кружковая деятельность

Толстоногова Наталья Анатольевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №47 «Ёлочка»

Программа кружка  по развитию воображения у детей с помощью нетрадиционной

техники рисования в  средней группе

"Волшебная палитра"

Возраст детей с 4 до 5 лет

Воспитатель : Толстоногова Н.А

2023-2024гг

кружок  по развитию воображения у детей с помощью нетрадиционной техники рисования в  средней группе

                                                  "Волшебная палитра"        

Возраст детей с 4 до 5 лет

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В.А.Сухомлинский

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со стороны взрослых.

Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации.

Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.

Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие способности ребенка.

Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.

Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования. Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации); в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и др.).

Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а так же развить детскую самостоятельность, мышление и зрительный генезис.

Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально - положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует эффективному развитию детского творчества.

Цель данного кружка   развитие творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

 Задачи:

  • Развивать детское творчество и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности;
  • Учить детей самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения;
  • Знакомить детей с художественными качествами и образной выразительностью цвета;
  • Воспитывать эмоционально-личностное отношение к изображаемому;
  • Учить детей технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования;
  • Воспитывать у детей эстетическое отношение к родной природе посредством умения понимать и создавать художественные образы;
  • Учить детей экспериментировать с красками, получая новые цвета и оттенки;
  • Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка.
  • Способствовать развитию речи и мелкой мускулатуры рук детей.

Подходы и методы их реализации:

  • Систематические занятия.
  • Игры, игровые приемы.
  • Организация и оформление выставок детских работ.
  • Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой кружка, и по каким направлениям ведется работа.

Организация занятий кружка:

Основной формой организации образовательного процесса является кружковая деятельность. В отличие от фронтальных занятий, ограниченных программным содержанием и временем, на которых иногда трудно осуществлять индивидуальный подход, отмечать творческие проявления дошкольников, кружковые занятия можно построить так, чтобы было интересно и детям, и педагогу.

Одно занятие в неделю ( 20 минут.)

Методы работы:

- индивидуально-дифференцированный;

- групповой;

- практический;

- наглядный;

- интеграция образовательных областей.

Формы работы с детьми:

- игра сюжетная и театрализованная;

- разговор;

- рассматривание готовых работ;

- рисование под руководством воспитателя;

- самостоятельная деятельность.

Рабочие материалы:

- краски гуашь; стаканчики для воды; поролоновые тампоны; салфетки влажные;

трафареты; штампы; трубочки для коктейля; восковые свети, мелки; ватные палочки; альбомные листы.

Форма подведения итогов:

- выставка детских работ;

- фотоальбом детских рисунков.

- презентация- отчёт по работе кружка



Ожидаемый результат работы кружка:

  • Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.
  • Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
  • Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
  • Организация выставок детских работ для родителей.
  • Тематические выставки в ДОУ.
  • Участие в выставках и конкурсах в течение года.

Программа построена на основе принципа непрерывности и постепенного усложнения содержания учебного материала. Рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой


Октябрь

N п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

Диагностика

Свободное экспериментирование с материалами

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

2

Виноград 

Печать пробкой

Познакомить с новым способом рисования ягод. Учить детей передавать форму грозди винограда, формировать умение самостоятельно выбирать цвет ягод (светло-зеленый или фиолетовый). Развивать чувство композиции.

3

Осенний букет

Набрызг по трафарету

Познакомить с приемом набрызга и техникой печати по трафарету. Воспитать у ребенка художественный вкус

4

Осеннее дерево

Печать листьями

Познакомить с новым видом изобразительной техники – печать листочками. Развивать чувства композиции, цветовосприятия.

5

Рябинка

Рисование пальчиками

Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции.



НОЯБРЬ

N п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

Ягоды и фрукты

Рисование пальчиками, карандашом

Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

2

Мои любимые рыбки

Рисование ладошками

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа.(рыбки)Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

3

Ежики на опушке.

Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой

Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью».  Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

4

Зайчик

Рисование песком

Учить детей умению пользоваться техникой «рисование на световом столе».  Учить дополнять изображение подходящими деталями. Развивать чувство композиции.


ДЕКАБРЬ


N п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

Зимний лес

Печать по трафарету, рисование пальчиками

Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

2

Снежинка

Набрызг губкой по трафарету

Развивать у детей навык тампонирования губкой по трафарету, продолжать знакомство с техникой набрызга; развивать чуткость к восприятию красоты зимних явлений.

3-4

Ёлочка пушистая, нарядная

Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.



ЯНВАРЬ

N п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

Кто живет в зимнем лесу

Трафарет, «тычок» жесткой кисти

Продолжать учить детей изображать животных, используя нетрадиционные техники рисования; продолжать обучать детей самостоятельно выбирать технику рисования.

2

Снежок

 

Рисование свечой, акварель

Познакомить с техникой рисования свечой, тонировать фон. Воспитать у ребенка художественный вкус.

3

Снеговичок

 

Рисование манкой 

Познакомить детей с новой техникой рисования. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции.

Воспитать у ребенка художественный вкус.



ФЕВРАЛЬ

N п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

Зимнее дерево

Рисование мятой бумагой

Учить новой техники рисования мятой бумагой или полиэтиленовый кульком, обмакивая в краску и делать отпечаток на бумаге.

2

Тюльпаны

Рисование вилкой

Познакомить с новой техникой изображения цветов. Вызвать интерес

3

Самолёт 

Рисование пальчиками

Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

4

Плюшевый медвежонок

Поролон (2шт.), тонкая кисть, гуашь

Помочь детям освоить новый способ изображения - рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Воспитать у ребенка художественный вкус.



Март

N п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

Мимоза для мамы

Рисование мятой бумагой

Учить рисовать мятой бумагой Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

2

Солнышко

 

Рисование ладошками

Закреплять  технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

3

Животные (петух, слон, олень, медведь)

Рисование пальчиками,

Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской.

Воспитать у ребенка художественный вкус.

4

Подснежники

 

Акварель, восковые мелки

Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.


АПРЕЛЬ

N п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

Неваляшка

 

Рисование на световом столе песком

Учить рисовать песком, закрепить основные правила рисования. Воспитать у ребенка художественный вкус.

2

Космос

Рисование по трафарету солью

Учить передаче образа космического пространства в технике печати по трафарету (звезды в космосе), научить рисовать с помощью соли.

3

Волшебный дождик

Рисование свечой

Закреплять технику рисования свечой Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Учить рисовать тучу с помощью воскового мелка. Воспитать у ребенка художественный вкус.

4

Насекомые (бабочка, гусеница)

Рисование пальчиками, карандашом

Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.



МАЙ

N п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

Черемуха

 

Рисование ватными палочками, пальчиками

Продолжать знакомить детей с техникой рисования тычком. Формировать чувство композиции и ритма. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

2

Салют

Акварель или гуашь, восковые мелки

Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют  с помощью воскового мелка. Воспитать у ребенка художественный вкус.

3

Божья коровка 

Оттиск печатками из картофеля

Упражнять в рисовании с помощью печаток. Закреплять умение дорисовывать точки, усики, лапки. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус

4

Как я люблю одуванчики

Обрывание, восковые мелки,  тычкование.

Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений и техник их изображения - обрывания и тычкования и других; развивать чувство композиции и колорита в процессе использования разных материалов для создания выразительного образа одуванчика в пейзаже. Воспитать у ребенка художественный вкус.





Литература:

1.Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М., 2007.

2.Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

3.Шклярова О. В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11

4. Лыкова А. И. «Цветные ладошки» авторская программа.

5. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.-СПб.: КАРО,2021.

6. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.

7. И.А.Шаляпина « Нетрадиционное рисование с дошкольниками».- М.:ТЦ Сфера 2022.











Предварительный просмотр:

Программа кружка

«Веселая  петелька»

Старший дошкольный возраст.

Программа кружка «Веселая петелька»

Срок реализации : 1 год.

Направленность : Художественно- эстетическая.

Руководитель : Толстоногова Наталья Анатольевна.

Пояснительная записка.

Пояснительная записка:

Художественное вязание крючком, как вид декоративно-прикладного искусства художественно-эстетического направления стало очень популярным и любимейшим занятием многих рукодельниц. Занятие это очень увлекательное и полезное. Научиться этому виду вязания несложно. Клубок ниток и небольшой инструмент – крючок таят в себе неограниченные возможности для творческого самовыражения. Веками отточенное мастерство вязания актуально и по сей день. Владение им дает возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и подчеркнуть собственную индивидуальность.

Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.

У детей формируются навыки обращения с инструментами, которые необходимы для начала школьного обучения.

В процессе занятий вязания крючком формируются все психические процессы, развиваются художественно- творческие способности и положительное восприятие окружающего мира. Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с рукоделием, культурой и эстетическими ценностями своего народа.

Кружок рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.

Цели:

Цели и задачи.

Цели: Создание условий для развития творческих способностей, заложенных в ребенке. Развитие мелкой моторики рук, речевого аппарата в процессе деятельности. Приобщение дошкольников к ручному труду, в частности к вязанию крючком, способствовать воспитанию усидчивости, трудолюбия, аккуратности, хорошего вкуса, развитию пальцев рук.

Задачи:

Обучающие: Обучить детей приемам работы с крючком и пряжей. Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с пряжей и крючком. Познакомить с историей и развитием художественного вязания. Обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами, познакомить с основами цветоведения и материаловедения.

Развивающие:  Развивать творческую активность, мелкую моторику рук, развивать усидчивость, трудолюбие, терпение, потребность доводить начатое до конца. Развивать пространственную ориентацию, глазомер, внимание.  Развивать мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.

Воспитательные: Воспитывать этику общения при совместной деятельности, воспитание художественного вкуса, прививать интерес к народным промыслам, к художественным традициям народов нашей страны. Формировать положительно- эмоциональное восприятие окружающего мира, радость от совместного творчества.

Организационно-методическое обеспечение кружка «Веселая петелька»

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояния здоровья. Уровень овладения навыками и другие возможные факторы. В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику, в ходе занятия, для расслабления мышц. Снятия напряжения – физ.минутка.

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические – рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей. Показ воспитателем способа действия, игровая. Во время занятий организовывается прослушивание народной, классической и другой музыки.

Методы и формы занятий.

Методы: Словесный, наглядный, практический, обьяснительно- иллюстративный, репродуктивный, групповой, индивидуальный.

Формы: Традиционные, комбинированные и практические занятия, рассказ беседа, игры, конкурсы, организация выставок.

Формы проведения итогов реализации программы кружка «Веселая петелька»

- Участие в конкурсах различного уровня;

- Подготовка и проведение выставок детских работ;

-Отбор лучших работ для портфолио.

Календарно-тематический план реализации кружка «Фантазеры»

                                          Сентябрь.

1 неделя

1. «Веселые клубочки».

-вызвать интерес девочек к вязанию;

-познакомить с инструментом вязания - крючком;

-познакомить с различными изделиями из пряжи: игрушки, одежда, предметы быта.

-формировать чувство восхищения к талантам мастеров;

-воспитывать эстетическое восприятие от изделий, сделанных руками людей.

2 неделя

2. «Волшебный крючок».

- познакомить с разнообразием пряжи для вязания, свойствами разных видов пряжи (шерстяная, толстая, тонкая, гладкая, мохнатая, цветная);

- познакомить с инструментом для вязания – крючком (может быть толстым, тонким, деревянным, пластмассовым, железным);

-учить правильно держать крючок в руке, опираясь на таблицу;

- воспитывать уважительное отношение к труду мастеров по рукоделию – вязание крючком.

3 неделя

3. Дидактическая игра:

«Помоги крючку найти свою ниточку».

- продолжать знакомить девочек со свойствами разных видов пряжи (толстая, тонкая, мохнатая), уточнить цвет нити;

-продолжать знакомить с разнообразием видов крючков по толщине (толстый, средний, тонкий);

- продолжать учить правильно держать крючок в руке, рассматривать таблицу, изображающую положение нити и крючка во время вязания;

-познакомить с дидактической игрой «Помоги крючку найти свою ниточку».

- воспитывать интерес к ручному труду. Учить осваивать способы работы с крючком.

4 неделя

4. Дидактическая игра:

«Где чей хвостик? »

- упражнять девочек в умении правильно держать крючок и нить при вязании;

-учить подцеплять нитку крючком;

-учить сравнивать нитки разных видов пряжи (пушистая, тонкая, мягкая, жесткая);

-познакомить с дидактической игрой «Где чей хвостик?»

-приобщать к ручному труду. Знакомить детей с пряжей. Развивать мелкую моторику рук.

Октябрь

1 неделя.

1. «Торт со свечами».

- упражнять девочек в умение правильного положения крючка при вязании, правильно располагать нить на руке;

-подцеплять нить крючком через дырочки от дырокола в предложенных моделях – свечах;

- помочь проявить фантазию, творчество в изготовлении праздничного торта.

- воспитывать уважительное отношение к труду взрослых: кондитерам, пекарям.

2 неделя.

2. «Снежинка».

Учить девочек правилам правильного расположения нити и крючка при вязании, рассматривать таблицу;

-учить подцеплять нить крючком через дырочки от дырокола.

-побудить девочек к проявлению фантазии при выполнении работы.

- формировать интерес к вязанию.

- уточнить правила при вязании крючком. Воспитывать усидчивость, аккуратность при выполнении работы.

3 неделя

3. «Снеговик».

-продолжать учить девочек в умении правильно держать крючок и нить при вязании;

-закреплять умение подцеплять нить крючком через дырочки от дырокола.

-помочь девочкам проявить фантазию и творчество в создании картинки.

-Воспитывать художественный вкус у детей. Развивать мелкую моторику рук.

4 неделя.

4. «В небе месяц молодой».

-побудить девочек изготовить элементы для изображения ночного неба (звезд, месяца);

-продолжать закреплять умения подцеплять нить крючком в каждой звездочке, через дырочки от дырокола;

- вызвать чувство радости у девочек от создания картинки ночного неба.

-учить восхищаться красотой окружающей природы. Воспитывать усидчивость. Желание доводить работу до конца.

Ноябрь

1 неделя

1. «Заснеженный домик Снегурочки».

-предложить девочкам изготовить снежный покров(сугробы) на крыше домика у Снегурочки из петелек;

- обратить внимание на правильное выполнение первой петли, упражнять в отрезании от основной нити;

- учить проявлять фантазию при создании картинки зимы.

-показать особенности природы зимой.

- Воспитывать усидчивость, аккуратность при выполнении работы.

2 неделя

2. «Овечка».

- Предложить детям нарядить овечку кудряшками.

- помочь девочкам увидеть недостающие элементы у домашнего животного (кудряшек);

-учить выполнять петельки отрезать их ножницами и приклеить на туловище овечки (овечка вырезается по шаблону самостоятельно).

-активизировать знания детей о домашних животных.

- Воспитывать усидчивость.

- Развивать мелкую моторику рук.

3 неделя

3. «Елочка – красавица».

-упражнять в выполнении первой петли и отрезании ножницами от основной нити. Создать образ красивой пышной елочки с помощью вывязанных петелек (елочку вырезают девочки самостоятельно по шаблону);

-выложить вывязанные петельки на силуэт елочки из картона и наклеить.

-воспитывать интерес к растительному миру своего края – деревьям.

- учить создавать красивую картинку своими руками.

4 неделя

4. «Елочная игрушка».

-напомнить девочкам технику выполнения первой петли и ее схематическим изображением;

- предложить вывязать несколько петель, отрезать ножницами от основной нити, расположить петельки на месте шарика и приклеить к основе.

-Учить располагать узор на рисунке.

-Воспитывать интерес к творчеству

- Развивать мелкую моторику рук.

Декабрь

1 неделя

1. «Хвостик для храброго мышонка».

- учить девочек выполнять цепочку с определенным количеством воздушных петель, смотреть на схему;

-выполненную цепочку приклеить на недостающую часть у мышонка – хвостик, силуэт мышонка вырезается по шаблону.

 - Воспитывать усидчивость, трудолюбие, любовь и интерес к творчеству.

2 неделя

2. «Свяжем осьминожку ножки».

Коллективная работа.

- познакомить девочек с приемом вязания цепочки с определенным количеством воздушных петель и закреплением последней петли цепочки;

- дополнить изображение осьминога вывязанными крючком цепочками – ножки, ориентируясь на схему (количество петель);

- приклеить вывязанные цепочки клеем.

 -Воспитывать дружелюбное отношение к сверстникам, трудолюбие. Усидчивость.

- Развивать мелкую моторику рук.

3 неделя

3. «Усатый – полосатый».

-продолжать учить девочек приему выполнения цепочки с определенным количеством воздушных петель (смотреть на схему);

- учить располагать вывязанную цепочку, а затем приклеивать на туловище животного, придавая «полосатую шерсть» у котенка.

 - Учить создавать интересную картинку своими руками.

Январь

1 неделя

1. «Разноцветные ленточки».

-продолжать упражнять девочек вязать цепочку из воздушных петель;

- продолжаем учить правильно держать крючок при работе.

- Воспитывать целеустремленность, желание делать красивые поделки. Развивать мелкую моторику рук. 

2 неделя

2. «Сердечко».

открытка

- закреплять прием выполнения первой петли;

- вывязанные петельки расположить в центре сердечка, затем приклеить;

- помочь создать необычную открытку в подарок мамам, бабушкам.

- воспитывать заботливое отношение к близким людям – мамам, бабушкам, сестричкам;

3 неделя

3. «Разноцветные ленточки».

-продолжать упражнять девочек вязать цепочку из воздушных петель;

- Предложить украсить ленточками кукол.

 - Воспитывать любовь к ручному труду.

- Развивать фантазию.

4 неделя

4. «Красивый кулон».

- познакомить детей с изготовлением шарика из ниток приемом наматывания их на картонную основу;

- напомнить технику вязания цепочки из воздушных петель;

- вызвать радость от изготовления украшения.

 - Воспитывать усидчивость, желание делать красивые работы своими руками.

Февраль

1 неделя

1. «Салфеточка в подарок к празднику 8 Марта».

- закреплять прием выполнения первой петли;

- вывязанные петельки расположить в центре круглой основы из ткани, в форме цветка, затем приклеить;

- помочь создать необычную аппликацию в подарок мамам, бабушкам.

- воспитывать заботливое отношение к близким людям – мамам, бабушкам, сестричкам;

 2 неделя

2. «Любимая кукла».

-учить выполнять нитяную куклу по принципу наматывания пряжи на картонную основу (как кулон).

 -Развивать художественно-эстетическое восприятие детей через красочное оформление поделки.

3 неделя

3. «Пояс к новому платью».

-продолжать упражнять вязать цепочку из воздушных петель;

Предложить примерить пояс кукле сделанной на предыдущем занятии.

 - Развивать мелкую моторику рук. Фантазию детей.

- воспитываем усидчивость, желание делать красивые поделки.

4 неделя

4. «Тропинка для колобка».

-упражнять девочек вязать цепочки из воздушных петель, использовать ее для изображения тропинки для колобка;

- помочь получить чувство удовлетворения от создания сюжетной картинки по знакомой сказке.

- воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Март

1 неделя

1. «Солнышко – лучистое».

- упражнять девочек в приеме подцепления нити крючком через дырочки от дырокола в каждом лучике модели солнца;

- побуждать девочек проявлять заботливое отношение к близкому человеку - маме.

-формировать положительное отношение к ручному труду.

-Воспитывать усидчивость. Желание творчески создавать поделки.

2 неделя

2. «Важный петушок».

-упражнять девочек в правильном положении крючка и нити на руке при вязании;

-вызвать у девочек желание украсить перышки на хвостике у петушка;

-закреплять умение подцеплять нить разноцветной пряжи через дырочки от дырокола в каждом перышке хвоста петушка.

-расширить представление о домашних птицах своей местности (внешний вид, использование человеком);

-воспитывать доброе и чуткое отношение к живым объектам.

3 неделя

3. «Веселые блинчики».

-напомнить девочкам о выполнении цепочек из воздушных петель;

-учить вывязанную цепочку располагать на изображении круглой формы – блинчике, в виде улыбки.

- приобщать детей к народным традиционным праздникам на Кубани, познакомить с традициями празднования Масленицы.

 4 неделя

4. «Чудесные яички».

-вызвать желание у девочек принять участие в изготовлении пасхальных сувениров;

-связать цепочку из воздушных петель и выложить ее по контуру пасхального яйца, окантовывая изображение;

-длина цепочки определяется приемом прикладывания ее к изображению.

-приобщать детей к традициям русского народа – празднованию «Великой Пасхи».

- воспитывать целеустремленность. Желание делать красивые поделки.

Апрель

1 неделя

1. «Травка зеленеет, солнышко блестит».

-продолжать упражнять девочек в вязании цепочки из воздушных петель и с помощью них коллективно создать весеннюю картинку – травка, цветочки, солнце.

- Воспитывать усидчивость, желание творчески работать.

-Развивать фантазию, творческое воображение. 

2 неделя

2. «Полянка с ромашками».

-помочь девочкам создать красивую полянку с ромашками

- учить выполнять лепестки ромашки из отдельно вывязанных петелек, отрезать ножницами и наклеить на фон.

-показать красоту окружающей природы;

-развивать чувство прекрасного.

3 неделя

3. «Цветочная поляна».

Продолжать учить девочек правилам правильного расположения нити и крючка при вязании, рассматривать таблицу;

- подцеплять нить крючком через дырочки от дырокола в лепестках моделей цветов;

-побудить девочек к проявлению фантазии при составлении композиции цветочной поляны.

- формировать интерес к растительному миру своей местности – цветам;

- уточнить названия цветов, особенности внешнего вида.

4 неделя

4. «Салфеточка с цветами».

- закреплять прием выполнения первой петли;

- вывязанные петельки расположить в центре круглой основы из ткани, в форме цветка, затем приклеить;

- помочь создать необычную аппликацию в подарок мамам, бабушкам.

- воспитывать усидчивость.

- Развивать творческое воображение. Художественный вкус

Развивать мелкую моторику рук.



Предварительный просмотр:

Рабочая программа

По художественному творчеству

«Волшебные салфетки»

Для детей 2 младшей  группы

      

МБДОУ  детский сад №47 «Ёлочка»

Воспитатель

Толстоногова Н.А.

Бурятия г. Улан-Удэ

                                                                                       

 Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.
                                                   

 От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.
                                                                         

  Другими словами,: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

                                                                                                             

 Сухомлинский В.А.

Пояснительная записка

Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет бумажная пластика.

Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравним (лёгкость обработки, минимум инструментов). Работа с бумагой не только увлекательна, но и познавательна, а так, же дает возможность ребёнку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.

 Удивительно интересный и податливый материал - бумажные салфетки. Он доступен для ребёнка и позволяет открыть новые возможности в развитии мелкой моторики. Аппликация и художественное конструирование с использованием бумажных салфеток могут быть: предметными, сюжетными, и декоративными. В процессе работы ребёнок знакомится с разными приёмами обработки салфеток: вырезанием, обрыванием, сминанием, скручиванием, сгибанием, складыванием, наклеиванием, вдавливанием и др. Занятия с использованием бумажных салфеток повышают самооценку ребёнка, уверенность в его силах и возможностях, способствуют развитию творчества и фантазии, цветового восприятия, развития мелкой моторики руки.

Аппликация – это способ работы с цветными кусочками бумажных салфеток. Аппликация развивает конструкторское мышление – собирать целое из кусочков.

Торцевание – этот вид бумажного творчества необычной аппликативной мозаики, создаваемый из небольших кусочков бумажных салфеток на картонной основе, на пластилине, на пенопласте.

Жгутики – бумагокручение – искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в жгутики, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

Все эти техники помогают в развитии детского творчества:

· Эстетического вкуса и художественного воображения;

· Развивают тактильные ощущения и моторику;

· Помогают в изучении цветов и форм;

· Ребёнок узнает на практике слово «технология» – ведь чтобы получить результат нужно сначала потрудиться и сделать определенные действия – нарезать цветные квадратики ножницами, скатать комочки, намазать клеем, приклеить в определенное место и т. д.

Цели и задачи программы:

Развитие у детей мелкой моторики, фантазии, воображения, творческих способностей в процессе использования различных техник работы с бумажной салфеткой

Задачи:

Обучающие:

- Формировать умения следовать устным инструкциям;

-Обучать различным приёмам и поэтапному освоению детьми работы с бумажными салфетками;

- Формировать умение оценивать создаваемые предметы, развивать эмоциональную отзывчивость;

-Обогащать словарь ребёнка специальными терминами;

Развивающие:

-Развитие мелкой моторики рук, воображения, фантазии, пространственного мышления, способности к творчеству;

-Развитие художественного вкуса;

-Развитие навыков апплицирования и конструирования;

-Развитие уверенности в своих способностях;

Воспитательные:

- Воспитывать у детей интерес к работе с бумажными салфетками;

- Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества;

-Воспитание аккуратности, трудолюбия, терпения, самостоятельности.

-Воспитание внимательного отношения к близким людям (подарки родным)

Программа составлена с учетом реализации меж предметных связей по разделам:

1. «Музыкальное воспитание». Использование поделок в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.

4. «Развитие речи». Использование на занятиях художественного слова.

5. «Ознакомление с окружающим». Расширение кругозора в процессе различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир), а также знакомства со строением предметов, объектов.

6. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, имеющими связь с темой занятия, учатся рисовать разными материалами, сочетать цвета по тону и оттенкам.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность.

Содержание программы.

Содержание программы предполагает развитие творческих способностей детей по принципу от простого к сложному, и разделена поэтапному освоению детьми работы с бумажными салфетками;

 1 – «Волшебные комочки» (приём скатывания комочков из целой салфетки).

2 – «Волшебные комочки» (приём скатывания комочков меньшего размера, из небольших кусочков салфетки, создание объёмной аппликации).

 3 – «Жгутики» (приём скручивания бумажных полосок)

1.Развитие творческих способностей детей.

2. Проявление   интереса к изготовлению поделок из бумажных салфеток.

3. Владение различными приёмами работы с бумажными салфетками.

4.Развитие   умелости рук, мелкая моторика, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.

Итогом в реализации программы является выставки детских работ в детском саду;

презентации детских работ родителям (сотрудникам);

Форма образовательной работы:

Кружок «Волшебные салфетки».  Курс подготовки по бумажной пластике в течение года для детей дошкольного возраста.  Для разработки занятий учитываются психологические особенности возрастной группы.

Расписание кружка строится в форме НОД с возрастными требованиями из расчёта 1 раз неделю во второй половине дня в группе. Продолжительность занятия: 15 минут – 2 младшая группа группа. Общее количество учебных занятий в год – 33. НОД строится из трёх частей: вводная часть – создание эмоционального настроения у детей и объяснение нового материала. Основная или практическая часть – творческая работа детей; по мере необходимости помощь, индивидуальная работа. Очень важна заключительная часть – в ней анализируется результат детского художественного творчества.

Формы и методы, используемые на занятиях:

-Загадка, беседа, художественное слово;

-рассматривание иллюстраций;

-показ образца выполнения приёмов и последовательности работы.

Материал к занятию:

-бумажные салфетки разного цвета, цветной картон, белая бумага, клей ПВА, кисточки для клея

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый – в мае.

Тематический план 2021-2022 уч. год

 

Октябрь

Тема

Содержание работы, цель.

Материал

Кол-во занятий

1.

«Знакомство с салфетками»

Познакомить детей со свойствами бумажной салфетки (красивая, лёгкая, тонкая, сминается, легко рвётся и т.д).  Рассмотреть цвет разных салфеток, ее применения для конкретной поделки. Научить правильно, сминать целую салфетку в шарик.

Салфетки разных цветов

1

2.

 

Скатывание комочков из салфеток

Закреплять умение скатывать комочки из бумажных салфеток.

Упражнять в произвольном переключении внимания с одной деятельности на другую;

 Салфетки разных цветов

1

3.

Осеннее дерево

Закреплять умение ритмично располагать «комочки»

Упражнять в произвольном переключении внимания с одной деятельности на другую;

Продолжать формировать умение работать сообща на одном листе;

Бумажные салфетки желтого и красного цвета, клей, салфетки, листы бумаги-картона, осенние листочки

1

4.

 Веточка рябины

 Продолжать закреплять учить детей скатывать салфетки в комочек;

Формировать у детей живой интерес в совместной деятельности, желание участвовать в общем действии;

Развивать целостное восприятие, переключение внимания, память;

Воспитывать усидчивость, терпение

Листы бумаги А3, с нарисованными веточками рябины,  бумажные салфетки, клей  

1

Ноябрь

5.

«Мимоза»

Наклеивание кусочков и комочков бумажных салфеток на плоскостное изображение. Развивать умение наклеивать комочки плотно друг к другу.

        

бумага, разноцветные салфетки, клей , иллюстрация с изображением мимозы

1

6.

 «Барашек»

Приём скатывания  комочков меньшего размера, из небольших кусочков салфетки, создание объёмной аппликации. Закрепить умение работать с ножницами.

бумага, разноцветные салфетки, клей, иллюстрация с изображением барашка

1

7.

«Открытка для мамы»

(День Матери)

(коллективная работа)

Повторить знания о сезонных изменениях в природе (осень, листопад, дождик и солнышко);

Продолжать учить мять бумажные салфетки, скатывать комочки и приклеивать к фону;

Упражнять в умении приклеивать комочки в указанном месте (кружочке);

Воспитывать аккуратность, усидчивость и внимательность.

Картон  А3, разноцветные салфетки, клей, иллюстрация вазы с цветами.

1

8

Скатывание комочков из салфеток

Закреплять умение скатывать комочки из бумажных салфеток.

Упражнять в произвольном переключении внимания с одной деятельности на другую;

Салфетки разных цветов

1


Декабрь

9.

«Зимнее дерево»

Познакомить с приёмом скатывания полоски салфетки в жгутики. Учить, из жгутиков создавать образ дерева. Дополнить работу белыми комочками «снег на ветках». Воспитывать самостоятельность.

Картон  на каждого ребенка, разноцветные салфетки, клей иллюстрация с изображением дерева

1

10.

«Новогодняя ёлочка»

Совершенствовать умение в скатывании комочков из салфеток, аккуратность в работе с клеем. Развивать мелкую моторику рук. Создавать образ ёлочки с новогодними игрушками (цветные комочки), развивать способность, к созданию композиции 

Картон на каждого ребенка, разноцветные салфетки, клей иллюстрация с изображением елочки

1

11.

«Зайка в зимнем лесу»

Развивать способность ориентироваться по всему пространству листа;

Формировать умение включаться в игровую ситуацию;

Знакомить детей с сезонными изменениями в природе;

Закреплять умение аккуратно наклеивать «комочки» к поверхности листа.

Картон на каждого ребенка, разноцветные салфетки, иллюстрация с изображением зайчика

1

12.

«Елочка»

Учить детей создавать образ елочки на основе незавершенной композиции (конус зеленого цвета);

Продолжать учить элементам бумажной пластики: сминать салфетки в «комочки» и приклеивать на силуэт елочки – «огоньки» и «лапки – веточки»;

Развивать наглядно – образное мышление, переключение внимания

Вовлекать детей в сотворчество с педагогом создавая коллективную композицию из комочков мятой бумаги (салфеток)

Картон на каждого ребенка, разноцветные салфетки, клей, иллюстрация с изображением елочки

1

Январь

13.

«Снегири»

Закреплять прием маленьких комочков, создавать выразительные образы средствами бумажной пластики. Развивать воображение в конструировании частей, подбирать цветовые оттенки, чередовать комочки разного цвета. Поощрять проявления творчества.

Лист бумаги с изображением снегирей на каждого ребенка, разноцветные салфетки, клей, иллюстрации с изображением снегирей,

1

14.

«Рыбки в аквариуме»

Коллективная работа

Научить детей проявлять творчество, аккуратность, в процессе моделирования рыбокиспользуя приём скатывания небольших комочков и жгутиков (водоросли). Прививать аккуратность.

Картон разноцветные салфетки, клей, иллюстрация аквариума с рыбками, изображение аквариума

1

15.

«Зимний лес»

(коллективная работа)

Продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе, закреплять признаки зимы;

Закреплять умение сминать салфетки в «комочки»;

Учить приклеивать «комочки» по контуру, приклеивая их, рядом друг с другом;

Воспитывать аккуратность, усидчивость и внимательность.

Лист бумаги А3 бумажные салфетки, клей, изображение деревьев.

1

16.

«Снеговик»

По контуру

 Вызвать интерес к изображению снеговика;

Развивать интерес к «оживлению» аппликационного образа, развивать воображение, наблюдательность;

Развивать внимание, память, наглядно – образное мышление

Воспитывать у детей целенаправленность, аккуратность.

 Белые бумажные салфетки, листы бумаги с нарисованными кругами (в виде снеговика), детали для оформления снеговика (нос, глаза, ведерко – шляпа), клей, салфетки, изображения снеговика, развивающая игра «Собери снеговика».

1

Февраль

17.

«Дангина - принцесса Белого месяца»

Коллективная работа

Закрепить умения детей катать шарики из разноцветных салфеток, аккуратно намазывать небольшой участок формы клеем и клеить на подготовленную основу. Поощрять детей работать сообща.

Лист бумаги А3 бумажные салфетки, клей, силуэт с изображением принцессы

1

19.

«Валентинки»

Закреплять умение скатывать комочки из салфеток, раскатывать, обмакивать в клей и прикладывать по контуру, упражняя в плотном присоединении одного элемента к другому;

Развивать целостное восприятие и восприятие цвета

Развивать чувство формы;

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к совместной продуктивной деятельности.

Бумага, разноцветные салфетки, клей, силуэт с изображением Валентинок

1

20.

«Кораблик»

(патриотическое воспитание)

Активизировать речь детей, повторяя разные виды военного транспорта;

Продолжить упражнять в прикладывании «комочков» по контуру присоединяя, их друг другу;

Развивать распределение внимания, мышление (сравнение), память;

Воспитывать аккуратность при выполнении аппликации, бережное отношение к выполненной работе

Цветная бумага с изображением корабля, разноцветные салфетки, клей

1

21.

«Звезда»

Формировать красные комочки из салфеток, раскатывать, обмакивать в клей и прикладывать по контуру, упражняя в плотном присоединении одного элемента к другому;

Учить наблюдать за работой воспитателя при оформлении звездочки;

Развивать чувство формы;

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к совместной продуктивной деятельности.

Листы картона с изображением звезды, салфетки, клей, иллюстрация «Звездочка»

1

Март

22.

«Волшебное дерево»

Учить моделировать образ дерева. Упражнять в использовании приема работы цветных кусочков   салфеток. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Листы картона, салфетки, иллюстрация дерева

1

23.

 «Солнышко»

По контуру

Развивать чувство формы;

Упражнять в разнообразных, индивидуальных умениях детей;

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к совместной продуктивной деятельности;

Создавать радостное настроение, желание играть вместе с воспитателем.

Картон на каждого ребенка (нарисован контур солнышка), салфетки желтого цвета, зеркало (для солнечных зайчиков), клей, музыкальное сопровождение.

1

24.

«Букет Сирени»

Вызывать интерес к созданию красивого букета в сотворчестве с воспитателем;

Закреплять умение располагать комочки по указанным кружочкам на сложной форме (силуэте букета)

Учить составлять композицию, выбирая по своему желанию цветные салфетки (середина одним цветом, лепестки другим);

Развивать восприятие цвета, воображение;

Создавать радостное настроение детям

Силуэты букета, разноцветные салфетки, клей, искусственные и живые цветы

25.

«Поздравительная открытка для мамы»

Упражнять в разнообразных, индивидуальных умениях детей;

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к совместной продуктивной деятельности;

Развивать чувство формы и композиции;

Воспитывать чувство заботы о маме.

 Силуэты букета (форма зеленого цвета), разноцветные салфетки, клей, искусственные и живые цветы

1

Апрель

26.

 «Первые цветы»

 Продолжить учить составлять композицию, выбирая по своему желанию цветные салфетки (середина одним цветом, лепестки другим);

Закреплять умение находить и правильно называть основные цвета;

Развивать восприятие цвета, память, распределение внимания

Формировать активное доброжелательное отношение к окружающему миру

Картон на каждого ребенка (нарисован контур с цветами), разноцветные салфетки, клей, цветы, изображения цветов, музыкальное сопровождение.

1

27.

 «Веточка с листочками»

 Учить выделять основные признаки сезона (солнышко греет, травка и листочки распускаются, птички поют и радуются весне);

Формировать у детей живой интерес в совместной деятельности, желание участвовать в общем действии;

Учить составлять композицию по образу (веточке в вазе);

Развивать восприятие цвета, воображение

Листы бумаги для детей, с нарисованными веточками, зеленые бумажные салфетки, клей, веточки в вазе с распустившимися листочками для рассматривания.

1

28.

«Ракета»

(День Космонавтики)

Формировать комочки из салфеток, раскатывать, обмакивать в клей и прикладывать по контуру, упражняя в плотном присоединении одного элемента к другому;

Развивать целостное восприятие и восприятие цвета

Развивать чувство формы;

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к продуктивной деятельности

Картон с изображением ракеты на каждого ребенка, разноцветные салфетки, клей, изображение ракеты

1

29.

«Ромашка»

(День Семьи)

(Пасхальное яйцо)

Продолжить учить составлять композицию, выбирая по своему желанию цветные салфетки (середина одним цветом, лепестки другим);

Закреплять умение находить и правильно называть основные цвета;

Развивать целостность восприятия, воображение, память;

Формировать активное доброжелательное отношение к окружающему миру

Цветная бумага, разноцветные салфетки, клей, искусственные цветы-ромашки,

1

Май

30.

 «Воздушные шарики»

По контуру и внутри

 Упражнять в раскатывании комочков из бумажных салфеток;

Учить наклеивать комочки по контуру и внутри шарика (закрашивание);

Закреплять знания и называния цвета и формы;

Развивать восприятие, устойчивость внимания, логическое мышление;

Воспитывать аккуратность и самостоятельность при работе с клеем.

 

Листы картона с нарисованными на нем шариками (контур), разноцветные салфетки (синие, желтые, зеленые, красные), клей, воздушные шарики разных цветов и размеров.

1

31.

«Гвоздика»

Ко Дню Победы

Учить наклеивать комочки

Закреплять знания и называния цвета и формы;

Развивать восприятие цвета, переключение внимания;

Воспитывать аккуратность и самостоятельность при работе с клеем.

Картон на каждого ребенка, разноцветные салфетки, клей, силуэт с нарисованными гвоздиками.

1

32.

«День защиты детей»

(Коллективная работа

(к 1 июня)

Формировать у детей живой интерес в совместной деятельности, желание участвовать в общем действии;

Продолжать упражнять в плотном присоединении одного элемента к другому (контур) и развивать способность ориентироваться на заданном участке работы;

Развивать наглядно – образное мышление, память, распределение внимания;

Закреплять разнообразные умения детей.

Лист бумаги А3 бумажные салфетки, клей

1

33.

«Скатывание комочков из салфеток

Закреплять умение скатывать комочки из бумажных салфеток.

Упражнять в произвольном переключении внимания с одной деятельности на другую;

Салфетки разных цветов

1

 

Используемая литература:

«Волшебные комочки»: Пособие для занятий с детьми. А. В. Белошистая, О. Г. Жукова.

 «Изобразительная деятельность в детском саду» 2 младшая  группа. И. А. Лыкова. Москва 2010г.

«Волшебные салфетки» Невилько. Н- Обруч. 2003г.

 «Я делаю аппликации», Карапуз, 2008г И. А. Лыкова