Системность профессионального развития

Федор Федорович Майер

В данном разделе представлены документы, отражающие системность профессионального развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_mayer_f.f.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план самообразования

Социального педагога

МАОУ "Средняя  школа № 8"

Майер Федор Федорович

на 2021-2022 учебный год

Тема самообразования: "Формы и методы формирования законопослушного поведения  обучающихся"

Пояснительная записка

Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения у обучающихся нашей школы имеет особую актуальность и является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.

В соответствии с модернизацией российского образования в образовательных учреждениях субъектов Российской Федерации, сформулированы важнейшие задачи воспитания:

  • формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания;
  • защита прав и интересов обучающихся;
  • формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров, способности к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда.

В Федеральном Законе "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" №120 от 24.06.1999 г., ст.14.5 подчеркнута необходимость разработки и внедрения в практику работы образовательных учреждений программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения обучающихся школы – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений, правовой грамотности.

К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения требований законов, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.

Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание приобретает важную роль в школьном возрасте, начиная с 7 лет, и особую значимость имеет в 14-18 лет, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.

Система правового воспитания ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится личным убеждением подростка. Важно, чтобы обучающиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали структуру правоохранительных органов, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали виды правонарушений и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. В рамках правового воспитания уделяется внимание понятиям "доброта", "порядочность", вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения детей и подростков.

Цель: формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности; развитие правового самопознания; оптимизация познавательной деятельности, профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников, воспитание основ безопасности.

Задачи:

1.Воспитание у уважения к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам.

2. Развитие интереса к правам человека среди учащихся, их родителей и педагогов.

3. Содействие повышению качества образования в области прав человека, законопослушного поведения школьников в школе-интернате.

4. Привитие навыков избирательного права.

5. Активизация профилактической работы по предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения школьников.

6. Организация разъяснительных работ среди обучающихся и родителей по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье и школе.

7. Раскрытие творческого потенциала обучающихся через актуализацию темы прав человека, норм законов и ответственности за их несоблюдение.

Источники самообразования: методическая литература, Интернет-ресурсы, семинары, конференции, курсы повышения квалификации, районные методические объединения, мастер-классы.

Формы самообразования:

  1. Индивидуальная – через индивидуальный план,
  2. Групповая – через участие в деятельности районного методического объединения социальных педагогов, сетевое взаимодействие с педагогами посредством Интернет.

  

Направления самообразования:

I.Социально-педагогическое исследование

Изучение и анализ семейно-бытовых отношений в семьях первоклассников

ежегодно: сентябрь, октябрь

Проведение обследования  адаптации учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов.

ежегодно

Изучение и анализ семейно-бытовых отношений  в семьях учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или социально – опасном положении.

по мере необходимости

Изучение современных социально-педагогических диагностик учащихся и их семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или социально – опасном положении.

постоянно

Систематическое прохождение курсов повышения квалификации;

ежегодно

Изучение нормативно-правовой базы в сфере социальной политики

регулярно

II.Организация всеобуча

Проведение социальной паспортизации классов, школы

ежегодно: сентябрь

Знакомство с новыми  формами мониторинга в образовательном процессе.

регулярно

III.Социально-педагогическая защита прав ребенка

Знакомство с нормативной базой и информирование родителей о имеющихся правах и льготах детей с ОВЗ, детей из числа КМНС, информирование многодетных семей, малоимущих семей, законных представителей, помощь в их обеспечении и защите.

регулярно

Разработка буклетов, памяток по формированию ЗОЖ, законопослушного поведения.

постоянно

IV.Социально – педагогическое сопровождение семей, состоящих на учете

Диагностическая работа по выявлению причин неблагополучия семьи, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций. Изучение современных социально-педагогических диагностик.

регулярно

Взаимодействие с различными  ведомствами и службами  по  совместному  разрешению проблемы семьи и положения ребенка.

регулярно

Привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе.

регулярно

V. Методическая деятельность

Участие в работе   МО социальных педагогов, школьного МО классных руководителей. Выступление с докладом по теме самообразования.

по плану МО

Выступление на родительских собраниях по социально – педагогическим  проблемам

по мере необходимости

Участие в конференциях, семинарах

регулярно

Размещение информации о деятельности службы в средствах СМИ, на сайте школы

по мере необходимости

Разработка  буклетов, памяток направленных на формирование законопослушного поведения учащихся.

постоянно

Разработка методических рекомендаций  для учащихся и их родителей  по пропаганде ЗОЖ

регулярно

Совершенствовать знания современного содержания образования обучающихся.

регулярно

Знакомство с новыми технологиями, формами, методами и приёмами обучения.

регулярно

Организация работы с детьми, находящимися в социально-опасном положении  и принимать участие в конференциях, конкурсах творческих работ, дистанционных викторинах и олимпиадах.

регулярно

Изучать опыт работы лучших учителей округа и России через Интернет.

регулярно

Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов, технологий.

регулярно

Прохождение курсов повышения квалификации по современным технологиям работы с несовершеннолетними, находящимися в социально-опасном положении

по возможности

Ожидаемые результаты:

  • повышение теоретического, научно-практического уровня, профессионального мастерства и компетентности;
  • реализация технологического подхода в оказании помощи и поддержки детям с отклоняющимся поведением
  • разработка буклетов, памяток направленных на формирование законопослушного поведения учащихся..
  • разработка и проведение открытых мероприятий, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме.
  • доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях с самообобщением опыта;
  • продвижение персонального сайта-портфолио в сети Интернет, корректировка его основных разделов, размещение на нем авторских методических материалов.

Приложение  (Список изучаемой литературы)

1.Социальный педагог в школе. Автор-составитель И.Ю. Фоминичева. Волгоград: Учитель, 2010

2.Социально-воспитательные технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»)

3.Система работы школы по защите прав и законных интересов ребёнка. Автор-составитель Н.А.Меньшина. Волгоград: Учитель, 2008

4.Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений. Автор – составитель Е.Ю.Ляпина.- Волгоград: Учитель, 2007

5.Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию.- М. ВАКО, 2006.

6.Всеобщая Декларация прав человека ст. 23 Право на труд.

7.Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я – гражданин России. Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию 1-4 классы. -М.ВАКО, 2006.

8.Закон РФ « Об образовании» № 122 от 22.08.2004.

9.Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120 от 24.06.1999.

10.Кодекс РФ. Об административных правонарушениях от 30.12.2001.

11.Конвенция ООН. О правах ребенка.

12.Семейный Кодекс РФ.- М. БЕК, 1996.

13.Трудовой Кодекс РФ.

14.Уголовный Кодекс РФ.- М. ЭКСМО, 2008.

Баженов В. Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. – М., 1994.

15. Ресурсы сети Интернет