Методический уголок учителя музыки

Елена Алексеевна Варивода

Коллеги, здесь вы можете найти полезный материал для своих уроков

Ссылки для учителей музыки:

 

http://www.liveinternet.ru/users/2798603/post89988... - великие композиторы мира.

http://festival.1september.ru/subjects/14/ - преподавание музыки.

http://forum.in-ku.com/forumdisplay.php?f=239  видео в помощь учителю.

http://www.liveinternet.ru/users/gedichte/post1054... - всё для учителя музыки и музыкального руководителя.

http://chudesenka.ru детский сайт "Чудесенка" поможет вам легко ориентироваться в детском репертуаре, а родителям интереснее провести время со своими детьми, т.к. на сайте есть интересная информация и для них.

Сайты, где можно найти Фонограммы (минус):

 http://plus-msk.ru/

Биографии композиторов и исполнителей, словари, записи, новости, интервью и др.  http://www.classic-music.ru

http://www.muz-urok.ru/muz.htm  - детям о музыке"

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказка - балет Конек Горбунок

Слайд 2

П.Ершов Р.Щедрин

Слайд 4

Ребята, всегда ли одинаково звучит этот фрагмент. Что и как изобразил композитор сначала?

Слайд 7

Как звучит музыка: торжественно, весело, грустно? Какой эпизод сказки может иллюстрировать эта музыка? Попробуйте нарисовать её красками или словесно: что вы видите, что вы слышите, как меняется музыка, что вы под неё представляете?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зима в музыке

Слайд 2

Здравствуй ,гостья зима!

Слайд 3

Пословицы и поговорки Декабрь – год кончает, зиму начинает. Снег глубок – год хорош. Январь - году начало, зиме – середина. Готовь сани летом, а телегу зимой. У зимы с летом ладу нету. Сколько лет, столько зим. Вьюги да метели под февраль налетели

Слайд 4

Почему медведь зимою спит

Слайд 5

П.И. Чайковский

Слайд 6

декабрь " Святки"

Слайд 7

январь " У камелька"

Слайд 8

февраль "Масленица"

Слайд 9

А каком времени года мы с вами сегодня говорили? Какие песни о зиме мы сегодня разучили?. итог урока



Предварительный просмотр:

        Найти 12 известнейший   джазовых звезд.

м

д

ж

а

м

п

л

и

н

ж

ж

к

о

о

о

к

е

л

у

э

я

э

д

а

р

л

ш

о

г

ш

х

х

ю

л

м

у

с

и

ц

у

ь

г

п

ц

ь

л

и

н

а

н

п

л

п

ы

а

э

з

и

э

т

л

а

р

м

с

т

р

о

н

н

г

б

и

й

е

е

м

р

к

л

н

г

т

е

с

ж

с

н

и

з

е

и

п

т

о

й

д

э

л

ь

т

р

р

в

в

о

н

с

и

а

и

д

т

р

д

е

у

н

я

и

ф

и

т

ц

д

ж

е

р

а

л

ь

д

Убрать лишнее.

  1. Л. Армстронг, Чарли Паркер, Коулмен Хокинс,

“Каунт” Бейси - гении джаза.

  1. “Кинг” Оливер, “Диззи” Гиллеспи, Майлс Девис,

 “Каунт” Бейси, Луи Армстронг - играли на одном инструменте.

  1. Дайна Вашингтон, Элла Фитцджеральд,

Сара Воан, Билли Холидей, Бинг Кросби.

Кроссворд

1. Основатель "Могучей кучки"

2. Основоположник русской классической музыки

3. Название симфонии А.П. Бородина

4. Опера Н.А. Римского-Корсакова

5. Один исполнитель

6. Прием пения

7. Полный текст оперы.

8. Произведение Г Свиридова "Поэма памяти Сергея Есенина"

  1. Число композиторов, входивших в "Могучую кучку"

Б

а

л

а

к

и

р

е

в

Г

л

и

н

к

а

Б

о

г

а

т

ы

р

с

к

а

я

С

н

е

г

у

р

о

ч

к

а

с

о

л

и

с

т

в

о

к

а

л

и

з

л

и

б

р

е

т

т

о

к

а

н

т

а

т

а

п

я

т

ь

Навести порядок на нотном стане и прочитать фразу Сухомлинского.

       

     1.Назовите венских классиков.

        Почему  их  называли венскими?

      2. Любимый инструмент Баха был _______  

          Опишите его  вид  _________________

      3. Штраус-сын сочинял чудесные________

                                       

     1.Назовите венских классиков.

        Почему  их  называли венскими?

      2. Любимый инструмент Баха был _______  

          Опишите его  вид  _________________

      3. Штраус-сын сочинял чудесные________

                                       

       1. И .Гайдн был_______________

           композитором и жил в ___ веке.

          2. __________ - любимый   инструмент

             Бетховена. "Не ручей, а море  ему имя,

             сказал он о  _______

       3. Дать определение концерта.

       1. И .Гайдн был_______________

           композитором и жил в ___ веке.

          2. __________ - любимый   инструмент

             Бетховена. "Не ручей, а море  ему имя,

             сказал он о  _______

       3. Дать определение концерта.



Предварительный просмотр:

Музыкально- дидактические игры на уроках музыки в начальной школе. 

« Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и,  может быть, я запомню,                                                                                                                                                                                                                     Сделай меня соучастником - и я пойму»

Китайская мудрость

Игра на развитие памяти «Повтори ритм»

Цель: Развитие ритмического слуха, памяти.

Ход игры: Под определённую музыку педагог ногами показывает ритмический рисунок, притопываю на одном месте 1 фразу. На 2 фразу дети повторяют движения в нужном ритме. Освоив ритм, можно передавать его хлопками, шлепками, на ударных музыкальных инструментах.

Игра «Отгадай по какому предмету стучу?»

Цель: развитие умения различать и соотносить музыкальные и шумовые звуки, тембрового слуха.

Оборудование: Стол, ширма, стакан с горохом, деревянные палочки, треугольник.

Ход игры: На столе за ширмой лежат предметы.

Педагог: Надо музыку послушать,
Инструменты подобрать,
Их звучание запомнить
И по тембру различать.

Дети слушают и запоминают на слух звуки, издаваемые за ширмой, затем слушают музыкальные произведения: «Смелый наездник» Р. Шуман, " Полька" П. И. Чайковский

При повторном слушании музыкальных пьес они сопровождают их звучание ритмичным постукиванием палочек, встряхиванием гороха, ударами в треугольник. Шумовое озвучивание соответствует характеру произведений.

Игра «Найди свой цвет»

Цель: развитие умения анализировать, сравнивать.

Оборудование: карточки синего, красного, жёлтого, зелёного цветов.

Ход игры: Дети слушают музыку спокойного характера. В начале каждого музыкального построения учитель поднимает карточку какого-либо цвета и держит её до следующего построения (части, предложения, фразы). Дети, у которых в одежде встречается данный цвет, встают и садятся, поднимая карточку друг цвета.

2 вариант: Слушая музыку дети поднимают карточки, разного цвета, в связи с изменением характера, таким образом учатся определять построение музыкального произведения (2, 3-частную форму).

Игра «Где бывали?»

Цель: развитие воображения, ассоциативного мышления.

Ход игры: Для проведения игры может быть использована народная, современная, классическая в оркестровом или вокальном исполнении.

Прослушав музыкальное произведение, дети делятся на 2-4 подгруппы и расходятся, чтобы сообща придумать рассказ в соответствии с жанром, стилем, характером музыки.

                                    ИГРА" Третий лишний"

Учащимся предлагается 3 примера каких- либо заданий , но одно из них выпадает из тематической или логической цепочки по каким - то признакам, например:

П. И. Чайковский                                                            Мелодия

В. А. Моцарт                                                                   Ритм

Л. В. Бетховен                                                                 Скрипка

Учащийся, который отвечает даёт полное объяснение , например: Чайковский - это русский композитор, а остальные - немецкие.

Примеры заданий учитель разрабатывает заранее, а учащиеся старшего возраста могут сами составлять такие задания.

                                       ИГРА  "Музыкальный оркестр"
1 вариант: В этой игре нужно определить какие инструменты звучат. Внимательно слушаем и выбираем нужную группу. Отличная игра для развития музыкального слуха и знакомства с музыкальными инструментами.

2 вариант: Учащимся раздаются карточки с изображением музыкальных инструментов, а они самостоятельно делятся на группы( струнные, духовые, ударные, народные), потом называют название и почему они выбрали ту или иную группу.

3 вариант: Учащийся вытягивает карточку с изображением музыкального инструмента   и показывает мимикой и жестами игру на этом инструменте, а остальные участники должны угадать. Кто угадывает, тот и вытягивает следующую карточку.

                                    ИГРА  "Музыкальная комната"
Эта игра для развития зрительной памяти и знакомства с музыкальными инструментами. Нужно запомнить расположение инструментов в первоначальном варианте, затем расставить все музыкальные инструменты на свои места.

                                    ИГРА "  Четвёртый лишний"-

по подобию " Третий лишний"- учащимся предлагается 4 примера каких- либо заданий , но одно из них выпадает из тематической или логической цепочки по каким - то признакам, например:

ТЕНОР                                                  ВАЛТОРНА

БАРИТОН                                            СКРИПКА

БАС                                                       КЛАРНЕТ

СОПРАНО                                          ТРУБА

                                            ИГРА "   Поле чудес"

У учащихся есть карточки от 1 - 10, учитель подготавливает табло с ответами под номерами. Игра заключается в том, что ведущий зачитывает вопрос, а дети поднимают  карточку с номером соответствующую ответу.

K:\Новая папка\_DSC0852.JPG

                               ИГРА "    Музыкальное домино"

Учитель подготавливает таблички, где с одной стороны  иллюстрация музыкального инструмента, а с другой название другого инструмента, задача игроков ( как в домино) приложить название к иллюстрации.

                             ИГРА "    Найди соответствие "

 На экране( доске) плакате написаны слова в два столбца , но они перемешаны, нужно  правильно поставить стрелки, переставить таблички или написать, например:

П. И. Чайковский                                                    " Лунная соната"

 Л. В. Бетховен                                                            " Лебединое озеро"

 Струнный инструмент                                                 Мелодия

 Музыкальный жанр                                                     Скрипка

Средства муз выразительности                                     Балет

Окраска звучания                                                          Тембр

                                           ИГРА " ПЕРЕМЕШКИ"

Учащиеся получают конверты со словами, но эти слова разрезаны на буквы и перемешаны, нужно собрать слово, на конверте может быть подсказка, например:

жанры

мисонфяи - симфония

талеб         - балет

аропе       - опера

танцы народов мира

раазмук    - мазурка

свльс       - вальс

иеалзкнг  -лезгинка

окльпа    - полька

коркакяв - краковяк

 средства музыкальной выразительности

ломдеяи    - мелодия

пмте          - темп

бртем       тембр

                          ИГРА" Найди ошибку"

1. Фортепиано - пианист

2.Оркестр - дирижёр

3. Опера – балетмейстер

                                   ИГРА "    Два из трёх "

 Выбирается два ответа по общему признаку и объясняется.

нокии1http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=39355411-57-72http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=582142-09-72

                                             ИГРА " Зеркало"

В команде 6-7 человек.

Ведущий загадывает загадку про любой музыкальный инструмент одному участнику, он  виртуальной игрой изображает игру на этом инструменте, а остальные участники являются отражением этого якобы зеркала и

 точь - в-точь повторяют игру на музыкальном инструменте ( как у первого участника), в итоге оркестр инструментов, а как рефлексия- можно что - бы каждый участник сказал одно предложение об этом инструменте.

 Таким способом формируем теоретические знания и практические навыки.

                                      ИГРА " Музыкальная азбука"

Для игры требуется полотно с буквами, кубик и фишки.

Каждый игрок кидает кубик и определяет количество шагов по буквам, на выпавшую букву участник называет музыкальный инструмент или термин и раскрывает его понятие. Термины все должны быть связаны с предметом

 " Музыка"

Игра на развитие памяти «Повтори ритм»

Шумовой оркестр – это игра в оркестр, где есть место фантазии, импровизации, творчеству. Игра в оркестр активизирует восприятие детей, помогает им почувствовать себя причастными к процессу творчества и вызывает у школьников живой интерес. 

                                    ИГРА  "Музыкальная комната"
Эта игра для развития зрительной памяти и знакомства с музыкальными инструментами. Нужно запомнить расположение инструментов в первоначальном варианте, затем расставить все музыкальные инструменты на свои места.