Участие в муниципальном этапе конкурса "Воспитатель года России" в 2021 - 2022 году

Белова Ирина Сергеевна

Визитная карточка

https://cloud.mail.ru/public/npBC/KoECu22sa

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эссе "Я - педагог"16.49 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Я – педагог»

        Всю жизнь мы проводим в окружении других людей, у которых перенимаем  знания, умения,  вдохновляемся их опытом. Иногда нам кажется, что те, кем мы являемся –  результат нашего труда. Есть выражение: «этот человек сделал себя сам». Но осуществимо ли это?

Я погружаюсь в размышления. Вот моя мама, читающая мне сказки о добре и зле. Сказки, написанные и выдуманные кем-то. Вот мой отец, который учит меня никогда не сдаваться, двигаться вперед, достигать своей цели. Вот мой воспитатель, раскрывающий мне многие чудеса жизни. Вот мой учитель, открывающий для меня удивительный мир знаний. А вот мой наставник в педагогическом колледже, раскрывший мне огромный мир чувств и особенностей детей. И я с удовольствием живу в нём, открывая все новые и новые грани.

        Каждый мой день – это множество познаний, где я обязательно обрету новый опыт и нередко посмотрю на привычные вещи под совершенно другим углом. Мне всегда есть о чем подумать в конце рабочего дня. Одни говорят, что быть педагогом очень весело, что мы словно всё ещё немного в детстве. Другие утверждают, что педагог – человек, совершающий непосильный труд, несущий на себе груз ответственности. Мне близки и то, и другое мнения. Быть воспитателем в детском саду действительно увлекательно, иногда настолько, что физически ощущается это единение с детьми в процессе. Я не чувствую себя путеводителем, наставником, указательным знаком. Я не считаю себя судьёй, решающим, что плохо, а что хорошо. Я ощущаю себя единой частью их коллектива, я осознаю себя чем-то равным по значимости. Из этого складывается понимание ответственности за каждое слово и действие, за каждый свой выбор. Читая книгу Януша Корчака «Когда, я снова стану маленьким», меня заинтересовала следующая мысль:

«Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься.

Ошибаетесь.

Ни от того мы устаем, а от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться.

Чтобы не обидеть».

Я нашла в этой фразе истинное ощущение себя, как педагога. Дети – это тонкая душевная организация, не терпящая фальши, но требующая искренности и эмоциональности. Они вбирают в себя весь мир, который мы можем открывать вместе с ними. Они всегда видят всё до мелочей, и мне интересно замечать это.

Иногда я задумываюсь: хороший ли я педагог? Всё ли я делаю правильно?  Многие считают, что если педагог задаётся такими вопросами, то он не уверен в своих силах. Однако они  побуждают к самоанализу, к выявлению не только возможных ошибок, но и новых возможностей. Поэтому я не боюсь спрашивать себя об этом и размышлять. Общество видит в педагогах кого-то, кто может открыть голову ребёнка и вложить в неё всё самое необходимое и хорошее, кого-то, кто всему научит. Порой это сбивает с толку даже самых опытных воспитателей и учителей. Я вижу в детях любопытство и азарт к познанию, а потому не могу дать им готовую информацию. Дети, как искатели сокровищ, любят открывать неизведанное сами. Они деятели. И я, как педагог, считаю своей главной обязанностью дать им возможность к приобретению собственного опыта и личного его осознания. Я чувствую себя компаньоном. Главное преимущество детей – их яркая фантазия. Мы, взрослые, мыслим уже более материально, чем они. Но я точно знаю, где находится главная площадка для того, чтобы ребёнок смог дать простор своей фантазии, объединив её с деятельностью и жаждой открытий – это мир игры. Я стараюсь расширять его каждый день. Удивительно, как легко строить этот мир вместе с детьми. Можно принести обычную палку, а они сделают из неё самый настоящий градусник или средство для добычи огня, или ложку, или... Ещё множество всего. Я открываю детям возможность иметь свою индивидуальность, принимая их безусловно, уважая их выбор, ценя их чувства. Все любят «удобных» ребят, которые слушаются, соглашаются, говорят то, чего от них ждут. Мало кто любит непосед и болтунов, задающих сто вопросов в минуту и вечно жаждущих всё потрогать, всё узнать, везде пролезть, на всё посмотреть. Но мне нравится это разнообразие характеров и темпераментов. Поэтому я воздерживаюсь от того, чтобы просто дать ребятам готовую информацию.                    Правильно ли это? Мне кажется, что да. И я делаю такой вывод на основе тех эмоций,   тех искорок в их глазах.

Хороший ли я педагог? Это решать не мне и не сейчас. Порой не так важно то, какое мнение о тебе складывается в моменте, важнее, что остаётся после тебя. Если моё присутствие в жизни моих воспитанников им поможет в дальнейшем, значит,  всё было не зря. И так хочется в это верить. Однако мы не можем заглянуть в завтрашний день.

        Многие с детства задаются целью занять определенное место в жизни. Они стремятся к этой цели. Я же не знала, кем я стану, когда вырасту. Но все мы в итоге вырастаем. И все кем-то становимся. Иногда нам кажется, что те, кем мы стали – результат нашего труда. Нередко слышу фразу:  «этот человек сделал себя сам». Однако я не считаю, что всё, чего я достигла – результат лишь моих трудов. Все, кто окружали меня в жизни, вложили часть своего опыта и своих знаний. Показывали мне собственные примеры поведения в различных ситуациях. Никогда бы я не смогла стать собой без всех этих людей и, в частности, без наших детей. Ежедневно  мы отправляемся с ними в новое путешествие, где каждый из нас открывает для себя нечто новое. Хочется верить, что то, чем я с ними делюсь, обязательно поможет им найти себя во взрослой жизни.

Я благодарю судьбу и окружающих меня людей за то, что нашла своё место в жизни, став педагогом.