Эксперименты

Толстоногова Наталья Анатольевна

Эксперименты

Скачать:


Предварительный просмотр:

"ЧУДЕСА ИЛИ НАУКА. СНЕГ и ЛЁД"

ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ

ДЛЯ ДЕТЕЙ

младшего дошкольного возраста

(картотека)

C:\Users\OEM\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20220125_104615.jpg

Воспитатель:

Толстоногова Н.А.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Цель: 

1.  Помочь детям лучше узнать окружающий мир.

2. Создать  благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего  мира.

3. Развивать  мелкую моторику и тактильную чувствительность, учить прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

4.  Научить детей исследовать жидкие и твёрдые тела (вода, снег, лёд) в разных  состояниях.

5. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства различных тел (вода, предметы и т.д).

6.  Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.


Задачи:
Образовательные: расширить знания детей о зиме, льде, снеге через экспериментальную деятельность. В экспериментальной деятельности подвести детей к тому, что снег и лёд тают и превращается в жидкость.
Развивающие: учить наблюдать, находить причинно-следственные связи.
Воспитательные: формировать бережное отношение к природе. Учить видеть красоту неживой природы.

Ход занятия:

Воспитатель:  Ребята, отгадайте загадку:
«Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь…» 
(снег)

«Было гладкое, прозрачное стекло.

А под солнышком под ярким потекло…» (лёд)
Воспитатель: Ребята, знаете ли вы, что такое снег? (Ответы детей)


Снег – это замерзшие капельки воды, и превратившиеся в маленькие кристаллики льда. Когда вода замерзает, она принимает форму шестиугольника, поэтому у снежинки может быть только шесть лучиков.

Снег скрипит только в мороз. Чем крепче мороз, тем снег сильнее скрипит. Чем теплее, тем меньше скрип снега.

А что такое лёд?

Лёд- это вода в твердом состоянии. Мы часто встречаем его в повседневной жизни: в холодное время лёд сковывает реки и лужи, появляется в виде ледяных узоров на окнах, сосульках на крышах. Мы можем приготовить его в любое время в холодильнике.

Всем детям, несомненно, нравится лед, который зимой дарит столько радости!
Мы проведем несколько экспериментов и узнаем, что же такое снег и лёд.

Опыт № 1. «Свойства снега и льда».

Цель: Определить свойства снега и льда.

Ход: Взять горсть снега и высыпать её. Как можно назвать это свойство снега? Случайно, желательно на твёрдую поверхность уронить льдинку или постучать по ней. Что произошло? Снег- рассыпался,  а лёд раскололся.

Вывод: Снег- сыпучий, рыхлый. Лёд- хрупкий.

Опыт № 2. «Определение цвета».

Цель: Уточнить представления о снеге и льде.

Ход: Приготовить две ёмкости. В один- положить снег, в другой лёд. Выяснить какого цвета снег? Лёд?

Вывод: Снег- белый, лёд прозрачный.

Опыт № 3. «Какие свойства?»

Цель: Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.

Ход: Рассматриваем воду, снег и лёд. Чем схожи и чем отличаются: сравнить, что тяжелее (вода или лёд, вода или снег, снег или лёд); что произойдёт, если их соединить (снег и лёд растают); сравнить, как изменяются в соединении свойства: воды и льда (вода остаётся прозрачной, становится холоднее, её объём увеличивается, так как лёд тает), воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, её объем увеличивается, снег изменяет цвет), снега и льда (не взаимодействуют)

C:\Users\OEM\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20220125_103300.jpg

Опыт № 4. «Таяние снега».

Цель: Подвести к пониманию, что снег тает от любого источника тепла.

Ход: Наблюдать за таянием снега на тёплой руке, варежке, на батарее, на грелке и т.д. Со временем снег тает и превращается в воду.

Вывод: Снег тает от источника тепла и превращается в воду.

Опыт № 5. «Снег и лёд в воде».

Цель: Определить плотность снега и льда.

Ход: Положить в одну ёмкость с водой снег, а в другую- лёд. Они плавают на поверхности воды.

Вывод: Снег и лёд не тонут, они легче воды.

C:\Users\OEM\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20220125_102207.jpg

Опыт № 6. «Таяние льда в воде».

Цель: Показать взаимосвязь количества и качества от размера.

Ход: Поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины».  Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте гипотезы.

Вывод: Чем больше льдина - тем медленнее она тает, и наоборот.

Опыт № 7. «Тающий лёд». 

Оборудование:  Кубики льда, поднос.

Воспитатель предлагает отгадать, где быстрее растает лёд Детям предлагается рассмотреть льдинку. Какой лёд? Как сделана такая льдинка?

Прозрачность льда, лёд скользит, гладкий. Игрушки заморожены и их видно сквозь лёд.

Вывод: Предметы видны через лёд потому, что он прозрачен.

C:\Users\OEM\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20220125_103412.jpg

Опыт № 8. «Снег- не еда».

Цель: Подвести детей к обобщению «загрязнённость снега ».

Ход: Приготовить две ёмкости, набрать с детьми снег с участка и снег с прилегающей территории. После того, как он растает, продемонстрировать  содержимое двух ёмкостей- вода на участке более прозрачная, но содержит осадок в виде снега и загрязнений. Вода с территории более грязная и мутная. Обсудить.

Вывод: Не следует использовать снег в пищу.

C:\Users\OEM\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20220125_104736.jpg

Опыт № 9. «Волшебная ниточка».

Оборудование: Кусочки льда, нитка.

Даём подтаять двум кубикам льда, прокладываем  между ними ниточку. Льдинки держатся на примёрзшей  ниточке.

Вывод:  К мокрому льду  предметы примерзают.

C:\Users\OEM\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20220125_104158.jpg

C:\Users\OEM\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20220125_104606.jpg

Опыт № 10. «Почему снег мягкий?».

Оборудование: Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.

Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.

Вывод: Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.

Обратите внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит. Прочтите детям стихотворение К. Бальмонта «Снежинка».

 Опыт № 11. «Почему снег греет?». 

 Оборудование: Лопатки, две бутылки с тёплой водой.

 Предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом). Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло) .

 Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок.

Вывод: В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.

Обратите внимание детей, как легко дышится в морозный день. Попросите детей высказаться, почему? Это потому, что падающий снег забирает из воздуха мельчайшие частички пыли, которая есть и зимой. И воздух становится чистым, свежим.

Опыт № 12. «Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду».

Налить воду в стакан. Что мы знаем о воде? Вода какая? (Жидкая, прозрачная, без цвета, запаха и вкуса). Теперь перельём воду в формочки и поставим в холодильник. Что стало с водой? (Она замёрзла, превратилась в лёд). Почему? (В холодильнике очень холодно). Оставим формочки со льдом на некоторое время в тёплом месте. Что станет со льдом? Почему? (В комнате тепло). Вода превращается в лёд, а лёд в воду.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Когда вода превращается в лёд? (Тогда, когда очень холодно). Когда лёд превращается в воду? (Когда очень тепло).


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ОПЫТЫ С ВОДОЙ

Воспитатель:Толстоногова Н.А.

«Узнаем, какая вода?»

1.Прозрачность воды

Цель: формирование начальных представлений о свойствах воды; умения экспериментировать с веществами (водой) Материалы: 3 стакана (1 с прозрачной жидкостью, 2 подкрашенный гуашью, 3 с молоком); камни среднего размера, фартуки.Ход опыта: По предложению воспитателя один ребѐнок опускает камень в стакан с прозрачной водой; другой в окрашенную жидкость; третий в молоко. Рассматривают. Отвечают на вопросы. Совместно с воспитателем сравнивают.Подведение детей к пониманию свойства воды-прозрачная

«Узнаем, какая вода?»

2. Запах воды

Цель: формирование начальных представлений о свойствах воды; умения экспериментировать с веществами (водой)Материалы: 2 стакана с водой, лимон, фартуки.Ход опыта:По предложению воспитателя дети нюхают воду в первом стакане, затем для сравнения предлагаем понюхать воду во втором стакане, куда предварительно (или в данный момент) был добавленсок выжатого лимона.Совместно с воспитателем дети сравнивают запахи. Отвечают на вопросы.Подведение детей к пониманию свойства воды –без запаха.

«Узнаем, какая вода?»

3. Вкус воды

Цель: формирование начальных представлений о свойствах воды; умения экспериментировать с веществами (водой); сравнивать.Материалы: вода, 3 стакана, соль, сахар, ложка, фартуки.Ход опыта: По предложению воспитателя дети пробуют в первом стакане простую кипяченую воду, затем для сравнения во второй стакан с жидкостью добавляется соль, соответственно в третий стакан сахар ( по возможности привлечение детей к выполнению данных действий), ложкой тщательно размешивается. Дети пробуют, сравнивают, отвечают на вопросы.Подведение детей к пониманию свойства воды –без запаха

«Узнаем, какая вода?»

4. (Окрашивание воды)

Цель:формирование начальных представлений о свойствах воды; умения экспериментировать с веществами (водой).Материалы: Прозрачные белые пластиковые бутылки (ѐмкостью 0,33 л) (4 шт.) наполовину наполненные водой, крышки для каждой бутылки (на дно каждой бутылки нанесено немного гуаши 4-х основных цветов); поднос; салфетка, фартуки по количеству детей.Ход опыта:Совместно с воспитателем дети рассматривают жидкость в каждой бутылке, затем воспитатель, взяв одну из бутылок, закручивает на ней крышку, и привлекая внимание детей встряхивает еѐ. Вода окрашивается в цвет, нанесѐнной на крышке краски. По предложению воспитателя дети включаются в окрашивание воды, встряхивая свои бутылки. Отвечают на вопрос: в какой цвет окрасилась вода.Подведение детей к пониманию того, что вода окрашивается в любой цвет, если в неѐ добавить краску.

«Водяная мельница».

Оборудование: Игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с кодой, тряпка, фартуки по числу детей.

Дед Знай проводит с детьми беседу о том, для чего человеку вода. В ходе беседы дети вспоминают её свойства. Может ли вода заставить работать другие предметы? После ответов детей дед Знай показывает им водяную мельницу. Что это? Как заставить мельницу работать? Дети надевают фартуки и закатывают рукава; берут кувшин с водой в правую руку, а левой поддерживают его около носика и льют воду на лопасти мельницы, направляя струю воды на центр лопасти. Что видим? Почему мельница движется? Что её приводит в движение? Вода приводит в движение мельницу.

 • Дети играют с мельницей. 

 Отмечается, что, если маленькой струйкой лить воду, мельница работает медленно, а если лить большой струёй, то мельница работает быстрее.

Переливание воды

Цель: формирование начальных представлений о свойствах воды; умения экспериментировать с веществами (водой), упражняя в переливании воды из бутылки в стакан и обратно в бутылку с помощью воронки.Материалы: прозрачные белые пластиковые бутылки (ѐмкостью 0,33 л) (4 шт.), наполовину наполненные водой; 8 высоких узких прозр. пластик. стаканов, прозрачная миска и широкая чашка (по 4 шт.); воронка (4 шт.); поднос; клеѐнка, фартуки по количеству детей.Ход опыта:По предложению воспитателя дети переливают воду поочередно в разные ѐмкости: стаканы, миски, широкие чашки. Воспитатель напоминает об аккуратности в процессе перелива.Подводит детей к пониманию того, что вода течѐт, переливается из одного сосуда в другой, принимая его форму. Вопросы к детям: Что ты сделал? Во что перелил воду? Вода льѐтся?

«Разноцветная вода»

 «Вода –наша помощница»

1.Игровая ситуация «Девочка чумазая»

Цель: развитие у детей любознательности, познавательной мотивации; формирование начальных представлений о свойствах воды.Материалы: кукла, кувшин с водой, салфетка, таз.Создание проблемной ситуации: внесение куклы с грязными руками. Обыгрывание ситуации (наблюдение детей за мытьѐм рук куклы из кувшина с водой над тазом, вытирание). Наводящие вопросы к детям, выслушивание ответов детей, поощрение, подсказывание нужных слов, затем совместное обобщение сказанного.Подведение детей к пониманию свойства воды: вода смывает грязь.

2. «Без воды нам никуда»

Цель: формирование познавательных действий во время экспериментирования с веществами (водой); умения устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.Материалы:стол-поддондля экспериментирования с песком и водой; песочные наборы для каждого ребѐнка, кувшин с водой, салфетки, фартуки.Ход опыта:По предложению воспитателя дети делают поделки в формочках из мокрого песка, помогая себе руками («Испечѐм пирожки»); воспитатель обращает внимание детей на их руки. Вопросы к детям: Что же нужно сделать, чтобы руки стали чистыми? Может быть отряхнуть или подуть на них? Стали руки чище? Как очистить руки от песка? Выслушивание ответов.Мытьѐ рук из кувшина, вытирание салфеткамиОбобщение сделанного, подведение к пониманию свойства воды: смывает грязь, делая предметы чище.

3.Вода может литься, а может разбрызгиваться»

Цель: формирование начальных представлений о свойствах воды; умения экспериментировать с веществами (водой).Материалы: лейка, комнатные растения, пульверизаторОрганизация наблюдения детей за поливом комнатных растений. Вопросы к детям: Что происходит с водой, когда я лейку наклоняю? Откуда она льѐтся? Выслушивание ответов. Знакомство со специальным устройством для разбрызгивания –пульверизатором. Объяснение, что он нужен для того, чтобы брызгать на цветы в жаркую погоду. Брызгаем и освежаем листочки, им легче дышится. Цветы принимают душ. Предложить понаблюдать за процессом разбрызгивания. Обращение внимания детей, что капельки очень похожи на пыль, потому что они очень маленькие. Предложение подставить ладошки, побрызгать на них. Вопросы: Ладошки стали какими? (Мокрыми.) Почему? (На них брызгали водой.)  Подведение детей к пониманию, что вода может литься, а может разбрызгиваться.

«Соберѐм водичку»

Цель: формирование начальных представлений о свойствах воды и других материалов; познавательных действий во время экспериментирования с веществами (водой)Материалы: таз, стакан с водой, широкая чашка,разноцветные поролоновые губки, фартуки по количеству детей, салфетки, клеѐнка.Ход экспер-та: Каждому ребѐнку раздается губка, активизация в речи названия цвета губки; показ воспитателем действий по сбору воды, вылитой на стол (небольшое количество) , покрытый клеѐнкой из стакана; выжимание еѐ из губки в широкую чашку; вовлечение детей в выполнение действий по образцу.  Подведение к пониманию свойства воды –принимает форму предмета, сосуда; свойств материалов –поролоновой губки –впитывает жидкость, помогая собрать воду.

«Кораблики»

Свойство предметов -плавучесть

Цель: развитие у детей любознательности, познавательной мотивации;формирование начальных представлений о свойствах воды и других материалов; познавательных действий во время экспериментирования с веществами (водой)Материалы: таз с водой, бумажные кораблики, кораблики из скорлупы грецкого ореха и коробочек, фартуки по количеству детей.Ход экспери-та:По предложению воспитателя дети опускают (поочерѐдно) на воду бумажные кораблики, кораблики изскорлупы и коробочек, наблюдая за ними. Вопросы к каждому ребѐнку, комментирование результата. Обыгрывание ситуации, предложив детям сделать «ветер» и «волны» (имитация ветерка). Наблюдение за движением предметов по воде.Подведение детей к пониманию свойств плавающих предметов.

«Тонет -плавает»

Цель:формирование умения экспериментировать с материалами и веществами (водой); упражнение детей в вылавливании предметов с помощью сачков из водыМатериалы: таз с водой; сачки; мелкие предметы из разного материала (ложки деревянная и металлическая , пластмассовый и деревянный шары, мелкие резиновые мячи); резиновые игрушки (в одной вырезано дно для сравнения, какя из игрушек тонет и почему); бумажный кораблик; небольшие камешки; поднос; салфетки; фартуки.-Загадывание загадки о воде (см. картотеку худ. произведения о воде). Активизация детей на экспериментирование с водой и др. материалами. По предложению воспитателя дети берут в руки предметы, называя их, и аккуратно опускают в воду. Вопросы к каждому ребѐнку, комментирование воспитателем результата (Что ты взял? Какого цвета шарик? Шарик утонул или плавает? –Это деревянный шарик, он не тонет, плавает на поверхности воды. Аналогичное опускание в воду остальных предметов, наблюдение. По окончании эксперимента предложение детям выловить предметы из воды с помощью сачка.-Активизация с помощью воспитателя вывода: какой предмет плавает, а какой тонет.

« Пар –это тоже вода»

Цель: развитие у детей любознательности, познавательной мотивации; формирование начальных представлений о свойствах воды.Материалы: термос с кипятком; зеркальце.-Привлечение внимания детей к наблюдению за паром, поднимающимся из открытого термоса, знакомство со свойством воды -пар. Напоминание правил безопасности в процессе работы с кипятком.Активизация познавательного интереса детей: поместив над паром зеркальце, показать появившиеся на нѐм капельки воды.

«Заморозим воду»

1.«Знакомство со свойствами льда»

Цель: формирование умения экспериментировать с материалами и веществами(водой); упражнение в переливании воды ложкой.Материалы:ложки, пиалы с водой окрашенной в 4 основных цвета, формочки для игр с песком, поднос, салфетки, фартуки, клеѐнка.-Показ и объяснение воспитателем способа выполнения работы -переливания ложкой окрашенной воды изпиалы в формочку для игр в песок. Предложение детям выполнить задание самостоятельно в конце формочки переносятся и устанавливаются на поднос. Затем поднос ставится в морозильную камеру. На следующий день, перед прогулкой, поднос с формочками вносится в группу, организуется наблюдение детей за тем, что произошло с водой (вода замѐрзла, превратилась в лѐд, потому что в холодильнике очень холодно). Затем воспитатель с детьми достают лѐд из формочек, выносят его на улицу и украшают им снег на участке во времяпрогулки.-Подведение детей к пониманию свойства воды –вода может замерзать в лѐд, лѐд –это твѐрдая вода.

«Лѐд»

Цель:формирование  умения  экспериментировать  со  льдом; называть свойства льда: скользкий, мокрый, холодный.Материалы:формочки со льдом (неокрашенные и окрашенные), таз с водой, сачки, поднос, фартуки, клеѐнка.-По  предложению  воспитателя  дети  берут  в  руки  лѐд, рассматривают  его,  делятся  своими  впечатлениями.  Вопросы воспитателя индивидуально к каждому ребѐнку: Льдинки скользкие? Льдинки  хотят  выскользнуть  из  рук?  Какой  лѐд:  тѐплый  или холодный?Затем  дети  вместе  с  воспитателем  кладут  лѐд  в  таз  с  водой (напоминание об аккуратности во время опускания льда в воду, для того чтобы руки не намочить). Обращение внимания детей на их руки: мокрые. Почему? Руки в воду не окунали? Почему же ваши руки мокрые?-Подведение детей к пониманию того, что лѐд от тепла тает, а руки тѐплые (предложение вытереть руки салфетками)-Организация наблюдения детей за льдомв воде: плавает, не тонет.-Подведение детей к пониманию, что лѐд легче воды.Предложение воспитателя выловить сачком льдинки на поднос, помощь детям в вылавливании. С помощью вопросов активизация речевой активности детей, уточнение много ли льдинок на подносе.В  течение  дня  привлечение  внимания  детей  к  процессу, происходящему с льдинками, оставленными воспитателем в ванночке (без воды), отмечая изменения (лѐд тает, появляется вода; растаяли все льдинки, в ванночке –вода).-Подведение детей к пониманию , что вода превращается в лѐд, когда очень холодно, в воду, когда очень тепло.

"Снег"

Цель: формирование умения экспериментировать со снегом; представления о зимних природных явлениях; развитие тактильных ощущений; температурных различий (холодный снег)Материалы:ванночка со снегом, игрушка –собака.-В группу вносится ванночка, наполненная снегом. Активизация детей на экспериментирование со снегом: рассматривание, предложение взять в руки, вопросы: Что это? Какого он цвета? Какой снег: холодный или тѐплый? Почему руки у вас стали мокрыми?Подведение детей к пониманию, что снег от тепла тает, а руки тѐплые.-Организация игровой ситуации: вносится игрушка –собака, с помощью которой на снегу в ванночке появляются следы (воспитатель перемещает игрушку по снегу, вдавливая еѐ в снег, чтобы следы были хорошо видны).Напоминание детям о наблюдениях за оставленными (животными, человеком) следами на прогулке; уточнение о размере следов: следы могут быть большие от больших ног и маленькие от маленьких. Активизация игровых действий детей под звучащее слово (пальчиковая игра: «Большие ноги шли по дороге»).-В конце экспериментирования со снегом обращение внимания детей на то, что снег в ванночке почти растаял, его стало меньше, но появилась вода –грязная вода.-Подведение детей к пониманию элементарных представлений о снеге.