Клуб «Мүшэхэн»

Дашидондокова Елена Александровна

В рамках реализации программы развития школы по направлениям образовательной инициативы «Наша новая школа» в  2011-2012 учебном году в нашей школе был создан проект центр НИОКР (научно-исследовательская, опытно-конструкторская работа).  НИОКР представляет детско-взрослые сообщества по различным направлениям деятельности. В 2012 году  в ходе  названного проекта для совершенствования знаний в области искусства и культуры, развития интеллекта, творческого потенциала, приобретения умений и навыков научно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности учащихся мною было организовано  культурно-образовательное сообщество – Клуб «Мүшэхэн».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа культурно - образовательного

сообщества  Клуб «Мүшэхэн»  

Пояснительная записка

 В современной ситуации возрождения и развития культурных традиций актуальной стала идея народности воспитания, обновления содержания образования общечеловеческим и регионально этническим компонентом. Изучение вопросов истории, культуры Бурятии имеет в настоящее время огромное значение в условиях формирования нового менталитета, возрождения общечеловеческих ценностей, сохранения и развития этнических культур.

Государственная политика в области образования основана на сочетании общемировых, российских и национально-региональных целях воспитания и обучения. Они определены в приобщении школьников к национальным традициям, культуре, овладении ими языком, развитии личности на основе знания прошлого своего народа. Изучение традиционной культуры бурят позволяет учащимся осознать себя в контексте поликультурности, национального менталитета  как полноценного участника современного культурно-исторического процесса, а также способствует повышению общего образовательного уровня учащихся, расширению их кругозора.  Обращение к культуре помогает воссоздавать живые и наглядные картины прошлого, что особенно важно в школьном обучении. Изучение культуры бурятского народа  имеет огромное воспитательное значение для формирования у подрастающего поколения толерантности, уважения к достижениям наших предков.

Цель – формирование  у учащихся исторического сознания, уважения и интереса к национальной культуре – культуре многогранной, богатой традициями и обычаями.

Метод – проектная деятельность.

Этапы проекта

1. Предоставление темы проекта, определение ее. Первичное формирование групп.

2. Выбор проблемы (что мы хотим узнать?).  Проведение  круглого стола.

3. Формулировка  тем (на этом этапе дети определяют все  темы, которые войдут в план решения проблемы). Индивидуальные консультации.

4. Планирование работы (определяются пути поиска необходимой информации.)

5. Осуществление проекта.

6. Представление проекта   (презентации, обряд)

7. Оценка проекта  (самооценка проекта, как оценили работу посторонние люди)

Задачи  проекта:

-расширение  и углубление  знаний учащихся по истории и культуре бурятского народа;

-ознакомление  учащихся с бытом бурятского народа с его фольклорным богатством;

-формирование  у детей исторического сознания, уважения и интереса к национальной культуре – культуре многогранной, богатой традициями и обычаями;

-развитие творческих,  исследовательских навыков и умений детей, способствующих воспитанию гармонически развитой личности;

-воспитание  чувства национального самосознания и гордости, любви к своей малой родине, осознании, понимании и восприятии детьми взаимосвязи истории языка, культуры, единства материального и духовного мира.

-формирование коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости.

Принципы:

-добровольности и активности  (прием в члены Клуба «Мүшэхэн»    осуществляется по добровольному волеизъявлению);

-принцип ответственности  (члены  Клуба «Мүшэхэн»   несут ответственность за выполнение закрепленных за ними прав и обязанностей);

-принцип психологической комфортности (создание доброжелательной  атмосферы);

-принцип творчества (учащиеся постоянно задействованы в  творческом процессе);

-принцип доступности (учебный материал соответствует возрастным и индивидуальным особенностям учащихся)

УУД, формируемые в процессе работы клуба  

Личностные – осмысление собственной деятельности, самооценка; установление учащимися результатов свой деятельности, построение образа «Я», формирование основ гражданской идентичности, построение системы нравственных ценностей.

Познавательные – выдвижение  предположения, установление причинно-следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы, самостоятельный поиск и  структурирование информации, выделение главного, проведение собственного эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Регулятивные – осмысление задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности, построение устного сообщения, выбор различных средств наглядности, показ театрализованного представления

Коммуникативные взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск решения, умение слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии.

Методы и приемы: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, ролевая игра.

Члены сообщества – учащиеся 5 -8  классов,  учителя, родители

Роли участников проектной деятельности

Учитель:

-организует  наблюдение за учениками,

-дает задание для самостоятельного, нового обобщения на основе собственных наблюдений;

-предлагает учащимся   жизненные ситуации для анализа.

Ученик:  

-самостоятельно  формулирует проблемы

-выбирает, принимает решение,

-выстраивает систему взаимоотношений с людьми,

-оценивает результаты.

Родители:  

-консультируют учащихся при подготовке заданий,

-мотивируют на достижение успеха,

-наблюдают за деятельностью учащихся на занятии.

  Целевая  аудитория

Согласно  положению  о данном объединении, членами сообщества могут быть разные люди: любой обучающийся в МАОУ СОШ № 49,  разделяющий её программные принципы и выполняющий его Положение, их родители, педагоги.  

План курса на один учебный год

  1. Вводное занятие.
  2. Выбор темы группой.
  3. Этапы работы  над проектом:

- поисковый (работа с информационными источниками),  

- аналитический (отбор информации, определение идеи),

- практический (непосредственная подготовка проекта),

- презентационный (представление на заседании Клуба),

- контрольный (анализ проекта педагогами, родителями  и гостями).

4. Рефлексия.

Организация работы клуба

1. Работа клуба рассчитана на 5 лет.

2. Периодичность – еженедельно.  

3. Участники – ученики  5-7  классов.

4.Форма – лекции, беседы, ролевые игры.

5. Группа 25-30  человек.

 Проект доводится  до успешного завершения, формируя у ребенка осознание сопричастности к родной  культуре, чувство патриотизма и любви к родине. После завершения работы над проектом дети  рассказывают о своей деятельности, показывают, что у них получилось. В разработке и реализации проектов большая роль отводится родителям. Родители и учителя исполняют роль экспертов, оформителей, консультантов, спонсоров. Для родительской аудитории организуются  лектории и собрания.

Учебно-тематический план, рассчитанный на один учебный год

темы

теория

практика

итого

1.

Введение

1

1

2.

Традиционный бурятский обрядовый этикет

  • Приветствие
  • Знакомство
  • Пять  цветов  хадака
  • Встреча с интересными людьми

1

1

1

2

1

1

3

3

2

2

3

3.

Древние игры бурят

  • Игра в лодыжки  (шагай наадан)
  • Гнать рукавицы   (бээлэйтуу)

пословицы, поговорки

благопожелания

1

1

2

4

3

5

4.

Песенное состязание

1

5

6

5.

Ёхор – танец, объединяющий сердца

2

6

8

6.

Итоговое занятие

1

1

ИТОГО

34 часа


Предварительный просмотр: