Учитель года 2022

Елена Алексеевна Варивода

Материалы к конкурсу Учитель года 2022

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: учитель музыки МБОУ СШ № 12 Варивода Елена Алексеевна Образование: высшее Квалификационная категория : высшая, е -mail : e-varivoda@mail.ru Профессиональное кредо : «Смысл жизни в том, чтобы достигнуть совершенства и рассказать об этом другим». Ричард Бах Конкурсное задание Методический семинар

Слайд 2

Приемы развития образного мышления обучающихся на уроках музыки и во внеурочное время в условиях реализации ФГОС Конкурсное задание Методический семинар 2022 г

Слайд 3

Цели и задачи Цель: п редставить систему работы по развитию образного мышления у детей на уроках музыки и во внеурочное время . Задачи работы: - помочь видеть необычное, новое в музыкальных и жизненных явлениях; - развивать у детей способность продуцировать новые идеи и умение их высказывать; - поддерживать и развивать стремление учеников мыслить нестандартно; - развивать у школьников потребность в самостоятельной деятельности ; - представить виды деятельности, на которых используются приемы развития образного мышления; - показать результаты развитого образного мышления.

Слайд 4

Актуальность Развитие образного мышления обучающихся - одна из наиболее актуальных задач музыкального развития ребенка в школе в контексте требований ФГОС. Создание художественных образов требует максимальной активизации образного мышления , которое имеет огромное значение для целостного восприятия мира, формирования убеждений, взглядов, духовно-нравственных ценностей личности. Уроки музыки формируют систему эстетических и жизненных ценностей личности, развивают не только музыкальные способности детей , но и память , мышление, воображение .

Слайд 5

Методический семинар Образное мышление – это процесс познавательной деятельности, направленный на отражение существенных свойств объектов и сущности их структурной взаимосвязи. Образное мышление лежит в основе музыкального мышления , так как музыкальное мышление начинается с оперирования музыкальными образами Конкурсное задание

Слайд 6

Классификация развития образного мышления по принципу ступеней - «Четыре ступени» Прием «Вопрос - задание» Прием «Снежный ком» Прием визуализации Пластическое движение (руки, тело) Прием «Литературно-музыкальная палитра» Прием «Интеллектуальная зарядка» Первая ступень: Развитие цельности восприятия . Вторая ступень: Развитие гибкости (ассоциативности) мышления. Четвертая ступень: Моделирование творческого процесса. Прием «Перевод музыки на язык другого вида искусства» Прием «Экспрессивное выражение внутреннего эмоционального состояния». Игра «Узнай по описанию» Игра «Музыкальный колпачок» Третья ступень: Развитие оригинальности мышления

Слайд 7

Приемы развития образного мышления «Снежный ком» позволяет учащимся в условиях коллективной работы найти наиболее адекватные смысловые характеристики музыкальным средствам. Слова подбираются на основе какого-либо одного признака. («Словарь эстетических эмоций» В. Ражникова ) «Вопрос - задание» раскрывает образное содержание музыкального искусства, диалог помогает детям воспринимать варианты творческих прочтений музыкальных сочинений. Вопрос должен быть направлен к внутреннему миру детей . ( Что ты чувствовал, когда звучала эта музыка? ) Визуализация Действие осуществляется как перенос внутреннего ощущения в зрительный образ Деятельность на уроке

Слайд 8

Приемы развития образного мышления « Литературно-музыкальная палитра » реализуется в три этапа и решает задачу на развитие гибкости мышления и готовит учащихся к абстрактному образному мышлению в процессе передачи музыкального произведения средствами изобразительного искусства . «Образное сравнение» ( аналогии ), когда какой - то сложный процесс или явление сравнивается с более простым и понятным. « Интеллектуальная зарядка » Этот прием эффективен при знакомстве с музыкальной формой произведения. Алгоритм : 1 . Прослушивание произведения . 2 . Выделение общих и различных признаков музыкальных частей при их сравнении между собой . 3 . Выявление логики развития музыкального произведения. 4. Наблюдение за ходом мысли композитора. Деятельность на уроке

Слайд 9

Приемы развития образного мышления « Экспрессивное выражение внутреннего эмоционального состояния ». Прием помогает развивать оригинальность мышления, выражать внутреннее эмоциональное состояние «Перевод музыки на язык другого вида искусства » На вопрос «Как можно показать музыку человеку, который её не слышит?" дети высказывают свои предположения. «Метод моделирования художественно-творческого процесса » Дети становятся в позицию автора, пытаясь создать произведения искусства . Деятельность на уроке

Слайд 10

Приемы развития образного мышления Игра "Музыкальный колпачок". Задача: развитие музыкального внимания и умения логически выстраивать и завершать музыкальную мысль. Эта игра развивает умение вслушиваться в музыку. Игра "Узнай по описанию " Игра развивает внимание, умение находить музыкальные аналогии и учит анализировать, расширяет речевые возможности ребенка. Деятельность на уроке

Слайд 11

Виды деятельности на уроках музыки и во внеурочное время , влияющие на развитие образного мышления Слушание, восприятие музыки Игра на музыкальных инструментах Хоровое пение Музыкально-пластическая деятельность Творческие задания ( рисунки, графические изображения)

Слайд 12

«Три чуда» в опере-сказке Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Балет П.И. Чайковского « Щелкунчик» РОЖДЕСТВЕНСКАЯ СКАЗКА С ЧАРУЮЩЕЙ МУЗЫКОЙ «Вставайте, люди русские!» Патриотический образ в кантате С.С . Прокофьева «Александр Невский » Научно-исследовательские работы обучающихся Внеурочная деятельность

Слайд 13

1 Сентября «Здравствуй, школа !» День музыки «Согреем музыкой сердца» Конкурс "А песни тоже воевали" Концерт ко « Дню учителя» Фестиваль «Жизнь моя – песня!» Смотр - конкурс строя и песни Внеурочная деятельность Творческая деятельность обучающихся

Слайд 14

Система приемов по развитию музыкально-образного мышления способствует : - реализации ФГОС; - приобщению учащихся к мировой музыкальной культуре; - умению понимать содержание музыкальных произведений через раскрытие музыкальных образов; - умению подыгрывать на музыкальном инструменте; - умению передавать музыкальное произведения средствами изобразительного искусства в цвете, в линии, в графическом обозначении; - умению раскрывать свои музыкальные представления словами, подпеванием, пластикой рук, тела;

Слайд 15

Результаты творческой деятельности обучающихся Победители и участники НПК (2019, 2020, 2021гг) Победители муниципального этапа областного конкурса «Грани таланта», 2020 Победители областного конкурса «Грани таланта», 2020 Победитель муниципального конкурса

Слайд 16

Результативность профессиональной педагогической деятельности . Благодарность за подготовку учащихся – победителей НПК (2019, 2020, 2021гг) Призер конкурса методических разработок по вопросам семейного воспитания, 2021 Почетная грамота/ благодарность управления образования г.о.г. Выкса Призер муниципального этапа областного конкурса « Здоровые дети – наше будущее», 2020

Слайд 17

Литература Интернет-источники: 1.Макарова Т. В. Эмоционально-образное развитие подростков средствами аудиовизуальной информации. http://www.rae.ru/forum2012/10/3051 2 .Шикалова Н.И. Развитие музыкально-образного мышления школьников при восприятии музыки, проблемно-поисковая деятельность на уроках музыки на основе УМК Г.П. Сергеевой http://festival.1september.ru/articles/625328/ 1.Батюк Н.А. Формирование художественно-образного мышления детей, как средство активизации воспитательной функции урока музыки / Батюк Н.А.// Наша школа. - 2002.- № 4. - С. 137-141 . 2.Болотина Л. Р. Развитие мышления учащихся // Начальная школа. 1994. №11. С. 13-17 3. Галанжина E. С. Некоторые аспекты развития образного мышления младших школьников. Искусство в начальной школе: опыт, проблемы, перспективы. Курск, 2001. 128с. 4. Жеребьятев В. А. Развитие образного мышления на уроках музыки как основа формирования духовного мира ребенка [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2013/12/08/razvitie-khudozhestvenno-obraznogo-myshleniya-na-urokakh-muzyki-kak 5. Петрушин В. И. Музыкальная психология. Академический проект, 2008. 398 с. 6. Суслова Н.В. О развитии музыкального мышления учащихся // Взаимосвязь методологической и методической подготовки учителя музыки / Материалы 2 международной научно-практической конференции \ - М., 1994. – С.42. 7.Смолина Е. А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания. / Е. А. Смолина. – Ярославль: Академия развития, 2006. 8. Якиманская , И.С. Образное мышление и его место в обучении/ И.С. Якиманская . – М.: ВЛАДОС, 1988. – 165с.



Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Мысль обогащает образ, а образ обогащает мысль. «Без образа нет искусства».

«Любое искусство — это мышление образами».

  Как добиться наибольшей эффективности урока сегодня? Какими средствами поднять у детей духовную потребность в знаниях, стремление овладевать ими, совершенствовать их? Эффективность современного урока основывается на широкой реализации связи с жизнью, на применении новых форм обучения.   Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребенка, он должен искать, пробовать и ошибаться. Учитель как верный друг, наставник прежде всего должен пробудить в ребенке желание познавать, искать и экспериментировать, создать наиболее благоприятные условия для развития творческого мышления учащихся. Предметы гуманитарного цикла занимают ведущее место в формировании творческой активности, в развитии образного мышления.

Педагогическое кредо: «Смысл жизни в том, чтобы достигнуть совершенства и рассказать об этом другим».

   Тема моего методического семинара: «Приемы развития образного мышления обучающихся на уроках музыки и во внеурочное время в условиях реализации ФГОС»

   Цель: Представить систему работы по развитию образного мышления у детей на уроках музыки и во внеурочное время.

  Задачи: - помочь видеть необычное, новое в музыкальных и жизненных явлениях;

-развивать у детей способность продуцировать новые идеи и умение их высказывать;

-поддерживать и развивать стремление учеников мыслить нестандартно;

-развивать у школьников потребность в самостоятельной деятельности;

- представить виды деятельности, на которых используются приемы развития образного мышления

 -показать результаты развитого образного мышления.

   Образное мышление широко представлено в творческой деятельности человека. В психологии образное мышление иногда описывается как воображение - психологический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий представления.

  Актуальность выбранной темы: Развитие образного мышления обучающихся - одна из наиболее актуальных современных задач музыкального развития ребенка в школе в контексте требований ФГОС.

Именно оно имеет незаурядное значение для  целостного восприятия мира, формирования убеждений, взглядов , духовно-нравственных ценностей личности.

Уроки музыки  формируют систему эстетических и жизненных ценностей личности, развивают не только  музыкальные  способности детей, но и память, мышление, воображение.

 Рождение образа это творческий процесс. Образное мышление - это наполнение образов смыслом, содержанием, которое позволяет увидеть всю ситуацию целиком, не опираясь на четкие логические цепочки, и развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности.

Образность – основа музыкального искусства. Музыка рождается и живет в результате единения деятельности композитора, исполнителя, педагога, слушателя. Общение между ними происходит через музыкальные образы.Поэтому развитие образного воображения должно опираться на более полное раскрытие жизненного содержания музыки в единстве с активизацией ассоциативного мышления учащихся.

Чем шире, многограннее на уроке будет выявляться связь музыки с жизнью, тем глубже будут проникать учащиеся в авторский замысел, тем больше вероятность возникновения у них личностных, жизненных ассоциаций. В результате чего процесс взаимодействия авторского замысла и слушательского восприятия будет более полным.

Воображение следует развивать с детства. Умению слушать и слышать музыку необходимо учить, и в центре внимания должен быть художественный образ произведения и постижение  его  через эмоциональное  сопереживание. В связи с этим воспитание эмоционально-образного мышления у детей в процессе слушания и восприятия музыки является актуальной проблемой современной музыкальной педагогики.

Учитель музыки призван решать целый комплекс педагогических проблем. Ведь в наше время техносфера вытесняет эмоции людей и если не развивать эмоциональную сферу, то это приведёт к депрессиям, агрессиям и эмоциональной неустойчивости человека.

В музыкально - педагогической практике известно, что процесс развития музыкально-образного мышления многогранен. Поэтому для его осуществления необходимо на уровне учителя музыки иметь целостную систему приемов и методов по развитию музыкально-образного мышления учащихся.

На начальном этапе обучения для меня стало важным научить детей цельности восприятия, умению воспринимать мир в образах, а не аналитически, воспринимать действительность целиком, не дробя её.

Прием «Вопрос-задание» помогает раскрывать детям образное содержание музыкального искусства, которая должна представлять собой, по сути, диалог и рождать у детей варианты творческих прочтений музыкальных сочинений.

Важна направленность вопроса: нужно, чтобы он заострял внимание ребенка не на вычленение отдельных средств выразительности (громко, тихо, медленно, быстро – думается, что всякий ребенок это слышит в музыке), а обращал бы его к своему внутреннему миру, более того, к его осознаваемым и неосознаваемым чувствам, мыслям, реакциям, впечатлениям, подающимся в его душе под воздействием музыки. Возможны вопросы такого типа:

Что ты чувствовал, когда звучала эта музыка?

В какой жизненной ситуации ты бы хотел услышать это произведение?

Что переживал композитор, когда писал эту музыку? Какие чувства он хотел передать?

Звучала ли у вас в душе подобная музыка? Когда?

Можете ли вы назвать произведение другого вида искусства созвучное с этой музыкой?

Что важнее в песне музыка или слова?  И т.д.

Прием визуализации. Визуализировать – значит вывести наружу, сделать видимым. Действие осуществляется как перенос внутреннего ощущения в зрительный образ, совпадающий в настроении, характере с музыкальным материалом. Ребята  начинают искать ответы, через что можно выразить характер и настроение музыки. В итоге приходят к выводу: в движении, линиях, цвете и т.д. Предлагаю отразить внутреннее ощущение различными зрительными моделями: спонтанное рисование,    цветовое и графическое изображение,   пластическое движение (руки,тело)

    Данный приём позволяет  перевести в зрительное восприятие  средства музыкальной выразительности,  эмоциональное состояние, впечатления. Для данной формы работы лучше всего использовать программные произведения. Детям предлагается рисовать всё, что они захотят, пока звучит музыка. Ассоциации, рождённые музыкой, свободно выражаются ими на бумаге. Используются карандаши, краски, мелки и т. д.

По собственному опыту очень яркими получаются словесные картины, нарисованные детьми после прослушивания пьесы М.П.Мусоргского «Избушка на курьих ножках» из цикла «Картинки с выставки».

Прием "Снежный ком" В  форме коллективной работы найти наиболее адекватные смысловые характеристики музыкальным средствам. Слова подбираются на основе какого-либо одного признака.

В 4 классе (2 полугодие, тема «Царит гармония оркестра) при знакомстве с инструментами симфонического оркестра, предлагаю ученикам охарактеризовать тембр у музыкальных инструментов оркестра. Сначала ставлю проблему. Возможно ли пересказать литературное произведение без слов?

Далее углубляемся в проблему: вы - руководитель симфонического оркестра. Писатель сочинил рассказ, а пересказать его нужно музыкой. Каким образом это можно осуществить?

Ученики предлагают для каждого героя выбрать музыкальный инструмент. Затем выясняют, что характер звучания инструмента должен соответствовать характеру героя, значит, нужен подходящий тембр инструмента. Далее предлагаю после звучания определенного инструмента охарактеризовать его окрас звучания (труба - тембр яркий, звонкий, призывный, сильный, мощный и т.д).

Данный прием позволяет, выделив одно из музыкальных средств, искать ему адекватные вербальные истолкования. Таким образом, музыкальное средство обрастает смысловыми характеристиками, что и позволяет понять его предназначение в музыкальном тексте.

Отсюда следует, что, применяя постоянно данный прием, у ребенка постепенно накапливается и обогащается музыкальный тезаурус, который позволит ему в дальнейшем легко и полно раскрывать свои музыкальные представления словами.

Способность быстро и легко переходить от одного явления к другому, далекому по содержанию, называют гибкостью мышления. Она важна не только при восприятии музыки, но и в процессе решения любых творческих задач, поэтому я развиваю этот вид мышления на протяжении всего цикла обучения музыке.

Прием «Образного сравнения»

Еще  Аристотель писал, что умение подмечать сходство – это признак таланта.  Ученым давно известно, что подбор сравнений активизирует творческое мышление. Сравнения, метафоры и притчи задействуют глубинные структуры значения слов, воздействуют по всем каналам восприятия, создают эмоциональный нажим, активизируют мышление, дольше остаются в памяти.   Метафора – это то, что показалось. Сходство может быть иллюзорным, мгновенным. Тем оно интереснее. Можно назвать какой – ни будь предмет в классе , а ученики скажут, на что он похож. Победителем в игре становится тот, кто придумал самое необычное и точное сравнение. Например, кактус на подоконнике может быть похож на ежика или башню, можно попросить описать кого-нибудь (человека или животное), используя как можно больше сравнений. Данный прием позволяет почувствовать себя творцом.

Прием "Литературно-музыкальная палитра" реализуется в три этапа:

1. Детям предлагаю прослушать музыкальное произведение, где обязательным условием должно быть присутствие двух контрастных по характеру частей, например, в 4 классе 1 полугодие, тема «День, полный событий.» - "Весна, Осень" из Музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина "Метель" Г.Свиридова).

2. После анализа характера и содержания произведения, предлагаю учащимся перечислить слова - "оттенки" к понятию радость - "Весна" (веселье, праздник, счастье и т.д.) и к понятию грусть-"Осень" (печаль, обида, переживание и т.д.).  Такое задание развивает   образное мышление.

3. Напротив каждого слова - "оттенка" предлагаю нарисовать кружок определенного цвета, который, по мнению учащегося, соответствовал бы его литературному образному значению.

Итак, составив такую палитру на наиболее часто встречающиеся в музыке образные понятия, я не только решаю задачу на развитие гибкости мышления, но готовлю учащихся к абстрактному образному мышлению в процессе передачи музыкального произведения средствами изобразительного искусства.

Можно рассказать о русском композиторе Александре Николаевиче Скрябине, который  стал первым, кто в истории мировой музыкальной культуры совместил в одном произведении звук, цвет и свет. Благодаря способности «цветного слуха», Александр Николаевич Скрябин создал собственную систему цветотональности, в которой обозначил до-мажор красным цветом, ре-мажор — желтым, соль-мажор — оранжево-розовым, а ля-мажор — зеленым.  

  Уроки музыки, построенные на сравнении выразительных средств различных видов искусства, вызывают у детей не только большой интерес, но способствуют накоплению музыкально-слухового опыта, что в свою очередь стимулирует творческие способности, обогащает мировосприятие школьника, воспитывает осмысленное отношение к искусству.

Прием "Интеллектуальная зарядка" эффективен при знакомстве с музыкальной формой произведения. Осуществляю его по следующему алгоритму:

1. Прослушивание произведения.

2. Выделение общих и различных признаков музыкальных частей при их сравнении между собой.

3. Выявление логики развития музыкального произведения.

4. Наблюдение за ходом мысли композитора.

В ходе проведения данного типа заданий предлагается не только найти сходные и отличительные признаки частей произведения, но и охарактеризовать их.

Использование этого приема помогает развивать у учащихся умения находить причинно-следственные связи, рассуждать, правильно оформлять свои мысли вслух.

Основными параметрами творческой направленности являются эмоциональная отзывчивость, образное мышление и музыкально-творческая деятельность как важнейшие показатели личностного развития, которые предполагают стремление школьника мыслить оригинально, нестандартно, самостоятельно искать и принимать решения, проявлять познавательный интерес, открывать новое, непознанное на уроке музыки.

Для этого ввожу прием "Перевод музыки на язык другого вида искусства" через различные творческие задания. Перед прослушиванием произведения всегда задаю вопрос: "С помощью чего мы можем показать музыку человеку, который не может её услышать?" Через несколько мгновений дети начинают высказывать свои предположения. После прослушивания и анализа музыкального произведения предлагаю "перевести" его на язык красок или движений, причем более высоким уровнем творческой развитости будут отмечены работы, в которых образный строй передан более точно и, вместе с тем, оригинально.

Прием "Экспрессивное выражение внутреннего эмоционального состояния". Этот прием не только помогает развивать  мышление, он также перекликается практически со всеми вышеописанными приемами. Начиная с первых уроков музыки, стремлюсь к тому, чтобы дети могли передавать с помощью движения руки выразительные средства музыки. Поэтому для совершенствования этого приема ввожу в содержание уроков навык дирижерского жеста. (с 4 класса - осознанная передача выразительных свойств музыки (динамика, темп, характер, ритм, регистр).

«Метод моделирования художественно-творческого процесса»

Развитие образного мышления строю и через моделирование творческого процесса. Дети ставятся как бы в позицию автора, пытаясь создать для себя и других произведения искусства. Наиболее оптимальным представляется музыкально-смысловой диалог, когда, идя от смысла к смыслу, прослеживая развитие образности произведения, дети как бы сами "находят" нужные интонации, которые наиболее ярко могут выразить музыкальную мысль. Для художественно-образного развития ребенка гораздо ценнее прийти к произведению как результату собственного творчества. Метод моделирования художественно-творческого процесса углубляет проблемный метод, направляя мышление учащихся в русло выявления истоков происхождения изучаемого явления. Именно постановка задачи, решение которой требует мысленного экспериментирования с материалом, самостоятельного поиска еще неизвестных связей внутри явлений, проникновения в его природу - это то, что отвечает подлинному смыслу учебной или творческой задачи.

Этот универсальный и общий для искусства метод требует:

а)  Самостоятельности в добывании и присвоении знаний, которые при прохождении пути композитора не отчуждаются от ребенка;

б) Творчества (когда школьник, в опоре на музыкальный опыт и на воображение, фантазию, интуицию, сопоставляет, сравнивает, преобразует, выбирает, создает и т.д.);

в)  Развития способности к индивидуальному слышанию и творческой интерпретации.

Реализую этот метод и через игру, так как она в школьном возрасте является одним из основных элементов развития ребенка. Развитие образного мышления не является исключением.

Игра "Узнай по описанию" имеет целью развитие музыкально-интонационного словаря, умение находить музыкальные аналогии. Эту игру включаю на уроки-обобщения, так как она предполагает накопление музыкального багажа. Предлагаю детям выбрать карточку с названием музыкального произведения, которое ему хорошо знакомо. Далее предлагаю описать словами это произведение, чтобы другие дети могли его узнать в ряду прочих. Игра развивает внимание и учит анализировать, расширяет речевые возможности ребенка.

Игра "Музыкальный колпачок" имеет целью развитие музыкального внимания и умения логически выстраивать и завершать музыкальную мысль. Данную игру можно применять при знакомстве с новым произведением. После прослушивания начинаем анализировать произведение раскрывать музыкальный образ, а тот ученик, у которого на голове музыкальный колпачок, должен сочинить окончание коллективного обсуждения, т.е завершить развитие музыкального образа в произведении. Эта игра развивает умение вслушиваться в музыку, так как любой из класса несет ответственность за окончание музыкальной истории. Также она дает возможность выразить ребенку все свои впечатления и ощущения, полученные от прослушивания. Таким образом, происходит и формирование культуры музыкального восприятия школьника.

Работая над этой темой, я пришла к выводу, что развитие образного мышления необходимо: невозможно понимать музыку, изучать шедевры мировой музыкальной классики, не погружаясь в неё полностью. И учить этому надо с самых первых занятий. "Если в раннем детстве", - писал В.А. Сухомлинский - "донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимается на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту - маленький человек осознаёт своё достоинство, ощущает себя творцом. Некоторые дети выполняют свои замыслы в научно-практических работах, становятся победителями РНПК, конкурсов, участвуют и побеждают в творческой деятельности.

 Система приемов  по развитию музыкально-образного мышления для 1-8 классов способствует реализации ФГОС НОО и ООО, а также способствует: 

- приобщению учащихся к мировой музыкальной культуре;

- умению понимать содержание музыкальных произведений через раскрытие музыкальных образов;

- умению подыгрывать на музыкальном инструменте;

- умению передавать  музыкальное произведения средствами изобразительного искусства  в цвете, в линии, в графическом обозначении;

- умению раскрывать свои музыкальные представления словами, подпеванием, пластикой рук, тела;

Свой результат я вижу не в том, чтобы все дети одинаково чувствовали, слышали, исполняли музыку, а в том, чтобы восприятие музыки детьми на уроке приобретало вид художественной «партитуры», в которой ребенок имеет свой голос, индивидуальный, неповторимый, вносит в нее свое уникальное оригинальное видение музыки.