Определение личностных и метапредметных достижений учащихся

РАБОТА  ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптация первоклассника к школьному обучению.

Методика "Что мне нравится в школе"

Анкета.

Оценивать уровень школьной мотивации можно также и с помощью специальной анкеты, ответы на вопросов которой оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ - 0 баллов, нейтральный - 1, положительный - 3 балла).

Вопросы анкеты:

1.Тебе нравится в школе или не очень?

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?

3. Тебе нравится обедать в  школьной столовой?

4. Какой твой любимый предмет?

5. Кому из одноклассников подарил бы подарок на Новый год?

6. Какой вид спорта ты предпочитаешь?

7. Чтобы ты хотел получить в подарок на день рожденье?

Шкала оценок:

Учащиеся, набравшие от 15-21 балла, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, от 10-14 баллов характерны для средней нормы, от 5-9 баллов свидетельствует о низкой мотивации и ниже 5 баллов - о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.

002.jpg

 



Предварительный просмотр:

Олимпиадная работа

по русскому языку

для учащихся 3  классов

Максимальный балл: 1,5

Всего 1,5 балла: по 0,5 баллов за каждое верное слово.

Задание 1. Запишите, какие получатся слова, если прочесть их от конца слова к началу, учитывая звуки, а не буквы.

ЛОГ, ЛЮК, ПАРК.

Ответ:___________________________________________________________

Максимальный балл: 2 балла

Задание 2. Отгадай слова сходные по звучанию, но отличающиеся одной буквой.                 

                                        С буквой «С» живу в пруду,

                                        Все рыболовы меня знают.

                                        С буквой «Ф» за красоту

                                        Меня жар птицей называют.

Максимальный балл: 3 балла

Задание 3. Отгадайте ребусы. Выделите в отгадках корень.

Описание: http://s1.hostingkartinok.com/uploads/images/2012/04/1c982e4ec36bcc71c37c44737dcb80d6.jpg

Г        

                 Описание: http://funforkids.ru/paint/tree/tree075.gif

                    НОЙ

         

а) ___________       б) _____________                в) ___________

Максимальный балл: 4 балла

Задание 4.  Подчеркните подлежащее в каждом предложении.

а) Мать встретила Катю.                                    

б) Мать встретила Катя.

в) День сменил ночь.  

 г) День сменила ночь.

Максимальный балл: 5 баллов

Задание 5.  На место пропусков надо поставить по одной букве так, чтобы по горизонтали можно было прочесть слова. По вертикали слева и справа из крайних букв должны получиться слова со следующими значениями: «учебное заведение», «школьная мебель».

               УРУ    

               НИГ        

        ТВА

        ЕПЕ

            СТР

Описание: Школьная пора Школьная пора - векторная иллюстрация на тему образования - купить рисунок в фотобанке Автор: LoopAll Статьи и уро

ОТВЕТЫ

№ задания

Правильный ответ

Максимальный балл

1.

Ответ: гол, куль, краб.

        Всего 1,5 балла: по 0,5 баллов за каждое верное слово.

2

  С буквой «С» живу в пруду,

  Все рыболовы меня знают.

  С буквой «Ф» за красоту

    Меня жар птицей называют.

                                           (сазан – фазан)

     Всего 2 балла: по 1 баллу за

 каждое верное слово. 

Ответ:                                                                               а) гроза (корень – гроз-);                                                   б) лесной (корень – лес-);                                                в) берёза (корень – берёз-).                                                                                                                                              

Всего 3 балла: по 0,5 баллов за каждое верное слово и правильно выделенный корень.

4.

Ответ:                                                                               а) Мать встретила Катю.                                    

б) Мать встретила Катя.

в) День сменил ночь.                                                                                                               г) День сменила ночь.

Всего 4 балла: по 1 баллу за каждый  верный ответ.

5.

Ответ:  

               УРУ    

               НИГ        

        ТВА

        ЕПЕ

            СТР

Всего 5 баллов: по 1 баллу за каждое слово.

Литература:

  • Олимпиадные задания 2-4 классы (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2014
  • Олимпиадные задания 2-4 классы Русский язык, автор- составитель Т. Ю. Родионова, Волгоград, Издательство «Учитель», 2013 год  
  • Интернет- ресурс



Предварительный просмотр:

Тесты по литературному чтению,  ключи к тестам , 4 класс

Тест 1.Летописи. Былины. Жития.   I вариант

А1. Какие сведения о важных событиях стали записывать в летописях?

                 1) много тысяч лет назад

                 2) когда появилось устное народное творчество

                 3) с появлением письменности    

                 4) когда стали печатать первые книги

А2.  Почему Олег не принял вино от греков?

                1) оно прокисло                 3) оно было разбавлено

                2) он не пил вина               4) оно было отравлено

А3.  Какое имя носил Сергий Радонежский в крещении?

               1) Кирилл                            3) Сергий

               2) Стефан                            4) Варфоломей

В1. Как называется русская народная эпическая песня - сказания о богатырях?

               1) сказка                              3) быль

               2) летопись                         4) былина

В2.  Что означает слово паволоки?

               1) драгоценности, наряды                

               2) шелковые ткани, покрывала

               3) деньги Древней Руси

               4) еда, кушанье

С1.  Почему обнищал отец Варфоломея, обладавший большим имением в Ростовской области?

               1) из-за частых хождений с князем в Орду    

               2) из-за частых набегов татар на Русь

               3) из-за многих даней тяжких и сборов ордынских

               4) из-за переезда с родной земли

Тест 1.Летописи. Былины. Жития. II вариант

А1. Сколько кораблей было у Олега?

           1)тысяча                               3)три тысячи      

           2)две тысячи                        4)четыре тысячи

А2.  Что делал Варфоломей. когда встретил старца святого?

               1) гулял по лесу                 3) искал скот

               2) пастушил                        4) играл с детьми

А3.  Сколько лет княжил Олег?

               1) двадцать лет                   3) тридцать три года

               2) тридцать лет                   4) тридцать два года

В1. Кто такой богатырь?

               1) богатый человек            

               2) могучий человек  

               3) защитник Родины      

               4) воин, защитник своей Родины, наделенный чувством   собственного достоинства и

                  отличающийся необычной       силой, мужеством и удалью

В2.  Что означает слово узорочье?

               1) драгоценные наряды        

               2) шелковые ткани, покрывала      

               3) старинные монеты

               4) еда, кушанье

С1.  Почему родители не давали благословение Варфоломею начать иноческую жизнь?

               1) хотели, чтобы сын ухаживал за ними и похоронил

               2) не хотели, чтобы он вел такую жизнь

               3) сыновья Стефан и Пётр женились и думали. как угодить

                 женам, а не родителям    

                4) боялись жить одни

Тест 2.Поэтическая тетрадь 1. (часть 1)   I вариант

А1. Какое стихотворение написал Н.А.Некрасов?

               1) "Школьник"                   3) "Еще земли печален вид..."

               2) "Листопад"                    4) "Бабочка"

А2.  Кто написал стихотворение "В зимние сумерки нянины сказки..."

               1) И.А.Бунин                      3) А.Н.Плещеев

               2) Е.А.Баратынский           4) Н.А.Некрасов

А3.  Узнай произведение по рифме.

       Шёпот - ропот, лесов - лугов, голы - долы.

               1) "В синем небе плывут над полями..."

               2) "Весенний дождь"

               3) "Ещё земли печален вид..."

               4) "Где сладкий шёпот..."

В1. В каком стихотворении меняется ритм?

               1) "Дети и птички"           3) "Листопад"

               2) "Весенний дождь"       4) "Где сладкий шёпот"

В2. Подбери синоним к слову шумный.

               1) грохочущий                   3) скромный

               2) тихий                              4) неслышный

С1.  О каком поэте эти строки?

       От своего отца он унаследовал силу характера, твёрдость духа,

      завидное упрямство в достижении цели.

               1) об А.А.Фете                   3) о Н.А. Некрасове

               2) о Ф.И.Тютчеве              4) об И.А.Бунине

Тест 2.Поэтическая тетрадь 1. (часть 1)   II вариант

А1. Какое стихотворение написал А.А.Фет?

               1) "Листопад"                    3) "Бабочка"

               2) "Дети и птички"            4) "Где сладкий шёпот"

А2.  Кто написал стихотворение "Где сладкий шёпот"?

               1) Ф.И.Тютчев                    3) И.А.Бунин

               2) А.А.Фет                           4) Е.А.Баратынский

А3.  Узнай произведение по рифме.

        Полями - краями, туман - румян. ночною - межою.

               1) "Где сладкий шёпот..."

               2) "В синем небе плывут над полями..."

               3) "Листопад"                    

               4) "Ещё земли печален вид..."

В1. В каком словосочетании есть эпитет?

               1) плывут над полями        3) в восторге молюсь

               2) огненным шаром            4) чуть заметен

В2. Подбери антоним к слову торжествующий.

               1) грустный                       3) радостный

               2) весёлый                         4) счастливый

С1.  О каком поэте идёт речь?

        Современники вспоминали его как исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь.

               1) об А.Н.Плещееве          3) о Н.А. Некрасове

               2) об И.С.Никитине           4) об А.А.Фете        

     

Тест 3.  Делу время - потехе час.  I вариант

А1. Вспомни имя Шварца.

               1) Евгений Львович          3) Евгений Леонидович

               2) Лев Евгеньевич             4) Леонид Евгеньевич

А2.  Кто написал произведение "Никакой горчицы я не ел"?

               1) В.В.Голявкин                  3) В.Ю.Драгунский

               2) Н.Н.Носов                        4) Е.Л.Шварц

А3.  Из какого произведения эти выражения?

        И в ус не дует. Терять время понапрасну.

               1) "Главные реки"

               2) "Что любит Мишка"

               3) "Сказка о потерянном времени"

               4) "Никакой горчицы я не ел"

А4.  Произведение какого композитора играл Борис Сергеевич (герой произведения "Что любит Мишка")?

               1) Баха                                     3) Шопена

               2) Прокофьева                        4) Чайковского

В1.  Кто из авторов высказал такую мысль?

       Так устроено на свете: от любого несчастья может спастись

       человек.

           1) В.В.Голявкин                  3) В.Ю.Драгунский

               2) Н.Н.Носов                        4) Е.Л.Шварц

С1.  Укажи героев "Сказки о потерянном времени".

               1) Петя Зубов                     3) Наденька

               2) Ольга Капитоновна      4)  Кораблёв

Тест 3.  Делу время - потехе час.  II вариант

А1. Как зовут Голявкина?

               1) Виктор Владимирович        3) Виктор Валентинович

               2) Владимир Викторович        4) Валентин Викторович

А2.  Кто написал "Сказку о потерянном времени"?

               1) Е.Л.Шварц                       3) В.Ю.Драгунский

               2) В.В.Голявкин                  4) Н.Н.Носов

 А3.  Из какого произведения эти выражения?

       Держать ухо востро. Как сквозь землю провалился.

               1) "Никакой горчицы я не ел"

               2) "Сказка о потерянном времени"

               3) "Что любит Мишка"

               4) "Главные реки"

А4. Что больше всего на свете любил Борис Сергеевич (герой произведения "Что любит Мишка"?

               1) песенки                               3) животных          

               2) музыку                                4) детей

В1.  У кого из авторов вместо отрицательных героев действуют

        отрицательные качества человека: трусость, жестокость,

        вероломство?

               1) у Е.Л.Шварц                     3)  у В.В.Голявкина                  

               2) у Н.Н.Носова                    4) у В.Ю.Драгунского

С1.  Укажи героев произведения "Главные реки".

              1) Раиса Ивановна              3) Мишка

               2) Петя Зубов                     4)  Кораблёв

Тест 4.  Страна детства  I вариант

А1. Как зовут Житкова?

               1) Борис Степанович         3) Борис Сергеевич

               2) Степан Борисович         4) Сергей Борисович

А2.  Какое произведение принадлежит М.М.Зощенко?

               1) "Как я ловил человечков"

               2) "Ёлка"

               3) "Корзина с еловыми шишками"

               4) "Главные реки"

А3.  Кто написал произведение "Корзина с еловыми шишками"?

               1) Б.С.Житков                    3) К.Г.Паустовский

               2) М.М.Зощенко                4) В.В.Голявкин

А4. Укажи героев произведения "Как я ловил человечков".

               1) Дагни                              3) Лёля

               2) дядя                                 4) внук

В1.  Синонимом какого слова являются эти слова?

       Висеть, бездельничать, ходить.

               1) наслаждаться                 3) болтаться

               2) смотреть                         4) сидеть

С1.  Найди олицетворение из одного произведения.

               1) эхо - это птица пересмешник

               2) рояль мог петь

               3) клавиши тосковали. смеялись

               4) пароходик важно стоял на полке

Тест 4.  Страна детства  II вариант

А1. Как зовут Паустовского?

               1) Георгий Константинович      3) Григорий Константинович

               2) Константин Георгиевич         4) Константин Григорьевич

А2.  Какое произведение написал Б.С.Житков?

               1) "Как я ловил человечков"

               2) "Ёлка"

               3) "Корзина с еловыми шишками"

               4) "Главные реки"

А3.  Кто написал произведение "Ёлка"?

               1) Б.С.Житков                    3) М.М.Зощенко                

               2) В.В.Голявкин                 4) К.Г.Паустовский

А4. Укажи героев произведения "Корзина с еловыми шишками".

               1) Минька                           3) Лёля

               2) бабушка                           4) Дагни

В1.  Синонимом какого слова являются эти слова?

       Глядеть, взирать, таращиться. глазеть.

               1) ходить                            3) болтаться

               2) смотреть                         4) гулять

С1.  Выбери эпитеты из одного произведения.

               1) голые борта

               2) грибной дождь

               3) горные леса

               4) весёлое эхо

Тест 5.Страна детства    I вариант

А1. Как зовут Житкова?

               1) Борис Степанович         3) Борис Сергеевич

               2) Степан Борисович         4) Сергей Борисович

А2.  Какое произведение принадлежит М.М.Зощенко?

               1) "Как я ловил человечков"

               2) "Ёлка"

               3) "Корзина с еловыми шишками"

               4) "Главные реки"

А3.  Кто написал произведение "Корзина с еловыми шишками"?

               1) Б.С.Житков                    3) К.Г.Паустовский

               2) М.М.Зощенко                4) В.В.Голявкин

А4. Укажи героев произведения "Как я ловил человечков".

               1) Дагни                              3) Лёля

               2) дядя                                 4) внук

В1.  Синонимом какого слова являются эти слова?

       Висеть, бездельничать, ходить.

               1) наслаждаться                 3) болтаться

               2) смотреть                         4) сидеть

С1.  Найди олицетворение из одного произведения.

               1) эхо - это птица пересмешник

               2) рояль мог петь

               3) клавиши тосковали. смеялись

               4) пароходик важно стоял на полке

Тест 5.Страна детства  II вариант

А1. Как зовут Паустовского?

               1) Георгий Константинович      3) Григорий Константинович

               2) Константин Георгиевич         4) Константин Григорьевич

А2.  Какое произведение написал Б.С.Житков?

               1) "Как я ловил человечков"

               2) "Ёлка"

               3) "Корзина с еловыми шишками"

               4) "Главные реки"

А3.  Кто написал произведение "Ёлка"?

               1) Б.С.Житков                    3) М.М.Зощенко                

               2) В.В.Голявкин                 4) К.Г.Паустовский

А4. Укажи героев произведения "Корзина с еловыми шишками".

               1) Минька                           3) Лёля

               2) бабушка                           4) Дагни

В1.  Синонимом какого слова являются эти слова?

       Глядеть, взирать, таращиться. глазеть.

               1) ходить                            3) болтаться

               2) смотреть                         4) гулять

С1.  Выбери эпитеты из одного произведения.

               1) голые борта

               2) грибной дождь

               3) горные леса

               4) весёлое эхо

Ключи к ответам.

№ теста

вариант

А1

А2

А3

А4

В1

В2

С1

1

1

3

4

4

-

4

2

1, 2, 3

2

2

3

3

-

4

1

1, 3

2

1

1

4

4

-

1

1

3

2

3

4

2

-

2

1

1

3

1

1

3

2

4

2

-

славится

2

4

2

1

2

1

-

отмахнёшься

4

1

1

1

3

3

4

-

1, 2, 3

2

1

1

2

2

1

-

1, 3, 4

5

1

1

2

3

4

3

-

1, 2, 3

2

2

1

3

4

2

-

2, 3, 4



Предварительный просмотр:

3 КЛАСС

ЗАДАНИЯ ТЕСТОВОГО ХАРАКТЕРА С ВЫБОРОМ ОДНОГО ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА

1. Число 378 можно представить в виде суммы разрядных слагаемых так:
а) 3+7+8; б) 300+80+7;  в) 300+70+8.

2. Если делитель равен 18, а частное равно 2, то делимое равно:
а) 36; б) 9; в) 20.        

З.При делении 18 на 4 получится остаток:
а) 6;  б) 4;  в) 2.        

4. Если тетрадь стоит 7 р., то на 20 рублей можно купить:   

а) 2 тетради;   б) 3 тетради; в) 4тетради.

5. Произведение чисел 6 и 9 равно:
а) 56; б) 58; в) 54.        

6. Если число 32 уменьшить на 4, то получится:
а) 8;  б) 28; в) 36.        

7. Частное отделения чисел 36 и 6 равно:
а)30;  б) 6; в) 42.        

8. Если число 16 увеличить в 3 раза, то получится:
а) 19; б) 48;  в) 42

9. Число 52 больше 4 в:
а) 48 раз; б) 14 раз; в) 13 раз.

10. Если уменьшаемое равно 42, а разность - 7, то вычитаемое равно:
а) 6; б) 5; в) 49.

11. Периметр квадрата со стороной 6 см равен периметру прямоугольника:
а)со сторонами 10см и 2 см;
б)со сторонами 6см и 4 см;
в) равен периметру шестиугольника со сторонами, равными 4 см.

3 класс.

Задания тестового характера с выбором всех правильных ответов.

1.Произведение чисел 2 и 5 больше произведения чисел:

а) 2 и 3; б) 6 и 2; в) 0 и 2; г) 2 и 1; д) 4 и 2; е) 2 и 7.    

2.Неравенство а : 7 больше 8 будет верным., если а равно :

а) 7;   б )21; в) 77; г) 5б; е) 70.

З.Эти числа делятся на 8 без остатка.

а) 24; . б) 42; в) 96;  г) 56; д) 63; е)8.

4.В произведении этих чисел в разряде десятков записана цифра 4.

а)  12иЗ; б) 8 и 6; в) 13 и 4; г) 48 и 0; д) 2 и 24; е) 7 и 6.

5.Частное отделения этих чисел равно 6. 

а) 0 и 6; б)72 и 12; в) З и З; г) 54 и 9; д) 6 и 1; е) 18 и З.

6.Значение выражения 4*b  не может равняться:

а) 13; 6) 20; в) 41;   г) 19; д) 36; е) 25.

7.Эти числа больше четырёх сотен.

а) 345;   6) 543; в) 534; г) 453; д) 354; е) 435.

8.При делении на 9 не может быть остатка:

а) 1;     б) 8;   в) 10;  г)7; д) 9 е) 2.

9.Для вычисления значений этих выражений вторым действием надо выполнить деление.

а)(44-33 :3)х2;            б)96-72:9 + 12;         в) 32 + 48 х 2 : 3;

г) (56 + 28): 14 - 5;      д) 78 : (64 - 58) + 24;   е) 98 - (84 : 7 + 60).

10.Если делимое равно 48, а делитель 8, то частное равно:

а) 40;   б) 6;  в)7;   г) разности чисел 100 и 94;

д) произведению чисел 0 и 6;      е) сумме чисел 16 и 24.

11.Если длина прямоугольника равна 2см, а ширина - 40мм, то площадь

можно вычислить так:

а) 2+ 40;  б)2x40; в) 2х4;  г)20х20; д) 20+40; е)2 + 4.

ТЕСТ

1.        В записи числа 326745 в разряде десятков стоит цифра

1)7; 2)6; 3) 2; 4)4

2.        Разность чисел 61242 и 5467 равна

1) 55775; 2),6572; 3) 56875; 4) 6670S

3.        2кг 5 г - это

1) 25г.; 2) 205г.; 3) 2005г.; 4) 2500г

4.        Делитель равен 4, а частное -12. Делимое равно:

1) 3; 2) 48; 3) 16; 4) 8

5.        В выражении 137 - (29 + 14 : 7) х 3 последним выполняется действие

1)умножение, 2) деление, 3) сложение, 4) вычитание

6.        Катер проплыл 90км. за 6 часов. Он плыл со скоростью

1) 15км/час; 2) 84км/час; 3) 540км/час; 4) 96км/час

7.        Вычислите: 234 х 32

1) 1170; 2) 7388; 3) 7488; 4) 6488

8.        Вычислите: 7956 : 34

1) 1134; 2) 2304; 3)234; 4)226

9.        Какой остаток может получиться при делении на 23?

1)24; 2) 23; 3) 22; 4) 25

10.        Найдите площадь квадрата со стороной 9см.

1) 18см2; 2) 36см; 3) 81см2; 4) 81см

11.        На первой полке было 35 книг, а на второй - на 7 книг меньше. Сколько книг
было на второй полке?

1)42; 2) 5; 3)28; 4) 245

12.        Коля решил 27 задач, а Миша - в 3 раза больше. Сколько задач решил
Миша?

1) 24; 2) 30; 3) 9; 4) 81

13.Сравните величины: 9 мин.3с. и 563с.

1) 9мин.3с. = 563с;     2) 9мин.3с. > 563с. 3) 9мин3с < 563с. 4) эти величины сравнить нельзя

14. Найдите значение выражения 832 : 4 : 2

1) 416; 2) 208; 3) 104; 4) 14

15.В одном классе учится 12 девочек, в другом - на 3 больше. Сколько девочек
учится в двух классах?

1) 15; 2) 27; 3)21; 4) 48



Предварительный просмотр:

Анкета для оценки уровня школьной мотивации

1.Тебе нравится в школе?

  1. не очень           2)нравится              3)не нравится

2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

  1. чаще хочется остаться дома            2) бывает по-разному

3)иду с радостью

3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

  1. не знаю       2) остался бы дома         3)пошел бы в школу

4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

  1. не нравится       2)бывает по-разному        3)нравится

5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

     1) хотел бы            2)не хотел бы                   3)не знаю

6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

     1) не знаю              2)не хотел бы                    3) хотел бы

7.Ты часто рассказываешь о школе родителям?

  1. Часто                2) редко                             3)не рассказываю

8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

  1. точно не знаю          2)хотел бы                3)не хотел бы

9.У тебя в классе много друзей?

  1. Мало                       2)много                   3)нет друзей

10.Тебе нравятся твои одноклассники?

  1. Нравятся               2)не очень               3)не нравятся

Ключ

Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.

№ вопроса

оценка за 1-й ответ

оценка за 2-й ответ

оценка за 3-й ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

Первый уровень.

25-30 баллов –высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны

и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Второй уровень.

20-24 балла –хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень.

15-19 баллов –положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебнойдеятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. Врисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень.

10-14 баллов –низкая школьная мотивация.

Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень.

Ниже 10 баллов –негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них

невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.



Предварительный просмотр:

Способы выявления и развития  у обучающихся способностей к разным видам деятельности

класс

Способы выявления у обучающихся способностей к разным видам деятельности

научные

творческие

спортивные

1 класс

Мониторинг предшкольного образования.           Р.С. Немов( исследование уровня развития памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия).

Тест школьной зрелости К.Йерасека.

Методика «Беседа  о школе» Т.А.Нежнова, Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер

Диагностика- Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» (по Н. Г. Лускановой) Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой

Тест креативности Торранса

Анкетирование «Отношение к
здоровью»

2 класс

Тест для определения уровня развития мышления «Четвертый лишний», тест на определение уровня развития внимания «Корректурная проба» тест Бурдона, «Опосредованное запоминание» Л.В.Выготский,А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев

Листы наблюдений за
формированием УУД,

Тест креативности Торранса

Диагностика отношения
ребенка к здоровью и
здоровому образу жизни

3класс

«10 слов» А.Р.Лури (диагностика памяти),

«Аналогии» (мышление), Таблицы Шульте

(внимание)

Методика «Карта одаренности» А.И.Савенкова

Методика «Карта одаренности» А.И.Савенкова

4 класс

10 слов» А.Р.Лурия (память),«Продолжи ряд» (мышление), «Красно-черные таблица» Горбов(внимание)

Психодиагностика творческого мышления Елены Туник

Тест «Способности школьника»

Способы развития обучающихся способностей к разным видам деятельности

научные

творческие

спортивные

1класс

Беседы, занятия в учебном объединении «Мои первые проекты».

Беседы, игры, конкурсы литературная гостиная

Уроки здоровья, походы, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни; спортивные праздники

2 класс

Беседы, участие в конкурсе исследовательских проектов .Предметные олимпиады

Литературные викторины, наблюдения, инсценирование,выступления на праздниках, литературная гостиная

Классные часы, организация  внеурочных спортивных мероприятий

3-4 класс

Рефераты, презентации, тестирование, исследовательских проектов, предметные олимпиады

Конкурсы,занятие в кружке «Занимательная математика». Индивидуальные и групповые занятия, литературная гостиная

Классные часы, организация  внеурочных спортивных мероприятий

Используемая литература:

 1.Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других._М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2001.-400 с.

2. Психологический мониторинг уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся 1-4 классов . Методы, инструментарий, организация оценивания. Сводные ведомости, карты индивидуального развития / сост.И.В.Возняк-Волгоград : Учитель, 2016.-83 с.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Комитет по образованию г.Улан-Удэ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 64 г.Улан-Удэ»

Принята на заседании                                                                                        Утверждаю:

педагогического совета                                                              Директор МАОУ СОШ № 64

от «____» ___________2019 года                                       _________________Головчан Л.С.

Протокол № _________                                                                «___»____________2019 года

Программа

внеурочной деятельности

«Калейдоскоп «Юнэко»

Цыденова Туяна Цыдыповна\

Учитель начальных классов

Улан-Удэ, 2019 г.

                                                     

Содержание

  1. Комплекс основных характеристик программы                                        3
  1. Пояснительная записка                                                                      3
  2. Цель и задачи программы                                                                  4
  3. Содержание программы                                                                     6
  1. Учебно-тематический план                                                           6
  2. Содержание учебно-тематического плана                                  7
  1. Планируемые результаты                                                                 11
  1. Ожидаемые результаты и способы проверки                           11
  2. Оценка результатов освоения дополнительной образовательной программы                                                      11                                        
  1. Комплекс организационно-педагогических условий                              16
  1. Календарный учебный график                                                        16
  2. Условия реализации программы                                                     16
  3. Формы аттестации                                                                            18
  1. Список литературы                                                                                     19

  1. Комплекс основных характеристик программы
  1.  Пояснительная записка

Для формирования сознательной природоохранной активности учащихся одного только школьного общего образования крайне недостаточно. Система прочных знаний о флоре и фауне родного края, ее особенностях, факторах функционирования может быть выкована лишь в результате тесного взаимодействия основного общего и дополнительного образования естественнонаучной направленности. К тому же  интеграция общего и дополнительного образования является одним из самых эффективных способов повышения качества образования и реализации новых требований стандарта. Такой подход позволяет создать единое образовательное пространство и эффективно решать как содержательные, так и организационные проблемы. Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Калейдоскоп «Юнэко» дополняет и расширяет общую образовательную программу педагога по окружающему миру и направлена на привлечение внимания школьников к вопросам изучения и сохранения уникального биологического разнообразия Байкальского региона. Направленность программы естественнонаучная (эколого-биологическая), тип – экспериментальный. Данная программа позволяет расширить объем знаний, получаемых на уроках  окружающего мира, сделать акцент на изучении природы родного края, познакомить с краснокнижными животными и растениями региона. В процессе реализации программы обучающиеся встречаются с представителями ООПТ Бурятии,  лесной отрасли,  общественных организаций, целью деятельности которых является охрана природы.  

Актуальность программы продиктована тем, что  школьникам младшего школьного возраста свойственны высокая познавательная активность, стремление к общению с природой, что позволяет воспитать в детях  экологическую культуру, сформировать практические навыки  природоохранной деятельности на своей малой родине. Программа направлена на усиление эмоциональности восприятия материала и на формирование личной заинтересованности учащихся в сохранении уникальной природы родного края. 

              Содержание курса объединено в 9 тематических модулей, каждый из которых реализует отдельную задачу. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта в области туризма, экологии, природоохранной деятельности. Изучаемые блоки в составе программных модулей соответствуют темам ВПР по окружающему миру, при этом значительно  расширяя и углубляя их. В оптимальном варианте обучающиеся  проходят  их  все последовательно согласно  учебному  плану.

Однако это не исключает возможность выбрать свой образовательный путь с любого модуля, в зависимости от образовательного уровня, то есть ребенок может быть вовлечен в любой из этапов.

Составные части данной программы могут быть успешно интегрированы в общеобразовательную деятельность педагогов-предметников основной школы. Так, на уроках математики можно просчитывать количественный состав растений и животных-краснокнижников, степень загрязнения природных объектов, антропогенной нагрузки. На уроках изобразительного искусства, технологии – изображать исследуемые объекты, на уроках русского языка – писать небольшие сочинения или эссе на тему защиты природы родного края. Форма занятий: групповые и индивидуальные деловые игры, экскурсии, интерактивные мероприятия, мастер-классы; метод работы: словесный, наглядный, практический; занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий максимально компактна и включает в себя необходимую информацию о теме и предмете знания. Режим работы – 1 часа в неделю, продолжительность каждого занятия – 40 минут.

          Цель и задачи программы

Цель программы: экологическое воспитание через формирование у обучающихся знаний о живой и неживой природе материков и отдельных природных комплексов родного края.

Задачи:

Обучающие:

- привлечь обучающихся к пропаганде бережного отношения к окружающей среде.

- расширить и углубить знания обучающихся по окружающему миру, дополняющих школьную программу;

- сформировать умения и навыки исследовательской работы в группе и индивидуально;

- научить обучающихся пользоваться методиками по описанию природных объектов;

Развивающие:

- развивать стремление познавать природу родного края;

- сформировать понимание многосторонней ценности природы для общества и человека;

- способствовать формированию профессионального самоопределения личности;

- развивать коммуникативные качества обучающихся;

- сформировать навыки работы с литературой, оформления исследовательских проектов;

- обучать тактике диалога, предметного обсуждения и защиты своей работы во время публичных выступлений;

- развивать ораторские способности обучающихся.

- формировать наблюдательность при изучении объектов живой природы, применять навыки основных методов познания;

- развивать навыки самостоятельной работы, трудолюбие, интерес к предмету, умение самостоятельно анализировать;

 - развивать внимание, логическое мышление, речь учащихся, наблюдательность.

Воспитательные:

- формировать высокий уровень экологической культуры и патриотизма, потребность в природоохранной деятельности, гуманное отношение к окружающей живой и неживой природе;

- стимулировать устойчивый интерес к труду;

- формировать активную жизненную позицию обучающихся, способствующую их социальной адаптации;

- развивать чувства эмпатии к объектам природы;

- осуществлять профилактику экологической, сенсорной депривации детей, выросших в условиях урбанизации с формированием потребности к здоровому образу жизни;

- воспитывать экологически грамотного и социально-адаптированного гражданина России.  

Возможность реализации программы закреплена в следующих нормативных документах:

  1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
  2.  Закон Республики Бурятия от 13 декабря 2013 года №240-V "Об образовании в Республике Бурятия"
  3. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  5. Приказ Министерства образования и науки Республики Бурятия (МОиН РБ) от 09 апреля 2013 г. № 693 «Об утверждении стандарта качества предоставления государственной услуги «Предоставления дополнительного образования детям в республиканский государственных учреждениях дополнительного образования детей»;
  6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
  7. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Письмо Минобрнауки от 18 ноября 2015 года № 09-3242.

  1. . Содержание программы

1.3.1.Учебно-тематический план

Таблица 1.  

№ п/п

Модуль

Темы занятий

Форма проведения

Кол-во часов

1

Природа и туризм

1.Вводное занятие «Знакомство»

2.«Мы – туристы»

Инструктаж

Тренинг, экскурсия

2 ч.

2

Введение в учебно-исследовательскую деятельность

1.Методика постановки опытов.

2.Работа с лабораторным оборудованием.

3.Понятие об учебно-исследовательской деятельности

Практикум

3 ч.

3

Раздельный сбор ТБО

1.Уборка, белый челлендж.

2.«Будущее Земли зависит от тебя»

Практикумы.

2 ч.

4

Биологические часы природы

1.Вводный тренинг по определению сторон горизонта, умению работать с приборами.

2. Метеорология – наука об атмосфере

3.Международная знаковая система.

4.Заполнение дневника наблюдений

Тренинг

Практические занятия

Теоретические занятия

Игра

5 ч.

5

Карта мира: растения

1.Материки и части света.

2. Евразия.

3. Африка

4.Северная Америка

5.Южная Америка 6.Австралия 7.Антарктида

8. Итог

Теоретические занятия

Игра

Практическая деятельность

5ч.

6

Карта мира: животные

1.Материки и части света.

2. Евразия.

3. Африка

4.Северная Америка

5.Южная Америка 6.Австралия 7.Антарктида

8. Итог

Теоретические занятия

Игра

Практическая деятельность

5 ч.

7

Строение человека

1.Такой сложный организм. Части тела.

2.Внутренние органы

3.Работа с манекеном

Теория

Практическая часть – работа с манекеном

3 ч.

8

Мир профессий

1.«Заповедные территории».

2. Лесная отрасль.

3.«Охраняем природу»

4. «Хлеб – всему голова»

Приглашение гостей. Интерактивные занятия.

2 ч.

9

Моя Бурятия

1.Байкал – море священное

2. «Проект «Письма животным» - нерпа

3. Растения РБ

4. Животные РБ

5. Красная книга

Интерактивные занятия.

Теория, практика.

6 ч.

             Итого:

33ч.

1.3.2. Содержание учебно-тематического плана

1 модуль:  Природа и туризм

(2 ч., 1 ч. – инструктаж и 1 ч. экскурсия)

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Палатка и туристский рюкзак: правила сбора. Как работать с компасом? Как развести костер? Материалы, из которых изготовлено туристское снаряжение. Экскурсия в эколого-биологический центр. Практические занятия: разведение костра, выбор места стоянки, уборка мусора.

  1. Модуль: Введение в учебно-исследовательскую деятельность

(3 ч., 1 ч. – теория, 2 ч. практических занятий по постановке опытов, с дальнейшим формированием учебно-исследовательских работ в индивидуальном порядке)

Введение в учебно-исследовательскую деятельность. Этапы организации исследовательской деятельности, методика исследования, структура исследовательской работы. Введение: правила написания. Обоснование актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования. Описание методов исследования. Заключение. Методика постановки опытов. Работа с фолдскопами и другим лабораторным оборудованием. Формирование литературного обзора. Оформление учебно-исследовательской работы (проекта). Презентация – конференции.

  1. Модуль: Раздельный сбор ТБО

(2 ч., интерактивные занятия)

Формирование культуры раздельного сбора мусора. Работа с представителями общественной организации  «Будущее Земли зависит от тебя». Викторина. Уроки от Алины Кольовски: «Разделяй и здравствуй». Лото. Скорость разложения разного вида мусора. Практическая работа на территории.

  1. Модуль: Биологические часы природы

(5 ч., 1 ч. – вводный тренинг по определению сторон горизонта, умению работать с приборами, 2 ч. – теория, 2 ч.  – заполнение дневника наблюдений, итог)

 Биологические часы природы. Фенологические наблюдения смены времен года. Прогноз погоды. Метеорология – наука об атмосфере. Условные обозначения: направление ветра, осадки, облачность, температура и влажность воздуха. Дневник наблюдений. Компас. Стороны света. Приборы для измерения влажности, температуры воздуха, скорости ветра. Чтение прогноза погоды. Замеры показателей. Дневник наблюдений. Международная знаковая система.

  1. Модуль: Карта мира: растения

(5 часов, 1 ч. – вводное, по 0,5 ч. на каждый материк, 1 ч. - итоговое)

Карта мира: растения. Материки и части света. Понятие «материк». Работа с глобусом и картой. Природные зоны. Характеристика материков: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.

Материалы, приборы и оборудование: карты, глобус, УМК педагога (перфокарты, сканворд, гербарий).

  1. Модуль:  Карта мира: животные.

(5 часов, 1 ч. – вводное, по 0,5 ч. на каждый материк, 1 ч. - итоговое)

Работа с глобусом и картой. Природные зоны. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида.

Материалы, приборы и оборудование: карты, глобус, УМК педагога (перфокарты, сканворд, животные: морские свинки, хомяки, попугаи, суслики, еж, монгольская песчанка, амадины, черепахи, кролики).

  1. модуль: Строение человека

(3 часов: интерактивные мероприятия)

Теория: органы и системы. Практические занятия: работа с манекеном. Диалог-диспут: «Что важнее».

  1. модуль: Мир профессий

(2 ч. – интерактивные занятия)

Приглашение сотрудников природоохранных организаций, ранняя предпрофильная подготовка. Интерактивные занятия с представителями  ФГБУ «Заповедное Подлеморье», Центра защиты леса Республики Бурятия, АНО «Добровольческий корпус пожарных». Экскурсия на БХП «Хлеб – всему голова».

  1. Модуль «Моя Бурятия»

(6 часов: 4 ч. теория, 2 ч. практика)

Байкал – море священное. «Проект «Письма животным» - нерпа. Растения РБ.  Животные РБ. Красная книга. Экологический квест. Климат. Сезонные изменения погоды в Бурятии. Растительный мир Бурятии. Лиственные и хвойные деревья региона. Лекарственные растения нашего края. Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего региона. Животный мир Бурятии. Птицы родного края. Охранять природу – значит охранять Родину. Заповедники и заказники Бурятии. Редкие и исчезающие виды растений. Какие животные нашего края занесены в Красную книгу? Знакомство с понятиями «река», «озеро», «болото», «водохранилище». Изучение озер и рек Республики Бурятия. Полезные ископаемые Республики Бурятия. Что дает наш край стране? Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с экспозицией «Природа, растительный и животный мир Бурятии». Что изучает краеведение? Что узнали о родном крае? Итоговая конференция. Творческие работы учащихся на тему «Моя Бурятия». Экскурсия на тему «Формы земной поверхности родного края». Экскурсия на водоем родного города.

1.4.Планируемые результаты

1.4.1. Ожидаемые результаты и способы проверки

В процессе обучения дети постоянно получают эмоциональную оценку своей деятельности. Несомненно важно получение следующих результатов:

воспитательных:

- формирование у обучающихся высокого уровня экологической культуры;

- стимулирование и развитие интереса к труду, трудовых навыков;

- формирование активной жизненной позиции обучающихся, их социальной адаптации;

- развитие чувства эмпатии к объектам живой природы;

- снижение уровня экологической, сенсорной депривации у детей, стремление к здоровому образу жизни;

развивающих:

- расширение знаний о природе родного края, формирование стойкого интереса к ее познанию;

- формирование раннего профессионального самоопределения личности;

- развитие коммуникативных способностей обучающихся;

- применение навыков основных методов познания, формирование наблюдательности при изучении объектов живой природы;

- умение работать с литературой, оформлять исследовательские проекты;

-  развитие внимания, логического мышления, выразительной речи обучающихся;

обучающих:

- расширение и углубление знаний по окружающему миру с применением практических умений;

- приобретение опыта проведения биологических экспериментов для изучения жизнедеятельности объектов живой природы, проведения экологического мониторинга окружающей среды;

- закрепление знаний по флоре и фауне региона проживания, в т.ч. о видах, занесенных в Красную книгу;

- систематизация знаний по анатомии и физиологии человека;

- усвоение знаний по раздельному сбору ТБО.

Компетенции обучающихся:

К концу освоения программы дети должны знать:

- названия материков и частей света, природных зон, их флоры и фауны;

- особенности климатических поясов (перечислять, приводить примеры);

- особенности географического положения Республики Бурятия и озера Байкал;  

- историю открытия озера Байкал, современных исследователей Байкала (приводить примеры, кратко характеризовать);

- разнообразие растительного и животного мира в Байкале и на его побережье (перечислять, приводить примеры редких, эндемичных видов);

- понятие «Человек – часть природы», основы анатомии и физиологии;

- принципы раздельного сбора ТБО;

- название столицы региона, его особенности, основное население.

К концу освоения программы дети должны уметь:

- работать с картой и глобусом;

- ориентироваться в метеорологических таблицах;

- показывать на карте место расположения Республики Бурятия и озера Байкал;

- показывать по карте основные притоки озера Байкал, острова и заливы; находить на карте максимальную глубину озера Байкал;

- ставить простые опыты;

- рассматривать мельчайшие объекты живой природы под микроскопом;

- показывать органы и части тела человеческого организма;

- разделять ТБО по классам опасности, разбираться в знаках переработки;

- работать с литературой в библиотеке и составлять небольшие рефераты по темам урока.

 Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы происходит в форме учебно-исследовательской конференции, где каждый обучающийся выступает с защитой своей работы: реферата, творческой, учебно-исследовательской деятельности.

1.4.2. Оценка результатов освоения

дополнительной образовательной программы

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы происходит в форме конференции, когда работы детей по конкретной теме (курируемому животному) докладываются и активно обсуждаются докладчиками.  Формы и режим контроля:

– входной контроль (тестирование);

 – промежуточный контроль  (тестирование);

– итоговый контроль (тестирование, конференция).

Оценка выявления результатов воспитания и развития – согласно таблицам 3 и 4.  Формы подведения итогов реализации программы – публикация педагога на основании оценок ВПР для 4 класса средней школы.

В таблицах мониторинга воспитанности и уровня обучения и личностного развития фиксируются требования, которые предъявляются к ребенку в процессе освоения им программы. Диагностические таблицы фиксируют результаты детей, полученные по итоговым занятиям на протяжении всего учебного года.

Таблица 3.

Мониторинг уровня обучения и личностного развития обучающихся

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное кол-во

 баллов

Методы диагностики

I.Теоретическая подготовка:

1.1 Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

1.2 Владение специальной терминологией

Соответствия теоретических знаний ребенка программным требованиям

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой);

Средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2);

Максимальный уровень (ребенок усвоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период);

Минимальный уровень (как правило, избегает употреблять специальные термины);

Средний уровень (сочетает специальную терминологию с бытовой);

Максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием).

1

2

3

1

2

3

Наблюдение, тестировании, контрольный опрос

II. Практическая подготовка:

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно –                   тематического плана программы)

2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением

2.3. Творческие навыки

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

Креативность в выполнении практических заданий

Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков);

Средний уровень (объем усвоенных умений и навыков более1/2);

Максимальный уровень (овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период.)

Минимальный уровень (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);

Средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);

Максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей);

-Начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания педагога);                          

-Репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);

-Творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества)

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Контрольное задание

Контрольное задание

Контрольное задание

III. Обще учебные умения и навыки ребенка:

3.1. Учебно – интеллектуальные умения:

Самостоятельность в подборе и анализе литературы

Минимальный уровень (испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

Средний уровень (работает с литературой с помощью педагога и родителей);

Максимальный уровень (Работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1

2

3

Анализ

Таблица 4.

Мониторинг воспитанности обучающихся

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества ( в уровнях)

Возможное

 к-во баллов

Методы диагностики

1.Воспитанность

1.1.Этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов.

1.2.Культура организации своей деятельности

1.3Уважительное отношение к профессиональной деятельности других.

2.Адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов

Завершение работы, использование необходимых дополнений

Аккуратность в выполнении практической работы, терпение и работоспособность

Объективность при высказывании критических замечаний в адрес чужой работы

Стремление исправить указанные ошибки, умение прислушиваться к советам педагога

Минимальный (в редких случаях доводит выполнение работы до конца);

Средний (полностью завершает каждую работу, не использует необходимые дополнения);

Максимальный (полностью завершает каждую работу, использует необходимые дополнения)

Минимальный (ребенок проявляет низкий уровень работоспособности работы

небрежные);

Средний (ребенок старается быть аккуратным при выполнении работ, проявляет терпение и работоспособность);

Максимальный (ребенок аккуратен в выполнении практической работы, терпелив и работоспособен).

Минимальный (не объективен при оценивании работы сверстников);

Средний (старается быть объективным при оценивании работы сверстников, подчеркивает положительные моменты);

Максимальный (при высказывании критических замечаний в адрес работы сверстников проявляет объективность, подчеркивает положительные моменты)

Минимальный (не прислушивается к советам педагога, редко исправляет ошибки);

Средний (стремится исправить указанные ошибки прислушивается к советам педагога);

Высокий (всегда исправляет ошибки, прислушивается к советам педагога).

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

  1. Практическая подготовка ребенка:
  1. Коллективная ответственность.
  2. Умение взаимодействовать с другими членами коллектива
  1. Стремление к самореализации социально адекватными способами
  1. Соблюдение нравственно-этических норм

Аккуратность выполнения части коллективной работы

Участие в выполнении коллективных работ, умение входить в контакт с другими детьми, конфликтность

Стремление к саморазвитию, получению новых знаний, умений и навыков, желание показывать другим результаты своей работы

Выполняет правила поведения на занятиях

Минимальный уровень (не аккуратен при выполнении работы);

Средний уровень (ребенок старается быть аккуратным при выполнении работы);

Максимальный уровень (ребенок всегда аккуратен при выполнении коллективной работы)

Минимальный уровень (не принимает участие в коллективных работах, с трудом находит контакт с другими детьми, конфликтен);

Средний уровень (принимает участие в коллективных работах, находит контакт с другими детьми, не конфликтен)

Максимальный уровень (принимает активное участие в коллективных работах, всегда находит контакт с другими детьми, не конфликтен)

Минимальный уровень (не стремится к получению новых знаний, умений, навыков);

Средний уровень (стремится к саморазвитию, получению новых знаний, умений и навыков, не желает показывать свои работы)

Максимальный уровень (стремится к саморазвитию, получению новых знаний, умений и навыков, проявляет желание показывать другим результаты своей работы)

Минимальный уровень (нарушает правила поведения на занятиях);

Средний уровень (старается соблюдать правила поведения на занятиях).

Максимальный уровень (соблюдает правила поведения на занятиях).

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

(Приложение 1).

2.2. Условия реализации программы

Средства, необходимые для реализации программы:

Реализация программы происходит на базе СОШ № 64, частично экскурсии и занятия проводятся  в РЭБЦУ, плановые выездные экскурсии в течение года. Материально-технические средства: проектор, экран, телевизор.

Перечень животных для занятий в РЭБЦУ:

Морские свинки – 3 шт.

Джунгарский хомячок – 10 шт.

Сирийский хомячок – 5 шт.

Белая крыса – 1 шт.

Попугай корелла – 2 шт.

Ожереловый попугай – 1 шт.

Попугай розелла – 2 шт.

Попугай корелла – 2 шт.

Волнистый попугай – 1 шт.

Щегол – 1 шт.

Красноухая черепаха – 1 шт.

Рыбки аквариумные: Сом – 2 шт.

                                 Неон – 4 шт.

                                 Меченосец – 1 шт.

                                 Далия -2 шт.

Кролик декоративный – 5 шт.

Гуси породы Линда – 5  шт.

Утки – 6 шт. разных пород

Куры – 5 шт.

Индюки – 2 шт.

Кролики породы серый великан – 2 шт.

Кабинет для проведения занятий в живом уголке представляет собой помещение  общей площадью 22 кв.м., оснащенный всем необходимым для организации образовательного процесса и ухода за животными. Расположен отдельно от офисного здания центра. Кабинет хорошо освещен, имеется искусственная вентиляция, обеспечивается оптимальный температурный режим. Полы водонепроницаемые(линолеум), стены покрыты лаком,  хорошо моются. В помещении отсутствуют сквозняки. Клетки с животными размещены на специальных стеллажах, учитывается зоологическое соседство. Предусмотрены шкафы для хранения инвентаря и кормов. Интерьер помещения выдержан в стиле деревенского дома, в оформлении интерьера использовано много природных материалов.

 Мини-ферма представляет собой огороженную территорию общей площадью 350 кв. м., разделенную на зоны: зона выгула домашней птицы (с бассейном), зона размещения животных (клетки и вольеры), прогулочная зона – место для непосредственно экспозиции, где имеется возможность тактильного контакта с некоторыми обитателями мини-фермы. Прогулочная зона оборудована местами отдыха, цветниками.

Информационное обеспечение:

Для проведения занятий смонтированы небольшие фильмы-презентации об обитателях мини-фермы и живого уголка. Все клетки и вольеры оснащены красочными табличками, на которых указаны данные о систематике животных, интересные факты об обитателях.

2.3. Формы аттестации

Формы аттестации отражают достижения целей и задач программы.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

- дневник наблюдений;

- журнал посещаемости;

- публикация по итогам реализации программы.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

-защита  работ;

- научно-практическая конференция.

Формы подведения итогов реализации программы

  1. мониторинг образовательного процесса, тестирование обучающихся по темам разделов  программы;
  2. вручение сертификатов об окончании обучения по данной программе;
  3. организация детских экскурсий;
  4. создание портфолио для выпускников объединения.

Оценочные материалы. В качестве диагностических средств используются тесты и экспертные формы диагностики: тестирование, фронтальный опрос, занятие контроля знаний, защита работ.

Этапы педагогического контроля:

Первичная диагностика (входной контроль) проводится при наборе обучающихся в группу. Текущий контроль осуществляется в течение занятия. Промежуточный и итоговый контроль осуществляется в конце четвертей и полугодий. По результатам диагностики (входной, промежуточной, итоговой) оформляются протоколы.

  1. Список литературы

Список основной учебной литературы для педагога:

  1. Бутвиловский, В.Э. Биология [Текст]: методические рекомендации  / В.Э. Бутвиловский, В.В. Давыдов, Т.Г. Романова._- Минск: БГМУ, 2012. – 143 с.
  2. Биология [Текст]: 5-9 классы: программы / И.Н. Пономарева [и др.]. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 400с.
  3. Белоцкая,  Н.П. [Текст]: Условия обеспечения эффективной деятельности системы дополнительного образования / И.В. Сизова, Н.П. Белоцкая / Большой Конференц-Зал: дополнительное образование – векторы развития. – 2019. - № 1 (3). – С. 30-33.

Список основной учебной литературы для обучающихся:

  1. Драгомилов, А.Г. Биология [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. – Изд. 3-е, перераб. – М., Вентана-Граф, 2013. – 272 с.
  2. Сухорукова, Л.Н. Биология. Живой организм. 4 класс. Тетрадь-тренажер.  [Текст]: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Е.А. Дмитриева / Изд-во «Просвещение», 2017. – 64 с.

Список дополнительной учебной литературы для педагога

  1. Акимушкин,  И.А.  Мир животных [Текст]: книга для чтения. -  М., 1993. – 336 с.
  2. Буйлова, Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ [Текст] / Л.Н. Буйлова // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 567-572.
  3. Гусев,  В.Г. Живой уголок [Текст]: книга для чтения. - 2-е издание.  - М.: Лесная промышленность. - 1997. – 174 с.
  4. Гусев, В.Г. Наши питомцы [Текст]: книга для чтения.- 2-е издание.  - М.: Лесная промышленность. - 1989. – 226 с.
  5. Золотова, Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных [Текст].  - М.: Просвещение, 1988. – 86 с.
  6. Зорина, Т.Г. Школьникам о лесе [Текст].  - М., 1987. – 217 с.
  7. Калинин, В.Ф. Твой аквариум [Текст].  – Горький: Городской Дом санитарного просвещения;  Культурно-просветительский центр «Товарищ», 1990. – 27 с.
  8. Кученева, Г.Г. От первых цветов до первых снежинок [Текст]. - Калининград, 1999. – 63 с.
  9. Морковская, М.М. Уголок природы в детском саду [Текст].  -  М.: Просвещение, 1994. – 102 с.
  10. Наумов, Д. И.  Мир океана [Текст]. -  М., Просвещение. - 1992. – 686 с.

Список дополнительной учебной литературы для педагога

 

1. Арбузова, Н. Экскурсии в уголок живой природы //  (http://www.maam.ru/detskijsad/yekskursija-v-ugolok-zhivoi-prirody-v-detskom-sadu.html)

  1. Снегирев, Г. П. Как животных цвет защищает [Текст]. - М., Малыш 2003. – 20 с.
  2. Сосновский,  И.П. Уголок природы в школе [Текст]: кн. для учителя. -  / И.П. Сосновский, В.И. Корнеева. – М.: Просвещение. -  2005. – 112 с.
  3. Херриот,  Д. И. Все они создания природы [Текст]: записки ветеринара. – М., 1997. – 154 с.
  4. Энциклопедия  Жизнь животных [Текст]: - 2-ое изд. -   Т. 4, 5, 6. - М.: Просвещение, 1970. – 507 с.
  5. ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание [Текст]: Общие требования и правила составления. - Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. – М.: Издательство стандартов. – 2004. – 165 с.

 



Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие

Весёлые старты «Лесные забавы»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

  1. Развивать двигательные умения и навыки.
  2. Способствовать развитию внимания и памяти.
  3. Способствовать воспитанию настойчивости, чувства взаимопомощи, коллективизма.
  4. Развивать интерес у детей к занятиям физкультурой и спортом.
  5. Формировать экологическую культуру учащихся.

Участники: класс разбит на 2 команды.

Оформление:

  • Музыкальное
  • Наглядное: изображение леса и лесных зверей.

Место проведения – спортивный зал.
 

СОДЕРЖАНИЕ ИГРОВОГО МАТЕРИАЛА

  1. “Извилистая дорожка” Эстафета с преодолением препятствий.
  2. “Сбор грибов в темном лесу” Эстафета выполняется с завязанными глазами.
  3. “Кузнечики” Эстафета с прыжками в длину с 2 ног.
  4. “Пауки, плетущие паутину” Эстафета выполняется в парах и требует определенной ловкости.
  5. “Змея” Эстафета типа “паровозик”, выполняемая в полном приседе.
  6. “Белка, несущая орехи” Эстафета с обручами и мячами.
  7. “Эстафета зверей” Эстафета с бегом.
  8. “Коршуны и перепелки” Подвижная игра с мячом.
  9. “Айболит” Эстафета с бегом и с использованием эстафетной палочки.
  10. “Мозаика” Конкурс развивающего характера.

Ход игры


Звучит музыка, ведущий входит в зал. Приветствует зрителей и приглашает соревнующиеся команды. Команды выстраиваются на старте.

Ведущий: Наши соревнования называются “Лесные забавы ”. Как известно прямых дорог в лесу нет. В лесу все больше тропинки, и те извилистые и непроходимые. Вот и наша первая эстафета называется “Извилистая дорожка”. Кто сумеет быстрее преодолеть “завалы и буреломы” – будет победителем. За победу в каждом конкурсе команда получает кедровую шишку, нарисованную на бумаге. (Эстафета “Извилистая дорожка”). Ведущий: В лесу, как известно, растет много грибов и ягод. И сейчас мы с вами отправимся туда собирать их. Но собирать мы будем грибы ночью. Кто быстрее соберет грибы, тот и выиграл. (Эстафета “Сбор грибов в тёмном лесу”).

Ведущий: Кроме грибов в лесу очень много насекомых, и следующие две эстафеты мы посвятим им. Первая эстафета называется “Кузнечики”. Победителем в этой эстафете будет та команда, – в которой “кузнечикам” удастся прыгнуть дальше. (Эстафета “Кузнечики”).

Ведущий: Дети, следующая эстафета называется “Пауки, плетущие паутину”. Кто быстрее сплетет паутину, тот и получит очередную победную “шишку”. (Эстафета “Пауки, плетущие паутину”).

Ведущий: А теперь мы вышли на лесную солнечную поляну. Это любимое место отдыха змей. Сейчас каждая команда превращается в “змею”, и победит та “змея”, которая быстрее преодолеет расстояние, не нарушив правила. (Эстафета “Змея”).

Ведущий: Все вы знаете ловкую и непоседливую белочку, которая питается орешками. И следующая эстафета так и называется “Белочка, несущая орехи”. “Белочки”, которые быстрее других “заготовят орехи” и будут победителями. (Эстафета “Белочка, несущая орехи”).

Ведущий: Дадим возможность командам отдохнуть, а зрителям и болельщикам проявить свою смекалку. Я буду загадывать “лесные” загадки, а вы постарайтесь их отгадать.

Дом со всех сторон открыт. Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом – чудеса увидишь в нем! (Лес)

Что же это за девица: не швея, не мастерица, ничего сама не шьет, а в иголках круглый год. (Ель)

В белом сарафане стояла на поляне. Летели синицы, сели на косицы. (Береза)

Прижались тесно к брату брат, в зеленых гнездышках сидят, гнездышки искусные, а братишки вкусные. (Орехи)

С виду он похож на зонтик, только меньше во сто крат. Коль гроза на горизонте, он бывает очень рад. Если дождик и тепло он считает – повезло! (Гриб)

Черных ягод пышный куст - Хороши они на вкус! (Смородина)

Летом по лесу гуляет, Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

За деревьями, кустами промелькнуло быстро пламя. Промелькнуло, пробежало, Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)

Спинкою зеленовата, животиком желтовата, черненькая шапочка и полоска шарфика. (Синица)

Всю ночь летает – мышей добывает. А станет светло – спать летит в дупло. (Сова)

Ведущий: В лесу обитает много разных зверей. Сейчас мы проведем среди них соревнование – “Эстафету зверей”. Команда, чьи “звери” окажутся самыми быстрыми, будут награждены “кедровыми шишками”. (“Эстафета зверей”).

Ведущий: В тайге водятся не только звери, но и птицы. Следующая игра называется “Коршуны и перепелки”. Чьих “перепелок” в команде останется больше через 1 минуту, та команда и победит. (Подвижная игра “Коршун и перепёлки”).

Ведущий: Помните, ребята, сказку К.Чуковского “Айболит”. “Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться и корова и волчица. Всех излечит, исцелит, добрый доктор Айболит”. Вам предстоит сейчас стать “Айболитами”. Та команда, которая “вылечат своих зверей” быстрее, получит в награду “кедровую шишку”. (Эстафета “Айболит”).

Ведущий: В нашем последнем конкурсе “Мозаика” победит команда, быстрее сложившая разрезанную картинку и определившая, какое животное изображено на ней. (Задание “Мозаика”).

Ведущий подводит итоги, награждает победителей и участников соревнований сладкими призами и грамотами. Благодарит всех за участие в празднике и выражает надежду на будущую встречу.