Самообразование.

Макшанова Анна Вячеславовна

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроках, как средство формирования УУД.

В соответствии с ФГОС представлено четыре вида универсальных учебных действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. 

В процессе формирования УУД учитель:

-учит ставить цели и искать пути их достижения,

- показывает достижения ребенка по сравнению с его ранними достижениями;

- привлекает к открытию новых знаний;

- обучает приемам работы в группах, а так же самопроверке, взаимопроверке и сотрудничеству между учениками, учениками и учителем.

- знакомит с разными источниками информации, используемыми для поиска знаний;

- учит самостоятельно выбирать критерии для оценки,

- учит отстаивать собственное мнение и уважать мнения других,

- организует формы деятельности, в рамках которой дети усваивают нужные знания и ценностный ряд;

личностные УУД формируют:

  •  положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, участвовать в творческом, созидательном процессе.
  •  способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

  регулятивные УУД формируют умения:

  •  принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;
  •  контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; объективно оценивать свои достижения;
  •  осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

 познавательные УУД формируют умения:

  •  осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;
  •  выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;
  •  осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

 коммуникативные УУД формируют умения:

  •  вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе;
  • задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  •  строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Существуют различные методы с точки зрения формирования УУД. Например, метод проектов, исследовательский метод, дискуссии, игра, метод "мозгового штурма", коллективно-творческие дела (КТД), информационно-компьютерные технологии (ИКТ), здоровьесберегающие технологии и др. При изучении предмета "Изобразительное искусство" в школе, я использую метод проектов как средство формирования универсальных учебных действий.

Метод проектов можно рассматривать как одну из личностно ориентированных развивающих технологий. В основу этой технологии положена идея развития познавательных навыков учащихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся: индивидуальную, парную, групповую.

В ходе выполнения проекта учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс; при этом происходит как закрепление имеющихся знаний, так и получение новых. Кроме того, формируются исследовательские (поисковые), коммуникативные, организационно-управленческие, рефлексивные умения и навыки работы в группе.

Проектная деятельность мной осуществляется на этапе закрепления той или при открытии новых знаний на  уроке. Здесь формируются все универсальные учебные действия. 

В первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, так как дети плохо читают, пишут, анализируют. Поэтому в 1 классе это  подготовительный этап, в который включаю: творческие работы учащихся (рисунки, поделки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное. 

На уроке окружающего мира: дети получили задание: нарисовать и рассказать интересные факты о любой птице. При защите своих проектов учащиеся учатся выступать перед аудиторией, уметь использовать наглядный материал, ориентироваться в нем, артистические умения.

Например, на уроках русского языка, при изучении темы «Правила правописания жи-ши», ча-ща, чу-щу», учитель в ходе урока помог детям прийти к выводу о создании карточки-помощника по данному правилу. Это был индивидуальный проект (первый), краткосрочный. Каждому ученику предложена карточка – заготовка. Задача: написать правило, найти из ленты слов нужные слова, вырезать их и приклеить, оформить первую страничку. В конце урока учитель задаёт вопросы: для чего мы это сделали, где можем применять, всё ли получилось ит.д. Точно также мы продолжаем работать над правилами ча-ща, чу-щу.  На последнем уроке дети защищают свои мини-проекты, здесь осуществляется рефлексия и самооценка. Учитель может задавать вопрос: все ли получилось? Что не получилось и почему? Что хотелось бы еще добавить?  Чему вы научились? и т.д.

Запланирован проект Урок литературного чтения. «Королева книг ». 

1 этап

        Объявление о начале проекта. Знакомство с условиями проведения.

Участники - все ученики класса.

Что делает учитель

Из цветной бумаги учитель вырезает разноцветные круги диаметром 10 см. Именно из них ученики будут собирать гусеницу.

Цвет кругов определенный: желтый, зеленый, красный, голубой, розовый. Цвет бумаги не должен быть ярким, так дети будут писать на этих кругах.

Каждое звено обозначает прочитанную ребенком книгу. Звенья гусеницы прикрепляются к стене в классе друг за другом таким образом, чтобы получилась длинная гусеница. Она будет расти, извиваясь по стенам класса, по мере того, как дети будут читать книги.

Что делают дети

В течение месяца дети читают художественные книги, после прочтения показывают книгу учителю, получают цветной круг. На нем пишут название книги, фамилию автора, свою фамилию. Круг прикрепляется к стене. Цвет круга выбирается в зависимости от жанра прочитанной книги:

желтый – стихотворение,

зеленый  - сказка,

красный – рассказ,

 голубой – басня,

розовый – сборник произведений разных жанров.

Один круг обозначает одну прочитанную книгу

2 этап

Через месяц объявляется, что гусеница уже достаточно выросла, начинается подведение итогов.

Выбирается Книжная палата (3 ученика + учитель). Их задача - сосчитать,  сколько прочитал каждый, определить 1,2 и 3 место.

Кроме мест, вводятся дополнительные номинации:

 «Любителю поэзии» (тому, кто прочитал больше всех стихов),

«Любителю басен» (кто прочитал много басен),

«Знатоку сказок»,

«Знатоку природы» (тому, кто читал произведения о природе),

«Прочитавшему самую толстую книгу»

«Специалист по творчеству какого-либо писателя или поэта» (если прочитано много книг определенного автора) и другие.

Все победившие награждаются во время итогового мероприятия небольшими призами – сувенирами. Каждый участник получает удостоверение участника проекта «Ученая гусеница».

3 этап.  Праздник «Знатоки литературы»

Делая первые шаги в проектной деятельности мы, конечно же, будем совершенствоваться в своих работах. Хочется, чтобы ученики научились находить разные способы добычи информации, ее представление. Совершенствовали свои познания и умения не только при работе с информацией, но и научались выбирать те темы, которые им интересны, и, через работу над проектами, могли самовыражаться, используя современные технологии; ставить самостоятельно проблему и решать ее. Взрослый будет выступать как направляющий.

В заключение хотелось бы сказать, что через организацию совместной учебной деятельности, использование проектного метода на уроках, послужит активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Что позволит повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса в школе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектная деятельность на уроках как средство формирования УУД Руководитель: учитель начальных классов Макшанова А.В

Слайд 2

Проектная деятельность - один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, некая творческая работа, для выполнения которой требуется пройти определённые этапы

Слайд 3

Метод проектов можно рассматривать как одну из личностно ориентированных развивающих технологий. В основу этой технологии положена идея развития познавательных навыков учащихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся: индивидуальную, парную, групповую. В ходе выполнения проекта учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс; при этом происходит как закрепление имеющихся знаний, так и получение новых. Кроме того, формируются исследовательские (поисковые), коммуникативные, организационно-управленческие, рефлексивные умения и навыки работы в группе.

Слайд 4

Краткосрочные (1-2 урока), Средней продолжительности (в течение недели, месяца) Долгосрочные (в течение всего учебного года, четверти) по продолжительности

Слайд 5

Принципы организации проектной деятельности Проект должен быть посильным. •Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов. • Обеспечить руководство проектом со стороны педагога. • Обязательная презентация результатов по проекту в той или иной форме.

Слайд 6

В первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, так как дети плохо читают, пишут, анализируют. Поэтому в 1 классе это подготовительный этап, в который включаю: творческие работы учащихся (рисунки, поделки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное. При защите своих проектов учащиеся учатся выступать перед аудиторией, уметь использовать наглядный материал, ориентироваться в нем, артистические умения. Делая первые шаги в проектной деятельности мы, конечно же, будем совершенствоваться в своих работах. Хочется, чтобы ученики научились находить разные способы добычи информации, ее представление. Совершенствовали свои познания и умения не только при работе с информацией, но и научались выбирать те темы, которые им интересны, и, через работу над проектами, могли самовыражаться , используя современные технологии; ставить самостоятельно проблему и решать ее. Взрослый будет выступать как направляющий.

Слайд 7

Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ Урок русского языка.

Слайд 10

А. Гайдар « Горячий камень » Иванов Денис Урок литературного чтения. «Королева книг ».

Слайд 11

Урок русского языка «Сложные слова».

Слайд 13

В заключение хотелось бы сказать, что через организацию совместной учебной деятельности, использование проектного метода на уроках , послужит активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Что позволит повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса в школе.



Предварительный просмотр:

Нетрадиционный урок как форма развития познавательных и творческих способностей младших школьников в системе реализации ФГОС.

Нетрадиционный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Это урок, который характеризуется нестандартным подходом к отбору содержания учебного материала, к сочетанию методов обучения, к внешнему оформлению.

Цель нетрадиционных уроков: обработка новых методов, форм, приемов и средств обучения, что ведет к реализации основного закона педагогики – закона об активности обучения.

Нетрадиционный урок включает в себя приемы и методы различных форм обучения. Он основан на совместной деятельности педагога и обучающихся, совместном поиске, отработке новых форм деятельности, что в итоге влияет на активизацию познавательной активности учащихся на уроках и повышение эффективности преподавания.

На нетрадиционном уроке учитель предлагает учащимся нечто новое, неожиданное, занимательное. Для учащихся нетрадиционный урок – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве (а значит, новые обязанности и ответственность); такой урок – это возможность развивать творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Группы нетрадиционных уроков:
1.Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, КВН, кроссворд, викторина и т.п.
2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, комментарий, репортаж.
3. Уроки, основанные на нестандартной организации учебного материала: урок мудрости, урок мужества, урок-путешествие.
4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, дискуссия, телепередача, диалог.
5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка.
6. Формы внеклассной работы: «знатоки», концерт, инсценировка художественного произведения, диспут.

7. Проектная деятельность на уроках: мини-проекты.


На нетрадиционных уроках активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и группа становится творческим коллективом. Задания для нетрадиционного урока (если выбранная форма урока предусматривает их выполнение) учитель может подбирать как самостоятельно, так и совместно с учащимися (например, когда они готовят задания друг для друга). Задания должны иметь различный уровень сложности, быть занимательными, поучительными, иметь практическую значимость и межпредметное содержание. Таким образом, нетрадиционный урок способствует развитию познавательных и творческих способностей младших школьников.