Проектная деятельность на уроках экономики как средство развития УУД

Лизякина Ирина Константиновна

Проектная деятельность на уроках экономики как средство развития УУД. Приводится теория и конкретный пример (урок)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyat_na_urokah_ek.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Сосновская средняя общеобразовательная школа №2
Проектная деятельность учащихся на уроках экономики на примере изучения темы « Экономика и экология: в поисках равновесия»

Автор: Лизякина И.К.,

учитель экономики 1 кв.категории

Цель: представить возможности данной технологии на примере изучения конкретной темы предмета «Экономика»

I. Теоретическая часть.

Проект (от лат. projectus - брошенный вперед) - замысел, план; разработанный план сооружения, механизма, схема технологического процесса; предварительный текст какого-либо документа.

Проектирование, по сути, представляет собой процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого объекта или состояния.

Виды проектов:

1. Монопредметный проект, осуществляемый в рамках одного предмета. Работа над ним вполне укладывается в классно-урочную систему.

2. Межпредметный проект, предполагающий использование знаний, умений и навыков по двум и более предметам. Чаще всего используется в качестве дополнения к урочной деятельности.

3. Надпредметный проект, который выполняется на стыках областей знаний и выходит за рамки содержания школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности и носит характер исследования.

Метод проектов – среда, в которой даже средний ученик обретает силу и уверенность. Этот метод позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально.

В первую очередь это относится к групповым проектам, когда работает небольшой коллектив и в процессе совместной деятельности появляется совместный продукт (результат) труда. К таким качествам можно отнести:

- умение работать в коллективе;

- умение брать ответственность за выбор, решение и т. п.;

- умение разделять ответственность;

- умение анализировать результаты деятельности;

-способность ощущать себя членом команды (подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела).

Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса, а не пассивными статистами; деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде», сотрудничать в коллективе.

При этом неизбежно происходит формирование того конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. В процессе проектирования у учащихся вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию, уже «не работает» оценочная схема: «это - верно, а это - неверно».

Последовательность работы над проектом

№ п/п

Этапы работы над

Проектом

1.Подготовка

Определение темы и целей проекта. Формирование рабочей группы

Деятельность учащихся: обсуждают предмет проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели

Деятельность учителя:  знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке цели проекта. Наблюдает за деятельностью учащихся

2.Планирование

а) Определение источников информации.

б) Определение способов сбора и анализа информации.

в) Определение способа представления результатов (формы проекта).

г) Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности.

д) Распределение задач (обязанностей) между членами команды

Деятельность учащихся:  Формируют задачи. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии и показатели успеха проектной деятельности

Деятельность учителя:  Предлагает идеи, высказывает предположения.

Наблюдает за деятельностью учащихся

3.Исследование

Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение альтернатив методом «мозгового штурма». Выбор оптимального варианта. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.

Деятельность учащихся:  Выполняют исследование, решая промежуточные задачи

Деятельность учителя:   Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся

4.Формулирование результатов и/или выводов

Анализ информации. Формулирование выводов

Деятельность учащихся:  Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект

Деятельность учителя:  Консультирует учащихся

5.Защита проекта

Подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов.

Возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет

Деятельность учащихся:  Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности

Деятельность учителя:  Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа

6.Оценка результатов и процесса проектной деятельности

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин

Деятельность учащихся:  Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок деятельности

Деятельность учителя:  Оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использования источников. Определяет потенциал продолжения проекта и качество отчета

Данная технология представляет интерес для учителя-практика еще и потому, что включает в себя элементы проблемного, исследовательского, группового методов обучения, что обеспечивает интерес учащихся и достижение высокого уровня усвоения содержания учебного материала.

II. Практическая часть.

Конкретную проектную деятельность учащихся на уроках экономики можно рассмотреть на примере изучения темы «Экономика и экология: поиски равновесия».

Цель данного урока – углубление и расширение представлений о взаимосвязи проблем экологии и экономического развития, развитие критического мыщления и коммуникативных навыков.

Основной результат – выбор общей позиции в условиях открытого диалога при обсуждении проектов, когда учащиеся покажут понимание сущности и значения обсуждаемой проблемы и осмысление ее в связи с собственной позицией.

Кроме того, деятельностный подход позволяет учащимся не просто определять и формулировать проблему, но и предлагать варианты решений.

Для учащихся 9 класса понятия «экономика» и «экология» не являются новыми. Именно поэтому нет необходимости работать над их формированием (идет актуализация и систематизация знаний), зато появляется задача по созданию мотивации.

Мотив вообще – это источник деятельности любого человека, это то, что побуждает к деятельности.

Методы мотивации.(4 блока основных методов) 

Эмоциональные

- Познавательные

- Волевые

- Социальные

Способы мотивации. 7 позиций: создание проблемной ситуации; необычная форма обучения; культура общения; отказ от отметок; привлечение учеников к оценочной деятельности; постоянный анализ жизненных ситуаций, личный опыт ученика; чувство юмора.

Способы мотивации

Название

Что этот способ дает

 результат\ особенности

Что надо учесть при применении

Создание проблемной ситуации

- Творческое владение знаниями, навыками, умениями;

- развитие мыслительных способностей;

- усвоение способов самостоятельной деятельности.

- Часто для решения проблемы требуется групповая работа;

Бывает сложно управлять процессом.

Необычная форма обучения

(нестандартная форма урока, метод, прием обучения)

- Вовлечение всех в учебную деятельность, то есть осуществляется принцип активности в процессе обучения (один из основных принципов дидактики);

- побуждение, стимулирование к учебной деятельности;

- пробуждение положительных эмоций и интереса к предмету

- Требует четко поставленной цели, чтобы за формой не потерять результат;

- необходимо учитывать потребности возраста в новизне, в самооценке, в рефлексии.

Культура общения

(вербальные и невербальные способы общения)

- Удержание внимания учащихся;

- пробуждение разного вида эмоций;

- освоение учениками диалектики общения.

Требует умения чувствовать и понимать учеников.

Отказ от отметок

(оценивание в баллах)

- Пробуждение ученика к самооценке, к рефлексии своей учебной деятельности;

-расширение границ оценивания по шкале:

0-19% -

самый низкий уровень;

20-39% - уровень ниже среднего;

40-59% - средний уровень;

60-79% - высокий уровень;

80-100% - самый высокий уровень.

- Требует определения четких критериев оценивания результатов;

- для достижения действительно хороших результатов этот способ требует системы в использовании.

Привлечение учеников

к оценочной деятельности

- Формирование учебных действий самооценки (самоконтролю);

- снижает стресс и напряжение при оценивании ответов.

- Требует выработки «критериев оценивания» результатов;

- критерии оценивания могут быть разными при самооценке, взаимооценке и при оценивании работы в группе;

- важно, чтобы в оценке давался качественный, а не количественный результат.

Анализ жизненных ситуаций, использование личного опыта ученика

- Усвоение знаний, умений, навыков по предмету через личный опыт;

- создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса учащихся;

- включение в обучение эмоционального фона;

- видение собственных знаний в «знакомом объекте»;

- использование опыта жизнедеятельности.

- При усвоении материала школьники опираются на индивидуальный опыт личности, когда знаний не хватает. Поэтому анализ жизненных ситуаций часто бывает ненаучным, искаженным.

Чувство юмора

- Часто разрешает трудные, щекотливые ситуации (выручает, когда другие способы педагогического воздействия не помогают).

- Смеемся вместе, а не над кем-то.

МОТИВАЦИЯ

Для вовлечения учащихся в работу по данному материалу можно использовать статистические данные по состоянию экологии своего региона, эпиграф – цитаты или стихи. Например, из учебника:

«Когда природе надоест

давиться ядом и обидой,

она заявит свой протест,

как это было с Атлантидой»

В своей практике я часто использую притчи и легенды. С одной из них я и начну урок.

«Воспитывал отец сына, всю душу вкладывал. А сынок отца не радовал: когда возникали сложные ситуации, и необходимо было делать выбор, то сын делал его не по чести и не по совести. Никакие разговоры и наказания не помогали. И тогда отец вкопал посреди двора столб и после каждого неблаговидного поступка сына вбивал в столб по гвоздю.

И настал день, когда весь столб был покрыт гвоздями. Вид «ощетинившегося» гвоздями столба произвел на сына такое впечатление, что каждый раз оказавшись перед выбором, он вспоминал его, и воспоминание это удерживало от необдуманного шага.

Стал отец замечать, что сын исправляется. И решил его поддержать: всякий раз, когда сын радовал поведением, отец убирал из столба по гвоздю. И настал день, когда столб оказался без гвоздей.

Увидел сын это, обошел вокруг столба, сел на землю и заплакал. Чего ж ты плачешь? – удивился отец, - Гвоздей-то нет!

А сын ответил: Гвоздей нет. Но следы-то – остались…»

По-вашему, почему наш урок начинается с этой притчи?

Каждое наше слово и действие оставляет свои «следы» в душах и судьбах других людей. Но и общество тоже воздействует на окружающий мир. Самыми глубокими становятся «следы» деятельности людей и, прежде всего, производственной деятельности. Человечество желает жить в комфорте и платит за это безопасностью.

ВВОД В ПРОБЛЕМУ

Обсуждение понятий «экономика» и «экология», определение их значения для жизни человечества и взаимосвязи.

То, что окружающая среда сегодня нуждается в защите, бесспорный факт. Встанем на позицию экологов и сформулируем три обобщенных аргумента в защиту природы. Подумайте, что вы можете указать как самые важные причины, по которым человечество должно обратить пристальное внимание на охрану окружающей среды.

Не менее важным является и экономическая стабильность государства. Подумайте, что вы можете указать в качестве аргументов в защиту развития и расширения производства с позиции экономистов?

Между двумя группами аргументов – противоречие. Разрешимо ли это противостояние? Его можно разрешить? Как? Ваши предложения и варианты.

И если нет, то, каким образом можно смягчить это противостояние?

Один из вариантов – законы об охране природы. Они приняты и действуют. Но, видимо, или законы не до конца продуманы, или применяются не эффективно, так как в стране очень много зон экологического бедствия.

Попробуйте разработать и представить проект нового Закона об охране природы.

Создаются группы по 5-7 человек, каждая из которых работает по алгоритму:

1. Прочитать текст учебника «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» § 17

2. Прочитать и проанализировать сокращенный вариант текста ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, принятого Государственной Думой 20 декабря 2001 года.

3. Разработать свой проект нового Закона об охране природы.

Вы должны иметь в виду, что в текст Закона, как правило, входят:

- вступительная часть (преамбула);

- содержательная часть (положения и конкретные статьи);

- меры ответственности за нарушения каждой статьи закона.

4. Защита проекта.

Кроме рабочих групп создается группа экспертов (из сильных учеников), которая анализирует выполнение проекта, достигнутые результаты (успехов и неудач).

После представления и защиты проектов подводим итоги.

Любой, даже самый хороший закон, самые суровые санкции не смогут разрешить противоречие между комфортом и безопасностью, пока сами люди не определят для себя что для них является важнее: экономическое процветание или экологическое благополучие.

Победит тот волк, которого будем кормить.

Домашнее задание: § 17, задания 1-3 стр.170, исследование «Экология и здоровье» и опережающее задание-исследование «Производство: проблемы и перспективы» (на основе материалов СМИ и Интернет-ресурсов о состоянии промышленности в нашем регионе).