ТЕХНОЛОГИЯ "Хороводы, хороводные игры"

ОВЧАРЕНКО НАТАЛИЯ НИКОЛАЕВНА

  «Если хочешь узнать, благополучно ли обстоят дела с правлением в какой-то стране и здоровы ли ее нравы, то прислушайся к ее музыке». Конфуций. 

  Технология "Хороводные игры" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_horovod.doc81.5 КБ
Файл prilozhenie_k_tehnologii_horovodnye_igry.docx14.67 КБ
Файл yarmarka_osennyaya.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая технология художественно-творческого развития старших дошкольников в хороводных играх.

Составитель Овчаренко Н.Н.,

Музыкальный руководитель МБДОУ д.с. № 16

Актуальность:

С помощью музыки мы можем настроить детей на серьезное и бережное отношение к окружающему нас миру, с помощью песни можно научить детей дружить, любить животных, птиц, небо, лес и луг. Как хорошо об этом сказал А.С. Пушкин: «Музыка может ударить по сердцам с неведомой силой!».

Но в наше время мало кто слушает с детьми хорошую классическую музыку, народную песню или веселую прибаутку, по телевидению и радио дети слышат совершенно другое, то, что может негативно воздействовать на незрелый организм. А ведь еще Конфуций писал: «Если хочешь узнать, благополучно ли обстоят дела с правлением в какой-то стране и здоровы ли ее нравы, то прислушайся к ее музыке».  

Для того чтобы заронить у детей интерес к хорошей музыке, воспитать в них чувство вкуса, вызвать эмоциональный отклик, нужно создать развивающую среду и в детском саду, и в доме.

Цель: Раскрытие индивидуальных творческих возможностей детей старшего дошкольного возраста в доступной и интересной для них игровой деятельности.

Краткое теоретическое обоснование педагогической технологии.

  1. Развитие эмоций и чувств дошкольника, его раскрепощение, создание максимально комфортной ситуации общения детей друг с другом и с педагогом – приоритетная задача каждого педагога, любого образовательного учреждения.
  2. Хороводные игры, хорошо знакомые каждому человеку с детства, органично сочетающют в себе игру и эмоциональное общение детей, побуждающее их к индивидуальным творческим проявлениям.
  3. Хороводная игра, как произведение народного творчества, интересна ребенку тогда, когда в нее можно вводить элементы новизны: придумывать новое движение героя, новый игровой ход, новую двигательную интонацию к тексту.
  4. Хороводная игра как произведение народного творчества легко осваивается ребенком. Надо только помочь ребенку понять образ и передать характеры и эмоции персонажей.
  5. Хороводная игра – действие коллективное. Каждый ребенок в хороводе может «найти себе место» (по своими возможностям): стать зрителем, или танцором в хороводе, а может исполнять главную роль или придумывать сюжет.
  6. Педагог выступает для ребенка инициатором хороводной игры, как режиссер. А ребенок – становится актером. Задача взрослого – найти такие подходы к ребенку, благодаря которым дети понимали характер художественного образа. При этом лучше не показывать движения героев, чтобы не ограничивать фантазию ребенка, чтобы не копировали. Можно, совместно с детьми обсудить образ, поразмышлять о характере игрового образа.
  7. Лучше «творить» в партнерстве: вместе с детьми. Ребенок станет активным участником и творцом хороводной игры в том случае, если:
  • Игра будет активно практиковаться, бытовать в его жизни;
  • Ребенок умеет исполнять хоровод, играть в хороводную игру;
  • В группе будет создана атмосфера творчества;
  • Ребенок знает жанры фольклора, их особенности.

Задачи нравственного, патриотического и культурного воспитания:

- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу.

- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

- формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей.

Условия реализации технологии.

  1. Педагогическая технология реализуется музыкальным руководителем, в некоторых случаях прибегающим к помощи педагога.
  2. Содержанием педагогической технологии являются хорошо знакомые хороводные игры, а также русские народные потешки и считалки.

Хороводные игры:

«Солнышко ведрышко», «Дождик», «Репка», «Заинька», «Как у наших у ворот», «Ворон», «Кот Васька», «На горе-то калина», «А мы просо сеяли», «Ой, вставала я ранешенько», «Земелюшка чернозем», «Я на камушке сижу», «Козел», «Где ты был, Иванушка?»

Считалки: Катился горох», «Я куплю себе дуду», «Шла кукушка», «Чики-брики», «Бежит зайка», «Начинается считалка», «Аты-баты», «Под березкой», «Первунчики, драгунчики», «Эй, Иван», «Пес Полкан», «Шла изба», «Ани-бани», «Сидел Фома», «Ехала белка», «Тики-тики-тики-таки», «Раз, два, три, четыре, пять», «Тарара-ли, тарара».

Потешки: Как у нашего кота», «Посылали молодицу», «Я вареньице варила», «Еду, еду, к бабе, к деду», «Волк-волчок», «Дедушка Ежок», «Иван, Иван», «Летели кукушки», «Я умница-разумница», «Илья нову шубу надевает», «Три синички», «Стучит, бренчит на улице», «Как по речке, по реке», «Вскочил козел», «Лиса рожью шла», «Летел, летел скворец», «Эй, Фома», «Кто ты будешь?», «Ваня, Ванечка», «Лиса по лесу бежала», «Наша-то хозяюшка», «Как повадился коток», «На зеленом лугу», «На болоте стоит пень», «Под малиновым кусточком», «Ладушки, ладушки», «Танцевала репа с маком», «Мыши водят хоровод».

Этапы педагогической технологии.

I этап:

Помогаем ребенку увидеть в хороводной игре возможность для самостоятельной творческой художественно-игровой деятельности.

II этап

Создаем условия для детских исполнительских импровизаций и для развития у детей интереса к хороводу как виду творческой игровой деятельности.

III этап

Обеспечиваем условия для создания детьми собственных хороводных игр на готовые тексты с помощью различных средств художественной выразительности.

На I-м этапе:

• Деятельность педагогов (воспитателя и музыкального работника): постановка цели, формулировка задач, продумывание заключительного этапа проекта (возможно посещение музея), обсуждение направлений работы для включения предпраздничной подготовки в воспитательно-образовательную работу в группе.

• Деятельность детей

принятие предложений взрослых и вхождение в проблему, обсуждение (совместно с взрослыми) последовательности действий, внесение предложений, пожеланий.

Задачи воспитателя:

  1. Познакомить детей с хороводными играми разного типа.
  2. Развивать у детей умение понимать эмоциональные события, характер игрового персонажа и передавать их в движении.
  3. Создать условия для подведения дошкольников к самостоятельным играм.

Для расширения представлений детей о хороводных играх отбираются хороводные игры разных типов и структур.

Например, «Солнышко-ведрышко», «Дождик», «Репка», «Кот Васька» - это игры-прелюдии, состоящие из двух частей: хоровода и подвижной части (догонялок).

        «Заинька, «Как у наших у ворот», «Ворон» - это игры, в которых есть исполнители главных ролей и участники хоровода, сопровождающие пением их действия.

«На горе-то калина» - игра, в которой двигательный образ создается каждым участником.

Вначале разучиваем игры 1-го типа - подвижные. Это делается для того, чтобы дети запомнили текст, мелодию, движения, структуру и последовательность игровых действий.

Я, (музыкальный руководитель) или воспитатель разъясняем цель игры, объясняем ее содержание, распределяем роли и предлагаем детям поиграть. Должно происходить активное включение дошкольников в хоровод, по ходу которого происходит его запоминание. Внимание детей обращается на особенность игровых правил, алгоритм действий. Если предлагаемые хороводные игры хорошо известны детям, их можно заменить на похожие и доступные для самостоятельного проведения хоровода.

Одновременно с разучиванием хороводных игр, детьми осваиваются новые считалки. Дошкольники могут использовать считалки как сюрпризы для остальных, а ребенок, знающий считалку, выступает в роли обучающего.

Параллельно с разучиванием хороводных игр на этом этапе вводится игра в образные этюды. Они (этюды) помогают ребенку научиться самостоятельно передавать характер и поведение персонажа хороводной игры. У детей старшего возраста уже накоплен опыт, под влиянием образцов, демонстрируемых взрослыми.

Первый этап этюдов: «Покажи, не называя»

Ребенку предлагается показать любой персонаж, не называя его, -остальные дети угадывают.

Задача этого типа этюдов - в том, чтобы расширить содержание изображаемых образов (заяц, медведь). А также, детям предлагается показывать не только животных, но и героев сказок, неодушевленные предметы. Поощряется показ ребенком собственных движений, не копирующих других детей.

Второй этап этюдов:

  Задача этого этапа: в развитии у детей умений передавать в движении различные эмоции: 

сердитый – довольный, веселый – грустный, ясный – мрачный, молодой – старый, смелый – трусливый, бодрый – усталый, …

Параллельно можно продолжать играть в знакомым хороводные игры, работая над выразительным исполнением. Такое исполнение возможно благодаря тому, содержание хороводов хорошо знакомы детям, а работа над образными этюдами подготовила их к художественному восприятию и исполнению ролей в хороводах.

Прежде чем приступить к играм с детьми, педагог еще раз анализирует тексты игр, обращая внимание на героев, их действия, характеры, и продумывает, какие средства выразительности можно будет предложить воспитанникам, если возникнут затруднения.

Вопросы к детям могут быть такие:

- Кто действует в этой игре?

- Что делает герой? Покажи, как бы ты это изобразил?

- Какой характер у героя игры?

- Как он себя ведет?

- Как будет вести себя герой, обладающий тем или иным характером?

- Что будет делать хоровод?

Каждому желающему предлагается продемонстрировать свое видение роли. Обсуждая движения, с помощью которых можно изобразить героя, надо обратить внимание детей на разновидность движений:

 Мимика лица, жесты (изображение различных эмоциональных состояний);

Пантомимика: походка, повадки, имитация действий;

Танцевальные движения: поклоны, повороты, кружения, хлопки.

В ходе игры отдельно обговариваются взаимодействия главных действующих лиц и коллективного хоровода.

Результативность этой работы педагог оценивает по следующим показателям:

  • перенос элементов игры в свою деятельность, попытки самостоятельных игр,
  • интерес и желание дошкольников изображать игровые персонажи, попытки создавать характер игрового образа при наличии двигательной канвы;
  • первые зрительские оценки,
  • варианты создания детьми новых игровых зачинов и концовок хороводов.

II этап.

1. развитие у детей умение творчески исполнять хороводную игру как художественное произведение и как разновидность игры.

2. развитие творческих умений детей по созданию игровых образов.

3. развитие комбинаторных умений, связанных с созданием структуры игры с новым содержанием.

4. развитие умений игрового общения.

На данном этапе продолжается знакомство детей с хороводными играми. Предлагаются хороводы: «Ой, вставала я ранешенько», «Земелюшка-чернозем», «Я на камушке сижу», «Всем скорее расскажи».

По сравнению с предыдущими хороводами они более сложные по содержанию и средствам воплощения.

Новую игру можно представить дошкольникам как сказку, а затем, как хоровод, состоящий только из пения и одновременного хождения по кругу. Перед началом разучивания каждой игры хоровода представляется в повествовательной форме.

Например, хороводная игра «Козел»:

        Жили – были баба с дедом. Были они старенькие, детей у них не было. Но зато во дворе жил козленок, маленький, беленький. Шло время, козленок вырос и стал таким умным, таким пригожим на радость бабе с дедом. Козел и по воду сходит и кашу сварит. Вот пошел он однажды в лес за дровами. Ходил козел целый день, да и заблудился. Стемнело в лесу, ищет козел дорогу домой, как вдруг из-за ели выбегают к нему волки. Целых семеро волков, все голодные. Захотели они козла съесть, и стали с ним бороться…

Такое повествование позволяет детям запомнить текст игры и понять действия и характеры действующих лиц. После того как игровые компоненты запоминаются детьми, им предлагают сделать игру интереснее и веселее. В ходе коллективной беседы подробно анализируется текст, выявляются действующие лица, обсуждаются их поступки особенности поведения. Желающие воплощают все это в движениях.

Задача педагога заключается в том, чтобы создать и поддерживать атмосферу творчества, комментировать движения детей, обращать внимание на творческие удачи воспитанников. Педагог напоминает детям знакомые движения, особенно танцевального характера, которые весь хоровод может исполнять в припевах.

Помимо придумывания движений хоровода, педагог и дети обсуждают: где будут находиться герои (в хороводе, за кругом или внутри него), как можно закончить игру (догонялки, общая пляска, общие движения хоровода).

        При разучивании игры «А мы просо сеяли» внимание детей обращается на то, что хороводные игры могут иметь не только круговое построение, но и построение «стенка на стенку».

 Потешки: читаются педагогом и исполняется ребенком. Затем, по мере запоминания, они исполняются детьми попарно – один читает, другой показывает.

Используются потешки двух типов:

- первый, более простой, короткие по объему стихотворения с одним действующим лицом («Дедушка Ежок», «Посылали молодицу», и т.д.)

- второй тип – это потешки, предусматривающие разыгрывание по ролям, прямые диалоги и возможности включения в игру всей группы («Как по речке, по реке», «Три синички»).

Результативность работы педагога на этом этапе оценивается в соответствии с показателями:

        - отношение детей к хороводным играм;

        -использование детьми данного вида игр для импровизации, двигательного воплощения образа;

        - художественность исполнения хоровода;

        -игры и потешки представлены в самостоятельной деятельности детей;

III этап.

На этом этапе педагог развивает у детей:

- Умения творческого характера по созданию новых хороводных игр;

- Умения, дающие возможность самостоятельного создания игр.

Детям предлагаются потешки/стихи более длинные, с различным количеством действующих лиц, например: «Наша-то хозяюшка», «Лиса по лесу бежала», «Как повадился коток» и др.

Ожидаемый результат

В итоге реализации технологии должны возникнуть три типа игр, которые организуются по инициативе детей:

- собственно хороводные игры и игры-перевоплощения в потешках;

- игры-договоры по поводу хода и сочинения игры;

- игры в обучении игре сверстников.

Творческие проявления детей выражаются по-разному. В игре дети действуют, исходя из привычной для себя позиции, своих индивидуальных возможностей: участников хоровода, зрителей, исполнителей главных ролей, создателей игровых ходов и структур.

Месяц

Возрастные группы

Старшая группа

Подготовительная группа

Название мероприятия

сентябрь

«К нам гости пришли»,

 «Ворон»  

«На горе-то калина», хоровод «Каравай»

Виртуальная экскурсия

«Мой любимый город»,

Спортивно-музыкальное развлечение  «День знаний»

октябрь

«Урожайная», хоровод

«Осень-осень, в гости просим»

Музыкально-познавательный квест «Осенняя ярмарка»

ноябрь

Разучивание песни «К нам гости пришли»

Хоровод в соответствии с возрастом , Колядки

Музыкальная копилка

«К нам гости пришли»

декабрь

Новогодний хоровод «Зимушка-зима»

Новогодний хороводы

Тематические недели

«Эх, ты, Зимушка-зима!»

Январь

Хоровод в соответствии с возрастом  

Хоровод в соответствии с возрастом, Колядки

Спортивно-коммуникативные  развлечения

«Веселись детвора»

Февраль

«Хоровод в соответствии с возрастом »

Песня «Блины», Частушки,

«Где ты был, Иванушка?»

Музыкально – познавательный досуг

«Музыкальные посиделки»

 

Март

«Ты не бойся, мама»

Хоровод в соответствии с возрастом,  «Ай-да, березка»

Музыкальная викторина

«Где же наши мамы»

Апрель

Учись плясать

по - русски, (из-под дуба, из-под)

Хоровод «Мы вокруг березки…»,

Музыкально – познавательный досуг

«Весёлый хоровод»

Май

Песни «Вспоминают наши деды»

«Учись плясать по-русски», хороводное творчество

Хороводная гостиная в соответствии с возрастом

Использованная литература:

  1. Н. А. Метлов «Музыка детям», 1985 г.
  2. А. Г. Гогоберидзе «Теория и методика музыкального воспитания воспитания детей дошкольного возраста»
  3. А. Гогоберидзе, О.Солнцева «Дошкольная педагогига с основами воспитания и обучения



Предварительный просмотр:

Приложение к технологии Хороводные игры

Картотека Образных этюдов: «Если бы да кабы»

  1. У тебя день рожденья. К тебе пришли гости, они подарили тебе подарки и остались с тобой поиграть. Тебе очень весело с друзьями.

У тебя день рожденья. Но никто не пришел тебя поздравить. Ты сидишь один и тебе очень грустно.

  1. День был солнечный и ясный. Светило солнышко, звонко пели птицы. Ты пошел на прогулку. Настроение у тебя было такое же ясное, как и этот летний денек.

Шел дождь, дул холодный ветер. Настроение у тебя было такое же, как и погода, - мрачное.

  1. На празднике в парке играла веселая музыка. Все стали танцевать. И дети, и старенькие бабушки, и дедушки.

  1. Ты играешь с новым конструктором. Он очень интересный, но сложный. Ты долго строил из него самолет, и вот, наконец, сборка закончилась. Очень красивый самолет получился, ты очень доволен.

Но вдруг мимо пробежал твой котенок. Он задел самолет и тот рассыпался, а ты так хотел показать самолет маме. Ты очень рассердился на котенка.

  1. Шел по лесу зайчишка. Он был очень смелый. Вдруг он увидел, что на полянке спит медведь. Но заяц не испугался, и смело прошел мимо.

Шел по лесу зайчишка трусишка. Увидел он, что на полянке спит медведь. Зайчик шел мимо медведя и трусил. Он был очень трусливый.

  1. Девочка была чистюля. Она всегда следила, чтобы платье было чистое, чтобы руки не пачкались.

Девочка была грязнуля. Она пачкала руки и платье и не хотела умываться.

  1. Утром ты пошел на прогулку. Ярко светит солнце, ласково дует ветерок. У тебя хорошее настроение, ты бодро идешь гулять в парк.

Целый день ты гулял в парке, играл с ребятами, катался на карусели, наступил вечер, и ты устало возвращаешься домой.

  1. Девочке подарили новое платье. Она с радостью надела его. Мама красиво причесала дочку. Девочка смотрит на себя в зеркало. Она  красивая.

Девочка капризничала. Она испачкала платье, у нее грязные руки и лицо. Мама подвела ее к зеркалу и сказала:

«Посмотри, какая ты некрасивая!»

  1. Был летний жаркий день. Ты пошел купаться. Ты вошел в воду. Вода была теплая. 

Летним теплым утром ты пошел на речку купаться. Ты вошел в воду, но вода была очень холодная.

  1. Тебя угостили конфетой. Ты попробовал ее. Она тебе очень понравилась. Конфета очень сладкая.

Ты захотел съесть яблоко. Взял его, откусил кусочек. И яблоко оказалось очень кислое.

  1.  Шел по лесу медведь. Увидел, что на поляне стоит терем-теремок.

Захотел он в него войти, да не смог, только поломал. Теремок был маленький, а медведь большой

Зайчишка был такой маленький, что мог спрятаться под каждым кустиком.



Предварительный просмотр:

Сценарий осеннего утренника «Ярмарка»

(Технология – ХОРОВОДЫ, ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ)

Составила: музыкальный руководитель

Овчаренко Н.Н.

МБДОУ, д.с. № 16

Репертуар:

Р. Н. песня  «Как по улице ребятушки идут»

1-я Сценка: Девочка и Тит,

Хоровод «Ярмарка»

Скоморохи.  Выход скоморохов.

Выход коробейников

Оркестр, ложки.   (Песня «Летели две птички»)

Коробейники, (вход, танец)

2-я Сценка. Назар, ты, Назар,  

Песня «Семечки»

Пляска парная «Кадриль»

3-я Сценка   Ай, тари, тари, тари,

Танец Матрешек

Частушки «Деревенские».  (на мотив «Ярославские ребята»).

Игра хоровод «Парами»

Дети в русских народных костюмах заходят в зал змейкой, выстраиваются полукругом

Все:  Осень, Осень, в гости просим.

Погости-ка, Осень, неделек так восемь.

С обильными хлебами, с высокими снопами.

С листопадом и дождем,

С перелетным журавлем.

Дети выстраиваются полукругом у центральной  стены.

Ведущий: Как издавна ведется, просим,

Мы в этот день к нам в гости  Осень!

Ребята (хором): Осень, Осень! В гости просим,

С листопадом и дождем,

С перелетным журавлем.

Входит Осень.

Осень: Я – Осень золотая,

На праздник к вам пришла.

Осенние подарки Всем детям принесла.

Что вы, гости, здесь сидите?

Аль гулять вы не хотите?

Засиделись, чай, с утра.

Уж на улицу пора!

Все дети выстраиваются за Осенью и ведут  хоровод.

Р. Н. песня  «Как по улице ребятушки идут»

1-я Сценка:

Выносят лавку, покрытую половиком.  На нее ложится мальчик.  На полу рядом с ним ложка.  А девочка, с накрытым на плечи платком, прохаживается по залу.

Ведущий: Встала Ульяна не поздно, не рано…

Все с работы идут. И она тут как тут!        

Девочка: Тит, вставай!  Иди  молотить!

Тит: Брюхо болит!

Девочка: Тит, иди кашу есть!

Тит: Бегу, бегу! Без меня не начинать!  Где моя большая ложка?

Девочка: Пироги у нас сегодня! Пироги! (держит в руках тарелочку с пирогом)

Тит берет пирог, пробует, топает!

Тит: Приглашала на пироги, а получились лепешки! Жестки, как доски!

Стряпаешь с утра до вечера, а есть нечего!

Девочка: поедем лучше в город, там нынче Ярмарка!   Поедем, поедим,  На людей поглядим.

Тит: Согласен!  Давай и людей с собой возьмем.

Поедете с нами? Согласны?

Дети: Даааа!

Ульяна:  За дело – не мы.  (прихорашивается).  За работу – не мы! А как петь и плясать,

- лучше нас не сыскать!

Хоровод «Ярмарка»

Дети хороводом проходят по залу и садятся на свои стульчики.  А несколько мальчиков берут короба, готовятся к выходу.  Двум мальчикам надеть шапки с бубенцами.

Выход скоморохов.

Под музыку выбегают скоморохи.  Обегают зал противоходом, навстречу друг другу.  Останавливаются, «выбрасывают» ножки, и  поднимают поочередно руки. Потом встают в «позу».

Вместе: Мы – веселые потешники,

Известные скоморохи и насмешники!

 1-й скоморох: за медный за пятак,

Покажем эдак (поза) и так! (такая же поза, но в другую сторону)

2-й скоморох: Народ, собирайся!

Ярмарка открывается!

Под музыку выходят коробейники. (3 чел)

1-й коробейник: Эй, народ! И млад и стар!  Подивись на мой товар!

Нитки, бусы, кружева!  Есть тесьма и бахрома!

2 скоморох: Подходите! Подходите! Примеряйте!  Ленты, разные платки!

Время даром не теряйте,  Доставайте кошельки!

3 скоморох: Купите ложки!  Кто не купит,   Тот про кашу пусть забудет.

Вот так ложки хороши!  Кому какую – бери, пляши!

Выходит девочка:

Девочка: Мы возьмем желанные ложки деревянные.

И станцуем мы для вас

Пляску русскую сейчас!

Эй, ребята! Не зевайте! Ложки быстро разбирайте!

Поиграем, постучим,  И гостей повеселим.

Оркестр,  ложки.   Песня «Летели две птички»

Появляются ребята с корзинкой и коробом.

Коробейники:  (поочередно)

-У дядюшки Якова  Товара хватит всякого.

Тары-бары, растабары!  Продаем товары!

- Булавки, иголки, стальные приколки!

За один пучок плати пятачок!

- Вот орешки, Вкусные, на меду,

Налетай, не то уйду!

-Сами мы рязанские, Сельди – астраханские.

Давай покупай, Выбирай, забирай.  Уходят. 

2-я Сценка. Выходят девочка и мальчик.

Девочка: Ты, Назар, ты, Назар,  Поди-ка на базар.

Купи мне платок,  Ни долог, ни короток –

Ни в лес ходить,  Ни зайцев ловить.

Мальчик (Назар) подходит к коробейнику, берет платок.

Назар: Такой красивый платок  всегда пригодится. (отдает его девочке)

Ведущий:  А вы, ребятишки,  Девчонки и мальчишки,

Что хотите купить?

Овощи, фрукты?

А ну-ка, отгадайте загадки!

- Разве в огороде пусто, если там растет…  (капуста)?

- Под кустом копнешь немножко, выглянет на свет…     (картошка).

- За ботву, как за веревку, можно вытащить…      (морковку).

- Рядом с ней ее подружка, с белым хвостиком …    (петрушка).

- Завалился на бочок лежебока…          (кабачок)

- Отыскался,  наконец,  и зеленый …        (огурец).

- Почему же до сих пор не краснеет  …     (помидор).

- Удивительное солнце. В этом солнце 100 оконцев.

Из оконцев всех глядят сотни маленьких галчат.                (Подсолнух)

Ведущий: Правильно. Подсолнух! - славный гость,

Подставляй скорее горсть!

Семечки-семечки, не жалейте времечка!

Песня «Семечки»

Выходят мальчик и девочка.

Девочка: Разойдись народ!  Меня пляска берет! (каждая фраза – меняя позу, с выкриком)

Пойду, попляшу! Себя людям покажу!

Мальчик:  Посмотри, честной народ!  Не пыли дорожка.

Добры молодцы идут поплясать немножко.

Встают девочки напротив мальчиков.

Мальчики: Что-то пляска не видна!  (выставив ногу вперед и откинувшись назад)

Девочки: Нет! Не правда! Вот она! (наклонясь, грозят пальцем влево-вправо)

 Мальчики: Плясуны не хороши? (сделав шаг вперед)

Девочки: иди один, да попляши.  (отвернуться)

Мальчики: Мы присядем. Руки вбок! (вприсядку, потом поза – рука за голову, ногу выставить на пятку)

Девочки:  А мы – ножку на носок!

Мальчики: Топотушками пойдем!

Девочки:  Мы уж лучше отдохнем! (опять отворачиваются спиной)

Мальчики: (выпад вперед)  Не хотите, - не пляшите!  (взмах рукой)

Девочки:  Мы уж завтра отдохнем.

Мальчики: Мы просили вас сто раз!

Девочки: Ладно уж, пойдем сейчас!

Пляска парная «Кадриль»

Ведущий:  А на базар еще идут покупатели

3-я Сценка   Выходят мальчик.

Ай, тари, тари, тари,

Куплю Маше янтари.

Останутся деньги – Куплю еще серьги.

Останутся пятаки – Куплю Маше башмаки.

Останутся  полушки – Куплю Маше подушки!

Останутся грошики – Куплю еще Матрешки!

Танец Матрешек

Девочка выходит.

Девочка: Мастерицы – хохотушки, выходите петь частушки!

Частушки «Деревенские». ( на мотив «Ярославские ребята»).

  1. Мальчики: .Девочки – беляночки,  где вы набелилися?

Девицы (все). Мы вчера коров доили, молоком  умылися.

  1. Мальчики:  Это что здесь за деревня?

Что за девки здесь живут?

Говорят, они хромые,  Как медведицы поют.

3. Девицы: Мы свою деревню знаем,  Но не скажем, где живём.

Мы не ходим, а летаем, Как соловушки поём.

  1. Молодцы: Хорошо поют девчата, Ни минуты не молчат.

А коровы в той деревне Все не доены мычат.

5.Девочки: До чего коровы любят,  Как хозяюшки поют.

И под песенку коровы Сливки с маслицем дают.

Девочка: Ой, вы молодцы честные, Хватит сплетни распускать!

В хоровод вас приглашаем,  Выходите танцевать!

Заводят хоровод «На горе-то калина»  

Ведущий: А какая ярмарка без игр, развлечений? Поиграем?

Игра хоровод «Зубари»

Дети встают парами, держа руки как воротца. Одна пара стоит в центре – начинают игру они.  –

Идут к какой-то понравившейся им паре, подныривают под воротца, и встают вместо них. А та пара, под чьи воротца подныривали, становится водящей. И так - 4 раза. Та пара, на которой сменилась музыка, - танцует. Потом опять начинается игра – идут подныривать под воротца.

Ведущий: Ну, что, ребята, никого не позабыли?

Всем гостинцев накупили?

 Ну, что ж, гости дорогие, пришло время нам с вами проститься,

А вам, в путь пуститься.

Вот и ярмарке конец, а кто слушал – молодец!