Самообразование

Павлова Анастасия Ивановна

Младший дошкольный возраст – это возраст исследований. Ребенок уже начинает отделять себя от мира окружающих его взрослых, постепенно вступая в более самостоятельную жизнь. Малыш уже многое знает, умеет, и, конечно, стремится узнать еще больше. Но ему достаточно сложно, без помощи взрослого, разобраться в разнообразии окружающего его мира: такого интересного и неизведанного. Для умственного развития детей дошкольного возраста существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных способностей, так необходимых для познания окружающего мира. В связи с этим необходимо создать условия для интенсивного накопления разнообразных представлений о цвете, форме, величине, фактуре как в специально организованном процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в повседневной жизни.

Таким образом, следует особенно подчеркнуть, что именно целенаправленное обучение и освоение разнообразных действий с предметами приводят к тому, что восприятие становится более детальным, полным и точным. Предмет воспринимается ребёнком с точки зрения разных присущих ему свойств.

https://ds47-ulanude-r81.gosweb.gosuslugi.ru/svede...

https://elochka-47.tvoysadik.ru/site/pub?id=4302

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Математика для малышей26.07 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 47/2 «Ёлочка» комбинированного вида г. Улан-Удэ

670014, г. Улан-Удэ, ул. Совхозная, 69б, тел/факс: 290005,379442 e-mail: ds_47@govrb.ru

План самообразования воспитателя 1 младшей группы

«Развитие математических способностей детей 2-3 лет

через игровую деятельность.»

 

Подготовила:

Павлова Анастасия Ивановна

2024-2025

Пояснительная записка

У детей младшего дошкольного возраста наглядно-действенное мышление, имеющее в своей основе развитую сенсорику, реализующуюся во время действия с разнообразными предметами. Так же при построении образовательного процесса необходимо знать, что ведущей деятельностью малышей является игровая деятельность. Учитывая все эти особенности, мы разработали определенную систему, по развитию математических способностей у детей младшего дошкольного возраста. Она представляет собой систему дидактических, развивающих, познавательных игр и упражнений, которые строятся, в основном, на действиях детей с разнообразными предметами. Это дает малышам возможность приобрести свой опыт освоения математических премудростей. Каждая игра или упражнения, которые мы использовали в процессе образовательной и самостоятельной деятельности, сами по себе имеют методические, дидактические и психологические цели. Но организуя несколько игр или упражнений в одну образовательную систему, мы объединим их либо одним сюжетом, либо единым дидактическим материалом, что позволяет нам выйти на качественно иной уровень воздействия на ребенка. Нашей целью не являлось освоение и отработка каких-то ни было математических понятий, а введение ребенка в специально организованную ситуацию, которая образует в его восприятии ряд живых ассоциаций, имеющих в подтексте математическое содержание. Дети не должны замечать, что идет обучение. Вся система образовательной деятельности должна восприниматься ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.

Актуальность проблемы

Младший дошкольный возраст – это возраст исследований. Ребенок уже начинает отделять себя от мира окружающих его взрослых, постепенно вступая в более самостоятельную жизнь. Малыш уже многое знает, умеет, и, конечно, стремится узнать еще больше. Но ему достаточно сложно, без помощи взрослого, разобраться в разнообразии окружающего его мира: такого интересного и неизведанного. Для умственного развития детей дошкольного возраста существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных способностей, так необходимых для познания окружающего мира. В связи с этим необходимо создать условия для интенсивного накопления разнообразных представлений о цвете, форме, величине, фактуре как в специально организованном процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в повседневной жизни.

Таким образом, следует особенно подчеркнуть, что именно целенаправленное обучение и освоение разнообразных действий с предметами приводят к тому, что восприятие становится более детальным, полным и точным. Предмет воспринимается ребёнком с точки зрения разных присущих ему свойств.

Цель: формирование и развитие математических представлений у детей раннего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений.

Задачи: - Развитие у детей младшего дошкольного возраста умственных способностей, таких как: анализ, классификация, сравнение, обобщение; формирование способов познания путем сенсорного развития.

- Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр, сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики;

- Способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы.

Образовательные области«Познавательное развитие»«Социально-коммуникативное развитие».

Ожидаемый результат.

При успешной реализации поставленной цели и задач мы планируем получить следующие результаты:

• Ребенок проявляет познавательную активность; сравнивает, классифицирует, отражает результаты в речи; имеет представление о форме, цвете, величине;

• У ребенка сформировано стремление преодолеть трудности

Предполагаемый результат:

С помощью данного проекта совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух;

- обогатить чувственный опыт детей в разных видах деятельности;

- дети научатся обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму;

- устанавливать сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки, большой красный мяч, маленький синий мяч);

- дети смогут называть свойства предметов;

- сформируется у детей самостоятельность и целенаправленность в предметной деятельности;

- привлечь родителей к обогащению математического опыта детей через выполнение с ними различных видов заданий.

Работа с родителями: Домашнее задание:

1) играть с детьми в семье в игры для закрепления цвета дня.

2) подобрать игрушку для создания коллективной работы.

3) Помощь в создании игр, пополнении РППС группы

1 этап проекта - Подготовительный

1. Разработка плана реализации проекта.

2. Изучение специализированной литературы, обдумывание идеи проекта, изготовление и покупка дидактических игр, сбор информации, материала для реализации идеи, изучение индивидуальных особенностей детей, Подбор дидактических игр, пособий, иллюстраций, стихотворений, загадок, подвижных игр.

3.Разработка конспектов образовательной деятельности по познавательному развитию, речевому развитию, художественно-эстетическому развитию.

4.Разработка консультаций для родителей по данной тематике.

2 этап проекта – Практический

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

Дата

1 занятие

2 занятие

Работа с родителями

тема

игра

тема

игра

ноябрь

Игровая ситуация «Знакомство с лисой Алисой»

Цель: формирование понятий – форма и величина. Знакомство с игровым образом лисой Алисой.

Д/и «Какие лиса видела дома?».

Игра-наблюдение «Большой маленький»

Игры детей с пирамидками, матрешками, конструирование с детьми домика для лисы.

«Лиса Алиса пришла в магазин»

Цель: формирование понятий – форма и величина. Д/и «Веселые матрешки»

Игра «Собери бусы для лисы Алисы» Д/игры «Окошки»«Сравнение фигур»«Подбери правильно»

 Игра с детьми в формочки-вкладыши. Манипуляции детей с мелкими и крупными мозаиками.

Консультация «Пальчиковые игры», «Карандаш-массажёр», «Возрастные особенности развития моторики и координации».

декабрь

Игровая ситуация «Лиса- Алиса и заяц-Яша» Цель: формирование понятий – форма и величина

Д/игры «Длинный - короткий»«Найди круглые, квадратные предметы».

 Закаливающие процедуры после сна – «Пройди па длинной /короткой дорожке»

 Игра «самый длинный – самый короткий» Конструирование «Кроватка для лисы». Игры с разными по длине ленточками.

Игровая ситуация «Наведем порядок в комнате у зайца»

Цель: знакомство детей с различными геометрическими фигурами разной величины.

Д/игры «Разложи фигуры по местам»«Фигуры играют в прятки»«Башни». Совместные игры с логическими квадратами, рамками – вкладышами.

Игра «Геометрическое лото» Рассматривание с различными по форме, цвету и размеру формочек и совков.

«Значение дидактических игр и упражнений для воспитания детей раннего возраста», «Организация и проведение дидактических игр»

январь

Игра «Геометрическое лото» Рассматривание с различными по форме, цвету и размеру формочек и совков.

Игры со строительным материалом и геометрической мозаикой

Игры для развития мелкой моторики с нестандартными материалами:

прищепки «Жук»«Гусь»«Крапива»,

решетки «Зоопарк»«Прогулка»Д/игры на дифференциацию предметов по размеру «Орешки для белочки»«Ёжик». Конструирование построек из мелкого и крупного строительного материала.

Игровая ситуация «Накроем стол для гостей»

Цель: формирование умений сравнивать предметы по количеству

Д/игры «Сравни»«Один - много»«Добавь, чтобы стало столько же».

Развивающие игры «Найди пару»«Что в мешочке?»«Сервировка стола» Самостоятельные игры детей с игрушками разного размера.

Консультация «Пальчиковые игры», «Карандаш-массажёр», «Возрастные особенности развития моторики и координации».

Февраль

Игровая ситуация «Лесная гостья»

Цель: развивать сравнивать предметы по количеству

Д/игры «Спрячь зайца от лисы»«Парные картинки»«Цветочная поляна». Пальчиковые игры«Котята»«Воробьи».

Беседы с детьми на тему обобщения предметов. Рассматривание детьми картинок и альбомов по различным группам.

Игровая ситуация «Сделаем бусы для лисы Алисы»

Цель: продолжать формировать представление о форме и размерах предметов

Д/игры «Объемный пазл»«Собери овощи из частей»«Собери картинку».

 Игры на развитие мелкой моторики «Крутится, вертится»«Шнурочки».

Консультация «Растём играя»,

консультация «Зачем нужны игрушки».

Март

«Что в корзиночке лежит?»

Цель: дать представление о разнообразии геометрических тел. Ввести в активный словарь названия объемных тел: шарик, кубик, кирпичик, колечко, палочка. Формировать понятие о сходстве и различии предметов по форме.

Игровые упражнения«Найди такой же»«Строим стульчик для матрешек».

Развивающие игры «Рыбалка с игрушками»«Занимательная коробка»«Собери картинку»

 Д/и «Форма, цвет».

«Путешествие в весеннем лесу»

Цель: развивать у детей умение слышать и выполнять инструкцию взрослого, различать и правильно называть цвет, различать предметы по ширине, учить использовать нетрадиционный метод рисования

Игровая ситуация «Будем лису мы наряжать»

Цель: продолжать учить детей различать величины предметов 

Консультация «Наши пальчики лепят», «Волшебные ладошки»

апрель

«В гости к зайке»

Цель: закреплять умение: внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы, длина: короткий, длинный величина: большой, маленький, цвет: желтый, красный, развивать наглядно-образное мышление

Игра «Сервировка стола» самостоятельные игры детей с игрушками разного размера.

«Найди пару», «Что в мешочке?»

«Закрой двери в домиках».

Цель: обучать детей выделению параметров величины предметов.

Повторение цветов, форм.

«Подбери по размеру»

«Подбери по форме»

«Выложи по образцу»

Консультация «Наблюдательность – ключ к познанию»

май

«Воздушный шарик»

Цель: обогащать сенсорный опыт детей путем выделения формы предметов, обведения их по контору поочередно то одной, то другой рукой. Учить детей изображать предметы округлой формы (шар); различать цвета, правильно называть их.

Чудесный мешочек»

«выложи зайку…»

«Когда это бывает?»

«Игрушки»

Цель: продолжать учить детей различать и называть цвета: красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый; воспринимать и различать оттенки, формировать представление о величине: большой, маленький, закреплять умение детей держать кисть тремя пальцами.

«Подбери по размеру»

«Подбери по форме»

«Выложи по образцу»

Выставка пособий и поделок изготовленных

руками родителей

3 этап проекта – Заключительный.

Подведение итогов реализации проекта. Обобщение результатов работы, формулировка выводов

Список использованной литературы:

  1. Программа  «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, Т.С, Комарова.
  2. Позина В.А. Помораева  И. А Формирование  элементарных математических представлений. 2017г.
  3.  Михайлова З.А. « Игровые, занимательные задачи для дошкольников» М.- 2010г.
  4. Валина В. «Веселая математика» М.- 2019г
  5. Водопьянов Е.Н. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»  Дошкольное воспитание №3 2000г.
  6.  Нищева Н. В «Развитие математических способностей  детей с ОНР»