МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

"Вы не можете научить человека чему-нибудь: вы можете только помочь ему понять это самому" (Галилео Галилей)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи у детей раннего возраста посредством использования в работе элементов методики  Железновых «Музыка с мамой»

Согласно ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, использовать ее для выражения своих мыслей, чувств, желаний, выделять звуки в словах. Особо интенсивное формирование речи происходит с года до трех лет. В этом возрасте совершенствуются содержание и форма: значительно увеличивается объем словаря, некоторые дети начинают правильно произносить слова, в соответствии со смыслом предложения изменяют их, употребляют простые предложения в собственной речи. Ребенок этого возраста многим интересуется, чаще обращается к взрослому с вопросами, что способствует совершенствованию диалогической речи. Дети  начинают лучше понимать обращенную к ним речь окружающих и соответственно реагировать. Речь становится средством общения со взрослыми и сверстниками.

         Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь слышать себя и окружающих. Тренировка органов артикуляции, особенно с детьми раннего возраста, осуществляется в игровой форме. Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее.

Для решения данной задачи  совместно с учителем-логопедом подобрала элементарные артикуляционные упражнения. Детям они интересны и понятны, так как при подборе этих упражнений учитывала опыт детей. Мы вместе с детьми выполняем такие упражнения, как «Качели», «Вкусное варенье», «Лягушки улыбаются» «Хобот слоненка» «Трубочка», «Заборчик», «Лягушка-слоненок-дудочка», «Щенок лакает молоко» - лакательные движения языком; «Корова» - жевательные движения и т.д.

Для формирования правильного звукопроизношения важны упражнения на выработку воздушной струи. Дети с удовольствием показывают  «Ветерок», «Кошка рассердилась и шипит» - надуть щеки и с силой выдохнуть воздух. Интересен  для детей и такой прием, как

произнесение по картинкам гласных звуков:  качаем куклу (ААА), болит зуб (ООО), гудит поезд(УУУ), летит самолет(ЫЫЫ) или звукосочетаний: рубим дрова (ЭХ), укололи палец (ОЙ), мычит корова (МУ) и т.п. Но больше всего детям нравится выполнять упражнение «Обезьянка кривляется» (показать смешные рожицы), которое доставляет массу удовольствия.

Существует много методик, форм, методов, приемов организации деятельности по развитию речи малышей. Одной из самых эффективных считаю всем известную методику Екатерины и Сергея Железновых «Музыка с мамой».  

 Данная методика содержит несколько разделов:

  • песенки с движениями— здесь коротенькие марши, хороводы, первые активные игры (жмурки, салочки). Малыш учится новым движениям и ролям.
  • пальчиковые игры. Маленькие сказки при движении кистей рук и пальчиков.
  • сказки — подражалки. Открываем в малыше первые театральные навыки.
  • веселая логоритмика
  • подвижные уроки
  • аэробика для малышей, игровая гимнастика — взрослый показывает игровые гимнастические движения, а малыш повторяет. Укрепляем мышечный корсет и координацию ежедневно и весело.
  • сказки-шумелки. Маленькие сказки на подражание и имитацию звуков. Малыш учится слушать и воспроизводить услышанное. Задействована мелкая моторика память и воображение.
  • игровой массаж 
  • песенки-инсценировки, маленькие сказки с использованием игрушек и простых жестов
  • колыбельные песенки — это обработка русских народных колыбельных с добавлением звуков природы или животных.

Меня эта методика привлекла тем, что все проходит в игровой форме, под музыкальное сопровождение; весь материал доступен для взрослых (можно скачать музыкальное сопровождение, большая подборка текстового материала), игры подобранные авторами просты, понятны и интересны для детей. Слова текстов просты, дети их хорошо запоминают, проговаривают и используют в собственной игровой деятельности, в общении с детьми и взрослыми. Все игры интересны и занимательны, но насколько ребёнку понравится игра, зависит во многом от исполнения взрослого. Поэтому всегда эмоциональна, стихи учу наизусть, продумываю какие слова буду выделять интонационно, как буду показывать движения.

При разучивании игр с детьми применяю следующий алгоритм:

  • при разучивании новой игры сначала сама произношу текст и показываю движения, не требуя от детей обязательного повторения;
  • затем – движения выполняем с детьми одновременно, текст я произношу сама, а дети проговаривают сначала отдельные слова, а затем, по мере запоминания и весь текст;
  • и в заключении, при условии, что дети уже хорошо знают игру, они могут самостоятельно выполнять движения и проговаривать текст. А я могу оказывать помощь  по необходимости.

В своей деятельности использую:

- песенки с движениями

- пальчиковые игры

- игровую гимнастику

- игровой массаж

Песенки с движениями (музыкальные игры-подражания с речевым сопровождением)

Изучением положительного воздействия на речь ритмических движений совместно с произношением слов, правильным дыханием в России занимались Волкова Г. А, Шашкина Г.Р., Екатерина Железнова. С их точки зрения песенки с движениями – это универсальные песенки, содержащие двигательные упражнения, направленные на укрепление мышечного тонуса, упражнения на развитие артикуляции и речевого дыхания. Также они развивают внимание, память, координацию движений, обогащают словарный запас. Все движения выполняются по подражанию и в соответствии с текстом.

Дети хорошо знают тексты песенок  «Жираф», «Мишка косолапый», «Автобус», «Мой зонтик», «Вместе с нами», «Ходит Ёжик», эмоционально реагируют на них, всегда их узнают и начинают подпевать и выполнять движения, если слышат мелодию.

Пальчиковые игры (развитие мелкой моторики).

Пальчиковые игры Железновых сопровождаются забавными стишками и песенками.

Основная цель таких игр – приучить ребенка к исполнению пальчиками совершенно определенных движений: сгибание, сжатие и соединение пальцев.

Провожу пальчиковые игры индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно, в любой удобный отрезок времени. Они интересны и полезны всем детям, особенно детям с речевыми проблемами, развивают мелкую моторику, стимулируют речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками. Персонажи пальчиковых игр Железновой знакомы детям – это зайчик и коза, паучок и бабочка, солнышко и дождик. Они учат малыша счету, помогают лучше осознать понятия ниже и выше, снизу и сверху, лево и право.

Железновы предлагают все пальчиковые игры проводить тремя способами

1. Взрослый сам выполняет движения - ребёнок смотрит.

2. Взрослый выполняет движения ручками ребёнка.

3. Ребёнок выполняет движения своими ручками 

Мои дети хорошо знают и с удовольствием уже самостоятельно выполняют упражнения «Паучок», «Пчелки», «Тук, тук, тук», «Поросята», «Где же наши ручки» и др.

Игровая гимнастика

Малыши необыкновенно подвижны и зачастую воспринимают музыку более ярко и эмоционально именно через движение. Веселая динамичная гимнастика помогает развивать чувство ритма, координацию, а также быстроту реакции и внимательность. Занятия также полезны для здоровья, так как развивают основные двигательные навыки, формируют правильную осанку, тренируют вестибулярный аппарат и способствуют профилактике плоскостопия. Игровая гимнастика тесно связана с музыкальными играми-подражаниями с речевым сопровождением, о которых я рассказывала в начале. Но подбор «песенок» для игровой гимнастики  отличается тем, что в тексте речь идет о гимнастических упражнениях. Это: «Лягушата», «Зарядка на ускорение», «Зарядка», «Мы попрыгаем», «Мы скакали» и др.

Игровой массаж

В режиме дня отдельного времени для проведения игрового массажа не выделяю. В зависимости от содержания предстоящей деятельности, настроения детей он может проводиться в утренние часы, перед обедом, во время пальчиковой гимнастики или во вторую половину.

 Стихи и песенки для игрового массажа  очень нравятся детям, они обеспечивают весёлое общение, снимают напряжение, ребёнок успокаивается и расслабляется.  При проведении массажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику.  Веселые песенки Железновых, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, простота, доступность, возможность использования  в различной обстановке и в любое время способствуют развитию речи. Моим детям эти игры очень нравятся, они с большим удовольствием  играют в такие игры, как «Ладошка», «Дуб», «Мячик», «Листочки», «Капустка» и др.

Подводя итог, могу отметить следующее: благодаря играм и упражнениям, представленным выше, дети получили разнообразные сенсорные впечатления, у них улучшилась мелкая и крупная моторика, увеличился активный словарный запас за счет того, что дети хорошо знают тексты песенок и самостоятельно напевают их, используют эти слова и фразы во время игр, общения со сверстниками и взрослыми.

Все аудиозаписи (иногда и по просьбе детей) включаю в разные виды деятельности. Используемые игры и упражнения я систематизировала согласно возрасту детей и тематическому планированию нашего детского сада.  На сегодняшний день, я начала петь во время подготовки ко сну  «Колыбельные песенки» Железновых. Пока использую их эпизодически, но уже вижу, что это нравится детям, помогает им успокоиться, поэтому планирую сделать подборку колыбельных  и включать их в режимный момент «Подготовка ко сну», особенно в период набора в группу и адаптации детей.



Предварительный просмотр:


Конспект непосредственной образовательной деятельности в первой ясельной группе (2-3лет). 

Тема: «Магазин «Игрушек».

Автор: О.В. Теобальд (воспитатель)

Цель: Развитие речи у детей раннего возраста посредством знакомых стихотворений А. Барто.

Задачи:

Образовательная: 

• Продолжать учить детей рассказывать стихотворения вместе с педагогом и без помощи педагога;

• Обогащать словарь детей по теме «Игрушки»;

• Учить детей описывать игрушки;

• Закреплять знания о частях тела животных.

Развивающая: 

• Развивать внимание и память.

Воспитательная: 

• Воспитывать любовь и бережное отношение к игрушкам.

Оборудование:

Игрушки: лошадь, заяц, мишка, кукла, мяч, стулья, руль, полка для игрушек.

Предварительная работа: чтение и заучивание стихотворений А. Барто, имитация повадок животных, беседы о разных видах транспорта.

Ход занятия:

Дети сидят на стульях. Стук в дверь.

Воспитатель: «Кто это пришёл?»

Воспитатель вносит игрушку Мишку с ярким красным бантом.

Мишка здоровается и предлагает ребятам отправиться к его друзьям, которые живут в магазине «Игрушки».

Воспитатель: «Ребята, а на чем мы можем поехать в магазин?» (Предполагаемые ответы детей)

Воспитатель: 

Правильно, много разного транспорта вы назвали, а сегодня я предлагаю вам поехать на автобусе. Поедем? (Ответы детей). Проходите и занимайте места». Музыка по методике Железновых «Автобус». Дети проходят, рассаживаются по местам в «Автобус» и отправляются в путь под музыкуВоспитатель сообщает детям, о том, что они приехали к магазину «Игрушек» и рассказывает стихотворение Н. Ворониной:

Посмотрите, в магазине

Все игрушки на витрине:
Заводные зайчики,
Куколки и мячики,
Пушистые котята,
Матрешки, медвежата и
Все на полочках сидят,
С нами поиграть хотят.

Воспитатель обращается к детям: «Давайте с вами посмотрим, какие игрушки стоят на полке в нашем магазине?». (Предполагаемые ответы детей)

Воспитатель берет в руки Лошадку и описывая ее, задает наводящие вопросы детям:

-Кто это? (Предполагаемые ответы детей)

- Какого она цвета?

-Где у лошадки хвост?)

-А что это на голове? (воспитатель показывает на гриву) (Предполагаемые ответы детей)

 Воспитатель предлагает рассказать вместе с ней стихотворение А. Барто «Лошадка»:

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

Физ-минутка.

Воспитатель: поиграем с лошадкой?!
Представим, что мы попали на лужайку и превратились в лошадок. И теперь будем гулять по лужайке, как лошадки.
(Дети ходят/скачут как лошадка в рассыпную и цокают язычком)

 Воспитатель предлагает детям взять, понравившуюся им игрушку и рассказать про нее (если необходимо, то вместе с воспитателем), а затем вспомнить про нее стихотворение А. Барто.

Желающие дети рассказывают про свою игрушку.

Воспитатель обращается к детям:

 «Ребята, вам понравилось в магазине «Игрушек»? (Предполагаемые ответы детей).

 «Теперь пришла пора попрощаться с Мишкой и его друзьями и отправляться снова в детский сад. До свидания! Мы еще с вами сюда обязательно приедем!» Дети садятся в автобус и машут Мишке и его друзьям. Музыка по методике Железновых «Автобус».



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 28 «Жарки»

Конспект совместной игры и общения со взрослым и сверстниками в первой младшей группе (2-3 лет)

«Клоун Боби в гостях у ребят»

Разработчик: Воспитатель-Теобальд О.В.

Конспект совместной игры и общения со взрослым и сверстниками в первой младшей группе (2-3 лет) «Клоун Боби в гостях у ребят»

Автор: О.В. Теобальд

Цель: Развитие познавательной активности в процессе совместной организованной деятельности с детьми.

Задачи:

Образовательные:                              

• Продолжать знакомство с сенсорными эталонами;
• Продолжать знакомство с пальчиковым рисованием.

Развивающие:
• Развивать мелкую моторику, мышление.

Воспитательные:
• Воспитать аккуратность;

• Прививать трудолюбие.
Демонстрационный материал: кукла клоун (Боби)
Раздаточный материал: разрезные картинки (артисты цирка), разноцветные ежики с прищепками, гуашь желтого, красного, синего цветов, контур клоунского колпака на листе.

Ход занятия:
Звучит веселая музыка.
Воспитатель: «Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к клоуну:
«В цирке он смешнее всех, у него большой успех».
Появляется кукла – клоун.

Воспитатель: а вот и Клоун! Давайте, поздороваемся с клоуном Боби. Посмотрите, какой он нарядный, веселый, озорной. Здравствуй Клоун. (Дети тоже здороваются).
Воспитатель: «Ребята, клоун пришел к нам не один, а со своими друзьями – разноцветными ежиками. Ежики так торопились к нам в гости, что растеряли все свои иголки. Мы им поможем стать снова нарядными и колючими. Игра с прищепками «Ежики» (объяснение воспитателя - возьмем прищепки и прицепим красную прищепку красному ежику, синюю – синему ежику)

Воспитатель: «Клоун предлагает нам отдохнуть и поиграть».

Физ-минутка
На арену клоун вышел,
Кто из вас о нем не слышал?
Поклонился, улыбнулся,
Повернулся, потянулся,
Он присел, потом привстал,
Головою покачал
.
Мы захлопали в ладоши,
Значит, клоун был хороший!
»

Игра «Разрезные картинки»

Воспитатель: «Ребята, посмотри, а Клоун Боби еще что-то нам интересное принес. Какие-то фотографии, я не могу понять, что на них изображено. (рассыпает разрезанные фото). Поможете мне собрать фотографии? (Если нужна помощь детям, то воспитатель помогает собирать картинки). Ой, ребята, кто же здесь получился? А здесь? (Предполагаемые ответы детей). Ребята, это же цирковые друзья Клоуна Боби.  Вот и мы, теперь знакомы с его друзьями. Здорово!
Воспитатель: «Клоун Боби ты рад, что пришел к нам в гости? (Ответ Клоуна). Ребята, я предлагаю подарить нашему гостю и его друзьям яркие, нарядные колпаки!
Рисование пальчиками «Колпаки для клоуна» (дети обмакивают пальчики в гуашь и по заготовленному контуру колпака, оставляют цветные следы пальчиками).
Воспитатель: Клоун Боби «Как красиво у вас получилось. Спасибо вам, ребята. Понесу в цирк ваши рисунки, покажу другим моим друзьям, ведь их у меня много. До свидания! 
Воспитатель: «Ребята, клоун прав, у вас получились замечательные колпачки. И мы с Вами будем ждать клоуна ещё к нам гости. Согласны?» (Предполагаемые ответы детей).



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 28 «Жарки»

Экспериментальная деятельность

на тему «Вода»

(для детей первой младшей группы)

Разработчик: Воспитатель-Теобальд О.В.

Экспериментальная деятельность на тему «Вода» (ДЛЯ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ)

Автор: О.В. Теобальд (воспитатель)
Цель:  создание благоприятных условий в процессе совместного экспериментирования с воспитанниками.
Задачи:
Образовательные:
• Дать представление о воде и ее свойствах;
• Продолжать формировать представления детей о том, что вода может менять цвет.
• Формировать у детей навыки экспериментирования.
Развивающие:
• Развивать наблюдательность, речевую активность, слуховое восприятие, речь, мышление, активизировать словарь по теме.
Воспитательные:
• Воспитывать аккуратность в работе.

• Прививать бережное отношение к воде.

Предварительная работа: Капля, капелька.


Оборудование:
 Ёмкости для воды (тазики, стаканчики), шапочки, салфетки.

Ход занятия

Входит «Капелька» (воспитатель в ободке с большой нарисованной капелькой воды). «Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? (Предполагаемые ответы детей). Я – большая «Капелька воды»! Пришла с вами познакомиться и рассказать о себе. Предлагаю вам отправиться в путешествие. Согласны? (Предполагаемые ответы детей). Тогда я прошу вас подойти ко мне… Я сейчас превращу, вас в маленьких «Капелек» и вы станете моими помощниками.

Покружись, покружись

В капельку ты превратись

(воспитатель одевает детям шапочки)
Воспитатель: Воспитатель подводит детей к столу, на котором стоит тазик с водой.
«Ребята, посмотрите, что у нас в тазиках?» 
(Предполагаемые ответы детей)
Воспитатель: «Правильно! В тазиках водичка. Опустите ручки в водичку. (Дети опускают). Видны ваши ручки?» (Предполагаемые ответы детей) «Пошевелите пальчиками в водичке. Видны пальчики?» (Предполагаемые ответы детей)
Воспитатель: «Пальчики видны, потому что водичка чистая, прозрачная.
А теперь выньте ручки из водички. Какими стали ручки?
 (Предполагаемые ответы детей)
Воспитатель: «Ручки стали мокрыми. С них стряхиваются капельки воды, встряхните ручками. Теперь возьмите салфеточки и вытрите ручки. А какими они стали теперь?» (Предполагаемые ответы детей)
Физ-минутка «Капелька»
                     Солнце стало пригревать, (руки вверх, потянулись.)
                    Стали капельки стучать
.(кулачки стучат)
                    Капля – раз, капля – два,

(руки поочерёдно вперёд, ладонью вверх)
                     Капли медленно сперва, (хлопают в ладошки)
                     А потом быстрей, быстрей
                    Побежали ручейки.

                     Их попробуй, догони! (бег на месте)
Воспитатель: «Отдохнули, а теперь ребята,  нальем водичку в другие тазики. В этот тазик нальем водичку из этого ведерка, а в другой тазик из другого ведерка. Теперь попробуйте опустить ручки в этот тазик. Какая в нем водичка, что вы чувствуете? (Предполагаемые ответы детей) Водичка в этом тазике холодная. А сейчас опустим ручки во второй тазик. Какая же тут водичка?  (Предполагаемые ответы детей) Точно, в этом тазике теплая водичка. Мы узнали, что вода бывает холодная и тёплая. Вытирайте ручки салфетками».

«Вы ребята, молодцы! А сейчас Капелькам пора превращаться обратно в ребяток.» (Воспитатель зачитывает волшебные слова)
                         Эти капельки играли,

                         Много нового узнали,

                         А теперь пора возвращаться

                         И в ребяток превращаться!

 Капельке, понравилось с вами сегодня путешествовать. А вам понравилось? (Предполагаемые ответы детей)
Капельке пора возвращаться домой, скажем ей, до свидания!
Воспитатель спрашивает у детей, что они делали в ходе эксперимента, что они узнали, о свойствах воды (помогает в подборе слов). (Предполагаемые ответы детей)