ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Казаков Роман Евгеньевич

В данном разделе размещена информация о систематизации  и оценивания педагогического опыта и образовательных технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное учреждение Калининградской области

профессиональная образовательная организация

«Педагогический колледж»

Р.Е. Казаков

«Развитие творческих способностей детей среднего школьного возраста посредством создания трёхмерных моделей

в условиях дополнительного образования»

Методическая разработка

Черняховск 2024г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

1.1.        Возможности процесса создания трёхмерных моделей в системе дополнительного образования        6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        16

Список литературы        17

Приложение 1.        18

Приложение 2        20

        

ВВЕДЕНИЕ

Развитие творческих способностей учащихся средней школы находится в центре внимания педагогов и психологов, поскольку все более признается, что способность к творчеству имеет важное значение для успешной адаптации в меняющемся мире. В условиях современного информационного общества, где ценится инновационное мышление и творческие навыки, исследование влияния трехмерного моделирования на развитие детей среднего школьного возраста представляется непосредственно связанным с потребностями образовательной системы. Трехмерные модели представляют собой мощный инструмент, который может стимулировать творческое мышление, пространственное воображение и навыки сотрудничества у обучающихся. Дополнительное образование, в свою очередь, открывает дополнительные возможности для внедрения инновационных методик и технологий, включая трехмерное моделирование. Применение таких методов в дополнительном образовании может обогатить образовательный процесс и содействовать всестороннему развитию обучающихся. Расширение возможностей в области 3D-печати и компьютерного моделирования открывает новые перспективы для образования, и исследование влияния трехмерного моделирования на развитие творческих способностей детей среднего школьного возраста также поможет оценить возможности использования новейших технологий в образовательной практике.

Существует убеждение, подкрепленное эмпирическими данными, о том, что активное вовлечение обучающихся в создание трехмерных моделей способствует развитию их пространственного мышления, логического мышления, абстрактного мышления, а также повышению уровня концентрации и воображения. В рамках дополнительного образования существует возможность более свободного экспериментирования с различными методами обучения и технологиями, что делает данную среду подходящей для проведения исследований в области использования трехмерных моделей для развития творческих способностей учащихся. Это может открыть новые пути для улучшения образовательных программ и методик, а также обеспечить дополнительные аргументы в пользу внедрения инновационных подходов в образовательную практику. Кроме того, учитывая растущую значимость навыков работы с новыми технологиями в современном мире, включение трехмерного моделирования в дополнительное образование может быть важным шагом в подготовке обучающихся к будущей профессиональной деятельности. Развитие навыков создания трехмерных моделей может способствовать формированию у обучающихся комплекса навыков, необходимых для работы в сферах дизайна, инженерии, архитектуры и других технических профессий.

Объект исследования: развитие творческих способностей детей среднего школьного возраста в условиях дополнительного образования.

Предмет исследования: развитие творческих способностей детей среднего школьного возраста посредством создания трёхмерных моделей в условиях дополнительного образования.

Цель исследования: обосновать эффективность создания трёхмерных моделей, а также разработать комплекс занятий, направленных на развитие творческих способностей детей среднего школьного возраста в условиях дополнительного образования путём создания трёхмерных моделей.

Задачи исследования:

  1. Определить сущность понятия «Творческие способности»;
  2. Представить возрастную и психолого-педагогическую характеристику детей среднего школьного возраста в аспекте развития творческих способностей;
  3. Раскрыть возможности процесса создания трёхмерных моделей в развитии творческих способностей детей среднего школьного возраста на занятиях по 3D-моделированию;
  4. Провести практическое исследование по использованию процесса создания трёхмерных моделей как процесс развития творческих способностей детей среднего школьного возраста на занятиях по 3D-моделированию.

  1. Возможности процесса создания трёхмерных моделей в системе дополнительного образования

В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Подросток уже умеет оперировать гипотезами при решении творческих задач. Сталкиваясь с новой задачей, он старается отыскать разные подходы в еѐ решении. Именно это как доминанту развития психики в интеллектуальной сфере выделяет доктор психологических наук, профессор И. Ю. Кулагина в своей работе «Возрастная психология». Свидетельствует о высоких возможностях развития таких творческих способностей, которые определяются гибкостью мышления и зоркостью в поисках проблем.

Подросток находит способы применения абстрактных правил для решения целых классов задач. Это свидетельствует о высоком потенциале развития способности к переносу опыта.

Овладение подростком в процессе обучения такими мыслительными операциями как классификация, аналогия, обобщение способствует эффективному развитию способности к сближению понятий, определяющейся легкостью анализирования и отдаленностью анализируемых понятий, высокое качество этих показателей определяется особенностями теоретического рефлексивного мышления, которые позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи. Для этого возраста характерен интерес к абстрактным философским, религиозным, политическим и прочим проблемам.

Как утверждает И. Ю. Кулагина, рассматривая особенности подросткового возраста, в связи с повышением интеллектуального развития подростка ускоряется и развитие воображения. Сближаясь с теоретическим мышлением, воображение дает импульс к развитию творчества подростков. Воображение подростка, как выделяет И. Ю. Кулагина, «конечно, менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но оно богаче фантазии ребенка». При этом Кулагина И. Ю. отмечает существование двух линий развития воображения в подростковом возрасте. Первая линия характеризуется стремлением подростками к достижению объективного творческого результата. Она присуща далеко не всем подросткам, но все они используют возможности своего творческого воображения, получая удовлетворение от самого процесса фантазирования.

Развитие творческих способностей находится в тесной взаимосвязи с таким психическим процессом, как воображение. Существенные изменения в развитии воображения у подростков отмечал и Л. С. Выготский. Он говорил о том, что под влиянием абстрактного мышления воображение «уходит в сферу фантазии». Говоря о фантазии подростков, Л. С. Выготский отмечал, что «она обращается у него в интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, которая становится исключительно субъективной формой мышления, мышления исключительно для себя». Подросток прячет свои фантазии «как сокровенную тайну и охотнее признается в своих поступках, чем обнаруживает свои фантазии».

Направление развития воображения по первой линии, ориентированной на продукт, на объективный результат и помощь в раскрытии фантазий как формы воображения у подростков – задача педагога, определяющая развитие многих важных творческих способностей, таких как способность к переносу опыта, способность к сближению понятий, к гибкости мышления, легкости генерирования идей, способности к предвидению в основу которых исследователь психологии творчества А. Н. Лук вложил творческое воображение.

В структуре же художественных творческих способностей воображение играет главенствующую роль. Немецкий философ и психолог Э. Шпрангер в своем труде «Психология юношеского возраста» характеризовал подростковый возраст как возраст начала качественного «врастания в культуру». Ребенок начинает усваивать и принимать «врастать психикой» в объективный и нормативный дух эпохи. Поэтому он утрачивает столь характерное для младшего школьника, как показал анализ работы Левина В. А. «Воспитание творчества», преобладание более чистого восприятия в способности к «сцеплению и антисцеплению». Все более начинает доминировать способность к «сцеплению». Несколько утрачивая способность к «антисцеплению», ребенок невольно склоняется в трактовке явлений к шаблонным точкам зрения. Это наиболее характерно при касании тех областей человеческой культуры, которые наименее актуальны для подростка и в которых он наименее склонен к поиску собственных идей.

Культурные ценности, духовные и материальные, созданные за всю историю человечества присваиваются детьми за относительно короткий период их детства, отрочества и ранней юности. Доктор психологических наук, профессор Н. Е. Щуркова в своей книге «Воспитание детей в школе» заостряет внимание на том, что «ценности «присваиваются» в ходе духовных усилий самой личности. Приобщение к культуре человечества – это усвоение истин и систем отношения к миру выработанное человечеством в индивидуальном пересмотрении.

Присвоить мир, как говорит Н. Е. Щуркова, - значит включить в структуру личности все его проявления как личностно значимые, «видеть себя в контексте протекания событий жизни», понимать связь своего существования и существования окружающих, брать на себя ответственность за характер протекания жизненных явлений».

Врастание в контекст культуры возможно только в процессе «воспроизведения в индивидуально свободной         форме культурных достижений человечества», или иными словами в процессе индивидуального детского творчества: «культура не передаѐтся, как сундук с вложениями, ею не владеют, получив от старшего поколения, она живѐт тем, что каждый раз заново воспроизводится».

Крупный исследователь подросткового возраста, немецкий философ и психолог Э. Шпренгер. Рассматривая подростковый возраст внутри юношеского, определял главные новообразования этого возраста – открытие

«Я», возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. И. Ю. Кулагина говорит о том, что возникновение рефлексии и осознание своей индивидуальности предопределяется формирующимся у подростка чувством взрослости. Чувство взрослости, по определению И. Ю. Кулагиной, - это отношение к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Чувство взрослости И. Ю. Кулагина называет центральным новообразованием младшего подросткового возраста.

Чувство взрослости, как отмечает И. Ю. Кулагина, проявляется, прежде всего, в стремлении к самостоятельности. Исследователь психологии   детей   Н.   С.   Лейтес в своѐм труде «Возрастная одарѐнность школьников» отмечает, что в подростковом возрасте особенно привлекательными для детей выступают формы деятельности, требующие упорства и самостоятельности. Дети в этом возрасте начинают проявлять собственную инициативу в тех видах работ и занятий, в которых прежде лишь следовали указаниям взрослых. Они стремятся к самостоятельности высказываний. Нередко из-за этого стремления, как выделяет Н. С. Лейтес, обнаруживается, что «ученики уже не хотят получать знания в готовом, разжѐванном виде». Подобное стремление наиболее благоприятная особенность для развития творческой активности детей, направленности на творчество, и эти качества нередко ярко проявляются в этом возрасте в процессе учебной деятельности подростков.

Стремление к самостоятельности обостряет чувство собственного достоинства, это нередко обнаруживается у учащихся на уроках. Некоторые подростки, из числа сильных учеников, «стремятся, - отмечает Н. С. Лейтес, - отвечать только на трудные вопросы, их обижает, если преподаватель спрашивает у них что-нибудь простое, всем известное». Эта особенность позволяет преподавателю обеспечивать одно из главных условий для организации развивающей деятельности – нахождение еѐ в зоне потенциального развития.

Возникновение интереса к своему внутреннему миру И. Ю. Кулагина относит к возрасту в 11-12 лет, после чего происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток начинает открывать для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пристрастно. И. Ю. Кулагина выделяет, что такая подростковая рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальный характер. Это может отражаться и в индивидуальном творчестве подростков, дневниках, стихах, литературно-творческих работах.

Познание себя, своих различных качеств приводит к формированию когнитивного, поведенческого и связанного с ними оценочного компонентов представления о собственном «Я», так называемой «Я-концепции». Для подростка важно не только знать какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности.

Формирование этого новообразования предопределяет становление отношения к себе, к учебной деятельности, к своему творчеству. То есть особенности развития представления о собственном «Я» обуславливают критичность отношения ребѐнка к процессу собственного творчества, к его результатам, к собственным возможностям и т.д.

И. Ю. Кулагина говорит о том, что помимо реального «Я» – представления о себе настоящем, «Я-концепция» включает в себя «Я» идеальное – представление о том каким хочется или нужно быть. «При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей, - отмечает И. Ю. Кулагина, - идеальное «Я» может слишком отличаться от реального», и в итоге переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе. Это, что совершенно очевидно, значительно снизит эффективность процесса развития многих творческих способностей. Ведь для того, чтобы способность развивалась, как мы помним, необходимо реализовать существующий уровень возможностей, но при неуверенности в себе, в своих силах и возможностях, при снижении уровня самооценки стремление к реализации своих способностей у подростка исчезает.

Н. С. Лейтес выделял ещѐ одну важную особенность развития личности подростка, выделяющуюся в процессе обучения – это «перемещение центра внимания учащихся с учителя на товарищей по классу». Это объясняется типом ведущей деятельности подростков, которой, по определению И. Ю. Кулагиной становится интимно-личностное общение. В своѐм творчестве подростки стремятся не только к общению во время самой творческой деятельности, но и общению через результаты своего творчества, а это уже прямой путь к истинному искусству. Ведь «искусство – это, прежде всего общение средствами искусства». Излюбленными темами для сочинений в этих классах становятся те, в которых можно рассказать о себе или своѐм сверстнике, звучащие примерно так: «Кто он мой настоящий друг?», или «Моя первая встреча с прекрасным».

Стремление к ощущению своей значимости, к демонстрации своей самостоятельности, к выделению своего «Я» в общении определяет важность для подростка результатов своей деятельности, эту особенность отмечает Н. С. Лейтес: «Для подростков важен результат – возможность разрешить практическую задачу, получить реальный продукт».

Направленность на результат одно из важнейших условий продуктивности и полноценности творческого процесса, как это отмечает Я.А. Пономарѐв в своѐм труде по психологии творчества. Стремясь к достижению результата деятельности субъект предвосхищает его. Это определяет развитие творческой способности к предвидению, в основу, которой А. Н. Лук полагал такую высшую психическую функцию как творческое воображение.

Среди противоречий, возникающих в связи с особенностями развития психики подростка, которые выделяет И. Ю. Кулагина, отметим, стремление подростков во всѐм походить на сверстников и в то же время попытки выделится в группе сверстников.

Стремление выделится в среде сверстников, заставляет подростка желать признания высокой значимости и ценности результатов своего индивидуального творчества. И иногда, возникающее в процессе обучения противоречие между реально признаваемой значимостью результата и желаемой может привести к завышенной самооценке значимости своих идей. Результатом чего, по заключению Р. С. Немова является желание никому не показывать созданное, не высказывать возникших идей, ни с кем ими не делиться, и оставить их при себе.

Возникновению такой ситуации может способствовать желание подростка слиться с группой, ничем не выделятся, отвечающее потребности в безопасности, которое, о чем говорит Кулагина И. Ю., психологи называют социальной мимикрией. По утверждению Н. С. Лейтнеса, дети в этом возрасте остерегаются угрозы выглядеть «белой вороной» среди сверстников, прослыть «выскочкой», «учительским любимчиком». Боязнь выделится в группе, очень опасна для развития творческих способностей. Р.С. Немов рассматривая познавательные психологические процессы определял эту особенность психики как «…склонность к конформизму», которая выражается « в доминирующем над творчеством стремлении быть похожим на других людей, не отличаться от них в своих сужденьях и поступках».

Педагогическое мастерство учителя и его общечеловеческие качества будут основными помощниками в снижении дестабилизирующего развитие творческих способностей эффекта данного противоречия.

Таким образом, мы делаем выводы о том, что анализ психолого- педагогической литературы позволил определить ряд особенностей влияющих на процесс развития творческих способностей у детей младшего подросткового возраста.

Сам процесс развития личности ребѐнка это в основном процесс «врастания в культуру», сами особенности которого отводят в нѐм важную роль творческой деятельности подростков. Доминанта интеллектуального развития – развитие теоретического рефлексивного мышления определяет особую успешность на этой стадии развития таких творческих способностей как зоркость в поисках проблем и гибкость мышления, способности к переносу опыта, сближения понятий. Воображение в данном возрасте выходит на новый уровень развития, теперь оно имеет более продуктивный характер, чем в детстве, но всѐ таки чаще всего оно уходит «в интимную сферу» и становится субъективной формой мышления. Преодоление этого, направление развития воображения по пути стремления к его продуктивности – одна из задач педагогики решающей проблему развития творческих способностей подростка.

Главными новообразованиями этого возраста являются становление «Я-концепции» подростка, а также возникновение рефлексии и осознание своей индивидуальности, проистекающие возникающего в этом возрасте чувства взрослости. Особенности становления и развития данных новообразований определяют особенности творческого процесса – его направленность, эффективность, продуктивность, и отношение к творчеству самого подростка. Возникновение этих новообразований дают возможность повысить эффективность развития критичности сознания подростка. Противоречиям, могущим возникнуть в процессе становления «Я- концепции» подростка, свойственно негативно влиять на развитие творческих способностей путѐм снижения самооценки подростка и уверенности в своих силах и возможностях.

Типом ведущей деятельности в данном возрасте является интимно- личностное общение, что определяет характер индивидуального творчества подростка, направленность творчества на результат. Из противоречий, возникающих в этом возрасте и влияющих на развитие творческих способностей стремление подростков к социальной мимикрии и в то же время желание выделится в группе сверстников. Последствия этого противоречия снижают эффективность организации педагогом творческой деятельности учащихся.

В целом же подростковый возраст во многом благоприятен для развития творческих способностей, но имеет в этом плане ряд специфических особенностей. «Традиционная система образования озабочена тем, чтобы дать учащимся некоторую сумму знаний. Но сейчас недостаточно заучить наизусть какой-то объем материала. Главной целью обучения должно быть приобретение обобщающей стратегии, нужно учить учиться».[19] Эти слова принадлежат известному советскому психологу, изучавшему психологию творчества и творческие способности Лук А.Н. Действительно, зачастую учитель требует от ученика лишь воспроизведения тех или иных знаний, выданных ему в готовом виде. Такого рода деятельность преимущественно развивает мнемические способности учащихся и зачастую воспитывает из школьников «зубрилок». Эта выпуклость нашего образования выступает во всех своих недостатках очень часто. Так, на интеллектуальных международных школьных олимпиадах наши подростки и юноши проявляли достаточно высокий уровень эмпирических знаний, но не могли справиться с таким, например, вопросом: «Почему в СССР крышки канализационных люков круглые, а в США квадратные?» Для ответа на этот и подобные вопросы необходимо было применить умение решения творческих задач, залогом такого умения служит достаточная развитость творческих способностей. В частности этот пример иллюстрирует низкий уровень развития способности к преодолению функциональной привязанности объекта. Объектом в данном случае является качество предмета – его форма.

Одним из условий развития творческих способностей у учащихся в школе выступает личность самого педагога. На это указывал А.Н. Лук, говоря о том, что «если учитель обладает высшими творческими возможностями, то одаренные ученики добиваются блистательных успехов.

Если же преподаватель сам находится внизу шкалы «творческие способности», успехи менее способных учащихся оказываются более высокими. В этом случае ярко одаренные школьники не раскрываются, не реализуют своих возможностей».

Дело в том, что учитель, обладающий низким уровнем развития творческих способностей, не может организовать действительно творческую деятельность, в процессе которой, как мы выяснили при теоретическом анализе работ Рубинштейна С.Л., Б.М. Теплова и Немова Р.С., развиваются творческие способности. Если учитель не обладает таким свойством личности как направленность на творчество, то и от своих учеников он будет требовать только знаний репродуктивного уровня. Если же учитель сам человек творческий, то он стремиться и умеет организовать творческую деятельность учеников.

Р. С. Немов, определяя сущность процесса развития способностей в целом, выдвинул ряд требований к деятельности, развивающей способности, которые и являются условиями их развития.

Особо среди таких условий Немов Р.С. выделял творческий характер деятельности. Она должна быть связана с открытием нового, приобретением новых знаний, что обеспечивает интерес к деятельности. Это условие для развития творческих способностей выделял Левин С.А. в своей работе «Воспитание творчества». Для того чтобы школьники не утратили заинтересованности в деятельности, необходимо помнить о том, что подросток стремится к решению максимально трудных для него задач. Это поможет нам реализовать второе условие, предъявляемое к развивающей деятельности, выдвинутое Немовым Р.С. Оно заключается в том, что деятельность должна быть максимально трудной, но выполнимой, или, иными словами, деятельность должна находится в зоне потенциального развития ребѐнка.

При соблюдении этого условия необходимо от раза к разу при постановке творческих задач увеличивать их сложность, или, как это определяет в своей работе «Литературное творчество ребят» Н.Р. Бершадская, придерживаться «принципа спирали». Реализовать этот принцип возможно лишь при длительной работе с детьми типичного характера, например, при постановки тем сочинений. Ещѐ одним важным условием для развития именно творческих способностей Левин В.А. называл развитие именно творческой деятельности, а не обучение только техническим навыкам и умениям. При несоблюдении этих условий, как подчѐркивал он, многие качества, необходимые творческой личности – художественный вкус, умение и желание сопереживать, стремление к новому, чувство прекрасного попадают в число избыточных, лишних. Для преодоления этого необходимо развивать обусловленное возрастными особенностями развития личности подростка стремление к общению со сверстниками, направляя его на стремление к общению через результаты творчества.

Наилучшей применительно к подростковому возрасту является «особым образом организованная творческая деятельность в процессе общения», которая субъективно, сточки зрения подростка, выглядит как деятельность по практическому достижению общественно значимого результата. Для этого важно, чтобы подростку было что сказать участникам общения, чтобы он действительно выступал информантом, для этого необходимо найти реципиента общения. В нашем случае реципиентом является коллектив класса и педагог, а на школьном уровне это коллектив школы, и т.д.

Традиционные же объективные условия возникновения в процессе обучения творческой деятельности учащихся обеспечиваются при реализации принципа проблемности в процессе обучения в современной школе.

Широкое применение в практике обучения получили проблемные ситуации, возникающие в результате побуждения школьников к выдвижению гипотез, предварительных выводов, обобщений. Являясь сложным приемом умственной деятельности, обобщение предполагает наличие умения анализировать явления, выделять главное, абстрагировать, сравнивать, оценивать, определять понятия.

Применение проблемных ситуаций в учебном процессе дает возможность формировать у учащихся определенную познавательную потребность, но и обеспечивают необходимую направленность мысли на самостоятельное решение возникшей проблемы.

Таким образом, создание проблемных ситуаций в процессе обучения обеспечивает постоянное включение учеников в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, что неизбежно ведет к развитию стремления к познанию и творческой активности учащихся. Ответ на проблемный вопрос или решение проблемной ситуации требует от ребенка выведения такого знания, на основе имеющегося, которым он еще не обладал, т.е. решения творческой задачи. Но не всякая проблемная ситуация, вопрос есть творческая задача. Так, например, простейшей проблемной ситуацией может являться выбор из двух или более возможностей. И только тогда, когда проблемная ситуация требует творческого решения, она может стать творческой задачей. При изучении литературы создания проблемной ситуации можно добиться путем постановки вопросов, требующих от учащихся осознанного выбора.

Итак, творческие способности развиваются и проявляются в процессе творческой деятельности. На данном этапе нашей работы возникла необходимость определить, что такое творческая деятельность вообще и творческая деятельность ребѐнка. Творчество или творческая деятельность – это деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Так определяет творчество психологический словарь. По словам Пономарева Я.А. в творчестве необходимо различать два рода критериев – психологические и социологические. Т.е. создаваемое новое является новым и для создающего, и для всех. Но не секрет, что детское творчество не является творчеством в полной мере. Дело в том, что детское творчество является таковым только в психологическом отношении – ребенок создает новое лишь для себя, но не создает нового для всех. Но отсутствие общественной новизны в результатах творчества учащихся не приводит к кардинальному изменению структуры осуществляемого ими творческого процесса. Поэтому применительно к процессу обучения творчество следует определить как «форму деятельности человека, направленную на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение». Таким образом, детское творчество – это осуществление процесса передачи опыта творческой деятельности. Но ни сообщение знаний о способах творческой деятельности, ни само осуществление данных способов в сходных ситуациях ещѐ не может обеспечить накопление опыта в творческой деятельности и овладение уже накопленным опытом. Чтобы его приобрести, ребенку «необходимо самому оказаться в ситуации, требующей непосредственного осуществления аналогичной деятельности».

Итак, для того, чтобы обучиться творческой деятельности, а в процессе такого обучения будут естественно развиваться творческие способности учащихся, нет иного способа, кроме практического решения творческих задач, это требует наличия у подростка творческого опыта и, в то же время способствует его приобретению. Одно из условий передачи творческого опыта, необходимость конструировать специальные педагогические ситуации, требующие и создающие условия для творческого решения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование было посвящено изучению развития творческих способностей в подростковом возрасте. Теоретическое исследование показало, что данная проблема является актуальной в связи тем, что в современном обществе подростки получают много готовой информации, которая не требует творческого подхода, а при помощи применения современных психологических технологий подросткам удается развивать свои творческие способности и в дальнейшем применять творческий подход к решению жизненных проблем и задач.

Теоретическое исследование показало, что креативность является необходимой составляющей творческих способностей.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1.        Выдвинутая, в начале исследования гипотеза о том, что применение современных психологических технологий способствует эффективному развитию творческих способностей подростков полностью подтверждена;

2.        Участие подростков в упражнениях помогло развить три компонента, характерные для человека:

•        предметные знания и навыки (экспертные знания в соответствующей области или областях);

•        соответствующие процессы творчества (когнитивные, познавательные процессы личности, способствующие нетрадиционному мышлению);

•        мотивация к цели (в частности, внутренняя мотивация к участию в деятельности из интереса, удовольствия, или самовыражения).

Список литературы

  1. Гайсина С.В Робототехника, 3D-моделирование и прототипирование в дополнительном образовании. Реализация современных направлений в дополнительном образовании. Методические рекомендации / С.В Гайсина, И.В. Князева, Е.Ю. Огановская. – Москва : КАРО, 2017. – 208 с.
  2. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. – Л. М. Семенюк; Ред. Д. И. Фельдштейн; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. – Воронеж : НПО "МОДЭК", 1996. – 96 с. – ISBN 5-89395-003-8
  3. Галкин Е.Ю. Анатомо-физиологические особенности подростков / Е.Ю. Галкин. – Москва : Эксмо, 2019. – 290 с.
  4. Сородоенко Р.С. Анатомо-физиологические особенности развития подростков / Р.С. Сородоенко. – Барнаул : БКИ, 2020. – 187 с.
  5. Савченков Ю. И. Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков) / Ю. И. Савченков, О. Г. Солдатова, С. Н. Шилов. – Москва : ВЛАДОС, 2018. – 143 с.
  6. Гайсина С.В Робототехника, 3D-моделирование и прототипирование в дополнительном образовании. Реализация современных направлений в дополнительном образовании. Методические рекомендации / С.В Гайсина, И.В. Князева, Е.Ю. Огановская. – Москва : КАРО, 2017. – 208 с.
  7. Большаков В.П. 3D-моделирование в AutoCAD, КОМПАС-3D, SolidWorks, Inventor, T-Flex. / В.П. Большаков, А.Л. Бочков, А.А. Сергеев. – СПб : Питер, 2011. – 336 с.
  8. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности / А. А. Мелик-Пашаев. – Москва : Знание, 1981. – 96 с.

Приложение 1.

Анкета для обучающихся

«Определение творческих способностей»

Инструкция

Уважаемые обучающиеся, выберете в каждом утверждении тот ответ, с которым вы согласны больше.

1. Мне больше нравится:

а) сочинять книги;

б) читать книги;

в) слушать пересказ книги.

2. Я люблю:

а) выступать в роли актера;

б) выступать в роли критика;

в) выступать в роли зрителя.

3. Я предпочитаю:

а) придумать новые способы выполнения работ;

б) работать по образцу;

в) отложить работу.

4. Я бы хотел:

а) отправиться в экспедицию;

б) путешествовать на корабле;

в) отдыхать на пляже.

Анализ исследования осуществляется следующим образом: за каждый ответ "а" начисляется 2 балла, "б" – 1 балл, "в" – 0 баллов. По количеству набранных баллов педагог может сделать следующие выводы:

•        больше 6 баллов – ребенок обладает творческими способностями на высоком уровне;

•        5–3 балла – у ребенка проявляются творческие способностями, но он часто сомневается в правильности их применения;

•        ниже 2 баллов – ребенок чаще всего выполняет работу по шаблону.

Приложение 2

Ранжирование

№, п/п

Виды творческих способностей

Категории

Топ творческих способностей

Мои творческие способности

Мои будущие творческие способности

1

Способность применить навыки, приобретенные при решении одной задачи к решению другой.

2

Гибкость мышления.

3

Способность видеть проблему там, где ее не видят другие.

4

Творческое воображение.

5

Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющуюся систему знаний.

6

Способность ассоциировать отдаленные понятия.

7

Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

8

Способность доработки деталей с целью совершенствования первоначального замысла.

  1. Выстройте свой топ творческих способностей в порядке возрастания значимости, которые, по вашему мнению, наиболее значимы для Вас.
  2. Отметьте творческие способности из перечисленных, которые, по вашему мнению, присутствуют у Вас лично.
  3. Отметьте те творческие способности, которыми вы хотите овладеть в порядке значимости (от меньшего к большему).



Предварительный просмотр:

План анализ посещенного занятия педагога по программе дополнительного образования в области деятельности

Ф.И.О. посетившего занятие

Казаков Роман Евгеньевич

Цель посещения занятия

Качество реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Дата посещения занятия

20.11.2023

Педагог (Ф.И.О., должность)

Щекочихина Елена Васильевна

Название программы

«Город мастеров»

Направление

художественное

Форма организации обучения по программе (индивидуальная, групповая, фронтальная)

Индивидуально-групповая

Возраст обучающихся, год обучения

8-13 лет, 1 год обучения

Тема занятия

Изготовление броши «Триколор»

Тип занятия

Подача нового материала, применение имеющихся навыков на практике

Форма проведения занятия

беседа, практическое занятие

Цель занятия

познакомить обучающихся с техникой изготовления броши «Триколор»

Оснащённость занятия (средства обучения, наглядные пособия, технические средства и др.)

Дидактический материал:

- образцы готовых работ.

Наглядный материал:

- мультимедийная презентация «Изготовление броши «Триколор».

Материально-техническое оснащение:

- мультимедиапроектор, ноутбук, экран;

- атласная лента шириной 5 см, белая, синяя и красная по 20 см (каждому);

- лента «Триколор», 25 см (каждому);

- булавка, 15 штук;

- клей «Момент Гель»;

- зажигалка;

- белые полубусины, 3 штуки (каждому);

- ножницы (каждому).

Структура наблюдения за ходом занятия

Этапы занятия

Оценка деятельности педагога

1 этап: организационный.

Задача: приветствие всех участников занятия, подготовка детей к работе на занятии.

Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

Организационный этап занятия педагог провел поэтапно. Занятие педагог начал с приветствия всех участников. Обозначил цель и задачи занятия. Определил этапы работы на занятии. Активизировал внимание на главных аспектах.

 2 этап: основной.

Изложение нового материала или информации предлагается обучающимся в определенной форме (индивидуальная, групповая, фронтальная). Педагог готовит наглядные пособия и материалы, вопросы аналитического содержания.

Составляющие данного этапа:

 1)  Усвоение новых знаний и способов действий.

 Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения.

Содержание этапа:Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.

2)  Первичная проверка понимания.

Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция.

Содержание этапа: Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием выполняемых действий (ориентировочная основа действий).

 3)  Закрепление знаний и способов действий.

 Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий.

Содержание этапа: Применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми.

 4)  Обобщение и систематизация знаний.

 Задача: формирование целостного представления знаний по теме.

Содержание этапа: Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.

На данном этапе педагог использует мультимедийную презентацию,  поддерживает познавательную активность группы, в процессе задействованы все обучающиеся. Происходит актуализация опорных знаний, активизируется познавательный интерес обучающихся.

Педагог знакомит детей с историей Российского флага. В процессе активного диалога дети актуализируют свои знания о цветах флага. Педагог рассказывает о разнообразных способах использования ленты-триколор, подкрепляя теорию наглядными материалами. На занятии педагог старается организовать внимание учащихся на главном.

После изложения нового материала педагог ставит перед обучающимися практическую задачу по изготовлению броши. Дети актуализируют имеющиеся навыки и начинают работу. Педагог оказывает необходимую помощь, контактирует с детьми, дружелюбен. Старается стимулировать самостоятельную работу детей. В процессе практической деятельности педагог обращает внимание на алгоритм изготовления броши. Дети имеют навыки по созданию подобных работ, педагог лишь изменяет форму конечного изделия. Это позволяет создать новые условия для реализации имеющихся у детей навыков.

3 этап: итоговый.

 Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

 Содержание этапа: Советы и рекомендации по практическому применению материала, информации. Педагог поощряет ребят за учебную работу, даёт качественную оценку деятельности каждому обучающемуся, рекомендации по коррекции отдельных действий (педагогическое оценивание). Сформулировав советы и рекомендации, обучающимся предлагается использовать материал, информацию в своей практической творческой деятельности.

На итоговом этапе педагог поощряет учащихся за успешную работу, дает качественную оценку деятельности каждому.



Предварительный просмотр:

Анализ проведенного занятия для освоения учащимися избранного вида деятельности

  1. Общие сведения об учебном занятии:
  • краткая характеристика группы: 12 человек, 10-12 лет, 1 год обучения;
  • оснащенность учебного занятия: Интерактивная доска, ноутбуки, программное обеспечение
  1. Тема, цель и задачи учебного занятия:

Тема: «Шкатулка»

Цель занятия        - развитие творческих способностей путем создания 3D-моделирования на онлайн-платформе TinkerCad.

1.        Обучающие:

  • формирование навыков моделирования;
  • обобщение знаний по 3D-моделированию;
  • формирование у обучающихся умения выделять основное в изучаемом материале, обобщать и сравнивать изучаемые факты, логично и последовательно излагать собственные мысли и идеи.

2.        Развивающие:

  • развивать мотивационные качества учащихся, мотивы учебной, деятельности;
  • развивать интеллектуальные качества обучающихся, познавательный интерес и способности, используя данные о применении изучаемых явлений в окружающей жизни, о новостях науки и техники;
  • развивать творческие способности обучающихся, их познавательную активность.

3.        Воспитывающие:

  • воспитание нравственного отношения обучающихся посредством включения в образовательный процесс соответствующих примеров из источников художественной литературы, истории;
  • воспитание таких личностных качеств, как коллективизм, патриотизм, гуманизм и иных общечеловеческих ценностей;
  • воспитание у обучающихся ответственного отношения к учебе, ответственности за результаты своего учебного труда, соблюдение правил и техники безопасности.
  1. Тип учебного занятия: Обобщение знаний, умений и навыков
  2. Структура учебного занятия: все три этапа занятия были логически правильно составлены. Один этап плавно перетекал в другой.
  3. Методы обучения: использовался словесный метод для обобщения знаний, а также практический метод для закрепления и повторения знаний, умений и навыков.
  4. Система работы педагога дополнительного образования:
  • педагог хорошо справился с организацией работы учащихся;
  • педагог управлял вниманием группы, а также предоставил умеренный объем информации.  
  1. Система работы учащихся:
  • обучающиеся были организованы и активны.
  • знания и умения усваивались хорошо.
  • обучающиеся творчески применяли знания и умения.  
  1. Общие результаты учебного занятия:
  • объем запланированной работы был выполнен полностью.  
  • цель занятия была достигнута.  
  • занятие было эффективным.
  • добавить больше интерактива к занятию.