Инновационный педагогический опыт Лизякиной Ирины Константиновны

Лизякина Ирина Константиновна

1. Информационная карта опыта

2. Презентация опыта

3. Объяснительная записка

4. Программа "Одаренные дети"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационная карта автора инновационного педагогического опыта

I.Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом, контактный телефон

Должность с указанием предмета или выполняемого функционала

Стаж
работы в должности

Лизякина Ирина Константиновна

606170 Нижегородская обл., р. п. Сосновское, ул. Нижегородская, д.4 МБОУ Сосновская СШ № 2

Учитель русского языка и литературы

16

                     II Сущностные характеристики опыта

Тема инновационной образовательной практики (короткое обозначение проблемы, на решение которой направлена практика)

Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы.

В формировании познавательных УУД большую роль играет развитие критического мышления обучающихся через чтение и письмо. Так как в настоящее время образовательные стандарты второго поколения ориентированы на результаты образования.  И процесс обучения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. Этой цели можно достичь благодаря формированию УУД. Качество усвоения знания зависит от их характера и многообразия видов.

Соответствие практики задачам модернизации образования на муниципальном уровне

 Сущность предлагаемого ИПО – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс. Приемы ТРКМ как средство формирования познавательных УУД.

Позитивное влияние практики на развитие образовательной системы, выражающееся в появлении изменений, оцениваемых как положительные.

Преимущества перед аналогами: вырабатывается «умелое мышление», которое подразумевает: оценивающее и взвешенное суждение, логическое формулирование выводов, понимание принципов, построение гипотезы, предложение мнений с аргументами, формулирование суждений на основе критериев.

Эффективное чтение - сложный процесс активного восприятия и критического осмысления информации с целью включения в собственный контекст. Рефлексивное письмо подразумевает отражение на бумаге активного процесса восприятия информации: учащийся фиксирует идеи, которые он так или иначе выделил для себя. Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) понимается как рефлексивная деятельность в обучении, основывающаяся на глубокой проработке информации в сопряжении с личным опытом.

Пригодность практики к трансляции, предполагающая ее технологическую и техническую проработанность

Использование на уроках русского языка литературы.

 Технология РКМЧП направлена на достижение образовательных результатов.

- умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

- пользоваться различными способами интегрирования информации;

- задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

- решать проблемы;

-вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

-выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

-аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

-способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);

-брать на себя ответственность;

-участвовать в совместном принятии решения;

-выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

-умение сотрудничать и работать в группе и др.

Условия, в которых практика будет работать ( тип и вид ОО, реализуемая образовательная программа, УМК, особенности контингента обучающихся, другие)

Образовательные организации основного общего и среднего (полного) образования, образовательная программа в рамках ФГОС, а также федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004 г.). УМК – учебники по русскому языку (авторы: Баранов, Ладыженская и др.) и литературе (под ред.Коровиной В.Я.).  

              III. Краткое описание инновационного опыта учителя

Конкретная задача, решаемая через использование данной инновационной образовательной практики

Развить у детей умения конструировать текст, умения ставить вопросы к тексту, повышать уровень познавательных запросов учащихся

Решение ( сочетание элементов педагогической деятельности, которое позволяет решить задачу)

Применение элементов технологии критического мышления дает возможность вырабатывать у обучающихся  надпредметные умения:

- умение работать в группе;

- умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;

-умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания;  

-формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Управление образования Сосновского муниципального района МБОУ Сосновская средняя школа №2 Обобщение опыта учителя русского языка и литературы Лизякиной Ирины Константиновны 2016

Слайд 2

Современное информационное общество требует от выпускника способности адаптироваться к изменяющимся условиям, свободно ориентироваться в информационном поле, строить систему в любой сфере знания, проектировать собственное развитие. Актуальность Великие умы обсуждают идеи, средние - обсуждают поступки, а малые - людей. (индийская пословица)

Слайд 3

Проблемы Образовательные стандарты второго поколения ориентированы на результаты образования. Практическая Исследовательская Процесс же обучения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. Этой цели можно достичь благодаря формированию УУД. Качество усвоения знания зависит от их характера и многообразия видов: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных [ФГОС 2010 1 ]. В формировании познавательных УУД большую роль играет ТРКМЧП . Поэтому представляется очевидной необходимость применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо (технология РКМЧП) наряду с традиционными формами работы в школе .

Слайд 4

научность системность эффективность учет индивидуальных способностей и запросов учащихся перспективность технологичность Приемы ТРКМ как средство формирования познавательных УУД К познавательным УУД относятся следующие умения: - сознавать познавательную задачу; - читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; - понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; - осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Основополагающие принципы данного опыта:

Слайд 5

Авторы: американские ученые Ч.Темпл, К.Мередит, Дж.Стил, С.Уолтер. Универсальная, надпредметная технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами. Может использоваться в разных предметных областях В России технология появилась в 1997 году; свой вклад в развитие идеи внесли Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В., Галактионова Т.Г., Гершунский Б.С., Бутенко А.В. другие. Под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и преподавателя. Педагоги-практики особо выделяют ценность осмысленного обучения, о которой писал еще Л.С.Выготский в работе « Педагогическая психология ». Что такое критическое мышление? Теоретическая база опыта

Слайд 6

Сравнение признаков обыденного и критического мышления Умелое мышление Обычное мышление Оценивающее суждение Гадательное предположение Взвешенное суждение Предпочтение Классификация Группирование Допущение Верование Логическое формулирование выводов Формулирование выводов Понимание принципов Объединение понятий по ассоциации Построение гипотезы Предположение Предложение мнений с аргументами Предложение мнений без аргументов Формулирование суждений на основе критериев Формулирование суждений без опоры на критерии

Слайд 7

обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс: · развитие базовых качеств личности (критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности); · развитие аналитического, критического мышления (выделение причинно-следственных связей; рассматривание новых идей и знаний в контексте уже имеющихся; выделение ошибок в рассуждениях); · формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. · стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации. Цель технологии

Слайд 8

школьники должны научиться: выделять причинно-следственные связи; рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; понимать, как различные части информации связаны между собой; выделять ошибки, нелогичность в рассуждениях; делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек; избегать категоричности в утверждениях; быть честным в своих рассуждениях; выявлять предвзятое отношение, мнение и суждение; уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения; отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом . Ожидаемые результаты формирование нового стиля мышления; развитие базовых качеств личности; формирование культуры чтения и письма; формирование умения задавать вопросы, формулировать гипотезу; стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности; запуск механизмов самообразования и самоорганизации. Задачи технологии развития критического мышления

Слайд 9

Вызов Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме) Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями) Осмысление содержания Информационная (получение новой информации по теме) Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания) Рефлексия Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная (приобретение нового знания) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса) Функции трех фаз технологии критического мышления

Слайд 10

Приёмы технологии «Развития критического мышления» Технологичекие э тапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные приемы и методы Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа либо индивидуальн ая , либо в парах или группах. На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями. На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.

Слайд 11

Конструктор урока по ТРКМ прием стадия 1 2 3 4 5 6 7 8 Начало урока (вызов) «кластер» «загадка» Мозговая атака Опережающий результат Фантастическая добавка Театрализация «Верно – неверно» Ребус, кроссворд Объяснение нового материала Продвинутая лекция инсерт Вопросы Блума Диаманта Дерево предсказаний Круги по воде Лекция со стопами экспертиза Закрепление загадка Учебно – мозговой штурм Метод контрольных вопросов экспертиза «Плюс – минус – интересно» инсерт Оживи картину Бином фантазии Повторение кластер загадка Бином фантазии Оживи картину театрализация Ролевая игра Диаманта Круги по воде Рефлексия (конец урока) кластер Зигзаг - 2 Интеллектуальная разминка Синквейн экспертиза Ролевой проект Исследовательский проект Бином фантазии Домашнее задание загадка кластер Оживи картину инсерт Круги по воде Бином фантазии Эссе Придумай свой вариант финала

Слайд 12

«Инсерт» Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста Принципы работы некоторых приемов «Выглядит, как... Звучит, как ...» Этот прием направлен на «присвоение» понятий, терминов. На стадии вызова учащимся предлагается записать в соответствующие графы зрительные и слуховые ассоциации, которые у них возникают при данном слове, или в связи с данным понятием. «П» – «М» – «И»: таблица «Плюс – минус – интересно». Новая информация заносится в таблицу, по ходу чтения параграфа или прослушивания лекции заполняются соответствующие графы Бортовые журналы Обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. «Верно – неверно» Обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Синквейн стихотворение, состоящее из пяти строк. Данное стихотворение пишется по определённым правилам. Составление синквейна требует от ученика умения находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких заключениях. Ромашка Блума шесть лепестков — шесть типов вопросов.

Слайд 13

Применение технологии РКМЧП на уроках Вариант урока развития речи по написанию или устному написанию сочинения – описания по личным впечатлениям Предмет Русский язык Класс 5 Автор УМК Ладыженская Т.А. Тема урока Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию по личным впечатлениям. Тип урока Урок-моделирование. Цель Деятельностная – формирование у учащихся умений реализовывать новые способы действий. Содержательная – расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Задача урока: формирование универсальных учебных действий: 1. Личностные УУД – ценить, воспринимать образ Родины через произведения изобразительного искусства; 2. Регулятивные УУД – самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, планировать алгоритм его выполнения, самостоятельно оценивать; 3. Познавательные УУД – извлекать информацию, представленную в иллюстрации; восприятия картину как произведения искусства; уметь передавать художественное, эстетическое и эмоциональное содержание картины; самостоятельно делать выводы. 4.Коммуникативные УУД – участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; уметь строить текст в определённой композиционной форме, оформлять свои мысли в устной и письменной речи; Планируемый результат: сочинение-описание; любовь к родному краю

Слайд 14

Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД I . Вызов. Цель этапа: включение учащихся в деятельность, создание положительного эмоционального настроя, выделение содержательной области. Читает стихотворение И.З. Сурикова «Первый снег», Задаёт вопросы, направленные на определение темы урока. Рассказывает о системе оценки деятельности на уроке. Слушают стихотворение, определяют тему стихотворения, сопоставляют с реальной картиной за окном и с картинкой на слайде. Отвечают на вопросы учителя: -С помощью чего поэт описал состояние природы в момент наступления зимы? -Мы можем описать первый снег? -Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? -Описывать первый снег. Слайд 1. П.Формируют умение вычленять нужную информацию К. Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками . Р. Осознание собственной деятельности в рамках поставленной задачи. Л. Формирование чувства прекрасного. Стадия вызова

Слайд 15

Стадия осмысления II . Осмысление. Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. Организует работу по повторению теоретического материала необходимого для написания сочинения- описания. Прием «тонкие и толстые вопросы». Отвечают на вопросы учителя: -Какие типы речи вы знаете? -Что такое описание? -Чем оно отличается от других типов речи? -Какой тип речи мы можем использовать при написании сочинения? -Описание. П.Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. К. Умеют строить речевое высказывание, отстаивая свои аргументы. Р.Самооценка деятельности. Л. Формирование чувства прекрасного. Выявляет уровень знаний, создает проблемную ситуацию. Постановка проблемного вопроса. Ставят учебную задачу на основе вопроса учителя: -Что необходимо для того, чтобы описывать природу? -Наблюдать. П.Самостоятельно выделяют познавательную цель, формулируют проблему. К.Выстраивают речевое высказывание. Р.Самооценка деятельности. Л. Формирование чувства прекрасного. Составляет алгоритм реализации проекта с помощью фишбоуна. Выбирают нужные термины, выстраивают и проговаривают алгоритм действий при написании сочинения. (Составляем фишбоун). П.Выбирают и формулируют познавательную цель, составляют алгоритм действий. К. Комментируют действия по алгоритму. Р.Самооценка деятельности. Л. Формирование чувства прекрасного. Читает отрывок из рассказа Б.Петрова «Разговор о снеге». Анализируют рассказ, отвечая на вопросы учителя: -Какие однокоренные слова к слову «снег» подбирает автор текста? -Какие ощущения передаёт автор с помощью этих слов? П.Формируют навыки анализа художественного текста. К. Проявляют готовность выслушивать все точки зрения и вырабатывать общую позицию. Р.Самооценка деятельности. Л. Формирование чувства прекрасного. Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А http://www.youtube.com/watch?v=-6zfjESxMgI

Слайд 16

Организует работу класса по группам: - Посмотрим на снег глазами художника, попытаемся пощупать его и почувствовать. Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года», «Зима». Выполняют словарную работу, составляют таблицу «Снежные слова». 1 группа подбирает эпитеты для описания цвета и красок снежного покрова. 2 группа подбирает эпитеты для описания снега на ощупь. 3 группа подбирает эпитеты для описания ощущений, связанных с восприятием первого снега. Читают и анализируют полученный результат. П. Проговаривают полученный результат, делают выводы. К. Отражают мысль в слове. Р.Самооценка деятельности. Л. Формирование чувства прекрасного. Организует работу по составлению плана сочинения по группам Составляют план написания сочинения (работа в группах), обсуждают, доказывают свою точку зрения, делают проверку по образцу, вносят поправки в свою работу. П.Самостоятельно выполняют учебную задачу, строят план, сравнивая его с эталоном. К. Комментирование ответа. Р.Самооценка деятельности. Л. Формирование чувства прекрасного. Организует деятельность по применению новых знаний – написание черновика сочинения с применением подобранных эпитетов Игра «Закончи фразу» или предложи свой вариант финала Пишут сочинение на черновик. П.Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. К. Комментирование ответов по группам. Р.Самооценка деятельности. Л. Формирование чувства прекрасного. Стадия осмысления

Слайд 17

IX . Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. Организует рефлексию: - Чему вы научились на уроке? - Что на уроке вам понравилось? - Что не понравилось? - Сможете ли вы теперь самостоятельно написать сочинение? -Какую оценку вы заработали на уроке? - Оцените работу групп. ДЗ. Написание сочинения. Отвечают на вопросы, осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, оценивают работу групп, соотносят цель и результаты, степень их соответствия, записывают ДЗ. П. Умение подвести итог своей деятельности. К. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Р. Оценивание достигнутого результата. Л. Формирование чувства прекрасного. Рефлексия

Слайд 18

Достижения учащихся - мои достижения! Результатом является высокий уровень развития самостоятельного мышления, ярко выраженная мотивация саморазвития, самосовершенствования, достижения на конференциях и олимпиадах, высокий показатель качества знаний. Периоды Школьный уровень Районный уровень Областной уровень Всероссийский уровень Международный уровень 2012 - 2013 34 5 23 1 1 2013 - 2014 35 8 28 20 4 2014 - 2015 42 10 21 12 19 Количество участников олимпиад, конкурсов, конференций (Всероссийские олимпиады школьников по русскому языку и литературе, конкурсы чтецов, «Голос ребенка», «Живая классика», интернет – олимпиады, «Семейная традиция», фестивали, смотры и т.п.)

Слайд 19

Достижения учащихся - мои достижения! Результаты ЕГЭ 2013 г. Русский язык (25 человек) Литература (2 чел.) Средний балл 64,95 70 Выше среднего 10 2 Высший бал л 98 (Новикова Ксения) 72 (Новикова Ксения) Успеваемость и качество обучения (2012 — 2013, 2013 – 2014, 2014 – 2015) Русский язык Литература Успеваемость качество Успеваемость качество 2012 - 2013 100% 68% 100% 76% 2013-2014 100% 75% 100 % 86% 2014 – 2015 (3 четверть ) 100% 79% 100% 100%

Слайд 20

Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы помогает развить вдумчивое чтение, монологическую и диалогическую речь, умение работать со словарями и другой справочной литературой. Самое же главное – на таких уроках дети учатся самостоятельно добывать знания, самореализоваться и социализироваться в современном мире. Подводя итоги



Предварительный просмотр:

              Управление образования Сосновского муниципального района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сосновская средняя школа №2

Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы

Лизякиной Ирины Константиновны)

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2015

      Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности.  Образовательные стандарты второго поколения ориентированы на результаты образования. Процесс же обучения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. Этой цели можно достичь благодаря формированию УУД. Качество усвоения знания зависит от их характера и многообразия видов: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных [ФГОС 20101].

        Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

1) личностные;

2) регулятивные;

3) познавательные;

4) коммуникативные.

        Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

        Регулятивные действия  обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

        Коммуникативные действия обеспечивают возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

        Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания

        В формировании познавательных УУД большую роль играет ТРКМЧП. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы.

        На мой взгляд, технология критического мышления – это попытка преодоления формального  подхода к обучению, авторитарного стиля, поворот к личности обучаемого, приглашение ученика  к творчеству, попытка гуманизации обучения. Мне представляется убедительной эта технология, в которой организуется обучение, актуализирующее познавательную,  эмоциональную и волевую сферы обучаемых. И сегодня целью моей педагогической деятельности стала модернизация традиционного обучения, его преобразование в духе эффективной организации усвоения новых знаний через использование технологии развития критического мышления.

        Ведущая идея опыта приемы ТРКМ как средство формирования познавательных УУД. К познавательным УУД относятся следующие умения:

- сознавать познавательную задачу;

- читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей;

- понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;

- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

        В блоке познавательных учебных действий выделяют:

        Общеучебные действия, включая знаково-символические;

Логические действия;

         Действия постановки и решения проблем.

        В число общеучебных входят:

  1. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  2. поиск и выделение информации;
  3. применение методов информативного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;
  4. знаково-символические действия, включая моделирование;
  5. умение структурировать знания;
  6. умение  строить речевое высказывание;
  7. выбор наиболее эффективных способов решения задач;
  8. рефлексия способов и условий действий;
  9. контроль и оценка процесса и результатов действия;
  10. смысловое чтение;
  11. выбор вида чтения в зависимости от цели;
  12. восприятие текстов разных стилей;
  13. умение адекватно передавать содержание текста;
  14. составлять тексты различных жанров.

        В число логических универсальных действий входят:

  1. анализ объектов с целью выделения признаков;
  2. синтез;
  3. выбор оснований и критериев для сравнения;
  4. классификация объектов;
  5. подведение под понятие;
  6. выделение следствий;
  7. установление причинно-следственных связей;
  8. построение логической цепи рассуждений, доказательств;
  9. выдвижение гипотез; их обоснование.

        Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблем и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера[1].

        Для ученика содержание учебного материала остается непонятным, если он не владеет специальными приемами, позволяющими работать с информацией. В данном случае большую помощь могут оказать приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

      Современные исследователи в области методов развития критического мышления  как на Западе (Д.Халперн, К.Мередит, Д.Стил, Ч.Темпл, С.Уолтер и др.), так и в России (М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская и др.) под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и преподавателя. Педагоги-практики особо выделяют ценность осмысленного обучения, о которой писал еще Л.С.Выготский в работе «Педагогическая психология».

Как можно определить критическое мышление? Д.Клустер предлагает пять пунктов, определяющих данное понятие.

  1. КРМ есть мышление самостоятельное.
  2. Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления.
  3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
  4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
  5. Критическое мышление есть мышление социальное.

       Развитие критического мышления через чтение и письмо — педагогическая технология, позволяющая ориентироваться на внутреннюю мотивацию учащихся, более устойчивую, нежели внешнюю. Эффективное чтение - сложный процесс активного восприятия и критического осмысления информации с целью включения в собственный контекст. Рефлексивное письмо подразумевает отражение на бумаге активного процесса восприятия информации: учащийся фиксирует не поток информации, а те идеи, которые он так или иначе выделил для себя. Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) понимается как рефлексивная деятельность в обучении, основывающаяся на глубокой проработке информации в сопряжении с личным опытом.

В основе технологии РКМЧП - модель, состоящая из трех фаз:

•        вызов,

•        смысловая стадия,

•        рефлексия

      Вызов предполагает обращение учащегося к собственным знаниям, опыту и умениям. Он формулирует для себя вопросы, на которые впоследствии желает получить ответ, ставит цели, независимые от целей его группы.

       Смысловая стадия предполагает реализация учащимися целей, заявленных на стадии вызова за счет материала, воспринимаемого с интересом. На фазе рефлексии учащиеся анализируют выполнение поставленных задач и достижение заявленных целей.

Технологичекие

этапы

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Возможные

приемы и методы

I.  Вызов:

-  актуализация имеющихся знаний;

- пробуждение интереса к получению новой информации;

- постановка учеником собственных целей обучения.

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

Составление списка «известной информации»:

рассказ-предположение по ключевым словам;

систематизация материала (графическая): кластеры, схемы, таблицы;

верные и неверные утверждения;

перепутанные логические цепочки;

мозговая атака;

проблемные вопросы, и т.д.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа либо индивидуальная,  либо в парах или группах.

II. Осмысление содержания:

- получение новой информации;

-корректировка учеником поставленных целей обучения.

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации

Методы активного чтения:

«инсерт»;

«фишбоун»;

«идеал»;

ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

диспуты;

поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.

III. Рефлексия:

-размышление, рождение нового знания;

-постановка учеником новых целей обучения.

Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание.

Заполнение схем, кластеров, таблиц.

Установление причинно-следственных связей между блоками информации.

Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

Ответы на поставленные вопросы.

Организация устных и письменных круглых столов.

Организация различных видов дискуссий, диалогов.

Написание творческих работ.

Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.

           

Предлагаю использовать для работы конструктор урока[2].

прием

стадия

1

2

3

4

5

6

7

8

Начало урока (вызов)

«кластер»

«загадка»

Мозговая

атака

Опережающий результат

Фантастическая добавка

Театрализация

«Верно – неверно»

Ребус,

кроссворд

Объяснение нового материала

Продвинутая лекция

инсерт

Вопросы

Блума

Диаманта

Дерево предсказаний

Круги по воде

Лекция со стопами

экспертиза

Закрепление

загадка

Учебно – мозговой штурм

Метод контрольных вопросов

экспертиза

«Плюс – минус – интересно»

инсерт

Оживи картину

Бином фантазии

Повторение

кластер

загадка

Бином

фантазии

Оживи картину

театрализация

Ролевая игра

Диаманта

Круги по воде

Рефлексия

(конец урока)

кластер

Зигзаг - 2

Интеллектуальная разминка

Синквейн

экспертиза

Ролевой проект

Исследовательский проект

Бином фантазии

Домашнее задание

загадка

кластер

Оживи картину

инсерт

Круги по воде

Бином фантазии

 

 

Принцип работы некоторых приемов ТРКМЧП.

Инсерт

В дословном переводе инсерт с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Прием осуществляется в несколько этапов.

I э т а п: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом:

V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;

- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

II э т а п: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

III э т а п: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:

V «галочка» (то, что уже известно)

знак «минус» (то, что противоречит представлению)

+ знак «плюс» (то, что является интересным и неожиданным)

? «вопросительный знак» (если что-то неясно, возникло желание узнать больше)

...

...

...

...

...

...

...

...

IV э т а п: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Мозговая атака

1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме;

2 э т а п: Обмен информацией.

Рекомендации к эффективному использованию:

1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;

2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;

3. Оперативная запись высказанных предложений.

Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы.

Кластеры

Последовательность действий проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Сиквейн. Правила написания синквейна:

1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

ТАСК (анализ).

Еще один методический прием назван Таск-анализ. ТАСК – (это сокращение для слов Тезис — Анализ — Синтез — Ключ), его задача помочь ученикам научиться независимо размышлять об отдельных моментах текста. Метод этот представляет собой 10 последовательно заданных вопросов, над которыми в ходе чтения текста вам предстоит размышлять. Наиболее рационально ответы на вопросы занести в  специально сконструированную таблицу. Здесь мы снова встречается с культурой  вычленения тезисов и антетезисов того или иного текста.

Эссе (Франц. “Essai”, англ. “essay” или “assay” – опыт, очерк, от латинского “exagium” – взвешивание) – жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной или социальной проблемы. Обычно противопоставляется систематическому научному рассмотрению вопроса. Классиком-основателем опытов с эссе считается М.Монтень («Опыты», 1580).Эссе очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике, в российской школе эта форма и сам термин становятся все более и более популярными  в последнее время. Эссе целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии осмысления, обработки прочитанного. Теме создания эссе посвящены многие научные и научно-популярные трактаты. Здесь же хотелось бы отметить, что разнообразие форм эссе определяется тремя основными факторами:

  • временем, которое на него тратится;
  • умением строить логичные композиции (в уже известной нам логике, например, вызов, изложение тезисов, аргументация, выводы);
  • художественным даром автора, выразительностью речи, богатством  привлекаемого культурного контекста и т.д.

Результативность опыта.

 Технология РКМЧП направлена на достижение образовательных результатов.

- умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

- пользоваться различными способами интегрирования информации;

- задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

- решать проблемы;

-вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

-выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

-аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

-способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);

-брать на себя ответственность;

-участвовать в совместном принятии решения;

-выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

-умение сотрудничать и работать в группе и др.

        О результатах говорит уровень успеваемости и уровень качества знаний учащихся  по литературе и русскому зыку. По литературе успеваемость составляет 100%, качество знаний учащихся в среднем – 83%. По русскому языку качество  - 77%, успеваемость -100%.

Применение технологии ТРКМ позволяет развить у детей умения конструировать текст, умения ставить вопросы к тексту, повышает уровень познавательных запросов учащихся.

Проведенные исследования показали, что данные умения и навыки у учащихся после применения ТРКМ значительно более развиты, чем у учащихся, занимающихся в традиционном режиме.

Применение элементов технологии критического мышления дает возможность вырабатывать у обучающихся  надпредметные умения, такие как:

- умение работать в группе;

- умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;

-умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания;  

-формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

 Приложение.

Вариант урока развития речи

по написанию  или устному написанию сочинения – описания по личным впечатлениям

Предмет  

Русский язык

Класс

5

Автор УМК

Ладыженская  Т.А.

Тема урока

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию  по личным впечатлениям.

Тип урока

Урок-моделирование.

Цель

Деятельностная – формирование у учащихся умений реализовывать новые способы действий.

Содержательная – расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Задача  урока:

 формирование универсальных учебных действий:

1. Личностные УУД – ценить, воспринимать образ Родины через произведения изобразительного искусства;

2. Регулятивные УУД – самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, планировать алгоритм его выполнения, самостоятельно оценивать;

3. Познавательные УУД – извлекать информацию, представленную в  иллюстрации; восприятия картину как произведения искусства; уметь передавать художественное, эстетическое и эмоциональное содержание картины; самостоятельно делать выводы.

4.Коммуникативные УУД – участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; уметь строить текст в определённой композиционной форме, оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

Планируемый результат: 

  • сочинение-описание; любовь к родному краю

Технологическая карта урока представлена в разработках (на сайте) и в презентации.


[1]        "Формирование УУ Д в основной школе: от  действия к мысли" А.Г. Асмолов

[2]         Вариант урока в приложении.



Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

Сосновская средняя общеобразовательная школа №2

Программа принята  на

Методическом  совете

Протокол № _4__от _30 августа_2013 г.

УТВЕРЖДАЮ:

директор МБОУ ССОШ№2

____________________ Никонов Ф.И.

«_____»________________ 20___ г.

Программа

работы с одаренными детьми

по русскому языку и литературе

на 2013-2018 годы

Автор: И.К.Лизякина, учитель

русского языка и литературы

первой квалификационной

категории

Сосновское

2013г

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Работа с одаренными детьми по русскому языку и литературе на 2013-2018 годы

Основной разработчик программы

Лизякина Ирина Константиновна – учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория

Цель программы

Создание  системы  условий, направленных на поддержку  и развитие одарённых детей.

Задачи программы

  1. Стимулировать интеллектуальное развитие обучающихся.
  2. Создать условия, обеспечивающие развитие системы исследовательской деятельности учащихся в целях повышения эффективности образовательной деятельности в области филологической направленности.
  3. Обеспечить участие одаренных детей в предметных олимпиадах всех уровней.
  4. Оказать педагогическую поддержку талантливым  детям  5-9 классов.

Основные направления программы

1) подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе;

2) исследовательская деятельность учащихся;

3) интеллектуальные и творческие конкурсы;

4) клубная деятельность

Основные исполнители программы

- учитель русского языка и литературы Лизякина И.К.

Принятие программы

        30.08.2013 г.

Ожидаемые результаты программы

  • положительное изменение  качественных характеристик участия обучающихся в предметных олимпиадах и НПК, интеллектуальных конкурсах;
  • рост численности обучающихся и, принимающих участие в олимпиадном движении, исследовательской деятельности.

Сроки и этапы реализации программы

  1. Организационный этап (сентябрь 2013 г.- октябрь 2013 г.)
  2. Практический этап (ноябрь  2013 - март  2018 г.)
  3. Обобщающий этап (апрель 2018 – май 2018 г)

Введение

Приоритетный национальный проект «Образование», национально-образовательная инициатива «Наша новая школа» предусматривают  мероприятия по государственной поддержке способной и талантливой молодёжи, что актуализирует проблему методического сопровождения деятельности педагогов, работающих со способными и одарёнными детьми в условиях гимназического образования. Анализ результатов предметных олимпиад на муниципальном, региональном уровнях  показал необходимость в разработке программы по работе с одаренными детьми в области филологии.

Целью программы является: создание  системы  условий, направленных на поддержку  и развитие одарённых детей.

Задачи:

  1. Стимулировать интеллектуальное развитие обучающихся.
  2. Создать условия, обеспечивающие развитие системы исследовательской деятельности учащихся в целях повышения эффективности образовательной деятельности в области филологической направленности.
  3. Обеспечить участие одаренных детей в предметных олимпиадах всех уровней.
  4. Оказать педагогическую поддержку талантливым  детям  5-9 классов..

Основные направления программы

Реализация настоящей программы предполагает  комплекс мероприятий:

1) подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе;

2) исследовательская деятельность учащихся;

3) интеллектуальные и творческие конкурсы;

4) клубная деятельность

Этапы реализации:        

I. Организационный этап (сентябрь 2013 г.- октябрь 2013 г.)

Данный этап  включает в себя программное обоснование работы с одаренными детьми, анализ банка «Участники олимпиадного движения», повышение компетенции педагога в работе с одарёнными детьми через   самообразование.

II. Практический этап (ноябрь  2013 - март  2018 г.) Данный этап предполагает: реализацию  индивидуальной программы педагога по работе  с одаренными детьми; прохождение курсов повышения квалификации  педагога по вопросам подготовки обучающихся к олимпиадам,  участие педагога в  инновационной деятельности, расширение  форм работы с одарёнными детьми.

 III. Обобщающий этап (апрель 2018 – май 2018 г)

На данном этапе предполагается: соотнесение результатов реализации программы с поставленными целями, распространение опыта работы  педагога, проектирование перспектив, путей и способов дальнейшей работы по поддержке и развитию одаренных детей.

Результатом  реализации программы должно стать:

  • положительное изменение  качественных характеристик участия обучающихся в предметных олимпиадах и НПК, интеллектуальных конкурсах;
  • рост численности обучающихся и, принимающих участие в олимпиадном движении, исследовательской деятельности, интеллектуальных конкурсах.

Исходные теоретические положения

В ходе работы по развитию программы и ее психолого-педагогического аспекта авторским коллективом проанализированы различные теоретические подходы к психологическому пониманию одаренности.

В рамках деятельностного подхода в отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.) одаренность понимается как совокупность особенностей личности, позволяющая достичь высоких результатов в какой-либо деятельности. По этим результатам она и оценивается, подразделяясь на общую (проявляющуюся в широком спектре разнообразной деятельности) и специальную (проявляющуюся в конкретных видах деятельности).

Одаренность проявляется не только в высоком уровне конечного результата, но и в творческом характере самого процесса деятельности по его достижению. Эта деятельность одаренной личности нестандартна, включает новые способы, непохожие на уже известные.

И.Я. Лернер выделяет интеллектуальную и творческую одаренность. Похожих взглядов придерживался автор концепции творческого мышления П. Торренс, утверждавший на основании экспериментальных данных, что способности к созданию творческих продуктов (креативность) довольно слабо коррелируют с общими интеллектуальными способностями. Наличие указанных двух видов одаренности подтверждается исследованиями Д. Гилфорда, Д. Б. Богоявленской и др. Для создания готового творческого продукта требуются оба типа способностей.

По А.М. Матюшкину, основа одаренности личности – творческий потенциал, заложенный в каждом ребенке и развивающийся по мере взросления при создании соответствующих условий. Признаки одаренности по Матюшкину: доминирующая роль познавательной мотивации, исследовательская творческая активность, способности к достижению нестандартных решений и прогнозированию.

Н.С. Лейтес подчеркивает, что формирование и рост способностей всегда происходит в социальной среде, где исключительные задатки могут как развиться, так и деградировать.

В.Т. Кудрявцев отмечал, что развитие способностей происходит в процессе разрешения проблемных ситуаций, причем у ребенка развивается особый стиль умственной деятельности, исследовательская активность и самостоятельность.

По В.С. Мерлину, общие способности могут развиваться на основе разных задатков и достигать высокого уровня развития разными путями за счет компенсаторных механизмов в рамках индивидуального стиля деятельности.

Дж. Рензулли включает в понятие одаренности три характеристики личности: высокоразвитые интеллектуальные способности, творческий подход, а также высокий уровень мотивации и настойчивости в решении поставленных задач.

А. Шведел рассматривает одаренность как постепенно развивающееся свойство человека в контексте системы «человек-среда», в становлении которого играет значительную роль ранний детский опыт.

Особенности одаренных детей и проблемы их обучения и воспитания вытекают из дисбаланса их развития. Интеллектуальные и творческие способности таких детей часто опережают по темпам роста нравственное, физическое и эмоциональное развитие. Поэтому многие требования к детям со стороны взрослых, опирающихся на их выдающиеся способности, завышены, что приводит к необходимости коррекционной работы.

Обобщая приведенные выше положения можно сказать, что одаренность понимается как совокупность задатков общих и специальных способностей, развитие и проявление которых зависит от факторов социальной среды, воспитания, мотивации и собственной активности личности.

Одаренность, с одной стороны, можно рассматривать как уникальное свойство, что фиксируется понятиями «высокая одаренность», «одаренный ребенок», а с другой – как общее свойство всех детей, выявленное и проявленное у каждого ребенка в разной степени и в разных областях под влиянием среды и воспитания. Нас интересует, прежде всего, одаренность во втором из указанных пониманий. Это понимание, очевидно, шире и включает высокую одаренность как один из крайних вариантов.

Специфический компонент профессиональной квалификации педагога, работающего с одаренными детьми, предполагает наличие психолого-педагогических знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям педагогики и психологии одаренности; профессионально-личностную позицию педагога, позволяющую предоставлять учащимся свободу учиться; такие личностные качества педагога, как высокие уровни развития познавательной и профессиональной мотивации, эмпатии, высокая и адекватная самооценка, стремление к личностному росту и т. д.

Направление 1  - «Научно-методическое сопровождение одаренных детей»

Задачи:

  1. Повысить компетенцию педагога в работе с одарёнными детьми.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Исполнители

Планируемый результат

Создание банка электронных материалов заданий предметных олимпиад

2013 год

Лизякина И.К.

Банк электронных материалов

Создание банка нестандартных заданий по русскому языку и литературе

Лизякина И.К.

Разработка индивидуальных программ сопровождения победителей и призеров предметных олимпиад

Сентябрь – октябрь 2013 г. года

Лизякина И.К.

Индивидуальные программы

Разработка мониторинга результативности работы с одаренными детьми

2013-2015 г.

Лизякина И.К.

мониторинг

Разработка методических материалов, рекомендаций по подготовке детей к предметным олимпиадам

2014-2016 г.

Лизякина И.К.

Сборник методических материалов, рекомендаций

Участие педагога в работе инновационной площадки «Совершенствование навыков чтения как социально значимого культурного действия»

2014г. – 2018 г..

Лизякина И.К.

Программа работы с одаренными детьми

Проведение заседаний  методического объединения по работе с одаренными детьми

ежегодно

Лизякина И.К.

Решение МО

Изучение, анализ школьных программ по работе с одаренными детьми

ежегодно

Лизякина И.К.

Решение МО

 Направление 2 - «Организационно-методическое сопровождение одаренных детей»

Задачи:

1.Разработать систему  мероприятий, направленных на  развитие одарённости.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Исполнители

Планируемый результат

Участие обучающихся в предметных олимпиадах

Октябрь - ноябрь ежегодно

Руководитель МО

Лизякина И.К.

Приказы о проведении олимпиад, о направлении учащихся на районные, региональные олимпиады

Организация участия обучающихся в:

-Дистанционных всероссийских олимпиадах,

- Интеллектуальных конкурсах, Интернет – проектах: «Олимпис», «Фоксфорд»

2013-2018 гг.

Лизякина И.К.

Индивидуальные занятия с обучающимися по индивидуальной образовательной траектории

2013-2018 г.

Лизякина И.К..

Внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление

2013-2018 г.

Лизякина И.К.

 Направление 3 - «Аналитическое сопровождение одаренных детей»

Задачи: 1. Создание условий, обеспечивающих открытость информационного пространства по работе с одаренными детьми

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Исполнители

Планируемый результат

Анализ результатов работы с одаренными детьми.

2013-2018 г.

Лизякина И.К.

Аналитические материалы

 Направление 4 -  «Стимулирование одаренных обучающихся к участию в предметных олимпиадах»

Задачи:

1. Совершенствовать систему поощрения  одарённых детей.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Исполнители

Планируемый результат

Создание портфолио одаренных детей

2013-2018 г.

Классные руководители,

Лизякина И.К.

Портфолио

Награждение родителей благодарственными письмами, благодарностями

Май ежегодно

Классные руководители,

Лизякина И.К.

 Направление 5 -  «Сотрудничество с МБОУ ДОД Детско – юношеский центр, МБУК «Межпоселенческая детская библиотека», районный краеведческий музей и центр ремесел.

Задачи:

1. Расширить сотрудничество с данными организациями.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Исполнители

Планируемый результат

МБОУ ДОД Детско – юношеский центр:

  •  Консультации психолога
  • Участие в конкурсах «Семья в истории страны», «Юный исследователь»

ежегодно

Лизякина И.К.

Развитие одарённых детей

МБУК «Межпоселенческая детская библиотека»:

  • Проведение совместных уроков литературы, факультативных занятий, конференций;
  • Участие в конкурсах от библиотеки;
  • Организация и проведение конкурсов чтецов различного уровня
  • Участие в ежегодном фестивале им.В.Ширыбанова «Порыв души дает мне звуки…»

ежегодно

Лизякина И.К.

Развитие одарённых детей

Районный краеведческий музей и центр ремесел.

  • Проведение уроков встреч, классных часов, посвященных истории и культуре края

ежегодно

Лизякина И.К.

Развитие одарённых детей

При реализации  направлений программы применяются различные формы и методики образовательной деятельности, к которым относятся такие, как: разработка индивидуальных планов и составление индивидуальных программ обучения; использование современных информационных технологий; занятия по свободному выбору; дифференциация образовательного процесса на основе специализации обучения одаренных школьников; использование различных форм проектной и исследовательской деятельности; сочетание различных форм школьного и внешкольного обучения.

Содержание работы по индивидуальным образовательным планам.

1. Подготовка к участию в предметных олимпиадах

по русскому языку и литературе

Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия-консультации с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Поэтому, прежде всего, необходимо:

  • составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности, психические особенности;
  • определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам;
  • выбрать форму отчета обучающегося по предмету (тесты, вопросы, задания и т.д.) за определенные промежутки времени;
  • предоставить ученику:
  • название темы;
  • план изучения темы;
  • основные вопросы;
  • понятия и термины, которые он должен усвоить;
  • практические работы;
  • список необходимой литературы;
  • формы контроля;
  • задания для самопроверки.
  • Для анализа результатов работы оформить таблицу:
  • Предмет;
  • Дата и время консультаций;
  • Главные рассматриваемые вопросы;
  • Время работы с темой по программе;
  • Дополнительные вопросы, не предусмотренные программой;
  • Невыясненные вопросы.

Подобная работа может выполняться и с группой учеников, но при этом должна быть ориентирована все же на каждого индивидуально.

В качестве практических заданий рекомендуется использовать задания предметных олимпиад по русскому языку и литературе разных уровней. В работе с учащимися основной школы учитель может пользоваться доступными сборниками олимпиадных задач, среди которых:

  1. Тестовые и олимпиадные задания для старшеклассников и абитуриентов /ред. Т. В. Губернская, И. И. Коган. – СПб.: Азбука, 2004
  2. Орг, А.О. Олимпиады по русскому языку. – М.: Просвещение, 1994.
  3. Сборники «Русский медвежонок».
  4. Умникам и умницам. – ТОИПКРО, 2005
  5. Книги из серии «Занимательно о русском языке» и т.п., рекомендуемые ребятам для самостоятельного чтения.
  6. Одинцов, В. В. Лингвистические парадоксы/ В. В. Одинцов. – М.: Просвещение, 1988.

Большую роль играет в самоподготовке к олимпиадам возможность пользоваться Интернетом. Здесь  существует более 3000 адресов, где публикуются олимпиадные задания.

И, конечно же, ребята выполняют задания олимпиад прошлых лет (как муниципального, так и регионального уровня).

Программа работы с одаренными детьми предусматривает и так называемый «олимпиадный тренинг», цели и задачи которого следующие:

  • формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся;
  • развитие логического мышления в олимпиадных тренингах;
  • формирование общеучебных умений – работы с научно-популярной книгой, со справочной литературой;
  • расширение кругозора, развитие творческих способностей.

Тренинг включает работу с понятиями из области

  • фонетики, орфоэпии(представлены все акцентологически трудные слова);
  • лексики (калькирование, типы диалектизмов, говоры, вопросы о контекстуальных синонимах и антонимах);
  • фразеологии (стилистическая окраска, синтаксическая роль устойчивых сочетаний);
  • морфемики и словообразования (этимология морфем);
  • морфологии (различие частей речи, отглагольные образования, предикативы, грамматическая категория рода, категория вида, категория состояния, категория залога, несогласованное глагольное сказуемое и т.д.);
  • синтаксиса (номинативное предложение, обращение, пауза, период, приложения и т.д.).

Усвоение теоретических понятий осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении разных видов языкового разбора.

В 8-9 классах тренинг включает блок вопросов из истории языка: «Теория происхождения языков», «Языковое древо», «Реформы русского языка», «История развития русского литературного языка», «История возникновения письменности», «Языковая картина мира» и др.

2. Исследовательская деятельность учащихся.

Работа  педагога по организации исследовательской деятельности направлена на:

  • развитие рефлексивной деятельности учащихся по осмыслению основных проблем исследования;
  • координацию направлений научно-исследовательской деятельности;
  • подготовку к участию в научно-исследовательских конференциях.

Приобщение к школьной исследовательской практике начинается с мотивации. Именно на этой стадии каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные свои результаты. Но для того, чтоб иметь эти результаты, следует обладать определенной интеллектуальной культурой.  Исходя из этого, учитель планирует работу по подготовке учащихся к исследовательской деятельности.

На первом этапе работы педагог должен научить: а) проведя анализ данных, находить взаимосвязи и взаимозависимости между ними; б) исходя из имеющихся суждений, делать логические правильные умозаключения, облекать догадки и предположения в форму гипотез. На втором этапе формируется умение  исследовать проблемные ситуации, используя универсальный метод – метод моделирования. На третьем этапе происходит знакомство с методикой обработки информационных данных. Такая деятельность, в особенности на своих начальных порах, должна быть направлена на достижение понятных школьнику целей, он сам должен почувствовать «вкус» к такой работе, занимаясь конкретными исследованиями, решая понятные для него творческие задачи.

Желательно чтобы ребята, приобщаясь к научно-исследовательской работе, двигались по своеобразной лестнице. На первой ее ступеньке, изучая конкретную проблему, фиксируется, исходя из литературного обзора, достигнутый уровень знаний по ней. Здесь же учащиеся, используя метод сравнения, могут аргументировано высказать свое собственное мнение об изучаемой проблеме. Итогом такой исследовательской деятельности является соответствующая реферативная работа.

На следующей ступеньке этой лестницы находятся исследовательские работы, т.е. творческие работы, выполненные с помощью корректной, с научной точки зрения, методики, имеющие свои собственные исходные данные, на основании которых и делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.

 В процессе исследовательской деятельности обучающихся используются следующие учебные приемы:

  • выделение основной проблемы в предложенной ситуации;
  • определение темы и цели исследования;
  • формулирование и отбор полезных гипотез;
  • определение пригодности выбранной для проверки гипотезы;
  • разграничение допущений и доказанных положений;
  • планирование проверки гипотезы;
  • планирование результата;
  • составление схем, таблиц для выявления закономерностей, обобщений, систематизации полученных результатов исследования;
  • установление связи полученных данных с поставленной проблемой;
  • систематизация фактов, явлений;
  • интерпретация данных;
  • использование обобщений и абстрагирования, методов анализа и синтеза, индукции и дедукции;
  • установление аналогий;
  • формулирование определений и выводов на основе теоретических и фактических исследований;
  • решение задачи в новой ситуации;
  • написание творческого сочинения, реферата.

Учебно-тематическое планирование исследовательской деятельности школьников можно представить следующим образом:

Название

 раздела, тема

Практическая

часть

Форма

контроля

1

3

4

Основные виды творческо-исследовательских работ и особенности их выполнения.

  1. Особенности научного стиля.
  2. Подготовка доклада.
  3. Правила составления аннотации, тезисов, научной статьи, эссе.
  4. Реферат.
  5. Оформление стенда.

Составление аннотации, тезисов. Написание эссе.

Проверка работ.

Исследовательские     умения.

  1. Исследовательские умения: анализ, обобщение,   выявление закономерностей, сравнение, причинно – следственные связи.
  2. Исследовательские умения: выдвижение и обоснование гипотезы.
  3. Исследовательские    умения: оценка собственной деятельности, рецензирование работ.

Выполнение упражнений, заданий.

Решение исследовательских задач.

Написание рецензии

Проверка упражнений, заданий.

Проверка решений задач.

Проверка рецензии.

Работа с литературными источниками.

  1. Работа с каталогом.
  2. Работа со справочной литературой.
  3. Компьютерные энциклопедии по лингвистике и литературе.
  4. Интернет как источник информации.
  5. Этапы работы с литературными источниками.

Практическая работа в школьной библиотеке.

Практическая работа в компьютерном классе.

Этапы  выполнения       научно – исследовательской работы.

  1. Выбор темы исследования, определение ее актуальности. Постановка цели и задач исследования.
  2. Определение   объекта   и   предмета исследования. Выдвижение гипотезы
  3. Изучение научной литературы по теме исследования.
  4. Выполнение    практической    части исследовательской работы.
  5. Анализ результатов. Выводы.

Проверка выполнения работы.

Проверка выполнения работы.

Основные требования к структуре и оформлению научно-исследовательских работ

  1. Правила оформления исследовательской работы.
  2. Оформление титульного листа и «Содержания»
  3. Разделы «Введение» и «Заключение».
  4. Оформление списка литературы.
  5. Оформление ссылок.
  6. Оформление  приложения.

Оформление «Содержания»

Написание разделов.

Оформление списка литературы.

Оформление приложения

Проверка выполнения работы

Научный доклад – итог исследовательской  работы школьника.

1. Требования к докладу. Критерии оценки доклада.

2. Оформление к докладу.

Защита реферата на НПК

Подведение итогов.

1. Обсуждения. Рефлексия.

2. Планирование на будущий год.

Рефлексия

3. Интеллектуальные и творческие конкурсы

На развитие одаренности направлена и работа по подготовке обучающихся к интеллектуальным и творческим конкурсам:

  • Всероссийский конкурс сочинений
  • Конкурсы сочинений, организованные Законодательным Собранием Нижегородской области
  • игра-конкурс «Русский медвежонок»;
  • филологический чемпионат «Олимпис»;
  • интернет-конкурс сайта дневник.ру «Фоксфорд»;
  • интеллектуальный марафон.

Подготовка предполагает анализ заданий предыдущих конкурсов, систематизацию ЗУН обучающихся по всем разделам школьного курса русского языка и литературы, а также за рамками школьной программы по предметам.