Презентации и разработки

Елена Алексеевна Варивода

Презентации и дополнительные материалы к уроку и не только...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурс методических разработок

«Созвездие идей»

Номинация: «Открытое мероприятие для детей»

Интегрированный урок литературного чтения, музыки и изобразительного искусства.

Тема:  «Образ зимы в поэзии, живописи и музыке»

г.о.г. Выкса

МБОУ СШ № 12

Варивода Елена Алексеевна

Учитель  музыки

Информационная справка.

      Данное мероприятие разработано для проведения интегрированных уроков  литературного чтения, музыки и изобразительного искусства.

на примере открытого урока для детей «Образ зимы в поэзии, живописи и музыке!» в рамках проведения  семинара Завучей  в МБОУ СШ № 12 в 2017-2018 учебном году.

      Занятие проводилось для 1 класса и предполагало взаимодействие между содержанием отдельных учебных предметов (литературного чтения, музыки и изобразительного искусства), с помощью которого  и достигалось внутреннее единство мероприятия (межпредметные связи).

  Данный урок является отличным примером интерактивного урока с применением ИКТ ( презентация, показ аудио- и видео-файлов, иллюстрации с зимними пейзажами, репродукция И. Шишкина «Зима», музыкальный альбом А.Вивальди «Зима»).

      Цель мероприятия:  создание образного представления о зиме на основе живописи, поэзии, музыки и наблюдений.

      Задачи мероприятия (характеристика видов деятельности учащихся):

  • Развивать воссоздающее воображение, учить детей представлять себе картины природы, изображённые поэтом.
  • Учить детей словесному рисованию, учить высказывать свои впечатления, делиться своими представлениями с товарищами.
  • Формировать умение определять эмоциональную тональность стиха, настроение автора.
  • Создавать атмосферу для возникновения сопереживания, эмоционального отклика на произведение.
  • Учить детей выразительно читать стихи о природе, развивать речевые умения.
  • Познакомить с творчеством И.З. Сурикова
  • Совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом (отвечать на вопросы по содержанию).
  • Следить за культурой речи учащихся
  • Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе и работе в парах и группах.

Формировать УУД:

- Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учѐбе.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своѐ действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; давать ответы на вопросы.

Формы работы: фронтальная, групповая и в парах

Форма урока: интегрированный.

Оборудование:

1. Компьютер

2. Мультимедийный проектор: презентация, физминутка для глаз.

3.Иллюстрации с зимними пейзажами,репродукция И. Шишкина «Зима»

4. Музыкальный альбом А.Вивальди «Зима»

Интегрированный урок литературного чтения, музыки и изобразительного искусства.

Тема:  «Образ зимы в поэзии, живописи и музыке»

Участники мероприятия: Варивода Е.А. (учитель музыки, ), Ширшкова Елена Васильевна (учитель начальных классов), 1 «Б» класс МБОУ СШ № 12.

                                          Организация класса

(Учитель)  Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Сегодня у нас с вами необычный урок и проведем мы  его совместно с учителем музыки.

 Эмоциональный настрой.      (Слайд 1-2)

(Учитель)Ребята. А с  каким настроением мы начинаем урок? Улыбнитесь друг    другу.

 Актуализация знаний.

Звучит музыка. (метель, вьюга)

(Учитель)Ребята, что это? (метель, вьюга). ( 20сек)

(Учитель)Холодно? Давайте погреем ручки? ( дуют на ручки) .Дыхательная гимнастика.

(Учитель)Согрелись?

Посмотрите и окно оттаяло. (Слайд 3)

 Вам интересно, что там за ним ?.

Но для этого повторяем волшебные слова.

Речевая   разминка. (Слайд 4)

РЕ – РЕ –РЕ   СТОИТ ДОМ НА ГОРЕ.

Ри – ри – ри   а  на ветках снегири.

Прочитайте  медленно.

Прочитайте  с  удивлением. ( выделяя  голосом  выделенное  слово)

На экране появляется домик, снегири. (Слайд 5)

(Учитель)Что вы увидели?

У. Ребята , а когда прилетают снегири?

Снег порхает, кружится

На улице бело,

И превратились лужицы

 В прозрачное стекло.

(Учитель). О каком  времени года  пойдёт сегодня речь?

     Где  и из каких  источников  мы можем  найти информацию  о зиме? ( о временах года)?

   Какие  приметы  зимы вы знаете?

          ( похолодание, снегопад, короткие дни)

  Какие  ассоциации  у вас возникают со словом «зима»?

Или игра  «Зимние ассоциации». (Слайд 6)(дети закрывают глаза, когда откроют два раза на слайд)

Открытие  новых  знаний

(Учитель ,учитель музыки)У каждого человека на земле  есть своё отношение  к зиме, своё восприятие.

Выйти.Многие художники, композиторы, поэты пишут об этом времени года.

 Вот какой увидел зиму   русский  поэт Иван Захарович  Суриков. открыть сесть

Иван  Суриков провёл своё детство  в  деревне. В своих стихах он воспевал  родную землю, природу.

(Учитель).Послушайте стих. «Зима» и скажите какая картина предстала перед вами. (Слайд 6)

Первичное  чтение  учителем.

(Учитель) .Понравилось ли вам стихотворение ? Чем ?

Какое настроение было  у автора, когда он писал стихотворение ?

О  чём   он думал?

(С нежностью  вспоминал свою деревенскую  жизнь, простую  необычную красоту своей  родной земли. Скучает, тоскует по тишине . покою зимней природы.)

- Какая картина предстала перед вами?

( снегопад, который укрывает землю  белым и пушистым  одеялом.)

- Какие чувства вызвали   у  вас строчки из  стихотворения  И.И. Сурикова ?

- Как вы думаетe, что хотел сказать Вам  поэт этим стихотворением?( о красоте  природы)

Физкультминутка «Снежинки» (Слайд 7)

Ребята, сейчас мы будем читать стих. и отвечать на вопросы.

Словарная работа (Слайд 8,9,10.)

-Дети, чтобы понять стихотворение в полной мере, нужно выяснить значения трудных слов и

выражений, которые нам встретятся. Поэтому для работы на уроке мы используем Толковые

словари Ожегова (Словари лежат на столах)

Пелена – сплошной покров то, что, закрывает, заволакивает  со всех сторон. Первоначально: кусок ткани, то, во что  пеленают.

Непробудно – длительно, непрерывно.

Читай по слогам ,а затем целым словом.(Слайд 11)

При-на-крыл-ся – принакрылся

Не –про-буд-но – непробудно

Ло- жит-ся – ло- жит-ся

Принакрылся.

Прочитайте 1 четверостишье. 1 ученик

- Чему радуется поэт?

(Что  бело и тихо, радуется свежести  воздуха, светлому наряду природы, любуется её красотой.)

- Найдите слова, которые описывают   первый снег.

 (белый  снег, пушистый)

- Что автор  говорит  о  снеге?         Что он делает?

(кружится, тихо падает , ложится).

Прочитайте четверостишье хором.

  1. Прочитайте  2 четверостишье. 1 ученик.

Читаем  в паре.

(Учитель). Как  вы понимаете выражение «поле забелело»?(стало белым)

С чем автор сравнивает снег?  ( с пеленою). Где мы можем узнать лексическое значение слова? ( в толковом словаре)

Давайте обратимся к словарю пелена

Это выразительное средство  называется сравнение.

Прочитайте  3   четверостишье.

- Чем принакрылся лес   в стихотворении?( шапкой)

- А как это принакрылся?

   ( не совсем, не полностью)

- Что делает  лес  зимой ?( спит)

- О ком мы ещё можем сказать спит?

- Как спит лес? (непробудно)

- Прочитайте   жужжажим  чтением.

4 четверостишье

- О каких приметах зимы  говорит автор в этом отрывке?

- Почему автор говорит не морозы .а «морозцы»?( лёгкие, небольшие)

-- В каких  строчках заключена главная  мысль стихотворения?( зима настала

Прочитайте  мальчики -девочки

Хоровое выразительное чтение или чтение четверых.

(Учитель)А сейчас  поработайте  в  группах .

Составить  иллюстрацию  к стихотворению. Определите к  какому четверостишью она подходит.

А четвёртая  группа составит словесную  картину  к четверостишью.

Проверка  работы. (Слайд 12,13,14,15),(Выход детей)

(Учитель). А Вот какую картину  о зиме написал русский художник  Иван Иванович  Шишкин  «Зима». (Слайд 16)

(Учитель) - Что нужно художнику ,чтобы передать свои чувства на картине?(художнику нужны краски)

- Какой зимний  день изобразил художник?

- Какие  краски  использовал художник ,чтобы передать образ  зимы.

-О чём хотел нам рассказать художник?

(Учитель)- Какой отрывок из стихотворения И.З.Сурикова  подходит к данной картине? (Слайд 17)

(Учитель) Мы увидели ,что образ зимы можно создать словами, красками.

(Учитель музыки)А как вы думаете можно зиму услышать? (Слайд18)

        (Учитель музыки)   Ребята, а у зимы  может быть  своя музыка.

Слушанье музыки

- И Услышать зиму нам поможет музыка итальянского композитора Антонио Вивальди. ((Учитель музыки Показывает портрет). В его произведении «Времена года»  1 минута 25 секунд

(Учитель музыки) 1.Какое настроение музыки? (тихо и спокойно.)

2.А зимой у нас всегда  тихо? (зимой бывают вьюги и метели)

3.А музыка такой же останется?( Нет. Конечно, она изменится. )

4.А какой станет музыка? (быстрой громкой)

(Слайд 19)

(Учитель музыки) А поможет нам Вивальди "Зима" быстрая часть. 1 минуты 25 секунд

(Учитель музыки) В исполнении, какого инструмента прозвучало произведение? (скрипка).

- Скрипка - это струнный инструмент, Антонио Вивальди был композитором, скрипачом, дирижером, Вивальди очень любил этот инструмент и был мастером игры на нем, поэтому большая часть его произведений написана именно для скрипки.

(Учитель музыки)Ребята а скрипка одна звучала?(нет,много скрипок)

А где мы можем услышать много скрипок? (оркестре)

Кто самый главный в оркестре ?это дирижер

(Учитель музыки)А сейчас мы попробуем себя в роли дирижера…

Физ мин. (Слайд дирижера20)

(Учитель музыки )  Ребята давайте вернёмся к нашему стихотворению. И прочитаем его под музыку.

Чтение  стих. под музыку. (Читает Ваня ) (Слайд 21)

                      Итог урока.

(Учитель )Кто помог нам создать образ зимы?

(поэты, художники, композиторы)

(Учитель )С  каким литературным произведением мы познакомились? Кто его автор?

(Учитель музыки )С каким композитором путешествовали в мире музыки?

 (Учитель музыки )  Какой  музыкальные инструменты звучали на уроке?

(Учитель  )С  каким   художником познакомились?

Рефлексия

-Ребята, у каждого на парте  лежит снеговичок .  ( картинка с изображением Снеговика )Красивый? Но его лицо не выражает никаких чувств:

 ни радости, ни грусти. Если

нашему Снеговику было интересно, и ему понравился урок, изобразите на его лице радость. Если же ему было скучно и неинтересно – изобразите грусть на его лице.

-Поднимите руку вверх с весѐлым снеговиком.

-А теперь с грустным .

Большинство ребят считает, что хорошо поработали.

ВЫ ВСЕ МОЛОДЦЫ!  (Слайд 22)

(Учитель музыки ) Исполнение песни Серебристые снежинки(  Слайд 23,24)

Учитель, Учитель музыки) До свидания, ребята, до новых встреч.

 

Литература

  1. Бахарева, Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе / Л.Н. Бахарева // Начальная школа. –1991. – № 8. – с. 48–51.
  2. Браже  Т.Г.Интеграция  предметов в современной школе.//Литература в школе.2010.-35.-с.150-154.
  3. Бугаев О.И. Межпредметные связи в процессе обучения /Бугаев О.И.-Х.: Ранок,  20с.
  4. Выготский Л.С. Мышление и речь.-М.Педагогика,1996.-115с.
  5. Данилюк Д.Я.Учебный предмет как интегрированная система.//Педагогика,1997.-№4,с.24-28
  6. Ильенко Л.П.Опыт интегрированного обучения в начальных классах.//Нач.школа.-2011.-№9.-с.31-38.
  7. Ильенко Л.П.Интегрированный эстетический курс для начальной школы.(1-4; 1-3):Пособие для учителя.-М.:АРКТИ,2000.-64с.(Метод.Биб-ка)

8. Кульневич С.В.Лакоценина Т.П.Анализ интегрированных уроков.//Анализ современного урока: Практическое  пособие.- Ростов н/Д: «Учитель»,2003 .-с.63-69.

9. Максимова В.Н. Межпредметные связи  в процессе обучения.- М. :Просвещение,1988.

10. Мельник Э.Л. Корожнева Л.А.Интегрированное обучение в начальной школе: Теория и  практика.- СПб.: КАРО, 2003.-192с.

11. Одегова В.Ф.Эффективные приёмы формирования читательской компетентности младших школьников. - Н.Новгород: НИРО, 2016.

12. Сергеева Г.П.,Критская Е.Д.Методические рекомендации к учебнику «Музыка», М. :Просвещение,2014г.

13. Федорец Г.Ф.Межпредметные связи в процессе обучения: Учебное  пособие/Г.Ф. Федорец,  88с. 22 см, Л.ЛГПИ 2012.

 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зима в музыке

Слайд 2

Здравствуй ,гостья зима!

Слайд 3

Пословицы и поговорки Декабрь – год кончает, зиму начинает. Снег глубок – год хорош. Январь - году начало, зиме – середина. Готовь сани летом, а телегу зимой. У зимы с летом ладу нету. Сколько лет, столько зим. Вьюги да метели под февраль налетели

Слайд 4

Почему медведь зимою спит

Слайд 5

П.И. Чайковский

Слайд 6

декабрь " Святки"

Слайд 7

январь " У камелька"

Слайд 8

февраль "Масленица"

Слайд 9

А каком времени года мы с вами сегодня говорили? Какие песни о зиме мы сегодня разучили?. итог урока



Предварительный просмотр:

Весна в музыке.

Цели:

Воспитывать эстетические чувства (любовь к природе, наслаждение, любование природой, её созерцание).

Развивать интеллектуальные способности, самостоятельность мышления, творчество, расширять кругозор.

Углубить понимание художественного образа – поэтического, живописного, музыкального.

Задачи:

Познакомить с образом весны в творчестве П.И.Чайковского, А.К. Саврасова, Э. Грига, Э. Сетона- Томсона. Разучить песню о весне. Р.Паулса.

Ход урока.

1 орг. Момент.

 2 Повторение пройденного материала.

На прошлом занятие мы с вами говорили о зиме. Что мы знаем о этом времени года.?

3 изучение нового материала.

 Вот и наступила  долгожданная весна. Ребята , а как мы узнаем ,что весна наступила?

Чем она отличается от зимы? (Снег начинает таять, солнышко светит ярче, греет сильнее, появляется первая зеленая травка, возвращаются из теплых краев птицы - скворцы, ласточки...)

3 Рассказ  « Отчего синицы раз в году теряют рассудок».

Учитель. Правильно, вот так и  народ подмечал все изменения в природе. До сих пор мы сверяем свою жизнь с народными приметами, которые передавались из поколения в поколение и дошли до нас с вами.

Ребята посмотрите  у вас в учебники нарисована на картина, которую нарисовал   А. Саврасов.

Что вы можете сказать о ней?

Берёзы ровные и стройные?

Нет, кривые, корявые.

Что ещё видите на этой картине?

Тает снег, появились лужи,.

День яркий, солнечный?

Пасмурный, серенький.

А вот композитор Э. Григ  уже знакомый вам, написал музыку  и назвал её  весной.

 4 Слушание Э. Григ 

Какая она по характеру?

Еще один композитор ,который любил весну  был вивальди.

Слушание.

-Как вы думаете, как  могли в народе называть март месяц?

 А  какие  же есть  названия для марта.  

 Месяц март в народном календаре имел множество названий: протальник, утро года, водотѐк. Март наступил, но не всегда погода радует крестьянина, часто зима не хочет сдавать своих позиций, а земледельцу нужна дружная весна, чтобы поскорее начать работы в поле. Призывая весну, называли её красной; в те времена это означало и цвет , и красоту , и качество . Вот и приходится зазывать весну к себе в гости  закличками и песнями-веснянками.  

- Но прежде, скажите, что такое заклички?  А потому что весну закликали, то есть зазывали.

5 Разучивание песни  «Выйди солнышко».

У русского народа существует поверье, что 22 марта по новому календарю в день сорока христиан-великомучеников из теплых стран прилетают 40 разных птиц. И первая из них жаворонок. В этот день в каждой избе пекут из теста "куликов и жаворонков" с распростертыми крылышками.Эти птички как бы летящие, с хохолками, с глазками-изюминками. Считается, что испеченные птицы, должны были вызвать прилет настоящих птиц и ранний приход весны.

 В старину в жаворонка запекали пуговицу или монету, для того чтобы узнать свою судьбу. Если попадет жаворонок с монетой, то быть тебе богатым, а если пуговица, то "пойдешь во солдаты".  

В первом классе мы  с вами  знакомились с музыкой П. Чайковского и некоторыми сведениями из его биографии.

- Петя Чайковский был добрым, чутким мальчиком. Когда ему было четыре года, он сочинил пьеску под названием «Наша мама в Петербурге», а в шесть лет неплохо подбирал по слуху, играл на фортепиано, свободно читал по-французски и по-немецки. Уже взрослым, вспоминая детство, он написал «Детский альбом», в который вошло 26 пьес. Среди них знакомые вам «Марш деревянных солдатиков», «Баба-яга», «Болезнь куклы», «Песня жаворонка».

6 После повторного прослушивания «Песни жаворонка»

7 Рисование весны.

8 Музыкальный разговор.

 Перед вами  написан музыкальный разговор  лисы и вороны. Давайте  вместе придумаем о чем говорит лиса и ворона.

Сейчас мы с вами прослушаем  2 танца  и вы мне скажите , какие они по характеру  разные или одинаковые.

9 Слушание « Подгорка» и « Полька».

 

Какой характер у первого танца?

Какой характер  у второго  танца?

 А теперь нам  нужно придумать подходящие движения к танцам.

 Молодцы.

Итог урока

О каком времени года мы с вами говорили?

С какими произведениями мы с вами познакомились?

Как зовут композитора, который написал песню жаворонка?

На это наш урок закончен . До свидание!



Предварительный просмотр:

Осень в музыке.

Цель: помочь войти в мир красоты осенней музыки с чувством сопричастности к природе

Задачи.

Формировать навыки выражения своего отношения к музыке в слове (эмоциональный словарь).

Учить формулировать собственное мнение и позицию.

Развивать певческие умения и навыки, ассоциативное мышление, “внутренний слух” и “внутреннее зрение”.

Осваивать элементы музыкальной грамоты как средства осознания музыкальной речи.

Воспитывать чувство прекрасного, умение видеть и понимать красоту родной природы.

Музыкальный материал: Г.Свиридов “Осень”, П.И.Чайковский “Осенняя песнь”,осень Ц.Кюи , «Скворушка прщается», Т.Попатенко, « Осеннее настроение « И.Сидельников.

Ход урока

I. Организационный момент

Вход в класс под музыку Г.Свиридова “Осень”.

Музыкальное приветствие.

II. Введение в тему урока

“Унылая пора! Очей очарованье!

 Приятна мне твоя прощальная краса –

 Люблю я пышное природы увяданье,

 В багрец и в золото одетые леса…”.

 О каком времени года эти строки? (Об осени)

Правильно, ребята. Сегодня мы с вами и посвятим наш урок этому времени года.

III. Работа с учебником-тетрадью

- Многие поэты, художники, писатели, композиторы любили осень и в своих произведениях рассказывали о ней.

- Давайте откроем учебники)

Рассмотрите репродукции картин:  В.Поленова “осень в обрамцево”.

Дети отвечают на вопросы:

Что изображено на картинах?

Какое настроение передает каждая из картин?

Какие краски помогают передать настроение?

IV. Слушание музыки

Послушайте пьесу композитора Георгия Свиридова “Осень” (показ портрета композитора).

Какую осень нарисовал композитор музыкальными красками?

- Какое стихотворение и картина по настроению близки этой музыке? (Ответы детей)

- Какой инструмент “поет” мелодию?

Мы с вами познакомились с изображением осенней природы в различных видах искусств. Увидели и услышали как поэты, художники, композиторы своими произведениями выражают любовь к этому времени года. А вы любите осень? За что? (ответы детей)

Если мы будем любить и беречь природу, то сможем всю свою жизнь наслаждаться её богатыми дарами и яркими красками, черпать в ней силы и вдохновение.

V.Разучивание песни « Осень»  Ц.Кюи

- Как движется мелодия? (Cначала поступенно вверх, затем поступенно вниз). Все ли кубики-звуки нарисованы одинаково; как мы пропеваем маленькие кубики-звуки и большие кубики-звуки? (Ответы детей)

“ Из высоких и низких звуков складывается мелодия, выразительность которой придают динамические оттенки ФОРТЕ (громко), ПИАНО (тихо).

- Любая мелодия покажется скучной и неинтересной, если все звуки будут одинаковой длины. То есть звуки могут быть короткими и длинными, с помощью длительностей может складываться любой ритм.

 Давайте проверим с помощью такой игры

Учитель рассказывает:

 Теплым осенним днем ребята вышли на прогулку. Они играли, веселились. И вдруг подул сильный ветер.

Физминутка (дети выполняют движения согласно тексту):

Ветер дует нам в лицо

 Закачалось деревцо.

 Ветер тише, тише, тише.

 Деревцо все выше, выше.

Но вот на небе появилась тучка, и начался дождик. Сначала это были редкие капли (показ, дети повторяют),

потом дождик пошел чаще, будто зазвенели маленькие колокольчики (показ).

Все побежали прятаться под крышу и просят:

“ Дождик, дождик! Кап да кап,

 Ты не капай долго так.

(Задание заключается в том, чтобы дети проговаривали и отхлопывали ритм стихотворения, одновременно сопровождая хлопки равномерным покачиванием корпуса влево и вправо.

Затем, внимание детей переключается опять на запись нот. Объяснить, что один удар ДОН приходится на два удара ДИ-ЛИ).

Оказывается ритм очень важен.

VI. Исполнение песни “Скворушка прощается” муз.Т. Попатенко.

- Ребята, а что главное в песне? (Мелодия)

- Что песню отличает от марша, танца? (Слова)

- Кто сочиняет песни? (Композитор)

Слушание песни «У матушки  четверо было  детей».

VII. Обобщение и творческое задание.

- Сегодня на уроке, ребята, мы слушали музыку, читали стихи, говорили о красках осени, исполняли песню. А теперь давайте попробуем украсить наш класс осенними листьями. “Соберем большой букет - нам от осени привет!”.

- У каждого из вас на парте лежит листик белого цвета. Давайте разукрасим листики и не каким-то одним цветом, а сочетаниями разных цветов. Мы выполним нашу творческую работу под “Осеннюю песню” П.И.Чайковского.

“ Готово? Рассмотрите свои творения. Они, несомненно, удачны. Уже одно то, что вам никто не помогал и не подсказывал, очень ценно.

Домашнее задание.

- Проявите же свою фантазию и дальше”. Дома придумайте “осенний напев”, передайте свои впечатления об осени. “Со словами вы запоете или без слов, это не столь важно. Кстати, можете себе аккомпанировать, на чем захотите (барабан, щелчки пальцами, хлопки в ладоши и т.п.)”.

Выход из класса под музыку “Осень” Г.Свиридова.


Предварительный просмотр: