2.3. Конспекты уроков по обществознанию

Кара-Сал Айыран Алексеевна

Предварительный просмотр:

Тема. Правонарушения и юридическая ответственность (2 урок)

Цель. Сформировать представление учащихся о правонарушении, его признаках и видах, охарактеризовать понятие «юридическая ответственность», определить ее виды; создать условия для развития умений анализировать правовые ситуации, работать с текстом учебника, составлять схемы; содействовать в ходе урока воспитанию правовой культуры учащихся

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний учащихся

Индивидуальная работа по карточкам

Беседа с классом

- Что такое правонарушение?

- Назовите признаки правонарушений

- Какие существуют виды правонарушений?

- Сравните понятие «проступок» и «преступление»

- С какого возраста привлекают к ответственности за совершение преступления?

Анализ ситуаций:

-Задание 1, 2 (в классе и дома)

-Я вам сейчас буду читать деяния, а вы должны определить проступок это или преступление.

Кража денег из банка (преступление)

Повреждение дерева (проступок)

Клевета на человека (проступок)

Убийство человека (преступление)

Азартные игры (проступок)

Ограбление прохожего (преступление)

Нарушение техники безопасности (проступок)

Террорист попытался угнать самолет (преступление)

-Является ли данное деяние правонарушением. Ответ обоснуйте

Гражданин А. перешел дорогу на красный свет

Гражданин Б. ограбил магазин

Гражданка В. Отказалась идти на свидание

Д ушел с уроков

М сорвал урок

- Как вы думаете, что будет с теми, кто совершает правонарушения? Ответ на этот вопрос и будет темой нашего урока.

  1. Сообщение темы, целей, задач урока
  2. Восприятие и осознание нового материала

План.

  1. Юридическая ответственность
  2. Виды юридической ответственности
  3. Презумпция невиновности

  1. Работа с понятием «Юридическая ответственность»

Сравните, чем юридическая ответственность отличается от моральной ответственности?

  1.  - Составить схему «Виды юридической ответственности» (самостоятельная работа по учебнику)

- Дайте краткую характеристику каждому виду

- Определите, какой вид ответственности наступит за совершенное деяние:

Гражданин А. перешел дорогу на красный свет (административная)

Гражданин Б. ограбил магазин (уголовная)

Гражданка В. Отказалась идти на свидание

Д ушел с уроков (дисциплинарная)

Гражданин В порвал умышленно куртку гражданину Д (гражданская)

  1. Работа с текстом учебника

Прочитайте п. учебника «презумпция невиновности»

- Что такое презумпция невиновности?

- как вы думаете, для чего было введено в юридическую практику это понятие?

  1. Осмысление

Что такое юридическая ответственность?

Каких видов она бывает?

  1. Подведение итогов
  2. Рефлексия

Что запомнилось вам из урока?

Что вы считаете полезным для себя из темы урока?

  1. Домашнее задание: выучить § 12, инд. Задание: Объяснить как вы понимаете фразу Эпикура (мысли мудрых)



Предварительный просмотр:

Тема. Отклоняющееся поведение

Цели урока:

Сформировать представление учащихся об отклоняющемся поведении. Создать условия для развития творческих, коммуникативных, креативных способностей и логического мышления учащихся. Активизировать познавательную деятельность учащихся. Научить анализировать и оценивать факты, устанавливать связь событий. Содействовать в ходе урока воспитанию понимания необходимости соблюдать нормы права

План урока:

1Фронтальный опрос  по теме: социальная норма.

2.Новая тема: «Отклоняющееся поведение » :

А). Понятие отклоняющегося поведения.

Б). Девиантное  и деликвентное поведение.

В). Позитивный и негативный характер отклонений.

Г). Причины  отклоняющегося поведения.

Д). Практическая работа над привычками.

Е). Можно ли избавить общество от отклонений?

Сегодня  на уроке мы с вами продолжим изучение одной из сфер общества: социальной сферы.  

Организационный момент

Актуализация опорных знаний

Давайте вспомним:

 Что такое норма?

Дайте понятие социальной нормы?

Как воздействуют социальные нормы?

Перечислите  виды социальных норм и дайте им объяснение.

Каковы функции социальной нормы?

Существует ли социальный контроль и каковы функции социального контроля?

Что такое санкции и каковы их виды?

 Сообщение темы, целей, задач урока

Восприятие и осознание нового материала

Словарная работа с. 132.Просмотрите 1 абзац и дайте определение отклоняющемуся поведению, и  приведите примеры отклоняющегося поведения:

Отклоняющееся поведение- поведение нарушающее существующие нормы общества.

Примеры:

1. Перешел улицу на красный свет.

2. Припарковал машину на стоянке  общественного транспорта.

3. Развел костер в неположенном месте.

4. Публично оскорбил пожилого человека.

Это примеры из учебника. А вы приведите свои примеры, например, из нарушений правил поведения в школе: игра в телефон на уроке и т.д. Форм отклоняющегося поведения , к сожалению, много. Социологи их выделили в 3 группы. Смотрим с.132.  

  1. На уровне личности . ( подросток стал заядлым курильщиком).
  2. На уровне малых социальных групп .( семья алкоголиков не заботится о детях).
  3. На уровне государства . ( чиновник взял взятку).

Приведите примеры отклоняющегося поведения на различных уровнях.

Все ли  формы отклоняющегося поведения создают неудобства окружающим? с. 133. 4 и 5 абзацы. Нет, не все. Пример: Верующий человек уединился в скиту и стал вести аскетическую жизнь.

 Отклоняющееся поведение бывает позитивным и негативным. Это поведение мы называем девиантным.  

Сегодня мы с Вами работаем в группах. Каждая группа будет работать по определенному виду девиации.  

  1. Наркомания.
  2. Алкоголизм.

На ответ Вам дается 3 минуты.

  Проверяем по учебнику .  

Каковы последствия девиантного поведения?  

  1. Проблемы в семье.
  2. Болезни: рак, СПИД и др.
  3. Деградация личности.
  4. Смерть.

Как вы думаете: в чем причины отклоняющегося поведения?  

С. 136.  

  1. Стремление привлечь к себе внимание.
  2. Обесценено чувство любви.
  3. Стремление отомстить взрослым за причиненные обиды.
  4. Не сформировались истинные ценности.

Более всего подвержена отклонениям молодежь. Почему?   ст. 136 . Смотрим раздел учебника. Он так и называется: «Почему они так поступают?»

  1. Живут сегодняшним днем и не думают о последствиях применения наркотиков , алкоголя. сигарет.
  2. Считают, что в любой момент могут остановиться, так как переоценивают себя
  3. Молодежь склонна к рискованным действиям.

 Записываем: преступное поведение называется деликвентным поведением.

Существуют меры социального воздействия на отклоняющееся поведение. В отношении  преступного поведения нужны жесткие запретные меры.

  1. В отношении девиантного поведения необходимы разные виды социальной помощи: телефоны доверия, дома для бездомных, кризисные центры.

  Можно ли искоренить девиантное поведение    в современном обществе?

Нет, Отклонения не обязательно направлены в худшую сторону.

Есть отклонения, которые носят позитивный характер (национальные герои, великие спортсмены, передовики производства).

   Почему куришь, употребляешь  алкоголь? В ответ слышишь: привычка. А что такое привычка?

   Привычка - сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенной ситуации, приобретает для индивида характер потребности.

Как воспитать в себе положительную привычку?

  1. Надо научиться воспитывать в себе  положительные привычки.
  2. Не надо давать себе поблажку.
  3. Тренировать себя.
  4. Прислушиваться к авторитетным людям.

Человеческие ценности. Что это такое? Это все хорошее, полезное, нужное, чем можно гордиться, что можно передать из поколения в поколение. Это и хорошие привычки. А вот от вредных надо избавляться. И, в назидание, вам, я хочу привести  одну притчу:

У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести  . Испытав все способы влияния, отец  придумал следующее: он  вкопал возле дома столб и после каждого проступка сына  стал вбивать гвоздь в этот столб. Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места - весь он   утыкан гвоздями. Эта картина так подействовала на сына, что он стал исправляться. Тогда за каждый его проступок, отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, на мальчика это произвело совсем неожиданное впечатление. Он горько заплакал. Отец его спрашивает: Что ты плачешь? Сын : - Гвоздей-то нет, а дырки остались.

Вы должны помнить:  хорошие, а особенно плохие привычки имеют долгую память. Делайте из этого правильный  вывод.

Систематизация и обобщение

В данной теме были использованы определенные термины . Давайте их вспомним:

  1. Превентивность.
  2. Девиация.
  3. Компромисс.
  4. Социализация.
  5. Группа риска.
  6. Норма.

Какие отклонения относятся к позитивным, а какие к негативным?

Подведение итогов

Домашнее задание

16 параграф. Ответить на вопросы  



Предварительный просмотр:

Обществознание     8 класс                               __________________________________

Тема урока: Мораль. Долг и совесть

Цель: сформировать представление учащихся о морали как общепринятой норме поведения¸ не закрепленной в законах, добре и зле как этических категориях морали, долге и совести

Задачи.

Образовательные:

  • познакомить учащихся с понятием «мораль», «долг», «совесть»;
  • дать представление об основных категориях морали: «добре» и «зле».

Развивающие:

  • развивать умения анализировать различные ситуации с позиций норм морали, проводить анализ сходных явлений;
  • развивать умение работать с документами, сравнивать различные точки зрения по проблеме.

Воспитательные:

  • воспитывать толерантность, уважительное отношение к другим людям;
  • сформировать понимание ценности собственных жизненных целей и задач при уважении целей и задач других людей.

План урока.

  1. Мораль, нравственность.
  2. Добро и зло.
  3. Долг и совесть
  1. Проверка домашнего задания.

- Какую сферу общественной жизни мы  изучали на прошлом уроке? (Сфера духовной жизни)

-Какие еще сферы общественной жизни знаете?

-Что отличает духовную сферу от других сфер общества?

- Как связаны культура общества и культура отдельного человека?

-Какие особенности характеризуют духовную жизнь современной России?

( сообщение учащегося)

II.Объявление темы и целей урока.

-Тема нашего сегодняшнего урока: «Мораль»

 «Крошка сын к отцу пришел,  и спросила  Кроха: Что такое хорошо  и что такое плохо?»…простые понятия, что же они означают?

-Сегодня на уроке мы познакомимся с таким понятиями как «мораль» и его основными категориями: «добром» и «злом», узнаем, чем отличаются понятия «мораль» и «нравственность», поговорим о том, как понимали добро философы в разные времена.

(В тетради записать тему и план урока)

III. Знакомство с новым материалом.

-Предлагаю вам назвать  слова или словосочетания к понятию «мораль».

-Какие ассоциации у вас возникли?

Вывод:

Мораль - правила поведения человека в обществе, не закрепленные в законах.

                                             Мораль и право

Вопросы для сравнения

Право

Мораль

Кто вырабатывает

Государство

Общество

Где закреплено?

В законах государства

Нет письменного закрепления

Каковы последствия нарушения?

Наступает юрид. ответственность

Общественное осуждение, критика, “угрызение” совести

Выполнение

Обязательно

Не обязательно

Что регулирует?

служат для регулирования и оценки поступков человека.

-Обратимся к словарю. Мораль – это особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости (запись в тетради)

- Стр. 37-38 с опорой на текст учебника – объясните понятие.

Каково происхождение морали?

-Термин «мораль» впервые встречается во 2 веке в трудах древнеримского юриста, политика и философа Цицерона. Но определенные правила поведения существовали задолго до появления самого термина «мораль».

-Опираясь на текст учебника, докажите это.

(стр. 38-39 учебника: Моисей, Конфуций, Иисус Христос)

Еще в VI веке до н.э. Конфуцием было сформулировано «золотое правило», которое гласит:

Не делай другому того, чего себе не желаешь.

2.Мораль, нравственность.

-Некоторые ученые считают, что между понятиями «мораль» и «нравственность»  можно поставить знак =,  а кто-то утверждает, что это  - не одно и то же.

-А как считаете вы? Обоснуйте свою позицию.

Мораль

Нравственность

правила поведения

(как надо поступать)

практические поступки людей

-У людей есть образец поведения, но все ли следуют нормам морали?

Основное противоречие морали- между знанием и поступком, человек знает моральные нормы, но склонен поступать зло

3.Стимулы нравственного поведения.

-Что, по вашему мнению, в большей степени стимулирует нравственное поведение людей? Выберите вариант ответа:

  • Боязнь общественного осуждения
  • Совесть, чувство долга
  • Одобрение окружающих
  • Желание делать,  как все
  • Боязнь наказания

-Конечно, в своих поступках люди должны руководствоваться своей совестью, понимать, что хорошо, а что плохо. Именно поэтому, основными категориями морали являются добро и зло.

- -Существуют ли нормы, закрепленные в законах, которые бы регулировали нравственные поступки людей? (Нет)

-Но все же есть правила, нормы,  которые не закреплены письменно, но, тем не менее, регулируют жизнедеятельность людей.

IV. Добро и зло.

1.Прием «мозговой штурм».

-Какие  ассоциации у вас  возникают к слову «добро»? «зло»? Назовите их.

-А теперь давайте обратимся к словарю Ожегова..

2.Работа в парах( по вариантам) с текстом учебника.

Над этими понятиями люди размышляют на протяжении всей истории человечества. Не утихают споры и в наше время.

Давайте обратимся к  тексту учебника и ответим на вопрос:

- Что вкладывается в понятие добра и зла-

Благодаря осознанию своего долга перед окружающими и голосу внутреннего самоконтроля – совести – человек познаёт самого себя и свою связь с другими людьми, свою ответственность.

Попробуйте дать определение термину «совесть». Обратимся к этимологическому словарю.

Совесть – 1)от греч. «сознание, совесть»; 2) от ст.-слав. – «весть,

Запись определения «совесть».

Как отмечают мыслители, в человеке борются две разнонаправленные силы – эгоизм и альтруизм (бескорыстие, гуманизм). Между ними идёт вечная борьба. Полем битвы служит человеческая душа. Уровень душевного развития показывает, насколько человек преодолел в себе эгоистическое начало и приблизился к духовному. Степень продвижения находит своё выражение в наличии у человека совести и нравственности в поведении. Поэтому и говорят, что мораль есть анатомия души.

Практическая работа №5 (работа с заданиями на протяжении урока)

В русском языке существует много пословиц о совести. Работа с приложением 1( в учебнике)

- Слово «совесть» часто встречается в оборотах речи. Работа с приложением 2 в учебнике.

Афоризмы о совести. Работа с приложением 3. Составляем схему…

- Как вы думаете, слова «стыд» и «совесть» близкие по своему значению?

- А есть ли в их значении какое-то различие?

(Стыд – тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение, а совесть – это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили).

Обратимся снова к термину «совесть». Что проверяет совесть? (как мы выполняем долг).

Работа с текстом учебника (стр. 46-47, разбор ситуаций).

Какое слово вы бы взяли синонимом к слову «долг»? ( ответственность).

В тексте на стр. 47 найдите два вида долга. Прочитайте 1-й абзац. Как вы поняли суть общественного долга? Приведите примеры.

А теперь прочтём текст на стр. 49, раздел «Факты». Причина поступка Корчака – общественный долг? (моральный долг).

Моральный долг – выполнение моральных требований по внутреннему побуждению.

Общественный долг – это объективные обязанности, которые человеку необходимо выполнять в обществе и ответственность за их выполнением, т.е. предъявление моральных требований к самому себе.

Определите разницу. Задание: 1) какие существуют взгляды на происхождение морального долга? ( религиозный, атеистический, биологический); 2) каковы могут быть последствия нарушения долга?; 3) почему возникла идея выделения двух сторон долга?

V.Закрепление изученного материала.

Беседа по вопросам §

VI.Подведение итогов. Рефлексия.

-Наш урок подходит к концу. Что он вам дал?

-Какие выводы вы для себя сделали?

VII. Домашнее задание

Выучить § ______



Предварительный просмотр:

Тема урока: Человек в группе

Цели урока: Осознать, что общество необходимо человеку.  Получить представление о группах составляющих общество. Развивать умения работать с иллюстрациями, схемами. Подвести учащихся к пониманию того, что любая группа может оказать влияние на человека и у каждой группы существуют определённые правила поведения и нормы.

Используемое оборудование: 

План урока:

  1. Постановка  темы урока его целей и задач.

II. Изучение нового материала

          1.Общество

          2.Группы общества.

          3.Правила и нормы жизни в обществе.

III. Закрепление изученного.

Ход урока

I.- Приветствие

- Повторение пройденного материала в форме фронтального опроса

Вопрос к классу: Как называется наш предмет?

  Обществознание.

Вопрос к классу: Что означает название?

    Знания об обществе.

Вопрос к классу: Чем это знание может помочь вам в жизни?

    Поможет общаться и т. д.

Вопрос к классу : Какую общую тему мы изучали на прошлых уроках?

     Личность подростка (нас)

Как изучение отдельно взятого подростка поможет в изучении общества?

     Я (мы) часть общества.

- На сегодняшнем уроке мы соединим изучение этих понятий ( общество и человек).

II.1.

Сегодняшнюю тему попробуйте сформулировать самостоятельно.

На доске ряд иллюстраций (люди по одиночке и группы людей). Предлагаю выйти желающему ученику и прошу его сгруппировать иллюстрации, как он считает нужным.

Прошу другого ученика прокомментировать выбор одноклассника.

- Итак, у нас две группы иллюстраций, исходя из их расположения, попробуйте дать название темы нашего урока.

Анализируем предлагаемые варианты и формулируем тему.

- Предлагаю записать тему в тетрадь.

- Вопрос к классу Ребята, а к какой группе иллюстраций вы хотели бы отнести себя?

      (вероятнее к обществу)

- Почему?

    ( весело, интересно, вместе общаться и т.д.)

- Давайте вы попробуете дать определение  «Общество».

Слушаем варианты, формулируем. Прошу записать в тетрадь.

- Вы не зря хотели видеть себя в обществе. Это не просто интересно или весело. Это необходимо. Человек является существом социальным , т.е.общество необходимо для его нормального развития.

 Пример учителя: новорожденный без общения никогда не станет нормально развитым человеком.

    -Приведите общеизвестный пример, подтверждающий это утверждение                  Ученики приводят в пример Маугли.

- Давайте сделаем вывод.

Человек полноценно развивается только в обществе. (записывают в тетрадь).

- Вопрос к классу Для взрослых общество так же необходимо. Как вы думаете почему?

- приведите наиболее известный литературный пример (Робинзон Крузо).

-Только в обществе человек может проявить себя, показать, на что он способен.  

2. Возвращаемся к определению общества, делаю акцент на группы.

Группы, составляющие общество очень многообразны и многочисленны: большие и малые, временные и постоянные, профессиональные, религиозные. Количество групп зависит от интересов и видов деятельности людей. Количество групп намного превышает количество людей составляющих общество.

- Вопрос к классу Попробуйте объяснить почему?

 Человек может быть участником разных групп одновременно - семья, группа друзей, рабочий коллектив и т.д.

3. Но во всех группах, без исключения, действуют определенные правила и нормы поведения.

Приведите примеры (в семье, в классе ит. д.).

Ребята, а для чего нужны эти правила в группах? Для того что бы ответить на этот вопрос предлагаю вам сделать задание.

Каждая колонка обсуждает и записывает правила и нормы поведения  в гостях (1-я колонка), в кинотеатре (2-я колонка), в школе (3-я колонка)  5 минут.

- Представитель от каждой колонки озвучивает ответ.

- А теперь давайте представим, что произойдет, если в каждом случае не соблюдать эти правила.  

Слушаем варианты ответов.

Прошу сделать общий вывод. Нарушение правил и норм поведения ведёт к отторжению человека от общества.

- Мы работаем  просто замечательно, но давайте немного отдохнем и проведем своего рода игру.

Эксперимент. Приглашаю пятерых желающих (четверо из них в курсе эксперимента). Прошу по внешности портрета. Определить основные черты характера человека и вид его деятельности. Первыми высказываются четверо подготовленных учеников, они говорят одно и тоже, притом заведомо негативно и  необъективно, пятый поддается или нет влиянию группы в своих ответах.

- Благодарю участников и поясняю суть эксперимента. Особое внимание обращаю на то

. что в подобных экспериментах ученые в большинстве случаев выявляли подверженность влиянию со стороны группы.

- мы делаем вывод, что та группа, в которой мы находимся, имеет на нас влияние.

Степень влияния бывает разной, больше или меньше.    

- Прошу учеников рассуждать от чего зависит степень влияния.

Ответы сводятся к следующему:

От личных качеств человека и от состава группы.

- Разным бывает не только степень влияния но и его результат

(положительный и отрицательный).

III.

Обращаю внимание на таблицу на доске:

          «Влияние группы на человека»

Положительное влияние

Отрицательное влияние

1

2

3

1

2

3

 

 

Первые примеры формулируем вместе. Заполнение таблицы предлагаю в качестве домашнего задания.

- На следующем уроке мы с вами будем более подробно характеризовать группы общества, а сейчас давайте повторим, что мы изучили сегодня.

Закрепление изученного материала в форме фронтального опроса.

- Обращаю внимание на домашнее задание

- Благодарю за активную работу, интересуюсь степенью интереса к материалу и его актуальностью в жизни.

Итоги, Домашнее задание. Выучить §, закончить таблицу