Самообразование.

Макшанова Анна Вячеславовна

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроках, как средство формирования УУД.

В соответствии с ФГОС представлено четыре вида универсальных учебных действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. 

В процессе формирования УУД учитель:

-учит ставить цели и искать пути их достижения,

- показывает достижения ребенка по сравнению с его ранними достижениями;

- привлекает к открытию новых знаний;

- обучает приемам работы в группах, а так же самопроверке, взаимопроверке и сотрудничеству между учениками, учениками и учителем.

- знакомит с разными источниками информации, используемыми для поиска знаний;

- учит самостоятельно выбирать критерии для оценки,

- учит отстаивать собственное мнение и уважать мнения других,

- организует формы деятельности, в рамках которой дети усваивают нужные знания и ценностный ряд;

личностные УУД формируют:

  •  положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, участвовать в творческом, созидательном процессе.
  •  способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

  регулятивные УУД формируют умения:

  •  принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;
  •  контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; объективно оценивать свои достижения;
  •  осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

 познавательные УУД формируют умения:

  •  осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;
  •  выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;
  •  осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

 коммуникативные УУД формируют умения:

  •  вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе;
  • задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  •  строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Существуют различные методы с точки зрения формирования УУД. Например, метод проектов, исследовательский метод, дискуссии, игра, метод "мозгового штурма", коллективно-творческие дела (КТД), информационно-компьютерные технологии (ИКТ), здоровьесберегающие технологии и др. При изучении предмета "Изобразительное искусство" в школе, я использую метод проектов как средство формирования универсальных учебных действий.

Метод проектов можно рассматривать как одну из личностно ориентированных развивающих технологий. В основу этой технологии положена идея развития познавательных навыков учащихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся: индивидуальную, парную, групповую.

В ходе выполнения проекта учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс; при этом происходит как закрепление имеющихся знаний, так и получение новых. Кроме того, формируются исследовательские (поисковые), коммуникативные, организационно-управленческие, рефлексивные умения и навыки работы в группе.

Проектная деятельность мной осуществляется на этапе закрепления той или при открытии новых знаний на  уроке. Здесь формируются все универсальные учебные действия. 

В первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, так как дети плохо читают, пишут, анализируют. Поэтому в 1 классе это  подготовительный этап, в который включаю: творческие работы учащихся (рисунки, поделки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное. 

На уроке окружающего мира: дети получили задание: нарисовать и рассказать интересные факты о любой птице. При защите своих проектов учащиеся учатся выступать перед аудиторией, уметь использовать наглядный материал, ориентироваться в нем, артистические умения.

Например, на уроках русского языка, при изучении темы «Правила правописания жи-ши», ча-ща, чу-щу», учитель в ходе урока помог детям прийти к выводу о создании карточки-помощника по данному правилу. Это был индивидуальный проект (первый), краткосрочный. Каждому ученику предложена карточка – заготовка. Задача: написать правило, найти из ленты слов нужные слова, вырезать их и приклеить, оформить первую страничку. В конце урока учитель задаёт вопросы: для чего мы это сделали, где можем применять, всё ли получилось ит.д. Точно также мы продолжаем работать над правилами ча-ща, чу-щу.  На последнем уроке дети защищают свои мини-проекты, здесь осуществляется рефлексия и самооценка. Учитель может задавать вопрос: все ли получилось? Что не получилось и почему? Что хотелось бы еще добавить?  Чему вы научились? и т.д.

Запланирован проект Урок литературного чтения. «Королева книг ». 

1 этап

        Объявление о начале проекта. Знакомство с условиями проведения.

Участники - все ученики класса.

Что делает учитель

Из цветной бумаги учитель вырезает разноцветные круги диаметром 10 см. Именно из них ученики будут собирать гусеницу.

Цвет кругов определенный: желтый, зеленый, красный, голубой, розовый. Цвет бумаги не должен быть ярким, так дети будут писать на этих кругах.

Каждое звено обозначает прочитанную ребенком книгу. Звенья гусеницы прикрепляются к стене в классе друг за другом таким образом, чтобы получилась длинная гусеница. Она будет расти, извиваясь по стенам класса, по мере того, как дети будут читать книги.

Что делают дети

В течение месяца дети читают художественные книги, после прочтения показывают книгу учителю, получают цветной круг. На нем пишут название книги, фамилию автора, свою фамилию. Круг прикрепляется к стене. Цвет круга выбирается в зависимости от жанра прочитанной книги:

желтый – стихотворение,

зеленый  - сказка,

красный – рассказ,

 голубой – басня,

розовый – сборник произведений разных жанров.

Один круг обозначает одну прочитанную книгу

2 этап

Через месяц объявляется, что гусеница уже достаточно выросла, начинается подведение итогов.

Выбирается Книжная палата (3 ученика + учитель). Их задача - сосчитать,  сколько прочитал каждый, определить 1,2 и 3 место.

Кроме мест, вводятся дополнительные номинации:

 «Любителю поэзии» (тому, кто прочитал больше всех стихов),

«Любителю басен» (кто прочитал много басен),

«Знатоку сказок»,

«Знатоку природы» (тому, кто читал произведения о природе),

«Прочитавшему самую толстую книгу»

«Специалист по творчеству какого-либо писателя или поэта» (если прочитано много книг определенного автора) и другие.

Все победившие награждаются во время итогового мероприятия небольшими призами – сувенирами. Каждый участник получает удостоверение участника проекта «Ученая гусеница».

3 этап.  Праздник «Знатоки литературы»

Делая первые шаги в проектной деятельности мы, конечно же, будем совершенствоваться в своих работах. Хочется, чтобы ученики научились находить разные способы добычи информации, ее представление. Совершенствовали свои познания и умения не только при работе с информацией, но и научались выбирать те темы, которые им интересны, и, через работу над проектами, могли самовыражаться, используя современные технологии; ставить самостоятельно проблему и решать ее. Взрослый будет выступать как направляющий.

В заключение хотелось бы сказать, что через организацию совместной учебной деятельности, использование проектного метода на уроках, послужит активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Что позволит повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса в школе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектная деятельность на уроках как средство формирования УУД Руководитель: учитель начальных классов Макшанова А.В

Слайд 2

Проектная деятельность - один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, некая творческая работа, для выполнения которой требуется пройти определённые этапы

Слайд 3

Метод проектов можно рассматривать как одну из личностно ориентированных развивающих технологий. В основу этой технологии положена идея развития познавательных навыков учащихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся: индивидуальную, парную, групповую. В ходе выполнения проекта учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс; при этом происходит как закрепление имеющихся знаний, так и получение новых. Кроме того, формируются исследовательские (поисковые), коммуникативные, организационно-управленческие, рефлексивные умения и навыки работы в группе.

Слайд 4

Краткосрочные (1-2 урока), Средней продолжительности (в течение недели, месяца) Долгосрочные (в течение всего учебного года, четверти) по продолжительности

Слайд 5

Принципы организации проектной деятельности Проект должен быть посильным. •Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов. • Обеспечить руководство проектом со стороны педагога. • Обязательная презентация результатов по проекту в той или иной форме.

Слайд 6

В первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, так как дети плохо читают, пишут, анализируют. Поэтому в 1 классе это подготовительный этап, в который включаю: творческие работы учащихся (рисунки, поделки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное. При защите своих проектов учащиеся учатся выступать перед аудиторией, уметь использовать наглядный материал, ориентироваться в нем, артистические умения. Делая первые шаги в проектной деятельности мы, конечно же, будем совершенствоваться в своих работах. Хочется, чтобы ученики научились находить разные способы добычи информации, ее представление. Совершенствовали свои познания и умения не только при работе с информацией, но и научались выбирать те темы, которые им интересны, и, через работу над проектами, могли самовыражаться , используя современные технологии; ставить самостоятельно проблему и решать ее. Взрослый будет выступать как направляющий.

Слайд 7

Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ Урок русского языка.

Слайд 10

А. Гайдар « Горячий камень » Иванов Денис Урок литературного чтения. «Королева книг ».

Слайд 11

Урок русского языка «Сложные слова».

Слайд 13

В заключение хотелось бы сказать, что через организацию совместной учебной деятельности, использование проектного метода на уроках , послужит активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Что позволит повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса в школе.



Предварительный просмотр:

Нетрадиционный урок как форма развития познавательных и творческих способностей младших школьников в системе реализации ФГОС.

Нетрадиционный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Это урок, который характеризуется нестандартным подходом к отбору содержания учебного материала, к сочетанию методов обучения, к внешнему оформлению.

Цель нетрадиционных уроков: обработка новых методов, форм, приемов и средств обучения, что ведет к реализации основного закона педагогики – закона об активности обучения.

Нетрадиционный урок включает в себя приемы и методы различных форм обучения. Он основан на совместной деятельности педагога и обучающихся, совместном поиске, отработке новых форм деятельности, что в итоге влияет на активизацию познавательной активности учащихся на уроках и повышение эффективности преподавания.

На нетрадиционном уроке учитель предлагает учащимся нечто новое, неожиданное, занимательное. Для учащихся нетрадиционный урок – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве (а значит, новые обязанности и ответственность); такой урок – это возможность развивать творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Группы нетрадиционных уроков:
1.Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, КВН, кроссворд, викторина и т.п.
2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, комментарий, репортаж.
3. Уроки, основанные на нестандартной организации учебного материала: урок мудрости, урок мужества, урок-путешествие.
4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, дискуссия, телепередача, диалог.
5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка.
6. Формы внеклассной работы: «знатоки», концерт, инсценировка художественного произведения, диспут.

7. Проектная деятельность на уроках: мини-проекты.


На нетрадиционных уроках активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и группа становится творческим коллективом. Задания для нетрадиционного урока (если выбранная форма урока предусматривает их выполнение) учитель может подбирать как самостоятельно, так и совместно с учащимися (например, когда они готовят задания друг для друга). Задания должны иметь различный уровень сложности, быть занимательными, поучительными, иметь практическую значимость и межпредметное содержание. Таким образом, нетрадиционный урок способствует развитию познавательных и творческих способностей младших школьников.



Предварительный просмотр:

                 Тогда лететь мне в облаках! 

                А у тебя целы бока? 

1 книга: -Твои мне не знакомы муки, 

                 Не помню я такого дня, 

                 Чтобы, не вымыв чисто руки, 

Сел ученик читать меня! 

                  А посмотри-ка на мои листочки, 

                 На них чернильной  не увидишь точки. 

                 Про кляксы я молчу , о них  

                И говорить –то неприлично … 

                Зато и я его учу  

                Не как-нибудь, а на «отлично» 

2 книга: -Ну, мой на тройках едет еле-еле 

                И даже двойку получил на той неделе. 

(М.Ильин «Две книжки») 

- Вот видите, ребята, каким разным может быть отношение к книгам. Как же

надо обращаться с книгами? 

Книга. Пожалейте, не трогайте меня грязными руками. Мне будет стыдно,

если меня возьмут другие читатели. Не пишите на мне ни пером, ни

карандашом - это так некрасиво. Если вы не закончили  читать, то вложите  в

меня закладку, чтобы я могла удобно и спокойно  отдохнуть. В сырую погоду

заворачивайте  меня в бумагу, потому что такая погода для меня вредна.

Помогите мне остаться чистой,  а я помогу  вам быть счастливыми и

радостными. 

- А теперь  поиграем ,  а  заодно проверим  внимательно ли вы слушали. Игра

«да» или «нет». 

1) Книга боится дождя? (да) 

2) Книга любит снег? ( нет) 

3) Книга любит путешествовать  в библиотеку  в сумке  и  непромокаемом  

пакете?( да) 

4)  Книга боится грязных рук ? (да) 

5) Закладкой для книги может быть  карандаш? (нет) 

6) Книга любит , когда  ее разрисовывают ? (нет) 

7) Книга любит, когда ее читают во время еды? (нет) 

8) Книга боится быть порванной? (да

Мой полезный классный час «Учебник - мой друг!»

                                                               Учитель начальных классов

Макшанова Анна Вячеславовна

МАОУ СОШ № 2 г.Советский

Аннотация

Мы привыкли к книге, редко думаем о ней, как о замечательном сокровище, и бывает, что не всегда ценим и бережем ее. Книга не только знакомит нас с прошлым, но и позволяет разобраться в настоящем и, словно крылья, уносит нас в будущее.

 Но очень часто встречаешься с небрежным отношением к книгам, учебникам. Классный час «Учебник - мой друг!» напомнит детям о том, как правильно и бережно относиться к учебникам, книгам.

Цели: прививать любовь к чтению и воспитывать бережное отношение к книгам.

Задачи:

- формировать у учащихся приёмы и навыки бережного отношения к учебнику;

- воспитывать уважение к труду, ценить труд других людей;

 -напомнить о значении учебной книги в жизни школьника.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация,  песни о книге, шаблоны для изготовления закладки.

Оформление: выставка книг, учебников, закладок.

  1. Организационный   момент.

На экране слова С. Михалкова:

Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
(С. Михалков)

- Дорогие ребята, вы догадались , о чем мы  сегодня будем говорить  на классном часе? ( о книге)

В каждом доме, в каждой семье обязательно найдутся книги. Вы ещё едва начали ходить, говорить, а в ваших руках уже появилась книжка. Сначала вы её листали, рассматривая картинки. Затем мама, папа, дедушка, бабушка, стали читать стихи, сказки, рассказы.

-Ребята, учебник -это книга? (да). Только это учебная книга.

         А потом, вы стали школьниками и начали учиться читать по первой книге «Азбука». (показ учебника)

         А позже в вашем портфеле появились и другие учебники: математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир. (показ учебников).

Говорят, что книга – это источник знаний.

-Как выдумаете, ребята, почему так говорят?

-Ребята, а вы видели, как оформлены ваши учебники, какие они новые, яркие, нарядные, красивые.

  1. Как создаётся учебник.

-А как же создаётся книга, сейчас вы узнаете. Мы отправимся в путешествие на  машине времени и узнаем, как же создаётся учебник.

Вы готовы?

Тогда нужно всем дружно сказать: Раз, два, три- машина времени лети!

Над созданием учебника работают ученые. Они пишут рукопись учебника и приносят ее в издательство. В издательстве над рукописью работают редакторы, машинистки, художники. Они готовят рукопись к производству. Но пока готовится рукопись, в другом месте, очень далеко от издательства, кипит другая работа — нужна бумага, чтобы напечатать книгу. Для создания учебников нужны миллионы тонн бумаги. Значит, лесорубам нужно валить лес.

Но срубленный лес — это еще не бумага. Плотогоны сплавляют его по рекам. На бумажных фабриках химики превращают древесину в хрустящую белую бумажную ленту. И вот готовы и рукопись, и бумага. Начинается работа в типографии, где должны напечатать миллионы учебников. За дело берутся наборщики, печатники, переплетчики.

 Как видите, прежде чем учебник попадает к вам на парту, он проходит долгий и нелегкий путь, в его создании принимают участие сотни людей. А вы получили учебники бесплатно. Каждый учебник должен послужить четырем- пяти ученикам.

  1. Чего боится книга?

Ребята, как вы думаете, учебник, книга боится чего-либо? Сейчас мы это и узнаем.

Садимся в машину времени: Раз, два, три - машина времени лети!

- А теперь  поиграем Игра «да» или «нет».

1) Книга боится дождя? (да)

2) Книга любит снег? (нет)

Правильно, потому что от этого она портится. У вымокшей под дождем или снегом книги коробятся страницы, разбухает и отслаивается переплет. Ее неприятно потом брать в руки. Что же делать, если на улице идет дождь или снег, а вам надо в библиотеку?

3) Книга любит путешествовать  в библиотеку  в сумке  и  непромокаемом  

пакете? (да)

4)  Книга боится грязных рук? (да)

 Они оставляют на ее страницах пятна, делают книгу неопрятной. Особенно трудно отчистить жирные пятна. А они появляются, если вы кладете книгу рядом с тарелкой. Не читайте во время еды!

5) Закладкой для книги может быть  карандаш? (нет)

6) Книга любит , когда  ее разрисовывают ? (нет)

7) Книга любит, когда ее читают во время еды? (нет)

8) Книга боится быть порванной? (да). Не бросайте раскрытую книгу переплетом вверх (показать), не загибайте уголки страниц.

 Молодцы!

  1. Мы лечим учебники!

Отправляемся дальше: Раз, два, три - машина времени лети!

Закройте глаза, представьте себе, что в один день исчезла вся печатная продукция. Представили? Что произойдёт, ребята?

Тогда мы с вами не сможем узнать, какой сегодня день, месяц, год, потому, что не будет календарей, не будет газет. И писать никто не будет, потому, что все будут неграмотными, ведь исчезнут Буквари, учебники, нипочём будет учиться. Без книги жизнь станет скучной, неинтересной как день без солнца.

  Самая  большая в мире книга находится в Америке, ее высота -3 метра, а

толщина -1 метр. Перелистывает эту книгу специальный  электрический  

аппарат. Самая маленькая книга – это сборник  басен И.А.Крылова. Она

отпечатана  в Петербурге в 1855 году. 

-Кто пишет для вас эти замечательные сказки и рассказы? (писатели) Каких

детских писателей вы знаете?

Физминутка «Открывай скорее книжку!»

Открывай скорее книжку!
В книжке мошка, мышка, мишка,
В книжке мячик круглый бок:
вверх-вниз, прыг-скок.
В книжке зонт, открой и пой,
Лупит дождь, а ты сухой!
Киска в книжке близко-близко.
На цветной картинке киску
Долго глажу я рукой –
Ведь у киски мех такой!

Перед вами выставка испорченных учебников, книг. Кто же это сделал?

Можно ли помочь этим учебникам? Как?

         Работа в малых группах:

Представьте, что вы доктора и нужно вылечить больного. (Дети заклеивают учебники, стирают помарки).

Молодцы, отлично потрудились, я надеюсь, что вы не обидите книгу и будете соблюдать все правила обращения с ней.

- Давайте вспомним, что с книгами нельзя делать:

 

1.  Нельзя перегибать книги.

2.  Нельзя загибать книжные страницы.

3.  Нельзя закладывать в книги карандаши.

4.  Нельзя писать и рисовать в книгах.

5.  Нельзя брать книги грязными руками.

6.  Нельзя читать книги во время еды.

7.  Нельзя читать книги на солнце.

  1. Загадочный мир сказок.

Во многих учебниках есть сказки, народные, авторские. А сейчас на машине времени переместимся загадочный мир сказок.

Отправляемся дальше: Раз, два, три - машина времени лети!

Надо угадать героев сказок.

Умён, изворотлив усатый дружок -
Хозяина сделал богатым.
Но жить он не может без красных сапог.
Ну что, угадали, ребята?
(Кот в сапогах.)
 

В шапочке я красной,
Пирожки в корзинке.
Вот шагаю к бабушке
По лесной тропинке.
Если встречу Волка,
Я не зареву,
Я тогда охотников
Громко позову.
(Красная Шапочка.)

 

В детстве все над ним смеялись,

Оттолкнуть его старались:

Ведь никто не знал, что он

Белым лебедем рождён.

(Гадкий утёнок.)

 

Предупредить я вас должна:
Я так хрупка, я так нежна,
Что через тысячу перин
Горошину одну
Я буду чувствовать всю ночь
И так и не засну!
(Принцесса на горошине.)

Деревянным был мальчишка,

Не донес до школы книжку,

В приключения попал,

Чуть бедняга не пропал.

(Буратино).

Лечит он мышей и крыс,

Крокодилов, зайцев, лис,

перевязывает ранки

Африканской обезьянке.

И любой нам подтвердит:

Это - доктор...

(Айболит.)

Молодцы, ребята!

Ребята, у одного мальчика были книжки.

Просмотр мультфильма Гришкины книжки.

-Какими были книжки у Скворцова Гришки? Почему? Книжку в обиду не дают?

-Учебник-наш друг!

-Чтобы ваши учебники были в порядке, предлагаю вам сделать закладку.

(делают закладку своими руками из картона и цветной бумаги).

  1. Рефлексия.  Подведение итогов. 

Чудесное путешествие у нас получилось, а главное полезное и познавательное!

1) Для чего предназначен учебник?

2) Что вы сделаете, если увидите порванную книгу, учебник?

3) Что вы сделаете, если увидите, что кто-то пишет в учебнике??

4) Вы будете дружить с учебником?

5) Что нового узнали?

Поднимите руку, кто сегодня, придя домой поищет книгу, которая нуждается в ремонте, в вашей заботе и умелых руках? Давайте сделаем, так чтобы труд людей не был напрасным.

 Ребята, берегите книги, относитесь к ним с любовью и заботой.  Читайте! Читайте! Читайте! Если вы будете много читать, то будете грамотными, умными и вырастете воспитанными, добрыми людьми. Человек, который любит и умеет читать – счастливый человек. Вокруг него всегда много умных, добрых и верных друзей. Друзья эти - книги.

                   (Звучит «Песня о книге»).

https://razdeti.ru/images/0.jpg