Педагогические технологии

Педагогические образовательные технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационно – коммуникационная технология

       Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность. Достижение поставленных целей я планирую через реализацию следующих задач:

  1. Использовать информационные – коммуникационные технологии в учебном процессе;
  2. Сформировать у учащихся устойчивый интерес и стремление к самообразованию;
  3. Формировать и развивать коммуникативную компетенцию;
  4. Направить усилия на создание условий для формирования положительной мотивации к учению;
  5. Дать ученикам знания, определяющие их свободный, осмысленный выбор жизненного пути.

Внедрение ИКТ в педагогический процесс повышает авторитет педагога в коллективе, так как преподавание ведется на современном, более высоком уровне. Кроме того, растёт самооценка самого педагога, развивающего свои профессиональные компетенции. В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для педагога новые возможности в преподавании своего предмета, а также в значительной степени облегчают его работу, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.

Система применения ИКТ

1 этап: Выявление учебного материала, требующего конкретной подачи, анализ образовательной программы, анализ тематического планирования, выбор тем, выбор типа занятия, выявление особенностей материала занятия данного типа;

2 этап: Подбор и создание информационных продуктов, подбор готовых образовательных медиаресурсов, создание собственного продукта (презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего);

3 этап: Применение информационных продуктов, применение на уроках разных типов, применение в воспитательной работе, применение при руководстве научно – исследовательской деятельностью обучающихся.

4 этап: Анализ эффективности использования ИКТ, изучение динамики результатов, изучение рейтинга по предмету.

Технология критического мышления

Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса: На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы.

На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала. Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия.

Функции трех фаз технологии развития критического мышления:

  • Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)
  • Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)
  • Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)
  • Осмысление содержания
  1. Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная (приобретение нового знания)
  2. Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)
  3. Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)

Основные методические приемы развития критического мышления

  • Прием «Кластер»
  • Таблица
  • Учебно- мозговой штурм
  • Интеллектуальная разминка
  • Зигзаг, зигзаг -2
  • Прием «Инсерт»
  • Эссе
  • Приём «Корзина идей»
  • Приём «Составление синквейнов»
  • Метод контрольных вопросов
  • Приём «Знаю./Хочу узнать…/Узнал…»
  • Круги по воде
  • Ролевой проект

Проектная технология

Педагог может подсказать источники информации, а может просто направить мысль обучающихся в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Цель технологии – стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

 Проектная технология – это практические творческие задания, требующие от учащихся их применение для решения проблемных заданий, знания материала на данный исторический этап. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач.  Таким образом, проектная методика:

  1. Характеризуется высокой коммуникативностью;
  2. Предполагает выражение учащимся своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность;
  3. Особая форма организации коммуникативно-познвательной деятельности школьников;
  4. Основана на цикличной организации учебного процесса.

Игровая технология

 Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.  Классификация педагогических игр:

  • По области применения:
  1. физические
  2. интеллектуальные
  3. трудовые
  4. социальные
  5. психологические
  • По (характеристике) характеру педагогического процесса:
  1. обучающие
  2. тренинговые
  3. контролирующие
  4. обобщающие
  5. познавательные
  6. творческие
  7. развивающие
  • По игровой технологии:
  1. предметные
  2. сюжетные
  3. ролевые
  4. деловые
  5. имитационные
  6. драматизация
  • По предметной области:
  1. математические, химические, биологические, физические, экологические
  2. музыкальные
  3. трудовые
  4. спортивные
  • По игровой среде:
  1. без предметов
  2. с предметами
  3. настольные
  4. комнатные
  5. уличные
  6. компьютерные
  7. телевизионные
  8. циклические, со средствами передвижения

 Какие задачи решает использование такой формы обучения:

  • Осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль знаний.
  • Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.
  • Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным.

В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:

  • стимулируется познавательная деятельность
  • активизируется мыслительная деятельность
  • самопроизвольно запоминаются сведения
  • формируется ассоциативное запоминание
  • усиливается мотивация к изучению предмета

Кейс – технология

При использовании кейс–технологий в начальной школе у детей происходит Развитие навыков анализа и критического мышления:

  • Соединение теории и практики
  • Представление примеров принимаемых решений
  • Демонстрация различных позиций и точек зрения
  • Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности

Перед учителем стоит задача – научить детей как индивидуально, так и в составе группы: анализировать информацию, сортировать ее для решения заданной задачи, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения и оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п. Дети получают коммуникативные навыки  и развивают презентационные умения, формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения, учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы.

 

 К методам кейс-технологий, активизирующим учебный процесс, относятся:

  • метод ситуационного анализа (Метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии)
  • метод инцидента;
  • метод ситуационно-ролевых игр;
  • метод разбора деловой корреспонденции;
  • игровое проектирование;
  • метод дискуссии.

Технология творческих мастерских

Представляет собой альтернативу классно – урочной организации учебного процесса. В ней используется педагогика отношений, всестороннее воспитание, обучение без жёстких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, безоценочная творческая деятельность учащихся.

Технология позволяет личности самой строить своё знание, в этом её большое сходство с проблемным обучением. Создаются условия для развития творческого потенциала и для ученика, и для учителя. Формируются коммуникативные качества личности, а также субъектность ученика – способность являться субъектом, активным участником деятельности, самостоятельно определять цели, планировать, осуществлять деятельность и анализировать. Данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности.

В мастерской обязательно сочетаются индивидуальная, групповая и фронтальная формы деятельности, и обучение идёт от одной к другой. Основные этапы мастерской.

Индукция (поведение) – на этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – всё то, что побуждает ребёнка к действию. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – всё то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное. Деконструкция –это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. Это формирование информационного поля. На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создаётся информационный запрос.

 Реконтрукция – Это создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения. Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки.

 Социализация – это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. Даётся одно задание на весь класс, идёт работа в группах, ответы сообщаются всему классу. На этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю – мастеру вести занятие в одинаковом темпе для всех групп.

Афиширование – на этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.

Разрыв – это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему. Результат этого этапа – инсайт (озарение).

Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.

Здоровьесберегающая технология

Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.

 Организация учебной деятельности с учетом основных требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:

  • соблюдение санитарно – гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;
  • рациональная плотность урока/занятия (время, затраченное школьниками на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;
  • четкая организация учебного труда;
  • строгая дозировка учебной нагрузки;
  • смена видов деятельности;
  • обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);
  • место и длительность применения ТСО;
  • включение технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся;
  • построение урока с учетом работоспособности учащихся;
  • индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
  • формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;
  • благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;
  • профилактика стрессов:
  • работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более "слабый” ученик чувствует поддержку товарища; стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить неправильный ответ;
  • проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;
  • целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой части.

Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья школьников: предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение психологического климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.

Технология интегрированного обучения

 Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности.

Преимущества интегрированных уроков способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон; способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы; способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности. Взаимодействие педагогов может строиться по-разному. Оно может быть:  паритетным, с равным долевым участием каждого из них, один из учителей может выступать ведущим, а другой – ассистентом или консультантом; весь урок может вести один педагог в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.

Процесс подготовки и проведения интегрированного урока имеет свою специфику. Он состоит из нескольких этапов:  подготовительный,  исполнительный, рефлексивный.

Традиционная технология

Традиционная технология представляет собой прежде всего авторитарную педагогику требований, ученье весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и потребностями, отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.

 Положительные стороны традиционной технологии: Систематический характер обучения; упорядоченная, логически правильная подача учебного материала; организационная четкость; постоянное эмоциональное воздействие личности учителя; оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении. Уровни овладения:

Оптимальный: В теории знает научные основы различных ПТ, дает объективную психологопедагогическую оценку (и самооценку) эффективности применения ТО в образовательном процессе. На практике целенаправленно и систематически применяет технологии обучения (ТО) в своей деятельности, творчески моделирует сочетаемость различных ТО в собственной практике развивающийся.

Развивающийся:  В теории имеет представление о различных ПТ; обоснованно описывает суть собственной технологической цепочки; активно участвует в анализе эффективности используемых технологий обучения . На практике в  основном следует алгоритму технологии обучения; владеет приемами конструирования технологических цепочек в соответствии с поставленной целью; использует в цепочках разнообразные педагогические приемы и методы

 Элементарный: В теории сформировано общее, эмпирическое представление о ПТ; выстраивает отдельные технологические цепочки, но при этом не может объяснить их целевое назначение в рамках урока; уклоняется от обсуждения вопросов, связанных с ПТ. На практике применяет элементы ПТ интуитивно, эпизодически, не системно; •придерживается в своей деятельности какой-либо одной технологии обучения; допускает нарушения в алгоритме (цепочке) технологии обучения.

 Так учебный процесс в большинстве своем представляет классноурочную систему. Это позволяет вести работу согласно расписанию, в определенной аудитории, с определенной постоянной группой учащихся.



Предварительный просмотр:


Проблемно-диалогическая технология

Проблемно-диалогическое обучение – фундамент успешной личности обучающегося»

Основное требование ФГОС НОО – формирование   у обучающихся «умения учиться». С введением Стандарта нового поколения перед нами, учителями, остро встал вопрос: «Как же сформировать эти умения?», «Как дать новые знания так, чтобы превратить процесс познания в «деятельность по получению нового знания»? «Как повысить мотивацию к обучению?»  

Задача современного учителя -  используя современные образовательные технологии, не объяснять знания, а открывать их вместе с детьми, включить всех учащихся в активный процесс познания, так как на первом плане в системе ценностей - не предметные образовательные результаты, а развитие личности.

Данное противоречие побудило меня обратиться к применению технологии проблемного обучения. Проблемно-диалогическая технология основана на активной совместной деятельности учителя и ученика, отвечает одной из заповедей педагогики сотрудничества: «Не с предметом к детям, а вместе с детьми к предмету и к себе». 

Ведущая идея опыта заключается в том, что стремление к познанию появляется у обучающихся только в том случае, если они сталкиваются с какой-либо проблемой, которую не могут решить известными им способами. Решая проблему, они учатся. С помощью проблемного обучения решаются многие педагогические задачи:

  • Развитие личностных качеств обучающихся.
  • Решение проблемы психологического комфорта на уроках.
  • Создание интересных, понятных, творческих уроков.
  • Прочность усвоения знаний.
  • Включенность в деятельность всех обучающихся.
  • Активизация мыслительной деятельности и повышение мотивации.

Технология проблемного диалога универсальна, т.е. применима на любом предмете и любой ступени.

Проблемный урок обеспечивает тройной эффект:

  • более качественное усвоение знаний;
  • мощное развитие интеллекта, творческих способностей;
  • воспитание активной личности.

 Обеспечивая творческое усвоение знаний, ученик проходит 4 звена научного творчества:

  • постановка проблемы;
  • поиск решения;
  • выражение решения;
  • реализация продукта.

 Модель организации учебного процесса называют

«ОБУЧЕНИЕ через ОТКРЫТИЕ»

Исходя из основных задач проблемного обучения, я поставила перед собой

Цель: выявление и создание на уроках условий, способствующих формированию у учащихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности

  1. Изучить и проанализировать существующие в педагогической теории и практике подходы к организации проблемно- диалогического обучения.
  2. Познакомиться с передовым педагогическим опытом по внедрению технологии проблемного обучения в образовательный процесс.
  3. Адаптировать технологию проблемного обучения к условиям своей практической деятельности.
  4. Обеспечить формирование продуктивного мышления, самостоятельности, способов действий, необходимых при решении жизненных ситуаций.

Свою работу начала с изучения и анализа научно-методической литературы по теме. В создание теоретической базы проблемного метода обучения внесли вклад многие наши отечественные педагоги, учёные. Среди них И.Я. Лернер. Он классифицировал методы проблемного обучения. А.Н. Матюшкин разработал положение о роли проблемных ситуаций. М.И. Махмутов определил этапы проблемного обучения и способы активизации познавательной деятельности.

Решая задачу по внедрению технологии проблемного обучения в образовательный процесс, я обратилась к опыту Е.Л. Мельниковой, современного российского исследователя, практика в области проблемного обучения.

Классификация проблемно-диалогических методов по Мельниковой выделяет два вида проблемного диалога: побуждающий и подводящий. Оба диалога в своей структуре имеют два основных этапа: постановка проблемы и поиск решения. Побуждающий диалог развивает творческие способности детей.  Диалог же подводящий ведет ученика по практически безошибочной дороге, развивая его логическое мышление.

Приведу примеры проблемно-диалогические методы обучения.

МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПОБЛЕМЫ

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Примеры:

Урок окр. мира во 2-м классе по теме «Планеты».

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка    проблемы

Предъявление противоречивых мнений

-Внимательно рассмотрите в учебнике два рисунка. Прочитайте подписи к ним

Рассматривают иллюстрации: «Мир по Птолемею», «Мир по Копернику» (ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ)

Побуждение к осознанию

-Что вас удивило? Что интересного заметили?

Птолемей думает, что Солнце вращается вокруг Земли, а Коперник думает, что Земля вращается вокруг Солнца. (ОСОЗНАНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ)

Побуждение к проблеме

-Какой возникает вопрос?

-Кто из ученых прав? (ВОПРОС)

Вопрос

Фиксирует на доске

Урок математики в 3-м классе по теме «Умножение на двузначное число».

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка    проблемы

Актуализация знаний

-Найдите площадь прямоугольника со сторонами 15 см и 3 см. (Работа в тетради)

Легко выполняют задание.

Задание на новый материал.

На листочках найдите площадь прямоугольника со сторонами 56 см и 21 см.

Испытывают затруднение.

(Проблемная ситуация)

Побуждение к осознанию проблемы

-Смогли выполнить задание?

-Нет, не смогли.

-В чем затруднение?

-Это новое умножение.

-Чем это задание не похоже на предыдущее?

-Надо умножить на двузначное число, а мы такого еще не решали.

(Осознание проблемы).

Побуждение к проблеме

-Какова сегодня тема урока?

Умножение на двузначное число (Тема).

Фиксирует тему на доске

ПРИМЕР, на уроке математики в 1 классе при изучении темы: «Масса. Единицы измерения массы» я использовала   приём «На ошибку».

Демонстрирую   детям   гирю весом 1 кг и пуховую подушку весом 1 кг

 и задаю вопрос: «Что тяжелее?»  

Дети: 1.Подушка больше она тяжелее 2. Гиря тяжелее, она металлическая.

-Давайте проверим (взвешивание на весах - предъявление факта)

 Дети испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации)

 -Что вы сказали сначала?

 -А как оказалось на самом деле?

 -Какой же будет тема занятия? «Масса. Единицы измерения массы»

Подводящий к теме диалог

Пример:урок русского языка в 3-ом классе по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода»

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка    проблемы

Подводящий к теме диалог.

-Посмотрите на два столбика слов на доске

На доске:

мяч                        дочь

шалаш                  печь

камыш                   мышь

-Что заметили общего?

-В каждом столбике имена существительные, которые заканчиваются на шипящий согласный.

-В чем различие?

В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце слова.

Тема

-Значит, какая сегодня будет  тема урока?

(Фиксирует тему).

Мягкий знак после шипящих на конце существительных .

ПРИМЕР урока окружающего мира в 1 классе тема: «Вода».

Учитель:

  • Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде.

И самое интересное, что это был правдивый рассказ.

(У некоторых ребят при этом «глаза на лоб лезут»)

Тип проблемной ситуации: с удивлением.

Тип противоречия: между житейским представлением учащихся и научным фактом.

 Если дети затрудняются, говорю:

  • А теперь посмотрите в окно!

Разве мы с вами не ходим по воде?

(Дело происходило зимой, за окном снег)

  • Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем её удивительных свойств.

Приём создания проблемной ситуации: предъявлен научный факт наглядностью.

Еще несколько примеров

Пример. Урок «Окружающий мир». Большинство грызунов питаются твердой растительной пищей, которую они отгрызают и перетирают зубами. Зубы должны истачиваться, «снашиваться», но они всегда одного размера. Чем объяснить, что у бобра, который всю жизнь точит стволы деревьев, зубы не уменьшаются и не тупятся на протяжении всей жизни? (Ответ: зубы грызунов растут на протяжении всей жизни.)

Пример. Урок «Окружающий мир». Тема урока: «План и карта». Учащимся предлагается изобразить в тетради яблоко, карандаш в натуральную величину. Затем учитель дает задание изобразить дом в натуральную величину. Так как это невозможно, учащиеся под руководством учителя приходят к выводу, что необходимо использовать масштаб.

Глаза ребенка светятся счастьем, когда он получает почетное звание: «самый сообразительный», «самый догадливый», «самый умный на сегодняшнем уроке». Складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого ребенка. Такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями.

Отмечаю повышение уровня познавательной активности, глубину и осознанность усвоения учебного материла. Анализ процесса и результатов учебной деятельности учащихся (на основе наблюдения, анализа их продуктов деятельности, самооценки и оценки универсальных учебных действий и т.д.) свидетельствует о том, что большая часть детей способна самостоятельно обозначить проблему, предложить способы ее решения, реализовать эти способы и выйти на результат:

Технология проблемного диалога – это совершенно особая педагогическая технология.  Она может быть реализована на любом предметном содержании любой образовательной системы. Разрешение системы проблемных ситуаций приучает учащихся к умственному напряжению, способствует формированию у школьников универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться.



Предварительный просмотр:

Проектная технология на уроках в начальной школе

Главными  целями  введения проектной технологии  в начальной школе являются:

  • Развитие интереса к предмету;
  • Приобретение исследовательского опыта;
  • Развитие умения творчески оформлять и доносить информацию до детей в

    классе, на большую аудиторию;

  • Развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;
  • Получение дополнительных знаний по теме;
  • Развитие навыков монологической речи (по заданным образцам).

Технология проектной деятельности целенаправленная деятельность  по определенному плану  для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая, знакомая для детей с ограниченными возможностями здоровья тема.

Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных занятий целесообразно ограничить одним уроком, затем сдвоенными уроками или одной-двумя неделями  и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие.

Обучение с использованием проектных приёмов в начальной школе имеет целый ряд достоинств. Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

- исследовательские;

- социального взаимодействия

- оценочные

- информационные

- презентационные

- рефлексивные

Моя система работы над проектами строится на следующих основных образовательных технологиях:

1) Технология проектирования предполагает самостоятельную деятельность ученика, в начальной школе под руководством учителя и вовлечения ученика в решение значимой для него проблемы, которая требует разрешения, так одна технология предполагает использование другой.

2) Технология  проблемного обучения. В ходе решение проблемы  ребёнок получает самостоятельно добытые знания, источником которых является его личный опыт, который важен не только для него, но и для его одноклассников.

3) Технология развивающего обучения вытекает из технологии проблемного обучения. Развивающее обучение немыслимо без постоянного учебного общения, при котором учащийся с ограниченными возможностями здоровья, поняв, чего он не знает, не умеет делать, сам начинает активно действовать, восполняя недостаток знаний и включая в этот процесс учителя.

4) Информационно-коммуникативные технологии, которые не только используются мной для поиска нужной информации, но и для создания презентаций.

В проектной деятельности младших школьников выделяю следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

1 этап. Погружение в проект или подготовительный этап..

На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.

2 этап. Организационный.

На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению. Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа выступает перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач.

3 этап. Осуществление деятельности.

Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса по изучаемой проблеме и т.д.

4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация).

На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, целей и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы.

5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия).

Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в разнообразной форме в виде не большого выступления, ролевой игры, инсценировки и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике.

        Типы проектов отличаются разнообразием.

  1. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка.
  2. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
  3. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группы. В контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).
  4. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
  5. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.
  6. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые (приключенческие), практико-ориентированные.

 Остановимся подробно на отдельных видах  проектов по доминирующему методу.

Исследовательские проекты

 Требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата. В последние годы исследовательские проекты активно завоевывают пространство общеобразовательных, коррекционных школ, учреждений дополнительного образования  и даже  дошкольные образовательные учреждения.

Информационные проекты

        Целью данных проектов является  сбор информации о каком-то объекте, явлении, а потом ознакомить с ней участников, проанализировать и обобщить наблюдаемые факты.

        Структура информационного проекта: получение и обработка информации, результат (доклад, альбом с рисунками и фотографиями), презентации.

Творческие проекты

        Они не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается,  и далее развивается, подчиняясь конечному результату, интересам участников проекта. Педагог и дети договариваются о форме представления результатов (сказка, фильм, драматизация, праздник, оформление интерьера). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария, фильма, программы концерта.

Практико-ориентированные проекты

        Их отличает четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников. Практико-ориентированный проект требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах (корректировка усилий, обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, оценка проекта).

Индивидуальные и коллективные проекты

        Индивидуальный проект. Выполняется автономно, предназначен для обогащения культурного опыта ребенка; с его помощью отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении проблемы. Ценность индивидуального проектирования неоспорима, поскольку ребенок учится проявлять инициативу, переживать ошибки и достижения, демонстрирует способности.

                

По продолжительности:

        Краткосрочные проекты.  Они направлены на решение небольшой проблемы или части более крупной. Они могут быть реализованы на одном или нескольких специально организованных уроках, в рамках совместной с взрослыми или самостоятельной детской деятельности.

        Проекты средней продолжительности. Рассчитаны на решение проблемы в течение нескольких дней, недель (подготовка к празднику, путешествию; сочинение и постановка сказки принцесса на горошине).

        Долгосрочные проекты (от одного до нескольких месяцев). Решают крупную проблему, для преодоления которой требуются усилия и достаточное время (например, «Читайте – это интересно!).  

На основе  первого опыта ученикам было предложено  заняться подготовкой заинтересовавших их проектов по теме «Моя первая книга».

В дальнейшем мы встречаемся с практико-ориентированными проектами. К таким проектам можно отнести проекты по темам «Покормите птиц зимой», куда, кроме традиционных заданий, включены исследования, результаты которых вполне могут быть применены на практике. Так, в работе по теме «Покормите птиц зимой» была поставлена проблема:  чем питаются птицы  зимой.   Учащимся было предложено в течение месяца провести наблюдения и сделать вывод о том, какие птицы прилетают на кормушку, чем питаются.. Результаты заносились в лист наблюдений. По результатам наблюдения были сформулированы выводы и выдвинуты предложения,

Таким образом, проектная деятельность обеспечивает целостное восприятие окружающего мира, даёт толчок к самостоятельной деятельности ребят и наглядно утверждает их личностный рост. Совместная проектная деятельность является успешным средством преодоления разобщённости семьи и школы, делает детей и взрослых равноправными участниками общения, между которыми складываются доверительные отношения, а также создаёт ситуацию успеха, радости, удовольствия, способствует формированию у ребёнка положительной самооценки. В ходе работы над проектами у учащихся приобретаются коммуникативные умения, то есть умение работать в разных группах, играя разные социальные роли.

Работа над проектами способствует умению планировать и организовывать свою деятельность, расширяет кругозор учеников, создает условия для проявления самостоятельности и инициативности, развивает творческие способности.

        Таким образом, участвуя в проектной деятельности, младшие школьники демонстрируют:

– готовность к познанию и овладению основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения) – пусть пока при помощи учителя и родителей;
– готовность овладеть компьютерной грамотностью, умение работать с аудиовизуальной и мультимедиатехникой;

– владение коммуникативными навыками, толерантностью;
– умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.

         



Предварительный просмотр:

Литературное чтение, 1 класс

Тема урока:

Звуки [б], [б’], буквы Б, б.

Цель урока:   Создать условия для формирования новых знаний  о звуках [б ,б,] и букве «бэ».

Задачи:

Предметные:                                                                                                                                            

- познакомить учащихся со звуками  [б], [б’];  буквами Б, б.;

-Вычленять новые звуки из потока речи, читать слоги, слова, тексты с буквами Б, б.                                                                                                                                                                                                                                

Метапредметные:                                                                                                                                                              

Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность.                                                                  

Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы.                                                                                                                                                                                        

Коммуникативные: развивать умения работать в парах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.                                                                                            

Личностные:                                                                                                                                        

-формирование устойчивых учебных мотивов, потребности к новым знаниям, интереса к изучению литературного чтения  через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися;

-способствовать  расширению познавательной сферы: внимание, восприятие, мышление, речь, способности через игровые и информационные технологии;          

 -формировать культуру общения, первичные навыки коллективного творчества;                                                                                                    

Тип урока:  урок усвоения новых знаний.

Форма урока: урок-сказка

Технология:  проблемно-диалогического обучения

Методы урока: метод микрооткрытий, частично-поисковый.

Оборудование: мультимедиа-проектор,  , демонстрационные буквы, схемы, сигнальные карточки, лента букв, кассы букв, картинки-перевёртыши, учебник , электронное приложение к учебнику.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап

 Организационный

 

2 этап

 Мотивация учебной деятельности учащихся

Общая  эмоциональная установка на урок, проверка готовности.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

Вы проверьте, всё в порядке:

Учебник, кассы и закладки?

Руки замерли у всех.

Будем думать, будем слушать

И учиться лучше всех!

Организация внимания учащихся.

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

-Давайте расскажем, какие мы школьники?

Психологический настрой. Самоконтроль готовности

Мы дружные, мы умные,

Внимательны,  старательны.

Мы в первом классе учимся

И всё у нас получится!

3 этап

Актуализация знаний. Подведение к целеполаганию

     

   

 

   

4 Этап локализации индивидуальных затруднений.  Постановка  учебной задачи (цели урока).  

 

5 этап

«Открытие  нового знания»

(построение проекта выхода из затруднения)    

Первичное усвоение новых знаний

Первичная проверка понимания

6 этап

Первичное закрепление

Электронное приложение к  просмотру мультфильма

7 этап

Включение нового знания в систему знаний. Закрепление.

Электронное приложение к учебнику «Букварь»

           

         

   

             

             

         

 

8 этап

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9 этап

Подведение итогов. Рефлексия.

Мотивация учащихся к  выполнению  учебного действия

Сейчас у нас урок чтения

Чтобы книги читать,
Надо буквы повторять.
Буквы сделала рука,
А увидят глазки,
Чтобы дети без труда -
Прочитали сказки.

(На экране - две волшебницы, одна в синем платье, другая в зелёном)

Знакомство с волшебницами:

- К нам в гости пришли сказочные волшебницы. Рассмотрите их красивые платья.

Проблемная ситуация,

с целью актуализации изученных знаний и способов действий, достаточных для построения нового знания.

Игра «Гласные - согласные»

-Волшебницы  рассыпали буквы. Давайте поможем их собрать.

Работа в парах.

-Договоритесь, кто будет собирать буквы в красный конвертик, а кто в сине-зелёный.

-Какие буквы вы спрятали в красный конвертик? А какие в сине-зелёный?

-Закончим высказывания:

Гласные буквы обозначают…звуки.

Согласные буквы обозначают…звуки.

-Сказочные волшебницы спорят. Они просят разделить поровну и вернуть им все согласные из сине-зелёного конвертика.

-Что мы знаем про согласные буквы?

-Какие согласные отдадим волшебнице в синем платье, а какие волшебнице в зелёном платье?

Работа в парах

-Договоритесь, кто будет собирать твёрдые согласные звуки, а кто мягкие.

У учителя в руках буква Л.

- Какой твёрдый согласный звук, обозначает буква Л?

- Какой мягкий согласный звук, обозначает буква Л?

Подобная работа проводится с буквами и звуками [н], [н’],[т], [т’],[р], [р’],[к], [к’], [с], [с’].

-Волшебницы очень любят  звук, который встречается в начале каждого слова в предложении:

Волшебницы варили вкусное варенье.

Вопросы, создающие проблемную

ситуацию личностно значимую для ученика,  формирующую у него потребность осознания нового  понятия 

-Как вы думаете, с чем хотят познакомить вас  сказочные волшебницы?

- Что мы узнаем на уроке?

- Чему научимся?

Включение учащихся в исследовательскую деятельность.

Работа с учебником.

-Волшебницы просят вас:

1.Отгадать слово в схеме

2. Разделить слово на слоги

3.Назвать первый слог

4.Назвать первый звук в слоге.

-Это звук гласный или согласный, почему?

-Произнесём эти звуки, чем они отличаются?

- А теперь сделаем вывод. С какими звуками познакомили нас сказочные волшебницы?  

- Что вы можете рассказать про эти звуки?

-Согласные звуки [б][б′] обозначаются какой-то буквой? Сказочные волшебницы предлагают вами тоже стать волшебниками. На прошлом уроке мы смастерили из проволоки букву Р. Превратите букву Р в букву, обозначающую звуки [б][б′]

-Определение места новой буквы в ленте букв с характеристикой звуков.

Развитие фонематического слуха.  

Выделение звука из слова, характеристика новых звуков

 - Сейчас, вместе с нашими волшебницами, мы побываем в сказке. Послушаем, запомним слова с новыми звуками, потом назовём их, дадим характеристику.

-Какие слова с новыми звуками вы услышали?

-Какой буквой обозначают эти звуки?

Физ. минутка под песню «Где водятся волшебники» Слова: Юрий Энтин Музыка: Марк Минков

Вопросы, создающие проблемную

ситуацию, личностно значимую для ученика и формирующую у него потребность осознания нового  понятия 

- Почему печатных букв две?

-Для чего нужна заглавная буква?

- На что похожа буква Б?

Задания, в которых тренируется

использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий:

-Волшебницы спрашивают: Если вы увидите буквы Б, б, то какие звуки будете произносить при чтении, от чего это зависит?

Чтение слогов с новой буквой.

-  1.Чтение с плаката хором, цепочкой

2.Добавление слогов до целого слова

3.Составление слогов для волшебницы в синем платье, в зелёном платье.

-Почему у волшебницы в синем платье больше слогов?

Чтение слов с буквой Б, б. Учебник, стр…

- Прочитаем слова по пометам.

-1 вариант читает второму первую строчку слов

-2 вариант читает первому вторую строчку слов

-Какие слова написаны с заглавной буквы, почему?

-Среди данных найдите слова со звуком [б], слова со звуком [б′].

-Подарите эти слова волшебницам.

Работа с текстом.

(учебник «Букварь» стр…)

-Прочитав текст, мы узнаем, какой вид спорта нравится волшебницам.

Первичное чтение

Чтение текста хорошо читающим учеником (или учителем).

- Какой вид спорта нравится волшебницам?  (Картинный ряд)

Словарная работа.

-Кто такие вратари?

-Какой первый звук в слове воро́та?

-Найдите в тексте слово со звуком [б′].

Вторичное чтение

Вопросы к тексту:

 -Кто мог кричать вратарям «лови, лови»?

 -Как зовут вратарей?

 

Озаглавить текст.

-У вратарей есть имена. Пора узнать имена наших волшебниц.

- Вспомните тему урока, цели. Предположите, какие имена могут быть у волшебниц?

Старые волшебницы превращаются в молодых красавиц (картинки-перевёртыши), благодарят детей за работу на уроке.

Физ. минутка

Развитие речи

Связь теории с практикой,

использование жизненного опыта учеников.

Тема: «Если бы я был(а) волшебницей (ком)»…

 Обязательное условие: в тексте должны быть использованы слова в буквой Б, б.

Домашние задания в первом классе отсутствуют. Но, можно предложить учащимся рассказать дома о том, что запомнилось, понравилось на уроке. Нарисовать новую букву.

Инициировать и

интенсифицировать рефлексию учащихся

- Наш урок  подошёл к концу.

С какой буквой вас познакомили волшебницы?

- Какие звуки обозначает буква Б?

- Что узнали о звуках [б][б′]?

- Чему научил урок?

- Какие задания были для вас интересными? Какие сложными?

- Оцените свои достижения с помощью смайликов.

- Жёлтый: Всё получилось, все задания были посильны.

-Зелёный: Встретились задания, которые не удалось выполнить.

-Красный: Все задания были сложными.

Актуализация

соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов
Работа в парах.
 

Договариваются, сравнивают, группируют и классифицируют все изученные буквы.

Распределяют буквы, обозначающие гласные звуки  в красный конверт (а, о, ы, и, у), а согласные – в синий ( л, н, т, р, к, с).

Доказывают, почему именно так выполнили задание.

Проверка выполненного задания у доски с использованием сигнальных карточек

Соотносят свои действия с алгоритмом определения гласных и согласных звуков

-гласные

-согласные

Интеллектуальное исследование.  Индивидуальные затруднения.

-Согласные буквы обозначают твёрдые и мягкие согласные звуки.

Проблемный диалог (гипотеза-аргумент). Путём проб и ошибок совершают

микрооткрытие: буквы отдать волшебницам  не получится. Можно отдать только звуки!

Работа в парах.

(решение коммуникативных задач)

Дети называют твёрдый и мягкий согласный звук в парах (артикуляционная разминка). Распределяют звуки в две группы. Отдают волшебницам (крепят на доску).

Выполняют задание, актуализирующее знания.

Произносят звук.

Побуждающий к гипотезам диалог.

Учащиеся самостоятельно определяют тему и задачи урока.

-Волшебницы познакомят нас с новыми звуками и новой буквой.

-Узнаем, какие звуки обозначает новая буква, гласные или согласные, мягкие или твёрдые.

- Научимся читать слоги, слова, предложения с новой буквой.

Интеллектуальное исследование

 В процессе исследовательской деятельности отвечают на вопросы и делают выводы.

-[б][б′]

-Звук [б] – согл., твёрдый

-Звук [б,] – согл., мягкий.

Мини проект-создание буквы.

План-рассуждение.

Создание проекта.

Презентация-выставка букв.

Микрооткрытие: получилась новая буква!

Её имя буква «вэ».

Определяют место буквы «бэ» в ленте букв, характеризуют звуки.

После просмотра мультфильма называют слова с новыми звуками, выделяют их из слов, дают  характеристику, называют букву для их обозначения.

Взаимоконтроль

Дети выполняют танцевальные движения «Вверх-вниз»

Побуждение к гипотезам, диалог

Варианты ответов.

Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Работа с кассами букв

Проблемный диалог

в форме коммуникации в парах.

Взаимоконтроль.

Самостоятельная работа по распознаванию в словах новых звуков. Самоконтроль и коррекция затруднений.

Работа в паре

Взаимоконтроль, коррекция.

В процессе эвристической беседы-диалога учащиеся находят верное решение.  Микрооткрытие.

Сигнальные карточки

Работа со словарём. Используют частично-поисковый метод

Чтение текста учащимися

Обратная связь. Сигнальные карточки.

Предлагают варианты названия текста.

Анализ. Сигнальные карточки.

Проблемный диалог. Микрооткрытие (предположительно: волшебница [В]и волшебница [В′], возможны имена: Валя и Вера, Варвара и Виктория и т.п.)

Интенсификация

«Вместе веселее»

Составляют рассказ, опираясь на свой жизненный опыт с включением нового знания в систему знаний

Рефлексия и самооценка

собственной учебной деятельности в устной форме и с помощью сигнальных карточек (смайликов)

Прощание с волшебницами


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Подготовила:Цыденова Туяна Цыдыповна

Слайд 2

«…ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра.» А.С. Макаренко

Слайд 3

ЦЕЛЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ- пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению

Слайд 4

«Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное создание… в игре же дитя, уже зреющий человек пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями.» К.Д. Ушинский

Слайд 5

РЕЗУЛЬТАТ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся; тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки; стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; способствует преодолению пассивности учеников; способствует усилению работоспособности учащихся.

Слайд 6

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.» В.А. Сухомлинский

Слайд 7

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА УРОКАХ математики

Слайд 8

Расставьте карточки, начиная с самой большой. Постройте пирамидку.

Слайд 9

Игра «Домино»

Слайд 10

Игровое упражнение «Реши правильно и прочти» 6 – 1 5 + 2 10 – 8 5 + 2 7 – 4 6 + 3 5 + 5 М О Л О Д Е Ц 1 И 2 Л 3 Д 4 А 5 М 6 К 7 О 8 Р 9 Е 10 Ц

Слайд 12

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА УРОКАХ р усского языка

Слайд 16

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА УРОКАХ окружающего мира

Слайд 19

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА УРОКАХ л итературного чтения

Слайд 21

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЗА ПРОТИВ является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни; способствует повышению интереса, активизации и развитию мышления; несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении; идет передача опыта старших поколений младшим; способствует использованию знаний в новой ситуации; -способствует объединению коллектива и формированию ответственности -сложность в организации и проблемы с дисциплиной; - подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение; -увлекаясь игровой оболочкой, можно потерять образовательное содержание - невозможность использования на любом материале; -сложность в оценке учащихся

Слайд 22

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ



Предварительный просмотр:

                                 Технологическая карта урока  литературного чтения                                                                                                                    Учитель: Цыденова Т.Ц

                                                                                                                    Класс: 4В

Тема урока

Ш.Перро «Мальчик -с -пальчик»

Место урока

Урок раздела «Литературная сказка»

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цель

Познакомить учащихся с волшебной сказкой  Ш.Перро « Мальчик -с -пальчик».

Задачи

-создать условия для знакомства со сказкой «Мальчик-с-пальчик»;

-учить различать положительных и отрицательных героев сказки;

-формировать нравственные позиции: понимание, что значит быть верным, преданным;

- совершенствование навыка беглого, правильного, выразительного, осознанного  чтения;

-развивать устную речь учащихся, образное мышление, умение  анализировать, обобщать;

-воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к ближнему.

Планируемый результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия  (УУД)

-прогнозирование

урока;

-достижение необходимого уровня читательской компетентности ( овладение техникой чтения вслух и про себя)

-ориентироваться в содержании сказки;

-составлять план и пересказывать по плану;

 

Познавательные:

Находить необходимую информацию в тексте; устанавливать причинно-следственные связи, создавать высказывание.

Регулятивные:

Корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;

Коммуникативные:

Развивать умение высказывать свои мысли, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказывать свою точку зрения; Формулировать  собственное мнение, свою позицию.

Личностные:

способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев.

Оборудование урока

Учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, М.В. Бойкина

Творческая тетрадь Коти  Т.С.,  портрет  Ш.Перро, аудиозапись сказки, тест.

                                 

                                             Карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность  ученика

Формируемые умения

(универсальные учебные действия)

1.Мотивация

Цель:

Мотивировать на изучение новой  сказки.

Прозвенел и смолк звонок-

Начинаем наш урок!

Слушаем внимательно,

Работаем старательно!

Урок литературного чтения

- Чего вы ждете от сегодняшнего урока?

-Вам бы хотелось….

*слушать

*читать

*узнавать новое

*рассуждать

*играть

Психологический настрой на урок, проговаривают стихотворение.

Выбирают  из предложенных

учителем карточки с названиями действий, которые хотели бы совершать на уроке.

- не можем, потому что не  знаем тему урока.

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность, настойчивость в достижении цели.

Коммуникативные:

деление обязанностей в группе,

планирование сотрудничества с одноклассниками.

2.Актуализация знаний

Цель:

Стимулировать:

эмоционально-

ценностное отношение к герою

- Прежде чем мы приступим к уроку, проведём небольшую речевую разминку.

Речевая разминка на слайде:

1.Прочитайте про себя, хором.

По следам от крошек

Не выбраться из леса.

Но малыш не унывает,

Братьев снова он спасает!

Ростом с палец лишь всего.

Как же все зовут его?

Читаем с разной интонацией :

*с грустью

*удивленно

*радостно

*выразительно.

Отгадайте загадку, отгадка и будет названием темы урока.

(Мальчик-с-пальчик)

Прочитайте тему урока.

Работают над интонацией, выразительностью речи.

«Мальчик-с-пальчик»

Познавательные:

формирование мыслительных

операций: анализ, синтез, обобщение.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли с точностью и с достаточной полнотой; умение слушать, слышать  и понимать речь других.

Предметные:

овладение техникой чтения вслух и про себя.

3.Самоопределение к деятельности

Цель: поставить цель перед детьми, подвести их к раскрытию темы урока.

Да, эта сказка французского писателя Шарля Перро

«Мальчик-с-пальчик».

Герои сказки.

Стр. 24-28-прослушивание аудиозаписи,

Стр.29-31чтение цепочкой.

Совершенствование связной речи, навыков беглого выразительного чтения.

 

4.Работа по теме урока

Цель: формировать понятия ( предисловие, зачин, структура сказки, характеристика героев сказки)

У нас 3 группы, каждая группа готовит свои  вопросы по содержанию текста:

-Что вы узнали о Мальчике-с-пальчике и его братьях?

-Как они жили?

-Когда и почему случилась с мальчиком беда?

-Как вели себя братья, оказавшись в лесу? Сравните.

-Что помогло мальчикам вернуться домой?

-Какие качества  помогли Мальчику-с-пальчику спасти себя и братьев?

-Кому вы больше всего сочувствовали?

-За кого переживали? Почему?

-Хорошо ли поступил главный герой с Людоедом и его дочерьми?

-Какой конец у сказки?

Определяем самую активную группу.

Мальчик-с-пальчик  очень хотел спасти своих братьев и вернуться с ними домой.

Другого выхода у него не было, иначе Людоед  съел  бы их всех.

Смелость, находчивость, сообразительность, хитрость.

Использование литературоведческих понятий.

Коммуникативные:

ответы на вопросы на основе волшебной сказки.

П.:

- размышление о нравственных ценностях (терпение, забота о ближнем) в литературных сказок зарубежных писателей.

-определение главной мысли

Регулятивные:

учатся отличать верно выполненное задание от неверного, осознание того, что уже усвоено и что нужно ещё усвоить.

5.Физкультминутка

Цель:

Снятие усталости и напряжения

А сейчас все дружно встанем, проведем физкультминутку с

движениями

В понедельник я купался,

Во вторник -рисовал,

В среду долго умывался,

А в четверг-футбол играл,

В пятницу я прыгал, бегал,

Очень долго танцевал,

А в субботу, в воскресенье

Целый день я отдыхал!

Личностные: проявление доброжелательного отношения друг другу.

6.Продолжение работы по теме

Характеристика героев.

-Перечислите героев сказки.

Разделите на 2 группы:

положительные

отрицательные.

-Распределитесь по группам  и подготовьте характеристику одного из героев.

Представление характеристик…………..

Коммуникативные:

-развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

 7.Рефлексия

А сейчас давайте  проверим насколько внимательными слушателями и читателями вы были на уроке?

-Для этого ответьте на вопросы теста. Работаем в паре,

всего 5 вопросов и 3 варианта ответа. Обведите правильный вариант ответа.

Успехов вам!

-Теперь проверим ваши ответы

           ТЕСТ

1.Сколько братьев было у Мальчика-с-пальчика?

А.три    Б.шесть     В.семь

2.Кем был его отец?

А.дровосеком Б.лесником

 В.сторожем.

3.Куда залез Мальчик-с-пальчик, подслушивая разговор отца с матерью?

А.под стул

Б.под скамейку

В. под стол

4.Как Мальчик-с- пальчик сумел привести из тёмного леса своих братьев обратно домой?

А.с помощью волшебства

Б.с помощью белых камешек

В.с помощью ниточки

5.Почему дети не смогли вернуться домой  по меткам оставленным Мальчиком-с- пальчик?

А.их склевали птицы

Б.потому что родители увидели метки и собрали их

В.потому что Людоед съел все хлебные крошки

1. В   2.А   3.Б   4.Б  5.А

К: обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения.

8.Итог урока.

Цель: подвести итог о  проделанной работе на уроке

 

Выберите и продолжите любое предложение.

-Чему учит нас эта сказка?

*Сегодня на уроке я узнал….

*На этом уроке я похвалил бы себя за…….

*После урока мне захотелось…….

*Сегодня я сумел………

Личностные:

- формировать чувство сопереживания героям, уметь сравнивать поступки героев своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.

-формировать умение адекватно оценивать свою работу, работу своих одноклассников.

- вариант 1- оценивание своей работы на уроке,

вариант 2- ответственный в группе оценивает работу  ребят.

9.Домашнее задание

Открываем дневники, записываем домашнее задание- Составление плана сказки (разделить текст на части и озаглавить)

Запись в дневниках