Адаптация школьника 5 класса. Психологический аспект и пути поддержки
Психологическая точка зрения на адаптацию детей в пятом классе
- Переход в среднее звено совпадает с концом детства и безусловно предоставляет возможности для развития, но одновременно несёт новые нагрузочные условия. Большинство детей воспринимают этот этап как важное “перерождение” и шанс обновить отношения с учителями и учительским коллективом.
- В начале пятого класса дети переживают адаптацию к новым условиям обучения. Это период, когда требования становятся более разнообразными и конкретно различаются у разных учителей. Психика школьника должна снова перестроиться на более сложный темп и объём учебной деятельности.
- В адаптации могут возникать разные эмоциональные и поведенческие реакции: тревожность, робость или, наоборот, возбуждённость и суетливость, ухудшение работоспособности, забывчивость, нарушения сна и аппетита. Такие изменения встречаются примерно у 70–80% учащихся, чаще всего носят временный характер и проходят через 2–4 недели, но у части детей процесс может затянуться на 2–3 месяца и дольше.
- Важность раннего наблюдения за изменениями – режим дня, физическая и умственная нагрузка, гормональные изменения, смена питания и самостоятельность в домашней среде.
Физиологические и психологические трудности адаптации
пятиклассников к школе
- Резкие изменения условий обучения: требования становятся более разнообразными и сложными; велика вероятность непоследовательности в требованиях разных преподавателей.
- Перенос активности на уровне группы и учителей. Возможно усиление тревоги, затруднения в концентрации и запоминании материала, изменение поведения в классе.
- Физиологические изменения. Ускоренное взросление, гормональные перестройки, что может влиять на настроение, сон, аппетит и двигательную активность.
Важно контролировать режим и гигиену сна, режим питания, движение и физические нагрузки, чтобы минимизировать влияние стресса на организм!
Рекомендации для родителей
- Регулярное и неформальное общение – интересуйтесь школьной жизнью ребенка, дневником и задачами; старайтесь узнать, с какими предметами и учителями возникают трудности.
- Создание ритма и условий дома – предусмотреть время для двигательной активности между уроками, контролировать осанку и освещение во время занятий, по возможности работать над правильной техникой письма и мелкой моторикой.
- Включение в рацион витаминотерапии и сбалансированного питания. Обеспечение достаточного потребления фруктов, овощей и жидкости; обсудить с педиатром целесообразность витаминных добавок при необходимости.
- Предупреждение близорукости и проблем с опорно-двигательным аппаратом. Регулярные перерывы в работе за столом, упражнения для глаз и спины.
- Закаливание и двигательная активность. Стимулировать физическую активность, организовать домашний спортивный уголок, участие в секциях и подвижных играх.
- Развитие самостоятельности и ответственности. Постепенная передача ответственности за учебную деятельность и организацию времени.
- Этические и социально-психологические навыки – воспитание самооценки, самоконтроля и умения работать в коллективе.
- Правила для подготовки к самостоятельной жизни (пример Соловейчика): эмпатия и навыки взаимоотношений, честная игра и уважение к другим, умение просить разрешение на совместную игру, умение защищать свои границы без агрессии.
Наблюдаемые негативные проявления в начале пятого класса
- Снижение интереса к учебе и снижение мотивации к выполнению заданий.
- Падение успеваемости и утрата ранее приобретённых навыков (чтение, пересказы, арифметика).
- Напряжённые отношения между учащимися, конфликты и ссоры.
- Повышенная тревожность и неромантизированные реакции.
- Непредсказуемость поведения и отстранённость от взрослых.
- Неблагополучие на уровне семейных взаимоотношений, необходимость своевременно распознавать сигналы и оказывать помощь.
Факторы, затрудняющие адаптацию
- Смена учителя: смена “второй мамы” на нового учителя, что может ощущаться как потеря поддержки и чувствительности.
- Большое количество учителей: необходимость приспосабливаться к разным стилям преподавания и темпам.
- Новые предметы: большее число предметов требует распределения времени и новых стратегий обучения.
- Новые требования и противоречивость требований: разная методика оценивания и разные требования по ведению тетрадей и выполнению заданий.
- Отсутствие постоянного кабинета: перемещение между кабинетами создаёт чувство дискомфорта и дополнительной перегрузки.
Практические рекомендации для родителей и учителей
- Важно поддерживать открытое общение, не наказательную дисциплину и избегать критики в присутствии других людей.
- Учитывать индивидуальные темпы темперамента ребенка: медлительных и малообщительных детей нужно поддерживать особенно бережно.
- Обеспечить баланс между учебной нагрузкой и двигательными активностями, позволять ребенку самореализоваться и не перегружать его излишней ответственностью.
- Вводить правила и рамки, но одновременно сохранять гибкость к потребностям ребенка.
- Примерно через два месяца адаптации можно систематически оценивать динамику и при необходимости привлекать психолога или школьного социального педагога для совместной работы.
- В случае ухудшения состояния (постоянная тревожность, потеря аппетита, ухудшение сна) – обратиться к школьному психологу или детскому психотерапевту.
«Переход в пятый класс – это естественный этап взросления, который требует перестройки режима и новых стратегий обучения. Ваша задача – поддержать ребенка, помогать ему планировать нагрузку и сохранять эмоциональную устойчивость.»
«Наблюдайте за изменениями в поведении. Если тревога становится постоянной, если ребенок теряет интерес к школе или часто жалуется на бессонницу – это повод обратиться за консультацией к школьному психологу».
«Разговаривайте с учителями, чтобы синхронизировать требования и подходы. Важно, чтобы ребенок не чувствовал, что каждый учитель ставит перед ним разные задачи без объяснения общего смысла».
«Создавайте домашнюю среду, где можно спокойно заниматься – эргономическое место, регулярные перерывы, упражнения для глаз и спины, поддержание режима сна и питания».
Рекомендации родителям пятиклассников
1. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение, не ограничивайтесь фразами; «Что получил?», «Как дела?», расспрашивайте о настроении, проявляйте эмоциональную чувствительность, делитесь чувствами.
2. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже незначительные успехи и достижения.
3. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход, предвидеть последствия действий.
4. Не запугивайте ребенка. Страх притупляет деятельность ребенка.
5. Принимайте участие в жизни класса и школы.
6. Подавляйте в себе искушение немедленно использовать любую ошибку ребенка для его критики.
7. Выработайте памятку по выполнению домашнего задания.
8. Если ребенок просит о помощи в подготовке домашнего задания, не отказывайте ему. Но не выполняйте за ребенка, просто оказывайте поддержку.
9. Не высказывайтесь негативно о школе, об учителях в присутствии ребенка, даже если вам кажется, что для этого есть повод. Постарайтесь разобраться в возникшей проблемной ситуации. Лучше, чтобы учитель был вашим союзником. Создавайте у ребенка позитивное отношение к школе.
10. Успех или неуспех влияет на мотивацию учения, поэтому особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, неудачам, промахам, неуспехам. Ведь это толчок к самосовершенствованию, к тому, чтобы стать лучше, сильнее, опытнее.
11. Не принуждайте детей работать на «оценку», так как это все больше провоцирует школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания.
12. Контролируйте ребенка, делая ему замечания, ругая его, объясните: «за что…».
13. Обеспечьте своему ребенку соблюдение оптимального для этого возраста режима дня и удобное рабочее место дома.
14. Позаботьтесь о том, чтобы у вашего ребенка были друзья, товарищи из класса, приглашайте их в свой дом. Создайте ребенку эмоциональный комфорт дома, научитесь правильно общаться с подростками.
15. Радуйтесь достижениям своего ребенка. Не позволяйте себе сравнивать его с другими детьми, давайте оценку не самому ребенку, а его поступкам.

