Методы, формы организации деятельности учащихся,средства.

Методы,формы организации деятельности учащихся,средства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka_s_samoanalizom.docx45.46 КБ
Файл ped_obrazov_tehnologii.docx19.14 КБ
Файл metody_formy_1.docx17.27 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                Технологическая карта урока

Предмет:Окружающий мир

      класс 1

      Учебный предмет: окружающий мир, УМК «Школа России»

     Учитель:  Цыренжапова Виктория Олеговна 

Тема урока

Кто такие звери?

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Формы, приемы, методы:

Форма урока: урок-исследование.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная,  работа  в парах.

Методы обучения: работа с учебником, дополнительным источником; объяснительно-иллюстративный, проблемный.

Педагогические технологии

ТРКМ,   исследовательские методы в обучении, технология поддерживающего обучения (объяснительно- иллюстративная),    здоровьесберегающая

Цель урока

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия по теме  «Звери»  

Со     Содержательная: познакомить учащихся с отличительными признаками зверей, внешним строением, разнообразием мира зверей.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметный

Метапредметный

Личностный

Учащиеся  в конце урока могут:

-дать определение понятию «звери»;

-назвать внешние признаки строения зверей.

-дать объяснение тому, почему второе название зверей – млекопитающие.

-привести примеры зыверей.

-  оценить работу в паре.

Познавательные УУД: извлекать информацию из текста в соответствии с целью чтения; формировать навыки и умения оформления устных высказываний согласно заданию; устанавливать причинно-следственные связи в дополнительных материалах к уроку.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель урока самостоятельно (или частично с помощью учителя); планировать и согласовывать свои действия в паре в соответствии с общей задачей.

Коммуникативные УУД: формировать умение работать в паре, умение представлять результат своей деятельности и результат сотрудничества.

Личностные УУД: 

-устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

-оценивать усваиваемое содержание  (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

                                                                                                                  Ход урока

Этап урока/

Цель этапа

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

 Метапредметные УУД

1.

Организационный

Цель:

- Проверить готовность к уроку.

30 сек

У – Ребята, пожелаем друг другу добра.

Я желаю тебе добра

Ты желаешь мне добра

Мы желаем всем добра.

- Я тоже вам желаю добра, хорошего настроения на уроке. Будьте активными, внимательными.

*Проверяет готовность обучающихся к уроку

*Организует на работу.

•Осуществляет самооценку готовности к уроку.

- Выполняют самооценку готовности по критериям:

· правильность выбора учебных принадлежностей,

· правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

· самостоятельность подготовки,

· настрой на урок.

Регулятивные: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2.

Эмоциональный настрой

Цель:

- мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

 - нацеливание на успешную деятельность на уроке.

2 мин

У – Ребята, от Муравьишки  пришло приглашение: «Дорогие первоклассники! Приглашаю вас к себе в гости в лес. Здесь вы увидите много интересного».

– Вы согласны совершить такое путешествие?

Однако, непременным условием нашего путешествия должно быть хорошее поведение. В лесу нельзя кричать,  бегать, чтобы не напугать жителей леса.

ЗВУКИ ЛЕСА (фонограмма)

*Формулирует задание.

*Напоминает обучающимся о правилах поведения в лесу.

*Создает эмоциональный настрой с помощью фонограммы.

•Определяют план своей дальнейшей работы на уроке.

•Вспоминают и проговаривают правила поведения в лесу.

•Объясняют необходимость бережного отношения к природе.

•Настраиваются на дальнейшую работу.

Познавательные: уметь находить ответ на вопрос.

Логические: анализ с целью выделения существенных признаков.

Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками.

Личностные:

 - Ценить и беречь природу.

 - Проявлять целостный взгляд на мир.

3.

Актуализация необходимых знаний

Цель:

- актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.

5 мин

 

У- А вот с кем мы будем сегодня встречаться на уроке вы узнаете сами, отгадав кроссворд.

Разгадав кроссворд, вы узнаете тему нашего урока.

  1. На лугу живет скрипач, носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)

- К какой группе животных отнесем кузнечика? Почему?

  1. Он весной поёт красиво звонко, и игриво! Угадай-ка поскорей, что за птичка? (Соловей)

- К какой группе животных отнесем соловья? Почему?

  1. Хоть я не молоток- По дереву стучу: В нем каждый уголок обследовать хочу. (Дятел)

- К какой группе животных отнесем дятла? Почему?

4. На суку таится кошка,

Но она совсем не крошка,

И нельзя сказатьей:"Брысь!,

потому что это (рысь)!

5. Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это….. (Снегири)

- К какой группе животных отнесем снегиря? Почему?

*При помощи вопросов учитель подводит к теме урока, заполняет кроссворд.

*Проводит параллель с ранее изученным материалом.

*Обеспечивает первичное восприятие и осмысление новой темы с помощью загадок, за правильный ответ учитель дает наклейку с изображением животного.

•Дети слушают, отгадывают загадки, объясняют свой выбор.

•Определяют общие признаки насекомых, рыб и птиц.

•В ходе работы выделяют группу и дают ей имя, отвечают на вопросы, получают наклейки за правильный ответ.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме с достаточной  полнотой и точностью мысли (диалог)

    Познавательные: Общеучебные.

Логические: анализ, синтез, обобщение. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

4

Мотивация познавательной деятельности 3 мин

Цели:

- создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- организовать формулирование темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися.

  - И так, назовите тему нашего урока (Звери).

- Муравей живет в лесу и его окружает много разных зверей. Только Муравьишка никак не разберется, кто же такие звери. Давайте поможем Муравьишке! - -- Как вы считаете, кто такие звери?

- О чем будем сегодня узнавать на уроке?

*Озвучивает тему урока

*Озвучивает цель урока

*Обеспечивает мотивацию выполнения заданий.

•Определяют тему урока.

•Высказывают свое мнение по новой теме.

•Участвуют в формулировке учебной задачи урока.

    Личностные:

Готовность и 
способность к саморазвитию и
мотивация к 
познанию нового. 

    Регулятивные:

Определять цель выполнения заданий на уроке

.

Физминутка

1 мин 30 сек

* Организует физминутку, читает стихотворение.

«Медвежата в чаще жили».

•Хором проговаривают стихотворение и выполняют движения.

5.

Организация познавательной деятельности

Цель:

- организовать коммуникативное взаимодействие для определения отличительных особенностей зверей.

- учить выделять основные признаки млекопитающихся.

2 мин

Черепаха решила познакомить нас с некоторыми животными, которые относятся к группе зверей.  Если отгадаете загадки, то вы узнаете, что это за звери.

  1. Он ходит голову задрав. Не потому, что важный граф, не потому, что гордый нрав, А потому, что он….. (жираф)

  1. Голодна — мычит,
    Сыта — жуёт,
    Малым ребяткам
    Молоко даёт.  (Корова)

  1. Мордочка усатая, шубка полосатая, Часто умывается, Но с водой не знается. (кошка)

- Сравните этих зверей по форме. Одинаковые они?

*Организовывает высокую вовлеченность обучающихся в работу на уроке.

*Побуждает к высказыванию своего мнения.

*Подводит обучающихся к выводу, что форма тела и размер у зверей может быть  разный.

•Дети слушают, отгадывают загадки, объясняют свой выбор.

•Рассматривают иллюстрации,

извлекают из них информацию, сравнивают, высказывают свое мнение и делают вывод.

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации.

Познавательные:

Логические: определение критериев для сравнения.

Коммуникативные: взаимодействие с партнером, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные: саморегуляция,  способность к волевому усилию.

6

Работа в учебнике

5 мин

Черепаха обратилась к Муравьишке с просьбой, указать, кто из представленных животных ТОЧНО НЕ ЗВЕРЬ.

Поможем?

- Для этого давайте изучим строение тела зверей.

- Где мы можем узнать о строении  тела зверей?

- Давайте откроем учебник на с. 38 и рассмотрим по рисунку строение тела жирафа.

- Покажите своему соседу части тела жирафа.

*Выдвигает проблему.

*Организует коллективную работу по поиску верного ответа.

*Уточняет источник нужной информации.

*Организует работу с информацией в учебнике стр.32.

*Фиксирует внимание учащихся на строении жирафа.

*Организует работу в парах.

*Предлагает обучающимся

обсудить и вместе выделить основные части тела зверей.

*Осуществляет общий контроль деятельности обучающихся.

•Определяют источники информации.

•Рассматривают иллюстрацию учебника, извлекают из нее нужную информацию о частях тела зверей.

•Формулируют выводы наблюдений.

•Работают в парах по заданию.

        Познавательные:

  • Ориентироваться в учебнике.
  • Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
  • Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

Коммуникативные УУД - умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно  контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

4 мин

- А теперь давайте посмотрим на других зверей.

Первый вариант  называют и показывают  части тела кошки, а второй  – коровы. Что заметили?

*Организует первичное закрепление изученного материала.

*Подводит обучающихся к выводу, что части тела у зверей одинаковые.

•Проговаривают и показывают части тела других зверей.

•Формулируют вывод о том, что части тела у зверей одинаковые.

Коммуникативные: Умение слушать и понимать партнера.

Познавательные:

Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

- Чем же звери отличаются от других животных?

 Вспомните, чем покрыто тело рыб, птиц?

- А у зверей тело покрыто шерстью (показ кусочка меха).

Что такое шерсть? Это мех или волосы. Это первый отличительный признак зверей. Кроме того, только у зверей самки вырабатывают молоко для кормления детенышей, поэтому зверей называют млекопитающиеся.

*Организует коллективную работу по поиску верного ответа.

 

•Высказывают свои предположения.

•Слушают учителя, рассматривают (исследуют) кусочки меха.

Познавательные УУД - поиск, отбор и структурирование необходимой информации, моделирование изучаемого содержания

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

7.

Закрепление нового материала

3 мин

Мини проект «Дикие и домашние животные»

5 мин

- На какие две группы можно разделить зверей? 

*Подводит обучающихся к выводу об основных отличительных особенностях зверей.

*Акцентирует внимание на конечных результатах деятельности.

*Проводит параллель с ранее изученным материалом. О диких и домашних животных.

 

*Организует работу парами ранее изученного материала.

•Формулируют конечный результат основных отличительных признаков зверей.

•Слушают учителя.

•Проговаривают вывод хором.

• Вспоминают ранее изученный материал.

•Выполняют задание мини проекта.

Познавательные УУД - поиск, отбор и структурирование необходимой информации, моделирование изучаемого содержания

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Физминутка

2 мин

Надев маски животных выполняют танцевальные упражнения.

•Выполняют танцевальные упражнения.

8.

Этап рефлексии.  2 мин

Цели:

-зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку  обучающимися собственной учебной деятельности.

- Муравьишка благодарит вас за помощь и говорит вам : «Спасибо».

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

 - О чем будете рассказывать дома родителям?

- Что понравилось и запомнилось на сегодняшнем уроке?

- На партах « КАРТОЧКИ» из цветной бумаги трех цветов :

зелёный – « все сделал, не было затруднений»

– жёлтый « справился, но были затруднения»

красный– «справился, но было очень трудно».

*Организует и активизирует рефлексию по поводу индивидуальной и совместной деятельности.

 

•Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

 

•Осуществляют рефлексию на содержательном, коммуникативном и эмоциональном уровне.

Я узнал…

Я могу…

Я хочу…

Дети на доске укрепляют свою

« ладошку».

Личностные:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).

Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные:

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.

Познавательные:

Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

                                                               Самоанализ с позиции системно-деятельностного подхода

окружающий мир класс 1

Цель анализа: предъявить коллегам  самооценку  эффективности урока (через  ТКУ)  в соответствии с выбранной типологией,

 а также умение пользоваться методическим обеспечением проекта «Урок в соответствии с ФГОС»

Аспекты анализа

Критерии оценки показателя

БЛОК 1 ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

1.1.Определение планируемого результата

      Цель урока (деятельностная и содержательная)  отражает предметный и метапредметный результаты. В технологической карте дана  характеристика планируемых результатов: предметных, метапредметных (регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД) и личностных. Заявленные  УУД в целевом разделе по этапам урока соответствуют типологии, теме и цели урока.   Определены компетенции, на формирование которых рассчитан  урок, разработана стратегия их достижения (определен планируемый результат) спланирована деятельность обучающихся на уроке и степень их включённости в этот процесс.

1.2. Постановка цели на уроке

     Цель поставлена и согласована учителем  совместно с учащимися; затраченное время на постановку цели рационально  и целесообразно; эффективно  подобранны приемы  постановки цели и вовлечения учащихся в целеполагание; графически зафиксирована тема урока;  организована   деятельность по приему цели учащимися и   возврат к цели в конце урока с определением уровня ее достижения.  Цель конкретна, диагностична, измерима, доступна, соответствует возрастным особенностям учащихся. Созданы условия для мотивации   достижения согласованной цели урока.

1.3. Мотивация учащихся

  Созданы  мотивационные стимулы по активизации учебно-познавательной деятельности учащихся; организована ситуация  успеха и управления  действиями обучающихся при решении практических задач с применением ранее полученных знаний (воспроизведение знаний и способов действий); поддержание интереса к теме, учебной деятельности, к достижению конечного результата прослеживается на протяжении всего урока посредством использования форм, приемов, методов позволяющих активизировать познавательную деятельность учащихся; организован эмоциональный фон урока в начале и в конце урока; отсутствуют  условия, негативно оказывающие влияние на мотивацию учащихся.

оценка:  2 балла

БЛОК 2 ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ

2.1. Структура урока

      Структура урока соответствует типу, поставленным целям, дидактическим задачам этапов, прослеживаются межэтапные связи, их последовательность, дозировка, плотность, рациональность затрат урочного времени на каждый этап урока; все   обязательные этапы урока соблюдены.

2.2. Содержание учебного материала

       Содержание урока соответствует требованиям рабочей программы   по плану и по факту. Содержание цели урока соответствует  планируемым результатам, возрастным особенностям учащихся и уровню  подготовки;

 объем  содержания учебного материала на всех этапах урока (избыточность или недостаточность учебного материала) оптимальный; учебный материал ориентирован на решение задач, создание учебно-практических ситуаций (прослеживается практическая значимость изучаемого материала, предполагает   использование жизненного опыта учащихся).  Выстроенная структура подачи учебного материала позволяет успешно освоить учащимися запланированную единицу содержания. Подготовленный к уроку информационный материал (в том числе видеосюжет) соответствует критериям художественности, доступности, увлекательности для детей, педагогической целесообразности.

2.3. Формы, приемы, методы обучения

            Деятельностный  характер  обучения  обеспечен   используемыми на уроке  формами, приемами, методами;

используемые формы, приемы, методы соответствуют возрастным особенностям, уровню подготовки класса; продуктивные методы  обучения преобладают над репродуктивными; прослеживается сочетание различных форм работы на уроке (индивидуальной, парной, фронтальной), целесообразность и эффективность использования приемов по этапам урока; соответствие применяемых ФПМ формируемым видам деятельности по этапам урока (анализ ТКУ, соответствие УУД и организуемой деятельности учителя).

2.4. Применение современных образовательных технологий

    Применяемые технологии (приемы, методы) соответствуют целям урока, планируемым результатам, возрасту учащихся, уровню подготовки класса; соблюдены особенности, правила технологии;  эффективно  подобранный  комплекс  технологий способствовал  достижению планируемых результатов, что говорит о системности использования учителем современных образовательных технологий.

оценка:  2 балла

БЛОК 3  ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

3.1. Учебная деятельность учащихся

         Организация целенаправленного чередования видов учебной деятельности учащихся на уроке, смена видов деятельности (соотношение репродуктивной и продуктивной деятельности) позволяют организовать высокую  степень обучающего воздействия проведенного урока на учащихся (чему и в какой степени научились) ;

организованная  деятельность соответствует цели, планируемым результатам, возрасту учащихся, уровню подготовки  и позволяет учащимся проявить  достаточную активность, вовлечение в учебную деятельность всех или большинства учащихся;  типология  позволяет разнообразить учебную деятельность на уроке  по форме и содержанию и обеспечивает  и поддержание дисциплины в течение урока, т.к. дети максимально задействованы и увлечены работой. Степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО - оптимальная.

3.2. Самостоятельная работа учащихся

 В построении урока прослеживается:

- оптимальность объема и формы самостоятельной работы (индивидуальной, парной) учащихся;

- соответствие организованной самостоятельной работы целям урока, планируемым результатам;

- обеспеченность учащихся учебно-методическим материалом;

- наличие дифференцированных заданий;

- оценка уровня и качества выполненных заданий;

- организация  контроля и оценки выполнения самостоятельной работы учащихся.

оценка:  2 балла

БЛОК 4  РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УРОКА

4.1. Оценивание

эффективно  подобраны  оценочные материалы (использование оценочных листов и др.), что соответствует методам обучения, процедуре оценивания; продумано сочетание методов педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся. Учащиеся включены в ситуации самоконтроля, взаимоконтроля и самооценивания по установленным критериям.

4.2. Рефлексия

       Рефлексивный анализ проводится в течение всего урока  с использованием приемов рефлексии учащихся на разных этапах, организовано  оценивание уровня собственного продвижения по учебному материалу;  оптимально использование приемов рефлексии; соотнесены цели и результат  с фиксацией степени ее достижения;

оптимальна роль учащихся и учителя в процессе рефлексии.

4.3. Результат урока

    Запланировано отслеживание достижения поставленной в начале урока цели (как соотносится цель и полученный результат); количество учащихся,  достигших планируемого результата, адекватность полученных результатов целям и задачам урока (результат достигнут каждым учащимся).

оценка:  2 балла

общая оценка: 8 баллов

         

.



Предварительный просмотр:

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе

Название используемой технологии

Обоснование применения технологии

Имеющийся или прогнозируемый результат.

1        

Технология И.С. Якиманской: личностно-ориентированное развивающее обучение

В центре всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели.

Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля - к развитию, от управления - к самоуправлению. Основная установка педагога- не на познание "предмета", а на общение, взаимопонимание с учениками, на их "освобождение" для творчества. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку необходимы педагогическая помощь и поддержка.

2

Технология игрового обучения

Младшие школьники учатся моделировать жизненные ситуации, находить пути решения через игровую деятельность

Формировать функции межнациональной коммуникации, самореализации ребёнка в игре, успешная адаптация учащихся к школе.

3

ИКТ технологии

Применение ИКТ в процессе обучения и воспитания младших школьников повышают общий уровень учебного процесса, усиливающие познавательную активность учащихся. Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения.

С помощью компьютерных технологий решаются следующие задачи:

-усиление интенсивности урока

-повышение мотивации учащихся

-мониторинг их достижений

4

Проектная методика

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Исходные теоретические позиции проектного обучения:

· в центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих способностей;

· образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

· индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.

Занятия проектной деятельностью предполагает наличие у школьников определённого набора качеств и умений. Можно выделить важные из них:

-качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность.

-умения: исследовательские, социального взаимодействия, оценочные, информационные, презентационные.

а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);

б) социального взаимодействия (сотрудничать с учителями-предметниками, работниками школьной и сельской библиотек, жителями села, родителями, работниками предприятий, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);

д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности).

5

Здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) - совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерии ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Использование данной технологии позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.

6

Технология деятельностного метода обучения

Создание развивающей образовательной среды, в которой ребенок стал субъектом собственной учебной деятельности, научился эту деятельность самостоятельно планировать и реализовывать.

Придание результатам образования социально - и личностно - значимого характера;

более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;

возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;

существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;

обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.



Предварительный просмотр:

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:

В рамках ФГОС я использую активные и интерактивные методы, как более действенные и эффективные, соответствующие возрастным способностям детей.

Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.

Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).

Метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.

Эвристический метод — применяю разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.

Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь я сама формулирую проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.

Выбор метода зависит от многих условий:

цели обучения;

уровня подготовленности учащихся;

возраста учащихся;

времени, отведенного на изучение материала;

оснащенности школы;

теоретической и практической подготовленности учителя.

Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике.

В зависимости от способа организации деятельности, методы подразделяют на: способствующие приобретению новых знаний; формирующие умения и навыки; проверяющие и оценивающие знания.

Данная классификация прекрасно согласована с главными задачами процесса обучения и способствует лучшему пониманию их назначения. Формы организации урока и используемые методы в первую очередь зависят от цели урока. Учителю нужно понимать, какого именно результата он хочет добиться от занятия. Если для него важно донести определенный материал, сделать обзор литературы определенного периода, то закономерно будет использован объяснительно-иллюстративный метод. Если же учитель хочет привлечь детей к научной деятельности, самостоятельному поиску информации, то необходимо воспользоваться исследовательским методом.

Для специальной педагогики особое значение имеет классификация методов с учетом целостного подхода к процессу обучения, разработанная Ю.К.Бабанским. Он выделяет три группы методов:

методы организаций и осуществления учебно-познавательной деятельности

а) по источникам: словесные, наглядные, практические

б)по логике: индуктивные, дедуктивные

в) по мышленю: репродуктивные, проблемно-поисковые

г) по управлению: методы самостоятельной работы, работа под руководством учителя

методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

а)методы стимулирования и мотивации интереса к учению

б)методы стимулирования и мотивации долга и ответственностив учении.

методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

а)методы устного контроля и самоконтроля

б) методы письменного контроля и самоконтроля

в)методы практического контроля и самоконтроря

Интерес представляет классификация методов обучения, предложенная В.А.Онищук. За основу классификации автор взял виды деятельности учителя и учащихся. Им выделены следующие методы обучения:

коммуникативный;

познавательный;

преобразовательный;

систематизирующий;

контрольный.

Формы организации познавательной деятельности учеников:

1) Индивидуальные

2) Групповые

3) фронтальные

4) Коллективные

5) парные

6) классные и внеклассные

7) школьные и внешкольные.

В виде различных работ:

игровое экспериментирование

драматизации

проблемно ориентированный диалог

учебная дискуссия

формулирование вопросов для поучения информации

разработка алгоритмов

решение проблемных ситуаций

проектирование и моделирование

ситуации выбора

анализ жизненного опыта

рефлексивный анализ

рецензирование работ

составление каталогов и систематизаторов

обсуждение докладов

организация опытов

подготовка презентаций

выполнение практических работ

исследование

выполнение проектов

Выбор формы организации урока в начальной школе должен быть разнообразным. Чаще всего используется фронтальная работа. Она особенно актуальна во время постановки целей урока, проведения рефлексии. Фронтальная работа позволяет осуществлять совместное решение заданий, демонстрировать алгоритмы поиска ответов на сложные вопросы. Хорошие результаты дает работа в постоянных парах. Она помогает заполнить пробелы, стимулирует активную деятельность со стороны каждого ученика. Чаще всего такая работа осуществляется с участием соседей по парте. Поэтому важно изначально при рассаживании детей обращать внимание на их уровень подготовки, чтобы ученики могли эффективно взаимодействовать друг с другом.

Также возможна работа в парах сменного состава. Такие формы организации урока позволяют взглянуть на ту или иную ситуацию с разных сторон. В таком случае определенная проблема может предстать в новом ракурсе. Кроме того, малышам в начальной школе необходимо приучаться к индивидуальной работе, ведь именно она поможет им в дальнейшем успешно решать образовательные задачи.

Виды средств обучения:

Простые средства:

• словесные (учебники и другие тексты);

• визуальные (реальные предметы, модели, картины и пр.)

Сложные средства:

• механические визуальные приборы(диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.);

• аудиальные средства (проигрыватель, магнитофон, радио);

• аудиовизуальные (звуковой фильм, телевидение, видео);

• средства, автоматизирующие процесс обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети).

Предназначение дидактических средств

содействовать осознанию содержания учебных тем

способствовать прочному усвоению учащимися программного материала

Средства обучения.

языковые системы знаков, используемые в устной и письменной речи;

произведения искусства и иные достижения культуры (живопись, музыка, литература);

средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фото и т.п.);

учебные компьютерные программы по теме урока;

Интернет;

организующе-координирующая деятельность учителя;

уровень квалификации и внутренней культуры учителя;

формы организации учебной деятельности на уроке.

отдельные тексты из учебника, пособий, книг, справочников;

отдельные задания, упражнения, задачи из учебников, задачников, дидактических материалов;

тестовый материал;

средства наглядности (предметы, действующие макеты, модели);

технические средства обучения;

На уровне предмета

система условных обозначений различных дисциплин:

искусственная среда для накопления навыков по данному предмету;

учебные компьютерные программы, охватывающие весь курс обучения по предмету.

учебники и учебные пособия;

дидактические материалы;

методические разработки (рекомендации) по предмету;

книги-первоисточники;

справочники, словари.

При подготовке к урокам я стараюсь тщательно продумать формы и методы организации работы на уроке для активизации познавательной деятельности ученика, для привития интереса к учебе.

Все перечисленные методы и формы организации работы на уроках отвечают требованиям новых стандартов, помогают вовлечь наибольшее количество учащихся в образовательный процесс, повысить интерес к предмету. Ребята в процессе обучения овладевают навыками отбора информации, постановки цели и решения задач, которые пригодятся им не только в учебном процесс, но и в жизни. Взаимодействие и сотрудничество способствуют формированию культуры поведения.