Диагностика

Ситдикова Жанна Владимировна

Предварительный просмотр:

Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации

Н.Г. Лускановой

Инструкция: сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Послушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа. Выберите тот вариант, который вам подходит, и запишите номер этого варианта рядом с номером соответствующего вопроса.

Анкета

1. Тебе нравится в школе?
1) нравится
2) не очень
3) не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
1) иду с радостью
2) бывает по-разному
3) чаще хочется остаться дома

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
1) пошел бы в школу
2) не знаю
3) остался бы дома

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
1) не нравится
2) бывает по-разному
3) нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
1) не хотел бы
2) не знаю
3) хотел бы

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
1) не хотел бы
2) не знаю
3) хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
1) часто
2) редко
3) не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
1) мне нравится наш учитель
2) не знаю
3) хотел бы

9. У тебя в классе много друзей?
1) много
2) мало
3) нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?
1) нравятся
2) не очень
3) не нравятся

Количественный анализ

  • Ответ ребёнка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;
  • Нейтральный (средний) ответ (не знаю, бывает по – разному и т.п.) оценивается в 1 балл;
  • Ответ, свидетельствующий об отрицательном отношении ребёнка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.

Чем выше балл, тем выше школьная мотивация.

Максимальное число баллов — 30.

Первые четыре вопроса показывают эмоциональное отношение ребенка к школе. Выбор третьего варианта ответа на них может свидетельствовать о высокой тревожности, выбор второго варианта — о психологической защите.

О перегрузке учащихся свидетельствует выбор третьего варианта ответа на вопрос 5 («Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?»).


Конфликтные отношения учащихся с классным руководителем выявляет вопрос 8 («Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?»). О возможных проблемах свидетельствует выбор второго и особенно третьего вариантов ответа.

Для выделения детей группы риска по эмоциональному самоощущению в учебном коллективе анализируются ответы на вопросы 9 («Есть ли у тебя друзья в классе?») и 10 («Как ты относишься к своим одноклассникам?»). О полной изоляции или отвержении ребенка может свидетельствовать выбор третьего варианта ответов на оба эти вопроса.

5 основных уровней школьной мотивации:

1 уровень: 25 - 30 баллов (максимально высокий уровень) — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.


Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

2 уровень: 20 - 24 балла — хорошая школьная мотивация.


Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3 уровень: 15 — 19 баллов — положительное отношение к школе,  но школа привлекает больше внеучебными сторонами.


Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

4 уровень: 10 - 14 баллов — низкая школьная мотивация.


Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.

5 уровень: ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывания в которой для них невыносимо. Могут плакать, проситься домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать нормам, правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения нервно — психического здоровья. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.



Предварительный просмотр:

Тест А.З. Зака (уровень развития мышления школьников)

Методика диагностики развития мышления А.З.Зака включает 22 задачи. Для их выполнения у детей должна быть хорошо развита способность действовать в уме. Эта способность является интегративной, т.к. для ее реализации необходимо не только развитое мышление, но и высокий уровень внимания и достаточная оперативная память.

Перед началом работы детям раздаются листы, на которых напечатаны инструкция и задания. Инструкция проводится сначала в устной форме, затем разъясняются все вопросы, возникшие у детей. Детям объясняются также правила оформления ответов: в ответах к заданиям 1- 16 пишется только одно имя или слово, к 17 и 18 заданиям - одно или два имени, в последующих заданиях к ответам необходимы пояснения. Детям сообщают, что после начала работы при появлении вопросов нужно обращаться к напечатанной инструкции. Время проведения методики ограничено 20 минутами (детям это объявляется заранее), но за это время не все дети успевают сделать задание.

Однако нам важно знать, какие типы задач сможет решить ребенок, даже если он действовал медленнее других. Поэтому мы проводим тестирование следующим образом: через 20 минут мы просим детей обвести в кружочек номер задания, которое они выполняют в данный момент. Потом делаем небольшой перерыв, после которого дети, которые еще не успели закончить прежнее задание, получают возможность доделать его. В этом случае большинство детей, как правило, успевает решить все предложенные задачи.

По итогам выполнения заданий составляется таблица по следующей форме (Таблица 1)

Таблица 1. Итоговая таблица результатов выполнения заданий

Фамилия, имя учащегося

Номера задач

Число неправильно решенных задач

Число нерешённых задач

1, 2, 3, 4, 5, 6 ……22

  Число неправильно решенных задач по каждому номеру

 Неправильно выполненные задания отмечаются знаком «ноль». Под номером задания, до которого ребенок дошёл за 20 минут, ставится вертикальная черта. Если ребенок не успел решить задачу, то она отмечается знаком «ноль». В колонке справа подсчитывается количество неправильно сделанных и невыполненных заданий для каждого ученика, а в строке снизу - число неправильных ответов на каждую задачу по всему классу. Таким образом, перед глазами психолога и учителя на одном листе находится наглядно представленная информация о выполнении классом заданий теста.

Результаты, полученные с помощью этой методики, дают широкие возможности для их анализа и выводов. Результаты можно анализировать как применительно к каждому ученику, так и по классу в целом. Помимо этого, крайне интересно бывает сравнение результатов разных классов, классов предыдущих лет обучения, а также результаты одного и того же класса, при условии, что тестирование по этой методики проводилось не один раз.

Помимо своего прямого назначения - диагностики развития мышления учащихся, - эта методика позволяет получить дополнительную информацию. В частности, кроме информации о нерешённых типах задач, есть возможность оценивать темп работы класса и видеть, кто из детей «выпадает» из этого темпа. Результаты тестирования позволяют судить о таких характеристиках ученика, как работоспособность, утомляемость, устойчивость внимания, Так, например, если ребенок из задач одного типа одну делает правильно, а другую - нет, то это, скорее всего, говорит не о трудности для учащегося  этого типа задач, а о невнимательности. Если таких случаев несколько, и среди задач данного типа неверно решена каждый раз первая, то это может означать, что есть затруднения, связанные с переключением внимания на новый тип задач. Если неправильно решены только последние задачи, то можно предположить, что связано с утомлением ребенка к концу урока.

Встречаются случаи, когда неверно решены первые, наиболее простые задачи, в то время как с последующими, более сложными, ребенок справляется хорошо. Это указывает на замедленное включение ребенка в работу. В случае, если перед перерывом ребенок начал ошибаться в решении, а после перерыва более сложные задачи сделал верно, можно считать, что ему был необходим перерыв для отдыха. Из этого следует, что индивидуальная динамика работоспособности может оказывать существенное влияние на результаты выполнения теста, и это необходимо учитывать при подведении итогов диагностики.

По результатам выполнения данного теста можно косвенно судить о развитии оперативной памяти ребенка, т.к. для выполнения заданий ему нужно удерживать в уме некоторый объем информации, который увеличивается с возрастанием сложности заданий, так что неправильное решение последних задач может быть связано и с нехваткой ресурсов памяти.

Благодаря тому, что задачи теста непривычны и новы для ребенка, итоги выполнения заданий, а также оформление учеником ответов позволяют сделать некоторые выводы о таком важном качестве выпускника начальной школы, как ориентация на систему требований. Последние задания требуют от ребенка самостоятельного планирования этапов решения задачи, поэтому результат их решения дает представление о сформированности у него навыков самоорганизации, необходимых для успешного обучения в средней школе.

Особенного внимания заслуживают случаи, когда результаты выполнения теста не совпадают с мнением учителя о способностях ребенка и его текущей  успеваемостью. Если ребенок учится хорошо, а задания выполнил плохо, то возможны следующие случаи:

1 - ребенок утомлен, плохо себя чувствовал;

2 - ребенок сильно мотивирован на оценку, а собственно познавательной мотивации у него нет; возможность попробовать свои силы в решении необычных задач его не интересует, поэтому он делает их «спустя рукава»;

3 - в классе применялись в основном репродуктивные методы обучения; развивающие, оригинальные задания не использовались и ребенок привык делать только то, что отработал с ними учитель.

В последних двух случаях ребенок попадает в «группу риска» возможной дезадаптации к средней школе в связи со снижением успеваемости и мотивации, причем эта группа скрыта, в отличие от явных неуспевающих и детей с выраженными проблемами в поведении.

Если же ребенок учится плохо, а тест сделал хорошо, то это может говорить о наличии у него определенного потенциала, который не раскрылся до сих пор в связи с наличием пробелов в знаниях, полученных в результате болезни или других причин.

Число задач каждого типа, не решенных по классу в целом, дает информацию о допущенных недостатках в работе учителя и позволяет спланировать пути их исправления.

Инструкция. «Вам предлагается решить 22 задачи. Задачи 1-4 простые, для их решения нужно лишь внимательно прочитать условие. В задачах 5-10 использованы искусственные слова, они заменяют обычные. Когда вы будете их решать, то можете в уме заменить искусственные слова реальными. Задачи 11-12 - сказочные. Их надо решить, используя только те (хотя и необычные) сведения о животных, которые даны в задачах. В задачах 13-16 нужно в ответе написать только одно имя. В задачах 17 и 18 - одно или два, в зависимости от того, кто как считает. В задачах 19-20 - обязательно два имени, в задачах 21-22 - три имени, даже если одно имя будет повторяться два раза».

Задания теста (стимульный материал)

1. Толя веселее, чем Катя. Катя веселее, чем Алик. Кто веселее всех?

2. Саша сильнее, чем Вера. Вера сильнее, чем Лиза. Кто сильнее всех?

3. Миша темнее, чем Коля. Миша светлее, чем Вова. Кто темнее всех?

4. Вера тяжелее, чем Катя. Вера легче, чем Оля. Кто легче всех?

5. Катя иаее, чем Лиза. Лиза иаее, чем Лена. Кто иаее всех?

6. Коля тпрк, чем Дима. Дима тпрк, чем Боря. Кто тпрк всех?

7. Прсн веселее, чем Лдвк. Прсн печальнее, чем Квшр. Кто печальнее всех?

8. Вснч слабее, чем Рптн. Вснч сильнее, чем Гщцс. Кто слабее всех?

9. Мнрн уиее, чем Нврк. Нврк уиее, чем Сптв. Кто уиее всех?

10. Вшфп клмн, чем Двтс. Двтс клмн, чем Пнчб. Кто клмн всех?

11. Собака легче, чем жук. Собака тяжелее, чем слон. Кто легче всех?

12. Лошадь ниже, чем муха. Лошадь выше, чем жираф. Кто выше всех?

13. Попов на 68 лет младше, чем Бобров. Попов на два года старше, чем енов. Кто младше всех?

14. Уткин на 3 кг легче, чем Гусев. Уткин на 74 кг тяжелее, чем Комаров, тяжелее всех?

15. Маша намного слабее, чем Лиза. Маша немного сильнее, чем Нина, о слабее всех?

16. Вера немного темнее, чем Люба. Вера намного светлее, чем Катя. Кто светлее всех?

17. Петя медлительнее, чем Коля. Вова быстрее, чем Петя. Кто быстрее?

18. Саша тяжелее, чем Маша. Дима легче, чем Саша. Кто легче?

19. Вера веселее, чем Катя, и легче, чем Маша. Вера печальнее, чем Маша, и тяжелее, чем Катя. Кто самый печальный и кто самый тяжелый?

20. Рита темнее, чем Лиза, и младше, чем Нина. Рита светлее, чем Нина, и старше, чем Лиза. Кто самый темный и самый молодой?

21. Юля веселее, чем Ася. Ася легче, чем Соня. Соня сильнее, чем Юля. Юля тяжелее, чем Соня. Соня печальнее, чем Ася. Ася слабее, чем Юля. Кто самый веселый, самый легкий, самый сильный?

22. Толя темнее, чем Миша. Миша младше, чем Вова. Вова ниже, чем Толя. Толя старше, чем Вова. Вова светлее, чем Миша. Миша выше, чем Толя. Кто самый светлый, самый высокий, кто старше всех?

Качественная оценка решения задач

Если правильно решена только первая задача, это значит, что ребенок не может заменить в уме данное отношение на обратное. Если решены две первые задача, это говорит о том, что ребенок может действовать в уме в минимальной степени. Успешное решение задач 1-4 свидетельствует о том, что ребенок может заменить данные отношения на обратные в самом начале решения однотипных задач и можно считать, что у него в минимальной степени развито действие анализа. Неверное решение задач с бессмысленными словами - это проявление недостаточно высокого анализа условий, неумения выделить структурную общность этих задач с предыдущими.

Неверное решение последующих трех пар задач также говорит о недостаточном развитии анализа, т.к. ребенок действует на основе непосредственного впечатления от условий. Если ребенок в ответе к задачам 17 и 18 написал имя того человека, чье отношение прямо совпадает с вопросом задачи,  можно говорить о недостаточном развитии рефлексии. Отказ от решения задач 18-22 или неверное их решение свидетельствует об относительно невысоком развитии действий в уме, поскольку именно при решении этих задач необходимо планировать ход и этапы своего рассуждения.

Успешное решение ребенком всех задач позволяет говорить об относительно высоком уровне сформированности у него теоретического способа решения проблем, теоретического подхода к проблемным ситуациям.



Предварительный просмотр:

Методика диагностики уровня тревожности

(автор Р. Кондаш, модификация А.Прихожан)

Настоящая шкала тревожности была разработана А.М.Прихожан в 1980-1983 гг. по принципу «Шкалы социально-ситуационного страха, тревоги» О. Кондаша.Особенность шкал такого типа в том, что в них тревожность определяется по оценке человеком тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни. Достоинствами шкал такого типа является то, что, во-первых, они позволяют выделить области действительности, вызывающие тревогу, и, во-вторых, в меньшей степени зависят от умения школьников распознавать свои переживания, чувства, т.е. от развитости интроспекции и наличия определенного словаря переживаний.

Методика относится к числу бланковых, что позволяет проводить ее коллективно. Бланк содержит необходимые сведения об испытуемом, инструкцию и содержание методики.

Инструкция к тесту

На следующих страницах перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу, беспокойство или страх.

Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах и обведи кружком одну из цифр справа – 0, 1, 2, 3 или 4, – в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство, опасения или страх.

  • 0 – ситуация не кажется неприятной;
  • 1 – ситуация немного волнует;
  • 2 – ситуация вызывает беспокойство;
  • 3 – ситуация очень неприятная;
  • 4 – ситуация сильно неприятна, страх.

Ситуация

Ответ

1.  Отвечать у доски

 

2.  Пойти в дом к незнакомым людям

 

3.  Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах

 

4.  Разговаривать с директором школы

 

5 . Думать о будущем

 

6.  Учитель смотрит по журналу, кого спросить

 

7 .  Тебя критикуют, в чем-то упрекают

 

8. Наблюдают за твоей работой

 

9.  Пишешь контрольную работу, выполняешь тест по какому-нибудь предмету

 

10.  После контрольной, теста – учитель называет отметки

 

11.  На тебя не обращают внимания

 

12. У тебя что-то не получается

 

13. Ждешь родителей с родительского собрания

 

14. Тебе грозит неудача, провал

 

15. Слышишь смех за своей спиной

 

16. Сдаёшь экзамен в школе

 

17. На тебя сердятся (не знаешь почему)

 

18. Выступать пред большой аудиторией

 

19. Предстоит важное решающее дело

 

20. Не понимаешь объяснений учителя

 

21. С тобой несогласны, противоречат тебе

 

22. Сравниваешь себя с другими

 

23. Проверяются твои способности

 

24. На тебя смотрят как на маленького

 

25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос

 

26. Замолчали, когда ты подошел (подошла)

 

27. Оценивается твоя работа

 

28. Думаешь о своих делах

 

29. Тебе надо принять решение для себя

 

30. Не можешь справиться с домашним заданием

 Обработка данных:

Методика включает ситуации 3 типов:

- ситуации, связанные со школой, общением с учителем;

- ситуации, актуализирующие представление о себе;

- ситуации общения.

Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная.

Распределение пунктов шкалы

Вид тревожности

Номер пункта шкалы

школьная

1

4

6

9

10

13

16

20

25

30

самооценочная

3

5

12

14

19

22

23

27

28

29

самооценочная

2

7

8

11

15

17

18

21

24

26

  1. Подсчитывается сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом.
  2. После этого необходимо сложить полученные данные, умножить их на 100 и разделить на 40. Полученные данные пишутся в %.

0 – 50 % - низкий уровень;

50 – 70 % - повышенный уровень;

70 – 75 % - высокий уровень

  1. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале – общего уровня тревожности.

Интерпретация результатов

После обработки делается вывод о степени выраженности каждого из параметров, проводится сравнительный анализ по каждому ученику и классу в целом.

Особого внимания требуют, прежде всего, учащиеся с высокой и очень высокой общей тревожностью. Как известно, подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определённых личностных конфликтов.

Последние случаи представляются наиболее существенными, поскольку они нередко проходят мимо внимания учителей и родителей. Подобную тревожность часто испытывают школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учёбе, общественной жизни, школьной дисциплине, однако это видимое благополучие достаётся им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения. Тревожность в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетворённости, напряжённости. Следствием всего являются отмечаемые учителями и родителями перегрузка, перенапряжение, которые выражаются в нарушениях внимания, снижении работоспособности повышенной утомляемости.

Следует также обратить внимание на учащихся, характеризующихся, условно говоря, «чрезмерным спокойствием», особенно на те случаи, когда оценки по всей шкале не превышают 5 баллов. Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Школьник как бы не допускает неприятный опыт в сознание. Эмоциональное неблагополучие в этом случае сохраняется ценой неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказываясь и на продуктивности деятельности.



Предварительный просмотр:

  1. Методика «Экспертная оценка адаптированности ребёнка к школе» (по В.И. Чиркову, О.Л. Соколовой, О.В. Сорокиной)

Инструкция для родителей:  Выберите утверждение, наиболее точно отражающее состояние ребёнка на данный момент

I        шкала «Успешность выполнения школьных заданий»

5. Правильное безошибочное выполнение школьных заданий.

4.  Небольшие помарки, единичные ошибки.

3.  Редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заменой.

2.  Плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок: частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий.

1.   Плохое усвоение программного материала по всем предметам.

II        шкала «Степень усилий, необходимых ребёнку для выполнения
школьных заданий»

5.   Ребенок работает легко, свободно, без напряжения.

4.   Выполнение школьных заданий не вызывает у ребёнка особых затруднений.

3.  Иногда работает легко, в другое время проявляет упрямство, выполнение заданий требует некоторого напряжения для своего завершения.

2.  Выполнение школьных заданий требует от ребёнка определённой
степени напряжения.

1.  Ребёнок отказывается работать, может плакать, кричать, проявлять
агрессию.

III        шкала «Самостоятельность ребёнка при выполнении школь
ных заданий»

5.   Ребёнок сам справляется со школьными заданиями.

4.   Работает самостоятельно, почти не обращаясь к помощи взрослого.

3.  Иногда обращается за помощью, но чаще выполняет задания сам.

   2. Ребёнок мог бы справляться со школьными заданиями самостоятельно, но предпочитает делать их с помощью взрослого.

  1. Для выполнения ребёнком школьных заданий требуется инициатива, помощь и постоянный контроль со стороны взрослого.

IV        шкала «Настроение, с которым ребёнок идёт в школу»

5. Ребёнок улыбается, смеётся, с хорошим настроением идёт в школу.

4. Спокоен, деловит, нет проявлений сниженного настроения.

3.  Иногда бывают проявления сниженного настроения.

2.  Случаются проявления отрицательных эмоций:

а)  тревожность, огорчение, иногда страх;

б)  обидчивость, вспыльчивость, раздражительность.

1.  Преобладание депрессивного настроения или агрессии (вспышки
гнева, злости).

V        шкала «Взаимоотношения с одноклассниками»

5.  Общительный, инициативный, легко контактирует с детьми, у него много друзей, знакомых.

4.  Малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети.

3.  Сфера общения несколько офаниченная: общается только с некоторыми ребятами.

2.  Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступать с ними в контакт.

1. а) Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться в одиночестве.

б) Инициативен в общении, но часто проявляет негативизм по отношению к детям: ссорится, дразнится, дерётся.

VI шкала «Общая оценка адаптированности ребёнка»

5. Высокий уровень адаптированности.

4. Уровень адаптированности выше среднего.

3. Средний уровень адаптированности.

2. Уровень адаптированности ниже среднего.
1. Низкий уровень адаптированности

Обработка результатов:

19 – 30 баллов – зона адаптации

13 – 18 баллов – зона неполной адаптации

0 – 12 баллов – зона дезадаптации