Участие в работе МО начальных классов

Участие в работе МО начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_mo_nach_kl.docx34.86 КБ
Файл doklad_na_mo.docx33.2 КБ
Файл af940d254fc9b3ac30d19be6a0857549_1.pptx622.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное управление «Комитет по образованию г. Улан-Удэ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №64»

«Рассмотрено»                                                                        «Согласовано»                                                «Утверждено»

На заседании МО учителей                                      Заместитель директора по УР                                             Директор

начальных классов                                                             МАОУ «СОШ №64»                                        МАОУ «СОШ №64»

Протокол №1                                                                             ________/                       /                               __________/              

«___»________       г.                                                                «__»______      г.                                            «__»_____      г.

Руководитель МО

______/                  /

План работы методического объединения

учителей начальных классов

на 2021-2022 учебный год.

Улан-Удэ

   План работы методического объединения

учителей начальных классов

на 2021-2022  учебный год:

Методическая тема начальной школы:

Тема: Повышение эффективностии качества образования в начальной школе в условиях реализации ФГОС-2.

Проблема: «Профессиональная компетентность педагога- ресурс реализации ФГОС-2»

Цель:

Повышение качества образования младших школьников путем формирования профессиональной компетентности учителя начальных классов.

Задачи:

  1. Создание условий эффективного психолого-педагогического и методического сопровождения участников педагогического процесса по введению ФГОС-2 начального общего образования.
  2. Совершенствование педагогического мастерства учителей по овладению новыми образовательными технологиями в условиях перехода на ФГОС – 2 через систему повышения квалификации и самообразование каждого учителя.
  3. Корректировка планов и программ, отбор методов, средств, приемов, технологий, соответствующих новым ФГОС.
  4. Внедрение в практику работы всех учителей МО современных образовательных технологий, направленных на формирование компетентностей обучающихся, УУД.
  5. Внедрение в процесс обучения мониторинга процесса формирования УУД младшего школьника
  6. Применение информационных технологий для развития познавательной активности и творческих способностей обучающихся;
  7. Продолжить работу по совершенствованию педагогического мастерства учителей, их профессионального уровня посредством:

  • Выступления на методических советах;
  • Выступления на педагогических советах;
  • Работы по теме самообразования;
  • Творческими отчетами;
  • Публикациями  на сайтах;
  • Открытыми уроками на ШМО;
  • Открытыми уроками для учителей-предметников;
  • Проведением предметных недель;
  • Обучением на курсах повышения квалификации;
  • Участием в конкурсах педагогического мастерства
  • Повышение квалификации
  • Внедрением в учебный процесс инновационных технологий

Ожидаемые результаты работы:

- рост качества знаний обучающихся;

-овладение учителями МО системой преподавания предметов в соответствии с новым ФГОС-2;

-создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей. 

- создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей, УУД.

 Всем членам МО продолжить работу по самообразованию и повышению квалификационного уровня, расширять сотрудничество с целью поиска новых форм работы, обмена опытом и повышения методического уровня работы МО.

Направления работы МО учителей начальных классов на 2021-2022 учебный год:

1. Аналитическая деятельность:

- Анализ методической деятельности за 2020-2021 учебный год и планирование на 2021-2022 учебный год.

- Анализ посещения открытых уроков.

- Изучение направлений деятельности педагогов (тема самообразования).

- Анализ работы педагогов с целью оказания помощи.

2. Информационная деятельность:

-  Изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности.

- Изучение и использование образовательных платформ при проведении уроков на ДО.

3. Организация методической деятельности:

- Выявление затруднений, методическое сопровождение и оказание практической помощи молодым педагогам, подготовки к аттестации.

4. Консультативная деятельность:

-   Консультирование педагогов по вопросам составления рабочих программ и тематического планирования.

- Консультирование педагогов с целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности.

- Консультирование педагогов по вопросам в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС.

-Работа с вновь прибывшими учителями.

Организационные формы работы:

1.Заседания методического объединения.

2.Методическая помощь и индивидуальные консультации по вопросам преподавания предметов начальной школы, организации внеурочной деятельности.

3.Взаимопосещение уроков педагогами.

4.Выступления учителей начальных классов на МО, практико-ориентированных семинарах, педагогических советах.

5.Посещение семинаров, вебинаров.

6.Повышение квалификации педагогов на курсах.

7.Прохождение аттестации педагогических кадров.

 Тематика заседаний методического объединения                                                учителей начальных классовна 2021-2022 учебный год.

Дата

Тема заседания, содержание

Ответственные

август

Тема: «Планирование и организация методической работы учителей начальных классов на 2021-2022 учебный год.

  1. Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2021- учебный год.
  2. Обсуждение и утверждение плана работы МО на 2021 - 2022 учебный год.
  3. Рассмотрение и утверждение рабочих программ, календарно – тематических планов по предметам и факультативам учителей начальных классов.
  4. Рассмотрение учебной нагрузки и УМК.
  5. Августовская конференция.
  6. Педагогический совет школы.
  7. Контроль и учет знаний по предметам: русский язык, математика, литературное чтение (составление графика контрольных работ).
  8. Аттестация педагогов в 2021- 2022 уч. году.
  9. Участие в районных МО.
  10. Краткий обзор новинок методической литературы.
  11. Разное.

Зам. дир. по УВР

Руководитель МО

Учителя начальных классов

Администрация ОУ.

сентябрь

Тема: «Обновление содержания общего образования посредством введения ФГОС НОО. Формирование универсальных учебных действий (УУД) в начальной школе в рамках ФГОС – 2».

  1. Ключевые особенности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Изучение нормативных документов.
  2. Система работы образовательного учреждения по переходу начальной школы на новые Федеральные государственные стандарты.
  3. Понятие универсальных учебных действий учащихся. Способы формирования УУД на уроках в начальной школе (на основе ФГОС-2).
  4. УМК "Школа России" как инструмент реализации ФГОС в начальной школе.
  5. Соблюдение единого орфографического режима при оформлении школьной и ученической документации.
  6. Итоги проведения входных контрольных работ по русскому языку, чтению и математике.
  7. Корректировка и утверждение тем самообразования учителей.
  8. Итоги проверки готовности кабинетов к новому учебному году.
  9. Обеспечение учебниками учащихся начальной школы на учебный год.
  10. Оформление личных дел учащихся.
  11. Посещение уроков в первом классе с целью анализа создания условий для успешной адаптации учащихся.

Зам. дир. по УВР

Руководитель МО

Учителя начальных классов

октябрь

Тема: Особенности современного урока в условиях перехода на ФГОС НОО»

  1.  Знакомство с планом учебно-воспитательной работы на учебный год.
  2. Проведение общешкольного родительского собрания.
  3. Презентация опыта работы по ФГОС.
  4. Педагогический совет: «Преемственность в 5 классах»
  5. Проведение контрольных работ за 1 четверть. Анализ работ на МО.
  6. Проведение классных часов на тему :«День пожилого человека»
  7. Проведение других тематических классных часов по расписанию.
  8. Выходы с классом.
  9. Проверка тетрадей, дневников во 2-4 классах (по графику)

Администрация ОУ

Учителя

Администрация

Рук-ль МО

Учителя

Ноябрь- декабрь

Тема: «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения. Основные образовательные технологии в урочной деятельности, как одно из условий повышения качества образования».

Использование современных педагогических технологий в процессе обучения. Основные образовательные технологии ОС «Школа России».

  1. Формирование ключевых компетенций младших школьников, на основе развивающих личностно-ориентированных технологий.  Системно - деятельностный подход, как основа новых образовательных стандартов
  2. Использование информационно-коммуникационных образовательных ресурсов.
  3. Выступление учителя 1-го класса по освоению нового ФГОС: Определение изменений в существующей образовательной системе начальной ступени школы, необходимых для приведения ее в соответствие с требованиями ФГОС.
  4. Сдача отчетов за 1 четверть.
  5. НПК «Первые шаги» МАН
  6. Школьная НПК «Наука и дети»
  7. Психологическая готовность первоклассников к обучению в школе. Результаты адаптации первоклассников.
  8. Организация работы учителя с тетрадями. Выполнение единого орфографического режима. Нормы оценок по предметам.
  9. Посвящение в младшие школьники
  10. Заседание МО: «Подготовка к проведению школьной олимпиады по предметам».
  11. Анализ итогов 2 четверти. Итоговые административные контрольные работы за первое полугодие во 2-4 классах.
  12. Участие в мероприятиях, посвящённых Новому году.

Зам. дир. по УВР

Руководитель МО

Учителя начальных классов

 

Учителя

Психологи

Рук-ль МО

Уч-ля 1-х кл

Январь - февраль

Тема: «Новые стандарты в образовании. Планируемые результаты начального общего образования (ФГОС-2). Оценка достижений планируемых результатов».

  1. Планируемые предметные результаты начального общего образования по предметам (ФГОС-2).
  2. Оценка достижений планируемых результатов. Мониторинг процесса формирования УУД младшего школьника.
  3. Критерии современного урока. Анализ и самоанализ урока.
  4. Механизм организации внеурочной деятельности в рамках введения стандартов второго поколения.
  5. Знакомство с новыми положениями и требованиями к аттестации учителей.
  6. Итоги успеваемости в I полугодии. Анализ итоговых контрольных работ за 1 полугодие. Итоги мониторинга качества ЗУН, техники чтения за 1 полугодие.
  7. О состоянии ведения ученических дневников, тетрадей, состоянии ведения прописей. Итоги 1 полугодия.
  8. Анализ работы МО за 1 полугодие.
  9. Планирование воспитательной работы на 2 полугодие.
  10. Мероприятия, посвящённые Дню защитника Отечества.

Зам. дир. по УВР

Руководитель МО

Учителя начальных классов

март

Тема: «Стандарты нового поколения. Оценивание достижений учащихся в рамках ФГОС-2».

  1. Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся.
  2. Контроль и самоконтроль учащихся (ФГОС-2).
  3. Самооценка младших школьников:
  • Что такое самооценка и как она складывается в младшем школьном возрасте.
  • Самооценка младших школьников с разной успеваемостью.
  • Самооценка младших школьников, как средство повышения уровня успеваемости.
  • Внедрение правила самооценки технологии оценивания учебных успехов.
  1. Результаты диагностики учащихся 1-ых классов и рекомендации по развитию их познавательных и интеллектуальных способностей.
  2. Итоговые контрольные работы. Подведение итогов третьей четверти.
  3. Соблюдение и выполнение единого орфографического режима и норм оценок ЗУН. Анализ проверки рабочих тетрадей по русскому языку – единый орфографический режим; анализ контрольных тетрадей – система работы над ошибками.
  4. Проведение открытых уроков и классных часов.
  5. Анализ открытых уроков.
  6. Преемственность в обучении между начальным и средним звеном.
  7. Участие в районных олимпиадах по предметам.
  8. Обзор новинок методической литературы.

Зам. дир. по УВР

Руководитель МО

Учителя начальных классов

Май                                             апрель                    

  • 1.Формирование познавательного интереса в образовательном процессе.
  • 2.Использование проектного метода, как способа активизации познавательной
  • деятельности обучающихся.
  • 3.Пути вовлечения обучающихся в научно-исследовательскую и проектную деятельность.
  • Городская экологическая конференция.
  • РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
  • 4.Использование тестовых заданий на уроках и во внеурочной деятельности.
  • 5.Результаты устного счета и словарного диктанта в 1,2,3,4 классах.
  • 6.Обзор новинок методической литературы.
  • 7.Планирование промежуточной аттестации учащихся.
  • ВПР для 4-х классов.
  • Конкурс «Грамматик»

Тема: «Результаты деятельности педагогического коллектива начальной школы по совершенствованию образовательного процесса».

  1. Индивидуальная методическая работа учителя (отчет по самообразованию).
  2. Подведение итогов работы учителя 1-го и2-го классов по-новому ФГОС.
  3. Итоги учебно-воспитательной работы за IV учебную четверть.
  4. Анализ итоговых контрольных работ по предметам, техники чтения за год. Анализ итоговых к/р за курс начальной школы.
  5. Итоги мониторинга уровня сформированности УУД младших школьников (по классам).
  6. Выполнение учебных программ.
  7. Педагогический совет по переводу учащихся
  8. Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2021-2022 учебный год.
  9. Обсуждение плана работы и задач МО  на 2013-2014учебный год.
  10. Обеспечение УМК на новый учебный год.
  11. Родительское собрание будущих 1-ов.
  12. Разное.

Зам. дир. по УВР

Руководитель МО

Учителя начальных классов

Межсекционная работа:

1. Открытые уроки.

2. Внеклассная работа (проведение праздников, экскурсий, школьных олимпиад и т.д.).

3. Работа с родителями (родительские собрания, консультации, привлечение к сотрудничеству).

4. Работа кабинетов (пополнение учебно-методической базы).

5. Взаимопосещение уроков (в течение года с последующим обсуждением, рекомендациями).

6. Самообразование педагога (работа над методической темой, курсовое обучение, аттестация, семинары).

7.Неформальное общение (поздравление именинников, обсуждение, групповая рефлексия деятельности МО).



Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

Системно – деятельностный метод в начальной школе.

 Системно-деятельностный метод – основной инструмент деятельности педагога. Он даёт возможность детям вырасти людьми, которые будут способны понимать, оценивать информацию, анализировать её на основе имеющихся у них теоретических знаний, будут обладать навыками к применению этих знаний в нестандартных условиях, будут способны принимать решения на основе проведённого анализа. Ученик теперь главный деятель на уроке. Во главе и в центре учебного процесса находится познавательная деятельность ученика, активная и как можно более самостоятельная.

Целая система дидактических принципов обеспечивает реализацию технологии системно-деятельностного метода в практическом преподавании: принципы деятельности, непрерывности, целостного представления о мире, минимакса, психологической комфортности, вариативности, творчества. Особое внимание и уже с давнего времени я уделяю принципу минимакса, который обеспечивает дифференцированное обучение детей. Ведь очень важно, чтобы каждый ребёнок имел крепкие и глубокие знания, важно при этом и то, чтобы ни один ребёнок не был перегружен как в умственной сфере, так и в эмоциональной. Поэтому предлагаю учебное содержание на уровне «максимума», то есть на творческом уровне, а контроль его усвоения – на уровне «минимума», то есть на уровне стандарта. Можно сказать, что у меня в классе каждый ученик выбирает собственную дорогу: кто-то из ребят только минимум, а другим надо больше.

Почему детям бывает интересно на уроке? Потому что знания дети не получают от учителя, а открывают их сами, в процессе исследовательской деятельности, поэтому знания для ребят приобретают личностную значимость. Я как педагог лишь направляю деятельность моих учеников. Ребёнок должен быть включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, тогда у него сформируются деятельностные способности.

Одним из важных этапов на уроке считаю этап мотивации учащихся к деятельности на уроке. Может быть, это самый главный этап урока. Дети должны удивиться, пойти вперёд, а, столкнувшись с проблемным вопросом, с проблемной ситуацией, захотеть решить проблему, исследовать вопрос, найти решение. Мотивация может быть в начале урока и на любом этапе урока. Есть разные приёмы мотивации. В 1-ом классе я использую, конечно же, игры и игровые ситуации. На уроках русского языка применяю рифмованные упражнения, грамматические сказки, ведь дети очень чутки к слову, к образу. Использую и давно известные приёмы мнемотехники, которые облегчают детям запоминание, увеличивают объём памяти за счёт искусственных ассоциаций. «КОСтя пришёл в КОСтюме, а ПАвел в ПАльто" – пример из старого учебника.

Чтобы мотивировать детей на уроке чтения я пользовалась такими приёмами: чтение слов обычное и наоборот, чтение текста, написанного разными шрифтами и буквами разного размера, чтение предложений с перепутанными «хвостами», то есть концами предложений. Вызывает большой интерес у детей чтение текста с «дырками», то есть с пропущенными словами. Такие приёмы превращают процесс чтения в необычное интересное занятие, и у учащихся формируется положительное эмоциональное отношение к нему. А в результате ученики приобретают навыки быстрого сознательного и выразительного чтения.
Использование наглядности на уроке, а тем более ИКТ облегчает учителю задачу мотивации учащихся.

Причина эффективной школьной мотивации одна – это искренний интерес учащихся. Без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.

С первого класса обучаю детей планированию работы на уроке, определению последовательности нашей работы. Как учитель я только предлагаю, по какому плану может пойти урок. Учу детей анализировать предложенный учебный материал, выбирать те задания, которые будут способствовать достижению поставленной цели, определять их место на уроке.

Деятельностный метод позволяет вести поиск истины в форме диалога. Дети включаются в активную работу, каждый хочет высказаться, не бывает равнодушных. А я выслушиваю все мнения с большим интересом. Обсуждая в диалоге вопросы, дети сами решают проблему, делают выводы. Я только немного направляю их, подвожу к открытию нового знания. После обсуждения подвожу итог, знакомлю с правильной терминологией, вместе с ребятами составляем алгоритм действий.

Очень важным при организации практической работы я считала и считаю научить ребят работать в парах, группах, научить выслушивать мнение других, высказывать своё, а также делать выводы. Работа в паре имеет большое значение для формирования всех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных , коммуникативных. Но прежде чем ввести этот вид деятельности, в первом классе я провела воспитательную работу на классных часах «Ты и твои товарищи на уроке», «Учимся работать дружно», где мы изучили основные правила работы в паре. В начале школьного обучения дети еще не умеют работать совместно. И для формирования готовности детей к совместной работе на классных часах я использовала следующие упражнения:
«Зеркало». Один участник делает какие-то движения, второй старается одновременно и точно их повторить, затем участники меняются ролями.
«Попугай». Один говорит (например, времена года или дни недели в случайном порядке), второй как можно быстрее повторяет, затем участники меняются ролями.
«Разминка пальчиков». Соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим: желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), во всем (безымянный) и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь).

Самое главное при работе в группе - умение слушать партнера и слышать то, что он говорит. Это умение будет развиваться в течение всего времени работы в паре. Его нельзя сформировать заранее. Вот какое упражнение я использовала для этого: на первую парту каждого варианта выдается карточка со стишком, пословицей, правилом и т. д. Ученики на первой парте читают и запоминают запись, затем по сигналу поворачиваются назад и проговаривают фразу соседу на второй парте. И так далее до конца ряда. Ученик на последней парте произносит фразу вслух.

Чтобы образовать группу, дети, сидящие за первой партой, просто оборачиваются к тем, кто сидит за второй партой и так далее. Но надо не забывать, что наиболее продуктивно работают пары, не сильно отличающиеся по степени уровня (высокий - средний, средний - низкий). Неэффективны пары из двух слабых учеников – им нечем обмениваться друг с другом. И уж точно учителю надо регулировать уровень шума в классе, работу в группах. Например, у меня в классе группы используют цветовые сигналы: зелёный – работу выполнили, красный – просим помощи

При проверке какого-то задания у доски я предлагаю детям в группах самим выбрать, кто будет записывать, кто будет подсказывать. Затем сами учащиеся делают выводы по группам. Дети чаще всего оценивают субъективно. Дружит с Ваней, нравится Ваня, значит его ответ лучший. Учу делать объективную оценку. При этом учу отмечать прежде всего положительное в ответе, а об отрицательном говорить тактично, в форме пожеланий. Я не возражаю против оценивания ответов аплодисментами, а ребята уже по громкости аплодисментов делают выводы: кому громче аплодировали, тот ответ лучший. При такой организации работы дети приучаются внимательно слушать говорящего. Учу ребят вести диалог друг с другом и с учителем.

Для проверки практической работы на уроках мои ученики используют различные формы самоконтроля и взаимоконтроля. Этому нужно учить с самого начала обучения, тогда все ребята научатся давать объективную оценку своей работе.

Большое значение уделяю размышлениям учащихся о том, что им было сделать затруднительно, а в чём они не испытали трудности и почему, то есть рефлексии учащихся. Рефлексия это как бы разговор ученика с самим собой. Рефлексию осуществляю на разных этапах урока. Например, на этапе планирования деятельности на уроке можно задать вопросы: С чего вы начнёте? Что предполагаете поставить вторым этапом? Перед началом работы в парах можно задать вопрос: Как поможет вам работа в парах? На завершающем этапе можно спросить: Что дала вам работа в парах? Какие трудности вы встретили? Как с ними справиться? Что нового узнали на уроке? Каким образом можно использовать полученные знания в жизни?

Обучать рефлексии нужно с первых дней обучения. Существует много различных методик. Я использовала курс Т.А. Цукерман "Введение в школьную жизнь".
Готовясь работать по новым стандартам и изучая инновационные технологии, методы и приёмы, я поняла, что некоторые из них я применяла в своей деятельности и раньше, хотя и не называла их так. Например «Кластер». Раньше этот приём я называла просто составлением схемы. Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Этот приём можно прекрасно использовать на всех этапах урока. Лично я чаще всего использую на этапе рефлексии. Работу эту каждый ребёнок может вести индивидуально, а можно в группах, Можно по всей теме, а можно по отдельным смысловым блокам.

Считаю кластер доступным и эффективным приёмом в начальных классах.

Для формирования регулятивных УУД часто и с большой результативностью использую приём «Мозговой штурм». Этот приём использую при каком-то затруднении, когда дети высказывают любые свои мнения, что помогает найти выход. Почти ни один урок без этого приёма не обходится.
Приём «актуальность» я называла ранее просто возникновением проблемной ситуации. Применение этого приёма связано с пониманием практической значимости знаний, возможностью использовать эти знания в жизни. Например, в 1-ом классе на уроке математики дети при тренировке в решении примеров на сложение без перехода через десяток затрудняются решить пример на сложение однозначных чисел с переходом через десяток.
- Почему вы не можете решить этот пример?
- Чем же мы сегодня будем заниматься?

Этот приём позволяет формировать познавательные УУД. Подобные инновационные приёмы помогают формировать УУД учащихся. И их достаточно много, выбор есть.

Несколько слов о качественной оценке учителя. Я использую такие словесные оценки как «самый умный на этом уроке», «самый догадливый», «самый активный», «самый вежливый», «лучший помощник учителя» и т. д. Ребёнок от таких слов на седьмом небе от счастья. Так складывается ситуация успеха у тех ребят, которые далеко не отличники. Такая качественная оценка стимулирует к деятельности.

Теперь подготовка к каждому уроку по ФГОС занимает довольно много времени. Ведь теперь мне как учителю нужно запланировать не только учебное содержание, но главное организовать деятельность учащихся. Теперь это самый трудный момент при планировании урока. Нужно продумать наиболее эффективные формы работы, использовать инновационные приёмы. Даже мне как педагогу с достаточно большим стажем приходится часто на уроке сдерживать себя, чтобы не начать самой объяснять, показывать, составлять самой кластеры и т.д.

Мой многолетний опыт работы в начальных классах говорит о том, что жизнь младшего школьника напрямую связана с эмоциями, поэтому для них личностно значимо лишь то, что вызывает положительную эмоциональную реакцию. Те новые знания, которые они сами строят, вызывают удивление, радость, даже восторг от самостоятельных побед. Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Поэтому часто использую в своей работе исследование, опыт, практические работы, чтобы ребенок сам экспериментальным путем добыл новое знание. Я требую от своих учеников интеллектуальных усилий, продуктивных действий. Но и не забываю о необходимости атмосферы доверия, доброжелательности, позволяющей по-настоящему «раскрыться» и поверить в свои силы каждому ученику. Я стараюсь добиться того, чтобы каждый мой ученик не боялся, а наоборот, стремился высказать своё мнение, и, с другой стороны, с уважением относился бы к мнениям своих товарищей. У меня давно уже есть ответ на главный вопрос, для чего я учу детей. Для того, чтобы они стали успешными в жизни.

Работая по новым стандартам, могу уже отметить первые позитивные результаты своей деятельности. Среди них самый главный результат – изменение мотивации учащихся. По словам германского педагога А. Дистервега, ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их; человеку нельзя сообщить знания, их можно ему предложить, но овладеть ими он должен в результате собственной деятельности. Моя задача как учителя заключается в том, чтобы обеспечить возникновение и сохранение в душе школьника мотивов учебно-познавательной деятельности. И это в условиях работы по новым стандартам сделать удаётся. Я, как и другие учителя, работающие по ФГОС, использую такие стимулы, которые вызывают и усиливают собственные полезные мотивы деятельности учеников. Новизна учебного материала, необычность его подачи всегда побуждают школьников внимательнее присмотреться к ранее неизвестному и разобраться в нем. Ещё один стимул - практическая значимость и польза предлагаемых знаний для самих школьников. Моя задача учителя: показать ученикам, что эти знания дают им для жизни, для общения со сверстниками, для престижа в обществе, для карьеры. Одним из моих приёмов является противоречивость материала. Ведь когда школьник встречается с противоречием, у него возникает эффект удивления и желание разобраться в проблеме, чтобы преодолеть противоречие. И, конечно же, в начальных классах - игра.

Игра - средство побуждения детей к познавательной деятельности. На уроке необходимо обеспечить активную позицию учащихся, обстановку свободного сотрудничества школьников с учителем. Чтобы дети самостоятельно добывали знания и оперировали с ними, использую такие формы и приёмы обучения, как мозговой штурм, ученическая исследовательская группа, придумывание научно-фантастических рассказов, спектакли, выпуск газет, журналов, буклетов, экскурсии, поездки. Как показывает результат диагностических работ, мои ученики не боятся выполнять нестандартные задачи, они могут применять свои знания при решении практико-ориентированных заданий. Возможность выбора заданий, способов решения значительно снизила у детей уровень тревожности при их выполнении. Всё это помогает добиться правильной учебной мотивации школьников.

Позитивные изменения произошли и в деятельности учащихся. Самостоятельной работе на уроке отводится больше времени, чем ранее, причем характер ее стал исследовательским, творческим, продуктивным. Учащиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. А я как учитель при этом формирую у учеников навыки самоконтроля и самооценки. Если прежде самостоятельная деятельность детей на уроке использовалась только с целью контроля уровня знаний и умений, то в условиях ФГОС самостоятельная деятельность осуществляется, в основном, для достижения поставленной цели.

Раньше я организовывала деятельность детей по выполнению заданий из учебника, а сейчас - по поиску, обработке информации, обобщению способов действия, постановке учебной задачи и т. д. Дети могут самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, умеют применять знания на практике, способны действовать в нестандартных ситуациях. Это позитивный результат моей новой деятельности в условиях ФГОС.

Несколько слов о методическом потенциале учителя, который значительно вырос в условиях работы по новым стандартам. Одна из главных задач учителя начальной школы – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Я как учитель призвана учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию. Поэтому в новых условиях мне просто необходимо совершенствовать педагогические технологии, методы, приёмы и средства обучения, пользоваться инновациями в учебном процессе. Информационно-коммуникационные технологии занимают важное место в моей профессиональной деятельности. Необходимость применения средств ИКТ диктуется возрастными особенностями учащихся, ведь младшие школьники испытывают потребность в наглядной демонстрации учебного материала, процессов и явлений. Организовать подлинно исследовательскую, творческую, самостоятельную деятельность позволяет метод проектов.

Проектный подход может быть применён к изучению любой школьной дисциплины и очень эффективен, ведь ученики открывают для себя новые факты, а не получают их от учителя в готовом виде. Технология деятельностного метода на уроках ориентирована на личностное развитие ребенка, где знания рассматриваются не как самоцель, а как средство развития мышления детей, их чувств и эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности. Ученик не просто выполняет задание учителя – он учится учиться. Технология работы с портфолио — это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащихся. Портфолио помогает решать такие педагогические задачи, как поддерживание высокой учебной мотивации школьников, поощрение возможностей для самообучения, развития навыков рефлексивной и оценочной деятельности. Обучение в диалоге, работа в парах и группах, эвристическая беседа, деловые игры – эти интерактивные технологии обеспечивают самостоятельную познавательную и мыслительную деятельность на уроке. Ученик сам открывает путь к познанию. В этом случае усвоение знаний – результат его деятельности. Все эти технологии просто необходимы в работе учителя.

Использование данного метода в практике  позволяет нам грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс “открытия”  нового знания.  

Структура уроков введения нового знания  обычно имеет следующий вид:

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) – 1-2 минуты

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

  • актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
  • создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
  • устанавливаются тематические рамки (“могу”).

Приёмы  работы:

  • учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям,  предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони);
  • учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются;
  • девиз, эпиграф (“С малой удачи начинается большой успех” и др.)

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 4-5 минут

Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Возникновение проблемной ситуации.

Методы постановки учебной проблемы:

  • побуждающий, подводящий  диалоги;
  • мотивирующий  приём  “яркое пятно” – сказки, легенды, фрагменты из художественной  литературы,  случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.)

III. Постановка учебной задачи – 4-5 минут 

Цель: обсуждение затруднения (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?”)

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.

Для этого учащиеся должны:

  • восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение;
  • соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

IV. Открытие нового знания (построение   проекта выхода из затруднения) – 7-8 минут

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

V. Первичное закрепление – 4-5 минут

Цель: проговаривание нового знания,   (запись в виде опорного сигнала)

фронтальная работа, работа в парах;

комментирование, обозначение знаковыми символами;

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) – 4-5 минут.

Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.

Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3 типовые задания).

Самоконтроль, самопроверка.

VII.   Включение нового знания в систему знаний и повторение - 7-8 минут.

Сначала детям предлагаются задания, которые содержат

новый алгоритм, новое понятие.

Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется  вместе с изученными ранее.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) – 2-3 минуты.

Цель: осознании обучающимися  своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Вопросы:

  • Какую задачу ставили на уроке?
  • Удалось решить поставленную задачу?
  • Каким способом?
  • Какие получили результаты?
  • Что нужно сделать ещё?
  • Где можно применить новые знания?
  • Что на уроке у вас хорошо получилось?
  • Над чем ещё надо поработать?

и другие.

Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников.

Заключение

Реализация системно-деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников.   Анализ  успеваемости  и качества знаний   по предметам, диагностика учебной мотивации, проведённые  среди наших учеников, наглядно демонстрируют  это утверждение. У обучающихся  формируются  основные учебные умения, позволяющие им  успешно адаптироваться  в основной школе  и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому Работать по ФГОС сложно, но можно, и даже радостно и интересно. Моей задачей теперь, в отличие от предшествующей работы, когда надо было просто как можно нагляднее и доступнее на уроке всё объяснить, показать, рассказать, является включение самого ученика, даже наислабейшего, в учебную деятельность.

Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Редактор: Сафронова И. А. Издательство: Просвещение, 2011 г
- Планируемые результаты начального общего образования. Ковалева Г.С., Логинова О.Б.
- Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2-х частях. Ковалева Г. С.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Асмолов А.Г.
- Головкина Екатерина Вячеславовна Подведение итогов уроков. Рефлексия. //http://ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология системно- деятельностного подхода в начальной школе Цыренжапова Виктория Олеговна учитель начальных классов

Слайд 2

Актуальность Т радиционной целью школьного образования: овладение системой знаний, составляющих основу наук. По исследованиям российских учёных: высокий уровень задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями средний и ниже среднего задания на применение знаний в практических ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных , сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений.

Слайд 3

Начальная школа предметные ЗУНы УУД

Слайд 4

Необходимы: знания знания о том, как и где их применять знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Поэтому и появилась потребность введения деятельностного метода обучения.

Слайд 5

Эпиграф Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю. Китайская мудрость

Слайд 6

Цель: применение технологии системно- деятельностного подхода в обучении на уроках в начальной школе Задачи: изучить технологию системно- деятельностного подхода в обучении о босновать возможности развития познавательной самостоятельности школьников посредством целенаправленного использования на уроках технологии деятельностного подхода

Слайд 7

Гипотеза Целенаправленное и планомерное применение в практической деятельности системно-деятельностного подхода значительно повышает уровень качества обученности младшего школьника, стимулирует их познавательную самостоятельность, проявляющуюся как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Слайд 8

Деятельностный подход – основа концепции развивающего образования в любом варианте.

Слайд 9

Что же такое системно-деятельностный подход обучения? Подход в обучении, при котором ребенок сам добывает знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется системно – деятельностным .

Слайд 10

Основные положения технологии деятельностного метода обучения. Процесс обучения есть всегда обучение деятельности Обучение деятельности предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя Сам процесс учения должен быть творческим

Слайд 11

Система дидактических принципов Принцип творчества Принцип деятельности . Принцип вариативности Принцип целостного представления о мире . . Принцип непрерывности . . Принцип минимакса. Принцип психологической комфортности .

Слайд 12

Составляющие деятельностного подхода 1. Учебный материал предтавляется в виде последовательных задач, которые решаются совместно с учащимися, формируются выводы, осуществляются на различных этапах логически допустимые обобщения и делается переход к следующим задачам. 2. Поэлементное формирование у учащихся умений осуществлять то или иное мыслительное или практическое действие.

Слайд 13

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Слайд 14

Сравнительная характеристика Объяснительно-иллюстративный Компоненты учебной деятельности Деятельностный Задаётся педагогом Цель: предполагаемый результат В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели Используются внешние мотивы Мотивы: побудители к деятельности Опора на внутренние мотивы Выбираются педагогом. Средства: способы осуществления деятельности Совместный с учащимися выбор. Инвариантные, предусмотренные учителем Действия: основной элемент деятельности Вариативные, возможность индивидуального выбора Уровень усвоения знаний Результат: конечный продукт Позитивные внутренние личностные изменения Сравнение результативности с эталонами Оценка: критерий достижения целей Самооценка на основе применения индивидуальных эталонов достижений

Слайд 15

Характерная черта технологии способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом

Слайд 16

игровая исследовательская проектная рефлексивная контрольно-оценочная творческая практическая групповая парная индивидуальная фронтальная Виды деятельности Формы деятельности

Слайд 17

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода уроки «открытия» нового знания уроки рефлексии уроки общеметодологической направленности уроки развивающего контроля

Слайд 18

Этапы построения урока «открытия» нового знания при системно-деятельностном подходе Мотивация к учебной деятельности Актуализация и пробное учебное действие Выявление места и причины затруднения Построение проекта выхода из затруднения Реализация построенного проекта Первичное закрепление учебного действия Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Включение в систему знаний и повторение Рефлексия учебной деятельности

Слайд 19

Этап 1 МОТИВАЦИИ Приёмы "Побуждение" "Психологический тренинг" "Фантастическая добавка" "Удивляй" "Привлекательная цель" "Отсроченная отгадка" "Проблемная ситуация" "Театрализация" "Рифмованное начало уроков" "Эпиграф к уроку" "Оратор" "Фантазёр" "Индуктор" "Ассоциативный ряд"

Слайд 20

Этап 2 АКТУАЛИЗАЦИИ и ПРОБНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ Приёмы "Столкновение противоречий" "Вопросы, требующие установления сходства и различия." "Вопросы по установлению причинно–следственных связей." "Вопрос к тексту" "Лови ошибку" "Мозговой штурм" "Почини цепочку" " Да-нетка " "Пресс - конференция" "Просмотр видеофрагментов по изучаемым темам" "Сравнение" "Проведи исследование" "Раздели на группы" "Дай информацию" "Слепой текст" "Придумай название" "Игры в случайность" "Идеал"

Слайд 21

Этап 3. ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ Приёмы "Составление алгоритма" "Слепая таблица" "Птичий базар" "Цепочка" "Расшифруй!" "Кластер" "Починить цепочку"

Слайд 22

Этап 4. ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ Приёмы "Яркое пятно" "Разрешение парадоксов" "Помощники" "Тема в виде проблемного вопроса" "Отгадай ребус, загадку, шараду…" "Проблемная ситуация" "Подводящий диалог " "Работа над понятием" "Группировка"

Слайд 23

Этап 5. РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА Приёмы "Мини – рассказ " "Упрости! " "Создай коллекцию " "Проблемный поиск " "Пары сменного состава " "Послушать – сговориться – обсудить " "Облака мыслей " "Ромб ассоциаций "

Слайд 24

Этап 6. ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ Приёмы "Составь меню" "Аукцион" "Феномен" "Чего больше?" "Реклама" "Учимся сообща" "Я беру тебя с собой"

Слайд 25

Этап 7. САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ Приёмы " Фактологический диктант" "Цифровой диктант" "Буквенный диктант" "Тренировочная к/ р " " Блиц-контрольная " "Творческий тест" "Соответствие фактов и понятий" "Рядом с художником"

Слайд 26

Этап 8. ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ Приёмы "Создай презентацию" "Своя опора" "Повторяем с контролем" "Приведи примеры" "Составление текста" "Починить цепочку" "Раздели на группы" "Уравнение" "Дай информацию" "Восстанови текст" "Назвать, одним слово" "Кроссворд" "Немая схема" "«Магический» квадрат" "Составь"

Слайд 27

Этап 9. РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Приёмы "Опрос – итог " "Пантомима " "Азбука " "Анкета " "Цветные поля" "Увеличение – уменьшение " " Синквейн " "Толстый и тонкий вопрос " "Телеграмма" "Шкатулка"

Слайд 28

Изучив теорию и применив на практике технологию деятельностного обучения, были достигнуты следующие результаты:

Слайд 29

Уровень математических представлений Начало 1 класса Окончание 1 класса Низкий уровень 52% 26% Средний уровень 34% 36% Уровень выше среднего 14% 23% Высокий уровень - 15%

Слайд 30

Уровень языковых представлений Начало 1 класса Окончание 1 класса Низкий уровень 60% 22% Средний уровень 25% 18% Уровень выше среднего 8% 34% Высокий уровень 7% 26%

Слайд 31

математика 1класс 2 класс Уровень обученности 96% 100% Качество знаний 92% 79% русский я зык 1класс 2 класс Уровень обученности 85% 91% Качество знаний 75% 78%

Слайд 32

Литературное чтение Базовый уровень 26% Выше нормы 74% Понимание прочитанного Выше среднего показателя Универсальные учебные действия Личностные 67%-высокий уровень Коммуникативные 96%-высокий уровень Регулятивные 72% - высокий уровень

Слайд 33

Внеурочная деятельность Научно-практическая конференция « Сергеевские чтения» Выездная экскурсия «Мой любимый город» Научно-практическая конференция «Любима, хранима родной землёй» Конкурс исследовательских работ им. Б.Постникова Квест-игра , посвящённая 70 годовщине Великой Победы. Участие в акциях «Георгиевская лента» и «Бессмертный полк» Выездная экскурсия в биосферный заповедник им. В.Алёхина Выездная экскурсия «Святые места Курского края. Коренная пустынь»

Слайд 34

Таким образом, гипотеза о том, что целенаправленное и планомерное применение в практической деятельности системно-деятельностного подхода значительно повышает уровень качества обученности младшего школьника, стимулирует их познавательную самостоятельность, проявляющуюся как на уроках, так и во внеурочной деятельности, нашла своё подтверждение.

Слайд 35

Перспектива работы Постепенно расширять рамки применения деятельностного подхода в обучении, включая введение проблемно-диалогического обучения, приёмов ТРИЗ-обучения, методов технологии критического мышления.

Слайд 36

Критерии результативности урока 1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. 2.Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) 3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. 5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. 6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

Слайд 37

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. 8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. 9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. 10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. 11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. 12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Слайд 38

Позиция учителя Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса Веди ученика от собственного опыта к общественному Будь не «НАД», а «РЯДОМ» Радуйся вопросу, но отвечать не спеши Учи анализировать каждый этап работы Критикуя, стимулируй ученика

Слайд 39

Уильям Артур Уорд, писатель

Слайд 40

Спасибо за внимание!