Для педагогов

Белова Ирина Сергеевна

Предварительный просмотр:

Консультация

 «Вовлечение родителей в образовательную деятельность ДОУ»

«Море родителей, но мало отцов и

матерей, которые интересуются

своими детьми»

В.Г.Белинский

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка.

Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и интеллектуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую. Всё это, конечно, не приносит позитивных результатов. И мы, педагоги, знаем – всё из семьи, главные воспитатели детей - это родители!

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: « Родители являются первыми педагогами. Они должны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.

«От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» - говорил В.А.Сухомлинский.

Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Всем известно, что личность ребёнка формируется к 7 годам, в детском саду. Часто нам, педагогам, и родителям наших воспитанников не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, даже времени, чтобы услышать и понять друг друга и это всё отражается на воспитании наших детей.

Не секрет, что многие родители интересуются только питанием или чистотой одежды. Многие считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, часто испытываем трудности в общении с родителями по этим причинам.

  • Как заинтересовать родителей в совместной работе?
  • Как сделать их участниками воспитательного процесса?

Ведь положительный результат, может быть, достигнут только в рамках единого образовательного пространства, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения и родителями на протяжении всего дошкольного детства.

Для скоординированной работы детского сада и семьи ставится следующая задача:

Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

Формы работы с родителями:

Традиционные:                                                          

  • Родительские собрания
  • Беседы
  •  Консультации
  • Анкетирование
  •  Практикумы
  •  Семинары
  • Наглядная информация
  • Выставки
  • Конкурсы
  •  День открытых дверей.

Нетрадиционные:

  • Круглый стол
  •  Вечер вопросов и ответов
  • Семейный театр
  • Родительская почта
  • Семейная гостиная
  • Семейный клуб
  • Телефон доверия
  • Видеоролики
  •  Совместное создание предметно-развивающей среды
  • Газета
  •  Журнал
  • Презентации.

В результате повышается уровень сотрудничества, взаимодействия с родителями через вовлечение их в различные активные формы совместной деятельности, что способствует развитию их творческой инициативы.

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями родительские собрания нужно проводить в нетрадиционной форме, и  тщательно к ним готовиться.

Объявление  на собрание - тоже нетрадиционное:

«Если вы не хотите узнать ……, то не приходите на родительское собрание, которое состоится…., где представлены выставки …. приглашены специалисты … и будут решаться такие вопросы, как …»

Готовить  заранее фотовыставку, выставку детских работ, выставку специальной педагогической литературы и художественной детской литературы на тему данного родительского собрания, которые берутся в библиотеке и в методическом кабинете.

Всё это способствует доверительной атмосфере, где можно говорить родителям откровенно о проблемах.

В начале собрания проводить «зарядку для мозга»: задавать родителям вопросы на воспитательно-образовательную тему, разбирать педагогические ситуации, обсуждать интересные темы, предлагать нестандартные решения сложных вопросов.

На каждом собрании выражать благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе, а особенно родительскому комитету.

Слова благодарности стараться выражать в стихотворной форме собственного сочинения, например:

  • Спасибо вам за труд большой

За всё, что сделали с душой!

  • В группе папа есть у нас – он помощник просто класс

Пилит, чинит и строгает – всем нам очень помогает.

  • Папы, мамы – молодцы! Всем нам помогают.

Белят, красят и поют и в игры играют!

Доверительные отношения между воспитателями и родителями устанавливаются постепенно, в совместной деятельности. Можно организовать  «Дни добрых дел» -  это помощь в утеплении окон, в ремонте различного оборудования в группе и на участке, изготовление постельного белья и одежды для кукол и т.д.

Здесь налаживается атмосфера мира и тёплых дружеских взаимоотношений между воспитателем и родителями, ведь мы вместе стремимся, чтобы нашим детям в детском саду было так же хорошо, как дома.

Досуговое направление является  самым привлекательным и востребованным. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т.е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. При организации досуга вместе с родителями всегда можно предоставить такую возможность как совместное изготовление поделки или выполнение задания, требующего выработки совместной тактики. При таком варианте у родителей есть возможность обмениваться опытом, обучаться друг у друга интересным навыкам. А так же у родителей есть возможность изучать своего ребенка в другой обстановке, отличной от домашней.
В детском саду традиционно отмечают Праздник Осени, Новый год, 8 Марта. Но жизнь детей в саду становится интересней, если организовывать праздники, на которые родителей приглашают не только в качестве зрителей, но и участников, как это сделали коллеги из 4 группы. Хорошей традицией может стать проведение детско-родительских праздников. Сценарии составляются так, что родители являются непосредственными участниками праздника. Это предполагает сотрудничество с родителями через совместную деятельность – организация праздника, оформление зала, фотографирование детей, видеосъемка и т.д. Родители на праздниках могут читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах.
Эти мероприятия не только объединяют родителей и детей, но и создают атмосферу тепла и доверия во взаимоотношениях воспитателя и родителей. Совместные праздники с родителями надолго остаются в памяти взрослых и детей. В результате проведения таких мероприятий у родителей меняется отношение к ребенку и к нам, воспитателям, которые ежедневно занимаются с детьми, вкладывая свою душу, знания и силы.

Родители могут изготовить костюмы, атрибуты и пособия к театрализованным представлениям.

Если у родителей есть театральные способности, то можно предлагать им роли в постановках, проводить с ними репетиции и консультации.

В каждой группе много талантливых родителей, которые действительно могут поделиться своим опытом, рассказать о чем-то интересном, показать родителям, что они умеют, пригласить их к участию в творчестве, к фантазии вместе с детьми. Родители посредством анкетирования выбирают интересные для них темы. Руководствуясь интересами родителей, составляется план работы клуба на год. Мастер – класс можно проводить  с периодичностью 1 раз в месяц, всего 8 в год. Встреча длится от 40 до 60 минут. О теме очередного мастер-класса, его особенностях родители узнают из пригласительных билетов.  Цель таких мастер-классов формировать у детей и родителей устойчивый интерес к нетрадиционному творчеству в совместной деятельности, научить использовать знания и умения в работе с детьми в домашних условиях, рассказать о необходимости совместной деятельности в продуктивной и другой творческой работе.

 «Как создать такую возможность, чтобы мамы и папы тоже побывали в роли воспитателя в детском саду?» Для этого, можно ввести «Радостный денёк». Суть его заключается в том, что раз  месяц в группу будут приходить родители с каким – то интересным занятием. Например:

  • Беседа о профессии «парикмахер»

- рассматривание рабочих инструментов

- изготовление причёски для девочки

  • Беседа с детьми на тему «Волшебная бумага» - оригами

- Поделки из бумаги

- Игры с поделками и создание сюжета.

  • Беседа о школе, первой учительнице

- Рассматривание учебников, тетрадей первоклассников

- Игра «Волшебные буквы и цифры» и т.д.

«Радостный денёк» должен быть  действительно радостным!

Он будет  способствовать близкому знакомству и непосредственному контакту родителей с детьми

Использование разнообразных форм работы даст  определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут  активными участниками встреч и помощниками воспитателя, установится  атмосфера взаимоуважения.

Родители станут проявлять искренний интерес к жизни детского сада, научатся  выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребёнка.

Подготовила: Белова И.С.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Варианты вовлечения родителей в образовательную деятельность детского сада

Слайд 2

«Море родителей, но мало отцов и матерей, которые интересуются своими детьми» В.Г.Белинский В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и интеллектуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую. Всё это, конечно, не приносит позитивных результатов. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: « Родители являются первыми педагогами. Они должны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте». ФГОС говорит о том, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Мы, педагоги, знаем – всё из семьи, главные воспитатели детей - это родители!

Слайд 3

«От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» В.А.Сухомлинский. Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Всем известно, что личность ребёнка формируется к 7 годам, в детском саду. Часто нам, педагогам, и родителям наших воспитанников не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, даже времени, чтобы услышать и понять друг друга и это всё отражается на воспитании наших детей. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием или чистотой одежды. Многие считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, часто испытываем трудности в общении с родителями по этим причинам. Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать их участниками воспитательного процесса? Ведь положительный результат, может быть достигнут только в рамках единого образовательного пространства, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения и родителями на протяжении всего дошкольного детства.

Слайд 4

Формы работы с родителями Традиционные Нетрадиционные Родительские собрания Беседы Консультации Анкетирование Практикумы Семинары Наглядная информация Выставки Конкурсы День открытых дверей. Круглый стол Вечер вопросов и ответов Семейный театр Родительская почта Семейная гостиная Семейный клуб Телефон доверия Видеоролики Совместное создание предметно-развивающей среды Газета Журнал Презентации.

Слайд 5

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями родительские собрания нужно стараться проводить в нетрадиционной форме, и тщательно к ним готовиться. Объявление на собрание - тоже может быть нетрадиционное: «Если вы не хотите узнать ……, то не приходите на родительское собрание, которое состоится…., где представлены выставки …. приглашены специалисты … и будут решаться такие вопросы, как …»

Слайд 6

Досуговое направление является самым привлекательным и востребованным. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т.е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. В детском саду традиционно отмечают Праздник Осени, Новый год, 8 Марта. Но жизнь детей в саду становится интересней, если организовывать праздники, на которые родителей приглашают не только в качестве зрителей, но и участников, как это сделали коллеги из 4 группы. Хорошей традицией может стать проведение детско-родительских праздников. Сценарии составляются так, что родители являются непосредственными участниками праздника. Это предполагает сотрудничество с родителями через совместную деятельность – организация праздника, оформление зала, фотографирование детей, видеосъемка и т.д. Родители на праздниках могут читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах. Совместные праздники с родителями надолго остаются в памяти взрослых и детей. В результате проведения таких мероприятий у родителей меняется отношение к ребенку и к нам, воспитателям, которые ежедневно занимаются с детьми, вкладывая свою душу, знания и силы.

Слайд 7

В каждой группе много талантливых родителей, которые действительно могут поделиться своим опытом, рассказать о чем-то интересном, показать родителям, что они умеют, пригласить их к участию в творчестве, к фантазии вместе с детьми. Родители посредством анкетирования выбирают интересные для них темы. Руководствуясь интересами родителей, составляется план работы клуба на год. Мастер – класс можно проводить с периодичностью 1 раз в месяц. Встреча длится от 40 до 60 минут. О теме очередного мастер-класса, его особенностях родители узнают из пригласительных билетов. Цель таких мастер-классов формировать у детей и родителей устойчивый интерес к нетрадиционному творчеству в совместной деятельности, научить использовать знания и умения в работе с детьми в домашних условиях, рассказать о необходимости совместной деятельности в продуктивной и другой творческой работе.

Слайд 8

«Как создать такую возможность, чтобы мамы и папы тоже побывали в роли воспитателя в детском саду?» Для этого, можно ввести «Радостный денёк». Суть его заключается в том, что раз месяц в группу будут приходить родители с каким – то интересным занятием. Например : Беседа о профессии «парикмахер» - рассматривание рабочих инструментов - изготовление причёски для девочки Беседа с детьми на тему «Волшебная бумага» - оригами - Поделки из бумаги - Игры с поделками и создание сюжета. Беседа о школе, первой учительнице - Рассматривание учебников, тетрадей первоклассников - Игра «Волшебные буквы и цифры» и т.д.

Слайд 9

Использование разнообразных форм работы даст определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя, установится атмосфера взаимоуважения. Родители станут проявлять искренний интерес к жизни детского сада, научатся выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребёнка. Подготовила : Белова И.С.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

 «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Неразвитая речь становится все более серьезной и актуальной проблемой современности. Способствуют этому дешевая современная литература, снижение уровня культуры, примитивный язык мультфильмов и рекламных роликов. В связи с этим перед современной наукой встает задача поиска новых форм воспитания и обучения детей, формирующих предпосылки для их всестороннего развития. Многие ученые с помощью проведенных исследований доказали, что развитие речи дошкольника «сказкотерапией» – наиболее эффективный и доступный для него способ совершенствования разговорных способностей (слайд 1, 2).

Сказка для ребенка - это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Каждая история о дружбе, помощи, доброте, любви ко всему живому питает ум, учит мыслить, развивает.

Сказкотерапия -  это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия ребенка через речь с окружающим миром.

В два года детям очень нравятся сказки о животных. Ребята, с удовольствием, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами. В сказках малыши замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты. Этот прием хорошо известен нам по таким детским сказкам, как «Репка», «Теремок», «Колобок».

Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто сравнивают себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

С 5 лет ребёнка интересуют уже человеческие персонажи: принцы, царевны, солдаты, рыцари и т. д. Такие сказки лучше передают детям жизненный опыт на примере героев.

Примерно с 6 лет дети предпочитают волшебные сказки. Благодаря им, ребенок черпает жизненную мудрость (слайд 3,4).

Задачи сказкотерапии:

-  Развитие речи дошкольников (словаря, диалогической и монологической речи, грамматического строя речи);

-  Снятие эмоционального и мышечного напряжения у детей;

-  Снижение импульсивности и тревожности;

-   Развитие навыков взаимодействия в детском коллективе;

-   Развитие внимания, восприятия, воображения ребят;

-   Развитие общей и мелкой моторики, координации движений.

В ходе занятий сказкотерапией осуществляются следующие виды деятельности по сказке:

- Слушание и запоминание сказок;

- Пересказывание сказки одним ребёнком или поочерёдно (по фразам) группой детей;

- Придумывание продолжения к известной сказке или другого конца сказки;

- Придумывание сказок (групповое или индивидуальное);

- Рисование сказок;

- Разыгрывание сказок (инсценировки, кукольный театр, музыкальные спектакли);

- Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов, связанных с природой и животными;

- Пластические импровизации на тему сказок.

Таким образом, использование «сказкотерапии» в работе с детьми является весьма эффективным и многофункциональным. Сказка обогащает словарный запас, развивает речевую активность и учит четко формулировать свои мысли и излагать их. Помогает ребёнку устанавливать взаимодействие с окружающим миром, устанавливать взаимоотношения друг с другом в процессе игры, формировать эстетические эталоны и представления, что в дальнейшем активно влияет на становление личности.

Подготовила: Белова И.С.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Слайд 2

Сказка для ребенка - это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Каждая история о дружбе, помощи, доброте, любви ко всему живому питает ум, учит мыслить, развивает.

Слайд 3

Сказкотерапия - это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия ребенка через речь с окружающим миром.

Слайд 4

Задачи сказкотерапии : - Развитие речи дошкольников (словаря, диалогической и монологической речи, грамматического строя речи) ; - Снятие эмоционального и мышечного напряжения у детей; - Снижение импульсивности и тревожности; - Развитие навыков взаимодействия в детском коллективе; - Развитие внимания, восприятия, воображения ребят; - Развитие общей и мелкой моторики, координации движений.

Слайд 5

В ходе занятий сказкотерапией осуществляются следующие виды деятельности по сказке: - Слушание и запоминание сказок; - Пересказывание сказки одним ребёнком или поочерёдно (по фразам) группой детей; - Придумывание продолжения к известной сказке или другого конца сказки; - Придумывание сказок (групповое или индивидуальное); - Рисование сказок; - Разыгрывание сказок (инсценировки, кукольный театр, музыкальные спектакли); Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов, связанных с природой и животными;

Слайд 10

Таким образом, использование « сказкотерапии » в работе с детьми является весьма эффективным и многофункциональным. Сказка обогащает словарный запас, развивает речевую активность и учит четко формулировать свои мысли и излагать их. Помогает ребёнку устанавливать взаимодействие с окружающим миром, устанавливать взаимоотношения друг с другом в процессе игры, формировать эстетические эталоны и представления, что в дальнейшем активно влияет на становление личности.

Слайд 11

Спасибо за внимание)))