мастер-класс. "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста".

ОВЧАРЕНКО НАТАЛИЯ НИКОЛАЕВНА

мастер-класс с темой "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста". выступление на заключительном Педсовете. май 2019г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass_razvitie_ritma_na_pedsovete.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на Педсовете.

Мастер – класс на тему: Развитие чувства ритма у детей

Подготовила Мастер-класс

Музыкальный руководитель

Овчаренко Н.Н.

Цель: Знакомство педагогов с опытом использования упражнений, речевых игр, пальчиковой гимнастики и музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.

Задачи: 
• Представить педагогам приемы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.
• Раскрыть содержание игр и упражнений по развитию чувства ритма. 
• Показать педагогам важность и целесообразности развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста. 

Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ по использованию различных приемов для развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста. 

Структура мастер-класса: 
1. Теоретическая часть: 
«Вступительное слово по теме «Важность развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»
2. Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приемов развития чувства ритма. 
3. Рефлексия – итог мастер-класса

Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма

Ритмическая «организация» является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма:

смена времен года, смена дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы - все это и много другое подчинено определенному ритму.

Ритмическая способность занимает особое место в развитии ребенка. Существует миф, мнение, что развить его невозможно, так оно является врожденным. 

Моменты по развитию чувства ритма, я советую включать уже с младшей группы, а какие-то формы работы и в раннем возрасте. Это использование речевых и музыкальных игр, пальчиковая гимнастика, ритмические упражнения. Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях, в ритмических играх с музыкальными инструментами. Музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно. Уже в самых ранних проявлениях лепета обнаруживается ритмическая повторяемость однородных слогов, затем чередование разнородных. Отмечается тесная связь лепета с ритмическими движениями: ребенок ритмично взмахивает руками, прыгает, стучит игрушкой, при этом выкрикивает слоги в ритме движений, а как только движения прекращаются, он умолкает.

Формирование чувства ритма идет параллельно с развитием эмоциональной, двигательной, речевой и познавательной сфер.

Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. В игровой форме дети овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, выкладывать орнаментальные узоры. Работа по развитию чувства ритма ведется в процессе овладения детьми различными видами деятельности на музыкальных занятиях, на занятиях по рисованию, аппликации, развитию речи, в ходе подвижных, хороводных, дидактических игр и игр-драматизаций. 

Что я делаю на занятиях по Музыке и что можно рекомендовать для развития чувства ритма:

•    Слушаем музыку - она улучшает настроение, способствует эмоциональному развитию. Пропеваем (свое) имя ребенка.

•  Учу детей воспроизводить мелодию с хлопками, постукиванием, с пением, поем попевки, небольшие потешки с хлопками.

Сначала, конечно, у них не получается самостоятельно выполнять задание. можно похлопать его ручками, взяв их в свои руки; отстукивать ритм. Постепенно, со временем, они приобретут опыт и будут самостоятельно прохлопывать простейший ритм.

•    Можно придумывать движения под музыку:

Можно топать, хлопать, шлепать, …

Ритм развивается даже если дети просто маршируют, или стучат погремушками, в барабаны, музыка как бы «подстегивает», помогает прочувствовать пульс.

  • Игра на шумовых инструментах – даже самых элементарных (шумелках, шуршалках, мешочках с пуговицами и т.д.) – основное упражнение для развития ритма, особенно для малышей.

•  в старшей и в подготовительной группах, когда у детей достаточно развито чувство ритма, задания усложняются, например:

- угадай, какую песню поют ладошки? 

- простучать ритм по карточкам (большие и маленькие кружочки или квадратики и прямоугольники)

- более сложное задание – это карточки с разным набором длительностей. Очень хорошо использовать дидактические игры. 

Практическая часть 
Речевая игра «Здравствуйте, ладошки»
- Здравствуйте, ладошки! - хлоп, хлоп, хлоп!
- Здравствуйте, ножки - топ, топ, топ!
- Здравствуйте, щечки - плюх, плюх, плюх!
- Пухленькие щечки - плюх, плюх, плюх!
- Здравствуйте, губки - чмок, чмок, чмок! (поцелуйчики)
- Здравствуйте, зубки - чок, чок, чок! (стучат зубками)
- Здравствуй наш носик - пип, пип, пип! (нажимают на носик)
- Здравствуйте малышки — всем привет!

Игра «У оленя дом большой» Французская народная мелодия
(пение с движениями по тексту)
У оленя дом большой, 
Он глядит в свое окно. 
Заяц по лесу бежал, 
В дверь к нему стучал. 
Тук - тук –тук, - дверь, открой. 
Там в лесу охотник злой. 
Заяц, заяц, забегай, лапу подавай.

Сейчас я предлагаю вам задание, которое недавно давала детям подготовительной группы. Это дидактическая игра «Ножки-ладошки» я подглядела в интернете. Задание детям давала по частям: только топать или только хлопать. А потом – усложняла постепенно: мальчики топают, а девочки – хлопают. А затем, когда и этот этап освоен, можно ускорять смену карточек с ритмом.

Здесь, в этой Дидактической игре, простейший ритм усложнен изменением приема, которым надо выполнять ритм: быстро сориентироваться и заменить хлопки топотом или наоборот. Т.е. нужна скорость и смекалка. Детям очень нравится эта игра. Предлагаю и вам сейчас поиграть в нее.

Дидактическая игра «Топай – хлопай»