данному виду деятельности;

между уровнем современных подходов к проблеме музыкально-эстетического воспитания детей и его отражением в традиционной программе.

Гипотеза проекта

Если создать благоприятные условия для использования сказки в музыкальной деятельности, то возможно увлекательной игровой формой и интересным сюжетом сказки: развить более глубокое эмоциональное восприятие музыки; выработать более совершенные умения и навыки исполнительства; расширить возможности умений выражать переживания музыки с помощью освоенных детьми представлений и творческих способов действий (в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах).

Цель проекта

Создание условий для формирования у детей основ музыкальной, художественной и эстетической культуры, для развития творческого потенциала детей в различных видах деятельности на основе внедрения темы «Сказка в музыке». Подведением итогов проекта будет открытое мероприятие в форме праздника на «День защиты детей».

Задачи проектной деятельности

-Теоретически обосновать тему «Сказка в музыке», как способ ознакомления с музыкой современных композиторов, развития представлений детей о связи речевых и музыкальных интонаций, творческого воображения;

-Приобрести практические знания и умения по внедрению данной темы в воспитательно-образовательный процесс ДОУ, выявить стиль взаимодействия с детьми «внутри» темы «Сказка в музыке»;

-Проследить динамику формирования творческой активности и развития эмоциональной сферы у воспитанников старшего дошкольного возраста;

-Развивать музыкальные способности детей через театрализованную деятельность.

-Развивать эмоциональную отзывчивость, чувства сопереживания к персонажам.

-Развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении.

-Совершенствовать содержательность и связность речи (диалога и монолога);

-Формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, ответственности.

-Продолжать вовлекать детейродителей и педагогов в совместную деятельность, показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей; создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.

Предполагаемые результаты

-Сформировать эмоционально-оценочного отношения к музыке.

Развить образное мышление и творческое воображение.

-Повысить уровень интереса к различным формам музыкальной деятельности.

-Получить первый опыт самооценки.

-Творческое самовыражение воспитанников.

Основные методы проекта

-Изучение и анализ психолого-педагогической, методической, музыкальной литературы.

-Изучение педагогического опыта по использованию технологии слушания музыкальных произведений.

-Моделирование и проектирование работы по теме «Сказка в музыке».

-Наблюдение, обобщение и подведение итогов проекта.

Этапы реализации проекта

подготовить музыкально - театрализованный праздник по сказке «Гуси – лебеди», где одним из персонажей будет Баба Яга

Письмо Бабы Яги (с которого всё и началось)

Мальчишки и девчонки, ах-ха-ха!

Как же жизнь моя плоха.

Мочи нет одной мне жить.

С вами я хочу дружить.

На сто лет я сказок знаю,

Я сама их сочиняю.

Я расстанусь с помелом,

Ступу сдам в металлолом.

Я хочу хорошей быть,

С вами я хочу дружить.

Помогите! Помогите!

Конец сказки измените!

Чтобы я из злой Бабы-Яги превратилась в добрую!

Этапы:

1. Концептуальный

(апрель – первая, вторая недели месяца)

Выдвижение концепции, выбор темы проекта, обоснование её актуальности, формулирование цели и задач проекта, прогнозирование результатов

2. Подготовительный

(апрель – третья неделя месяца)

Подбор методического материала, фонотеки, разработка сценария. Планирование работы над музыкальной сказкой.

Создание модели организации работы по теме «Сказка в музыке» в образовательном процессе ДОУ. Выдвижение новых целей.

3. Практический

(Апрель – четвёртая неделя, май – первая и вторая неделя месяца)

Внедрение различных форм работы по теме «Сказка в музыке» в образовательное пространство ДОУ.

Постановка спектакля «Гуси-Лебеди».

Коррекцией деятельности в соответствии с индивидуальными творческими возможностями воспитанников.

Привлечение родителей к созданию костюмов и атрибутов к театральному представлению.

4. Заключительный

(май – конец месяца – июнь - первая неделя месяца) Заключительная оценка уровня сформированности эмоционально-ценностного отношения к музыке и музыкально-творческой активности детей. Оценка всей музыкально – образовательной деятельности в ходе реализации проекта.

5. Итоговый

(Май – четвёртая неделя месяца)

Премьера спектакля. Сбор данных по результатам деятельности. Создание модели организации работы по теме «Сказка в музыке» в образовательном процессе ДОУ. Выдвижение новых целей.

Модель организации работы по теме

«Сказка в музыке» в образовательном процессе ДОУ посредством знакомства детей с русской народной песней, современной музыкой. 

Непосредственно образовательная деятельность:

1. Музыкально-ритмические движения:

Разучивание индивидуальных композиций героев сказки «Гуси – лебеди»

Хоровод «Яблонька» муз. и сл. Н. Кадышева, «Эх, Ванюша» муз. М. Чугунова, сл. Ю. Тимошенко, полька «Весёлые дети» (исполняет гр. Барбарики)

2. Театрализованная деятельность:

Разучивание стихов, ориентирование в пространстве, развитие жестов, движений, мимики.

3. Вокальная деятельность:

Разучивание песен«Два весёлых гуся» муз. И сл. народные, «Хоровод у Калинушки» муз. И сл. Ю. Михайленко, «Песня Печки» муз.

4. Игровая деятельность: игры «Собери яблоки»«Что нужно для пирога?»

5. Оркестр «Калинка» русс. нар. муз.

- премьера сказки - мероприятие в форме праздника

«Сказка в гости к нам идёт (сценарий праздника прилагается)

Сценарий праздника для детей подготовительной к школе группы

"Сказка в гости к нам идёт!"

(совместная деятельность музыкального руководителядетей, воспитателей и родителей)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

1. Танцы

2. Хореографические композиции

3. Театрализованная деятельность

4. Песни, хороводы

5. Игры

6. Оркестр

7. Стихи

Ход мероприятия:

Ведущий: В мире много сказок грустных и смешных

И прожить на свете нам нельзя без них.

Сказки просятся сюда.

Пригласим их дети?

Дети: Да!

СКАЗКА

Ведущий: Жили-были Маша с Ваней…

Вот однажды папа с мамой на ярмарку уезжали

Маше строго наказали:

Мама: Ты за братом последи,

От него не отходи.

(Папа с мамой уезжают. Машут рукой)

Маша: Папа с мамой на базаре. Мне стеречь тебя сказали,

А мне хочется гулять, да с подружками играть!

(Выходят девочки и мальчики)

Девочка: Маша, Маша, выходи!

Что сидеть-то взаперти?

Мальчик: Потанцуй-ка вместе с нами,

Молодцами – удальцами!

Маша: Ах, как хочется пойти…

Ты, Ванюша, посиди,

Никуда не уходи!

ТАНЕЦ «КАДРИЛЬ» («Эх, Ванюша»)

Девочка: Маша, Маша, погляди…

Кто летит там впереди?

Мальчик: Это ж злые гуси Бабушки Ягуси!

(Дети разбегаются врассыпную.

Под музыку гуси уносят Ваню)

Маша:

Гуси, Гуси, погодите, вы Ванюшу отпустите!

Вы ведь неплохие и совсем не злые…

Гуси: Га-га-га! Ге-ге-ге! Служим Бабушке Яге!

И живём не тужим, с музыкою дружим!

Эй, гусята, все сюда…

Запевайте«Га-га-га!»

ПЕСНЯ «ЖИЛИ У БАБУСИ»

Ведущий: Вот какой концерт дают,

И играют, и поют!

Гуси: А вы тоже не сидите,

Нам немного помогите!

ОРКЕСТР «КАЛИНКА»

Ведущий: Ай да, Гуси – молодцы, музыканты и певцы.

Может, Ваню отдадите и у нас тут погостите?

Гуси: Мы Ванюшу не отпустим, отнесём его к Ягусе.

А если будешь нам мешать, можем и тебя забрать…

Ш-ш-ш-ш-ш-ш!

(Улетают вместе с Ваней)

Маша: Ах, найти мне брата где?

Кто поможет мне в беде?

(Плачет, закрыв лицо руками)

(В это время дети встают в полукруг)

Ведущий: Поплакала Маша, но делать нечего, надо братца выручать. Пошла Маша искать своего братца.

А уж осень наступила, всё в лесу позолотила

И слышны среди листвы песни Осени – красы.

1 ребенок:

Быстро лето улетело перелётной птицей вдаль,

Осень чудно расстелила увядающую шаль.

2 ребенок: Одарила щедро Осень урожаями плодов,

Грозди ягод в дар приносит, кузовок лесных грибов.

ПЕСНЯ – ХОРОВОД «КАЛИНУШКА»

Ведущий: Долго Маша шла в лесу, видит яблоньку – красу.

Маша: Что-то яблонька грустна, клонит ветки вниз она.

Яблоня: Я стою совсем одна, оттого я и грустна.

Яблок много – груз тяжёл. Кто бы мне помочь пришёл?

Все отправились на бал, осенних листьев карнавал.

Машенька, мне помоги, яблочки мои сорви!

Маша: Я спешу, длина дорога… Дети может быть помогут.

ХОРОВОД «ЯБЛОНЬКА» («Золотое кольцо»)

Ведущий: Давайте, ребята, поможем яблоньке.

ИГРА «СОБЕРИ ЯБЛОКИ»

Ведущий: Дальше Маша побежала,

Трудно по лесу идти, видит – речка на пути.

Речка: Течь мне стало трудновато,

Помогите мне, ребята, хоть чуть-чуть почистить дно,

Да и берег заодно.

ТАНЕЦ «РЕЧЕНЬКА - РЕКА» (с тканью синего и голубого цвета)

Ведущий: Дальше Маша побежала, в поле печку повстречала.

ПЕСНЯ ПЕЧКИ  (Муз. палитра №2-2004г.)

Печка: Дети, здравствуйте, я – Печь!

Нужно пирожок испечь!

Ведущий: Что ж, помочь тут Маше нужно…

Мы поможем ей, ребята. Какие продукты нужны для пирогов?

ИГРА «ЧТО НУЖНО ДЛЯ ПИРОГА?»

1. Какие продукты нужны для теста?

2. Что возьмём для начинки?

Печка: Ну, спасибо! Помогли!

А за это скажу я вам, где Яга Ваню держит.

Вон там на опушке стоит её избушка.

(Маша тихонько подкрадывается к спящему Ване, берёт его за руку, пытается убежать с ним.

Гуси: (окружают Машу с Ваней)

Га-га-га, га-га-га! Вы собрались-то куда?

Вот придёт Яга сейчас, да и съест обоих вас!

(Звучит музыка, появляется Баба-Яга)

Яга(детям) Ну, а вы чего сидите, не боитесь, не пищите?

Али сказки не читали? Аль про Ёжку не слыхали? (Дети отвечают)

Ах слыхали? Ну я рада!

Я о чём? Поесть бы надо.

Ваню я конечно съем… А затем… Может быть, и Машу съем.

Но пока хочу поспать, режим нельзя мне нарушать.

(Зевает. Ложится спать)

Маша: Раз Яга ложится спать,значит нам пора бежать!

(Маша и Ваня убегают)

Гуси: Га-га-га! Ги-ги-ги!

Убежал обед Яги!

Ведущий: Будет бабка голодна, съест своих гусей она.

Гуси:  Не хотим мы к ней на ужин, нам менять хозяйку нужно.

Ведущий: Прилетайте к нам в детсад! Не обидим мы гусят!

(Гуси с криком улетают)

Баба- Яга: (просыпается)

Где мой вкусненький Ванюшка? Может он уснул в избушке?

Может тут он? Может здесь? Ваня, Ваня! Где ж ты есть?

Гуси – сторожа проспали, ужин у меня украли.

(Оглядывается по сторонам)

Нет гусей. И Вани нет… Где мой ужин? Где обед?

Ну постойте, догоню! Свой обед назад верну.

(Б. Я. убегает за домик. Выходят Печка, Яблоня и Речка)

(Дети подбегают к Яблоне)

Яблоня: Прячьтесь, дети, поскорей посреди моих ветвей!

(Дети прячутся под ветви. Б. Я. пробегает мимо)

(Дети выбегают, бегут к речке)

Речка: Вы ко мне бегите, дети! Не найдёт вас, не заметит.

(Дети прячутся у речки, Б. Я. пробегает мимо)

(Маша и Ваня бегут к печке)

Печка: Спрячьтесь дети от Яги, да поешьте пироги.

(Дети прячутся. Б. Я. пробегает мимо)

Угощу и Бабку Ёжку. Подкрепится пусть немножко!

(Яге)

Откуси пирог скорей, сразу станешь ты добрей!

Баба-Яга (берёт пирожок)

И меня ведь не забыли, пирожками угостили.

Потому была я злая, что жила в лесу одна я.

Вы простите меня старую, больше вам вредить не стану я.

И не буду больше злиться, хочу с вами подружиться!

Ведущий: Мы тебя,Яга, прощаем! Приходи к нам… Приглашаем!

Яга: Здесь так весело у вас,

Запросились ноги в пляс!

ПОЛЬКА «ВЕСЁЛЫЕ ДЕТИ»

Ведущий: Что ж, пришла пора прощаться,

Ждёт детишек дом родной.

(Маша и Ваня машут рукой и уходят)

Снова встретимся мы в сказке, но теперь уже в другой.

Программно-методическое обеспечение:

- Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» в соответствии ФГОС под редакцией Э. П. Костиной.

-перспективное планирование досугов и открытого мероприятия в форме праздника;

Обеспечение проектной деятельности

1. Методическое.

С. И. Мерзлякова «Волшебный мир театра» (для детей 5-7 лет).

А. И. Буренина «Ритмическая мозаика».

Н. А. Сорокина «Театр, творчество, дети».

Журнал: Муз. палитра №2-2004г.)

2. Материально-техническое: Декорации, атрибуты; Диск с музыкой;

Музыкальный центр;

3. Дидактическое:

Творческие задания, направленные на:

- формирование музыкального и импровизационного творчества.

- восприятие музыкального образа через синтез искусств

Реализация проекта началась с моделирования ситуации, позволяющую выявить проблему: в детский сад пришло письмо-просьба от Бабы Яги. После прочтения дети высказали свои предположения о том, как помочь Бабе Яге. Было разработано решение проблемы: нужно подготовить музыкально - театрализованный праздник по сказке, где одним из персонажей будет Баба Яга