2.4. Конспекты уроков по истории

Кара-Сал Айыран Алексеевна

Предварительный просмотр:

Тема. Расцвет Руси при Ярославе Мудром

Цель. Дать представление о личности Ярослава Мудрого, его заслугах перед Отечеством, охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику Ярослава Мудрого, систему управления древнерусским государством в период его расцвета; совершенствовать навыки устной речи, развивать умения работы с текстом учебника, схемами, умение понимать и объяснять исторические термины; воспитывать уважение и интерес к истории и культуре своего народа.

Тип урока: изучение нового материала.

Основные понятия: усобица, посадник, династический брак, наместник, «Русская правда».

Важнейшие даты: 1019–1054 – Ярослав Мудрый.

Оборудование. Карта «Киевская Русь в IX – XII вв.», раздаточный материал; исторические источники «Историк Н. Костомаров о правлении Ярослава Мудрого»», «Русская правда», видеофрагмент История Государства Российского. Серия 21. Ярослав.

Ход урока.

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Индивидуальная работа по карточкам

        Решить тестовые задания.

1. Соотнесите первых киевских князей и их дела:

а) Рюрик

1. За ограбление во время полюдья был убит древлянами

б) Олег

2. Установил уроки и погосты

в) Игорь

3. Совершил первый победоносный поход на Царьград

г) Ольга

4. Разгромил Хазарский каганат

д) Святослав

5. Провел крещение Руси

е) Владимир

6. Пришел править в новгородские земли по призыву словен и кривичей

2. Кто был правителем Руси в 980 - 1015?

а) Владимир    б) Игорь          в) Олег     г) Святослав

3. Откуда на Русь пришло христианство?

а) из Волжской Булгарии                 б) из Рима

в) из Хазарского каганата                 г) из Византии

4. Причиной принятия христианства на Руси было стремление:

а) князя Святослава породниться с правителями европейских стран

б) киевских князей избежать порабощения хазарами

в) жителей Киевской Руси перейти в христианство

г) киевских князей упрочить государство и свою власть

5. Принятие христианства:

а) замедлило развитие культуры        

б) привело к созданию Древнерусского государства

в) укрепило международное положение Руси  

г) привело к полному исчезновению язычества

6. Деятельность князя Владимира была направлена на:

а) установление определенных норм сбора дани

б) ведение походов против Тюркского каганата

в) строительство городов Новгорода и Киева

г) строительство оборонительных рубежей на южных  границах государства

7. Установите правильную последовательность событий.

A. Поход князя Владимира на Херсонес (Корсунь)

Б. Крещение Руси

B. Религиозная реформа: провозглашение шести языческих богов главными божествами Руси

Г. Начало княжения Владимира Святославовича

                            Устная работа.

 Беседа с классом

  1. Докажите, что князь Владимир был выдающимся государственным деятелем. Свой ответ аргументируйте.
  2. Используя свои знания по литературе, ответьте на вопросы: почему время князя Владимира было запечатлено во многих былинах? Какие исторические события нашли в них отражение?
  3. Проанализируйте причины принятия христианства на Руси. Посчитайте, сколько времени прошло от крещения княгини Ольги до Крещения Руси.
  4. Выясните, каким образом принятие христианства сказалось на международном положении Руси.
  1.  Мотивация

У каждого человека в нашей стране есть фамилия, имя и отчество. Так было не всегда. В Древней Руси при рождении ребенок получал имя, при крещении мог получить другое имя, а уже позднее у него появлялось прозвище. Не были исключением и князья: Владимир Красное Солнышко, Андрей Боголюбский, Мстислав Удалой, а позже первый русский царь – Иван Грозный. В одном слове - глубокая информация о человеке. В одной и той же ситуации один человек становится героем, а другой трусом, один – Мудрым, другой – Окаянным, каждый делает свой выбор. Сегодня мы будем говорить о выборе Ярослава – сына Владимира. Народная мудрость назвала его Мудрым.

Итак, сегодня нам необходимо будет ответить на вопрос: «Почему Ярослава прозвали Мудрым и чему мы должны поучиться у него?».

  1. Сообщение темы, целей, задач урока
  2. Восприятие и осознание нового материала

План

  1. Борьба за власть сыновей Владимира.
  2. Внутренняя политика Ярослава Мудрого
  3. Управление государством при Ярославе
  4. Отношения Руси с другими государствами

1.        Борьба за власть сыновей Владимира.

Работа с учебником (§ 7 пункт: «Борьба за власть сыновей Владимира».

1. Кому планировал передать власть князь Владимир после своей смерти? Как на это отреагировали его сыновья?

2.Какие события происходили на Руси после смерти Владимира Святославовича?

3. Какие методы в борьбе друг против друга использовали сыновья Владимира? (найдите подтверждение в тексте).

4. Какое прозвище получил старший сын Владимира Святополк и почему?

5. Каков был итог усобиц?  

2.        Внутренняя политика Ярослава Мудрого

Просмотр видеофрагмента о Ярославе Мудром. Чтение п.2 «Внутренняя политика Ярослава Мудрого»

- Выписать в тетрадь, что сделал Ярослав Мудрый (в виде тезисов).

Работа с документом «Историк Н.И.Костомаров о правлении Ярослава Мудрого»

  1. Почему Ярослав стремился широко распространить православие?
  2. Поразмышляйте, чем отличается информация, которую мы получаем из сочинений историка, от информации из исторического источника?

Работа с документом «Из правды Ярослава»

  1. Установите, какие пережитки родового строя сохранялись в Древнерусском государстве при Ярославе Мудром.
  2. Приведите из документа цитаты, свидетельствующие о неравенстве между жителями Руси.

3.        Управление государством при Ярославе

Составить схему «Управление государством», прокомментировать ее.

Работа над понятиями: наместник, словарь учебника стр.63.

4.        Отношения Руси с другими государствами

Просмотр видеофрагмента о внешней политике Ярослава Мудрого.

Работа над понятиями: династический брак, словарь учебника стр. 63.

Работа с картой.

- Покажите на карте государства, с правителями которых Ярослав Мудрый установил родственные связи.

- Найдите на карте земли, которые вошли в состав Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

  1. Систематизация и обобщение

Составить кластер «Ярослав Мудрый»

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/none/path/s3a387ed6363ee610/image/icb0d75e5b347a319/version/1416576951/image.jpg

Почему Ярослав Владимирович получил прозвище Мудрый

  1. Подведение итогов
  2. Домашнее задание

Проработать § 7 учебника, ответить на вопросы.



Предварительный просмотр:

Тема. Зарождение и развитие тяжелой промышленности на Донбассе.

Цель. Ознакомить учащихся с первыми угледобывающими предприятиями на Донбассе, освоение месторождений железной руды, изучить жизнь и быт местного населения; развивать умения работать с текстом учебника, делать выводы; воспитывать интерес к истории

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся

-Назовите особенности экономического развития Луганщины в конце XVIII – первой половине XIX века.

III. Сообщение темы, целей, задач урока

IV. Восприятие и осознание нового материала

План

  1. Первые угледобывающие предприятия.
  2. Освоение месторождений железной руды.
  3. Жизнь и быт местного населения.

Работа на уроке будет осуществляться по группам. Каждая группа получает документ и задание к нему.

1 Группа.

Начало промышленного Донбасса

Возникновение горной и горнозаводской промышленности на юге России находилось в тесной связи с общим промышленным развитием страны. Здесь постепенно накапливался опыт добычи и использования угля для солеварения и кузнечных работ. Местные жители добывали уголь для отопления жилищ и хозяйственных надобностей. Со средины 80-х гг. XVIII века в небольших масштабах велась разработка каменноугольных месторождений для нужд флота и внутреннего рынка.

Выход России к побережью Черного и Азовского морей потребовал налаживания производства орудий и боеприпасов для флота и южных крепостей из металла, выплавляемого из местных руд на донецком каменном угле. Доставка железа с Урала на дальние расстояния при примитивных транспортных средствах была дорогостоящей и длительной. Поэтому по поручению царского правительства английский инженер Ч. Гаскойн в 1794 г. подготовил проект завода, который решено было построить на р. Лугани в 15 верстах от ее впадения в Донец. Предполагалось использовать силу воды для приведения в действие механизмов завода, сплавлять к нему по Донцу каменный уголь из Лисичанска и доставлять железную руду из окрестных сел — Городища и Петропавловки. 14 ноября 1795 г. был издан указ «Об устроении литейного завода в Донецком уезде при реке Лугани и об учреждении ломки найденного в той стране каменного угля».

В 1796 г. началось строительство завода, вокруг которого возникло поселение «Луганский завод». Так было положено начало металлургии Юга и основан первый рабочий поселок металлургов, нынешний Луганск.

Для обеспечения завода углем в 1795 г. на территории современного Лисичанска был заложен первый в Донбассе каменноугольный рудник. Уже в 1796 г. здесь стали добывать уголь. Сплавлять его по Донцу и Лугани не удалось, так как расчистка русла рек не была закончена, и топливо доставлялось на волах. Уголь шел на удовлетворение нужд флота, отопление казарм, кузниц и различных хозяйственных целей, а также поступал на рынок. Кроме Лисичанского появились новые рудники, началась систематическая промышленная добыча угля. За первое десятилетие (1796—1806) она составила 2,4 млн. пудов угля, из них 90% приходилось на долю Лисичанского рудника.

В 1799 г. на Лисичанском руднике из каменного угля выжгли кокс для Луганского завода, положив начало производству кокса в стране. 4 октября 1800 г. на заводе задули доменную печь и из местной руды на донецком угле получили чугун. Это была первая в России выплавка чугуна на минеральном топливе. Супер-интендант Луганского завода в своем донесении сообщал: «отлитые из Городищенской руды ядро, бомба и граната, которые суть первые посредством кокса в сей империи отлитые».

Однако это была лишь опытная плавка. Наладить доменное производство на каменном угле тогда не удалось. Металлургия России, сосредоточенная на Урале, основывалась на древесном угле. Английские же мастера, работавшие на заводе, не смогли использовать уже накопленный в их стране опыт выплавки чугуна на коксе. Кроме того, местные руды имели низкое содержание железа, а лисичанский уголь слабо коксовался. Завод превратился в передельный и с 1807 г. переплавлял уральский чугун и металлический лом, поступавший из южных крепостей и от Черноморского флота. Добыча руды прекратилась еще в 1802 г.

Луганский завод представлял собой казенную мануфактуру и первое время приносил довольно значительную прибыль. За первые пять лет было выпущено около 1 тыс. орудий и примерно 400 тыс. снарядов. В период Отечественной войны 1812 г. он расширился и поставил русской армии много пушек и снарядов.

В 1830-1840 годах опыты плавки местных руд на минеральном топливе продолжались, но промышленного значения они не имели. В эти десятилетия казенные заказы были сокращены, и завод приступил к производству промышленного оборудования и сельскохозяйственных машин. Неоценимую службу завод сослужил в годы Крымской войны, когда он ежедневно посылал защитникам Севастополя по 3 тыс. пудов снарядов.

Новые опыты использования минерального топлива для выплавки металла были проведены в Керчи, где открыли богатые месторождения железных руд. В 1850 г. в построенной там домне начались плавки из местных руд на донецком антраците. Во время Крымской войны этот казенный завод разрушил неприятель. 1858 г. в Бахмутском уезде (на территории современного Енакиево) был заложен доменный завод, названный в честь Петра I Петровским. Здесь выплавили свыше 30 тысяч пудов чугуна, но наладить доменное производство не удалось.

Накопленный на заводах опыт не пропал. Как справедливо замечал известный русский ученый, инженер И. А. Тиме, «казенная опытная плавка, со всеми ее затруднениями и временными неудачами, дала возможность следующим частным предпринимателям встать на более твердую почву, послужившую к дальнейшему развитию горного дела на юге России».

До начала 40-х гг. XIX в. основным поставщиком угля являлись северная и западная части Донецкого бассейна. Здесь находились крупный Лисичанский и два других казенных рудника. Действовали и небольшие, кустарного типа помещичьи шахты, на которых уголь добывался только осенью и зимой. Наряду с этим имелись и крупные разработки, к которым принадлежала, например, шахта села Александровка (ныне территория Донецка). В 1905 г. ее производительность вдвое превысила добычу угля на Лисичанском руднике.

В Бахмутском и Славяносербском уездах Екатеринославской губернии государственные и помещичьи крестьяне добывали уголь в мелких шахтах («дудках»), разрабатывая с помощью простейших инструментов только верхние слои. Ручным воротом в шахту спускали людей и поднимали уголь. В Области Войска Донского таким же способом добычу угля вели казаки.

В 1817 г. началась разработка антрацита у казачьей станицы Грушевая (ныне Шахты). Уже в 1844 г. на долю Грушевского угля приходилось больше 50, а в 1860 г.— 73% всей добычи в Донбассе.

При всех успехах в освоении природных богатств феодальные порядки и экономическая отсталость страны задерживали создание в Донецком бассейне развитой горной и горнозаводской промышленности. Из 45 каменноугольных и антрацитовых рудников, действовавших в начале 50-х гг., лишь на Лисичанском и Александровском использовались паровые машины и правильно велись горные работы.

Задание к документу.

  1. Назовите причины  промышленного развития региона.
  2. Какие промышленные предприятия были основаны в конце XVIII – первой половине XIX веков?
  3. С какими сложностями столкнулись при промышленном освоении региона?
  4. Определите значение развития промышленности на Луганщине.

2 группа.

Луганский литейный завод — казённое предприятие по выплавке и изготовлению изделий из чугуна, существовавшее в Российской Империи с 14 (25 ноября) 1795 года по 20 июня 1887 года, и ставшее первенцем российской металлургии и градообразующим предприятием для Луганска.
В разные годы Луганский литейный завод производил боеприпасы, вооружение, станки, весовые гири, разнообразную продукцию гражданского назначения.

В разные годы Луганский литейный завод производил боеприпасы, вооружение, станки, весовые гири, разнообразную продукцию гражданского назначения.

По результатам изысканий Карла Гаскойна, 14 (25 ноября)1795 года Екатерина II издала указ «Об устроении литейного завода в Донецком уезде при реке Лугани и об учреждении ломки найденного в той стране каменного угля», который гласил:

В Славяносербском уезде Екатеринославской губернии учредить литейный завод. Употребить на это важное дело 715733 рубля, оставшихся от вооружения Черноморского флота. Определить заводу до трёх тысяч мастеровых и поселян.        

Устройство завода возлагалось на генерал-губернатора Платона Александровича Зубова. Директором Луганского литейного завода назначили Карла Гаскойна.

Строительство завода велось в течение десяти лет.

Ещё ранней весной 1794 года на правом берегу Лугани, в 15 верстах от её устья, развернулись работы по сооружению литейного завода, а в конце 1795 года на реку приехал направленный Гаскойном английский мастер Томас Ропер, который начал подготовку строительства завода и рудника.

Сёла Каменный брод (основано в 1755 году) и Вергунка стали первыми населёнными пунктами, принявшими строителей и рабочих Луганского литейного завода.

В 1797 году вокруг завода возник посёлок, получивший название Луганский завод. Рабочие и специалисты для нового завода привлекались из внутренних российских губерний и частично из-за границы. Основной костяк составили мастеровые, поступившие с Олонецкого и Липецкого[уточнить] заводов, а также особо квалифицированные рабочие с Александровского пушечного завода, плотники и каменщики из Ярославской губернии. Весь основной административно-технический персонал состоял из англичан, приглашённых Гаскойном.

Необходимые для Луганского завода машины и механизмы предписывалось изготовить и отправить их зимним путем на наемных подводах Александровскому заводу, находившемуся в Петрозаводске.

Для кладки домны необходим был особо прочный кирпич. Поэтому первым объектами на территории будущего завода стали два кирпичных завода: один по производству огнеупорного, другой — рядового кирпича. Следом в 1796 году английским мастером Шерифом был заложен фундамент доменной печи — началось сооружение доменного корпуса, кладку которой поручили вольнонаемному подрядчику мастеровому Дмитрию Спиридонову. Потом закладывались здания цехов, и вскоре приступили к сооружению плавильных и обжигательных печей.

Топливо для Луганского литейного завода поставлялось из каменноугольного месторождения в балке Лисичьей на земле села Верхнего (Третья Рота). Именно здесь была заложена первая шахта, которая положила начало промышленной добычи каменного угля не только в Донецком бассейне, но и России в целом. Первый уголь для литейного завода в Луганске был добыт в апреле 1796 года:

Первая шахта в первый год своей работы выдавала на гора в день до 3-х тонн угля. Шахтёров тогда здесь работало 50 мастеровых и 2 малолетних.        

При шахте был построен первый в России шахтёрский посёлок, положивший начало городу Лисичанску. В 1799 году здесь был произведён первый в России кокс.

В сентябре 1797 года на Луганском литейном заводе вступила в строй первая воздушная печь, рассчитанная на отливку 100 пудов боеприпасов в неделю.

В 1798 году завод выпускает первую свою продукцию — 15670 пудов снарядов для Севастопольских батарей.

На момент запуска завод был сразу обеспечен заказом до 1802 года: Петербургское артиллерийское управление прислало заказ на целую пятилетку. Он определял изготовление 345 орудий различного калибра и 387153 снарядов.

Первоначально пушки и снаряды отливались на Луганском заводе из привозного чугуна и металлолома. Однако доставлять чугун с Урала было крайне невыгодно, поэтому перед заводом стояла задача освоить выплавку чугуна из местных руд на каменноугольном коксе. Это была трудная задача, так как в России до тех пор на минеральном топливе железную руду не плавили, уральские металлургические заводы работали исключительно на древесном угле.

4 октября 1800 года на Луганском литейном заводе была запущена первая домна, на которой, впервые в Российской империи чугун был произведён с использованием кокса. В неё загрузили 31594 пуда сырья: 8555 пудов железной руды из сел Городище, Платовой и 5-й Роты (Приволье), а также из Липецка, 14776 пудов кокса, 7494 пуда и 18 фунтов сырого каменного угля. В результате плавки получили 3581 пуд 19 фунтов чугуна. Полученный металл планировалось использовать для изготовления ядер, бомб и гранат.

Уже через несколько дней — 16 октября 1800 года правлению завода была представлена первая продукция: ядро, бомба и граната, «которые суть первые посредством кокса в сей империи отлиты».

Луганский литейный завод действовал и продолжал расширяться. В 1803 году закончили домну № 2, которая была на треть меньше первой.

В 1804 году установили паровую машину для сверления пушек (раньше механизмы на этом участке приводились в движение силой действия воды). Кроме доменного и литейного на заводе работали кузнечный, слесарный, столярный, токарный цеха, производство по обработке камня. Возводились административные здания и жилые дома.

В 1804 году английский механик Макли закончил сооружение первой машины и мельницы для сверления пушек. В это время завод выпускал пушки, снаряды, гранаты и другие виды вооружения и снабжал ими Черноморский флот.

В 1820-х годах на предприятии был создан заводской минералогический музей, который в то время стал крупнейшим научным центром Востока и Юга Украины.

В 1823 году при заводе была открыта первая горная школа.

В 1825 году на предприятии начала действовать образцовая сельскохозяйственная ферма, а в 1930 году она была преобразована в несколько учебных учреждений для обучения рациональных методов ведения сельского хозяйства.

В 1827 году Евграф Ковалевский и Иван Ильин основали при заводе научно-техническое горное товарищество, которое в 1840 году было реорганизовано в научное товарищество горных инженеров.

В 1836 году на заводе была основана первая метеорологическая обсерватория.

В 1838 году была введена в строй механизировання буровая установка ударного действия.

В 1839 году было открыто Луганское заводское училище.

В 1843 году по проекту заводского инженера М. Летуновского строится пароход с металлическим корпусом для Черноморского флота.

В конце 1863 года на заводе началось строительство пудлинговой фабрики, для которого в 1864 году Горный департамент командировал специалиста Котляревского. Стены корпуса пуддинговой фабрики возводились из белого камня, добытого недалеко от завода. Крыша здания была покрыта железом. В январе 1866 года фабрика вступила в действие.

В 1866 году по проекту Ивана Тиме на заводе изготовлен большой паровой молот, а по проекту Аполлона Мевиус и Владимира Фелькнера оборудовали сталепрокатный цех, который работал на каменноугольном сырье.

Хотя на заводе были созданы две доменные печи, две вагранки и пять воздушных печей, однако доменный процесс дальше экспериментов не пошел, домны простаивали и действовали только воздушные печи, производившие отливку пушек, ядер и гранат из привозного чугуна. Организовать промышленный процесс выплавки чугуна на минеральном топливе не удалось, а из-за бездорожья случались большие перебои в обеспечении завода лисичанским углём. Недовольное таким положением горное ведомство, 25 сентября 1805 года вынесло выговор директору завода.

Несмотря на порицание Гаскойн сообщил правлению завода, что решил направить на завод специалиста-доменщика и обещал к 1806 году запустить предприятие на полную мощность. Директор увеличил число рабочих дней, за двойную оплату он выкупил у рабочих все праздничные дни, за исключением двух дней Рождества и двух дней Пасхи, а также воскресенья. Для поощрения работников вводилась система премий с прибыли от продажи продукции.

Однако Карлу Гаскойну не удалось довести задуманное до конца: 20 июня 1806 года он скоропостижно скончался.

После смерти директора Горный департамент Министерства финансов решил провести обследование завода. На Лугань был прислан чиновник Горного департамента обер-берггауптман 5-го класса П.Ф. Ильман. Он провёл разведку и сделал анализ железных руд и угля, повторил опыты по выплавке чугуна на коксе. В результате Ильман был разочарован результатами, по его мнению, из местной руды получить хороший чугун не удавалось. Чиновник предложил закрыть завод. Однако назначенному после смерти Гаскойна горным начальником завода Яков Христианович Нилус отстоял завод. В своем докладе Горному департаменту последний настаивал на продолжении деятельности завода.

Чиновники решили сохранить завод, однако с этих пор он стал работать как передельный — на привозном сырье. В соответствии с представлением горного начальника министр финансов Фёдор Голубцов предложил Горному департаменту отпускать Луганскому заводу необходимое количество чугуна с уральских заводов.

Через 30 лет своего существования казённый завод постепенно пришёл в упадок и вновь зазвучали предложения о его полной ликвидации ввиду бесперспективности.

Официально Луганский литейный завод был закрыт в августе 1887 года, немного не дожив совсем до своего 100-летия.

Задание к тексту.

Переработав текст, составить план ответа «Луганский литейный завод», подготовить рассказ по плану.

 3 группа. Жизнь и быт населения Луганского края

К концу XVIII в. города нашего края постепенно превращаются из военно-административных центров в хозяйственно-административные. Особенно усилился этот процесс после присоединения Крыма к России и исчезновения угрозы татарских набегов. В связи с этим оборонительные функции городов исчезли. Города Бахмут, Тор (с 1784 г. — Славянск), Мариуполь, превратившиеся в хозяйственные центры края, все больше приобретают вид городских поселений, а Маяк и Райгородок превращаются в обыкновенные сельские поселения. Об этом свидетельствуют и составленные в конце 80-х гг. планы застройки городов, на которых показаны и имеющиеся в них оборонительные

Бурно начинает развиваться населенный пункт, в котором проживали рабочие луганского литейного завода. Возникший вокруг завода поселок именовался Луганский завод. Мастеровые и квалифицированные рабочие привлекались сюда со всех концов губернии. К 30-м годам XIX века здесь было уже почти 200 частных домов, но сохранились и казармы, в которых ютилось наиболее бедное население. Выгодное географическое положение способствовало развитию торговли. Возникают торгово-ремесленные заведения, открылась первая профессиональная школа.

Первично город застраивался без официально утвержденного плана. Все вертикальные улицы назывались линиями (по типу петербургских), а все горизонтальные имели названия. Самой первой улицей в истории города Луганска была улица Английская. На ней поселились иностранные специалисты, приехавшие работать на завод. Здесь для директора завода был построен особняк. На этой же улице, в семье заводского врача, родился В.И. Даль — составитель «Толкового словаря русского языка». Позже появились улицы Петербургская, Успенская, Казанская, Банковская... Со временем центральной улицей становится Петербургская. Здесь строятся двухэтажные дома, в которых, как правило, на первом этаже размещались магазины, фотоателье, парикмахерские. В Луганске насчитывалось более десятка культовых сооружений: Казанская церковь, Преображенская, Троицкая, Успенская, Петропавловская, Вознесенская, Николаевский собор, синагога, костел, несколько молитвенных домов. К сожалению, все эти сооружения, представляющие большой интерес и как архитектурные памятники, были уничтожены в 30-е года XX столетия истории Луганска. Единственной сохранившейся, но сильно пострадавшей является Петропавловская церковь в Каменном Броде.

В 70-е года XIX века, началось строительство железной дороги Луганск-Дебальцево.

Население как в городах, так и в селах стало больше уделять внимания обустройству своих жилищ и хозяйственных построек. В городах, кроме общественных зданий, из камня и кирпича стали строить и жилые дома, покрывать их черепицей. Особенно строительство каменных домов получает распространение в приморских районах, бедных на лес, в частности, среди греков. Украинцы в сельской местности отдавали предпочтение камышу как наиболее распространенному виду строительного материала и хворосту. Построенные из них дома обкладывали с обеих сторон глиной, что способствовало хорошему сохранению тепла зимой и прохлады летом. В преобладающем большинстве дома покрывались соломой. Русское население по возможности предпочитало строить дома из дерева. Современники отмечали, что большинство русских изб топились начерно, в то время как украинцы устраивали дымоходы и выводили дым наружу. В городских домах печи обкладывались цветным изразцовым кафелем. Разнообразнее и изысканнее стал набор домашней утвари, особенно у горожан. В сельских домах в преобладающем большинстве упоминается стол, скамейки вдоль стен, возле печи лежанки. С конца XVIII в. помещики стали строить свои дома из кирпича, оборудовать их изысканной мебелью, возле домов устраивать сады и содержать садовников. В садах перечисляются разные виды деревьев, кустов, цветники.

Стал богаче и набор одежды. Кроме традиционной украинской, русской и греческой народной одежды, особенно в городах, современники отмечают образцы европейской одежды, обуви и т.п.

Одновременно с основанием новых поселений строились и церкви. В городах упоминается даже по нескольку церквей. Так, в 1780 г. в Бахмуте функционировало 4 церкви, среди которых одна каменная, а три деревянных; в Мариуполе — 2 (каменная и деревянная); в Славянске — 3 (одна каменная и две деревянных). При церквах организовывались приходские школы, в которых дети учились читать, писать, считать, петь церковные песни, получали знания из религии. В конце XVIII в., как и по всей России, в уездных городах появляются двухклассные училища, в которых могли учиться дети всех сословий. В1772 г. в Бахмуте при Покровской церкви была открыта духовная семинария, готовившая церковнослужителей. Некоторые из ее учеников продолжали обучение в других учебных заведениях, в том числе в Харьковском коллегиуме и в Москве. Многие из них по окончании этих учебных заведений возвращались в родные места и работали церковнослужителями, учителями, чиновниками государственных учреждений.

Задания к тексту.

  1. Чем были вызваны изменение в повседневной жизни жителей Луганского края?
  2. Назовите особенности быта населения Луганщины.
  3. Докажите, что города нашего края постепенно превращаются из военно-административных центров в хозяйственно-административные.
  4. Каким образом возник город Луганск?

V. Рефлексия

Сегодня на уроке я узнал, что…

VI. Итоги

VII. Домашнее задание

Сделать презентацию «Промышленное развитие Луганского региона в конце XVIII -  начале XIX века»



Предварительный просмотр:

Всеобщая история                           5 класс                   ___________________

Тема: Ассирийская держава.

Цель : сформировать представление обучающихся об изменениях, произошедших после того, как люди освоили железо, изучить  причины возникновения и падения могущественной военной державы ассирийцев, их  нравами и обычаями,  установить связь между началом железного века и появлением могучей военной державы- Ассирии; создать условия для развития умений самостоятельно получать знания, хорошо ориентироваться в информационном пространстве, содействовать воспитанию познавательного интереса к предмету, показать губительность войн для развития человечества.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Актуализация опорных знаний учащихся

Работа по карточкам

Поселения, основанные финикийцами

Саул -

Перечислите основные занятия финикийцев

Иерусалим -

Каких букв нет в финикийском алфавите?

Жертвенник  -

На побережье какого моря находится Финикия?

Соломон -

Беседа с классом:

1. Покажите на карте, где расположена Финикия

2. Назовите основные занятия финикийцев? Почему они отличаются от занятий египтяне и вавилонян?

3. Чем торговали финикийцы?

4. Как назывались поселения, которые основывали финикийцы? Назовите одну из самых главных колоний Финикии.

5. Назовите особенности финикийского алфавита.

6. По какому историческому источнику изучается история Древнееврейского царства?

7. Назовите самого известного царя Древнееврейского царства. Какими качествами он обладал, почему вы так считаете?

III. Сообщение темы, целей, задач урока

- С самых древнейших времен человек старался приспособиться к окружающей его природной среде, делал попытки изменить природу соответственно свои нуждам. Какие бы достижения человечества, изменившие жизнь человека, вы бы назвали?

- Какой металл начали обрабатывать самым первым?

- Затем человек научился обрабатывать бронзу. Скажите какие недостатки были у этих металлов?

- И только лишь в X веке до н.э. человечество подчинило себе железо. Какие последствия, по вашему мнению, имело это событие? (Работа со схемой)

Добыча, обработка и использование железа – это, несомненно, прогрессивное явление для государства, использующего это достижение. Но здесь стоит проблема нравственного выбора: первый – более долгий и тяжелый; второй – быстрее и легче, но основан на страдании других людей.

Мы сегодня познакомимся с державой, которая выбрала второй путь, и посмотрим, к чему это привело.

Столица этого государства Ниневия называлась “городом крови” и “логовищем львов”. Это город был царской резиденцией около 90 лет, но еще 25 веков после этого, Ниневия считалась символом ужасных злодеяний, а ее разрушение – справедливым возмездием.

- Откройте атлас на стр. 8. Назовите государство, которое мы будем с вами сегодня изучать.

Ассирия, – ставшее первой в мировой истории державой. Жители этой страны-ассирийцы.

- Как вы считаете, что мы сегодня на уроке выучим об этом воинственном жестоком, могущественном государстве?

IV. Восприятие и осознание нового материала

План

1. Ассирийское войско

2. Завоевания ассирийских царей

3. Царский дворец

4. Библиотека глиняных книг

1. Работа с учебником стр. 86-87.

- Прочитайте и скажите, как была организована ассирийская армия. И почему она являлась самой могущественной?

2.  Работа с картой. Назовите, какие страны были завоеваны ассирийцами. (Вавилон, часть Палестины, Сирия, Финикию, совершали походы в Египет, Урарту).

- если сравнить по карте территории Египта, Вавилона, других стран  и Ассирии, какой вывод мы можем сделать?

Физкультминутка

БЫСТРО все ребята встали

Руки БЫСТРО вверх подняли.

БЫСТРО хлопнули 5 раз.

А теперь морганье глаз:

БЫСТРО-БЫСТРО поморгали

И… ногами постучали.

БЫСТРО влево наклонились

И сейчас же распрямились!

Вправо-влево 10 раз –

Отдохнул уставший класс…

Как пингвины полетели

И за парты тихо сели!

Работа с документом «Летопись Ассирийского царя»

Прочитать, ответить на вопросы:

1. Чем похвалялся владыка Ассирии?

2. Какими изображает царь ассирийцев?

- Как управляли ассирийцы завоеванными странами?

Чтение текста с. 88 1 абзац.

Работа с иллюстрацией с. 88.

Опишите по рисунку возвращение ассирийского царя в Ниневию по плану:

1. царская колесница

2. унижение пленных царей

3. воины-победители

3. Рассказ учителя о царском дворце.

4. прочитать пункт 5, определить, какие достижения остались человечеству от Ассирии?

С именем какого царя они связаны?

После смерти Ашшурбанапала против ассирийского царя восстали вавилоняне? Как вы думаете, почему они это сделали?

Объединившись с медийцами она напали на Ниневию. В 612 г. до н.э. Ниневия была захвачена, дворец сгорел. Так прекратила свое существование одно из самых могущественных государств Древнего мира.

V. Систематизация и обобщение.

- Почему ассирийцам удалось создать такое большое по размерам и могущественное государство?

- Как вы думаете, почему это государство прекратило свое существование?

VI. Домашнее задание

Выучить § 18

VII. Рефлексия

- какое государство мы сегодня изучали на уроке?

- Достигли ли цели, поставленной в начале урока?

- зачем человеку, живущему в 21 веке знания об Ассирийской державе?



Предварительный просмотр:

Разработка интерактивного урока на платформе CORE

Данная разработка интерактивного урока с использованием образовательной платформы CORE может быть использована в период дистанционного обучения при проведении урока всеобщей истории в 5 классе

Учитель: Лавренюк Наталья Викторовна, учитель истории и обществознания

Предмет

Всеобщая история,  5 класс

Учебник

Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс - Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.

Тема

Тема урока: «Появление неравенства и знати»

Цели урока

  • Сформировать представление о процессе формирования неравенства и появлении знати; показать  взаимосвязь хозяйственных и политических изменений в обществе.
  • Создать условия для развития умений анализировать материал, делать выводы, работать с тестами.
  • Содействовать в ходе урока воспитанию трудолюбия, самоконтроля, развития познавательного интереса к истории древнего мира.

Ссылка на интерактивный урок

 

https://coreapp.ai/app/preview/lesson/6186c57353eaa6010a360ca3